На сегодняшний день производство игр поставлено на поток, Игорь давно спасён и большинство геймеров вполне довольны ситуацией. В старые же игры играют в основном ностальгирующие старики, которые вечно вспоминают свои детские годы и пытаются получить те же эмоции, напоминают нам, что раньше было лучше, принцессы были красивее и Соник бегал быстро. Приток молодняка в их сообщество происходит не слишком-то рьяно по вполне очевидным причинам и будущее старых игр выглядит как-то туманно и пессимистично. Есть ли вообще у них шанс завербовать в свой фандом новое поколение, есть ли порох в пороховницах и чем они могут быть лучше новых? Сегодня мы попробуем разобраться.
Стоит ли играть в ретро игры сегодня?
Как вы знаете, видеоигры существуют довольно давно, начиная с самой первой Pong, появившейся ещё в 1972 году. За эти 46 лет было создано просто невероятное количество игр, которые вполне возможно уже перевалили за сто тысяч экземпляров и каждый день (в первую очередь благодаря Стиму) выходит всё больше и больше. Несмотря на то, что количество посредственности увеличивается, хорошие игры также регулярно заходят к нам на огонёк. Буквально недавно я решил вспомнить прошлое: установил эмулятор на Sega и запустил Road Rash 2 и это было большой ошибкой, потому что очнулся я только через пару часов. Это ведь не rpg или платформер, которым время нипочём, это гонки на мотоциклах, жанр игр, который требователен к качеству картинки и физики. Я до сих пор помню, как обогнал конкурента, дал ему в зубы битой, выбил с мотоцикла, а затем подпрыгнул на его теле и перелетел мчавшуюся на меня машину и это даже не заскриптованная сцена. Или когда покупаешь самый быстрый мотоцикл, врубаешь нитро и на очередном трамплине взмываешь высоко в небо и блаженно наблюдаешь за этими несчастными козявками внизу, которые пытаются бороться за призовые места, по крайней мере до тех пор пока на твоём пути не встанет сосна, тогда ты летишь всё также блаженно, но уже без мотоцикла и надеешься шмякнутся за финишной чертой.
Road Rush 2. Мечта любого гонщика, можно вломить битой любому, кто водит лучше чем ты.
Получив дозу ностальгии и ярких эмоций начинаешь задумываться о том, что время не властно над хорошими играми. А если это так, то что если я захочу опробовать все лучшие игры за всю историю их создания, сколько времени мне понадобиться? Для этого я зашёл на сайт Метакритик и взял все игры до 84 баллов, их получилось около 2000, и убрал половину, те, в которые я не смогу поиграть по техническим причинам (у меня нет последней плойки и иксбокса), а заодно и повторяющиеся игры типа скайрима, который у меня запущен даже на дисплее сливного бачка унитаза и мои нелюбимые спортивки. Чтобы вы лучше понимали, 84 метакритик — это такие игры как Saints Row: The Third, Fallout: New Vegas и Command & Conquer: Generals, далеко не самые худшие представители и опускать планку есть куда. Лучших из лучших будет около тысячи, в которые я обязательно захочу поиграть, уделяя им по три часа в день и в итоге затрачу на это 30 лет (на самом деле 28, но я округлил ради красивой цифры). Это с учётом, что на каждую игру я потрачу по 30 часов. Только представьте себе, что годных игр, которые вышли за всё это время уже хватит на всю жизнь, с учётом, что они ещё будут создаваться. Так почему не бросить всё и не играть только в хорошее, почему мы играем в треш в Стиме, почему мы становимся лесорубами в Ассасинах и пилим очередное дерево в надежде, что через минут десять оно откинет копыта? Сколько людей превозносят Undertale, но спроси их, хотят ли он ознакомиться с его вдохновителем EarthBound и скорее всего получишь отрицательный ответ. Какие только оды не пели Stardew Valley, но при этом она объективно проигрывает по всем пунктам лучшим частям Harvest Moon и всем частям Rune Factory (кроме rune factory tides of destiny, за которого итак всем стыдно), то есть своим предшественницам, и только единицы захотят с этими играми ознакомиться.
Undertale и его прародитель Earthbound beginnings. За 26 лет пикселей стало чуть больше, что определённо прогресс.
Можно конечно злиться на людей и сетовать на то, все они глупые и ничего не понимают, однако, дело тут в другом. Так устроена наша психология, мы хотим и требуем что посвежее, и не важно как это выглядит, играется и ощущается. Игры могут быть полностью идентичными, но поставь на одной из них год изготовления 2018, а на другой 1997 и все будут брать только первую. Поэтому мы хотим и просим ремейки старых игр, вместо того, чтобы сесть и поиграть в оригинал и сами же страдаем от их засилия, потому что старых и хороших игр много и осовременить их намного проще, чем создать новую. Я никого не обвиняю в сложившейся ситуации и оцениваю происходящее как естественный ход истории. Тем не менее, есть ли смысл садиться и играть в старые игры не только ради ностальгии? Несут ли они пользу, надо ли тратить время на классику, если есть современные и красочные блокбастеры? Сегодня я буду заинтересованным лицом и адвокатом игр прошлого и постараюсь сломать эту неприязнь к ним.
Серия Fire Emblem — настоящая фабрика по производству ремейков, только у первой части их 3-4 (смотря как считать).
В первую очередь хотелось бы упомянуть о том, что графон, физика и спецэффекты безусловно являются плюсом во многих играх, но и у них есть недостатки, их перенасыщение начинает влиять на геймплей, мешать обзору и оценке ситуации, больше времени уделяется постановочным сценам, всё сильнее смещая акцент на просмотр, а не на саму игру. Подозреваю, что это одна из причин, по которой люди всё чаще отдают предпочтение мобильным играм и самоделкам из Стима. Наиболее подходящими жанрами здесь выступают платформеры, beat’em up, слешеры, миниигры и прочее, что в первую очередь направлены на активное участие игрока. Они отлично подходят для того, чтобы убить время или интересно провести его с друзьями, тебе не нужно внимательно следить за сюжетом, запоминать сложную боевую систему, просто садись, играй и наслаждайся. Множество культовых игр подобных жанров выходило на NES, SNES, SEGA, PS, Neo Geo и сейчас нет никаких проблем с тем, чтобы скачать эмулятор или купить консоль и поиграть в своё удовольствие в Contra Hard Corps, Golden Axe, Gunstar Heroes, Street of Rage, уделяя этим играм столько времени сколько захочешь и не жалея о том, что не получится продолжить.
Gunstar Heroes. Одна из самых удачных contra-подобных игр и в то же время пародия на них.
Помимо этих жанров, большой популярностью пользуются jrpg, причём старого образца, когда ещё пиксели были большими, а герои маленькими, когда персонажи бегали друг за другом, когда была пошаговая система, а гринд был вполне естественной вещью. Сегодня засилье игр на RPGMaker просто зашкаливает, от гениальных до полного треша, само их существование и популярность говорит о недостатке подобных игр на рынке и потребностях в этом жанре.
Вообще jrpg – это такая банка с огурцами, которую можно хранить сколько угодно, а потом открыть и получить те же впечатления, что и раньше. Она наименее подвержена критике, качество графики уступает стилистике, игровой процесс в большинстве своём уже давно стандартизирован, а фанаты ждут от этих игр в первую очередь хорошего сюжета. Наверное, это одна из главных причин обратить своё внимание на классику, я сомневаюсь, что кому-то вообще удастся превзойти Final fantasy времён SNES и PS, Chrono Trigger, Star Ocean, Xenogears, Valkyrie Profile. Список достойных jrpg поистине бездонный и это настоящий рай для тех, кто ценит сюжет и атмосферу превыше остальных качеств. Есть такой феномен, когда ты прошёл игру и она оказалась настоящим алмазом, совершенством, по крайней мере для тебя. После надписи о конце игры помимо бури эмоций остаётся некая печаль, это приключение окончилось и время найти себе новое, но все игры становятся такими серыми и невзрачными, что желания просто пропадает. Этот отходняк может длиться несколько дней и за всю мою жизнь ни одна современная игра не смогла довести меня до такого состояния. Возможно это магия старых jrpg и ещё один плюс в их копилку.
Игравшие в Phantasy Star 2 в Final fantasy VII не плачут.
Однако не сюжетом единым ретро может заинтересовать. Для тех, кто любит размять свой мозг тут тоже найдётся кое-что полезное, тактические игры – это один, из наименее ресурсозависимых жанров, всего-то и надо, что обеспечить игрока годной механикой и достойным AI. Многие возразят, мол зачем играть в старенький X-COM образца 1993 года, когда есть современная интерпертация, но далеко не все серии получили ремейки и продолжения и в старом варианте они играются ничуть не хуже современных тактик. Такие легендарные серии как Langrisser, Wars, Front Mission, Disgaea, Tactic Ogre, FFT даже спустя много лет играются бодренько и отторжения не вызывают, к тому же как и в случае с jrpg, многие из них до сих пор остаются лучшими в своей категории.
Advance Wars на равных борется за звание лучшей тактики с такими гигантами как Fire Emblem и XCOM, а ведь старушке уже 18 лет.
И наконец затрону миниигры. Сейчас они кучкуются в приложениях социальных сетей и в качестве игр для мобильных платформ. Вроде бы назвать их чем-то значимым и серьёзным довольно сложно, но тем не менее они популярны, в них играют и возможно даже чаще чем в большие и серьёзные игры. Они полны задротства и доната, бессмысленного и беспощадного, и найти что-то приличное и не пытающееся заглянуть тебе в карман не так-то и просто в наше время. И тут нам на помощь приходит классика с портативных устройств, которые слыхом не слышали о каком-то там донате, ты получаешь сразу полноценную игру. Тут вам серия Jewel Master и Puzzle Quest (3 в ряд), Zuma, WarioWare, Cooking Mama (про готовку, можно даже дуть в микрофон, чтобы остудить), Professor Layton (задачи на логику), я вообще не понимаю зачем играть на мобилках в подобие игр, созданных двумя школьниками, когда есть готовые шедевры. В конце концов можно установить эмулятор на телефон.
Professor Layton — всего лишь набор логических задачек, но грамотная подача, приятный визуальный стиль и сюжет в стиле Шерлока Холмса сделали игры этой серии крайне популярными.
***
Написав столько положительных качеств ретроигр, я, с одной стороны, прекрасно пониманию, что все эти аргументы — ничто по сравнению с желанием поиграть во что-то новое и хайповое, я сам такой и мне приходится заставлять себя играть в очередную культовую jrpg. С другой стороны, это только по началу, затем ты втягиваешься и азарт и желание продолжить не отпускает до самых титров. Многие люди говорят о субъективности при оценке игр, кому-то может зайти, а кому-то нет, но не только вкусы влияют на восприятие игры, опыт также важен. Одного взгляда опытного игрока хватит, чтобы определить истинную ценность игры, что она переняла, какие нововведения получила, почему она достойна похвал, в конце концов хайп – ещё не признак успешности и культовости. Багаж опыта, который мы несём за собой появляется не просто так и, по моему мнению, старые шедевры дарят нам не только положительные эмоции, но и этот самый опыт, важную часть для объективной оценки.
На прощание я могу лишь пожелать: «Не тратьте своё время на то, что вас не достойно, иногда то, что может тронуть струны вашей души, находится совсем рядом, стоит только обернуться».
Лучшие комментарии
Но лично для меня существует одна ретро-«черная дыра» — игры раннего 3D. Среди этих игр наверняка есть много хорошего, но эта графика с 1,5 полигонами на всю картинку меня корежит. Есть лишь несколько исключений, и это абсолютные технологические шедевры своей эпохи.
Я лично играю в ретро-игры, не из-за ностальгии которой у меня в принципе нет, но это уже личные причины её отсутствия связанные с семейным положением в котором я рос. А из-за возможности изучить тенденции тех лет, сравнивать игры, наблюдать за их эволюцией. Открывать для себя что-то новое, так как в современных играх не всегда увидишь такое разнообразия боссов и врагов. Вот, например, в какой современной игре можно сразится с динозавром-боксером, или прокатится на носороге… Хотя я немного заговорился.
Впрочем это выбор каждого, кто-то любит ретро-игры, кто-то нет, а кто-то не любит игры вообще. Такие дела.
Triny, а при чем здесь поедание супа вилкой? Или вы имеете, что то против мировой литературы?
А может против комиксов там вообще статичные картинки…
Ладно не буду спорить, а то это затянется на долго не хочу обижать автора блога, да и тратить свои нервы тоже.
Хотя в совсем уж ископаемые игры я и правда не вижу смысла играть иначе, чем с желанием познакомиться с историей игровой индустрии. Тут я имею ввиду к примеру Atari 2600 и прочее, выходившее в первой половине 80-х (и даже раньше), со схематичной графикой и примитивным геймплеем. А вот начиная с NES, игры эти не потеряли своей актуальности и сегодня. Ведь единственное, в чём они уступают современным играм, это графика (имею ввиду именно техническую составляющую). Да и то, они способны компенсировать техническое несовершенство классной стилистикой, а геймплейно так вообще иногда даже лучше современных представителей.