Небольшой дисклеймер перед чтением:
Написано человеком, который любит ЧГК и любит Стопгейм и искренне желает всем любви, добра и побольше вкусной жвачки. Автор ни в коем случае не имеет целью оскорбить игроков, авторов вопросов, редакторскую группу и администрацию сайта StopGame.ru
Небольшой экскурс в историю
«Что? Где? Когда?» в своей изначальной задумке было каким-то подобием студенческой курилки, в которой советские нерды из всяких там МГУ дымили напропалую, мало не ругались матом, кричали друг на друга и где-то между делом отвечали на каверзные вопросы, которые им любовно подгоняли авторы передачи. Формат этот не прижился, однако сейчас все вышеописанное достаточно сильно напоминает спортивное ЧГК: провонявшиеся перегаром после вчерашнего игрового дня студенты и не студенты спорят, чей IQ длиннее (Спойлер: Василия Гальперова) на базе написанных му… дрецом-редактором вопросов.
Телевизионное ЧГК же, чтобы сохранить и расширить аудиторию, сделать передачу более интерактивной, а значит, более интересной для зрителя, начало принимать вопросы от зрителей, а также ввело систему поощрений, которая даже стала объектом множества анекдотов.
Что? Где? Когда? — это игра, в которой шестеро снобов за столом в Москве пытаются кинуть на десять тысяч пенсионерку из Саратова
Игра стала «интеллектуальным казино», в котором и зрители, и знатоки, поднимали и проигрывали баснословные по меркам перестройки и девяностых деньги, в худшие из времен игра шла на «облигации интеллектуального казино», однако концепция не менялась.
У элитарного ЧГК было и есть несколько другое целеполагание: если в спортивной версии у игроков перед глазами есть рейтинг команд, и им есть с кем реально соревноваться и кому что доказывать, то в теле-версии с одной командой за столом игроки и зритель мотивируются более циничным материальным способом. Деньги и призы за лучшие вопросы и лучшую игру работают на интерес и желание прогрессировать гораздо лучше, чем мнимая конкуренция, которая обозначается раз в выпуск на три секунды турнирной таблицей. Собственно, сама эта турнирная борьба является ни чем иным, как борьбой за право сыграть за сезон еще раз и выиграть/проиграть еще больше. Из своего опыта и опыта товарищей-ЧГКшников могу с уверенность сказать, что гонкой за титулом чемпиона года и «хрустальной совой» в телеверсии хоть и интересуются, но в гораздо меньшей степени, чем за самим игровым процессом. Знатоки приходят за вызовом для мозга и деньгами, а зритель приходит за интересными вопросами, возможно, также за деньгами. Однако вот что самое главное в ЧГК: это то, как одни из умнейших людей, сидя за столом, рождают из первородного хаоса правильный ответ там, где казалось, что взять его без чистого знания невозможно.
И из этого следует вывод: пускай и вот таким бездушным и циничным образом, однако авторы телевизионного «Что? Где? Когда?» добились от знатоков и от авторов вопросов (будь то зрители или «штатные» вопросники) прогресса и развития. Если посмотреть на вопросы и игроков хотя бы 15-20 летней давности, то вы увидите, что уровень игры знатоков и качество вопросов заметно выросли. Борьба за призы и выживание в этой системе заставила обе конкурирующие стороны прогрессировать и «прокачиваться».
Да, я знаю, что сейчас ТВ-ЧГК переживает далеко не лучшие времена, но там скорее проблема в лютой консервативности Крюка, магистров и просто аксакалов, завышенной и почти полностью завязанной на «блат» системе попадания в клуб (из тех, кто попал в последние годы абсолютно честно, на ум приходит только Госпожа Лазарева), а также повышенного среднего возраста знатоков и постепенного снижения интереса: эти люди уже почти все выиграли, а материально обеспечены дай Бог каждому.
Думаю, вы уже поняли, к чему я клоню
После просмотра кучи игр ЧГК на Стопгейме, некоторых даже по нескольку раз, я пришел к очень неутешительному выводу: у игр на сайте нет конечной цели. На данный момент ситуация видится примерно так: ЧГК на сайте держится на Фене, который на своем энтузиазме и редачит вопросы, и пишет подводки, и собирает игроков и тестеров, а также буквально полудюжине ребят-вопросников, которые все еще продолжают писать для игр вопросы и действительно интересуются темой. Но в этом списке нет самого главного: здесь нет знатоков. Возможно, во мне сейчас говорит снобизм игрока с десятилетним стажем, однако чтобы выигрывать и развиваться, надо играть и тренироваться. Иначе просто не выйдет. Конечно, можно самых активных ребят из блогов забрать к себе на тестерский сервер (я за!) и конкретно усадить их в общий котел, чтобы они в синергии писали годноту. Однако от этого не будет никакого толку, если знатоки не будут понимать базовых аспектов игры, на захотят сами тренироваться, не будут заинтересованы в победе.
Авторы же вопросов должны чувствовать опасность со стороны знатоков, понимать, что они достаточно умны, хитры и умеют нестандартно мыслить, чтобы взять вопрос. И им нужно понимать, что они соревнуются со знатоками, а не избивают младенцев.
И, естественно, обе противоборствующие стороны должны понимать, зачем они это делают...
А вы знали, что Стимулом в Древнем Риме назвали палку, которой били ослов, чтобы те быстрее ходили?..
Сейчас механизмом стимула знатоков являются «стримы-наказания». Специально взял в кавычки. Если в самом начале это хоть как-то работало, то наказание за Деград-ЧГК было и вовсе плевком в лицо аудитории: мало того, что аналогичный стрим уже был, так еще и во время стрима сами знатоки почему-то решили, что некоторые «страты» они могут на свое усмотрение отклонять. Я, конечно, и сам мог деграднуть во время просмотра такого ЧГК, но где-то на темных задворках подсознания осталась уверенность, что наказания работают не так. Либо наказание должно быть действительно жестким в рамках допустимого. Караоке-стрим, стрим по I Wanna Be The Guy, да тысячи возможных стримов или видео, которые на Стопгейме затягивают, отказываются или просто боятся сделать. Если вы так не хотите создавать позитивное стимулирование знатокам и авторам/зрителям, так выкрутите отрицательное на максимум!
Заставьте Кулакова сделать чертову «Историю Серии» Ассасинов через проигрыш хотя бы, а самого Кулакова усадите в капитанское кресло! Да он на следующий же день побежит к Фену с вопросом «Как в это играть?!», а тема будет ломиться от материала, с которым можно будет работать.
Или перейдите на вознаграждения авторам и знатокам. Никто не просит холщовые сумки радиоактивных вечнозеленых бумажек, но вот как пример: сейчас через Стопгейм активно пиарят тот же бренд AORUS, господи-прости. Что мешает сделать этих ребят спонсором выпуска и разыграть часть призов от них для знатоков и зрителей, господин Кунгуров? Мне одному кажется, что хотя бы от такого подхода все будут в выигрыше?
5 пунктов. Что конкретно сейчас можно и нужно сделать?
1. Сделать наказания наказаниями.
В этом случае на знатоков будет оказываться реальное давление, зрителям будет интереснее наблюдать, осознавать, что если знатоки проиграют, их ждет больше качественного и оригинального контента. Как результат, вырастет количество вопросов, которое постепенно перерастет в качество. Надеюсь, кто-нибудь даже Поташева с Левиным откроет и почитает.
2. Чтобы п.1 работал лучше, наказание должно быть известно заранее.
То есть, уже в момент анонса игры, чтобы зрители конкретно знали, на что заносят и что их ждет в случае выигрыша. И наказания должны быть действительно оригинальными. А не два подряд стрима по «стратам».
3. Четкое расписание игр и меньшая их частота.
Сейчас ЧГК выходит с частотой раз в две-три недели. Лучше, чтобы игра выходила в эфир раз в 4 недели: у авторов будет больше времени на написание, редакторов — на шлифовку и подготовку, у Фена — на вычитку и подводки, а у знатоков — на подготовку.
4. Составы команд нужно объявлять официально и фиксировать также заранее.
Для чего это нужно: редакторы смогут подобрать вопросы, в тематике которых знатоки не будут совсем «плавать» (веры в резкую прокачку их эрудиции все равно нет), а у самих команд будет упомянутое в п.3 время на подготовку. Речь не идет о чем-то умопомрачительном и подготовке с утра до ночи с настройкой алгоритмов ответов, четкой шлифовкой обязанностей и т.д. Но игроки должны понимать, что от них требуется, как организовывать время обсуждения, немного «притереться» друг к другу. Для этого не нужно огромных затрат времени: если игра проводится раз в четыре недели, состав можно набрать и определить за две с половиной — три недели. Два раза по полтора-два часа собраться в дискорде, посмотреть базу вопросов и хотя бы услышать от того же Фена о нюансах игры — это уже сделает игры зрелищнее и избавит от ненужных вопросов и шероховатостей.
5. Внятное положительное стимулирование авторов.
Если авторам вопросов будет известно, что они гарантированно в случае выигрыша получат что-то вкусное и красивое, это опять же простимулирует поток вопросов. Дальше уже естественный процесс — количество перерастает в качество. И лучшие соответственно, получают награду за лучший вопрос, который выберет распорядитель/ведущий/знатоки
Не очень веселый вывод
В нынешнем виде ЧГК на StopGame.ru сродни пятой части знаменитого боевика от Кодзимы. Идея вроде бы и хорошая, но мертворожденная, а также не имеющая конечной цели своего существования. Чтобы ЧГК на СГ оставалось интересным для всех, в том числе и для самих знатоков, им нужно понимать, зачем в это играть. Господа знатоки, вы ведь задаете этот вопрос, открывая новую игру или записывая обзор. Попробуйте ответить сейчас: а для чего вам играть в ТАКОЕ «Что? Где? Когда?»? И является ли этот Франкенштейн Игрой вообще?
Нет, это не Игра. Это чертов позор, за который хочется бить морды. Уважаемые знатоки, пожалуйста, уважайте интеллект и авторов-вопросников, и зрителей, не позорьтесь и хотя бы сделайте вид, что готовитесь к играм и тренируетесь. И если проиграли, то отрабатывайте наказание, а не крутите задницей! Чтобы было развитие самой идеи ЧГК, должны развиваться обе стороны этого интеллектуального противостояния. И на данный момент авторам-вопросникам развиваться смысла нет. Что бы они ни написали, ответом им будет тишина или невнятное бормотание.
Я не претендую на истину в последней инстанции и могу рассуждать только с позиций редактора, знатока и рядового зрителя. Этот пост является накипевшим выражением моего личного мнения: ЧГК на StopGame «поломано» на уровне, если так можно выразиться, исходного кода. И с каждой игрой это проявляется все сильнее. А когда мы покупаем бракованную игру, мы либо ждем патча, либо делаем рефанд.
Лучшие комментарии
1. «Процесса разгадывания загадки», как Вы говорите, почти нет. Черт побери, на прошлой игре старался только Солод, который, кстати, с нами тренируется и качается как игрок, которому ИНТЕРЕСНО. Момент командной игры был всего один.
Основной посыл — «ЧГК не может быть интересным, если знатокам не интересно и они играют на „отвалите“. А чтобы было интересно, нужен стимул, потому что иначе знатоки тупо не хотят». Изначально стимулом для игроков был интерес, но сейчас из интересующихся, реально интересующихся, играет как раз-таки только Солод: Фен ведет, а Гальперов и Кунгуров слишком заняты.
2. Аргумент «ну мы же все здесь по фану» как-то не очень работает в свете ЧГК. Все-таки сама Игра по себе на серьезных щах. Да, сам пак можно сделать юмористическим, можно пригласить деград-отряд, но сама суть достаточно серьезна: это сложные вопросы, заточенные на работу межушного нервного узла коллектива из пяти в нашем случае человек. Если так хочется фанового интеллектуального угнетения, есть Свояк.
есть конкретная претензия, и это не качество вопросов (оно в значительно меньшей степени), а качество игры знатоков. И оно ужасное. И хочется донести, что если знатоки будут круче, то и вопросы придется писать круче. И тогда это будет еще более зрелищно.
А насчет тяжести прилагаемых усилий, хочется только сказать, что они отбиваются просмотрами, а если производимый контент будет очевидно прибавлять в качестве, то будут расти и просмотры с прибылями. Сейчас по России огромное количество разного рода квизов и интеллектуалок, которые интересно смотреть, в которые интересно играть.
К вопросу о прибылях: маржинальность той же «Мозгобойни», например, около 80% на самых крупных площадках.
И по аналогии с теми же КиноЛогами, разного рода спецвыпуски, партнерки и кроссоверы идут только на пользу. Но пока не будет команды вопросников, хотя бы желания со стороны авторов СГ действительно выигрывать, а всем эти будет заниматься два с половиной человека плюс тестеры, далеко идея не уйдет. Собственно, она уже стагнирует.
Проблема в том, что мне нравится ИДЕЯ ЧГК на СГ, и я ХОЧУ это смотреть, ибо это совмещение двух любимых вещей, но реализация уже начала стагнировать. А если за стагнацией не последует кардинальных изменений, начнется деградация. Мне этого не хочется, и я, как пользователь сайта, который сайт этот любит, а также как игрок, понимающий и любящий ЧГК, поднимаю этот вопрос и пытаюсь предложить что-то конструктивное.
Я поддерживаю мнение, что что-то в формате надо бы менять. Или более стабильные команды (хотя тут просто людей мало, как я понимаю), либо какие-то более ясные цели у мероприятия.
Ну вот, кстати, не могу не придраться и не согласится. В последнем выпуске он сыграл немалую роль в том, чтобы вся игра ощущалась шаткой и неопределённой в плохом смысле этих слов. Всё же народ в комментах жаловался не на уровень знатоков, а на блиц по Halo(который, если я не путаю, ни одна из прогоняющих групп не взяла и хороших слов про него вроде не говорила, но который оставили, видимо, из-за отсутствия альтернативы) и на то что «Фен творит», т.е отсутствие для зрителя чёткости и ясности тех или иных решений(для многих так и осталось непонятным почему ответ «туман» некорректен), картинки висящие при обсуждении вопроса — фиговое решение и в целом Ваня произвёл на народ впечатление не справедливой Фемиды, а просто безалаберного ведущего. Я как бы не отрицаю, что уровень знатоков играет роль — просто говорю что впечатления от последнего выпуска в основном сформировали проблемы на другой стороне. Ну или, как минимум, сыграли немалую роль.
Ну и тут же напишу по поводу идеи поста пр.(сейчас наконец смог нормально всё дочитать и довникнуть), мне кажется что твоё предложение можно сравнить с предложением построить на фундаменте пятиэтажки небоскрёб. И смесью для фундамента являются тут время и желание потенциальных знатоков. Вариант «поставим перед фактом аля ты должен играть и в случае проигрыша будешь делать ИС-ку» — не роляет, на СГ в этом плане всё происходит добровольно и человек, при таких условиях, может просто отказаться от игры(не говоря уже о том, что наказание должно быть для команды целиком, а не для конкретного человека). И тем более всё это не прибавит им времени, относительно гибкие рамки которого уже распределены между личной жизнью и работой. Хотя с идеей, что наказания нужно подбирать интересные и находящиеся вне зоны комфорта играющих(но без крайнего фанатизма естественно) — согласен.
Ну и отмечу, что связать как-то игру с партнёрскими конкурсами — тоже кажется неплохой идеей.
Тут говорится о совершенно другом «Закройте пока не превратилось в помойку или поменяйте концепт». Разница на первый взгляд невелика, но очень существенна. А громкий заголовок — очень в духе современного СГ. И да, фразы еще как были вырваны из контекста.
Я понимаю, что ты хорошо разбираешься в ЧГК и хочешь, чтобы ее (передачи) сг-шный вариант стал серьезнее и продуманнее. Но с чего ты взял, что это нужно самому СГ? С чего ты взял, что у авторов сайта, у которых куча другой, более важной для них работы, есть желание и время заниматься тренировками? Даже за деньги? Стопгейм — это большой портал с с тонной разнообразного контента, и ЧГК для него — это просто отличный способ разнообразить твич-канал. И он не должен быть чем-то бОльшим просто потому, что серьезная работа над ним шла бы ущерб какой-нибудь другой работе.
Да, ты как фанат ЧГК хочешь, чтобы развивали именно его. И что? Потом придет фанат «Своей игры», скажет, что сг-шный «свояк» — несерьезное говно и потребует, что авторы потели над его любимой игрой. Потом придет фанат еще какого-нибудь направления. Потом еще одного. И еще. Авторам всех слушать?
Да, рано или поздно у Фена иссякнет энтузиазм, рано или поздно качество вопросов начнет сильно падать (в данный момент оно только растет), рано или поздно интерес к ЧГК начнет угасать. И да, рано или поздно ЧГК закроют. Вместо него появится какой-нибудь другой способ разнообразить твич-канал. И это, черт побери, совершенно нормально.
«Создать команду штатных вопросников», «за две недели уже эти люди смогут хотя бы раз или два собраться на два часа и посмотреть, как нужно играть и чего от них хотят» — это ни разу не косметические изменения. Это достаточно серьезный труд, который ты ТРЕБУЕШЬ от людей, которым это все не особо и нужно. Труд, который непонятно как будет оплачиваться.
Ладно, я вроде все высказал. Пойду смотреть настоящее ЧГК по телеку, пока все не пропустил.
А если выиграю — не делать никогда? :3
Я вот прекрасно понимаю претензии к ЧГК и согласен с ними, но суть уже озвучена в постах от некоторых юзеров выше — многим заходит то, как оно есть на текущий момент. Как по мне, так это грустно. Я за качественный контент на сайте. Но угорать — гораздо проще, и требует меньше затрат. И самое главное — люди это едят. Многие ведь приходят на стримы даже не за процессом наблюдать, а просто ради конкретных авторов СГ. По той же схеме плюсуют Блоги. И при этом очень отрадно наблюдать, что твой Блог таки собрал кучу плюсов, и что есть те, кто хотят перемен. Я вот до сих пор фейспалмлю от первого стрима по ДнД, очень надеюсь, что ТАКОГО больше не увижу никогда.
Короче, я тут не ради внесения конструктивных предложений, потому как ты и так уже внес ворох очень годных идей, а просто моральной поддержки ради. Я надеюсь, что эта тема хоть как-то повлияет на ЧГК и его станет действительно интересно смотреть (стрим с Деград-отрядом включил где-то на середине, поплевался и отрубил).
5 пунктов. Что конкретно сейчас можно и нужно сделать?
1. Сделать наказания наказаниями.
2. Чтобы п.1 работал лучше, наказание должно быть известно заранее.
3. Четкое расписание игр и меньшая их частота. Сейчас ЧГК выходит с частотой раз в две-три недели. Лучше, чтобы игра выходила в эфир раз в 4 недели: у авторов будет больше времени на написание, редакторов — на шлифовку и подготовку, у Фена — на вычитку и подводки, а у знатоков — на подготовку.
4. Составы команд нужно объявлять официально и фиксировать также заранее.
5. Внятное положительное стимулирование авторов.
Мне, как обычному зрителю, нравиться смотреть ЧГК даже без всяких стимулов. Самое интересное в ней — сам процесс разгадывания «знатоками» вопросов.
Придирка к команде знатоков тоже не ясна. В нашем случае «знатоки» — авторы СГ. Деград отряд — спешал, как «Первая игра весенней серии. Звезды КВН против телезрителей».
На счет мертворожденной согласен, когда Фену надоест и/или зрители перестанут писать вопросы, передача закроется сама по себе.
Если посмотреть на Кинологов, они как-раз из более-менее серьезной передачи про кино превратилась в забавное обсуждение кинофильмов.
Собственно, не вижу смысла переделать фановую рубрику во что-то серьезное.
P.S. Хотелось бы узнать, тестеры — это фиксированный набор привилегированных людей, или в их число можно как-то попасть?
У ЧГК можно найти проблемы, но всё написанное тут — лишь несоответствие своим ожиданиям.
З.Ы. И кстати когда, кто-то вставляет Dark Souls куда ни попадя, мне это представляется как человек с флагом, который машет им и кричит: «У меня заниженная самооценка, поэтому я сравниваю всё с Dark Souls, чтобы выглядеть хардкорщиком».