22 июня 2019 22.06.19 21 5953

Почему стоит играть в Mount and Blade в 2019 году?

+34

Спойлер: потому что игра удивительна и феноменальна даже сегодня

Всем доброго здравия, давненько не появлялся в блогах, но настал этот день, когда всё изменилось. Умопомрачительный мир Mount and Blade вдохновил меня на написание этого агитационного поста, сразу предупреждаю – я никакой не олд, не играл в M&B прямо на выходе в 2008 году и не восхищаюсь этой игрой только из-за ностальгии. Открыл её для себя я лишь в нынешнем прекрасном 2019 году, в программе ознакомления с классикой игровой индустрии, и был совершенно поражён этим миром, этой игрой. Чем именно – скажу далее, и уверен, у тебя, дорогой читатель, появится желание ознакомиться с данной эпопеей, если ты не бывал в этом мире ранее. А если бывал, то предлагаю повспоминать, проведённые в этой игре, времена вместе со мной.

Небольшая вводная. Лично я играл в M&B Warband / M&B: Эпоха турниров / Верхом и с клинком: Дружина – отполированное продолжение официальной M&B, в чём там отличия от оригинала я особо запариваться и изучать не стал, ведь главное – именно рабочая и признанная версия Warband.

Жанр: Strategy RPG Разработана: Турецкая студия «Tale Worlds» Дата выпуска: апрель 2010

Лично я об этой игре часто слышал, как о проекте, который нельзя пропустить ни одному любителю Средневековья, но как даже она выглядит – я не представлял, пока не запустил сам. По-сути, я выбрал «кота в мешке». Завязка проста – мы в виде неизвестного человека, отправляемся в страну Кальрадию, заранее выбирая своё происхождение и примерные будущие навыки. Так же, мы выбираем государство в котором хотим начать своё приключение.
Важно сказать, каждая представленная фракция имеет свою некую историческую принадлежность, которую можно определить исходя из языковых особенностей (имена вассалов и названия селений), военных особенностей (виды войск и характерные черты доспехов), а, так же, из-за географического положения на карте (крайний север, южные пустыни, средняя лесная полоса). У нас имеется:

Королевство Свадия — Священная Римская Империя
Королевство Вегир — славяне (с добрым утром)
Королевство Нордов — скандинавы
Королевство Родок — романские народы
Кергитское Ханство — тюрки, ордынцы
Сарранидский Султанат — арабы
Выбираем и начинаем своё приключение.

Первые часы мои глаза просто разбегались- что? где? куда? зачем?

Причина № 1 — сеттинг
Эта игра сделана в псевдо-средневековом фэнтезийном сеттинге, география, персонажи и страны здесь выдуманные, но магией и драконами не пахнет. Зелья варить не придётся, заказов на убийство утопцев не будет и сказочный дракон не спасёт вас от казни. Только реализм, только хардкор. Бандиты напали на вас превосходящими силами, разбили, взяли вас в плен, лишили девственности ваших монет – обычное дело для начала пути.

Причина № 2 — жанр
Формально это Strategy RPG, хотя, по-сути, M&B — это уникальный жанр. Ведь здесь присутствуют элементы action, sendbox, openworld. В начале своего приключения вы управляете только лишь одним собой, и у вас нет заранее заданной территории, а чтобы ей обзавестись вам придётся очень уж постараться — вложить большое количество времени и денег, плюс необходимо удачное стечение обстоятельств. Успешный штурм первого замка — это нечто невообразимое по эмоциям, момент который вы надолго запомните. Позже этот замок нужно удержать, и подать свои претензии на владение этим замком.

Удержание первого замка — дело, вообще очень тревожное, особенно, когда твой отряд в размере 60 голодранцев новобранцев, и 10 лучников, оставшихся после успешного штурма, обороняет замок от 120 обученных воинов врага.

Причина № 3 — принцип историзма
M&B Warband – это уникальный симулятор политики средневековья. Государства не являются государствами в своём обычном понимании, это феодализм – система децентрализованная, и главные тут феодалы (бояре, графы, ханы – в зависимости от культуры), у каждого свои владения, армии, гербы и главное – интересы. Конечно, они объединены в неком общем государстве, в рамках национальной общности, и есть король, но это лишь незначительная формальность. Можно вспомнить и провести аналогию с Русскими княжествами до монгольского нашествия – вроде уже не одно государство, а вроде еще не окончательная раздробленность.
Включив игру, я был напуган огромным количеством титулов и имен представителей различных фракций. И получив задание «отнеси письмо Боярин Гастий» я был в недоразумении – кто это? где он? И даже приехав в его земли, мной он обнаружен не был – мужик отправился в поход, теперь ищи-свищи его.

Феодальная тематика может рожать на свет восхитительные коллизии — после уничтожения королевства Нордов, оставшиеся в живых ярлы отправляются на службу Кергитскому ханству. Появляются Хан-Рагнар и Хан-Бьорн.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...

А.А. Блок «На поле Куликовом»

Причина № 4 — место персонажа в мире
Мир, который живёт без тебя – государства воюют сами по себе, разбойники грабят деревушки, караваны идут своими путями. Ты не центр земли, ты в этом мире – пришлый, мир был до твоего прихода и будет после ухода. События не заскриптованы, в игре лишь заложены математические алгоритмы, какие именно события могут происходить, как фракции примерно могут себя вести.
Поэтому пока ты собираешь армию из 10 оборванцев, где-то на другом краю карты какие-то неизвестные ярлы берут в плен других неизвестных графов, сжигают деревушки и захватывают города.

Тебе остаётся лишь читать новости со всех концов материка с испуганным лицом.

Причина № 5 — возможные роли
Огромный выбор кем тебе быть. Вассал, наёмник, бандит, торговец, перегонщик скота, землевладелец или может всё вместе? Основного квеста вообще НЕТ. Что совершенно исключительно для игр, мир будто говорит тебе — мол, в благородство играть не буду, вот тебе огромный мир, сам найдёшь себе приключения.
M&B вообще не указывает тебе что делать, хочешь — бери поручения, не хочешь не бери. А если взял и не выполнил, то будь любезен возмести ущерб или получи снижение репутации.

Причина № 6 — реалистичность взаимоотношений
Кстати о репутации, присутствуют числовые показатели славы и чести вашего героя. Это чёткие цифры, которые зависят от ваших действий и решений. Разграбил вражескую деревню — молодец, но только отношения к тебе будет негативное, как у жителей деревни, так и у своих.
Так же, присутствует система личных отношений с вассалами. Каждый лорд может относится к вам по-своему. Даже возможна такая ситуация, что некоторые свои союзные бояре будут относится к вам хуже, чем графы вражеского государства. Эта система усложняет вашу жизнь, ведь теперь власть предержащие не будут к вам позитивно относится, лишь из-за принадлежности и их фракции. Уважение надо будет заслужить. Что-то типа системы репутации в Fallout: New Vegas, вам могут не позволить строить кузницу в городе из-за плохих отношений с местным царьком феодалом.

Чёрный ворон — храбрый ворон, Да что ж ты вьёшься надо мной? Хошь не вейся мой чёрный ворон, Чёрный ворон — я не твой.

Китеж «Чёрный ворон»

Причина № 7 — музыка
Волшебная музыка. Музыкально сопровождение написанное Jesse Hopkins напоминает работы композитора Basil Poledouris к кинофильму «Конан-варвар» и работы James Horner в фильме «Храброе сердце». Саунтрек и вправду очень сильно дополняет атмосферу, у каждой фракции свои музыкальные темы путешествия, города и битвы. Так же, временами вспоминается саунд TES Oblivion.

Причина № 8 — баталии.
Массовые битвы в TES: Skyrim и Kingdom Come: Deliverance – это игры в детской песочнице, где бьются 10 на 10 (не в обиду этим играм, их я люблю за другое).
В M&B сотни против сотен, бойцы волнами рубятся друг против друга, превращаясь в месиво — реальный средневековый бугурт, где одна стена щитов против другой стены. После победы все твои воины начинают люто орать и радоваться, и это непередаваемое чувство.

Если в той же Total War вы победили в сражении, то это воспринимается отстраненно – ты смотришь на своих бойцов сверху, как некий парящий объект, и лишь расчётливо продумаешь следующие ходы. А здесь же ты сам бился, ты сам проливал кровь свою и вражескую, и сам от первого лица вкушаешь радость победы. На кончиках пальцев.
Оцените масштаб:

Битва в Скайриме

Битва в Кальрадии

Причина № 9 — возможности
Возможность обустраивать личную жизнь – флиртовать, ухаживать, читать стихи. В стратегиях типа Total war такого не получится, этот момент просто отсутствует — у тебя есть своя династия и всё. Так же, можно приехать на праздник к королю, поучаствовать в турнире с другими лордами, накостылять им и ещё получить за это славу и монеты — просто прекрасно!

Причина № 10 — мир
Красивый мир и проработанные локации радуют глаз, да, они не сильно детализированны, но жизнь в поселениях и городах, как никак, симулируется. Ты не встретишь две одинаковые деревни – да, они могут быть похожи, но они будут разными, с разными проблемами. Даже сегодня я, искушённый современным игростроем, геймер могу приятно удивляться проработке пейзажей и местности в такой старой игре.

Приятная деревушка, прям как у бабушки

Заключение

Mount & Blade — это игра от которой затекают руки и краснеют глаза, почему? Всё просто — заканчивая игровую сессию, оказывается, что уже далеко за полночь и ты уже третий час сидишь за ноутом и гоняешь лошадок по карте. Это прямое и точное попадание лично в меня. Визуально — ничего привлекательного, но внутри наполнением это огромный и шикарный мир. Лично я давно не испытывал такого игрового опыта, чтоб прям так — безотрывно. Всяко встанешь там, поесть, попить, вк проверить. Здесь иначе. Безотрывно погружён в пучину событий этого мира, только успеваешь читать новые события в мире Кальрадии.
И всё происходящее, чтобы уверенно и гордо произнести ответ на вопрос — кому должен достаться захваченный замок?
«Я поддерживаю Я».

А что можно ещё сказать? Эта игра прекрасный выбор для любителя Средневековья и стратегий, так же, для тех, кто ищет в играх незабываемый личный опыт и нестандартные ситуации. Я бы назвал это «особая реиграбельность». Думаю, огромное количество читателей уже знакомы с данным проектом, так что, было бы интересно послушать байки и рассказы, связанные с M&B в комментах. А всем, кто не слышал об этой игре — настойчиво рекомендую. Проекты такого рода затягивают не графикой и экшеном, а геймплеем и внутренним миром, душевным наполнением, его логичностью и некой реалистичностью. Всем удачи в захвате своей Кальрадии!
Играбельно в 2019!

Каким бы не было поле, ты в нём не один Твою спину закроют сотни дружеских спин. Почва из-под ног уходит, воздух — в ожидании стали; Одевай латы, брат, тёмные времена настали!

Стольный ГрадЪ — Путь воина

Плюс новая часть M&B Bannerlord стала неким аналогом Half-Life 3, ставшим долгостроем, с вечным фанатским ожиданием, хотя и подающим некие признаки жизни время от времени. Хотя не так давно был ЗБТ, поэтому возможно этот проект жизнеспособен.

Русь

Средиземье — Властелин колец


Mount & Blade

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
16 сентября 2008
534
4.2
385 оценок
Моя оценка

Mount & Blade: Warband

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
30 марта 2010
1.1K
4.4
861 оценка
Моя оценка

Mount & Blade II: Bannerlord

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
25 октября 2022
1.4K
4.3
682 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Как игрок в МнБ с некоторым стажем, хочу сказать, что был упущен еще один плюс — огромное количество модов, что также в разы повышает реиграбельность. Моды по мотивам Властелина Колец, Песни Льда и Пламени, Гражданской войны в США и т.д. и т.п.

А статья отличная.
Сам поиграл году в 14-15 в самую первую часть.
Вот одна история, на самом деле детали плохо помню, возможно я объединил 2 истории в одну) Дали мне задание захватить дворянина в плен, вроде, пошел я на территорию врага квестодателя но чет не задавалось, время сдачи квеста поджимало и тут на меня сагрилась армия в несколько раз больше моей, даю деру они за мной уже свою территорию покинули и оказались мы на нейтральной Свадии. Им это то ли не понравилось, то ли они войну уже успели начать, но так сложилось, что уже преследователям пришлось убегать) Я под шумок объединяюсь со свадийцами и начинается мегабитва. Во время нее какой-то чел пачками кладет моих солдат, я иду разбираться (Тогда я уже взял околотоповый шмот, но мой отряд был кто в чем) Начали мы драться, он мне хп почти все снес, но я его добил. В списке пленных этот чел значился как некий Саньяр-Хан, т.е. подходил под условия квеста, я радостный поперся сдавать. По пути мне приходит гонец с предложением выкупить пленного за, внимание, 10к с лишних золотых… С одной стороны денег дофигище, с другой я себе, как уже ранее было сказано, все купил, а для оснащения армии нужно было натаскивать их в бою, деньги не решали, да квест инстинктивно хотелось довести до конца и я предложение отверг. Прихожу сдавать квест и получаю за него по деньгам хорошо одну пятую от предложенной ранее суммы… Уже после читая сводку событий, понял, что мой отряд голодранцев держал в плену главу всей фракции Кергитское ханство)
Ну или уже попозже, будучи вассалом Королевства Нордов, получил в свое расположение деревушку. Началась война с соседями и моя вотчина стала подвергаться нападкам врага, мне это стало надоедать и решил я как-то обезопасить свою деревню и заодно нажиться. Был возле границы один крупный город с хорошим гарнизоном, который мешал мне жить и решено было его захватить. Вроде бойцы у меня неплохие, если взять стену и стоять на ней, они должны были крошить подступающие волны врагов. Но вражина все респаунилась а мои ряды таяли. Отступил в деревню под городом, а с местным крестьянам я в свое время помог, они мне и надавали рекрутов. Вернулся в город, а потом обратно в деревню и так несколько раз, некоторые вчерашние крестьяне прокачались до рыцарей… Город в итоге был взят, предъявляю на него свои права королю. Он подумал и отдал его ярлу Олафу, который числился моим заклятым врагом из-за квеста с восстановлением репутации от одной дворянской барышни, чел распускал о ней грязные слухи. Вот это драма, подумал я, такой сюжет сгенерировался)
элементы action, sendbox, openworld
О, я знаю, элементы «sendbox», это когда местные лорды превращают вас в свой личный почтовый ящик, заставляя нестись через пол карты, чтобы доставить очередное бесполезное письмо.
Боже, обожаю эту игру. В ней же можно даже грабить корованы! И самим быть корованом. Нажить несметные богатства и быть ограбленным и захваченным в плен… обидеться на государство и начать мстить.

В общем, играла в игру, как барыга, бродячая торговка и немного воришка. В итоге, чтобы спокойно торговать, пришлось стать королевой :D
Если всё правильно помню, дело обстоит примерно так. Каждая деревня «принадлжит» отдельному замку. Если замок захватывает кто-то из подданных короля — понятно, решает король. Если же ты сам король и захватил замок, деревня остаётся как бы ничейная.

Куда идти дальше — забыл. Но где-то есть менюшка «государственных дел». Вроде бы в столице, но это не точно. Там какой-то главный назначенный хрен стоит, советник или что-то вроде, в разговоре с которым можно налоги поднимать и государственные вопросы решать. Там должно быть что-то вроде «я хочу решить судьбу деревни такой-то», и её можно отдать одному из лордов или забрать себе.

Ещё есть вероятность, что советник может кататься с героем, и что деревню можно присвоить где-то из менюшки деревни. Но по-моему, нужен советник и столица))
Ой, прям ещё поиграть захотелось ^_^

Из минусов игры могу отметить что если герой захватывает замок, он должен оставить в нём охранников из своей свиты. Вроде логично, но у ИИ автоматически генерится защитная армия. Поэтому если у ГГ в отряде сотня бойцов, он может оставить их, и в одиночку уйти искать новобранцев. А если у лорда-ИИ после штурма осталось 50 бойцов, он может оставить в замке охрану из 150 воинов, а сам с оставшимися 50 поедет бить морду врагам. Несправедливо это :) Особенно обидно если ты старался, замок захватывал, каких-то бойцов туда натащил, а король такой «ой какой хороший замок, как ты его хорошо обустроил! Себе заберу. А тебе чтобы не обижался 500 атомов и деревня в самом углу карты, которую вечно сжигают и до которой ты даже не доедешь чтобы защитить ибо переться далеко». Я кажись именно в такой момент впервые взбунтовался и отказался завоёванное отдавать))

А жена в этой игре — существо довольно бесполезное.

Ну а вообще игра хорошая, не помню даже ничего подобного. Не очень люблю песочницы, но M&B это круто. Хочешь — иди торговлей занимайся (ха-ха, кто-то был простым торговцем?), хочешь — топай завоёвывать славу на турнире. Можно стать разбойником, можно пойти служить одному из королей. Можно обидеться на короля которому служил и пойти служить другому королю. Можно обидеться на всех и создать собственное королевство. Можно будет для своих подданных даже религию выбрать. По идее можно даже стать единоличным королём всей Калькрадии, но я не уверен, насколько это возможно.

Бойцов нужно кормить, но если набрать сырого мяса, оно в дороге протухнет и его никто жрать не будет. Если на определённой территории сильно часто воюют, там будет дохрена разбойников (в основном сформированных из дезертиров). Много подобных мелочей учтено.

Попробоваться в каком-нибудь фентезийном сеттинге сыграть, что ли. В Средиземье повоевать :3
Приветсвую Mr.Proper veseley ochstiet zamok v dva raza bystrey. Советую поиграть в мод под названием Renaissance, действие происходит (да ладно) на территории Италии и части южной европы. В чем особенность этого мода? И что за фрик мне пишет спросишь ты? Мод представляет из себя гибрида Hispania 1200 и 16 Th Century Northem Hemisphere (Модификации очень классные кста). 1-ая фишка этого мода в том что здесь достаточно фракции для мясорубки. 2-ая фишка, все нации и фракции вооружены и обмундированны подстать тому времени. 3-ья фишка (Моя самая ФАВОРИТНАЯ) Если ты вдруг стал королем, тебе даеться возможность изменить культуру своей фракции, тобишь можешь кастомизировать свои войска, а там ветка прокачки огого большая. 4-ая фишка, мод достаточно оптимизированный можешь устраивать баталии в 1000 человек, если конечно твой компухтер тебе позволит, на моем примере я имею AMD A10 4600m 2.3 Ghz, HD dual grahics card 2gb, 6gb RAM, hdd 750gb, гамаю в 300 человек. Боснословное число нпц спросишь ты? А представь себе такое возможно, баталии 100 на 100 как то по детски. Найди гьюд по Battle Size на ютубе и вруби мачилову пацанскую. 5 фишка у всех лордов имееться от 100 до 600 NPC, замес лютый, и к счастью разработчик добавил формации для NPC так и для ГГ так и для ИИ, а то как то тупо что без формации рашут вражеские нпц. 6-ая фишка и наконец последняя (Как же я за***ся строчить) Много всего есть в моде, огнестрел на любой вкус, доспехи, мечи, алебарды, пики, лошади ит.д. Уххх су… мод классный, гамаю уже 228 день (В игре конечно)
Ну всё правильно, симуляция армейской дебильности)))
Вроде логично, но у ИИ автоматически генерится защитная армия.

По моему там не так. Там просто от отряда каждого осаждающего замок ИИ берётся определённое количество/процент войска и от него берётся гарнизон.
Не, вот эту особенность хорошо запомнил. Бывало просто такое, что армий на защиту не оставалось, и я после осады оставлял там человек десять-двадцать. Туда подъезжал один лорд, захватывал замок (я ему ничего сделать не мог, т.к. армию собирал только), и оставлял там около ста человек защитников, часто даже чуть больше. У него количество солдат в отряде если и менялось, то незначительно (погрешность из разряда может в замке оставил, а может при штурме погибли).

Единственное что я заметил — с каждым разом ИИ оставляет всё меньше защитников (если часто захватывать), и всё более неопытных воинов. Поэтому в какой-то момент можно просто подъезжать, говорить защитникам «сдавайтесь», и они будут сдаваться :D
Оооо ништяк
Спасибо за совет, буду знать, но пока погоняю в стандартный Warband.
Достойное замечание.
Было бы классно поиграть в свою «Игру Престолов», и захватить весь Вестерос за какой-нибудь Ночной дозор — такой бы исход был бы всяко лучше 8 сезона…
Интересный момент, надо будет как-нибудь воспользоваться.

Вообще эти сражения достаточно серьёзно сделаны, и если набрать небольшой отряд дружинников, и поставить их против сотни новобранцев, то они их перекрошат, даже и не успеешь глазом моргнуть.
Воспользоваться вряд ли особо получится. По сути чтобы в замке осталось двадцать новобранцев, нужно сначала раз пять перебить более серьёзную охрану. Такое иногда случается, но довольно редко, и зачем так делать специально, не могу себе представить.

Да, подготовка войск в игре многое решает. По сути если против одного бронированного рыцаря, особенно если он на кобыле, выставить пару десятков крестьян, он их раскидает. Вилами трудновато доспех пробить оказывается)

Хотя вот тут уже точно не помню. Моего героя вроде бы даже в броне немного ранили когда попадали (даже босота необученная), но могу и ошибаться. Много времени прошло с тех пор как в последний раз игру запускал.
Вегиры вперёд!
Кальрадия для Вегиров!
Мы — Вегиры, с нами Бог!
Слушай, а не подскажешь, как заполучить деревни себе во владения? Когда захватываешь замок/город- понятное дело замок/город твой.

Я вот хоть и написал блог об игре, расхвалил её, но сам ещё на 100% игру не изучил.
Согласен, не благородное это дело в посыльных ходить. Хотя репутация у лордов поднимается.

Но самое стрёмное, это когда ты ударно воюешь на фронтах, сжигаешь вражеские караваны, грабишь деревни, захватываешь и удерживаешь замки, а Король присылает весточку: «мол явитесь у столицу, у нас сбор, мы пойдём в поход.» Конечно же, ты не скачешь, ты обороняешь замки, а король такой — увы, вы провалили задание, не приехали на сбор, я разочарован.
WTF
Есть аж два таких мода (точно два, но, возможно, и больше) A Clash of Kings и ещё какой-то, второй вот не помню названия…
И моды, тысячи их!
Я особенно люблю Nova Aetas, TLD: Overhoul (ригинальный TLD тоже хорош, но оверхоул мне ближе) и Warsword Conquest)
Читай также