Я люблю бателфилд. Я прошёл с серией от полигональной второй мировой и стильных джунглей Вьетнама до высоток Шанхая и полей Вердена. Я принимал её изменения и преображения. С радостью встречал новые, пусть и не прижившиеся, фишки и горевал с сообществом, когда серии было плохо.
И сейчас у серии идёт тёмная полоса. Новая часть, Battlefield 5, тонет под хейтом и гнётом гневных комментариев. Виной всему не столько современный интернет, сколько некомпетентные пиарщики и менеджеры Electronic Arts. Их решения и подход выглядят хорошо только в глазах “прогрессивной” общественности. Тех людей, которые никогда не запустят игру с воинственным названием Battlefield.
Они убивают игру, отваживая от неё старых фанатов. Тех, благодаря кому серия до сих пор на плаву. И что самое обидное, судя по бете у DICE наконец-то получился Мой Бателфилд.
Видеоверсия:
Бателфилд всегда был про ощущение большой войны. Не так важно за что шёл бой: за маленькую деревню из нескольких домиков, городской квартал или несколько окопов в поле. Хорошим частям всегда удавалось сохранять динамику и настрой, используя сеттинг не как ограничение, но возможность показать бои с необычной стороны.
Именно из-за этого фокуса единственным режимом который удавался всегда — был конквест: режим захвата точек с танками, авиацией и пехотой. В нём линия фронта часто менялась, но оставалось понятно, откуда придёт отряд противника.
Что не мешало серии постоянно гнаться за трендами. Так в ней обосновались такие режимы, как:
Захват флага, тим дезмач, сквад дезмач и обезвреживание (режим на манер Counter-strike). На базе последнего пытались даже создать киберспортивную лигу, но не срослось. Сейчас вот пытаются добавить батл-рояль.
Все эти режимы не были совсем уж плохи, но для игры не очень подходили. В тим дезмач не засунешь много техники, а в обезвреживании давали всего по одной жизни.
И это только режимы, так-то серию шатало достаточно сильно: во второй части ввели командира, способного вызывать артобстрел и разведку, чтобы в Bad Company его убрать. Вместо него появилась разрушаемость, которую к третьей части оставили в довольно обрезанном виде. А частные фрагменты игры, типа стрельбы или классов, переделывали под каждую новую игру, и выходило это с переменным успехом.
Всё это привело к Battlefield 1 с невероятным хайпом на старте и огромным продажам… которые не помогли игре удержать аудиторию. Сейчас в BF1 играет меньше 60 тысяч игроков на всех платформах — это в 2 раза меньше, чем в сидж на одном только ПК. Вышло это потому что игра потеряла в глубине и стала похожа на аркадное ответвление. Оружейных модулей не стало, вместо них — варианты стволов; с техникой также; вертикальность исчезла, командера вновь забыли; разрушаемость с глубокими воронками от взрывов вернулась, но домов доступных для разрушения стало сильно меньше: на картах — поля да пустыни. Как итог: скука и уныние уже после сотого часа игры.
И ведь ЕА ничего не мешало приказать измученным от ежегодного выпуска игр DICE сделать тоже самое, но про вторую мировую: перекрасить танчики и наклеить другие скины на пушки, но нет, первые решили, что им нужна нафиг никому не впёршееся равенство с киберженщинами в протезах, а вторые выкурили на манер Илона Маска косяк и переизобрели игру заново и, слава скандинавским богам, в этот раз у них была нужная трава.
Для начала DICE решили отправить на мороз старую стрельбу: визуальная отдача из-за которой целик смотрел в одну сторону, а пуля летела в другую, отправилась в небытие вместе с жёстко зашитыми в ствол модулями:
теперь вы стреляете куда смотрит прицел, а стволы доступны только в одном варианте, даром, что вместо модулей — дерево “прокачки” с перками и разветвлениями. Причём без возможности прокачать всё или сбросить прогресс, прокачал пушку под один вариант — бери новый экземпляр такой же и начинай заново. Зато второй вариант можно обвесить как новогоднюю ёлку, а тактический йоба ствол оставить, как есть. Благодаря этим изменениям ты наконец чувствуешь оружие, как надо и при должной сноровке выбиваешь из штурмгевера злостной снайперской белке глаз через всю двухсотметровую площадь. Даром, что не насмерть, потому что аркадная система с падением урона и смехотворным дамагом на расстоянии осталась.
Изменения затронули и технику. Для начала специально подготовленные диверсанты испортили движки и нассали в бензобак всем танкам и самолётам, из-за чего Тигр крадётся по фьордам аккуратно и не торопясь, а самолёты редко развивают скорость выше трёхсот. В отличие от БФ1, конечно же, где кабыздох Рено FT ездил со скоростью бывалого ОБТ, а кукурузники почти обгоняли Миг-31. Зато конструкторы наконец-то позаботились о надёжности, так что танки теперь способны впитать целый арсенал панцершреков и закусить пару снарядов от своих коллег. Также, технику лишили подпитки из космоса, так что никакого больше бесконечного боезапаса: отстрелял 18 снарядов — езжай на склад пополняться. Даже пулемёт и тот заканчивается. Это относится и к самолётам. Правда, стрелкам-садистам сообщить об этом забыли, так что и турель на бьюфайтере, и пулемётчик в танке продолжат поливать соперников без ограничений.
Той же логики придерживается и пехота. Теперь при возрождении каждому бойцу вручают по рожку и ни патроном больше, а всего дают таскать не больше двух запасных. Из-за чего сволочи-пулемётчики, которые зажимают патроны становятся ещё большими сволочами. Здоровье тоже в дефиците: если раньше можно было отсидеться в укрытии и залечить малиновое варенье временем — теперь здоровье восстанавливается не полностью. Остальное приходится восполнять аптечками, которые теперь можно носить с собой.
Всё это создаёт новую динамику войны на истощение и избавляет от многих старых проблем. Например нет спама гранат и долгих позиционных противостояний: немного пострелял — беги пополнять боезапас или искать аптечку. Война стала мобильной, а благодаря уменьшенному времени для убийства ещё и скоротечной.
Помимо баланса удалась и графика. Да, она временами смотрится довольно плоско, есть недоработки в форме солдат, есть мыльные текстуры, странные решения по каскаду теней и не такое уж и большое разнообразие в геометрии. Но правильные благодаря физически-корректному рендеру блики, сочные взрывы, всамделишные тесселированные сугробы с настоящим, возводимым игроками снеговиком создают очень бодрую и динамичную картинку, которая определённо лучше выглядит с RTX.
Но как же дорого!
Помимо снеговиков и сугробов можно строить различные укрепления, которые позволяют перекрывать проходы и создавать безопасные участки. Всё это особенно актуально в новом режиме: Гранд операции.
Гранд операции похожи на операции, представленные в БФ1 — ассиметричный режим с командой атаки и обороны, где одним нужно захватывать точки и уничтожать цели, а противнику, соответственно, не дать это сделать. Главным отличием “грандов” является выраженная этапность. Операция делится на дни. В представленной операции в первый день (хотя скорее ночь) игроки Британии десантируются из самолётов и пытаются уничтожить береговую артиллерию Немцев, а во второй захватывают город чуть дальше от побережья. Почти все бои здесь позиционные, линия фронта понятна, но противник постоянно придумывает, как бы извернуться и вы стараетесь не отставать. Пожалуй, именно новый режим раскрывает тот самый дух бателфилда, за который я люблю серию.
Помимо этого разработчики добавили обзорную мультиплеерную кампанию с задачами, типа убийства 15 противников на определённой карте или победы в гранд операции. В дальнейшем мультиплеерные кампании станут сезонным мероприятием с особыми наградами. Похожие есть в Team Fortress 2 и CS: GO, но там для доступа нужен платный пропуск.
Изменили и функционал командира отряда. Теперь весь отряд копит очки, на которые можно заказать особую технику, сброс припасов или удар фау-2, который разрушает постройки и убивает противников на большой площади. А всех союзников отбрасывает на несколько метров. Что кстати тоже нововведение. Вся система передвижения была переработана, и теперь на персонажей оказывают влияния внешние факторы: взрывы, если не убивают — отбрасывают, прыжки стали ещё более интуитивным: персонажа немного дотягивает до корниза или окна, а после падения герой перекатывается. Видно, что компания некогда делала Mirror’s Edge
К сожалению, пока что до всего этого нужно продираться через технические недоработки. И нет, дело не в вылетах или нестабильном фреймрейте, с этим как раз проблем нет. Дело в корявом интерфейсе, в котором не понятно, где кнопка, а где просто текст. Дело в кривых серверах ЕА, которые требуют подключаться к игре раз по 5-6, чтобы завелось. Дело в кривом браузере серверов, дело в отрядах, которые нельзя формировать из меню — нужно сначала зайти на определённый сервер к которому ещё нужно умудриться подключиться. Причём с нифига тебя может присоединить к какому-то отряду и отправить в бой, пока ты копаешься в главном меню или выкинуть из игры, потому что сквад-лидер вышел.
Дело в игровой валюте, которая работает в одном меню, но не работает в другом, в прокачке, которая не подтягивается до некоторых менюшек, в дейликах и заданиях, которые не срабатывают или не обновляются. В наградах, которые не забрать из-за очередного глюка серверов ЕА. Создаётся ощущение, что интерфейс находится в ранней альфе, в то время как до допила основного геймплея остаётся всего ничего. Хотя и к нему есть вопросы: как вам возрождение, которое не всегда срабатывает, необходимость зажимать кнопку, чтобы отправиться на респаун и ещё одно нажатие, чтобы подняться на карту и получить возможность сменить класс и снаряжение?
Но зато разработчики дали нам возможность изливать свой хейт: теперь вы можете ненавидеть не только ту белую снайперскую мразь за кустом, но ВЕСЬ род человеческий, какого класса, расы или пола он ни был.
Вывод:
Battlefield 5 уже представляет собой хороший базис, который при должном допиливании выйдет крутой игрой. Её всё ещё есть за что хейтить (всё можно за что-то хейтить), но после игры в бету я бы купил допиленную версию. В ней чувствуется новизна, новая динамика, задор. При постоянной подпитке контентом BFV может стать отличным развлечением для команды на пару лет вперёд. Но вряд ли станет. Благодаря плохой рекламе и неудачной дате выхода — предзаказов мало, а если будет мало игроков — игру не будут дорабатывать. Понятно, что это вина издателя, но не хотелось бы видеть, как столь хороший Battlefield падёт под гнётом хейта. Впрочем, всё в наших руках.
Автор проекта: Сергей Заславский.
Шеф редактор: Илья Демченко.
Лучшие комментарии
Поправочка — Фау-1 все же (она же V-1 flying bomb)
И да, накину еще то, что разработчики решили исправится и судя по одному из последних стримов — кастюмизацию приведут к более идентичному облику, так что никаких шотландцев-викингов и простетов