Мог ли кто-то предположить что история Эцио Аудиторе растянется аж на целую трилогию? Вряд ли. Даже сами Юбисофт не планировали ничего такого. Но не прошло и полугода после релиза brotherhood, как поползли слухи о том что уже осенью 2011 выйдет третья игра посвященная итальянскому ассасину. И слухи не обманули, уже в ноябре свет увидела Assassin’s Creed: Revelations. Какой она получилась игрой узнаем вместе с вами прямо сейчас.
1 статья про Эцио тут
2 статья про Эцио тут
Но сначала я хотел бы вкратце пройтись по тысячелетней истории Константинополя, так как считаю, что это позволит многим взглянуть на сюжет игры под другим углом.
В начале четвертого века Римскую империю раздирали внутренние распри. Последний великий император, разочаровавшись во власти, разделил империю между соправителями, которые не преминули возможностью вцепится друг другу в глотки в борьбе за трон. Победителем вышел Константин. После своего триумфа Константин уравнял все верования, а Христианство, до сего момента считавшееся запрещенной сектантской доктриной, неожиданно стало одной из популярных мировых религий.
Перед решающей битвой за Рим Константин увидел в небе распятие и надпись “Сим победише”
Позже Константин посетил небольшой городок Византий на Европейском побережье Босфора. Императора поразило, что столь важный стратегический пункт, соединяющий восток с западом, а Черное море со Средиземным, остается столь неприметным и непопулярным местом. Константин приказал расширить город и обнести его крепостной стеной. А уже в 330 году официально перенес сюда столицу империи, заодно переименовав Византий в Новый Рим. Впрочем название не прижилось, и еще при жизни императора город стал называться Константинополем.
В конце IV века император Феодосий Первый признал Христианство официальной государственной религией и начал разрушать античные храмы. Символично то, что он же стал последним государем единой Римской империи, а уже двое его сыновей разделили её на западную и восточную. Западная со столицей в Риме будет загнивать и вскоре падет под напором варваров, а восточную со столицей в Великом Константинополе ждет тысячелетнее процветание.
Восточные римляне назовут себя Ромеями, а свое государство Романией, на западе же их будут называть просто греками, из-за преобладания греческого языка и элланизированного населения и культуры.
На восемь столетий Константинополь станет центром цивилизованного мира, самым большим городом средневековья. В то время как в Париже и Лондоне люди будут жить в домах построенных из грязи и палок, выплескивать помои из окна на головы прохожих, а мыться раз в месяц в загрязненных речках-говнотечках, в Константинополе будут строится неприступные крепостные стены, многометровые акведуки, подземные цистерны-водохранилища, канализация, библиотеки, институты и академии, величественный ипподром в несколько раз превосходящий в размерах Колизей и шедевр мировой архитектуры собор святой Софии.
Собор Святой Софии
Константинополь станет мировым хранилищем знаний и богатств. И на протяжении тысячелетия столица Византии будет объектом зависти и вожделения. Сокровищем завладеть которым не пожелает лишь тот, кто не бывал в Константинополе.
Атилла и его гунны, остготы, персы, славяне, булгары и даже наши с вами предки русы, кто только не осаждал стены Константинополя. Однако тройная линия фортификаций оставалась неприступной на протяжении многих веков.
К тринадцатому веку Византия, как загнанный зверь отбивалась от своры голодных собак окруживших её со всех сторон и желавших разорвать на куски. Империя смогла выдержать все невзгоды и остаться непокоренной, но в конце концов пала от предательского кинжала воткнутого в спину своим западным христианским собратом. Как Каин убил Авеля из алчности и зависти, так же католики европы поразили православную Византию в самое её сердце.
Под видом четвертого крестового похода в 1204 году войска крестоносцев направлялись в Палестину, но по пути неожиданно завернули к Константинополю. Истощенная, ослабленная войной на всех своих рубежах, Византия не смогла сопротивлятся. Константинополь был захвачен и разграблен. Латиняне подавляли в Византии греческую культуру, а засилье венецианских торговцев мешало возрождению византийской экономики.
Знания и богатства из Византийской столицы неисчерпаемым потоком хлынули в Европу и предопределили эпоху возрождения. Впрочем Византия смогла оправится от ударов нанесенных крестоносцами и возродится под властью династии Палеологов. 15 августа 1261 года Михаил Палеолог, разгромив Латинскую империю, торжественно вошёл в Константинополь, объявил о восстановлении империи и короновался в храме святой Софии.
Греки праздновали освобождение от крестоносцев, и боготворили императора Михаила, но весь мир уже увидел, что никакая сверхъестественная сила не оберегает город, а стены Константинополя вполне можно преодолеть.
Тем временем на восточных ослабленных рубежах Византии зарождалось новое могучее турецкое государство. Небывалый успех сопутствовал оттаманским военачальникам. И к началу 15 века большая часть Византийских земель уже входила в состав Османского султаната. Только Константинополь оставался для турок неприступным, последним рубежом великой империи Константина.
Тройная крепостная стена Константинополя считается лучшим фортификационным сооружением в мире
5 апреля 1453 года турки начали осаду Константинополя. Последний византийский император Константин 11-ый из династии Палеологов смог выставить против двух сотен тысяч турецких воинов, всего лишь семь тысяч солдат, большая часть которых была генуэзскими и венецианскими наемниками.
И тем не менее ни огромный флот, ни мощнейшая артиллерия, ни многотысячное войско не помогли Османам взять константинополь с налету. Горстка солдат во главе с самим императором отбивала любые попытки турок прорвать оборону города.
В турецком стане произошел разлад, многие выступали за то чтобы снять осаду. Полководцы говорили, что Константинополь давно потерял своё стратегическое значение и богатства, и он не стоит таких жертв. Но молодой и энергичный султан Мехмед Второй считал иначе. Он заявил что падение Константинополя ознаменует возвышение Османского государства, ведь кто владеет Константинополем тот владеет ключом к Европе.
Перед финальным сражением Мехмед написал Константину письмо, в котором предлагал сдать город в обмен на его жизнь и жизни его подданных. Константин ответил, что если сдаст город, то ни его жизнь, ни жизни его подданых, не будут стоить ровным счетом ничего. Его судьба защитить город, либо погибнуть вместе с ним.
Генеральное сражение было назначено на 29 мая. Перед самой битвой Константин вышел к армии и собравшемуся ополчению и произнес проникновенную речь, в которой призвал Византийцев сражаться до последнего вздоха, ибо они потомки великих римлян и греков. Слова государя воодушевили людей и в бой они шли гордо подняв головы.
Ранним утром турки всеми силами навалились на городские стены, но дважды были отброшены. Рассвирепев, Мехмед приказал ударить по всем фронтам одновременно. Лучшие османские солдаты янычары пошли в бой, пушки палили не умолкая, часть судов перенесли по суше и спустили на воду за оборонительной цепью защищавшей морские подходы к Константинополю, турки смогли прокопать подземные ходы в канализационные туннели города, и вскоре османские солдаты как муравьи заполнили улицы Константинополя. Это был конец.
Константин и последние из защитников города попали в окружение. Император поднял взгляд к ясному небу, перекрестился, скинул с себя мантию, сорвал символы императорского достоинства, и со словами “Город пал, а я еще жив” бросился в бой и был убит как простой солдат. Его тело нашли в общей куче трупов только через три дня после падения Константинополя.
Κωνσταντίνος ΙΑ' Παλαιολόγος, Δραγάσης (греч.) Константи́н XI Палеоло́г Дра́гаш последний император Византии
30 мая 1453 года в восемь часов утра, Мехмед II триумфально вошел в столицу павшей империи и приказал переделать центральную церковь города — собор Святой Софии — в мечеть. Византия погибла, но Константинополь не постигла судьба Рима. Город возродился и снова засиял в лучах славы, как Истанбул — столица новой великой Османской империи.
Игра бросает нас с места в карьер, и сразу же передает под наше управление, неожиданно сильно постаревшего за минувшие четыре года, Эцио Аудиторе. А пока Эцио преследует призрака Альтаира, взбираясь на самую вершину Масиафа, давайте вспомним, как он вообще здесь оказался.
Свергнув власть итальянских тамплиеров Борджиа, Эцио принес мир в Рим. Но сидеть на попе ровно мессеру Аудиторе оказалось не в радость, и вот, раскопав в старом семейном архиве письмо отца, адресованное давным давно дяде Марио, Эцио узнает, что в горных Сирийских районах пребывает в запустении древняя крепость Масиаф — родина ассасинского ордена. А где-то в ее недрах спрятана библиотека, построенная самим Альтаиром. Библиотека эта таит великие знания, и Эцио решает что должен отыскать её. Он уверен, что поиски библиотеки помогут ему найти и самого себя.
И вот Эцио прибывает в Масиаф и видит, что обитель ассасинов вовсе не заброшена, и её наводнили тамплиеры. Эцио догадывается, что они ищут то же что и он. И теперь он, преследуя дух погибшего много лет назад мастера, взбирается на самую вершину Масиафа, а оттуда падает в фирменном ассасинском прыжке веры прямо ко входу в библиотеку.
Однако не все так просто, вход в библиотеку заперт на 5 замков, и войти внутрь без ключей нет ни малейшей возможности. Эцио выслеживает тамплиерского сержанта и в результате длительной полной экшена и адреналина погони, убивает его. У сержанта Эцио забирает дневник путешественника Николо Поло, и из него узнает, что Альтаир отдал 5 ключей от библиотеки братьям Поло, а те в свою очередь увезли их в Константинополь и спрятали в тайниках по всему городу. Из предсмертной речи сержанта Эцио также узнает что новым змеиным рассадником тамплиеров стал именно Константинополь, и ордену даже удалось отыскать один из пяти ключей под султанским дворцом Топкапи.
А раз так, значит в Константинополь и предстоит направится Эцио, дабы отыскать все ключи от библиотеки, попутно извести лукавых тамплиеров и решить насущные государственные вопросы оттоманов.
Прибыв в порт Константинополя, Эцио встречается с одним из местных мастеров ассасинов, неунывающим Юсуфом Тазимом
Юсуф проводит для Эцио краткий экскурс по Константинополю, знакомит с местным ассасинским убежищем, схожим с тем, что у ассасинов было в Риме, убер-читерским клинком-крюком, и еще парочкой новых игровых механик. Параллельно он вводит Эцио в курс дела — сообщает, что тамплиеры связались с греками-византийцами недовольными османской политикой, и совместно они плетут планы по свержению турецкой власти и возрождению Византийской империи. А в связи с тем, что в султанской семье произошел разлад и нынешний султан воюет где-то на рубежах империи против родного сына, план византийских тамплиеров вовсе не выглядит безнадежным.
Наконец-таки отбрехавшись от приставучего турка, Эцио направляется к старой лавке братьев Поло. Где знакомится с её нынешней владелицей итальянкой, а точнее венецианкой Софией Сартор.
Околдованный красотой и умом новой знакомой, Эцио исследует лавку и находит тайный проход в заброшенную цистерну под городом, где уже во всю ведут раскопки тамплиерские прихвостни. Расправившись с ними, Эцио находит первую из пяти печатей-ключей, и обнаруживает что печати эти, помимо того что отпирают вход в библиотеку под Масиафом, выполняют еще и роль этаких карт памяти, на которые Альтаир записал свои самые судьбоносные воспоминания.
В эти моменты собственно игроку дают возможность снова поуправлять Сирийским мастером, и повествуют о тех событиях его жизни, которые мы с вами уже изучили в третьем выпуске данного экскурса (ознакомится с ним можно тут)
Далее сюжетная линия разделяется на две параллельно развивающиеся ветки. И если с первой всё просто. В ней Эцио вместе с Софией разгадывает загадки братьев Поло и занимается поисками печатей. С каждой новой последовательностью всё сильнее проникаясь к женщине теплыми чувствами.
То вот на второй стоит остановится поподробнее. Ибо в ней наш ассасин с головой погружается в придворные политические дрязги.
Начинается всё с того, что до ассасинов доходит информация о планируемом тамплиерами покушении на жизнь юного принца Сулеймана, будущего Сулеймана Великолепного. Переодевшись менестрелями, ассасины проникают на вечеринку во дворец Топкапи и спасают жизнь принца.
Гриф от лютни лучше любого клинка
Эцио узнает в принце юношу вместе с которым на одном корабле прибыл в Константинополь. Тогда принц скрыл своё благородное происхождение и представился обычным студентом. В откровенной беседе Сулейман сообщает Эцио о политических разборках в своей семье. Оказывается его дед — нынешний султан Баязид Второй, назвал своим преемником сына Ахмета, но народ и армия считали Ахмета слабым и поддерживали воинствующего Селима — младшего сына Баязида и отца Сулеймана. В свою очередь Селим, возмущенный выбором наследника в пользу старшего брата, заручился поддержкой янычаров и объявил гражданскую войну своему отцу султану. Знаю знаю, что “Санта Барбара” отдыхает, но что поделать, такие они восточные интриги.
Янычары во время покушения на принца Сулеймана проявили крайнюю пассивность, поэтому Сулейман заподозрил, что их командир Тарик Барлетти спелся с предателями. Сулейман просит Эцио выяснить на чьей стороне Тарик и если он предатель то убить его.
Янычары считаются элитными османскими войсками. Но далеко не каждый знает, что состояли они по большей части из бывших христиан. Дело в том, что в составе Османской империи было огромное количество земель на которых преобладали христианство и иудаизм. Османы вели в их отношении более осторожную политику нежели ранее, те же Сельджуки или Сарацины. Однако, хоть официального рабства у оттоманов не было, существовала так называемая “кровная подать” — Каждое христианское подворье должно было предоставить в распоряжение армии одного мальчика, которого обучали военному ремеслу в строгих исламских традициях. Юноша впоследствии становился янычаром. Интересно то, что в итоге янычары становились самыми преданными воинами и порой достигали высших должностей при султане, о которых и мечтать не смели будучи свободными.
По поручению Сулеймана, Эцио выслеживает Тарика и наблюдает встречу Янычара с купцом Мануилом Палеологом. Эцио выясняет, что Мануил ни кто иной, как племянник самого Константина Одиннадцатого, последнего византийского императора. Это объясняет неожиданную активность тамплиеров в Константинополе.
Переодевшись под одного из Янычаров Эцио проникает в лагерь Тарика и убивает предателя, но тем самым совершает большую ошибку.
Оказывается Тарик вел свою игру и тоже пытался разоблачить предателя. Для этого Тарик притворился союзником византийцев и пытался втереться к ним в доверие, но Эцио сломал все его планы и оборвал жизнь янычара. Перед смертью Тарик попросил Эцио довершить его дело, направиться в Кападокию и связаться с внедренным в ряды тамплиеров агентом.
Устроив эффектный побег, через объятый греческим огнем Золотой рог, Эцио отплывает в Кападокию. Там, при помощи шпионки Диляры, он убивает сначала туркменского тамплиера Шахкулу, а затем добирается и до самого Мануила Палеолога. И здесь нас ждет главный твист откровения
Дядя Сулеймана и будущий султан Османской империи оказывается главой византийских тамплиеров, какая ирония. Теперь раскрыв все карты он приказывает своим людям убить Эцио и забрать у него ключи от библиотеки.
Без особого труда справившись с тамплиерами Ахмета, Эцио поспешно возвращается в Константинополь и обнаруживает труп Юсуфа в лавке Софии. Он клянется отомстить за смерть собрата, собирает всех ассасинов и штурмует арсенал, в котором окопались тамплиеры. Однако Ахмет даже потерпев поражение не сдается и выставляет требования — ключи от масиафа в обмен на жизнь Софии. У Эцио нет другого выбора кроме как согласится. Ассасин совершает обмен, спасает возлюбленную и бросается в погоню за Ахметом.
В результате бешеной скачки, которой позавидовал бы сам Вин Дизель, Эцио настигает Ахмета и отнимает у него ключи от библиотеки Альтаира. После чего из-за кулис выходит Селим, который за это время ухитрился заставить отца отречься от престола в свою пользу. Он хладнокровно убивает родного брата и недвусмысленно намекает Эцио чтобы он валил на хрен из его города.
Эцио и София прибывают в Масиаф, отпирают древнюю дверь, и обнаруживают ни библиотеку и даже не великий храм, как говорил Ахмет, а гробницу мастера Ла-Ахада и тайник с Яблоком Эдема. Но Эцио не осмеливается прикоснуться к артефакту. Он выбрасывает свой меч, снимает скрытые клинки и оставляет их в этих стенах, вместе со своей прежней жизнью и последним сообщением для Дезмонда. После чего покидает Масиаф уже не как ассасин, но как обычный человек.
А теперь пришло время обсудить техническую часть игры. Юбисофт пошли на эксперимент и вместо стандартной разработки внутри одной конкретной студии прибегли к новой многоуровневой модели. Проще говоря, разработку игры поручили сразу семи подразделениям юбисофт, расположенным в разных частях планеты. Одна студия занималась разработкой левел дизайна, другая корпела над сюжетом, третья работала над геймплеем, и так далее. А потом в недрах Юбисофт Монреаль все эти части были склеены, и на выходе получилась Assassin’s Creed: Revelations. Продажи превысили все ожидания, а боссы юбисофт со спокойной душой решили, что эксперимент удался, и вообще они нашли идеальную модель создания ежегодных блокбастеров ААА класса. Справедливо ли такое суждение? Попробуем разобраться прямо сейчас.
Общая игровая концепция была полностью скопирована с Братства. Как и год назад в распоряжении Эцио был всего лишь один угнетаемый тамплиерами город, и всё что делает наш герой направлено на освобождение и возрождение Константинополя. Только если в Братстве всё это было сюжетно обосновано, там нашей основной целью было свержение власти Борджиа, то в Откровении, совершенно непонятно для чего Эцио с головой окунается в Османо-византийскую политику и экономику. Ведь всё что ему нужно это найти печати Альтаира, а потом навсегда оставить Константинополь за кормой. И вместо того чтобы сосредоточится на своей цели, наш герой начинает решать бесконечные проблемы всех окружающих.
Как и раньше Эцио предстоит район за районом освобождать Константинополь от византийских тамплиеров, скупать малый бизнес и архитектурные памятники, вербовать новых рекрутов в братство и прокачивать их по средствам глобальной карты. И всё это с парочкой нововведений стало выглядеть как-то странно и неуместно.
Стелс-экшен про ассасина по сути своей превратился в симулятор политического деятеля с элементами стратегии. И об этом кричит каждая новая механика.
Вот например система розыска. Раньше она работала исключительно против героя. То есть, если ассасин нарушал закон, то за его голову назначали награду, и чтобы её отменить приходилось срывать плакаты, подкупать глашатаев и убивать чиновников. Всё просто! Теперь же заполненная шкала известности никак не влияла на героя и городская стража продолжала его игнорировать. Зато агрессивная деятельность ассасина вызывала отклик в тамплиерском стане, и как только портеретик в углу экрана краснел византийские отряды тут же начинали штурмовать захваченные нами ранее районы, и Эцио приходилось брать на себя роль полководца идти и защищать базу в совершенно бездарнейшем тавер-дифенсе.
Глобальная карта тоже претерпела некоторые идейные изменения, если раньше мы просто отправляли ассасинов на задания в другие города, то теперь наш герой ведет здесь настоящую полномасштабную войну, с захватом городов и последующей защитой их от тамплиерских армий. Ну просто Total War, какой-то на минималках.
Помните я жаловался, что в Братстве всего лишь два убийства на всю игру, так вот в Откровении и того меньше. По сути, как таковое не заскриптованное убийство с предварительной подготовкой здесь всего одно — убийство Тарика, впрочем, и оно в итоге оказывается бессмысленным. Есть еще убийства Шахкулу и Мануила в Анатолии, но они происходят внезапно без всякой прелюдии и строго заскриптованы.
Однако, я немного слукавил. Всё же убийства тамплиеров в игре остались, только их вынесли за рамки сюжета и убивает их чаще не главный герой а его ученики. Об этих квестах стоит рассказать поподробней, ибо это 70% всего доп. контента Откровения.
Начинаются такие квесты уже со стадии вербовки рекрутов, часть этих заданий теперь настоящие истории со своим сюжетом и конфликтом, а не просто убийство четырех угнетателей с неотвратимым коленопреклонением спасенного нами работяги, как было в Братстве.
Прокачивая рекрутов на глобальной карте, мы сможем назначить семерых избранных учеников достигших 10 лвла на должность районного участкового. После чего у каждого из них появится свой индивидуальный квест, связанный с одним из тамплиерских боссов. Обычно в финале этого квеста, наш ученик за недостатком опыта провалит убийство цели.
Эцио с отцовской заботой похлопает неудачливого ученика по плечу и скажет, что-то типа терпение и труд всё перетрут. После чего появится возможность дальнейшей прокачки этого ассасина, а его максимальный уровень вырастет до 15-ого. По достижении этой планки, ученик станет мастером, и у него вновь появится квест в результате которого, Эцио и его прокаченный протеже расправятся с тамплиерским супостатом.
Увы, кроме этих неплохих в целом заданий, разработчиков больше ни на что не хватило. Забудьте про классные побочные ветки из Братства. Всё что есть в откровении помимо прокачки ассасинов, это пара гильдийных квестов воров и наемников, короткие поручения Пири Рейса, да две гробницы, одна из которых входит в состав ДЛС потерянный архив и принадлежит Владу Цепешу, более известному в поп культуре, как граф Дракула.
Ах да были еще случайно генерившиеся задания их два типа — драки с алкашами и перетаскивание ящиков.
— Кто вы ефенди?
— Я Эцио Аудиторе, глава ордена Ассасинов.
— Понятно, не хотите подработать немного грузчиком?
— С превеликим удовольствием.
В целом сам геймплей практически не изменился. В арсенале Эцио появился нож-крюк вносящий еще больше разнообразия и динамики, в боевку и паркур, а также внушительный арсенал из бомб.
С последними кстати можно весьма любопытно поиграться в первое время, создавая бомбы вонючки, растяжки начиненные фальшивыми монетами и фугасные липучки. Однако когда обнаруживаешь одну имбовейшую комбинацию, позволяющую устраивать настоящий геноцид оставаясь незамеченным, понимаешь, что всё остальное в игре просто нафиг не нужно.
Берем хлопушку погромче, кидаем её куда нибудь в центр локации. Вся стража собирается на шум, бросаем им бомбу начиненную ядом, любуемся, как враги корчатся в муках выплевывая собственные внутренности.
Большой упор в этот раз был сделан на мультиплеер. В своей основе он не поменялся, но появилось несколько новых режимов, призванных разнообразить геймплей. И в этот раз мне даже удалось пощупать его. Как это не удивительно, но в мультиплеер откровения и по прошествии восьми лет играют люди. Впрочем мне категорически не понятно, что ими движет. Потому что сама концепция онлайн-режима в ассасине полнейший бред. Всё это действо на экране выглядит убого, а играется и того хуже. Обилие читерских способностей и косяков сингл-плеерного движка, превращают происходящие в какую-то вакханалию.
Данная способность не раз зажжет в вашей прямой кишке пламя
И хрен бы с ним с этим мультиплеером. Да только разработчики решили, что будет замечательной идеей запихать в него часть сюжета, и чтобы открыть все тайны Абстерго, обязательно нужно наиграть в это безобразие в два раза больше времени чем в сингл. Но по этому вопросу я побомблю в другой раз, а пока двигаемся дальше.
Давайте наконец-таки поговорим и о приятных вещах. Их в откровении к сожалению не так много. Я насчитал всего три.
Во-первых это саундтрек. Он просто великолепен. Объективно это лучший саундтрек за всю историю серии. Огромное количество шедевральных композиций, написанных в симбиозе Еспера Кюда и Лорна Бэлфа, при участии самого батьки Циммера, просто за уши вытягивают игру и заставляют наслаждаться даже теми моментами, которые хочется только ругать.
Во-вторых это город. Эцио прибывает в Стамбул через 60 лет после его завоевания, и за это время город значительно преобразился. В отличие от Рима с его руинами и огородами, Стамбул плотно застроен и разбит на этнические густонаселенные районы, вследствии чего разработчикам пришлось даже полностью отказаться от лошадей. Благодаря не свойственной другим мусульманским народам терпимости оттоманов к иноземным традициям и верованиям, Константинополь неожиданно стал домом не только для турецких-мусульман и коренных православных христиан, но также для множества иудейских общин, католических переселенцев и даже гонимых отовсюду цыган. А население города, со времен падения Византии, выросло практически вдесятеро.
Вообще Константинополь сильно похож на Иерусалим из первого ассасина. Он такой же многолюдный и разношерстный, а архитектура вобрала в себя всё изящество востока и строгость запада. И посреди всего этого невероятным образом синнергирующего великолепия, то ту то там встречаются обшарпанные образчики античного греко-римского наследия. Город просто пропитан какой-то необычайной ближневосточной атмосферой, и юбисофт в полной мере удалось передать её. Прогуливаясь по улицам виртуального Стамбула, утопающего в теплых лучах заходящего солнца, кажется что закрыв глаза и вдохнув поглубже действительно можно ощутить ароматы восточных благовоний.
Я не побоюсь сказать, что Константинополь — это одна из лучших реконструкций исторических городов сделанных Юбисофт в рамках серии ассасинс крид, где-то наравне с Парижем из Юнити. А команда которая занималась созданием Стамбула проделала просто титаническую работу за 12 месяцев. Мой личный респект этим ребятам.
1. Византии не существовало
Самое крупное несоответствие, да и вообще распространенное заблуждение связано с Византией. Дело в том, что никакой Византии не существовало. Византийцы называли себя Римлянами, а своё государство — Римской империей, для всего остального мира они были просто Греками. Сам термин Византия был введен в обиход немецким историком Иеронимом Вольфом лишь в 1557 году уже после падения Константинополя. Поэтому ни каких византийцев в игре быть не может, их должны называть греками, максимум римлянами, но уж точно не византийцами.
2. Что-то тут не сходится
Как мы узнаем из сюжета игры Шахкулу и Ахмет тамплиеры и союзники. Но в действительности Шахкулу был предводителем восстания вспыхнувшего в 1511 году против оттоманского господства на территории Анатолии, и как бы вы думали кому было поручено подавить восстание? Все верно старшему сыну султана Баязида Ахмету. Не буду вдаваться в подробности, но в генеральном сражении войско повстанцев было разбито армией Ахмета, а сам Шахкулу убит в бою. В игре его убивает Эцио в Кападокии. Также в игре упоминается о восстании 11-го года, но без всяких подробностей.
3. Власть Селиму, смерть Ахмету
Нам не рассказывают, как Селим стал султаном, но подразумевается, что он победил своего отца и заставил его отречься от престола в свою пользу. На самом деле Баязид разбил войска сына и изгнал его в Крым, но впоследствие престарелый Баязид, уставший от войны, отрекся от короны, и борьбу за власть продолжили Селим и Ахмет. Их армии сошлись в открытом поле. Армия Селима наголову разбила войско брата, после чего Ахмет был арестован, а позже казнен, как и все остальные возможные претенденты на престол.
Странно получается с Откровением, игра вызывает чувства прямо противоположные тем которые вызывало Братство. С технической точки зрения Братство было чуть ли не шедевром, но его сюжет и персонажи были беспощадно про(...)аны. В Откровении всё с точностью до наоборот, разработчики просто забили болт на гейм-дизайн, нагло скопировав общую концепцию с предыдущей игры, а все нововведения оказались очень спорными. Зато в отличие от Братства Юбисофт постарались и на этот раз придумали, хоть и короткий, хоть и практически не связанный с ассасинской тематикой, но тем не менее действительно не плохой сюжет. С горячими восточными интригами, несколькими не самыми очевидными твистами и новыми, хочу подчеркнуть НОВЫМИ персонажами.
Да, эти персонажи всё еще не дотягивают до уровня героев второй части. Пири Рейс играющий здесь роль местного мастера на все руки, меркнет на фоне Леонардо, а новая пассия протагониста София Сартор не выдерживает никакого сравнения с Катериной Сфорца, или той же Кристиной Веспуччи, которые занимают в разы меньше экранного времени, но раскрываются намного ярче. Даже Юсуф — это классический персонаж-шут, несерьезный с виду, но преданный на поверку. Смерть такого персонажа всегда выглядит трагично и незаслуженно. Но на самом деле это весьма грубый и примитивный драматургический ход.
И всё же несмотря ни на что все эти персонажи действительно новые и в достаточной степени живые.
Главный герой постарел стал мудрее и вместе с тем более циничней чтоли. Он не гнушается использовать других людей в своих целях, как например при штурме арсенала или в Кападокии.
И это неплохо, персонаж развивается и меняется не только в положительную сторону, а это признак хорошего персонажа. К тому же Эцио наконец-таки переборол свой фетиш щадить самых опасных тамплиеров и, как положено настоящему ассасину, убивает всех тамплиеров на своем пути.
Но увы не все так хорошо с ним, как хотелось бы. Может это старческий маразм, но порой Эцио поступает нелогично и глупо. Я не говорю о том, что он ввязывается в дела, которые его совершенно не касаются, понятно, что это сделано для растягивания игрового процесса. Но мелкие ситуации наподобие неоправданной вспыльчивости в разговоре с Селимом создают репутацию не самого разумного человека.
Что касается тамплиеров, то тут разработчики действительно постарались на славу. Наверняка кто-то заметил, как я написал, что в игре только три плюса, а назвал лишь музыку и архитектуру города. Так вот третий плюс это антагонисты. В отличие от семьи Борджиа, злодеи Откровения, не обладают такой благотворной исторической почвой, и тем не менее разработчикам удалось создать неожиданно прекрасных врагов для Эцио. Главный противник — принц Ахмет, конечно страдает синдромом злодея внезапно появляющегося в самом конце игры, но во-первых это неплохо завуалированно под сюжетный твист, а во-вторых сам антагонист оказывается неожиданно настолько хорошо прописан, что ни на секунду не заставляет усомнится в своем здравомыслии и логике поступков.
Чтобы не быть голословным предлагаю вам просто сравнить, две похожих ситуации. Вот первая из них — Чезаре Борджиа во время своего ареста и битвы в финале с Эцио, ведет себя, как истеричка, кричит что “Такого не может быть, людям меня не убить”. В общем ведет себя неадекватно и нелепо.
А теперь посмотрим как поведет себя Ахмет, оказавшись в подобной ситуации. Когда Эцио загоняет его в угол в арсенале, между ними происходит следующий диалог:
Ахмет: Мне жаль, что всё так кончилось, и те кто могли бы стать друзьями сейчас спорят из-за ключей. Мы сражаемся за одну идею Эцио только разными методами. Ты еще не понял? Мир, стабильность, мир где люди живут без страха… Да люди жаждут истинны, но при этом не хотят видеть её в упор, и как же бороться с таким невежеством?
Эцио: Свобода не лишена проблем, но она бесценна.
Ахмет: Конечно! А когда все развалится и цивилизация погибнет, Эцио Аудиторе возвышаясь на её руинах скажет Я не забыл своё кредо.
Думаю любые комментарии здесь излишни.
На самом деле впервые со времен первой части, тамплиеры стали не просто деспотичными злодеями жаждущими поработить мир, а обычными земными людьми со своими мотивами и своей правдой. И если с Шахкулу всё понятно, он цепной пёс ордена бездумно выполняющий любые приказы. То вот умысел Мануила Палеолога вообще не выглядит, как злодеяние. Помните мой долгий вступительный рассказ про историю и завоевание Константинополя, так вот по сути Оттоманы просто агрессивно вторглись на родину Мануила. Они убили его родственников, аннексировали земли, и изгнали всех несогласных с новым режимом. Мануил всего лишь желал справедливости, он хотел вернуть византийцам, вынужденным жить в изгнании в пещерах Кападокии их родные дома, а себе вернуть законные права на Константинопольский престол. И как это ни парадоксально, тамплиеры оказались единственными, кто поддержал его в этом стремлении.
Точно так же и замысел Ахмета выглядит понятными и адекватным. Он образованный человек выросший в горниле войны. Но он не хочет больше воевать и расширять границы. Он хочет перемен и мира. Баязид видит в старшем сыне мудрого и здравомыслящего правителя, но невежественная толпа принимает мудрость за трусость, а здравомыслие за проявление слабого характера. При таком раскладе волей не волей согласишься с мировоззрением тамплиеров. Люди это стадо, а стадом нужно управлять.
Мне сложно подвести какой-то однозначный итог. С одной стороны я понимаю, что Откровение — это уже просто наглая урезанная копипаста Братства, созданная исключительно в коммерческих целях. А с другой стороны слушаешь этот саундтрек, смотришь на этот пейзаж, вникаешь в сюжет и понимаешь, что какие-то люди реально старались чтобы привнести в серию что-то новое и оригинальное.
Сначала становиться обидно за то что пока одни работают и вкладывают душу в проект, другие просто нажимают комбинацию клавиш Ctrl+С Ctrl+V. Потом приходит понимание того что придуманная Юбисофт модель создания одной игры в стенах разных студий вообще не работает. И в конце концов, глядя в прошлое, становится досадно, что юбисофт не осознали этого еще в 2011 году, и запороли таким макаром еще одну очень перспективную игру. Но это уже совсем другая история.
Как бы мне ни хотелось сказать, что Откровение хорошая игра я не могу этого сделать. И не потому что это отвратительная игра. Просто Откровение это неотделимый кусок второй части, точно так же как и Братство. И пытаться оценивать эти две игры, как независимые произведения просто глупо. Это как пытаться оценить последние две серии любимого сериала в отрыве от всего сезона. Поэтому лично для меня не существует таких игр как Братство и Откровение, а есть такая замечательная игра, как Assassin’s Creed 2 состоящая из трех эпизодов, складывающихся в единую историю имеющую яркое начало и логическое завершение.
Ну вот и всё. Я рассказал всё что мог о трилогии одного из лучших ассасинов серии. В следующей статье рассказ пойдет о всех спин-оффах ренессанса, и мы вместе с вами всплакнем прощаясь с эпохой и мастером Аудиторе. А на сегодня всё, до встречи в будущем, и помните ничто не истинно и всё дозволено.
Лучшие комментарии