7 февраля 2018 7.02.18 13 41K

Интерпретации финала Hellblade: Senua's Sacrifice

+44

Знаете, как иногда бывает, когда проходишь какую-нибудь резонансную вещь, которая потрясла тебя до глубины души, и ты тут же хочешь поделиться с миром, который об этом не просил, чувствами, которые игра в тебе вызвала. Ну, вот как в случае с Hellblade. И ты такой, не успев ещё титры досмотреть и в главное меню выйти, распластываешь свои потные шаловливые ручонки по загаженной пивом клавиатуре, как вдруг… ты понимаешь, что без оглядки на финал и сюжет рассказать о том, что это за игра такая, просто анриал, а рассказывать нужно без спойлеров. Два стула в чистом виде.

Что делать в таких случаях? Ну, как говорится: «Не можешь победить – возглавь!». А именно: почему бы не разобрать сюрреалистичный финал игры по косточкам? С такими, знаете, жирными спойлерами, с многотонными аргументами, корявыми фактами и притянутыми за уши теориями.

Дело в том, что финал игры – непрямолинейный. В нём хватает парадоксов, недомолвок, противоположностей, переходов всех мастей – значит, единого мнения по поводу такой концовки быть не может в принципе. Вот, собственно, поэтому я и накатал эту телегу, которую, не мудрствуя лукаво, обозвал: «Интерпретации финала Hellblade: Senua’s Sacrifice». Не, ну, а чё! Дёшево и сердито. В общем, я надеюсь, что кому-нибудь всё это будет хотя бы немного интересно…

Чуть-чуть прелюдий.
Материал предназначен для тех, кто уже сыграл и кому всё ещё интересны темы, поднимаемые в этом проекте, а также для игроков, которые ни капли не заинтересованы в Hellblade, а, следовательно, не боятся адовых спойлеров – возможно, вас моя телега заинтересует, и вы всё-таки захотите лично ознакомиться с одной из самых интересных игр последнего времени.

Короче, интерпретации тут выстроены в абсолютно случайном порядке – никак упорядочивать их я смысла не вижу. Некоторые версии очень похожи на другие, но отличаются первопричиной. И наоборот – иногда причина одна и та же, а вот интерпретации разные.

Хотя я постарался аргументировать каждую версию, понятное дело, в связи с тем, что я всего лишь человек со своими предрассудками и тараканами в голове, может случиться так, что со стороны все эти версии вообще воедино сольются. И да, я придумывал всё это сам, не читая форумы и не смотря дневники разработчиков. Ну, зато у вас всегда есть возможность покидаться в меня в комментариях какашк… помидорами, сопровождая это своей версией событий – круто же!

Да начнём же, наконец!

Пересказ сюжета.

События игры начинаются с того, что Сенуя отправляется прямиком к вратам мира мёртвых – Хельхейм. С собой она взяла простенький меч и голову своего возлюбленного Диллиона для того, чтобы договориться с великаншей Хелой – правительницей Хельхейма – и освободить его душу. Уговор состоит в том, что Хела проклинает девушку, что не даёт Сенуе умереть окончательно, но при этом каждая неудача погружает девушку во тьму, приближая её к неотвратимому концу, когда Хела поглотит и её душу, и Диллиона. Теперь Сенуя должна во что бы то ни стало лично добраться до великанши и предложить собственную душу в обмен на душу возлюбленного.

Почти в самом начале девушка «знакомится» с первым сторонним голосом в голове – Друтом. Духом, у которого за спиной не самое весёлое прошлое и который поклялся Сенуе провести её по её квесту. Причиной такого альтруизма, судя по всему, является то, что судьбы обоих оказались очень похожи. Сам Друт находится за пределами сознания Сенуи и проявляется в исключительных случаях и зачастую только через специальные алтари.

Если открыть все эти истории, то он расскажет Сенуе, что под пытками предал свой народ, как и девушка (со слов отца) принесла чуму в деревню из-за своего безумия.

Итак, для того чтобы добраться до Хелы, Сенуя должна встретиться с абстрактной «тьмой», которой управляет великанша, и пересечь Мост Ножей — Гьялларбру, а перед этим разобраться с двумя великанами — Суртом и Вальравном. Покончив с ними, Сенуя впервые слышит ещё один мужской голос по имени Зинбель, появление которого сопровождается картинами из прошлого девушки, в которых она видит горящую деревню, убитых людей и казнённого человека, которым оказывается сам Диллион. После этого видения Сенуя проходит через мост и оказывается в Хельхейме, где впервые встречает могущественную Хелу в одной из её настоящих форм. Воительница не в состоянии ничего противопоставить великанше, её меч ломается, а Зинбель радостно «потирает руки», видя, что девушка не справилась.

По ходу пьесы оказывается, что этот голос принадлежит духу отца Сенуи. В ходе игры он будет постоянно давить на неё, пытаться остановить девушку, угрожая ей смертью от рук богов.

После первой встречи с Хелой девушка попадает таки в сам Хельхейм, в котором впервые видит издалека дух Диллиона. Проходя ряд испытаний легендарного Одина, чтобы получить его меч Грам, который может сразить богов, Сенуя узнаёт своё тёмное прошлое. Девушка в детстве была очень одиноким ребёнком. И единственный человек, которому она стала небезразлична – это Диллион. С ним она познакомилась случайно, наблюдая за тем, как он тренируется с мечом. Однажды встретившись, они друг друга полюбили. Диллион учил её сражаться; и вскоре узнал, почему Сенуя считается изгоем, но он сумел принять это. Оказывается, девочка с самого детства, как и её мать, способна «смотреть в нижний мир», как выражается Зинбель. Это умение заключается в способности видеть «знаки» в, казалось бы, бессмысленных фигурах и нагромождениях. Вместе с этим (или благодаря этому) Сеную мучают голоса в голове, которые выражают её собственные мысли.

Впрочем, выполняя испытания, Сенуя впервые поставит под сомнение собственное сознание – «знаки», которые она видит, постепенно начнут терять свой смысл, который она в них закладывала.

Получив, наконец, меч Грам, Сенуя открывает путь в ирреальный мир — Море Трупов, в котором её ждёт бесконечное сражение с ордами викингов, великанов и полубогов. Именно здесь Зинбель впервые подталкивает девушку к мысли, что её квест не имеет смысла. «Зачем ты сражаешься?» — спрашивает он девушку. – «Даже если душу Диллион можно спасти, думаешь, он простит тебя после того, что ты сделала с его друзьями, с ним самим, с его отцом?!» Сенуя не знает ответа на этот вопрос, но всё равно продолжает свой путь. Дело в том, что из-за её «дара» Зинбель ненавидит дочку и обвиняет её в том, что она принесла в их деревню чуму, убившую всех, в том числе друзей, отца Диллиона и его самого. За это Диллион и сам проклинает девушку (по крайней мере, его голос Сенуя слышит после очередной проповеди отца). Пройдя, наконец, бесконечную битву, то есть, преодолев саму себя, Сенуя, наконец, может открыть врата мира Хель – филиал Ада в скандинавской мифологии. Именно там находится великанша Хела. Преодолев очередные испытания и сбежав от чудовищного стража, Сенуя единственный раз слышит, как Зинбель хвалит её. Он признаётся, что, на самом деле, он прессовал её только из желания, чтобы Сенуя «возненавидела тьму всей своей душой», потому что договориться с тьмой, по его словам, невозможно. Но стоило девушке подойти к святилищу Хелы, как Зинбель вновь предаёт её и его дух переселяется в гигантского волка Фенрира, представшего в образе инфернального, изуродованного кабана.

Look into my eyes! I wanna see you die!

Девушка с трудом сражается с ним и всё сильнее погружается во тьму. Только окончательно потерявшись в ней, Сенуя, наконец, побеждает Фенрира и устремляется прямо к Хеле.

Вот здесь и начинается финал. Сенуя, стремясь исполнить свою клятву, силой воли затыкает голоса в голове и встречается нос к носу с антропоморфной великаншей, предстающей перед девушкой в виде чёрного силуэта. Вот она тьма собственной персоной! Но если присмотреться, можно заметить, что силуэт Хелы — мужской. А её голос принадлежит Зинбелю. Её отец – вот её тьма! «Ты меня проклял!» – восклицает девушка, понимая, что ничего плохого она не делала. И Сенуя бросается в бой, но не может добраться до своей цели, сражаясь по пути с собственными демонами — побеждёнными ранее великанами Суртом и Вальравном, а также Фенриром. Да, Сенуя раз за разом уничтожает их силуэты, которые существуют только в её голове. И под самый конец девушка вступает во второй бесконечный бой. Но его она, в отличие от битвы в Море Трупов, уже не сможет закончить…

Получив смертельное ранение, Сенуя просит Хелу выполнить уговор: освободить душу Диллиона в обмен на душу самой Сенуи. Девушка клянётся, что, когда наступит Рагнарёк, она будет сражаться бок о бок с Хелой. В противном случае Хеле придётся убить Сеную окончательно.

В этот момент силуэт великанши незаметно изменяется на женский, а её лицо приобретает очень знакомые очертания. Хела берёт в руки меч Одина и пронзает Сеную, оставляя её на полу святилища. В последние секунды своей жизни дух Диллиона говорит девушке: «Что бы ни случилось, встреть смерть как своего друга». Сенуя умирает, а Хела берёт выпавший из её рук череп Диллиона и, не сдерживая слёз – то ли печали, то ли радости – бросает череп с огромного обрыва куда-то в неизвестность. И в тот же момент зритель видит, что Хела приняла облик Сенуи. Вздохнув, эта новая «Сенуя» произносит, что у неё ещё есть истории, которые она хочет рассказать.

Конец

Вот на основе вышепересказанного материала, в котором, правда, не учтены некоторые детали – в частности, не упомянута мать девушки Галина, которая, на мой взгляд, во всех представленных ниже версиях играет одну и ту же роль – я и постарался составить несколько интерпретаций. Да начнём же с самой спорной и сложной для объяснения версии, после которой вы наверняка покрутите пальцем у виска, ву-ху!

1. Замена основной идеи.
Всю дорогу Сенуя стремилась выполнить свой долг, сдержать свою клятву. А Зинбель, её отец, останавливал дочь или просьбами «не играть с богами», или же риторическими вопросами «во имя чего ты сражаешься, если Диллион всё равно тебя не простит», или ложными надеждами «на самом деле, я просто пытался научить тебя ненавидеть тьму, а теперь ты можешь идти вперёд». Но так или иначе Зинбель пытался заставить Сеную сдаться, чему девушка отчаянно сопротивлялась. В финале после трогательных слов Диллиона о том, что ей стоит принять смерть как друга, она так и делает – и руками Хелы выбрасывает Диллиона из своей жизни. То есть, Сенуя попросту сдаётся в тот момент, когда ту же информацию, которую ей вещал Зинбель, девушке сообщает Диллион. Да, именно сдаётся.

Комментарий
Интерпретация основывается на продвигаемой в ходе игры основной идее, а не на последних действиях героини. И здесь вот где собака зарыта. Скорее всего, голоса в голове Сенуи – это её собственные мысли, а значит, её саму раздирало от разных решений. Но мы также знаем, что это отец убедил дочку, что она сумасшедшая. Сама-то девушка в детстве считала себя вполне нормальной. А значит, судя по самому процессу игры, она постоянно боролась именно с ним, с его проклятием. Ей не удавалось найти ответа на вопрос: «Зачем», но она всё равно продолжала двигаться вперёд.

Это было основной идеей, главной темой: «Борись во имя друзей, любви, родителей, клятвы, своей собаки во что бы то ни стало». И тут уже душа того человека, которого она пыталась спасти, произносит ту же самую фразу, что говорил отец: «А зачем?.. Всё равно мы все умрём, зачем бороться? Расслабься и наслаждайся шоу!» То есть, буквально переворачивает главную идею с ног на голову, продвигая мысль, что бороться, на самом деле, нет смысла – всё равно мы все отъедем.

Понимаете, о чём я? Диллион, просто используя не такие резкие, как её отец, слова, встал на сторону Зинбеля, и девушка с этим согласилась! Отринула свою борьбу в одно мгновение.

Очень важно понять один факт: девушка в конце пути не смогла закончить последнюю битву. Ведь если бы она закончила бой, а только после этого согласилась со словами Диллиона, эта интерпретация не имела бы смысла, ведь тогда Сенуя сдержала бы свою клятву. Но в данном случае она и клятву не сдержала, и руки опустила.

Окей, Сенуя сдалась в самый последний момент – так действительно в жизни бывает. Но получается, что девушка теряет смысл жизни, свой квест – спасти душу Диллиона. Значит, здесь прямо напрашивается трагическая гибель героини – окончательная и бесповоротная. Душевная или физическая – не столь важно. В связи с этим счастливое личико Сенуи после того, как она руками Хелы сбрасывает с обрыва единственную связь с Диллионом (его череп), слабо вяжется с тем, что девушка попросту сдалась буквально у самого выхода. В таком случае, это самая плохая концовка из всех возможных. Причём, плохая не только для Сенуи, но и для игрока – ведь получается, что все его семь-девять часов прохождения просто-напросто, как череп Диллиона, выбросили за борт. Мол, да нафиг всё это было не нужно, вы боролись напрасно, встретимся в следующей серии, пацаны.

Вот именно такая мысль посетила меня первой, когда я закончил игру. И я дико взорвался от этого: «Да вам яиц что ли не хватило её прикончить?! Какая ещё «другая история»?» Где гарантии, что и в теоретическом сиквеле не провернут подобный фокус, просто выбросив всю историю на помойку, помахав ручкой?

Или вот эта идея «прекратить борьбу», которую вещает Диллион – ну, я вот с этим в корне не согласен: умереть мы всегда успеем, с какого перепугу мне нужно встречать смерть как друга?.. Короче, это слишком опасный фокус – менять на ходу основную идею, даже оправдывая это безумством героини. Если сценарий действительно подразумевает эту интерпретацию, то послевкусие от игры останется горьким, если не гадким.

Возможная судьба Сенуи
Всего одна маленькая деталь переворачивает с ног на голову идею «смириться с потерей и жить дальше» – и эта деталь в том, что девушка так и не завершила последнюю битву. Согласно этой версии, героиня однозначно должна умереть хотя бы с точки зрения драматургии – смерть символизирует не только физическое прекращение жизни, но и духовный тупик, из которого человек уже не сможет найти выход. Затравка на продолжение в таком случае звучит попросту пошло и неуместно и не может быть оправдана в рамках этой версии ничем иным, кроме желания создать сиквел ради сиквела.

2. Идея с потайным дном.

С другой стороны, мы как-то позабыли о Друте. Он – единственный дух, который не контролируется разумом Сенуи. И всю дорогу он рассказывал ей довольно жуткие истории, которые то подталкивали девушку на борьбу, то вдруг начинали предостерегать её. Возможно, что сценаристы добавили «потайное дно» ящику с основной идеей?..

And sometimes only this sunshine covers the grave mound like a soft blanket. But the blackest darkness always walks around...

Комментарий
Эта версия тесно коррелирует с №1 и зависит исключительно от историй Друта, но не Диллиона и Зинбеля. Именно в этом коренное отличие «потайного дна» от интерпретации № 3. Если вспомнить истории Друта, которые, кстати, можно пропустить, то, возможно, что желание Сенуи идти на заведомую погибель – это её собственное желание. Тогда получается, что почти все, кто её окружал, просто пытались её перенаправить на другую тропинку. Отец, конечно, дочь ненавидел, но не желал, чтобы она ещё больше наломала дров. Диллион не хотел видеть смерть любимой, но, поняв, что она за Сенуей уже пришла, сделал всё возможное, чтобы успокоить девушку, чтобы она встретила свою погибель как друга. А Друт поклялся провести её по пути, которым шла девушка, но одновременно в меру своих сил пытался сдвинуть её с опасной тропы, чтобы она направилась по другой дороге, на которой Сенуе не нужно будет сворачивать шеи богам. Правда, это объяснение выглядит ещё более притянутым за уши, чем № 1, так как почти все истории Друта можно попросту пропустить – многие не являются сюжетными. И хотя его сказания коррелируют с концовкой, идея «борьбы» даётся в лоб в течение всей игры в отличие от этого потайного дна. Впрочем, может быть, в этом и был смысл? Смысл, который легко найти – достаточно лишь копнуть немного дальше и отыскать прохладные истории Друта…

Однако в таком случае девушку должно сломать то, что весь мир в каком-то смысл ополчился против её философии – и Друт, и отец, и даже Диллион, вставший на их сторону.

Возможная судьба Сенуи
Девушка, которую мы знали, скорее всего, умерла. На неё всю дорогу оказывали давление все трое, а она желала пробиться своим путём, так и не примирившись с реальностью. Жизнь в образе Хелы её всё-таки сломала. Клиффхэнгер – это, возможно, вовсе не «перерождение», как в случае № 4, а просто последняя угасающая надежда умирающей Сенуи.

3. Сенуя примиряется с гибелью Диллиона
Согласно этой версии, получается, что девушка заблуждалась с самого начала. Основная идея и есть та самая, которую выдвинул Диллион. Да, его слова чем-то похожи на проклятия Зинбеля, вот только отец хотел, чтобы его дочка страдала, а Диллион желает, чтобы его любимая была счастлива. Всю дорогу Сенуя заблуждалась, воюя в прямом смысле с ветряными мельницами в виде слов её бати.

Комментарий
То, что пережила Сенуя, на самом деле, никому не пожелаешь. И Диллион, понимая, что никогда не сможет пережить что-то подобное, то есть, не сможет влезть в её шкуру, всё-таки умудряется вдохновить её. Он доводит до девушки простую, но при этом очень точную мысль – чтобы искренне любить, необязательно свергать горы, подвергая свою жизнь, свою душу опасности. Да, девушка (со слов Зинбеля – это важное уточнение!) погубила Диллиона и потом пошла исправлять ошибки. Но так как они оба друг друга любят, Диллион успокаивает её: он давным-давно простил её. И самое последнее, чего он хочет, это чтобы она страдала. Поэтому, чтобы остановить её жертву, Диллион словно говорит: «Умереть мы всегда успеем, и рано или поздно это случится, так что зачем бояться тьмы?» Это крайне любопытная интерпретация, так как она является обратной к самой плохой (№1). В таком случае, логично обосновывается и воскрешение Сенуи (которое, кстати, вполне может быть совсем не воскрешением, а таки смертью), и то, что Хела в конце плачет, а после того, как отпускает душу Диллиона, превращается в саму девушку. Это самая счастливая концовка для Сенуи и, возможно, именно этот финал она и заслужила. Не стоило ей бороться с ветряными мельницами. Ведь именно в этом случае Сенуя искренне примиряется со смертью любимого: она не сдаётся – девушка понимает, что исправить уже ничего не может и его уже не спасти, но она знает, что искупила свою вину перед Диллионом. Вот в чём заключался её квест – вот что значит «освободить Диллиона». Освободить их любовь. Как романтично, ми-ми-ми :3 Жизнь продолжается, а его душа счастлива – что ещё нужно знать человеку, который любит?

Возможная судьба Сенуи
Чтобы выжить, девушка должна искренне поверить в слова Диллиона. Если она поверила любимому человеку, то у неё есть все шансы остаться живой. В противном случае, не поверив в то, что он простил её за преступления, которые она, возможно, не совершала, но за которые Диллион в середине игры на неё ополчился, Сенуя умирает, переродившись в Хелу – в собирательный образ людей, раздираемых внутренними конфликтами и трагической любовью. «Новая история» вполне может относиться уже к самой Хеле, которая впитала в себя добро и свет, носителем которых являлась Сенуя.

4. Личный Рагнарёк
В последний раз Друт через свои алтари рассказывает Сенуе легенду о Рагнарёке. Согласно оной, в этот день гигантский волк Фенрир разорвёт волшебную цепь, сковывающую его. Один из сыновей Фенрира по имени Сколь, каждый день преследующий Солнце, настигнет его и поглотит. Другой сын – Хати – сожрёт месяц. Из глубин океанов восстанет мировой змей Ёрмунганд (тот самый, что появляется в новой God of War), и воды морей и рек выйдут из берегов. Из Хельхейма прибудет легендарный корабль из ногтей мертвецов Нагльфар. Огненный великан Сурт, вооружённый пылающим мечом, выжжет землю, а владычица загробного мира Хела и бог обмана Локи присоединятся к наступающему концу света.

The endless Battle. The endless Quest. The endless Darkness.

Против них всех выступят асы, которых возглавит сам Один. И раздастся оглушающий рёв Гьяллахорна – рога стража богов по имени Хеймдалль. Тем и начнётся битва богов и людей. Бог Один сразится с Фенриром и будет волком убит. Сын Одина Видар отомстит за отца и разорвёт пасть чудовища. Тор сразится с Ёрмунгандом и убьёт змея, но сам падёт от его яда. Бог Фрейр бросит вызов огненному великану Сурту, но не сможет справиться с ним и, умирая, отдаст свой меч слуге. Хеймдалль атакует Локи, а бог доблести Тюр, которому Фенрир ещё до Рагнарёка отгрыз руку, поднимет свой меч на гигантского пса Гарма – инфернальное чудовище, охраняющее вход в царство Хельхейм.

Но победителей в этой жестокой схватке не будет. Ни люди, ни боги; ни добро, ни зло; ни свет, ни тьма не смогут друг друга одолеть. И тогда Сурт соберёт свою мощь (что, кстати, показано и в Hellblade во время битвы с ним, когда голоса визжат: «He’s getting stronger!») и обрушит на землю весь огонь мира, остановив, наконец, бессмысленную битву.

Друт рассказывает эту историю девушке и предупреждает её: «Приготовься, Сенуя, ибо Рагнарёк близок». Он пугает девушку страшными картинами, но! – он умалчивает ей весь миф о конце света. Ведь после окончания Рагнарёка мир погибнет, но затем – затем он возродится. Два человека – Лив и Ливтрасир – вновь дадут начало человеческому роду!

И что мы видим в конце Hellblade?..

«Death follows you», they said. «You bring plague with you», they cried. «Then I will destroy the Flame of Darkness», she answers. And she will...

Комментарий
Действительно, если соединить вместе сказания о Рагнарёке и события игры, то можно обнаружить много любопытных параллелей. Даже битва на мосту перед самым святилищем Хелы в игре может опираться на легенду о разрушенном под ногами воинов огненного мира радужном (not gay!) мосте Миврёсте, который соединяет Асгард с другими мирами. Мы увидим, что Сенуя в ходе своего путешествия сразится и с Суртом, и даже с Фенриром, а в финале бросит вызов самой Хеле. Великанша обманула девушку, и вместо честного боя заставила её сражаться с тенями уже павших врагов – тем же огненным великаном и Вальравном, мастером иллюзий. Получается, что Сенуя успела повоевать и с богами, и с простым людом. Причём, и тех, и других было бесконечное множество. Как гласит сказание, победителей не будет ни с той, ни с другой стороны. И действительно, стоило девушке получить смертельное ранение, как все многочисленные орды врагов, с которыми она сражалась, тут же исчезают. Они как бы пали от её рук, но и сама девушка тоже вот-вот скончается.

Друт предупреждал её о Рагнарёке – и он действительно произошёл, но только с самой Сенуей. Личная трагедия всегда тяжелее воспринимается человеком, чем любой, даже самый чудовищный катаклизм, который может угрожать всему человечеству. Правильно говорят, что своя рубашка ближе к телу. Да, никакого Рагнарёка, как в мифах, не случилось. Но только не для Сенуи. Она-то как раз пережила колоссальную катастрофу. Девушка дошла до такого предела, за которым её ждёт или тьма… или перерождение.

Диллион помог ей сделать правильный выбор. Его слова для девушки значили одно: отринуть тёмное прошлое. Ведь всю дорогу тяжёлое, чёрное прошлое давит на Сеную: отец ненавидит девушку, рассказывая ей, что, дескать, она принесла с собой чуму, она уничтожила отца, друзей Диллиона и его самого. И, дойдя до ручки в буквальном смысле слова, Сенуя должна сделать самый важный выбор – сломаться под грузом прошлого или переродиться, сбросив с себя всё чёрное, что она пережила, чтобы начать новую жизнь. Каким бы время ни было, оно ушло – и настал момент строить будущее.

Вообще эта версия имеет в себе много общих черт с другими (в частности с примирением из №3), но в этом случае последствия для Сенуи куда глобальнее. С точки зрения этой интерпретации, возможно, не было конкретного Диллиона, конкретных отца и матери Галины. В этом случае всё путешествие Сенуи – это образ её собственного жизненного пути, на котором она сломала множество копий.

В принципе данная интерпретация пытается объяснить финал не столько душевным состоянием главной героини, сколько связью между событиями, которые пережила она, и мифами скандинавских народов. А ведь неплохой вариант развития сюжета, не так ли? Аллюзия к сказаниям. Звучит!

Возможная судьба Сенуи
Девушка выжила. Её «смерть» от рук Хелы – ни что иное, как катарсис, который героиня пережила в самом пике личного Рагнарёка. И «новая история» — это жизнь с чистого листа, которую Сенуя будет отстраивать, не оборачиваясь на тёмное прошлое. Повторюсь, что в этой версии Сенуя тоже примиряется с потерей Диллиона, только в данном случае всё куда глобальнее, ведь девушка полностью поменяла парадигму восприятия своей реальности. Впрочем, Сенуя могла и умереть, а за неё отстраивать своё будущее будет реинкарнация девушки – Хела, которая впитала в себя всё лучшее из нашей героини.

5. Девушка Шрёдингера
Мы видим, что концовка содержит в себе диаметрально противоположные элементы. То Сенуя умерла, то нет. То Хела – это тьма и ужас, то это реинкарнация самой девушки. Всю игру воительницу раздирали внутренние «за» и «против» в виде голосов, каждый из которых принадлежит ей самой. Ну, кроме Друта, который, правда, лишь в начале сам мог влезть в её голову, а впоследствии занимался пересказом мифов и только в конце начал делать из них свои выводы. Получается, что в конце она и боролась до победного, и одновременно с этим сложила оружие, выбрав в итоге то, что пришло ей в голову случайно.

Комментарий
Всю игру Сеную преследуют голоса – про это знают даже те, кто Hellblade не запускал. И эти голоса постоянно спорят, громко ругаются и перебивают друг друга. Всего в голове девушке звучат два типа женских голосов. Первый – уникальный, глубокий, принадлежащий женщине уже далеко не юной; возможно, он принадлежит Галине, матери девушки. Говорит её голос исключительно воспоминаниями и называет Сеную местоимением «она». Этот голос выполняет роль рассказчика и, судя по всему, героиня его вообще не слышит – он, скорее, нужен самому игроку для понимания чувств, которые испытывает девушка, но о которых даже самой себе не признаётся.

А вот вторые голоса принадлежат барышням примерно того же возраста, что сама Сенуя. И вот они-то, похоже, озвучивают мысли главной героини. Большую часть игры голоса пренебрежительно относятся к девушке и только во время боёв вовремя подсказывают ей, что сзади неё противник или что самое время сфокусироваться и взглянуть сквозь «зеркало». Правда, голоса не ненавидят её – они ведь сами живут в её сознании и им тоже хочется жить. Поэтому эти голоса не могут прийти к общему мнению по самым разным вопросам – стоит ли открывать дверь или лучше развернуться и возвращаться домой; надо ли вытаскивать меч или разумнее оставить его в ножнах. Некоторые голоса открыто Сеную высмеивают, другие же поддерживают, как могут. «Она не сможет починить мост», — заявляет один голос. «А вот нет, сейчас она всё исправит!» — подбадривает девушку другой. Одни очень похожи на голос самой Сенуи (Мелины Юргенс), другие же звучат совершенно иначе, хотя их всех озвучили другие актрисы.

Лирическое отступление. Фишка в том, что Сенуя зачастую следует словам тех голосов, которые советуют ей что-то сделать, куда-то пойти и как-то поступить, не взирая на страх. То есть, в основном девушка поступает согласно концепции №1 – борьба до конца, хе-хе! А вы говорили, что та версия костыльная! Ладно, шучу, для рассматриваемой интерпретации не столь важно, что именно говорят голоса – важнее, как они это делают.

Продолжаем разговор. Получается, что мысли Сенуи постоянно друг с другом конфликтуют. Более того, во время выполнения испытаний Одина девушка впервые усомнится в том, что в бессмысленных знаках и рунах есть смысл. То есть, даже привычные её сознанию образы начинают трещать по швам. И под конец у девушки уже голова раскалывается от сотен разноимённых идей. Поэтому вариант с «парадоксом» вполне рабочий. Нашу жизнь сложно идентифицировать на белое и чёрное – наш с вами путь переполнен этими парадоксами, неопределённостями и различными выборами, которые разрешить очень трудно. Так что Сенуя, будучи немного не в себе и в то же самое время живя в мире оживших скандинавских мифов, вполне могла и исполнить свою клятву, и оступиться на последней ступеньке одновременно. Несмотря на очевидную аллюзию к «коту Шрёдингера», в каком-то смысле такой исход возможен и в реальности, когда мы пытаемся угнаться за двумя зайцами. Иногда у нас это не получается, а иногда мы празднуем успех. Вот и Сенуя умудрилась в финале сделать двойной выбор. Ну, или ткнуть в первый попавшийся, не задумываясь.

Правда, в случае с девушкой «охота на зайцев» заменена вопросом жизни и смерти, так что не совсем понятно, что тут делает клиффхэнгер: «Встретимся в других историях», который заведомо отметает чёрную полярность интерпретации, связанную со смертью главной героини.

Возможная судьба Сенуи
Героиня, скорее всего, умерла или, по крайней мере, потерялась среди парадоксальных противоречий. Впрочем, она могла и выжить, а «убийство Хелой» было ничем иным, как альтернативой с заведомо плохим или же очень плохим решением – типичным выбором в нашей жизни, чего уж греха таить.

6. Да она же сумасшедшая!
Всё, что произошло в течение игры, — плод воображения Сенуи. Сон или просто шизофренический бред. И точка.

Комментарий
Да, мы знаем из самого начала, что девушка прибыла в мир скандинавских богов из некоего «междумирья» или типа того. Или вообще «из ниоткуда». Вполне возможно, что всё это ей просто снится, и никакого смысла в заведомо сюрреалистических историях и пейзажах просто нет. Впрочем, нельзя забывать о том, что сами авторы категорически против того, чтобы отворачиваться от человека только потому, что он слышит голоса в голове. Следовательно, эта версия не вяжется с философией самих разработчиков. Так что, скорее всего, хоть какой-то более-менее ощутимый смысл сценаристы всё-таки закладывали.

Возможная судьба Сенуи
Девушка жива, но, возможно, сошла с ума окончательно. Ну, или просто проснулась.

7. Самая прямая интерпретация
Сенуя умерла, а Хела сбросила голову Диллиона с обрыва. А то, что Сенуя как бы жива перед самыми титрами, так это просто чтоб запутать игрока. Вот и вся арифметика.

Комментарий
Не, ну а что! Может быть, авторы действительно просто дали волю фантазии и вообще ничего подобного не подразумевали. Ну, да, непонятно, что именно стало с Сенуей. Да и ладно! Зато прикольно получилось, хех. Эта интерпретация похожа на предыдущую с той лишь разницей, что, если выше сама Сенуя выдумала действие игры, то здесь – уже разработчики, у которых просто богатая фантазия. Тоже вариант!

Возможная судьба Сенуи
А какая разница, верно? Хе-хе!

8. Самая разумная интерпретация.

Ну, вы поняли!

Комментарий
Автор, ты поехавший! Прямо как Сенуя. Wait a minute…

9. Тема отцов и детей. Вне протокола.
Через вторую половину Hellblade, когда в сюжет вклинивается Зинбель, тянется еле заметная поначалу, но под конец очерченная жирными линиями тема, которую следует отметить отдельно, так как она реализована просто потрясающе! Лучше даже, чем философия психоза. И речь идёт про тему отцов и детей. Зинбель представляется мне таким, знаете, отцом-алкоголиком.

С самого детства он над Сенуей измывается, бьёт её и обвиняет мать девочки в том, что дитё уходит от отца всё дальше. Ведь они обе умеют, как он говорит: «смотреть в нижний мир». Это, вполне возможно, простая банальность вроде «тусоваться среди современных субкультур» или типа того. Ну, или просто батя любит накатывать и колотить ребёнка просто так, для профилактики.

Отец не разделяет увлечения своего дитя, не понимает дочь, оскорбляет её, издевается над её интересами, не помогает дочери в её начинаниях; и от этого сам всё сильнее ненавидит ни в чём не повинную девочку. Сеную он обвиняет в том, что она принесла чуму, что погубила того же Диллиона, хотя ничего подобного девушка, конечно, не совершала. Собственно, возлюбленный Сенуи – единственный человек, который связывает отца с дочерью: Зинбель отзывается о нём нейтрально, без ненависти. Видимо, как и Диллион, он был когда-то воином.

Когда же девушка достигает каких-то успехов – то есть, добирается до Хельхейма, забираясь на вершины, которые её отцу недоступны, он заявляет ей фразой про ненависть к тьме: «Я специально тебя третировал, чтобы подготовить тебя к ударам жизни. Видишь? Ты выдержала эти удары, значит, я со своей задачей справился!» Сенуя верит своему отцу в этот единственный раз в своей жизни, но, как оказалось, напрасно. Стоило ей снова «оступиться» в его глазах, замахнуться на новые вершины (бросить вызов Хеле), как он с ещё большей ненавистью набрасывается на неё – в игре это реализовано, как нападение Фенрира в форме вепря.

И отец в итоге стал для девушки той самой тьмой – великаншей Хелой, образ которой содержит в себе силуэты и отца, и самой Сенуи – ведь они с Зинбелем кровные родственники. Влияет ли тема родителей на концовку? А вот эту интерпретацию я оставлю уже на ваш суд!

Подведение итогов

Фух, вот это я понимаю! – вот что значит «искусство», когда тебе хочется обсудить какое-либо произведение, когда оно вызывает в тебе бурю эмоций и мыслей. К Hellblade можно относиться по-разному и к её сюжету тоже, но этим и примечательно настоящее искусство – оно даёт пищу к размышлениям. То, чего в последнее время очень не хватает.

Воспользуюсь правом авторства и первым (а, возможно, и единственным, лол) выскажу свою точку зрения на всё безобразие, приведённое выше. Мне сначала, как я отмечал, ближе была интерпретация «заменённой идеи» (№1). Ну, точнее, это то, что я увидел сразу же по окончанию игры и что вызвало у меня отторжение. Потому что для меня это означало, что всё, через что прошла Сенуя, пошло в итоге насмарку, а фраза «до встречи в следующей серии» звучала как издёвка. Однако после работы над этими версиями, я стал придерживаться интерпретации «Личный Рагнарёк». Девушка переродилась, пройдя весь свой путь. Не столь важно, кто именно ей помог – отец, Друт или Диллион. Главное, что её больше не держат цепи прошлого и что она наверняка сможет найти дорогу к светлому для себя будущему. Да, Диллион умер, но его душа свободна и душа Сенуи тоже – ведь она всё-таки выполнила свой долг.

А какие интерпретации ближе к вашей? Может быть, я смог угадать ваше мнение? Или у вас есть своя собственная идея, не похожая ни на что представленное здесь? Делитесь своими мыслями в комментариях. Спасибо всем, а особая благодарность тем отважным героям, кто всё это дочитал! :3


Hellblade: Senua's Sacrifice

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
7 августа 2017
3K
4.0
1 837 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хорошая статься. Но лично я придерживаюсь мнения, что действия игра происходят именно в голове Сенуа и никакого фэнтези тут нет. Дальше будут спойлеры:
Девочка всю жизнь страдала от шизофрении, ей же отец внушал что она проклята Тьмой, так же как и её мать( которая якобы покончила жизнь самоубийством), и это проклятие принесет вред всем с она взаимодействует. Дилан же стал лучом света для неё и всё бы ничего если бы, сначала не умер его отец, а потом и он не был бы убит викингами. Конечно же Сенуа сразу же вину взяла на себя, так её с детства внушали, что она проклята. Проходя испытания, Сенуа справляется со своими страхами. Так же мы узнаем что на самом деле случилось с матерью Сенуи. Она так же как Сенуа слышала голоса и считалась проклятой Тьмой. Позже толпа во главе с отцом Сенуи сожгла её как ведьму. Ну и ненужно говорить, как отец тиран относился к Дилану, внушив Сенуи, что от этих отношений ничего хорошего не жди. В конце Сенуа смиряется с потерей Дилана и принимает себя, при этом не сдавшись своим голосам, продолжает свой путь.
А теперь самая важная информация, о Друте. Никаким героем и бравым войном он не был, попав в рабство он продал свой народ. Так же она рассказывает о человек в черном из деревни Сенуи, который продал свой народ за безопасный проход. И этим человеком был отец Сенуи. Друт заканчивает свои монолог словами, что часто причиняют нам боль не боги, а близкие нам люди.
Кстати когда-то хотел перевести одну статью объяснявшую многое в Hellblade, но потом подумал, что не нужно, так как каждый воспринимает эту повесть, как видит сам. В любом случае отличный блог!
Попробовал воткнуть твою версию в своё безобразие и получилась «Она сумасшедшая», смешанная с №3 xD
А если серьёзно, то если полагать, что события игры происходят исключительно в фантазиях героини, то вообще-то все возможные интерпретации (ну, кроме откровенно лулзовых) имеют место!
Да, в очередной раз убеждаюсь, что в игру завезли весьма неплохой сюжет, который и с воображением игрока играется, и пищу для размышлений ему даёт.

Правда, в связи с тем, что многие прямо заявляют, мол, Hellblade — бродилка без сюжета, а также, что не все понимают, в чём смысл «бесконечных битв» в Море Трупов и в финале, перевод той статьи пришёлся бы очень кстати. Так что ты всё-таки подумай над этим. Безусловно, у каждого игрока, а уж тем более у самих сценаристов в голове своя история сложилась и претендовать на абсолютную истину могут только сами авторы, но это не значит, что телеги на тему «А шо здесь происходит» не имеют смысла ;)

P.S. Кстати, монолог Друта, о котором ты сказал, прямым текстом подтверждает ценность темы «отцов и детей» в игре, а, возможно, и основную идею, которую постарался донести сценарист… Минуточку, семейная тема, тяжёлая атмосфера, вязкая музыка… Дени Вильнёв, для тебя есть работа!
Да согласен, игра подталкивает к размышлениям. Я конечно не умею писать такие полотна (да и лень), но заприметил некоторые вещи, которые могут дать некоторые ориентиры и понимание игры

Немного про гениальность финальной битвы:
Как показать, точнее как заставить игрока пережить отчаянное нежелание расстаться с иллюзиями, самообманом. Разработчики придумали изящное решение, дам неравный бой с превосходящими силами, который может окончиться только проигрышем. Игрок, конечно не хочет проигрывать и изо всех сил старается сопротивляться, как и многие цепляются за обманчивые идеи, за которыми хотят спрятаться от реальности.
И в конце вовсе не проигрывает, а именно принимает горькую правду, и продолжает жить с ней


Предыстория событий перед игрой довольно важна для понимания финала:
Предыстория игры мне видится так: Сенуя уже будучи девочкой страдала психическим расстройством, что её фанатичный отец считал тьмой и лечил как мог считал нужным, сажая Сеную в подвал и всячески мучая её. Конечно, от такого лечения ей не стало лучше и болезнь прогрессировала. В тот редкий момент, когда она была не под назором отца, гуляла возле дерева, где встретила Диллиона, который с теплотой отнесся к Сенуи, и у них возникла любовь. Отцу крайне не нравилось, что его дочь общается с внешним миром, в особенности с Диллионом и всячески ей это запрещал. И вот однажды Сенуе это надоело и она послала своего отца куда подальше и ушла к Диллиону.
Потом, спустя какое-то время в деревню пришла чума, отец Сенуи пустил слух что во всем виновата его «порченная тьмой» дочь. Диллион по началу говорил Сенуи, что всё это чепуха и бред выдумщиков, но в тот момент когда чума добралась до отца Диллиона и он, скорее всего в порыве отчаянья, сорвался на Сеную с обвинениями. Та, не перенеся такого обвинения, убежала в Лес, где немного побродив и встретила умирающего от ожогов Друта, который рассказывал ей все те истории, которые мы слушаем в камнях рун. После смерти друта, Сенуя решается вернуться в свою деревню, но как оказалось поздно, туда приплыли викинги, от которых и убежал Друт. Те викинги довольно жестоко пограбили и поубивали местных, в том числе и возлюбленного Сенуи, Диллиона. Как раз возвращение Сенуи показано в игре перед мостом в Хельхейм.
С этого момента-то у неё и начинается тяжелый пихоз выразившийся в события игры. Сенуя, не веря в смерь своего возлюбленного(всвысле окончательную и бесповоротную), под воздействием рассказов Друта, она воображает, что может спасти Диллиона из лап Хель.

По сути вся игра это постепенное собирание предыстории Сенуи, повторное переживание тех моментов, которые привели её к глубокому психозу.

Финал же мне видится следующим образом: Сенуя сначала примиряется с тем, что источиком её болезни, её безумия является фанатичный отец, который при этом ещё и убил её мать, потому что тоже разглядел в ней тьму. Так же Сенуя пониает, что не виновата в смерти Диллиона и, что Оец тоже к этому причастен.
Финальная битва олицетворяет собой принятие смерти Диллиона и отпускание иллюзий, которые её терзают.
Ну что же вы так. Разработчики прямым текстом говорят, что игра о психозе. Об этом написано в начале игры и подробно рассказывается в ролике, который доступен из главного меню. Разрабы хотел передать ощущения человека с психозом.

И Сенуа, и ее мать страдали психозом. Видимо, шизофрения. Деспотичный отец Сенуы над ней постоянно издевался, убеждал, что она опасна, проклята, принесет несчастья. В итоге, ее состояние ухудшалось. Смерть Диллиона окончательно снесла ей крышу и она отправилась во все тяжкие. У нее острый психоз: галлюцинации, навязчивые идеи, она видит закономерности и смыслы там, где их нет.

Неясно, где бродит Сенуа, с кем сражается (может, и ни с кем), но и неважно. Всё, что мы видим — это восприятие ее искаженного сознания. Все голоса, и женские, и отца, и Диллиона, и Друт — все они порождения ее больного сознания, они отражают внутренние переживания, борьбу, сомнения.

Всё ее путешествие — бегство от реальности, навязчивая идея. Она винит себя в смерти Диллиона и чуме (еще бы, её в этом все так долго убеждали!), не может примериться со смертью Диллиона. А концовка, когда Диллион (помним, все голоса — ее) говорит, что надо принять смерть, когда она выбрасывает череп — это значит, что она принимает смерть, она распрощалась с этой навязчивой идеей, которая ей двигала. И то, что Хель становиться Сенуой тоже ясно и важно. Никакой Хель и не было, её главный враг — она сама, загоняла себя в бесконечные лабиринты психоза.

Так-то.
я уверен в том, что это всё существовало только в голове сенуи, ибо каждый фантастический элемент в игре имеет парарель с жизнью сенуи.
каждый босс имеет связь с переживаниями или конкретным человеком из прошлого(тот же босс илюзий появился от страха, который сенуя испытывала когда в одиночку бродила по лесам, убежав с деревни), испытание зевса(для получения клинка) отсылают к воинским испытаниям, которые проходила сенуя и т д.
всё что мы видим в игре это интерпретация жизни героини её же больным рассудком
очевидно это только моя версия, но это единственное что мне пришло в голову после прохождения и мне всегда казалось, что этот вариант единственный

Ближе к концу сформировались две версии. 

Она сама стала убийцей возлюбленного (возможно в припадке) — отсюда и сопоставление с хеллой. Так же есть нотки прощения в их беседах (ну точнее ее желание этого).

Возможно это не просто сумасшествие, а предсмертный бред, в котором она пытается спасти обнаруженного мертвого возлюбленного и в конце все же умирает, отпустив и приняв смерть как друга, с которым уже не получится бороться

В принципе, если не вдаваться в детали (между чумой, Друтом и нашествием викингов было, скорее всего, несколько месяцев) согласен со всей конвой предыстории, но
В дополнительной концовке перед самым финалом мы узнаем (или Сенуя догадывается), что викингов в деревню привел папаша, когда Сенуя ушла в мини-изгнание, чтобы попытаться справиться с тьмой — там же был её первый бой с Вальравном, к которому она часто ссылалась позднее.
Лично в моём понимании, правда находится в смешении интерпритации «Личный Рагнарёк» и «Сумасшествие». Об этом я написал в своём блоге, если есть желани, буду рад если прочтёшь и выразишь свои мысли)
Ещё я сравнил её с одной культовой horror-игрой, нашел общие черты и поразмыслил о посыле авторов.

1. Зарегистрировался на сайте!
2. Написал комментарий.
3. Сказал — «Отличная статья!»
4. Спасибо!

Прошел игру пару дней назад (видел при выходе, но не обратил внимания), до сих пор не могу отойти от эмоций (не зря люди говорили мол — «Потерпи 2 часа игры, а потом она раскроется.», а тут еще и чтиво качественное... 

Разработчики прямым текстом говорят, что игра о психозе. Об этом написано в начале игры и подробно рассказывается в ролике, который доступен из главного меню.


Но это же скучно, если в глубину не лезть :D
Мне это виделось как раз чем-то на стыке 3 и 4 варианта.
Все произошедшие события — либо замещение произошедших в реальности событий мифическими, для упрощения восприятия их ею же — как аллюзия, либо реальное путешествие через ад ради того чтобы отпустить и переродиться — уже лишившись «проклятия» в виде душевной болезни.
Статья дико порадовала. Пасибо за полученное удовольствие от чтения!
да, совсем забыл об этом упомянуть. Вообще в игре много деталей еле уловимых, которые как мозаика собирается в цельную картину ближе к финалу.
Читай также