25 июня 2018 25.06.18 22 3610

Неужели мы уже стали хорошими?

+37

А ну-ка, признавайтесь, кто застал времена беспробудного пиратства? Кто там у нас покупал игры на рынке у лотков? Кто заходил в подвальный магазин у дома и покупал один диск с 5-10-15 играми на нем? И кто в конце концов качал игры с торрент-трекеров?

Да я думаю, что практически каждый. И у каждого это время прошло по-своему, история пиратства каждого из нас неповторима. Ведь кто-то, из самых везучих, смог купить компьютер или ему купили, кто-то же на работе его «использовал» не в совсем нужных целях, кто-то же играл на приставках того времени. Однако все мы были под одним парусом. Пиратским.
В этом блоге я хотел бы описать этот субъективный путь развития одноглазой, но не побоюсь этого слова, индустрии в компьютерных играх, его развития, его взлётов и его падений на наших просторах.

умеренно не буду углубляться в подробности истории развития ПК и консолей в СНГ, ибо они достойны отдельной статьи. Тут же про одноглазых пиратов.

я прекрасно понимаю, что уместить 30 лет пиратской индустрии в СНГ на одной статье одного блога — задача, хмм, невозможная. Поэтому здесь я постараюсь написать лишь очень кратко и очень сжато материал, однако постараюсь это сделать максимально понятно для читателей.

Итак, после развала известного нам государства, для иностранных игровых компаний появился новый рынок — СНГ, рынок практически пустой и довольно большой. Но при этом он был доселе неизведанный, и потому неизвестно, чего стоило ожидать от новой территории — успеха или падений для компании на этих бескрайних просторах?
Поэтому проникновение на (в основном) русскоговорящую территорию происходило не столь быстро, даже с некой опаской. Тут и началось наше время.
Время Приключе Пиратства!

Собственно, пока акулы игрового бизнеса думали, анализировали и планировали, наши предприимчивые новоиспеченные бизнесмены решили воспользоваться таким положением и сорвать неплохой куш, «просто» купив за границей англоязычную версию игры, локализировать ее, да и начать печатать картриджи, дискеты, а затем даже CD-болванки с переводом на великий и могучий.
Так, или почти так у нас появились первые пираты, хотя актуальнее будет сказать, бизнесмены.
Но вот сюрприз — перевод зачастую был, мягко говоря, не совсем удовлетворительным! Я бы даже сказал — легче было играть со словарем и английской версией, чем попытаться понять, что нам тут «нагутарили» эти «переводчики».

поэтому мои первые игры были исключительно на английском со словарём :D

Ну и сочувствую тем, кто любил игры из Японии и Кореи. Там играть со словарём было куда сложнее.

Но время-то шло, игры постепенно уходили на восток страны, акулы игрового мира стали пристальнее посматривать в нашу сторону, примериваясь к новому рынку. Робкие шажочки стали превращаться в уверенные шаги, работа с нашим сегментом становилась все активнее, уже официальные локализации примеряли на себе секреты озвучки и качественного ахаха перевода. Стали появляться первые официальные студии локализаций.

Началась борьба, довольно-таки злобная. У компьютерных игр стала появляться защита от несанкционированного копирования, у пиратов — новые методы взлома этой защиты. Шаг за шагом такая своеобразная эволюция стала двигать вперед рынок защиты и методы борьбы с ней. Вечная борьба меча и щита. И вот, время лоточников (100 игр на одном диске!) постепенно ушло, пришло время полноценных магазинов, торгующих играми пиратками.

/OFFTOP/. Причем, как ни странно, пиратство тесно связано с экономикой государства, самого политического строя и ситуации в стране в частности. А что там было в 90х? Экономика — полных швах, абсолютная свобода во всём, заводы\газеты\пароходы нещадно приватизируются, население учится жить в новых реалиях новой страны.

Демократия — безусловно худшая форма правления, но лучше мы и не знаем

, поэтому, засунув денюжку чиновникам, можно было много что делать — и делали. Тогда на игры обращали власти мало внимания — были дела поважнее. И всякая борьба с пиратством была попросту ненужна, некогда, надо было страну улучшать.

Самая благоприятная почва для работы настоящего пирата. /OFFTOP/

Но время шло, появился интернет, и о чудо! — относительно небольшое время спустя даже домашний телефон уже не выключался когда ты заходил во всемирную паутину. Скорость медленно и постепенно возрастала, а игра могла уже весить целый гигабайт(!), причем становясь все лучше и лучше, казалось еще немного, и игры станет по-настоящему фотореалистичными!

Собственно чуя, куда дует ветер, пираты разворачивали свою деятельность из мира реального, аппаратного, в мир программный, начинался медленный переход в сеть.

По сути, и пиратство тоже меняло свой облик — если в 90-е это была исключительно локализация на русский язык игры, с последующей физической перепродажей на различных дисках, то уже в дальнейшем, больше возникали проблемы со взломом игры и копированием её на другие носители, уже не так просто было взять и зайти в исходный код, разработчик игр стал умнее, он стал защищаться от таких несанкционированных проникновений, приходило время мастеров взлома и RePack`а игр.

Справедливости ради отмечу, что раньше разработчик был хитрее — вспомните только те самые старинные игры, которые невозможно было пройти с пиратки — то босс с бесконечными HP, то нужная дверь не открывается и вообще что-то «успешно» вырезано из игры нашим бесстрашным пиратом

Однако и тогда выбор — покупать лицензию или пиратку вообще не стоял, потому что собственно лицензий в относительно свободной продаже никаких не было!
Потом конечно, лицензии появились, но толку то. Во-первых, цена частенько превышала все разумные пределы, а во-вторых некоторые игры могли выходить с таким количеством багов, что рисковать и покупать лицензию за бешеные деньги совсем не хотелось — да и попробуйте в 00-е скачать патч «почти первого дня»!
*Пользуясь случаем передаю большое спасибо программе Download Manager за возможность докачивать файлы после вылета интернета\выключения компьютера\перегрызенному проводу питания и прочее и прочее.

Но время шло. Интернет развивался и к играм можно было скачать патч, и даже не за день, и даже появился какой-то смысл покупать лицензии. Но проблемы оставались. Например, если поцарапать диск то всё, пиши пропало, а копирование игры по системе NOCDNULLODVD по сути своей тоже было пиратством. Опять же эти великолепные решения издателя — ограниченное количество лицензий, ну, например, по три лицензии на диск. Ах, сколько же нервных клеток было загублено при переустановке Windows и крике «там же осталась игра-name, а у меня последняя активация! Будь ты проклят издатель!!!»

Однако прежде чем мы с вами последуем за пиратами, давайте на секунду задержимся в уютной бухте 90-х и начала 00-х. Как настоящие капитаны своих судов, гордо стоят пираты-локализаторы — именно они вершили судьбы мира (хотя бы СНГ), они хреначили творили отборный перевод и именно их корабли или пока они не сменили флаг оказались ненужными перед галеонами Официальных Переводов.

Здесь представлены лишь лого компаний, многие уже неизвестные, некоторые стали легендой, а кто-то здравствует и поныне

Фаргус

Логрус

Дядюшка Рисёч

AnyKey Entertainment

СПК«СловоПалитраКод»

(увы, лого не смог найти)

Студия СофтКлаб

GSC Game World

7-й волк

Акелла

Да-да-да, многие из них стали официалами, известны и поныне, и видите сами, в пиратском переводе были замечены: Р

Пока официальные локализации, пока лицензионные версии игр ещё не существовали на просторах СНГ, эти компании старались переводить игры, каждая из компаний на свой лад. Многие из них делали… разные переводы. Кто-то вспомнит прекрасный перевод Full Throttle, кто-то смешной НеверьВХудо, а кто-то Diablo II…

 

(кадры Remastered, однако с наложенной оригинальной озвучкой)

Впрочем, окончание 00-х годов, начало и середина 10-х изменило пиратскую беззаботную жизнь навсегда. Возможность постоянного и стабильного выхода в океан Интернета, возможность получения информации в любой момент времени, полная цифровизация пространства поставила точку не столь в реальной жизни самих пиратов, а скорее точку в жизни пиратских переводов (начало 00-х), и цифровых носителей – и погоди-ка, я совсем забыл написать заметку об этих официальных носителях!
Изначально, зарубежные компании пришли на рынок с «драконовскими» требованиями, лицензионные отчисления за возможность выпускать игру на территории РФ были просто невозможными (именно поэтому если издать официально не получалось, некоторые из компаний в спойлере выше просто напросто пиратили её и издавали как пиратскую версию). Собственно, это и влияло на конечную цену лицензионного диска, и соответственно соотношении продаж – на 1 проданную лицензионную копию игры могло прийтись 99 пиратских копий!

Однако, даже в таких условиях дистрибьютеры смогли работать в странах СНГ, а за ними и сами издатели поняли, что для этого рынка стоит существенно снижать стоимость выдачи лицензии и стоимость самой игры.

именно эта небольшая деталь стала некой изюминкой компьютерного рынка СНГ – в современных цифровых сервисах лицензионные копии стоят гораздо меньшую сумму, чем аналогичные версии, но для регионов Северной Америки и ЕС

признаю, у всех стран третьего мира снижены цены на игровую продукцию и она отличается от ЕС и Сев.Америки

При этом издержки были и в техническом плане – не побоюсь этой фразы – но именно для таких рынков, как СНГ был создан Джевел бокс, или по простому Сидибокс (CD-box, Jewel box)

А вот пример лицензий с прочей мишурой в так называемых keep-case (что увеличивало стоимость диска конечно же)

Эти упаковки были гораздо проще – коробка и диск, без лишней мишуры (в виде бумажных книжек с гайдами, картами и пр.) – а значит и дешевле. Вдобавок они обеспечивали большую работоспособность, чем переделанные болванки пиратов, брака было меньше и диски практически гарантированно работали без проблем, а если они и были, почти всегда можно было заменить диск. И действительно, был такой период у пиратов, когда их диски практически невозможно было использовать — настолько репаки игр были плохими (а иногда и антивирус на эти игры верещал как свинья!)

И вот тут, наверное, стоит пристать к бухте программных пиратов. Их цель – оберегать простых людей от кровавых издателей и лютых систем защиты. Эти люди профессионально, или не очень, взламывали защиту игр, затем отправляя эти игры всем тем, кто не мог\не желал иметь дел с лицензиями. Именно эти люди подарили нам и всему миру огромное количество «бесплатных» игр, а издателю – головную боль и желание покончить с этим сбродом. И по сей день длится война «щита и меча», где в роли щита выступает встроенная в игру защита (привет Denuvo!), а в качестве меча – талантливый пират (привет 3DM-team!).
Эти ребята смогли подарить СНГ целый дивный новый мир инструкций по взлому, кряков и патчей, эти корсары моря Интернета сделали настоящую революцию в мире установочных экранов, посмотрите и вспомните в этом спойлере, как это всё выглядело:

 

(да, это одна из новинок, пираты живее всех живых!)

Наверное, это единственная во всём Интернете и одна из последних укреплённых бухт пиратов, тех, кто ещё жив свободой и любовью к компьютерным играм, жив любовью к своему делу, кто получает признание и славу за свои действия, с кем приходится считаться издателю, и кто помогает покупателю в выборе игры… В выборе игры?

ЭПИЛОГ.

 

Однако друзья, мы с вами сильно изменились. Мир пиратов, какой мы с вами помним, ушёл, он канул в Лету. Сейчас пиратство изменилось до неузнаваемости, люди стали другими, пираты стали другими и мы, стали не теми, кем когда-то были. Многие года нам вдалбливали в голову мысль о том, что «пиратство — это плохо». И она оказалась той мыслью, которая поменяла всё. Да и мир изменился. Теперь мы качаем игры на пробу, поддерживаем разработчика рублём, и активно пользуемся сервисами цифровой дистрибьюции. Положа руку на сердце – это хорошо. Но скажите, неужели мы уже стали хорошими?


Лучшие комментарии

Наконец-то Приятное возвращение в блоги, Камрады!
P.S. Знаете, это очень интересно, за это время сайт изменился до неузнаваемости, как и моя жизнь. Многое произошло за последние 5 лет, но вот я здесь. Товарищи, необходим ваш отзыв: стоит ли возвращаться обратно на блоги SG, начать писать в блоги свои мысли статьи-наблюдения об играх, игровой индустрии и нашей жизни в них?
Я вполне понимаю людей, которые пиратят, не имея возможности приобретать игры (условно тех, кто не купил бы игру, не будь ее пиратской копии), и тех, кто пиратит игру как «демку» (и убедившись что игра нормальная, или в том, что идет на их железе — покупают лицензию), но я в упор не понимаю людей, которые пиратят принципиально, просто потому что «это же игры, зачем их покупать?». Может, это уже мой взгляд с точки зрения человека, который сам живет за счет програмного обеспечения, но как можно не понимать, что на разработку игры тратятся огромные деньги, и что провал в продажах, в частности, вызванный пиратством, может привести к проблемам у разработчика, который создал понравившуюся пирату игру?

Это же касается людей, которые говорят «эта игра не заслуживает, чтобы ее купили», и при этом продолжают играть в игру. Это просто лицемеры. Раз игра не заслуживает, чтобы ее купили, то почему она вдруг заслуживает, чтобы в нее играли?
От души, товарищ!

До сих пор к Xatab`у наведываюсь, когда есть подозрения по поводу какой-нибудь дорогостоящей новинки. Прилично денег сэкономил, кстати, не купив Rise of the Tomb Raider, Mass Effect: Andromeda, Middle-earth: Shadow of War и прочие «шедевры».

Моя история: пиратские диски —> лицензионные диски —> торенты, но лицензионные диски никуда не делись —> 2010 цифровая дистрибюция со Steam во главе.
умеренно не буду углубляться в подробности истории развития ПК и консолей в СНГ, ибо они достойны отдельной статьи
Про консоли тут, кстати, когда-то было, так что правильно)
привет 3DM-team
Справедливости ради, крайнюю версию Денуво взломали не эти ребята, эти ребята «ушли в отпуск, дабы прощупать спрос», по их утверждению, ну а как по мне — просто сдались.

В остальном по материалу я скажу так: немного поверхностно вышло, в целом просто хронология пиратской эволюции в СНГ, но была пара любопытных моментов, которых я не знал (с джевел-боксами, например — думал, что и у «них» тоже диски в таких коробочках были, ан нет), ну и в ностальгию окунулся. Спасибо) Касательно же этого
Товарищи, необходим ваш отзыв: стоит ли возвращаться обратно на блоги SG, начать писать в блоги свои мысли статьи-наблюдения об играх, игровой индустрии и нашей жизни в них?
Решать, конечно, тебе, но мне кажется, что стоит. В Блогах не так много авторов, пишущих именно для сайта, так что приятно почитать статьи полноценного участника коммьюнити.
не, не стали.

я, например, куплю игру только если после прохождения пиратки остался доволен (а после покупки могу её даже не установить и не поиграть, лол), короче важен сам факт уверенности в качестве.

к тому же некоторые ленивые скоты-издатели продают игрушки на языке оригинала. типа, деньги заплати, а где возьмешь русификатор – лично твоя проблема. для меня купить «Серьезного Сэма» без озвучки Джигурды – деньги на ветер.

ешё одна забавная причина – исчезновение игры из маркета. попробуйте купить цифровую версию NFS Underground 2. не купите. и не поиграете.

бывает игра вследствие интриг с лейблами звукозаписи начинает продаваться без музыки, отчего у геймеров случается пукан бомбинг.

короче, пираты необходимы отрасли (на то щука в море, чтоб карась не дремал)
Видать сотни нефти вскружили ему голову и он во всю снимает свой фильм.
Ну, есть большая разница между «могу купить» и «могу позволить себе купить». Чисто технически, «могу купить» доступно большинству. Даже не в ущерб текущему уровню жизни. Но когда покупка весомо препятствует достижению насущных и серьёзных целей — появляется пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности, особенно, на фоне альтернативных способов её получения. Основной момент, на мой взгляд, тут состоит в том, что не имея возможности получать эту продукцию альтернативными способами, очень сомнительно, что её массово станут приобретать легально.
Действительно, пиратство само по себе никогда не исчезает, в том или ином виде его можно найти практически во всех отраслях — как минимум вспомните про Китай, успешно пиратящий копирующий любые технические средства, начиная от дрели, заканчивая крейсером.

Другое дело, когда в нашей компьютерной индустрии на пространстве СНГ пираты постепенно сбавляют свои позиции — если в 90-х годах это было чуть ли не 99,9% пиратской продукции, то сейчас в среднем на СНГ показатель «пиратства» составляет 78% (В Эстонии 42%, а в Молдавии с Арменией 86%) — при этом в ЕС этот показатель уже около 28%. Вот именно это и заставляет меня задумываться — а что же собственно происходит кроме запрета пиратов и закручивания гаек?
Весьма спорное мнение, заслуга эта принадлежит нашим ритейлерам (Бука, 1С, Snowball и т.д.). Именно они в конце 90-ых — начале 00-ых договорились первоначально с издателями о региональных ценах и изобрели джевел бокс, еще более удешевляющий игру. Стим к нам пришел без региональных цен, они появились позже, не помню в 10-ом или 12-ом году.
Я как-то не обращал внимания, если честно. Но вот, к примеру, Денис Большаков опять куда-то пропал :(
Да, в своё время кроме пиратских игр не было никаких. Поэтому приходилось их покупать.
У меня вот в районе 2005-2006 среди игр начали появляться первые лицензии. А потом появился Стим со своими распродажами и я купил многие игры, которые когда-то пиратились. Также и с появление PS3 — только лицензия. Конечно, всё изменилось, сейчас уже пиратить нет смысла — искать/ждать кряк/могут быть баги/нет ачивок/не поддержка разрабов. А игры, которые мне неитересны, я и пиратить не буду.
Как-то практически ничего не написали про Steam. На мой взгляд, переход в СНГ от пиратства к привычке покупать игры (пусть вчетверо дешевле из-за региона и распродаж) — заслуга именно Valve.
а что же собственно происходит

Я думаю, что это связано с расцветом цифровой дистрибуции. Пиратство так же уходит в сеть и, как следствие, становится не таким явным. Есть у меня подозрения, что в сегменте одиночных игр для ПК, доля пиратского контента в странах СНГ по прежнему очень велика.

Другое дело, проекты завязанные на онлайн, здесь уже пиратство не всегда лучшее решение (да я знаю про Tunngle и прочие приколы, но работают они все так себе).
#SavePlayer1
Так пиратство само сбавляет обороты и без всяких запретов. Поскольку лицензия появилась в принципе и постепенно занимает всё большую долю рынка.
но я в упор не понимаю людей, которые пиратят принципиально, просто потому что «это же игры, зачем их покупать?

А ещё потом эти люди повсюду кричат о том, что невозможно играть из-за багов, которые тем, кто купил игру, устраняют обновления.)
В целом моё личное мнение таково, что сервисы цифровой дистрибуции — это очень большая и очень интересная тема, которая достойна отдельного цикла статей.

Построить совместно с ростом интернета огромную и самостоятельную ветвь в отрасли компьютерных игр (которая теснит по всем фронтам физические носители), причём сделать так, чтобы уже на протяжении 15 лет эта ветвь показывала устойчивый и постоянный рост — вот это по-настоящему вызывает восхищение!
Блин. Неужто я настолько старый, что эти обложки джевелов, купленных «еще вчера», уже вызывают ностальгию?
Читай также