В 1987 году Хидео Коджима попытался сделать быструю, динамичную игру с шагающими боевыми роботами и ядерными ракетами, но, будучи не в силах сдержать свои эмоции по поводу современных ему персональных компьютеров, был вынужден сделать игру несколько помедленнее. Мощностей среднего универсального компьютера того времени на изначально задуманную боевую систему просто не хватало. Шутка ли, у MSX, компьютера, под который в итоге и был написан первый Metal Gear, тактовая частота процессора была всего лишь 4 МГц. Да, у Nintedo Entertainment System она была в два раза меньше, однако NES изначально была игровой консолью, и многие вычисления, которые на MSX проводились в софтверном режиме, на NES в хардверном виде делали сопроцессоры. Да, если бы Коджима взялся за Metal Gear всего лишь на несколько лет позже – то мы увидели бы боевик, а не стелс-экшн.
Стелс-экшн… На момент появления игры на прилавках такого сочетания слов-то не существовало. Сами подумайте – на дворе всё ещё золотая эпоха аркадных автоматов, игры которых своей сути должны предоставить игроку максимум удовольствия за минимум времени. Вспомните ту же самую Контру, нет, не ту, в которую играют школьники из вашего подъезда, а ту, которую вы давным-давно играли на NES в детстве. Когда ещё сама NES называлась вовсе не NES, а денди и была родом из Китая. А тут – страшно подумать, на прилавки поступила игра, причём игра от Конами, специализирующейся в том время на игровых автоматах, в которой основную долю времени игрок ждёт в засаде. То есть, по сути, лежит на пузе и ничего не делает. А то и вовсе никого не ждёт – просто обходит противников, прячась от них за ящиками. Разумеется, для игроков того времени это был самый настоящий культурный шок. Ну, по крайней мере, для тех, кто не играл в Castle Wolfenstein.
Впрочем, для современного игрока первый и второй Metal Gear (то есть без приставки Solid) представляют лишь академический интерес – они просто слишком примитивно анимированы для того, чтобы намётанный глаз смог поверить в происходящее на экране. Разумеется, в этих есть элементы более поздних игр серии – и организация Outer Heaven, которую необходимо разрушить, и Big Boss, и Solid Snake, и переговоры с Полковником Кэмпбеллом по кодеку на частоте 140.85, и Soliton Radar, который отображает всех противников на карте, и восклицательный знак над головами бойцов, которые, будучи вусмерть глухими и слепыми, всё-таки смогли увидеть у себя под носом вражеского диверсанта. Но все эти компоненты не производят никакого сносящего крышу эффекта. Да, Metal Gear – это практически первый стелс-экшн. Да, противников там действительно можно обходить вместо того, чтобы изрешечивать из автомата. Если очень сильно напрячь воображение, то в игре можно даже разглядеть зачатки технотриллера про заканчивающиеся природные ресурсы и ядерное оружие, прямо-таки в лучших традициях Тома Клэнси, как бы мы сказали сегодня. Впрочем, Коджима вряд ли успел прочитать к тому времени «Охоту за Красным Октябрём», роман, благодаря которому Клэнси и стал известен. Приглядываться приходилось в буквальном смысле – почти весь сюжет игры был изложен мелким шрифтом на прилагающемся к картриджу игры буклете.
По первым двум Метал Гирам отчётливо видно, что Коджиме было откровенно тесно в тех рамках, которые накладывала на выпускаемые игры целевая платформа. В нём буквально бурлил студент-анимешник с журфака, насквозь пропитанный теориями заговоров и литературой про ядерное оружие. Бурлил и не мог найти себе выхода.
Начальство из Конами сумело разглядеть в Коджиме потенциал, решило выделить ему крупный бюджет, и не прогорело. Metal Gear Solid, вышедший в 1998 году, как и Half-Life, показал, как надо правильно подавать сюжет в консольной игре. Всё-таки не забывайте, что консольная игра – это прежде всего развлечение, а не вызов, в отличие от компьютерной, что бы кто ни говорил. Консольные игры принято играть лёжа на диване, с геймпадом в руках, ну и, если нет аллергии, котом на ногах. Чтобы согревал. В крайнем случае можно использовать плед. Ведь если вы садитесь играть в Metal Gear Solid, то вы собираетесь, в первую очередь, смотреть кино, кино с вами самими в главной роли, в правильных пропорциях перемешанное с игрой.
Читай также
Лучшие комментарии
Так что рекомендую.
Поэтому пар, выходящий из коробки, так хорошо заметен.
Да и сама ретроспектива, как обычно, хороша.
Что уж говорить, вы умудрились запихнуть все основные части серии в почти два часа хронометража, это уже похвально само по себе.
Но все же на всякий случай сплюну.
В финальном абзаце видика (до которого надо ещё дотянуть) как раз в открытую проведена эта параллель.