Вчера Вчера 2 154

Я нашел НОВЫЙ жанр

+4
 

Видео-версия

Сколько игровых жанров вы знаете? FPS, RPG, стратегии, гонки, платформеры, головоломки, слешеры и так далее. Эти жанры довольно давно устоялись и характеризуют в себе набор механик, определенный формат геймплея, особые правила и динамику. Например, шутеры от первого лица — это обязательно вид из глаз, механика стрельбы из оружия и перемещение в трехмерном пространстве. Это все базовые характеристики любого жанра, в которые, при случае, могут быть примешаны ингредиенты из других формул. Добавляем в шутер RPG прокачку — у нас получилась action-RPG, внедряем платформинг — получаем Ghostrunner.

Современные игры, в большей мере, уже далеко ушли от своих базированных потомков, но добились они этого за счет скрещивания механик из одного жанра с механиками из другого. И с ходу, уже наверняка, сложно определить, а какому в итоге жанру относиться та или иная игра, а следовательно нельзя предугадать ощущения, которые мы получим при знакомстве с ними. Да, существуют устоявшиеся серии, вроде Call of Duty или Total War, от которых ясно чего ожидать. Но остальная часть игрового пространства непредсказуема. Причем настолько, что почти все пропустили рождение нового жанра, который я не иронично считаю будущим для игр в целом.

Предтечи

И пока вы пишите в комментарии, что автор сошел с ума, или что попросту кликбейтит, я поясню, что в этой статье я хочу просто подсветить определенный вектор развития индустрии на примере действительно интересных и любопытных игр, за которыми далеко не сразу видно влияние. И крайне важно сперва взглянуть на игры-предтечи, с которыми я сам имел опыт обращения, и конкретно они натолкнули меня на итоговую мысль.

Postal 2

Дата выхода
14 апреля 2003
Платформы
PC | Mac | Linux
Теги
2.5K

Особенно любимая в странах СНГ,  Postal 2 на самом деле скрывает в себе неожиданно отличное сочетание множества элементов, которые не должны были работать, но работают. И как раз, во всяческих менее успешных продолжениях, видно насколько хрупок подобный баланс.

Для тех кто не играл, хотя в это сложно поверить, Postal 2 представляет из себя приключение от первого лица, в котором можно стрелять, метать ножницы, гранаты, кошек, делать непотребство открывая ширинку и пинать все и всех подряд. А еще игрока не сдерживают сюжетными рельсами и скриптами.

Перед нами открывается довольно большой, по старым меркам, город, поделенный на небольшие районы. И по ним мы можем свободно перемещаться, шастать по домикам, находить разнообразное оружие или предметы, и развлекаться. Вот вам небольшая личная история геймплея. Мы с друзьями тогда не знали ничего про игру, но слышали всякое. И вот запустив в первый раз, мы не пошли просто по сюжету, нет. Мы начали шариться по локациям, заглядывая в каждый дом, нарываясь на каждого прохожего и полицейского. Мы испытывали местную вариацию sandbox на прочность еще до всяких  Crysis. Ну, а когда мы поняли, что можно разливать бензин в дорожку, а потом поджигать — это был шок.

Вы можете посмеяться, мол что тут такого, ведь GTA работает примерно по тем же правилам. И это правда. Вот только Postal 2 приземляет и углубляет данный опыт. В GTA не было комбинаторики предметов, не было возможности заходить в каждый дом, социальная часть работала в масштабе, но не точечно как в Postal. Игра от умельцев из Running With Scissors давала более симулятивный опыт, чем GTA, и проявлялось это в перечисленных мелочах.

И при этом Postal 2 все-таки имеет какой-никакой, но сюжет. Игра поделена на дни недели, и в каждом из дней у нас есть несколько заданий. Когда мы пойдем их выполнять и как мы будем их закрывать — полностью в воле игрока. Да, конечно, нелинейности уровня  Deus Ex тут нет, однако выполнение не ограничивается конкретно одним решением. К тому же, в игре присутствует юмор, сатира на многие веяния тех лет.

И это все важные тейки для моего итогового вывода, а не просто обзор старенькой игры. Давайте я зафиксирую основные хайлайты, делающие Postal 2 хорошей игрой, способной затянуть. Открытая локация с полной свободой передвижения и взаимодействия, список заданий с произвольным их выполнением, спрятанные уникальные предметы, которые делают игровой процесс разнообразнее и веселее, ну и ироничный подтекст всего происходящего. Есть ли еще игры с таким рецептом? Да, и, как оказалось, это прям на подкорке — мой любимый вид интерактивных развлечений.

370

Лучший представитель серии Tony Hawk’s на мой скромный взгляд. Любимая часть серии, искатанная вдоль и поперек. Я уже говорил о ней в рамках ролика с рейтингом всех частей серии Tony Hawk (а статью как-нибудь потом сделаю). Но для ясности пройдусь еще раз по ней, однако уже теперь через призму тех критериев, что были выведены при обсуждении Postal 2.

Разумеется, речь будет идти только о режиме карьеры. Итак, у нас есть локации с полной свободой перемещения и взаимодействия. На счет последнего — это отдельная фишка серии: любой трамплин, рампа или рейл — основа для очередного скейт-трюка. И буквально весь игровой мир состоит из интерактивных элементов. К тому же здесь есть и возможность сойти с доски и передвигаться пешком, что также добавляет свободы.

Куча заданий и не все нужно выполнять для продвижения дальше…, но абсолютно не хочется пропускать их
Куча заданий и не все нужно выполнять для продвижения дальше…, но абсолютно не хочется пропускать их

Далее, список заданий. На каждой локации он свой, и довольно обширный. Условий масса, от привязки к конкретному трюку, гэпу или скейтеру, до невероятной череды элементов, которые нужно сделать в рамках одного комбо. И, конечно, выполнение задания произвольно, приступай когда хочешь, а можешь и не делать, главное чтобы другие задачи были выполнены в достаточном количестве для прохождения дальше.

Что же касается спрятанных предметов, тут такого нет. НО! Есть спрятанные уникальные персонажи, которые управляют уникальным транспортным средством, и именно они призваны вносить свежий опыт и веселье в стандартный геймплей. И нельзя не пройти мимо местного юмора, ведь конкретно здесь, в  Underground 2, на огонек заглянули Чудаки c MTV. Так что несерьезного настроя тут полно. Не, такая же жесть как в Postal 2, конечно, но все равно достаточно цепляющая своей резкостью и нескрываемым цинизмом.

Местная вариация «уникальных гаджетов» со специфичным геймплеем
Местная вариация «уникальных гаджетов» со специфичным геймплеем

И я не отметил еще пару важных штук в обеих играх — первое, выполнение заданий разблокирует новую локацию, с новыми возможностями, секретными скейтерами и свежими заданиями. Ровно как и в Postal 2 открываются новые районы с теми же самыми бонусами к игровому процессу. Ну, а второе — скрытые «приколы» и пасхалки. И не из разряда, мол, это все труднодоступно и открываемо с особыми условиями. Нет. Все это на виду и спокойно находится.

Ладно, двух примеров может быть мало. Ну и в каком-то смысле вы можете и сами накидать подобных игр. НО, это все только начало, то что лишь предвосхитило условный новый жанр игр. И сейчас я расскажу про еще один важный кирпич в виде очередной игры.

Максимально красноречиво на мой выбор этой игры в качестве примера ответит сама ее карточка, и огромное перечисление жанров, к которым она принадлежит. Этот факт как бы намекает, что игре положен собственный жанр, который все их объединит. И кто-то может назвать игру банальным симулятором осьминога, тот будет отчасти прав, и не прав одновременно. Если душнить — не такой уж это и симулятор, а точнее совсем не он.

Но тут присутствует все тоже самое, что я подсветил ранее. И давайте снова эти элементы разберем, а заодно проясним для новичков, что вообще это за игра.  Octodad — это развлечение со специфичным управлением, где мы пытаемся своими руками управлять осьминогом. У него есть семья, причем человеческая, и как следствие всякие домашние (и не очень) дела, которые игрок должен выполнять.

Расставленные предметы по местам — это не надолго
Расставленные предметы по местам — это не надолго

Итак, у нас есть локация со свободным перемещением по ней, задания, которые нужно выполнять для продвижения дальше, есть секреты, которые также не сложно отыскать, если приноровится к управлению. Ироничный подтекст также на месте, и это, буквально, весь предложенный концепт — ирония.

Однако, главными ингредиентами выступают специфичное управление и неожиданный персонаж под контролем.Если Postal 2 и аркадный скетбординг давали нам гонять обычного человека, то здесь это осьминог со всеми вытекающими. В распоряжении у игрока три щупальца, одно из которых отвечает за условную руку, а остальные за ноги. И перемещая их по отдельности мы должны выполнить кучу разнообразных заданий.

Вообще-то в Octodad еще и интересный сюжет
Вообще-то в Octodad еще и интересный сюжет

Как по мне именно Octodad сделала самый большой вклад в условный новый жанр, установив одно простое, но ярко выделяющая игры жанра, правило: главный персонаж должен быть ярким, и за ним следует все остальное. От концепции мира, управления, и до геймплея, и при этом сохраняются все остальные элементы, которые я уже подсветил.

И все эти предтечи вели нас к тому самому событию в игровой индустрии, когда на свет появилась…

Настоящий старт жанра

Игра родилась как своеобразная шутка, которая попросту вышла из-под контроля. НО! Базируется она на все тех же приведенных правилах, потому что, первое, разработчики понимают как разрабатывать игры и какие игровые механики нужны для веселья. И второе, все сочетания настроены правильно.

В  Goat Simulator мы, как это не странно, играем за козла, способного свободно перемещаться, бегать, прыгать, лазать по лестницам и лизать все подряд. Да, в сравнении с тем же  THUG2 разнообразие возможностей невесть какое, однако это только на первый взгляд. Козел способен взаимодействовать с каждым объектом, и они готовы отдаваться этому взаимодействию. Порой ярко и красочно. И тут пролетающие очки комбо уже не выглядят лишними, а наоборот подстегивают набирать больше цифр ради набора цифр.

Иииииии… понеслась
Иииииии… понеслась

А еще, за выполнение специфичных заданий, или просто так, мы получаем дополнительные гаджеты, которые дают разные… приколы. Вроде неконтролируемого полета на реактивном ранце, например. Для чего? Чтобы было весело! И чтобы то что и так взрывается взорвалось еще красочнее.

Здесь нет сюжета, нет внятной цели на всю игру, кроме выполнения ачивок, игроку просто представлен арсенал механик и геймплейных возможностей, а далее игрок просто развлекается. Таскает бедных болванчиков за собой, прыгает на батуте как можно выше, призывает демонов, и много чего еще, что только в голову взбредет. И не в последнюю очередь на погружение работает сеттинг и юмористическая направленность проекта. Только в ироничном контексте подобный концепт будет работать, и он работает.

Крайне сумасбродные задания, и это прекрасно!
Крайне сумасбродные задания, и это прекрасно!

В Goat Simulator интересно играть, любопытно изучать возможности игры и раскрывать секреты…, но не долго. Игра получилась крайне маленькой, и потому быстро выдыхается. Ей требовалось больше локаций, больше тайн, интеракций и некоего обрамления в сюжет. Без последнего совсем никак, иначе приключение рискует завершиться слишком быстро когда нет явных якорей прогрессии, и история — самое верное решение проблемы.

Но единственное ли?

Собственно, это один из виновников затеи данной статьи. Эта игра попала ко мне в руки чисто случайно на одной из раздач в EGS. Я сперва не придал ей значения, но когда запустил — пропал на множество дней и часов. Но обо всем по порядку.

Сперва, очередной сумасбродный концепт. Игрок буквально дед, которому не сидится в застенках дома для престарелых, и потому он решает во чтобы то ни стало покинуть его и отправиться навстречу приключениям. И шанс того, что вы выберетесь целым хотя бы из своей комнаты крайне мал, ведь при любом неаккуратном действии наша марионетка легко теряет конечности, но при этом сохраняет возможность двигаться. И даже если останется только туловище, игрок все равно волен косплеить колобка. И это отдельная механика, на которой завязаны некоторые из секретов и заданий игры.

Огромное множество вещей, которые разнообразят геймплей
Огромное множество вещей, которые разнообразят геймплей

Дед, который разваливается на части, не только геймпелейно оправданная фишка, но и просто веселая составляющая. Приятно ведь не просто что-то взорвать, но и так чтобы с последствиями. Причем эти последствия еще и добавляет челленджа к выполнению задач. Например, пройти минное поле становится в разы сложнее, когда малейшая ошибка лишает игрока возможности банального прыжка, не говоря уж про использование гаджетов.

О да, гаджеты, как и в Goat Simulator — двигатель интереса к игре, а также награда и средство продвижения по сюжету. Это может быть разное оружие, как холодное, так и огнестрельное. Причем и более менее традиционное, вроде ножей и револьверов, так и с неожиданными эффектами, вроде молота Тора с призывом молний. Или же что-то, что помогает с передвижением по карте, вплоть до полетов. Или костюмы, которые также дают разнообразные эффекты.

И эта лишь база к самому главному — головоломным заданиям. И зачастую они завязаны на использовании конкретных гаджетов, оружия, или состояния тела подконтрольного деда. Задания разблокируются постепенно, с открытием новых районов, между которыми можно бесшовно передвигаться. И все это без привязки к определенной последовательности. Играй как хочешь, закрывай цели в любом порядке и не забывай веселится.

GTA без излишней серьезности
GTA без излишней серьезности

Но самое главное, что делает эту игру безумно прекрасной — это кооператив. Ну… как кооператив, пока кто-нибудь из друганов не нарушит пакт о ненападении. После этого PvP неизбежно. И это дикий угар, при том он вдвойне интересен, когда никто из вас еще не знает где лежит та или иная секретка, какой-то интересный гаджет, а задания не выполнены. Я настоятельно советую играть в нее только кооперативно для получения максимального удовольствия, тем более, что некоторые закрытые участки игры можно раблокировать только при совместной игре.

И вот как назвать жанр этих игр? Симуляторы? Так и вижу, это симулятор маньяка, это скетбордиста на стероидах, это осьминожий симулятор, козлинный сим и симулятор деда. Если к этому прибить прилагательное «ироничный», то может быть все встанет на места, но вот только есть у меня в списке еще одна игра, которая также работает по всем правилам, но начисто ироничной ее не назовешь.

И для того чтобы расставить все точки под этими вопросами, давайте разберем апогей данного ноунейм жанра…

251

 Триквел, он же сиквел, симулятора козла — уверенная работа над ошибками и масштабное развитие заложенной концепции. И мне видится, что многое было явно подсмотренно у  Just Die Already. Конкретизация задач до понятных списков, расширение арсенала гаджетов, костюмчики с эффектами, веселый кооператив и действительно масштабный открытый мир.

Контента завезли столько, что действительно это третья часть, а не какая-то там «вторая»
Контента завезли столько, что действительно это третья часть, а не какая-то там «вторая»

В новой игре про козла я также пропал надолго, так высоко было желание разгадать все секреты, выполнить все задания, найти и использовать каждый сумасбродный гаджет. При том что и в этот раз задачи были не менее креативными, но понять суть некоторых было не так просто. Например, нам дают задачу посадить в тюрьму кого-то, кто досвистелся. И оказывается нужно внимательно слушать игру, и искать определенных персонажей которые насвистывают тему из Убить Билла.

Гениальная отсылка на Skyrim
Гениальная отсылка на Skyrim

Да, отсылок тут навалом. Стеб над IKEA (разработчики могут себе это позволить, ведь они шведы), целая локация прожаривающая ComicCon, различные магазинчики, утрирующие продукты, которые продают, отсылки на Властелин Колец, тематику инопланетян, на Doom, Звездные Войны, и конечно же, вступительная сцена, полностью цитирующая  Skyrim. С помощью нее вообще задается тональность и общий настрой игры, а именно безудержное веселье и поиск пасхалок.

К тому же, в сиквеле концепт наконец обрамлен в историю, в конце которой нас встретит финальный босс, в схватке с которым нужно будет показать все чему удалось научится, и использовать все что получилось найти в процессе изучения мира.

И почему же я считаю какую-то странную и сумасшедшую аркадку новой жанровой вехой? Пора раскрыть карты!

Собираем все в кучу

Как можно описать  Just Die Already и  Goat Simulator. Как по мне — это самый настоящий sandbox. Причем не как прием построения мира и игрового процесса, подобное мы наблюдали в  Crysis, например. Огромный остров, крайне реалистичные правила, относительная свобода перемещения и решения поставленных задач. Вот только суровый сеттинг не слишком в пору подошел подобной концепции. Ведь когда даешь игроку свободу — геймплейный цикл очень сложно прогнозировать и настраивать. Он сворачивается до трех базовых состояний, между которыми игрок постоянно переключается: исследование, процесс выполнения задачи и награда.

Красивая свобода оказалась пустой и скучной
Красивая свобода оказалась пустой и скучной

В Crysis жестко просаживается состояние исследования. Шарится по джунглям без какого либо энкаунтера попросту скучно, и по сути ни то, ни другое никак не вознаграждается. Да, наград особых нет, кроме продвижения по сюжету и, может быть, новых пушек. И потому игровые компании крайне быстро вернулись к скриптам и контролю поведения игрока. Но не все. К счастью у нас появились инди-команды, которые не побоялись дальше экспериментировать с «песочницей». И не знаю, случайно ли, или специально, но они обнаружили тот самый рецепт «sandbox’а», который был нужен с самого начала. Нужно было дать больше инструментов влияния на мир, сделать это взаимодействие смыслом игрового процесса и приправить все юмором и весельем.

«Песочница», в ранее описанных играх, работает, даже в Postal 2. Это пример отличной работы с предоставлением свобод и выстраиванию симуляций ради одного — веселья, от возможностей и результатов действий. «Песочнице» нужна аркадность, и без нее она становится скучной. Само название игрового концепта как бы намекает: чем больше в песочнице рандомных игрушек — тем дольше мы готовы в ней зависать с огромным интересом. И те самые «игрушки» — это механики выраженные через гаджеты, одежду с геймплейными свойствами, да и сам персонаж должен иметь интересные особенности отраженные в геймплее.

Огромная вариация возможностей — главная фишка настоящей «песочницы»
Огромная вариация возможностей — главная фишка настоящей «песочницы»

НО! Пока вы не начали писать — автор изобрел жанр песочниц, нет, не изобрел. Просто никто ранее не сгребал такие, на первый взгляд, разноплановые игры под один обобщающий жанр. И раз он содержит в себе специфичное управление главным героем или в целом управляется не совсем стандартно, в игре есть гаджеты и умения, расширяющие геймплейные возможности, есть открытый мир, который постепенно открывается или раскрывается через новые механики, а также имеет в себе ироничный настрой — тогда вы просто не осознаете, что подобных игр уже достаточно, чтобы определить их под один жанр. И пожалуй я назову его аббревиатурой SEC.

Sandbox Experience Concept

Потому что просто Sandbox — понятие слишком обширное и не имеет определенного порядка, в отличии от привязки к конкретному опыту и конкретному концепту. Дополнительные слова подчеркивают необходимость очерчивать яркую концептуальную часть, и делать акцент на специфическом игровом опыте. И в подтверждении своей теории о рождении нового жанра, я достану самых мощных Джокеров, которые стали жемчужинами в своей нише.

My Summer Car

Дата выхода
9 января 2025
Платформа
PC
Теги
241

И не менее важная…

Эти две игры предельно четко вписываются в очерченные условия и механики. Обе имеют обширную открытую карту, не ограничивают свободу делать что хочется, в них есть задания, которые можно выполнять, и за это попутно получать все больше разнообразия в геймплее. В « Самаре» так вообще главный квест — это собрать автомобиль и тем самым предоставить себе дополнительный слой геймплея в виде управления машиной. А в « Голосах пустоты» россыпь разнообразных инструментов, которые также улучшают игровой опыт.

Раздолье для развлечения в My Summer Car
Раздолье для развлечения в My Summer Car

И видите в чем прикол. Теперь, назвав эти игры определенным жанром SEC, вы, даже если не играли, УЖЕ примерно представляете с чем столкнетесь. Да, разумеется, игры все равно требуют дополнительных пояснений, но склейка в единую категорию 100% упрощает понимание.

Например, в My Summer Car, мы играем за молодого «некто», который остался один дома за городом и волен в эти летние деньки делать что угодно, в том числе наконец починить автомобиль. И все это с классическими элементами жанра SEC, позволяющие исследовать мир, открывать новые возможности и наслаждаться комплексным игровыми процессом.

Ну, а Voices of the Void предлагает иной концепт. Мы младший научный сотрудник, который прибывает в зону наблюдения за космосом. В нашем распоряжении весь исследовательский полигон, и он полон загадок, тайн и секретов, которые нельзя не захотеть раскрыть, пользуясь всей свободой жанра SEC.

Хоть мы и привязаны к базе, никто не ограничивает игрока в исследованиях мира
Хоть мы и привязаны к базе, никто не ограничивает игрока в исследованиях мира

Простите, я буду продвигать свою версию названия, конечно если вы не представите своей версии в комментариях. Где вы естественно написали очередной вопрос — почему я считаю, что за данным жанром будущее? Ну все просто, если уж китайцы начали вкладывать в подобное миллионы — значит в этом что-то есть.

208

Вы, скорее всего, уже слышали про свежий прорывной проект от NetEase под название  Ananta. Судя по трейлеру — это настоящая игра в моем, сегодня очерченном, жанре. Вы только посмотрите, в этой игре можно делать буквально все. Летать как Человек Паук, ездить и стрелять как в GTA, сражаться как в  Yakudza или  Prototype, а еще куча мини-игр, и все это в большом открытом мире.

На релизе обещают трех играбельных персонажей, которые будут открываться по мере прохождения. Прокачку, за счет выполнения квестов (буквально получение новых обилок для дальнейшего изучения), связанных с одной из множества профессий, а также сражений с бандами Хаоса.

Конечно, что это будет по итогу мы увидим только когда игра выйдет, но я уже понимаю наверняка, что китайцы наметились на очень жирный кусок. Ведь если игра будет еще и мультиплеерная по типу  GTA Online, тогда это будет такой хит, что все махом побегут делать подобное. И отличие Ananta от той же мультиплеерной GTA, или даже  Fortnite, конкретно в бОльшей широте игровых возможностей и механик за счет отдаленности от реального сеттинга. И все это делается, не только для заработка денег, что безусловно главное. Но на втором месте после кэша у игр нового жанра одно…

ВЕСЕЛЬЕ


Postal 2

Платформы
PC | Mac | Linux
Теги
Дата выхода
14 апреля 2003
2.5K
4.0
1 624 оценки
Моя оценка
370
4.3
246 оценок
Моя оценка
3.9
343 оценки
Моя оценка
3.5
826 оценок
Моя оценка

My Summer Car

Платформа
PC
Теги
Дата выхода
9 января 2025
241
3.9
111 оценок
Моя оценка
3.0
27 оценок
Моя оценка
251
3.7
117 оценок
Моя оценка
208
4.3
100 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

И этот новый жанр называется... бадабумс, песочница.

Читай также