В преддверии выхода Ведьмака 3, думаю, многим будет интересно узнать (а иным, посвященным и читавшим пана Сапковского — вспомнить) недавнюю политическую историю Северных королевств. Предупреждаю сразу: спойлеры, спойлеры и еще раз СПОЙЛЕРЫ, кто хочет прочитать/перепройти Ведьмака – вам не сюда.
Все по полочкам
Я бы не хотел раздувать текст до неимоверных размеров подробным описанием событий и всех мелких перипетий, а остановлюсь только на глобальных политических процессах. Для начала вспомним, какие государства есть в мире Ведьмака. Всю обитаемую территорию делят между собой огромная империя Нильфгаард на юге и, соответственно, королевства Севера.
Империя Нильфгаард огромна, она постепенно прирастала территориями, покоренные земли становились провинциями с назначаемыми префектами или королями. Во главе государства восседает император Эмгыр вар Эмрейс Деитвен Аддан ын Карн аэп Морвудд, Белое Пламя, Пляшущее на Курганах Врагов.
А вот на севере все сложнее. На поверку имеются пять крупных королевств: Лирия и Ривия, коим управляет королева Мэва; Темерия во главе с Фольтестом; Аэдирн с королем Демавендом; Редания, с повелителем Визимиром; Каэдвен с владыкой Хенсельном; Цинтра, которой правит Калантэ со вторым супругом Эйстом. Нельзя пройти мимо еще нескольких мелких королевств, которые сыграют важную роль в политических играх севера. Это Ковир и Повисс — небольшое королевство на крайнем севере, царствует в нем Эстерад Тиссен с женой Зулейкой. Но пусть холодный климат и малые размеры не обманывают вас, это одно из самых богатых королевств, с превосходной армией и развитой экономикой. Так же в нашей истории не последнюю роль играют острова Скеллиге под руководством ярла Крах ан Крайта, острова тесно связаны с Цинтрой, второй муж Калантэ – Эйст Турсиах дядя Крах ан Крайта.
Пытка именами и названиями закончилась, не представляю, какая каша в голове от имен и названий у пытающихся постигнуть мир ведьмака в первый раз, но что поделать, чтобы разобраться во всех хитростях придется немного напрячь извилины.
И грянул гром!
Итак, теперь к делу. Империя Нильфгаард покорив весь юг, постепенно двигалась на север и к 1262 году, перейдя через горы Аммел, атаковали Цинтру, Содден, Заречье.
Первоначально крупные королевства не предприняли никаких действий, отдав Цинтру на разграбление. Однако, вскоре стало ясно, что у империи далеко идущие планы, и одной Цинтрой Нильфгаард не насытится. Быстро одумавшись, короли собрали войско и дали бой около Содденского холма. Армия империи, не знавшая до этого крупных поражений, была разбита, а главной ударной силой переломившей ход сражения были чародеи. Только девять из двадцати двух магиков выжило в этой битве, в память об этих потерях на холме был установлен памятный камень с именами павших.
Несмотря на успехи союзных войск, Нильфгаард все же оккупировал все территории вдоль реки Яруги, и на этом конфликт исчерпывался. Империя зализывала раны и казнила «предателей» за провал под Содденом, королевства Севера опасались нового грозного соседа, и лишь ярл островов Скеллиге не прекратил войну и отправлял на дно морское как торговые, так и военные суда Нильфгаарда.
Очевидно, что первая война с Нильфгаардом была лишь началом и испытанием друг друга на прочность. Император Эмгыр начал активные диверсионные действия в Северных королевствах: подкупил чародеев, организовал шпионские сети, поддерживал сепаратистские настроения эльфов, разжигал неприязнь между людьми и нелюдями. В конце концов, некоторые эльфы и краснолюды, объединившись в банды и назвавшись скоя’таэли, или в переводе с эльфийского – белками, устроили партизанскую войну.
С другой стороны правители Северных королевств тоже зря времени не теряли и решили нанести удар первыми. Для этого Демовенд с Мэвой должны были организовать провокацию в Дол Ангре, что дало бы формальный повод для объявления войны ничего не подозревавшему Эмгыру. Но, как водится, все пошло не так как планировалось.
«Гладко было на бумаге…»
Л.Н. Толстой
Чародеи собрались на очередной шабаш в Таннеде. Тут то и разыгралась шекспировская трагедия. Одни чародеи остались верными королям Севера (хотя слово «верными» неподходящее, чародеи верны всегда только себе и преследуют только свои интересы), другие переметнулись в лагерь имперцев. Зная это, король Редании Визимир, потребовал отложить «операцию» Аэдирна и Лирии в Доль Ангре, пока он не разберется с предавшими королевства магиками. Но, по роковому стечению обстоятельств, гонец, несший послание, был убит шальной стрелой.
Императорские шпионы зря хлеб не ели и император знал о готовящейся провокации и стянул войска к границам. Попытка ареста чародеев провалилась, началась бойня, многие погибли. Геральт, оказавшийся как всегда не в том месте, сильно пострадал — ему пересчитал кости чародей Вильгефорц. Попытка провокации сорвалась, империя объявила о нападении на свой форпост и пересекла границы Лирии и Аэдирна, а король Редании Визимир наткнулся на нож наемного убийцы.
В таких условиях Нильфгаард быстро оккупировал королевство Лирии и Ривии, Мэва вынуждена была уйти в подполье и вести партизанскую войну. Войска Демавенда терпели поражение за поражением. Эмгыр вар Эмрейс понимая, что не устоит под ударами с нескольких сторон отправил посольство в Тимерию и Каэдвен, с предложением о разделе Долины Понтара которой владел Аэдирн.
Фольтест и Хенсельт вероломно предали бывшего союзника и принялись делить Аэдирн по кускам. Итого к наступлению зимы мы имеем: в Редании смуту, король мертв, сын Визимира – Радовид еще мал, за него правит регентский совет, армии Демовенда и Мэвы под ударами Нильфгаарда были полностью разбиты. Больше всех пострадал Аэдирн, его территории растащили бывшие союзники: Тимерия и Каэдвен разделили Долину Понтара, а в местечке Дол Блатанна Нильфгаард устраивает марионеточное государство эльфов во главе с Францеской Финдабаир, тем самым отблагодарив скоя’таэлей за помощь.
«Вовремя уступить – победить»
Б. Грасиан
Естественно Темерия всего лишь оттянула неизбежное, уже летом войска Нильфгаарда ударили по Фольтесту.
В такой ситуации ни Редания, ни Каэдвен не могли чувствовать себя в безопасности и попросили помощи у Ковира и Повиса. Эстерад не отказал и помог как деньгами, так и людьми в борьбе с Нильфгаардом, но сделал это хитро, не нарушив свой формальный нейтралитет. Собравшись с силами королевства Севера дали бой под Старыми Жопками, но в историю это событие попало под другим, более благозвучным названием – Битва при Бренне.
Объединенное войско Северных королевств, как прежде при Соддене, разбило имперцев. Нильфгаард, истощенный войной и внутренними противоречиями, решил пойти на уступки — заключить мир с Севером.
По Цинтрийскому миру Нильфгаард оставил себе все земли за рекой Яругой, Аэдирну возвратили Долину Понтара, Дол Блатанна стало независимым государством эльфов, а Скеллиге прекратил диверсионную деятельность. Казалось бы, уступки Нильфгаарда огромны, но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Армия империи, оставляя после себя выжженную землю, уничтожила экономику Лирии и Ривии, Аэдирна и частично Темерии, тем самым поставив их в экономическую зависимость от Нильфгаарда. А королевства Редания, Ковир и Повис, а так же Каэдвен и так постоянно нуждались в имперских товарах. Поэтому уступки Нильфгаарда всего лишь шаг к зависимости Севера от империи.
Лиха беда начала
Но не все спокойно в королевствах. Хенсельту не давала спокойно спать Долина Понтара. Логично предполагая, что разоренный недавней войной Аэдирн не выстоит, Каэдвен направил войска в соседнее государство. Но Демовенд смог дать отпор и завязался бой, исход которого решила чародейка, советница Хенсельта – Сабрина Глевиссиг. Ложа чародеек, опасаясь нарастающей мощи Каэдвена, разрешила использовать неконвеницонное заклинание которое уничтожило обе армии (воистину с такими друзьями врагов не нужно).
Сабрина за свой поступок поплатилась головой… точнее телом, ее сожгли на костре.
В Темерии тоже скучно не было. Сначала рыцарский орден Белой Розы трансформировавшийся в орден Пылающей Розы во главе с Великим Магистром Яковом из Альдерсберга попытался украсть секреты ведьмаков для создания новой расы мутантов. Затем вспыхнул бунт белок и баронов. Фольтест утихомиривает королевство и приступом берет последний форпост ополченцев — замок Ла Валетов, где и находит свою смерть.
За несколько недель до этих событий Убийца Королей настиг глотку правителя Аэдирна – Демовенда. Знать тут же всполошилась, отовсюду слышались идеи сепаратизма. Сын Демовенда – Стеннис не пользовался популярностью ни среди народа, ни среди знати, его воцарение стояло под большим вопросом.
Хенсельт собрал войска и выдвинулся к Долине Понтара, воспользовавшись предложением сепаратистски настроенной знати Аэдирна. И без того шаткое положение Стенниса стало еще плачевней, но ему помогла Драконоубийца, глава народного ополчения – Саския.
Ни жив, ни мертв
При поддержке Ложи чародеек Убийца Королей — Лето обезглавил Демовенда, посеяв смуту в Аэдирне, таким образом Ложа надеялась создать новое государство с Саскией во главе.
Затем при помощи белок Лето приказал долго жить Фольтесту. Обведя вокруг пальца и чародеек, и скоя’таэлей Убийца Королей совершил покушение на Хенсельта. Вся деятельность Лето по умерщвлению коронованных особ была лишь хитрым планом императора, по покорению Севера. Ослабив королевства, Эмгыр форсирует Яругу и покоряет не оправившуюся от войны Лирию и Ривию, побеждает слабый Аэдирн, который не в силах сопротивляться могущественной армии, завоевывает раздираемую на части Темерию.
К слову, жизнь Хенсельта и Стенниса и судьба Долины Понтара целиком и полностью зависит от действий Геральта.
Вместо заключения
По сути, только Редания с возмужавшим молодым королем Радовидом осталась оплотом стабильности. Вот так политически игры и недальновидность подвели черту под некогда могущественными королевствами. Читая, то, что написал, понимаю, без 100 граммов не разберешься, но более подробный рассказ утопил бы уважаемых читателей в буквах, так что извиняйте.
Лучшие комментарии
Нет никакого «могущества» на Севере. Северные корольки, за исключением Эстерада Тиссена, по меткому замечанию уже-пардон-запямятовал-кого, это обыкновенные бандиты в коронах, а экономика их королевств на добрую четверть, если не треть, опирается на регулярный грабёж соседей. Также, на территории Темерии лежит «протекторат» Махакам со всеми его богатствами, которые, в силу натурально грабительской налоговой политики Фольтеста, особенно по отношению к нелюдям, идут в массе своей на нужды Темерии, нежели самого Махакама. У Редании просто сильная и стабильная экономика, не в последнюю очередь благодаря городу-государству Новиграду, по сути — крупнейшему порту Севера, да ещё и лежащему в дельте Понтара. Хенсельт же просто бандит, во всех смыслах этого слова. И конечно не стоит забывать налогообложение во всех королевствах Севера, за исключением Ковира и Повисса, которое заставляет Веспасиана с его «налогом на публичную мочу» выглядеть отстало. И помноженное на два когда речь заходит о нелюдях, особенно в Каэдвене.
Огромная территория, человеческие ресурсы и самая сильная и стабильная экономика на континенте. Им не приходится иметь дело со скоя'таэлями в тылу (в Нильфгаарде, в отличие от Севера, ненавидят только магов и мутантов, с нелюдями же уживаются вполне мирно (хотя степень взаимной неприязни разнится от юга к северу — чем южнее, тем лучше отношения, вплоть до почтения, чем севернее, тем хуже, соответственно) и во всех смыслах слова, учитывая что подавляющее большинство именно Нильфгаардской знати происходит от эльф
ийской) и всякими придурками от знати, ибо Эмгыр правит железной рукой и Тайная Полиция бдит, а казни «предателей» (включающих в себя как реальных предателей, так и просто идиотов, политических или типов «You have failed me for the last time!») ой какое популярное развлечение. И нет никаких Советов и Капитулов да Лож, что поддерживали бы «баланс» (в пользу самих себя, само собой), а все чародеи делятся на полезных и мёртвых. Кроме того, завоевание земель к северу от Яруги не такое уж обширное — войны Нильфгаард ведёт продуманно, методично и посменно с периодами мира для восстановления сил вот уже лет триста, если память мне не изменяет. Тут стоит думать скорее о том, во что Нильфгаарду обойдётся демилитаризация экономики после захвата континента… Хотя в книжных флэш-форвардах Север всё ещё не захвачен, хотя от окончания Саги лет сто прошло, а Филиппа Эйльхарт почитается как святомученица (ох лол, это было бы так смешно, если бы не было так грустно...). Видимо, всё будет как всегда... Это отвечает на заданный вопрос?«Феодальное государство» — это «такой тип политической организации, при котором все исполнительные функции общества — экономические, судебные, административные, военные — осуществляются одновременно одними и теми же индивидами и при этом государство состоит из небольших общественных образований, каждое из которых обладает всеми органами, требуемыми для самодостаточности». В бюрократическом государстве «центральная власть аккумулирует значительную часть общественного богатства посредством налогообложения и использует ее для содержания прежде всего военных учреждений, а затем большего или меньшего числа государственных служб»
На чем строится их могущество? Откуда ресурсы у Нильфгарда для столь обширных завоеваний?
Армия может успешно выполнять функции гражданской администрации. Например, при Петре I войска размещались в городах и занимались сбором налогов и много ещё чем. По факту это была оккупация собственной страны. Также войска можно пристёгивать к населённым пунктам, обязав последние их содержать, а часть солдат занять в земледелии и добыче ископаемых, раз о промышленности речь не идёт. Или современный пример КНДР, где армия это ещё и строители и много кто ещё.