30 ноября 2017 30.11.17 35 24K

Dark Messiah of Might and Magic [Обзор игры]

+88

«Здесь должна быть броская цитата
для привлечения внимания»

Поклонников творчества Arkane Studios можно (но не обязательно нужно) разделить на три типа. Первые любят Dishonored и Prey, да и в целом их всё устраивает. Вторые говорят, что раньше было лучше, ведь Dark Messiah of Might and Magic была прекрасной во всех своих аспектах игрой, не то что какой-то там Обесчещенный. Третьи не согласны со вторыми в том, что раньше было лучше, ведь лучше на самом деле было ещё раньше, во времена пещерных похождений в Arx Fatalis. Я лично отношусь ко вторым, но отрицать мнение других вершин этого “любовного треугольника” также глупо как и быть его участником, ведь здесь каждый по-своему прав.

В своём дебютном проекте Arkane Studios умудрились сделать целый ворох геймплейных особенностей, которые словно нити сплелись в качественный клубок под названием Arx Fatalis. Однако заимев этот клубок, Arkane сами того не ожидая попали в запутанный лабиринт видеоигровой индустрии, в котором их преследовал страшный минотавр, олицетворяющий собой плохие продажи. Однако ребята тоже оказались не пальцем деланные, они не растерялись и постепенно распутывая клубок, методом проб и ошибок пробивали себе путь к выходу.

У них получались отличные проекты, однако с каждым разом чудесных геймплейных нитей становилось всё меньше. Dark Messiah лишилась обширной ролевой составляющей из Arx Fatalis, Dishonored осталась без проработанной боевой и магической системы из Dark Messiah, а Prey ещё больше упростила стэлс и ближний бой.

Спустя десяток лет блужданий по задворкам лабиринта, Arkane с остатками этой импровизированной нити Ариадны всё-таки угодили в лапы к минотавру. Низкие продажи последних проектов на этот раз могут оказаться для них болезненными, однако время для финального боя ещё не пришло, так что наш внутренний диванный аналитик с Уолл-стрит может быть спокойным.

На самом деле мне очень хотелось написать огромный опус на тему неоправданных надежд Star Wars Battlefront II, однако в онлайновые баталии не пустила ошибка, а одиночная кампания оказалась таким себе развлечением, которое заканчивается ещё и не титрами, а красивым уведомлением о том, что я наскрёб валюту на открытие парочки лутбоксов. Нажав на меметичную кнопку NOOOOOO я решил откатиться в другую далёкую галактику к более привычным мечам и магии.

КРЕЩЕНИЕ ОГНЁМ И МЕЧОМ, А ЗАОДНО И МАГИЕЙ

Совершенно внезапно, имея в названии подзаголовок Might and Magic, Тёмный Мессия прочно связан с ныне почившей Heroes of Might and Magic (спасибо вам, Ubisoft), а если быть предельно точным, то конкретно с пятой частью этой некогда великой серии.

Действия игры разворачиваются в мире Асхан или Ашан, а может быть и Эшен (лохализаторы и сами не определились как правильно перевести Ashan) уже после событий пятой части Героев. За прошедшие десятилетия волшебный и красочный мир помрачнел став куда ближе к исконным представителям жанра dark fantasy. Роль главного героя достанется Сарефу (Сарету) – молодому воину и магу, который не так прост как кажется на первый взгляд.

Одно из немногих мест, где действительно ощущается атмосфера старых добрых Героев

Для людей не в теме он покажется обычным учеником какого-то там мага, однако фанаты Героев незамедлительно узнают в нём отпрыска королевы Изабель и повелителя демонов Кха-Белета – главных действующих лиц сюжетной кампании пятых Героев. Однако надо заметить, что отношения женщины и демона не были запретной любовью в стиле Ромео и Джульеты, тут всё немного проще. В один ответственный момент королеву Изабель похитили и доставили прямиком в демоническую тюрьму. Там повелитель демонов, в лучших традициях лысого из Brazzers, вытворял с ней всякую похабщину до тех пор пока королева не родила ему наследника. Впоследствии, дружной гурьбой некромантов, паладинов, магов и тёмных эльфов её удалось вырвать из развратных лап Кха-Белета, однако демонического сынулю так и не отыскали.

В общем-то, сам Сареф и не догадывается о своём происхождении, да и в самой игре этому уделяется не так уж и много внимания, так что это скорее приятный бонус для адептов Меча и Магии, ведь большинство сюжетных перипетий Героев здесь отодвинуты на задний план. Dark Messiah – это довольно стандартное приключение в котором добрые герои наперегонки со злым некромантом охотятся за могущественным артефактом способным уничтожить весь мир, так что если из названия убрать приставку Might and Magic, то игра критически не пострадает.

То, что приключение здесь стандартное – не означает, что оно плохое. Здесь будут зрелищные и по-своему особенные моменты: будь-то погоня за гулем по крышам ночного города, битвы с драконом или же забега от огромного червя. Не обойдётся и без сюжетного твиста, который перевернёт игру. Более того, имеется даже нелинейность в сюжете, которая приведёт к четырём финалам (хотя как правильно заметило одно рыжее чудовище в древнем стриме, по сути их всего два – добрый и злой).

Однако что стоит выделить, так это действующих лиц истории, а конкретно очаровательных спутниц главного героя. У Сарефа вместо воображаемых ангела и черта на плечах, есть вполне осязаемые (“трогательные” я бы сказал) девушки Линна (Лианна) и Зана (Ксана), которые никак не могут поделить его между собой. Вся злая ирония заключается в том, что с одной стороны есть добрая, наивная няша-стесняша волшебница Линна, которая доставляет уйму проблем и не понимает, что отважного героя можно благодарить не только словами. А с другой стороны есть развратная, демонически красивая и остроумная Зана, которая постоянно помогает и очень даже осознаёт, чего не хватает одинокому молодому человеку в долгом путешествии, но существует она лишь в голове главного героя.

Перепалки этих двух женщин, остроумные монологи Заны, наивные и пафосные цитаты Линны – это то, что будет доставлять огромное количество лулзов и веселья на протяжении всей, далеко не короткой (около 8-10 часов) игры. Впрочем, ближе к концу всё-таки придётся сделать окончательный выбор между двумя дамами, среднего варианта не дадут ибо это вам не какой-нибудь очередной анимешный гаремник.

Это практически всё, что можно сказать о сюжете Dark Messiah of Might and Magic. Он забавный, местами интересный, но надолго не запомнится (в отличие от геймплея). Тем не менее события игры нашли своё отражение в общем каноне Героев и многие из персонажей Тёмного Мессии впоследствии были раскрыты в дополнениях к пятой части и даже иногда мелькали в шестой. Специально для тех, кто хочет узнать больше о персонажах, их предыстории и дальнейшей судьбе я сделал фантомный раздел под спойлером, который по традиции не существует для тех, кто не прошёл игру.

Зана – задолго до событий Dark Messiah была волшебницей, которая пользовалась популярностью у многих магов (догадываетесь какой?). Однажды из-за ревности призвала беса прямо в одежду неверного парня, тем самым нарушив запрет на призыв демонов, за что и была сожжена на костре. В дальнейшем её возродил король демонов Кха-Белет в виде суккуба. Как одна из самых красивых, честных и одарённых представительниц данного вида она безукоризненно выполняла самые сложные поручения. Во время событий шестой части ей было поручено следить за одним из князей, в которого она впоследствии влюбилась. Через много лет она вернулась на службу к Кха-Белету и в итоге была призвана для помощи Сарефу. Её дальнейшая судьба зависит от выбора игрока.

Линна – происходит из известного рода Соколов. Одним из её предков была Мив – последняя императрица Империи Сокола и одна из героинь Ордена Порядка в Heroes of Might And Magic V. Дальнейшая судьба Линны зависит от выбора игрока, однако она должна была появиться в сиквеле, который был запланирован Ubisoft, но те так и не нашли подходящую студию для разработки оного.

Арантир – некромант и главный враг Сарефа, который по сути и не является злодеем. До событий Dark Messiah of Might and Magic он сражался с самыми могущественными демонами и даже помог освободить душу королевы Изабель. Узнав о Тёмном Мессии, он приложил все силы, чтобы пророчество не сбылось. Не получилось.

Мастер Фенриг – учитель и опекун Сарефа. На самом деле является одним из самых могущественных демонологов. Его всеми силами пытался устранить некромант Арантир ещё до событий Dark Messiah.

КТО ЗАХОЧЕТ ЖИТЬ, ТОТ ВСЁ НА СВЕТЕ СМОЖЕТ

Конечно Сареф умеет не то, чтобы прям всё, но на самом деле многое. Своими выдающимися способностями Dark Messiah обязан славному предку Arx Fatalis, а также золотому сердцу – движку Source. От первого досталась обширная ролевая система и фирменный юмор, а от второго потрясающее взаимодействие с окружающим миром.

Игра целиком и полностью линейна, однако уровни здесь рассчитаны как минимум на два, а то и три стиля прохождения. Опираясь на предпочтения, из Сарефа можно сделать типичного танка, могущественного мага, скрытного убийцу или же вообще скомбинировав нужные навыки слепить из него универсального солдата. Выбранный Сарефом путь напрямую повлияет на то, какими методами он будет решать многочисленные проблемы, возникающие на этом самом пути: применяя грубую силу, пользуясь окружением или вообще обходя препятствия окольными путями да тридевятыми землями.

Независимо от того, с чем герой будет идти по жизни – мечом, кинжалами или посохом, он всегда сможет надавать по котелку всем мерзким обитателям Асхана, ну разве что кроме огромного червя, который судя по всему перепутал этот фэнтэзийный уголок с планетой Арракис. В арсенале Сарефа есть легендарный дюковский пинок (mighty foot engaged), десятки комбинаций, мощных ударов, парирований и особо зрелищных финишеров, которые эффектно лишат конечностей даже самых могучих засранцев.

До уровня Blade of Darkness или Mortal Kombat конечно далековато, но всё же с расчленёнкой в игре полный порядок

Заклинания перекочевали в игру прямиком из Героев, поэтому помимо стандартных фаерболлов, ледяных шипов и молний здесь присутствуют такие каноничные вещи как “Каменная кожа” или же например “Ослабление”, при помощи которого можно уменьшить врага до размеров спичечного коробка (как в сами знаете какой игре, которая уже была упомянута выше).

Вообще без всего этого можно прекрасно обойтись, ведь игра дарит прекрасную возможность закидать вражин буквально всем, что под руку попадётся. Мебель, посуда, ценные статуэтки, личные вещи – всё что не привинчено к полу можно с успехом зашвырнуть в охреневшего от такого поворота событий супостата, тем самым показав кто на кухне хозяин (или хозяйка). Для любителей пошуметь всегда есть возможность обрушить что-то массивное по типу огромных статуй, колонн или же какой-нибудь стены.

Независимо от стиля прохождения, Сарефу будет с кем поразвлечься, ведь бестиарий в игре более чем разнообразный. Получать тумаков на свою несчастную задницу будут трусливые тёмные рыцари, гули, зомби, мелкие гоблины, тупые орки, некроманты, вампиры, драконы и самые сатанинские исчадия сошедшие прямиком с последнего круга ада – пауки. Вообще местные восьмилапые милаши это эдакая остановочка для сердец особо впечатлительных арахнофобов, о чём тут говорить если даже у тех кто вполне нейтрально относится к этим созданиям, они вызывают панику и неподдельный ужас.

Пользуясь случаем, представляю вашему вниманию топ 4 самых мерзких членистоногих в видеоиграх:

1 — Dark Messiah of Might and Magic 2 — Resident Evil Remake/Zero 3 — Deadly Creatures 4 — Earth Defense Force

Source во всей своей красе

Мастерам стэлса, да и вообще тем кто любит исследовать каждый уголок уровня, разработчики сделали подарок в виде огромного количества всевозможных пасхалок и секретов размещенных практически в каждое подозрительное место на локации. Причём найти в таких укромных местечках можно всё что угодно, от волшебных грибов до колчана с бесконечными стрелами или же вообще брони Короля Воров, которая метко озаглавлена в русской версии как error_что-то там (о некоторых “прелестях” отечественной версии игры будет сказано позже).

В Dark Messiah даже прятки в тени, которые по умолчанию являются занятием довольно скучным во всех играх, сделаны со своей изюминкой, ведь только прокрадываясь мимо врагов, Сареф сможет подслушать их потрясающие диалоги с фирменным юмором в стиле Arx Fatalis. Больше всего доставляют орки со своим уникальным говором и философскими размышлениями относительно того, почему же глупые юдишки снова и снова приплывают на их остров даже не смотря на то, что орки постоянно стукают их по голове. Где-то на одном уровне с красножопыми находятся гоблины с их бытовыми проблемами. Когда один из гоблинов заявил, что он съесть на ужин две печени одного орка, а в ответ услышал от своего мудрого соседа, что у орка всего один печень и что он самом деле съесть два чего-то другого, то незадачливый гурман сразу же побежал за ближайший угол опустошать свой желудок.

Помимо юмора из Arx Fatalis перекочевали и некоторые ролевые элементы. За продвижение по сюжету Сареф получает очки опыта, которые можно потратить на прокачку навыков из трёх веток: силы, магии и скрытности. Также герой обладает обширным инвентарём в который можно запихнуть огромное количество вещичек среди которых есть еда, зелья, книги, магические кольца и обширный ассортимент самой разной брони и оружия (от обычных саблей доблести до экзотических элементальных клинков, кинжалов и посохов). Несмотря на присутствующие ролевые элементы, игра была, есть и остаётся чистокровным экшеном от первого лица, так что каких-либо академических познаний в области D&D не требует.

Разрушаемые объекты не единожды рассмешат даже самого угрюмого игрока

ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ИСТОЧНИК НЕВИДАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Есть ли дело более бесполезное, чем объяснять почему же то или иное старьё было когда-то красивым, стильным и модным? Только себе же хуже станет от осознания того, что объекту восхищения уже стукнул десяток лет. Тем более что на самом деле Dark Messiah даже на момент выхода не мог похвастаться самыми передовыми технологиями. Если в закрытых и тёмных помещениях игра по-прежнему выдаёт похвальную картинку, то вот на открытой местности это тот же самый Half-Life 2 образца 2004-года с немного улучшенными шейдерами.

В замкнутых помещениях игра выглядит лучше многих современных проектов

Однако, за непримечательной картинкой скрывалось кое-что, заслуживающее гораздо большего внимания — технологии. Да такие чёрт возьми, что даже большинству современных AAA-блокбастеров и не снились. Движок Source обеспечил игре потрясающую интерактивность абсолютно всего, до чего мог бы дотянуться любопытный игрок. Разлитое масло можно было поджечь, причём использовалось оно не только на сопернике, но и на собственном оружии или стрелах. Электричество распространялось по воде, а лёд превращал землю под ногами врагов в импровизированный каток. Все эти, а также множество других особенностей, можно и нужно было применять в сражении против определённых врагов. Они тоже знаете ли люди (образно говоря) и наверняка обрадуются различным сюрпризам. Пауки любят огонь, орки так и ждут от вас молний, а рыцари в тяжеленных доспехах конечно же хотят закосплеить своих древних шведских предков из левонского ордена.

С музыкальным сопровождением сложилась такая же ситуация как и с внешним видом – хорошо, но не более. Те немногие композиции которые сопровождают особо эпичные моменты, были написаны известным композитором Крисом Веласко (Chris Velasco). Они конечно соответствуют мрачному духу приключения Сарефа, однако для похождений в мире Меча и Магии гораздо больше подошла бы великолепная музыка исконного композитора серии – Пола Ромеро (Paul Romero) и очень жаль, что его не привлекли к работе над игрой.

Сареф пользовался плазмидами ещё до того как это стало мейнстримом в Bioshock

ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА В НИКУДА

Dark Messiah of Might and Magic не стала оглушительным хитом или же грандиозным провалом. Её постигла более неоднозначная судьба и она оказалась типичным проектом студии Arkane – качественной игрой с оригинальным геймплеем, который к сожалению заметили не так много людей как того хотелось бы. Это привело к тому, что унылый мультиплеер игры довольно быстро прикрыли (впрочем за него отвечала совсем другая студия), переиздание на Xbox 360 с припиской Elements оказалось паршивым бюджетным огрызком оригинала, а на некоторые косяки и вовсе положили огроменный болт.

Эти самые косяки напрягают даже сегодня. У каждой версии есть свои выдающиеся особенности и отечественная занимает одну из лидирующих позиций. Купив лицензионную версию игры в Steam, вы получите относительно качественную локализацию, а ещё Зану говорящую на немецком языке (намекают на её характер?), однако даже это не самая большая беда. Закрыв игру, можно внезапно обнаружить на своём компьютере засланного шпиона в виде французкого языка в раскладке клавиатуры. Вытравить его получится только довольно неочевидной последовательностью действий.

Тем не менее, Dark Messiah по-прежнему держится молодцом и с лёгкостью даст фору многим современным экшенам от первого лица, в том числе и более новым играм от Arkane Studios. Тёмный Мессия отлично подойдёт для тех, кто не хочет упарываться по стэлсу или как огня боится сеттинга относительно недалёкого будущего. Если же вы по каким-то причинам пропустили это творение и по-прежнему ждетё Half-Life 3, то Dark Messiah of Might and Magic это такой своеобразный Half-Life 2,5 в фентезийном сеттинге. Большей похвалы чем эта, даже при всём желании выдать не смогу.

Посмотрим чем нас удивят Arkane в следующий раз, а то всё Dishonored, да Dishonored… я вот по-прежнему жду The Crossing.


Лучшие комментарии

Пятые Герои Круче третьих! Да начнётся холивар (надеюсь).
Спасибо дружище, грамотно все разложил по полочкам и добавить-то особо нечего! Приятно что помнят люди эту прекрасную игру.

Соглашусь, в относительно не большой игре куча геймплейных возможностей и интерактива с окружением. Добавлю что враги, понимая что бой проигран, улепетывают кто как может, кто хромая, а кто ползком. Забить супостата до смерти можно даже простым булыжником. Ни один условный класс в игре не проседает по геймплею. Паучки действительно вселяют ужас, мой друг бросил проходить игру из-за них, на полном серьезе, а ведь взрослый человек, но боящийся пауков в реальности.

Удивляет и огорчает феномен студии Аркейн, делают такую годноту, а успеха нет. У Dishonored дела так себе, у Prey так и вовсе печально. Добра тебе автор и плюс в карму.
Насчёт концовок написал.)
А вот превращение в демона это уже спойлер, вдруг кто не прошёл ещё игру. Что кстати забавно, если спасти Линну, то она предупредит своих нескольких друзей в городе, так что конкретно они не будут реагировать на превращение в демона. Если же её не спасать, то даже они будут нападать. Мелочь блин, но продуманная.
Блог хорош. Читал с удовольствием.
5 последняя хорошая часть, но все же 3 лучше будет
Прямо сейчас прохожу игру в пятый раз, уже до финальной миссии добрался. И хочу сказать, что максимальный уровень сложности Аркейн просто не продумали. Это жопная боль и никакого интереса. Всем врагам просто добавили overдохера hp и делай с ними что хочешь. Каждая стычка превращается в долгое и муторное ковыряние с сохранениями после каждого поверженного врага. А босса-орка я без читов физически не смог пройти. Он еще до конца кат-сцены бьет меня щитом и убивает с одного удара.
А ведь точно, забыл что в Героях были космические корабли, компьютеры и киборги (особенно в пятых и следующих, о которых шла речь).
Перепроходил ее с полгода назад. Даже не знал, что у нее были слабые продажи… Мне игра понравилась очень.
Пожалуй, самая любимая игра прошлого десятилетия. Такого потрясающего уровня интерактивности я не видел ни в одной игре. Купил ее на релизе и прошел за все время более 10 раз. И каждый раз оказывался особенным.
Да и кстати,. если вдруг надумаете, а не попробовать ли пошпилить в «Arx Fatalis», что конечно же всецело приветствуется, в обязательном порядке ставьте патч/мод «Arx Libertatis». Без оного играть на современном железе и операционках может быть очень некомфортно.
Большое спасибо.)

Пауки в Мессии это вообще дикость какая-то. Сколько не смотрел на реакцию друзей или других людей у всех была дикая паника от них. Даже не припоминаю, чтобы в какой-то другой игре так стремались какого-нибудь типа врагов.

Arkane безумно жалко, тут действительно подходит слово феномен, потому что по-другому объяснить всю эту невезуху не получается. Хорошо хоть первый Dishonored у них выстрелил, в обратном случае может уже бы и не слышали про них.
Спасибо за обзор, игра была просто прорывом в плане физики, похлеще HL2. Только вот лично меня напрягают гифки в статье, можно их под спойлер прятать в будущем, а то читать глазу сложно)
Есть еще техно фентази. Shadowrun например гибрид кибер панка и фентази. В фантастике магии обычно не бывает.
Меч? Магия? Да нафиг они нужны когда есть… ПИНОК!!!
Не, серьёзно, на максимальной сложности без пинка играть невозможно-оружие дамажит очень слабо, маны вечно не хватает, а костер/шипы/пропасть действуют безотказно, вот только далеко не везде они есть — в цитадели некромантов я намучился…
Вообщем игра шикарная, но никому не советую играть на макс сложности.
«The Crossing» хо-хо!.. Его можно уже лет десять как не ждать и расслабиться.
А уж после поглощения «Беседкой» уж и тем более.
Кстати, ностальгическое восхваление «Dark Messiah» на фоне последнего Дисхонореда очень неплохо подчёркивает, что, к нашему с вами огромному сожалению, времена старого доброго Аркса и Кроссинга для студии навсегда прошли. Теперь взят совсем иной курс, и похоже, что ситуация с продажами «Prey» сделает его неотвратимым. Есть нехорошая чуйка, что даже если Кроссинг вдруг воскреснет, это, увы, будет вовсе не тот завораживающий арт-хаус, а весьма проходная и заштампованная моба в красивой (безусловно) обёртке.
Так вот от куда у меня в раскладке лишний язык
Так тогда уж желанный холивар должен быть на тему «какая часть М&М круче», а не героев))
От души благодарю.)
Третья часть конечно легендарна, но после пятой и её красивейших городских панорам не могу уже вернуться к третьим. Жаль конечно, что и её не переиздадут на планшеты…
Вот тут кто что больше любит. Мне очень нравиться и 3д города 5 (Темные эльфы\Город\Гномы), но остальные какие то простые и бездушные. В 3 все с душой и уникальностью сделаны.
Паучки почти всегда неприятные, но с другой стороны куда без них в D&D
Читай также