«Война, война никогда не меняется» — этой цитатой из серии Fallout норовят начать свой рассказ про военное столкновение в играх все, кому не лень. Тем не менее, ХХ век поменял войну резко и кардинально. Две мировых войны дали такого пинка промышленному прогрессу, что и представить было трудно. Именно в первую мировую войну появилась такая, широко известная нынче, боевая машина как танк. И как раз на этой неделе — 15 сентября 2016 года — будет ровно сто лет с их «боевого крещения». И раз уж у этого события вековой юбилей, то хотелось бы его отметить и приурочить к такому событию свой очередной обзор.
В ходе Битвы на Сомме 15 сентября 1916 года англичане впервые применили в атаке танки. На рассвете танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке. Однако, психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. Этим чудом ненадежной техники стали первые танки Mark I. Они подразделялись на самцов (пушечное вооружение) и самок (пулеметы).
Mark I (самец)
Mark I (самка)
Игр про первую мировую, к большому сожалению, достаточно мало. А про тогдашнюю бронетехнику нету вовсе, разве что фанатская модификация к старенькой Battlefield 1942 хоть сколько-нибудь исправляла эту историческую несправедливость. В наше же время ситуация улучшится за счет очередной части Battlefield, которая 1. И это, конечно же, хорошо. Однако рассказать я вам хочу о несколько ином периоде.
Детища войны
Если первая мировая война стала матерью танков, то вторая мировая стала, если можно так выразиться, их первой учительницей. Ибо танки становились сложнее, совершеннее и эффективнее. Многие технические новшества, разработанные во время войны, легли в основу дальнейшего развития этой отрасли и в конечном итоге танки стали теми монстрами, которых мы наблюдаем сейчас.
Вид бронированных гусеничных машин и желание ими управлять владело не одним поколением мальчишек, а с развитием игровой индустрии прикоснуться к детской мечте стало проще — появились танковые симуляторы. С годами они разделились на реалистичные и аркадные (упрощенные). И если для первых требовалось глубокое изучение механики, то для вторых достаточно было уметь пользоваться компьютером. О, пожалуй, лучшей игре в жанре аркадного танкового симулятора сегодня и будет идти речь.
В виртуальном конструкторском бюро
Но сначала, как водится, про компанию разработчика. Для словенской студии ZootFly игра Panzer Elite action стала дебютом, так как первая игра, которую разрабатывала студия, была отменена. Дебют этот можно назвать успешным, потому что компания смогла найти нишу, в которой было по большому счету пусто, при этом сделав достаточно качественный продукт. К сожалению, сегодня зрелищные синглплеерные игры про танки не делают, ибо мир захватили кооператив и онлайновые соревнования (WoT, WarThunder и прочее). Но сожалею об этом лишь я, и, возможно, еще небольшая группа людей, ибо прогресс неостановим и всё стремится к сетевым игрищам. Да и хардкорные симуляторщики до сих пор водят танки в играх, которым больше 10, а то и 15 лет. Вернемся к ZootFly. Помимо танков она создала еще одну, увы, печально-популярную на StopGame.ru игру Prison Break: The Conspiracy
Технически Panzer elite action выполнена почти хорошо. «Почти» из-за того, что на Windows XP она идёт идеально, а на семерке встречается два весьма забавных, но немного раздражающих графических артефакта: гусеницы у танков не двигаются никак, и мы наблюдаем на экране танцы утюгов, а танк «Тигр» безбашенный в буквальном смысле слова.
На более поздних системах (8, 10) вероятнее всего, они так же встретятся если игра вообще запустится.
Военные хроники
Одиночная кампания сюжетно разделена на три части: за немецкий, советский и американский экипаж. Перед началом каждой кампании нам показывают кадры из военной хроники, что настраивает на определенный лад. На протяжении 36 миссий вы пронесётесь по основным местам танковых сражений: от вторжения 1 сентября 1939 года немецких танковых колонн в Польшу, до перехода войсками союзников Рейна. Между ними затесались война во Франции, Сталинград, Курская битва и высадка в Нормандии. На протяжении этих миссий игра пытается развернуть несколько наивный сюжет о том, как война меняет людей, но сюжет, пожалуй, одна из слабых сторон этой игры. Многие события далеки от историзма, хотя авторы очень старались передать обстановку и атмосферу той войны, очевидцев которой скоро совсем не останется. Разработчики изо всех сил старались разнообразить задания: уничтожение колонн техники, сопровождение конвоев, подавление артиллерии, борьба с бронепоездами (до этого они не всплывали в играх подобного жанра), уничтожение самолётов и даже ночные разведывательные вылазки, а также охота на немецкого танкового аса Михаэля Виттмана.
22 апреля 1914- 8 августа 1944
Виттман прославился в знаменитом бою у Виллер-Бокаж 13 июня 1944, где ярко проявилось как мастерство Виттмана, так и превосходство тяжелого танка «Тигр» в бронировании над машинами союзников. Командуя ротой «Тигров» 101-го тяжелого танкового батальона, он внезапно атаковал стоящую колонну бронетехники противника. Совместными действиями за 15 минут танки батальона уничтожили несколько танков, 2 противотанковых орудия и около 15 бронетранспортеров противника из состава эскадрона разведки 7-й бронетанковой дивизии англичан, так называемых «пустынных крыс», которые доставили немало хлопот Роммелю и прославились ещё в Африке. В ходе дальнейшего боя до того, как его танк был подбит, действуя отдельно от роты он вывел из строя еще несколько танков. По итогам боя экипаж Виттмана уничтожил до 11 танков, 1 — 2 противотанковых орудия и несколько бронетранспортеров. Из-за действий Виттмана британцам не удалось удержать высоту 213, хотя в последующей фазе боя немцы и понесли существенные потери.
Места сражений выполнены весьма дотошно и вполне узнаваемо. Тут вам и польские деревни, и французские городки, и разрушенный Сталинград и пляжи Нормандии.
Игровой процесс напоминает голливудский боевик: по небу летают самолеты, падают бомбы, в кустах и за холмами прячется вражеская артиллерия, и вы, на своём стальном коне, мчитесь через весь этот ад, дабы выполнить задачу, поставленную командованием. Управляется всё это довольно легко, в отличие от хардкорных симуляторов. Всего-то надо жать WASD, управлять орудием и спаренным пулеметом с помощью мыши, иногда осматривать поле боя через бинокль и вызывать ультимативную авиа-поддержку. Есть, конечно, кнопка, переключающая тракторное управление на автомобильное, но зачем оно вам, если вы запустили игру про танки, я ума не приложу.
Под управление игрока в каждой миссии попадают новые виды техники, причем их смена практически никогда не объясняется. Отличаются они друг от друга убойностью орудия и крейсерскими качествами. Жаль, отличия эти настолько незначительны, что не все почувствуют хоть какую-то разницу. Также в игре есть некоторые модели техники, которые недоступны для игры и их можно лишь уничтожить (прости, Т-26). Помимо вражеских танков в качестве врага выступают орудия, самолёты, бронепоезда и… пехота. Несмотря на то, что пехота мрёт от одной очереди из пулемета, если зазеваться, от неё можно получить реактивный снаряд в корму и пару гранат на сдачу.
В угоду голливудскому действу тут достаточно жесткая постановка. Локации, конечно, большие, коридоры широкие, только делать тут помимо заданий нечего и чтобы все скрипты работали исправно вас ограничивают либо глубокими водными преградами, либо минным полем, либо инженерными препятствиями. Хотя, если задуматься, в рамках военных действий всё это не лишено смысла и не стоит сетовать на линейность.
Сетевая игра — это отдельная песня. Несмотря на то, что карт достаточно мало, носиться по широким просторам на танках и захватывать точки достаточно весело. При максимальном количестве игроков в 32, баталии выходят весьма масштабные. Именно к мультиплееру этого проекта было приковано внимание виртуальных танкистов до выхода World of tanks.
Pz. Kpfw. II — танк разработан еще в 1934 году. К началу второй мировой войны он был основной военной силой танковых полков вермахта наравне с Pz. Kpfw I. Уже вначале войны он проигрывал по своих характеристикам польским, чешским, французским и тем более советским танкам.
Pz. Kpfw. 38(t) — чехословацкий лёгкий танк LT-38, который после оккупации страны Германией производился для её военных нужд. Немцам он приглянулся из-за того, что превосходил по всем основным характеристикам Pz II и тем более Pz I, и обладал хорошими крейсерскими качествами.
Pz. Kpfw. III Ausf H — этот танк использовался с первого дня войны, но по состоянию на 1939 год было произведено всего немногим больше 200 машин. С 1940 по 1942 год эти танки были основным вооружением танковых дивизий. Позднее из-за слабого вооружения и бронирования они были вытеснены последующими моделями. Основным отличием модификации H стали накладные броневые листы на лобовой части танка толщиной 30 мм.
Pz. Kpfw. IV Ausf F — одна из лучших боевых машин германии, заменившая собой устаревшую модель. Множество раз модифицировалась, менялись бронирование и вооружение, навешивались дополнительные экраны. Модификация F, которую нам дают под управление, в игре отличается от прочих тем, что форма башни изменена и имеет небольшое удлинение в задней части, а в этой башне стоит 75 мм гаубица.
Pz. Kpfw VI Tiger I — один из самых популярных немецких танков наравне с «Пантерой». 56-тонный монстр с 88 мм длинноствольной пушкой.
Pz. Kpfw. V Panther — несмотря на то, что вес танка 44,8 т, по немецкой классификации он является средним танком. Так, проигрывая своему старшему брату по бронированию и мощности, орудия «Пантеры» доставляли огромные проблемы советским танкам, вплоть до разработки ИС-1.
Pz. Kpfw. VI B Tiger II — Тигр II, или, как его принято называть у нас, «Королевский тигр» стал последним серийным танком, разработанным для нужд вермахта. Шасси для него было взято от первого «Тигра», а башня напоминала башню «Пантеры», только более вытянутую. Длину и без того чудовищной 88-мм пушки увеличили до 71 калибра (6248 мм).
T-34 — как многие любят говорить «рабочая лошадка» танковых войск Советского союза. Простота и надёжность этой машины позволили наладить массовое её производство, а отличные боевые характеристики позволили успешно противостоять технике Германии.
Т-34- 85 — необходимость установки более мощной пушки на Т-34 возникла, когда на горизонте появились такие модели как «Тигр» и «Пантера». А так как в старую башню поставить такую мощную пушку было невозможно, то в срочном порядке была разработана башня большего размера и с большим бронированием, что, помимо усиленной боевой мощности, повысило общую защищенность танка.
КВ-1 — тяжелый танк, на плечи которого легли основные тяготы боёв на первых этапах Великой Отечественной войны. В тот период количество их в войсках было мало и существенного влияния на сражения они оказать не могли.
ИС-1 — тяжелый танк нового поколения, который позволил успешно бороться с танками противника и выполнять их основную задачу — уничтожение огневых точек и поддержку пехоты.
ИС-2 — несмотря на то, что ИС-1 показал свою высокую эффективность, в эксплуатации он был достаточно неудобен. Это и положило начало работам по его скорейшей модернизации.
М24 Chaffeе — М24 далеко превосходил все легкие машины второй мировой войны по бронезащищенности и огневой мощи. Его 75-мм пушка по своим характеристикам почти ничем не уступала орудию «Шермана».
М4А2 Sherman — танк, разработанный в 1942 году стал основным вооружением не только американских, но и британских танковых дивизий. К чести американских конструкторов надо сказать, что с практически отсутствующей танковой промышленностью, они смогли за короткий срок создать достаточно боеспособную машину.
M4A4 Sherman Firefly — главный результат эксплуатации «Шерманов» англичанами. Сутью этой модернизации является замена стандартного орудия на 76,2-мм нарезную пушку.
M26 Pershing — первые танки этой модели добрались до Европы лишь в январе 1945 года и как следует повоевать не успели. Зато они успели повоевать в Корейской войне (25 июня 1950 — 27 июля 1953 гг.), где их основным противником были советские Т-34-85.
Результаты боевых операций
Я не могу назвать Panzer Elite Action плохой игрой. В какой-то степени тут сказывается моё давнее увлечение этим видом техники, но всё-таки разработчики действительно создали качественный продукт. Местами миссии немного затянуты, но достаточно редко. В остальном же этот проект вызывает эмоции, схожие с эмоциями, которые вызывала у людей первая Call of Duty — восхищение спецэффектами и атмосферой военных действий в игре. Отбрасывая в сторону технические проблемы на современных системах мы получаем крепкую танковую аркаду, которая и не претендует на симуляторность.
Пасторальные пейзажи, пространные рассуждения, Самара-городок и глубины этой самой страны
Обзор Knights of the Temple: Infernal Crusade
Обзор Harry Potter: Quidditch World Cup
Обзор The Matrix: Path of Neo
Обзор Stranglehold
Обзор Dark Messiah of Might and Magic
Обзор Nox
Обзор Vampire: The Masquerade — Bloodlines
Обзор Enclave
Весь комикс из Max Payne
Max Payne
Лучшие комментарии