Всем привет, друзья!
Сегодня я бы хотел поговорить про оригинальную Resident Evil 4 и моё к ней отношение.
Прикладываю своё мнение в текстовом формате, оно не повторяет видео, но мысль обоих материалов едина, приятных просмотра или чтения!
Является ли Resident Evil 4 культовой игрой, повлиявшей на всю индустрию? Однозначно — да. Является ли она идеальной? Вот тут уже начинаются вопросы. В этом видео я сравниваю оригинал и ремейк Resident Evil 4 и объясняю, почему ремейк ощущается цельнее, ровнее и современнее, даже не отменяя заслуг оригинала.
С оригинальной Resident Evil 4 у меня долгие и удивительно непростые отношения.
Resident Evil 4 — культовая игра, но культ нихрена не равно безупречность. Я проходил оригинал на разных платформах и — без фанатизма — скажу: в ряде ключевых мест 2005-й заметно устарел. Ремейк 2023-го не просто перекрашивает классику: он перерабатывает проблемные акты (особенно замок и остров), делает персонажей живыми и улучшает боевые механики. В этом посте/видео я разбираю, где оригинал провисал и почему ремейк часто выигрывает в современном контексте.
Я до сих пор помню, что читал ещё на AG.ru обзор на неё и...этот обзор меня отговорил от того, чтобы её пробовать (я был пекарем). После у меня был опыт работы продавцом игр и у нас в магазине владелец поставил PS2, на которой я таки поиграл, сколько смог, в Resident Evil 4, пусть далеко и не ушёл. И игра тогда произвела на меня довольно мощное впечатление, хотя дело и было в 2012 или 2011 году. Графика даже тогда смотрелась очень приятно, атмосфера деревни полной полузомбиных деревенщин западала в душу, геймплей был интересный и, наверное, продуманный. Создавалось впечатление, что над каждой стычкой с врагами кто-то реально устраивал мощный мозговой штурм.После, правда, коллега проштрафился, тем что играл в приставку, вместо работы, и мы остались без PS2.Тогда же в PS Store я купил порт игры на PS3 и начал своё полноценное прохождение. По началу всё шло как нельзя лучше, графика стала четче, деревня продолжала радовать, но...я прошёл дальше деревни и восторг мой стал угасать...начиная сегмента с замком игра начинала поддушивать и мощно терять в изначальной атмосфере (там была своя готическая атмосфера, но я оказался не любителем). Враги стали более однообразными и несколько нелепыми, Эшли вызывала скорее неприязнь, нежели желание сохранить ей жизнь (да, буфера и панцушоты меня даже в те юные годы не склонили на её сторону), особенно после какой-то эпически нелепой сцены, где она в порыве какого-то безумия убегает от Леона и как идиотка встаёт в то самое место, где находится ловушка. Дальше больше, я оказался до того криворуким, что на битву с Салазаром я пришёл с явно недостаточным (почти нулевым) количеством патронов и спустя несколько попыток его побороть это дело я бросил до лучших времён.
И времена эти настали году эдак в 15 или 16, с выходом порта Resident Evil 4 на PS4. Я не мог позволить себе упустить такой пласт серии, да и развития игровой индустрии, поэтому начал повторное прохождение уже там. И у порта были свои приятные особенности, в частности - управление, которое было изменено (на PS2 и 3 был тихий ужас, чтобы стрелять нужно было удерживать R1, чтобы войти в режим прицеливания, целиться левым стиком и стрелять на квадрат) и стало плюс-минус аналогичным тому, что было в Resident Evil 5. Купил я диск Японского региона и столкнулся с тем, что выбора сложности в игре не было, она была залочена на нормальном уровне сложности (я тогда играл, чаще всего, на лёгком и немного напрягся заметив этот факт) и не имела английских субтитров в некоторых диалогах.
Вокруг да около ходить не буду и скажу, уже эту версию я прошёл, к битве с Салазаром я подготовился (экономил как мог) и пришёл к нему с револьвером и РПГ.
Два выстрела в отростки из револьвера и добивающий в него самого из РПГ, дело было сделано!
Но затем я попал на остров и катарсис от победы над давним унижателем сменился на...странные чувства. Остров полный полузомби-полусолдат казался трындецово инородным (ранее у меня то же было на корабле ближе к финалу Resident Evil 5, так что чувство было даже знакомым) и финала я уже начинал ждать, потому что игре бы закончиться, а она стала вместо этого заниматься черт-знает-чем.
Нет, конечно, сегмент с вертолётом-помощником было весёлым, регенераторы не зря запомнились фанатам и реально заставляли волноваться, QTE-моменты в игре в принципе были сделаны недурно (не God of War, кронечно, но тоже хорошо!), QTE-битва с Краузером тоже была зрелищной...но вот та же основная битва с ним мне показалось довольно душной, а локации стали ну совсем уж однообразными и серыми.
Сразу оговорюсь, игра мне понравилась (мне вообще мало резиков НЕ нравятся и 4 не в их числе, в этом клубе скорее Revelations 1 & 2 и Operation Raccoon City, а про мультиплеерные я и вспоминать не хочу), я её потом даже перепроходил и советовал друзьям и знакомым к прохождению, даром, что с оговорками.
Поэтому то ремейк я ждал! На примере предыдущих я убедился, что Capcom довольно мастерски адаптирует классику под современные стандарты и может превратить отличную, но отнюдь не лишенную недостатков игру в лучшую версию себя. Спойлер: на мой взгляд оно именно так и получилось.
Да, у игры была демо-версия, но про неё я ни тогда, ни сейчас сказать ничего не мог и не могу. Скачал, пробежал максимально невнимательно и быстро, чтобы не портить впечатления от релизной версии и стал ждать выхода.
Дождавшись я был очень приятно удивлён, студия очень кропотливо подошла к делу, сумев сохранить игру узнаваемой, но вместе с тем сделав её более очевидной частью серии грамотно внедрив атмосферу хоррора, которая была и в оригинале, даром, что появлялась исключительно эпизодически (поначалу в деревне, благодаря саспенсу и на битве с телохранителем-ксеноморфом Салазара).
Отдельный респект ремейку за работу с персонажами:
1) бесячая (бесконечные писки, визги и жалобы) и одновременно не запоминающаяся (ничего похожего на индивидуальность я у неё вспомнить не могу) Эшли теперь стала мало-мальски выпуклым и интересным, в рамках целеполагания и жанра, персонажем.
2) Луис, который и в оригинале больших претензий не вызывал стал просто шикарным - получил больше экранного времени и мотивации. Вот теперь его сцены работают прекрасно, в то время как в оригинале он был NPC на пару-тройку эпизодов. Даже жаль, что это дуо в рамках игры и заканчивается, пусть и на мощном и эмоциональном эпизоде.И даже его несколько нелепые просьбы закурить в ремейке объяснили.Письмо, которое можно найти в лаборатории Луиса в ремейке, показывает, что Луис, спрашивающий у людей, есть ли у них закурить, на самом деле является кодом, позволяющим понять, работает ли его собеседник с ним или нет. Если он спрашивает: "Есть закурить?"- что, по сути, означает "вас прислала Амбрелла?", ему должны ответить: "то, что ты любишь".
Луис во всей красе!
Ну и больше не буду игнорировать слона в комнате - геймплей и то, как сильно он преобразился.
Суть осталась прежней, что оригинал, что ремейк - это шутеры про то, что можно назвать контролем толпы, точечные выцеливания, добивания и активное использование окружения. Но вместе с тем изменений столько, что ощущения меняются кардинально!
В оригинале ты стоишь как истукан: прицелился → замер → стреляешь.
В ремейке Леон не статуя — он может ходить при стрельбе, нормально уворачиваться, контратаковать.
В оригинале нож — это инструмент для экономии патронов. В ремейке — это:
- парирования (даже бензопилы, что охренительно зрелищно, пусть и странно)
- добивания врагов
- спасение Эшли (захватчика можно пырнуть и он её уронит)
- выход из захвата
- тихие убийства (ага, в игре есть рудиментарный стелс, иногда удаётся убрать двух-трёх врагов до начала стычки)
- ресурс, который ломается и заставляет планировать расходы и своё использование (как и бронежилет)
То есть нож впервые стал частью решений, а не просто “потыкал, пока лежит”.
Эшли, в кои-то-веки перестала быть быть обузой и источником раздражения (пусть и не зашкаливающего).
В оригинале она была:
- Бесявая
- Глупая (в том числе как ИИ)
- Требующей непомерного внимания (у неё была своя шкала ХП)
В ремейке она просто умница, диалоги с ней стали милыми и интересными, в конце игры ты реально видишь, что какой-никакой рост у персонажа был.
Сегменты с Эшли в ремейке — не раздражение, а ощутимая смена темпа. В оригинале же я их просто пробежал и не то чтобы сильно помнил...
Всё это делает ремейк не просто «обновлённой версией», а лучшей формой той же идеи.
Подводя итог: я не считаю оригинальную Resident Evil 4 плохой игрой. Да, она неровная, местами устаревшая и со сбитым темпом, но культовый статус она получила заслуженно. А ремейк — это редкий пример того, как можно уважительно и грамотно переосмыслить классику.
Если сегодня, в 2025 году или позже, вы размышляете, стоит ли в неё играть — ответ простой: да. Она всё ещё работает, и в ней до сих пор чувствуется любовь, с которой её делали.
Лучшие комментарии
Мог бы написать, почему оригинал работает лучше ремейка, но мне лень. При этом мои оценки: 9/10 оригиналу и 10/10 ремейку. Неиронично считаю, что ориг лучше
Пожалуйста, исправь ошибку)
Из прочих примечаний: для удобочитаемости разбей большие блоки на подабзацы.
P.S.: в свое время щупал демку ремейка, меня выбесил ломающийся нож и я игру откинул)