«Путеводитель к Вратам Штейна». Обзор Steins;Gate и советы по ознакомлению
«Вселенная имеет начало, но не имеет конца — безграничность. Хотя звёзды тоже имеют начало, они гибнут под собственной силой — ограниченность. История доказала, что самый мудрый человек является величайшим глупцом. Рыба, живущая в море, не знает о мире на суше. Она бы так же погибла, если бы обрела это знание. Человек, превысивший скорость света, — больший абсурд, чем рыба, начавшая жить на суше. Можно сказать, что это последнее предупреждение бога для тех, кто сопротивляется»
Эти слова могут казаться по-философски интересными мыслями, а могут — пафосным бредом. О них можно точно сказать то, что они принадлежат студенту Токийского университета Денки (Tokyo Denki University). Несмотря на это, студент является основателем лаборатории Гаджетов Будущего, самопровозглашенным безумным учёным, цель которого — разрушение мирового устоя. Имя его: Хооин Кёма (Роковой Феникс). Его второе имя, по словам Кёмы, используемое для «обмана мира»: Окабе Ринтаро. Главный герой визуальной новеллы (романа) Steins;Gate, манги, её аниме-адаптации, продолжения и спин-оффов.
Steins;Gate относится к вселенной Science;Adventure, но в целом её история является самостоятельной. Вселенная S;A закладывает различные теории заговоров в основу сюжетов своих произведений. S;G является наиболее популярным среди них. Одна из причин этого — отличная аниме-адаптация, которая послужила для многих рекламой новеллы (романа). Другая кроется в главной теме произведения: «Путешествие во времени».
Придумать с такой концепцией что-то новое и, что важнее, интересное — задача сложная, но при достаточном опыте и желании вполне выполнимая. Авторы предоставляют необычную модель «времени», которая действительно работает в рамках вселенной, и строят вокруг неё весь сюжет. Персонажи в нём — обычные люди, которые подчиняются этой модели. Главному герою же представилась возможность повелевать временем. Но окажется, что эта возможность мнимая.
Двадцать восьмое июля две тысячи десятого года. Япония, Акихабара. Сумасшедший безумный учёный Хооин Кёма направляется в Центр Радио на конференцию доктора Накабачи. С ним отправилась его подруга детства Шиина Маюри, беззаботная добрая школьница, которая спросила о цели похода только в самом здании. Цель — тема презентации. «Путешествие во времени». Кёма, конечно, скептически относится к тому, что Накабачи может сказать, но всё равно решил: a) что это интересная информация; b) что нужно узнать о ней раньше Организации. Презентация не успела начаться, как всё здание затряслось на короткое время. Можно было подумать, что это землетрясение, но Кёма определил: источник тряски на крыше. Приоткрыв дверь туда, он обнаружил, предположительно, спутник.
В голове Кёмы появилось много вопросов, но найти на них ответы он не решился. Сотрудник здания увёл заинтересованных людей с крыши. После презентации, материал которой оказался плагиатом, разочарованный Кёма собрался с Маюри уходить, как вдруг по всему зданию проносится вопль полный боли. Хооин отправляет подругу на улицу, а сам идёт проверить источник крика.
На восьмом этаже Центра Радио Окабе Ринтаро становится свидетелем убийства. Не замечая идущих на крик людей, он в ужасе выбегает из здания, встречается с Маюри и, рассказав ей всё, решает идти с ней обратно в лабораторию. По пути Окабе начал писать сообщение своему товарищу Хашиде Итару, чтобы рассказать об этом и ему. Он заканчивает письмо, нажимает кнопку «Отправить» и…
Перед читателем/зрителем проносятся загадочные цифры, а перед Ринтаро предстаёт пустая улица, секунду назад бывшая многолюдной. Окабе бежит в поисках Маюри и остальных людей. Он находит её у Центра Радио и в недоумении расспрашивает о случившемся. По словам Маюри, она вместе с ним только подходила к Центру Радио. Окабе переводит взгляд на здание: спутник, бывший прежде на здании, теперь находился внутри него, будто упавший с высоты.
К этому моменту у читателя/зрителя возникает слишком много вопросов. Что за цифры? Куда пропали все люди? Что за спутник и почему он врезался в здание, хотя пару минут назад стоял на нём? Кто и почему совершил убийство? Что за Организация, про которую говорит Хооин? И почему он ведёт себя как самовлюблённый придурок-чунибьё (см. «синдром восьмиклассника»)?
Раскрывать весь сюжет не имеет смысла. В ближайшие несколько часов чтения/несколько серий просмотра ответы будут даны лишь на некоторые вопросы, но ничто в будущем не останется без ответа. А после одного сюжетного поворота тон повествования и вовсе изменится, и тогда откроется истинное лицо Steins;Gate.
Но в первую очередь это история о персонажах. Рассказать о них имеет смысл.
Окабе Ринтаро, a.k.a сотрудник лаборатории 001 и сумасшедший безумный учёный Хооин Кёма. Чудак, по мнению многих людей, но вполне безобидный, чтобы не вышвыривать его из арендованной однокомнатной квартиры. Её он и нарёк громким названием «Лаборатория Гаджетов Будущего». А так как Кёма — учёный, то он всё время носит лабораторный халат. К тому же он установил дресс-код в лаборатории, по которому все сотрудники должны носить лаб. халат, но почти никто ему не следует. Любит использовать названия из скандинавской мифологии в своих «операциях», даже если их цель — снижение стоимости говядины. При их проведении в экстренных и не слишком ситуациях Кёма пользуется своим помощником, с которым он совещается и делится информацией. Мобильным телефоном. Даже если он выключен. Но безумный учёный также знает, как нормально им пользоваться. Придумывает прозвища людям. Скрывается от Организации, про которую знает только он и больше никто, и ведёт борьбу со всем миром. Кёма не псих, он понимает, что говорит и делает. Но причина его поведения останется в тайне для читателя/зрителя до нужного момента.
Шиина Маюри, a.k.a Маюши и сотрудник лаборатории 002. Добрая, заботливая, беспечная, глупенькая девушка. С детства дружит с Окабе. Возможно, по этой причине она стала вторым сотрудником: в один из весенних дней Маюри просто пришла в лабораторию, чтобы проведать друга. С тех пор она каждый день посещает «лабу» как сотрудник, несмотря на то, что для работы над Гаджетами Будущего она не приспособлена умственно. Зато Маюри проводит время за шитьём костюмов для подруг-косплееров, но косплеить самой ей не хочется. Работает в мэйд-кафе MayQueenNyan².
Хашида Итару, a.k.a Дару, сотрудник лаборатории 003, супер-хака (как зовёт его Кёма), супер-хакер (как зовёт себя он). Специалист по программному, аппаратному обеспечению и японским мемам. Высокоуровневый отаку. Использует в своей речи устойчивые обороты, фразы, являющиеся отсылками на различные аниме/манги/игры. Завсегдатай японского имиджборда — @channel («@» читается как «at»). Стал сотрудником по нескольким причинам: a) в лабе можно свободно пользоваться компьютером; b) относительно недалеко идти до того самого мэйд-кафе.
Макисе Курису, a.k.a «The Zombi», «Celeb 17 (Семнадцатилетняя звезда)», извращённая гениальная девушка, американская девственница, «@chaneller», цундере, ассистент и Кристина. (Если смысл всех остальных никнеймов будет раскрыт по сюжету, то «Кристину» нужно объяснить. Кёма произносит «Курису-тина», что созвучно с «Кристина». Курису же в ответ всегда замечает, что в её имени нет «-тина».) Курису — молодая гениальная учёная. В семнадцать лет (во время действия сюжета ей уже восемнадцать) её статья была опубликована в научно-популярном журнале Science. Читатель/зритель, как и Кёма, ближе знакомится с Курису на её лекции. Тема лекции: «Путешествие во времени». Но точнее будет сказать: «Почему путешествия во времени невозможны». Её доводы логичны, аргументы тверды, а взгляды несокрушимы. Из-за такого непреклонного характера с ней очень трудно ладить.
Кирю Моэка, a.k.a Сверкающий Палец. Прозвище получила за своё невероятно быстрое обращение с телефоном. СМС-сообщения заменяют ей вербальное общение. Моэка почти всегда молчит, а когда говорит, делает это очень тихо. Журналист, работает в Arc Rewrite. На момент действия сюжета занимается поиском редкого компьютера IBN 5100.
Урушибара Рука, a.k.a Рукако. Помогает отцу, работая у него в храме мико (жрицей). Тренируется вместе с учителем Кёмой в обращении с Демоническим мечом Самидаре. Тихоня.
Фейрис Нян-Нян, a.k.a Фейрис. Заведует и работает в мэйд-кафе MayQueenNyan². Это кафе — райский уголочек для отаку, и Фейрис им очень дорожит. Она является объектом обожания Дару. Так как Фейрис чунибьё, она единственная, кто может свободно общаться с Кёмой (из-за этого Дару сильно завидует Хооину). Но учёный относится к общению с ней без особого энтузиазма и называет её не иначе как «лживая женщина».
Амане Сузуха, a.k.a Воин-на-полставки. Приезжая. Называет себя Воином и работает на полставки в магазине Тенноджи по продаже CRT-телевизоров (очень старых телевизоров).
Тенноджи Юго, a.k.a Мистер Браун. Сдаёт в аренду ту самую квартиру, в которой Кёма основал лабораторию. Находится она прямо над магазином CRT-TV. Отношение между Кёмой и Тенноджи немного напряжённые: арендодателю не нравится поведение безумного учёного, и на любую его выходку грозится поднять арендную плату. Воспитывает свою дочь Наэ.
Лаборатория Гаджетов Будущего, a.k.a Лаб. На лабораторию она совсем не похожа, но гаджеты есть, и на момент действия сюжета изобретено целых восемь штук. Например, самый первый — пульт от телевизора в виде игрушечного инопланетного пистолета. Его недостаток в том, что он переключает каналы только вперёд, а включать телевизор или даже настраивать звук нужно вручную на телевизоре. Такая тенденция прослеживается со всеми гаджетами. Их названия являются отсылками к аниме и играм (есть и Джо-Джо референс).
У некоторых людей, которые решили ознакомиться со Steins;Gate, есть две основные претензии: очень долго ничего не происходит и ничего не понятно. Такие заявления имеют место, поэтому нужно объяснить, почему авторы сделали так.
«Затянутое» вступление (чуть меньше половины всего сюжета до завязки) необходимо, чтобы игрок/зритель привык к персонажам и чтобы сюжет выстроился плавно, логично, без резких переходов. Ненужных сцен практически нет. Во вступлении также задаётся много вопросов, на которые дадут ответ намного позднее. На определённые из них — в самом финале.
Также есть, по большей части субъективная, претензия, что невозможно понять главного героя. «Несет какой-то надуманный бред шизофреника, который не вяжется с логикой и его действиями», «Гг такой мудак» и тому подобное. Как уже было написано: в Steins;Gate всему есть объяснение, но оно может не даваться очень долго. Это касается и главного героя.
С чего именно начать знакомство? Если быть честным, я советую для начала посмотреть аниме-адаптацию, а не прочитать новеллу. Не зря было сказано, что адаптация отличная. Она многие интересные моменты упускает и добавляет отсебятину, которой в оригинале не было; двух хорошо прописанных второстепенных персонажей из новеллы делает немного простыми. Но, несмотря на это, адаптация отлично передаёт дух оригинала и в основе своей следует новелле. Тем более что её просмотр занимает намного меньше времени.
Порядок ознакомления
1. Steins;Gate (новелла/сериальная адаптация)
2. Steins;Gate 0 (новелла/серия 23β + сериальная адаптация)
3. Steins;Gate The Movie — Load Region of Déjà Vu (полнометражный фильм)
4. Steins;Gate The Distant Valhalla (новелла)
Некоторые детали
Про Steins;Gate: 24 серии + 25 OVA; есть сцены после титров, которые нужно посмотреть для понимания сюжета; русификатор для новеллы есть в руководствах Steam.
Про Steins;Gate 0: 23 серии + 24 OVA; серия 23β является приквелом событий «Зеро»; сюжет «Зеро» полностью строится на сюжете Steins;Gate (то есть для его понимания нужно знать события оригинала); также есть сцены после титров; русификатор для новеллы ещё не готов.
Про Steins;Gate The Movie: продолжение истории Steins;Gate.
Про Steins;Gate The Distant Valhalla: русификатор есть на просторах интернета; сюжет полностью строится на оригинале.
Steins;Gate — это необычный опыт. Многие люди согласны с тем, что это лучшее, что они видели. Но даже в ином случае человек не остаётся равнодушным. Основаны фанбазы, разгораются споры по теме «Хуже ли «Зеро» по сравнению с оригиналом/каноничен ли фильм», строятся фанатские теории о тех немногочисленных моментах, что Steins;Gate умалчивает. Некоторые продолжат своё знакомство со вселенной Science;Adventure и начнут читать другие произведения. А ещё меньшее число людей сразу же пойдут перечитывать/пересматривать Steins;Gate.
На этом заканчиваю доклад. Задание «Реверсивный Троянский конь» завершено. Используйте этот важный отчёт в борьбе с Организацией. Желаю удачи.
Эль…
Псай…
Конгру…
LabMem`у Shanti за помощь в редактировании текста и LabMem`у LastStepToHell за помощь в оформлении текста и гиф-анимацию
Лучшие комментарии
atomgribТ.е. ты у нас всегда прав, потому что говоришь как есть, а мнение остальных — так, поток похвал и помоев. Умерь своё самолюбие, пожалуйста, ЧСВ из всех щелей прёт. Всего доброго.
Я могу сказать точно, что у адаптации и визуальной новеллы очень много положительных отзывов. И в Steam и на MyAnimeList.
И на MyAnimeList аниме-адаптация Steins;Gate вообще
А самые популярные рецензии — это те три, которые поставили от трёх до шести баллов, и которые оценили максимум 200 человек? В сравнении с десятью рецензиями, которые поставили 7-10, один из которых оценили 2000 человек, я не могу сказать, что негативных очень много.
Поэтому можно сказать, что пироги довольно вкусные
Впрочем, к чему это всё, мне до сих пор не понятно. Ты сказал, что не смотрел, смотреть не будешь, но заочно осуждаешь. Просто потому что
Ты гребёшь всех под одну гребёнку без разбора.
«Может быть». Т.е. ты не уверен, но лезешь всем доказывать, что так оно и есть? Не ознакомившись с произведением, ещё раз отмечу.
«Новинке», о которой идёт речь в данном блоге уже 8 лет, если говорить об аниме-адаптации. А оригинальной новелле 10 лет стукнуло. Про «моралфажество и бутафорию» даже спорить не буду, это опять-таки, сугубо твоё мнение.
Я извиняюсь, но какого чёрта ты решаешь за остальных? Обзоры как раз и нужны для того, чтобы незнакомый человек его прочитал и самостоятельно решил, стоит ли ему знакомиться с данным произведением.
Так теперь объясни мне: зачем вот эти комментарии, в которых ты обливаешь некой субстанцией то, чего даже не видел? Без аргументов, просто используя тезис: «Если расхайпленное, то плохое.» Зачем?
Довольно странные заявления с учётом, что вокруг неё происходит довольно много сюжетно важных событий.
Странно, как по мне, приводить не личное мнение, подкреплённое аргументами, а сухую статистику: «Вот там столько-то людей сказали, что эта штука не очень». Либо я просто не понимаю, какую мысль ты хотел донести этим комментарием.
Опять-таки, предельно субъективно. С точки зрения происходящего их мотивы, поступки и характеры весьма хорошо объяснены и показаны.
В чём-угодно можно найти что-то плохое. Теперь нужно на всём подряд ставить крест? Ничего идеального в мире не существует.
Пока что твоя позиция похожа на: «Я лично не смотрел, уверен, что мне не понравится. Вот автор обзора произведение хвалит, но у него есть слабые стороны, значит, оно плохое. Так люди в интернете пишут.» К чему всё это, мне не понятно.
Ну тут возможно у меня более технический подход был. В плане того, что «те или иные дыры в сюжете являются ошибками сценариста». Хотя и сам я не мог понять тех же моментов вроде… Я не знаю, спойлер это или нет, просто все равно никаких подробностей не говорю, но посиди, пожалуй, под этой меткой.
В общем, точка зрения мне понятна и я не вижу ничего плохого в ней. Да и не хочу разводить публичную полемику (учитывая, что количества различных смутивших меня моментов в сериале тянет на полноценный пост, нежели коммент), но если вдруг есть желание, можем подискутировать тет-а-тет. Может я что-то новое узнаю (учитывая, что с той же VN-кой я еще не закончил), а может и смогу в чем-то убедить. Все-таки «Калиточка» в свое время мне, личинке сценариста, приглянулась. Как положенной в основу идеей, так и довольно концептуальной реализацией (начиная со сценария и заканчивая работой режиссера). Из-за чего на «Зеро» я там столько всего накатывал… В общем, всяких пунктиков и тезисов у меня достаточно =)
За остальные ответы так же благодарю. И держи плюсик.
Теперь можно сказать: «А ну проходи новеллу»
Перевод приличный, плюс переведена внутриигровая вики, так что прямо конфетка с:
Тру стори, такое со многими было xd
Много чего есть, например Linear Bounded Phenogram. Но я решил, что скажу лишь об основном, на мой взгляд. Моя цель только дать ориентир, а не рассказать обо всём с:
В любом случае, удовольствие люди получали, поэтому решил добавить в список