Я уже вижу 2 группы людей, готовые поныть уже даже из-за названия.
Первые это «да ты че, чувак, кучу времени уже прошло, это никому не будет интересно». Да, возможно, но лучше уж поздно, чем никогда.
Вторая группа это «ДА ТЫ ПРОСТО СРАНЫЙ ОЛДФАГ, ТЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕШЬ». Нет! Первый Fallout, если честно, старше меня на пол года, второй — на пол года младше. И да, я рассказывал в свое время, как вообще в это играть (http://stopgame.ru/blogs/topic/63795), но я их не очень люблю. Они очень неприветливы, если не знать, что и как делать заранее, понаделаешь кучу ошибок, а ошибки они не прощают.
Вот New Vegas я обожаю. С ним и буду сравнивать Fallout 4. И, уж поверьте, мне ЕСТЬ, что сказать про Fallout 4…
1. Ролевая система
Первой причиной ненавидеть Fallout 4 лично для меня является убитая ролевая система. Это уже не RPG, потому что отыграть какую-то конкретную роль у вас уже не получится, игра будет раз за разом заставлять вас отыгрывать тупорылого морпеха, который не любит говорить и постоянно уничтожает все вокруг.
Не любит он говорить, потому что в диалогах ему в голову всегда приходит только 4 одинаковых варианта ответа, а именно: «Да», «Нет», какой-нибудь тупой вопрос и «САРКАЗМ», который уже стал мемом.
Да, господа, диалоги — полное говно. И я уже слышу, как кто-то кричит о том, что «это все из-за колеса вашего консольного». Нет! В том же Mass Effect'е колесо не помешало сделать хорошие диалоги… До 3 части, но это не важно. В Deus Es: Human Revolution это не помешало сделать хорошие диалоги, а там даже не это колесо, а точно такой же выбор из 4-х вариантов ответа.
Ну и эта фишка с красноречием меня еще в 3 части бесила: МАКСИ ОДИН СКИЛЛ И ТЫ СМОЖЕШЬ УБЕДИТЬ КОГО-УГОДНО В ЧЕМ УГОДНО И КОГДА УГОДНО! Йеееей, РПГ-составляющая… На самом деле нет.
В том же New Vegas это исправили. Самый показательный пример: самый первый даже не сюжетный квест в Гудспрингс, когда вы поднимаете весь город на защиту от подрывников. Чтобы убедить старичка дать вам взрывчатку, когда он спрашивает вас, умеете ли вы ею пользоваться, чтобы ДОКАЗАТЬ ему, что вы УМЕЕТЕ ею пользоваться, надо УМЕТЬ ею пользоваться.
Позднее, чтобы убедить торговца помочь, нужно обладать бартером, потому что только человек, обладающий бартером, сможет убедить торговца, что те или иные действия ЕМУ ЖЕ выгоднее. Это логично. В важных сюжетных моментах может доходить до того, что у вас будет строчек по 5, каждая из которых будет зависеть от того или иного скилла.
Кстати о скиллах! Прокачка в Fallout 4 — убожество. Во-первых, вам дают прокачивать очки S.P.E.C.I.A.L. Это индивидуальные особенности, они у каждого человека всегда уникальны
и определяются при рождении, можно сказать. (каряво формулирую, но, надеюсь, мысль ясна)
А здесь — вперед! Улучшай себя до состояния идеальной боевой машины! Идиотизм! Все перки же — это не какие-то индивидуальные особенные эффекты, а банальные легкие улучшения. В том же New Vegas'е все перки дают тебе действительно что-то особенное. Каждый из них имеет как положительные стороны, так и отрицательные. В 4-й части такого даже близко нет. Зато есть анимированный плакатик со всеми перками! Так прикольно!)))
2. Квесты
Но прокачка — это не единственное, что способствует Рэмбо-геймплею. Большая часть квестов здесь — это «убей столько-то таких-то там-то» и либо на этом все заканчивается, либо вам еще нужно что-то куда-то принести, например. И почти ни один из этих квестов не кончается чем-то интересным. В New Vegas тоже полно квестов, которые начинаются с банального «пойди, убей». Самый показательный пример — это когда из города Новак вас просят пойти на испытательный полигон REPCONN и зачистить его от гулей. В итоге оказывается, что там есть не только дикие гули,
но еще и разумные гули, у них там конфликт с супермутантами-тенями, этот конфликт тоже нужно как-то разрулить, опять же, кучей всяких способов. Потом выясняется, что гули хотят улететь
на Луну, потому что они какие-то сектанты, вы им помогаете и лицезреете их взлет под «Полет Валькирий».
И такого вот в New Vegas много, а в 4-м нет вообще.
3. Стрельба
И самое поганое во всем этом — это то, что вас постоянно заставляют стрелять. Много-много стрелять. И я не спорю, по сравнению с 3 частью они очень сильно улучшили стрельбу, даже добавили хитмаркеров. (Ваааау) Но сама по себе она осталась никакой. И главное, чего я не понимаю, это почему, имея под своим крылом создателей нового Wolfenstein, они не могут сделать
нормальную стрельбу, нормально сделать уровни для стрельбы, нормально прописать искусственный интеллект, чтобы он заставлял противников не только ходить из стороны в сторону, без конца приседать и раз в 100 лет кидать в вас одну гранату? Вы сделали из игры шутер, так сделайте хотя бы хороший шутер.
4. ММО-шность геймплея
Но вернемся немного к квестам. Через один пункт повыше при описании квестов вы, возможно, вспомнили такие старые ММОРПГ. Но такая структура построения квестов, к сожалению, это не единственное, что заставляет вспоминать ММОРПГ. Как вы могли понять, в Fallout 4 МНОГО фарминга. Вы фармите по квестам, вы фармите для лута, вы фармите для строительства.
И, господи, я ненавижу человека, которому в голову пришла идея
которых нужно сначала убить, потом они станут сильнее, потом надо убить их снова и из них выпадет самый топовый лут. Который еще и плюс ко всему оказаться вам совсем не нужен, потому что какой-нибудь ближний бой или энергооружие вы вообще не прокачивали. Я напоминаю, что речь сейчас идет не об ММОРПГ, которая вышла где-нибудь в 90-х, а современной ААА-РПГ, которая вышла в 2015. И что это за подход такой?
5. Изнасилованный Lore
Но если вы думаете, что вы, когда пройдете через все это, будете чувствовать себя изнасилованными, возможно, вы правы, но уж точно не настолько сильно, как местный Lore. Конечно, прикапываться ко всяким деталям вроде особенностей местного крафта или к тому, что местная силовая броня неожиданно требует постоянной подзарядки, я уже не буду, потому что тогда
это затянется очень надолго. Я хочу сказать хотя бы о глобальных вещах. Например, какого черта Братство Стали — это опять спасители демократии, которые врываются на гигантских дережаблях и спасают всех от злого Института, как спасали в 3 части от злого Анклава? Сценаристу Bethesda нужно ну хотя бы прохождение старых частей посмотреть. Каноничное братство стали — это ОЧЕНЬ замкнутое небольшое сообщество, которое очень недолюбливает все извне. В 1 части, например, чтобы вытащить их из бункера, нужно было дать им для этого НУ О-О-ОЧЕНЬ весомую причину. Здесь же они выходят сами, еще и с помпой прилетают.
Или эта технология Синтов. Я напоминаю, что в мире Fallout НЕ БЫЛО транзисторной революции. Компьютеры в Fallout — это большие такие штуковины с пузатыми экранами и кучей зеленого текста на черном фоне! А тут мы имеем каких-то роботов из фильма «Я, робот». И на фоне других роботов типо Робомозга или Мистера Помощника они в этот мир банально не вписываются.
6. Атмосфера
И, кстати, о мире в целом. Что всегда было одной из самых сильных черт Fallout'а? Атмосфера! Даже в современных Fallout'ах, даже 3-я часть, которую тоже можно за очень многое поругать, брала своей потрясающей, очень густой и гнетущей атмосферой. Но в Fallout 4 зачем-то от этого отказались. Вы уже не чувствуете, что вы как-то выживаете в мире пост-апокалипсиса, вам сразу в первые пол часа игры дают в распоряжение псину, личного дворецкого, личного негра, который следит за вашим личным поселением. Ах да, ваше личное поселение. С вашим личным гаражем, который у вас имеется на тот случай, если все эти жалкие и бесполезные людишки начнут надоедать вашей милости.
Силовая броня — вещь, которая добывалась потом и кровью во всех частях Fallout, здесь вообще разбросана чуть ли не повсеместно.
Вообще вся игра стала очень светлой, цветастой и… приветливой. И, если честно, лично мне это больше нравится, чем не нравится, но это вообще не соответствует духу Fallout. Это, скорее, просто наработка внешнего вида и обкатка какой-нибудь новой версии движка для следующей части The Elder Scrolls.
7. Строительство
И кстати о наработках для этой следующей части! Вы, наверное, думаете, что если все так плохо с остальными пунктами, наверное, все силы пустили в какие-то новые фишки. Например, это самое строительство. Так вот, нет! Строительство — это самое кривое, что есть в этой игре. Прикручивали его явно в самую последнюю очередь. Прикрутили при этом очень плохо. Плохо хотя бы потому что реализована она на уровне банальной пользовательской модификации… В плохом смысле. Поленились сделать даже простенькую изометрию, а без нее поставить то, что нужно куда нужно иногда бывает очень затруднительно. Естественно, никакой ландшафт под вас тоже подстраиваться не будет. В общем, местное строительство — это просто ад для перфекциониста.
8. Скука
Ну и последний пункт вытекает из всех остальных. Fallout 4 банально скучная. Почти весь геймплей в ней так или иначе сводится к шутеру, но шутером она является очень средненьким, при этом не цепляя чем-то еще.
И самое обидное в этом то, что сама то по себе как игра она неплохая, в ней полно классных идей, у нее ЕСТЬ плюсы, есть хорошие стороны. И сама по себе она, впринципе, играбельна, особенно, если до нее вы в Fallout не играли. Но ее имя — имя великой серии заставляет сравнивать ее с остальными частями и, к сожалению, не в ее пользу.
Лично мне очень обидно, что великая серия, в которую вложено столько труда и таланта, сейчас становится самым обычным испытательным полигоном для наработок новой части The Elder Scrolls.
Это как-то неправильно.
Лучшие комментарии
Судить об игре по модам — отличное решение. Смотреть надо на «ванильный» вариант, без модификаций и надстроек. И даже вне этого — никакие моды не добавляют НОВЫХ вариантов, суть «Да/Нет/Сарказм» всё равно остаётся, хоть в диалоговых кругах, хоть в чём.
Но абсолютное большинство, тем не менее, это именно «иди убей». Исключения есть, но их — мало.
Нет. Но почему Нью-Вегас может обходить без орды супермутантов и рейдеров за КАЖДЫМ углом, а F4 — не может?
Ну да, всю дорогу Fallout был про ретро-футуризм, пухлые пип-бои на руках и тачки на ядерном топливе. А тут вдруг возникает (ну вводится во Вселенную в смысле) Институт, который делает людей-роботов размером с людей! Может, они транзисторы открыли?
…
Ну и так далее. Автор высказал свою позицию и своё мнение. Если твоё с ним не совпадает — то это ещё не значит, что он «не играл или смотрел на Ютубах».
Ещё автор не упомянул о дикой перенаселенности Содружества и о респавне врагов и предметов через время. Лут, который появляется в тех же самых местах и иногда тот же самый — это финиш. У меня чувство, что Бесезда и правда хотела запилить ММО. Или собирается запилить, а это просто тест? Те же повторяющиеся квесты… Хорошо хоть благодаря мододелом все это можно отключить.
Насчет строительства — провода можно пустить по внешнем стенам строения, просто разместив коробы на крыше — свет будет гореть. Правда, для красивого включения через выключатель всё равно надо вести провода внутрь… Ну и тупо некоторые объекты нельзя поставить встык. Только однородные, вроде стен, пола, и то, если ландшафт позволяет и нет никаких помех. А вот что-то у стенки поставить, если чуть крыша ниже, чем сам объект… Особенно с забором из хлама раздражало. Ни с другом другом рядом нормально не поставить, ни около дома. Мододелы строительство встык поправили, хоть на том спасибо.
Сейчас играю в Far Harbor, после некоторого перерыва с F4. В целом по атмосфере и прочему — лучше. Квесты даже неплохие есть, хотя и найди-убей-принеси никуда не делись. Рекомендую автору поиграть, если ещё нет.
Ну и отличная статья и видео, продолжай в том же духе)
Как я могу отыгрывать роль, если мой персонаж ведет себя не так, как я хочу, говорит не то, что я хочу! О, эта чудесная диалоговая система, где мне говорят одно, я пытаюсь из этого да/нет/сарказм понять, что я приблизительно хочу сказать, нажимаю на «да», мой персонаж несет какую то околесицу, которую я даже не подразумевала, причем ни разу не в тему с тем, что мне до этого говорили… Это моя игра, мой персонаж, но почему то все уже за меня продумали! Все железобетонно. В первые часы игры я даже внешность свою изменить не могла(видимо баг был какой то, но тем не менее как факт). У меня есть муж и ребенок, которые мне даром не упали. Я умею пользоваться неизвестными мне технологиями, проведя 200 лет в криокамере. Я, будучи образцовой домохозяйкой и никогда не державшей в руках оружия, выкашиваю людей/мутантов/гулей/животных пачками. Я сразу умею пользоваться силовой броней… но и самое главное — на моих глазах у меня убили мужа и забрали грудного ребенка, и я должна идти и помогать людям, которых я вижу первый и вероятно последний раз в жизни, которые без меня погибнут на пустоши.
Извините, что много и сумбурно, но я выговорилась. Бомбануло опять :)
1. Диалоговая система классическая, с множеством вариантов. Главный герой не озвучен. Перки влияют на диалоги, влияет и спешал.
2. Меньше патронов, полный их дефицит, как и оружия. Игра больше про диалоги, либо рукопашные драки. Огнестрел мощное и опасное оружие, но его надо не только раздобыть, но и еще обеспечить себя боеприпасами.
3. Нормальный интересный сюжет
4. Проработка локаций, уклон в качество, а не в количество. Нахрен миллион локаций. Даешь малое количество локаций, но убер проработанное, заодно постановку и режессуру. Когда вошел в некое место и там целый минисюжет, а не тупые рейдеры в силовых брониках с именами.
5. Атмосфера и её проработка, Мир должен быть живым. У новых фоллаутах с этим очень плохо. Неписи в основном стоят как столбы, даже в скуриме было лучше.
6. ЮМОР! ЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮМОООООООООР! И Ирония!
Технология стелс-боев как-то затрагивает, по-твоему, трнзисторы?
Да и косяк SPECIAL в Falout 4 не заканчивался на том, что всё относительно быстро и безболезненно можно было вкачать, не стоит забывать про значительное упрощение влияния этих параметров на игровой процесс.
Постоянный респаун мобов в локациях: эти плашки «ЗАЧИЩЕНО» исчезают через какое-то время и появляется новая свора врагов, как-будто в ММО играю, блин;
Вторую половину игры, в которой ГГ — робот, выполняющий поручения своих хозяев: даже став главой Института, я не могу изменить отношения местных ученых к синтам нового поколения и людям на поверхности, решив тем самым проблему с Подземкой, которые считают синтов достойными жизни больше, чем ученых, создавших их и являющихся настоящими людьми(серьезно, план с уничтожением реактора — просто ужас, особенно если вы за Братство, которое скорее бы прикарманило бы себе весь комплекс с содержимым);
Озвучка ГГ, которая мешает отыгрышу роли: если я создал персонажа, похожего на Биг Босса из MGS, я хочу думать, что он говорит голосом Дэвида Хейтера, а не какого-то Брайана Дилейни;
Отсутствие нормальной концовки, в которой мне объяснят последствия моих действий.