Что же, я наконец закрыл гештальт, который мучил меня с года 2019, ибо тогда я не смог осилить игру и потерял к ней интерес — так сильно я перегорел от неё и остался очень неприятный осадок.
Спустя пять лет я прошёл Velvet Assassin заново — и к своему удивлению, получил удовольствие. Да, игра всё ещё сырая, раздражающая, но... она зацепила меня так, как не смогла в первый раз.
Почему? Всё просто: Velvet Assassin — редкий случай, когда атмосфера и исторический антураж побеждают даже самый корявый геймплей.
В этой статье — разберём, почему в Velvet Assassin стоит поиграть, несмотря на все её косяки, как историческая атмосфера перевешивает геймплейные провалы, и за что её всё-таки можно полюбить.
Но давайте обо всём по порядку.
Немного информации
Игру сделала немецкая студия Replay Studio, которые выпустили Crashday и игровую адаптацию "Тоннельных крыс" Уве Болла (ого). Velvet Assassin вышла 3 апреля 2009 года (в России 30-ого) и... Осталась незамеченной. На фоне других стелс-экшенов, таких как MGS4, который вышел в 2008 году и Blood Money на который все старались опираться - проект прошел незаметно и получил скромные 61/100 на Метакритике. Игру разгромили в пух и прах и игроки, и журналисты. После релиза, Replay Studio обанкротились и закрылись.
Но заслуженный ли был хейт? Или сейчас, Velvet Assassin можно назвать "шедевр, который никто не понял"? Давайте разберемся.
Историческая основа
В основе главной героини - Виолетты Саммерс, лежит реальная шпионка британско-французского происхождения - Виолетта Сабо.
Она была агентом УСО, которую в апреле 1944 года, отправили во Францию для координации действий Сопротивления. 10 июня того же года, она попала в плен к нацистам и ее допрашивали, но она так и не сломалась.
5 февраля 1945 года, ее расстреляли в женском лагере Равенсбрюк.
Её посмертно наградили Британским Георгиевским Крестом и Медалью Сопротивления (Франция), в Лондоне есть ее памятник, а в Херефордшире музей с ее именем.
В 1956 году по ее истории напишут книгу "И с гордостью пишите её имя", а в 1958 книга получит экранизацию.
Стоит отметить, что хоть образ Сабо лежит в основе главной героини, но у игровой Виолетты совсем другая история.
Пролог и первое задание
Игра начинается с вступительной катсцены, где героиня лежит в больничной палате и перед ее глазами мелькают обрывки воспоминаний из ее прошлых похождений. Нам ничего не объясняют, что происходит и почему она в коме (но не волнуйтесь, все будет).
В своем монологе, она рассказывает, что война стала ее домом и люди на фоне этого стали хуже зверей. Стоит отдать должное, но голос Виолетты просто шикарен - такой мягкий и... Бархатный (ну поняли, да? Отсылка типа).
После вступления, игра отправляет нас на первое задание - подрыв Линии Мажино, где нацисты хранят топливо, а диверсия здесь, здорово ослабит их силы во Франции.
Историческая Справка
Линия Мажино - это реально существующее укрепление во Франции на границе с Германией, Бельгией и Люксембургом. Линия была названа в честь военного министра Франции - Андре Мажино. Линию начали строить ещё в 20-ых годах, ибо Франция опасалась неожиданного вторжения и хотела защитить Эльзас и Лотарингию. Её полностью построили лишь к 36-ому году, но её ещё 4 года совершенствовали.
Несмотря на свои впечатляющие характеристики (протяженность в 1150 КМ, множество оружия и сооружений для обороны), Линия не сыграла никакой роли, ибо в ходе Вторжения во Францию в 1940 году, Германия просто обошла ее через Бельгию (Арденский Лес, французы считали, что он не проходимый). После этого, нацисты использовали его как промышленный склад и изучали его для строительства своих сооружений.
Исторически, так и не ясно, были ли на территории Линии диверсии, так что... Опустим этот момент.
Главная героиня высаживается недалеко от Линии, но к несчастью, снаряжение застревает на дереве и из оружия у нас только ножик - наш единственный друг, который поможет истреблять нацистов.
Нас встречает, на мой взгляд, приятный цветокор игры, который даёт ясно понять - сейчас осень (или нет).
Игра быстро знакомит с основой геймплея: если в тени - тебя не видят, если сидишь в кустах - тебя не видят, убивать можно только со спины, а также оттаскивать тела. Сразу скажу, что игра не всегда будет следовать своим же правилам и немцам не составит труда увидеть вас в темноте или в кустах (иногда это имеет логическое объяснение, что они тупо на вас натыкаются, а иногда они... Просто видят вас без всякой причины). Да и то, что вы не можете убивать врагов сбоку или спереди - очень спорное решение, ибо их можно атаковать ножом, но скорее они вас убьют, чем вы их.
В игре не так много анимаций добиваний, но выглядят смачно. Правда потом они начинают повторяться и начинают надоедать и обычно скатываются в "пни на землю, затыкай до смерти". Хотя героиня англичанка, так что не удивляйтесь - у них всегда так.
Также на уровне присутствуют коллекционки - это разные ценные вещи. И если в какой-либо игре эти штуки были бы максимально опциональными, то сбор местных коллекционнок - это необходимость.
За каждую найденную коллекционку, вам дают опыт (в зависимости от того, насколько ценная безделушка) и за 1000 опыта - дают одно очко прокачки для героини, которое можно потратить на 3 ветки:
-Здоровье - думаю, тут понятно - вы можете больше впитать в себя урона.
-Скрытность - героиня начинает двигаться быстрее в присяде. Но если честно, что при первом уровне прокачки, что при полном - ее скорость одинаковая.
А вот третий аспект связан с еще одной механикой игры - морфием.
В ходе миссии, героиня найдет шприц с морфием - лекарством, которое используется в медицинских целях, но вполне может использоваться, как наркотик. Подобрав его, нам показывают, что героиня, будучи в больнице, часто кололась этой штукой. Честно скажу, я не специалист в этом, но рискну предположить, что морфий вызывает у нее какое-то чувство умиротворения и спокойствия (а также выкрученный цветокор).
Геймплейно, морфий - это имба. Уколов себя, героиня оказывается в ночнушке (he-he, boy), что можно интерпретировать как искажение ее воспоминания из-за морфия (или типа того), а также все вокруг замедляется и мы можем убить одного противника спереди. Прокачка морфия увеличивает время действия эффекта, а также увеличивает количество шприцов, которые можно носить (спойлер: я потом пожалел о прокачке этого пункта).
За убийство всех четырех немцев (пятый будет вне зоны нашего доступа) - мы выполним скрытую задачу, которая также даёт опыт для прокачки. Просто к слову.
В конце уровня, у вас будет статистика, подсчёт убитых и стиль прохождения (потому что это модно). Это тоже, просто к слову.
Оказавшись в Бункере, нас окружат ещё больше немцев и бетонные стены, которые вы будете здесь видеть ни раз и ни два.
Здесь нас познакомят с чудо-шкафчиками с разным видом оружия, а их несколько:
- Пистолет с глушителем
- Дробовик
- Ракетница (ака Бесполезная фигня)
- Люгер (пистолет для боя)
- Снайперская Винтовка Гевер-43
В принципе неплохо. Проблема лишь в том, что с местной стрельбой, которая КАПЕЦ какая неудобная и кривая, с огромный прицелом, который хрен пойми куда и что целит. Поэтому, если вы решите включить режим Джона Уика, то будете очень сильно разочарованны местными перестрелками и предпочтёте стелс прохождение.
Нам также рассказывают, что если на полу лежат осколки стекла - это будет для немцев хуже комара ночью, и они сразу поймут, где вы находитесь.
С этого момента, нам дают "свободу действий" - чтобы взорвать бункер нам нужна взрывчатка, которая лежит где-то на складе, а чтобы попасть на место для закладки бомбы, нужен противзогаз, ибо там комната с газом. А чтобы достать взрывчатку, нужно отключить забор от электричества (который почему-то под напряжением, но немцам пофиг). Мы можем пойти в любом порядке, но особого разнообразия тут не ждите - все максимально линейно (ибо тут коридоры прямые как кишка).
Нас также научат свистеть (да так, что мне пришлось лезть в настройки, чтобы понять, где эта кнопка), дабы выманивать врагов, но эта фича очень специфичная, ибо неправильное использование и вы окажетесь в патовой ситуации. Тоже самое касается и предохранителей, которые и отвлекают врагов, и погружают комнату во тьму для более успешного манёвра. А ещё есть фонарик. Но я так и не понял для чего он.
На уровне можно будет впервые найти письмо, тоже типа коллекционку, которая должна чем-то помочь... Но в основном - это просто документ, либо письмо какого-то солдата родным, которые Виолетта читает вслух. Не особо важно, но можно с интересом послушать, как и разговоры немцев (например, кто похитил шоколад из казармы или зависимость солдат от морфия).
По итогу, мы взрываем склад и подобрав дробовик в шкафу, пробиваем с боем себе путь к спасению. Потом Виолетта опять ловит какой-то флэшфорвад о том, как она бежит по больнице, но опять, нам ничего не объясняют. Миссия выполнена, поэтому можно отпраздновать бутылка вина, которую мы реквизировали у немцев (это доп. задача).
Второе задание - Охота на Мясника
Второе задание Виолетты происходит в Соборе Парижской Богоматери, где окопался "Парижский Мясник" - нацист, который стоит за большей частью рейдов против гражданского населения в Париже, и занимается разграблением Собора.
Историческая Справка
Да, нацисты реально занимались похищением и вывозом разных реликвий с оккупированных территорий и этим занималась специальная организация - Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg (ERR) (Штаб рейхсляйтера Розенберга), которые регулярно занимались разграблением разных музеев и других мест (например, Лувра)
Мне никакой информации о "Парижском Мяснике" не удалось найти (зато нашел дело о французском маньяке 1946 года), но учитывая контекст, предположу, что здесь вдохновлялись другим событием, хотя это может быть притянуто за уши - убийство Рейнхарда Гейдриха по прозвищу "Пражский Мясник"
Гейдрих был один из организаторов "решения еврейского вопроса", был генералом полиции, глава РСХА, протектор Богоемии и Моравии. При нем в Чехии провели массовые аресты и карательные операции против Сопротивления.
В ходе операции "Антропоид" (27 мая 1942), спланированой УСО и Чехословацким правительством в изгнании, два диверсанта - Йозеф Габчик (справа) и Ян Кубиш (слева), устроили покушение на Гейдриха, в ходе которого он получил смертельное ранение и 4 июня Рейнхард скончался.
Нацисты ввели черезвычайное положение в стране, а также провели карательные рейды в некоторых деревнях, где уничтожили всю мужскую часть населения, а женщин и детей отправили в лагеря. Диверсанты спрятались в Соборе Кирилла и Мефодия, но из-за предательства, их нашли и 18 июня вступили в бой с отрядами СС, но, к сожалению, погибли.
Убийство Гейндриха является единственным удачным покушением на высокопоставленного нацистского офицера. Если вам интересно, как происходила подготовка и само покушение, то рекомендую глянуть фильм 2016-ого года "Антропоид" с Киллианом Мёрфи.
Хотя это не совсем то, что происходит в игре, но учитывая контекст (убийство "Мясника", а действие происходит в Соборе), то думаю это можно привязать к игре.
Начинаем мы недалеко от Собора Парижской Богоматери и это выглядит довольно красиво, на мой взгляд.
Мы помаленьку вырезаеи немцев, нас опять обучают новым штукам - если враг стоит в луже с маслом, значит в нее можно выстрелить и превратить его в живой факел, ну и научат прятаться в туалетах и шкафах, чтобы в удачный момент вылезти и застать врага врасплох.
Добравшись до небольшой хижины, где лежат ключи от нужной нам двери, мы находим новенькую женскую форму СС - она же маскировка.
Будучи в форме СС, мы становимся для немцев своей (но никто не будет задавать вопросы, откуда в мужском гарнизоне женщина) и мы, цокая каблуками, сложив ручки за спиной и маршируя, можем спокойно ходить по локации, но если кто-то подойдёт на слишком близкую дистанцию - пиши пропало. Ну и будучи в этой форме, наши каблучки становятся для немцев раздражителем на уровне топота слона, и от каждого шага, они будут напрягаться и суетиться, что сделает стелс невозможным в этом костюме.
Пробравшись в Собор и заодно спрятав золотую статую Девы Марии от отправки в Германии и продажи в Даркнете (получаем опыт и респект с Небес), мы добираемся до ящика с дробовиком, подбираем бронежилет и игра говорит "Ладно, стреляй по нацистам" и мы стреляем.
В неплохо поставленной катсцене, мы отправляем Мясника в Вальгаллу (или типа того), избавив мирных французов от нацистского тирана.
Незадолго до этого, нам покажут, что пока Виолетта в коме, с ней находятся два неизвестных француза, которые рассуждают, что с ней сделать: они ее спасли, но что дальше? Сдать нацистам? Убить ее? Прятать и бояться того, что за ними придут Гестапо? Эти парни будут иногда появляться, но особо от них никакого толка не будет.
Третья миссия - На вражеской территории
Третья миссия отправляет нас на территорию врага, в Германию, а именно в город Гамбург, где стоят подлодки Кригсмарине. Наша задача украсть важные документы оттуда и отметить место бомбардировки для британских ВВС.
Историческая Справка
Операция "Гоморра" - это совместная операция Британских и Американских ВВС по бомбардировке Гамбурга, которые проходили с 25 июля по 3 августа 1943 года. Главноей целью было уничтожение мирного населения Гамбурга (так как, это был рабочий класс, смерть которых могло затормозить процесс производства оружия для Рейха). В ходе этой операции, погибло около 45 тысяч людей, а около миллиона жителей бежали из Гамбурга.
Наша же героиня непосредственно за несколько часов до бомбардировки, должна вытащить важные документы о нацистских подлодок, а затем подорвать хранилище с топливом, дабы помочь бомбардировщикам разбомбить стоянку Кригсмарине.
На этом уровне нам впервые поменяют костюм, и о боже мой, какой он... Классный
А ещё вы в нём лазаете по лестницам и заборам. Ну, вы поняли...
На этом уровне начинаются реальные проблемы с игровыми отрезками, если раньше игра давала вам нормальные сохранения относительно близкие друг к другу, то вот с этой миссии, всё становится хуже. Игра может выкинуть вас в довольно длинный отрезок на прохождение которого, у вас уйдет минут 5-10, а если не дай то бог, какой-то немец заметит вас и вы умрёте, то вас заставят проходить заново весь отрезок. И учитывая баги игры, немцы могут всполошиться без видимых на то причин и это будет раздражать вдвойне. Короче, этот уровень меня заставил понервничать.
На уровне нам дадут возможность убить двух капитанов подлодок, которые спят после активной пьянки, поэтому просто пыряем их ножом и получаем опыт.
После всех приготовлений (поиск взрывчатки, с поиском рубильника, который отключает электричество, чтобы мы прошли) и подрыва станции, мы даём по тапкам и сбегаем из Гамбурга на Мерседесе во время бомбардировки. Немцы, конечно же, проверять нас не будут. Во время катсцены, Виолетта также расскажет, что была шокирована тем, что во время бомбардировки погибло около 30 тысяч мирных жителей.
Четвертая миссия - Спасение в смерти
Следующее задание отправит нас в Варшаву, где наших трёх агентов раскрыли и нам нужно их спасти, а если не удастся, то сделать так, чтобы они не попали в руки к нацистам. Этот уровень происходит на фоне одного из трагических событий Польши и, по моему мнению, самый жуткий уровень.
Историческая Справка
Варшавское восстание в гетто - это попытка евреев защитить себя от нацистских солдат, которые хотели уничтожить немногочисленные остатки жителей в еврейских гетто. Восстание происходило с 19 апреля по 16 мая 1943 года. В ходе этого, нацисты использовали самые жёсткие методы по подавлению сопротивления: огнеметы, отравление всех источников чистой воды, уничтожение запасов еды, которые люди могли найти. К 16 мая, гетто было полностью уничтожено, а все руководители восстания были убиты. Около 7 тысяч защитников были убиты, а 5-6 тысяч сожжены заживо.
Финальная часть уровня происходит в печально известном месте - Тюрьме Павяк. С 1939 года, это место стало тюрьмой Гестапо, куда отправили около 100 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин (за весь период оккупации). Эта тюрьма находилась на территории Еврейского гетто, и узников этой тюрьмы, либо отправляли в концлагеря, либо убивали.
16 октября 1942 года, на территории тюрьмы произошла массовая показательная казнь заключённых, за диверсию Армии Крайовой (польского сопротивления) на железнодорожных путях.
На данный момент, тюрьма полностью разрушена и лишь малая часть от нее, осталась целой.
Наше задание начинается в канализации, где спрятались наши агенты, но сюда уже пришли нацисты. Мы встречаем одного из наших агентов, которого уводят в тюрьму, поэтому нужно действовать быстро, но сначала нужно разобраться с остальными двумя.
Одного из агентов мы найдём в трубе, он тяжело ранен, но боится принять цианид, поэтому Виолетта должна ему "помочь".
Второму агенту повезло больше, если можно так сказать, ибо цианид убил его быстрее, чем до него добрались нацисты.
Забрав цианид у первого агента, нам нужно передать его третьему агенту, которого уже ведут в Павяк. Но на выходе из канализации нас встречает отряд огнеметчиков и штурмовиков, где произойдет первая большая перестрелка. Да, в теории их можно убить по стелсу, но это долго и муторно, поэтому принимаем бой с честью.
Выбравшись наружу, мы становимся свидетелями ужасной картины - мы попали в самое сердце гетто, во время его зачистки. Без всяких преувеличенний и шуток - это место реально жуткое. Мы видим трупы мужчин, женщин и самое, что страшное - детей, которых нацисты расстреляли. На фоне мы слышим автоматные очереди и крики людей, молящих о помощи, но мы, к сожалению, ничем помочь не можем. А нацистские солдаты равнодушно обсуждают, кто сколько убил и каким именно способом.
От этой части игры, мне было довольно жутко видеть все то, что происходило тут. И за это, можно отдать должное Velvet Assassin - она не стесняется показать все ужасы, которые творили нацистские солдаты на оккупированных территориях. Я не хочу сказать, что это нужно показывать - всё-таки эта тема очень чувствительная, но на фоне разных Call of Duty, Battlefield и т.д, мы видим лишь боевые действия, но не тот ужас, что творился здесь.
За всю игру мы впервые встретим снайперов и используем снайперскую винтовку против них, но стрельба сделана нормально (и на том спасибо). Хотя передёргивание затвора у Гевера 43 (винтовка автоматическая) и у него всего 5 патронов (хотя боезапас на 10), заставило меня содрогнуться от кринжа (но может я чего-то не понимаю в оружии).
Мы можем убить всех находящихся фрицев на уровне и выполнить доп. задачу (хотя тут надо немного спалиться, ибо офицер может вызвать во время тревоги двух солдат, которые появляются только так) и получить опыт.
Оказавшись в Павяке, мы снова оказываемся в довольно неприятной локации, ибо когда мы попадаем в зал с камерами, игра бьёт своей жуткой атмосферой, музыкой и криками и мольбами о помощи - и получаем очень жуткий эмбиент локации.
Также на уровне присутствует единветсвенный скример, в камере для пыток, где нас пугают убитыми заключёнными, которые резко появляются и исчезают. Это не напугало, просто застало врасплох.
Наконец, мы добираемся до последнего агента и даём ему цианид. В катсцене, Виолетта рассуждает о том, каково умереть от цианида и что чувствует человек перед смертью? Как по мне, очень красивая катсцена, где можно заметить, что она впервые плачет (или я так понял).
Пятая миссия - Ле Беф
Мы снова отправляемся во Францию, где в небошьшой гостинице "Ле Беф" остановилась печально известная бригада СС "Дирливангер" со своим командиром Альфредом Каммом. Наша задача, ослабить бригаду посредством убийства Камма.
Тут, к сожалению, без исторической справки, только скажу, что эта бригада реально существовала и выполняла самую грязную работу и имела дурную репутацию даже среди немцев (Хатынская резня - это их рук дело).
Под покровом ночи, мы пробираемся сначала на лодочную станцию, где забираем лодку и доплываем до гостиной, где слышим как немец и немка пошли веселиться за камышами, а мы без зазрения совести воруем форму немки. В стиле Хитмана, мы попадаем в гостиницу и забираемся на мельницу, где открывается отличная снайперская позиция на комнату Камма.
Здесь мы также можем увидеть следы зверства нацистов, которые смеха ради повесили семью на дереве, пока солдаты сидят и пьют пиво.
Мы убиваем офицера выстрелом в красную бочку, которая стояла в его комнате (???) и тот сгорает заживо, а весь немецкий гарнизон поднимается по тревоге.
Мы спокойно уходим оттуда после успешного убийства (хоть и без рангс Silent Assassin) и вроде бы миссия выполнена. Но даже у нашей героини бывают промахи, и этот промах в виде немецкого снайпера, который поджидал нас в кустах и выстрелил Виолетте в спину. Благо, ее находят те два француза, что были в наших флэшбеках.
Шестая миссия - Пробуждение
Мы наконец возвращаемся к тому, с чего начинали - больничной палаты. Виолетта думает, что война наконец закончилась, что она в безопасности... Но автоматная очередь где-то вдали, даёт понять, что наше забытие было недолгим и мы снова в суровой реальности.
Здесь нас осаждают неожиданным решением - с этого момента, морфия у нас больше нет и мы его не сможем найти. Так как, это сюжетно обоснованно тем, что теперь героиня в реальности, а не в воспоминаниях и тому подобное, но все равно неприятно, ибо я прокачал эту ветку на максимум, а в итоге у меня все забрали 😐.
Встав с больничной койки и пройдя по пустым коридорам больницы, мы находим одного из наших спасателей, который решил не даваться живым нацистам и застрелился, оставив письмо своему другу. А когда мы подбираем письмо, то больницу сразу же окружают немцы, которые хотят найти нашу героиню и они точно не хотят угостить ее баварскими сосисками.
Данный уровень - это апогей того, что было в миссии в Гамбурге. Теперь тут отрезки максимально длинные, неудобные и умереть здесь, особенно без морфия - как пить дать. А учитывая, что тут сохранения происходит ещё реже, чем в прошлых миссиях - это ещё хуже. Да, харкдор (а я игру проходил на сложности Агент). Да, заставляет тщательно обдумывать свои действия, но иногда здесь причины провала зависят не от игрока, а от поведения ИИ, который в этому миссии вообще стал вести себя неадекватно, то я убью немца на свету, а его напарник тупо проигнорирует труп, то на другой локации, немец с одного конца карты услышит крик немца с другого конца карты и потащится к нему. Не понятно.
Зато появилась новая анимация добивания врагов. Правда всего одна, но очень классная.
Но если вы думаете, что это не самое страшное, то конец уровня решает "удивить" вас в негативном смысле этого слова. Игра даёт вам STG 44 и Люгер, и со словами "иди и убей их всех", просто выпускает на вас толпу немцев. Учитывая местную стрельбу - эта идея не самая хорошая и вся перестрелка сводится к тому, что вы прячетесь за угол, что фрицы вас не видят, а вы их да (благо старая добрая стратегия со сменой плеча работает). По итогу, оставив после себя трупы, героиня сбегает из больницы.
Финал - Торжество Зла
Наше покушение на Камма не осталось незамеченным, за смерть своего командира, "Дирливангер" устраивает карательную операцию в небольшой французской деревне. Виолетта решает отправиться туда и остановить карателей, или погибнуть, пытаясь предотвратить это...
Историческая Справка
Карательная операция в Орадур-Сюр-Глан - это печально известное событие в истории Франции, которое произошло 10 июня 1944 года. 2-ая танковая дивизия СС "Дас Райх" получила информацию, что в посёлке держат пленного офицера СС. 10 июня, солдаты окружили поселок и устроили карательную операцию, по итогу которой, поселок был частично уничтожен, а общее число жертв составило 642 человека (часть из них женщины и дети, которых сожгли в церкви).
Это интересное место для финала, ибо настоящая Виолетта Сабо, попала в плен как раз во время этой операции нацистов (был приказ арестовывать всех лиц, которые были рядом с посёлком, а ее машина как раз проезжала там).
Весь уровень - это сплошная перестрелка с нацистами, которые уже в процессе уничтожения деревни. Наша задача - убить всех, кто там находится. Опять же атмосфера на уровне, ибо мы слышим стрельбу, крики о помощи и последствия того, что нацисты уже сделали.
Добравшись до церкви, начинается финальный этап, где мы обороняемся от нескольких волн солдат с огнметчиками, хотя с местной стрельбой - это довольно неприятно. Несмотря на то, что все каратели уничтожены - мы опоздали. Героиня пытается спасти людей, но становится слишком поздно и она падает от бессилия на землю. Всё было зря. Мы проиграли. Зло победило.
В другой сцене, нам показывают солдат, которые наблюдают за горящей деревней и происходит ВОТ ЭТО ПОВОРОТ, где выясняется, что наш старый знакомый Камм выжил, хоть и стал немецким вариантом Харви Дента, и именно он руководил операцией по сожжению деревни.
И на этой печальной ноте - игра заканчивается.
Во время титров, мы можем наблюдать сцену, где Виолетта бежит по полю, лесу, а затем находит... Самолёт? И улетает на нем домой.
Да, можно сказать, что это - завуалированная интерпретация смерти Виолетты и освобождение от всей той боли, что она пережила во время войны. Но эта сцена просто не даёт внятного контекста, а распинаться про скрктый смысл сцены, я не вижу - вдруг тут никакой смысл и не закладывали, а просто сделали филлерную концовку. Не знаю.
Итоги
Несмотря на относительно короткую кампанию (6 часов, если верить игровому таймеру) и кривой геймплей - удовольствие от Velvet Assassin я получил. Да, игра очень беспощадна к вашим ошибкам, наказывает сурово и не балует вас контрольными точками. Да, геймплей здесь работает через одно место и хоть ИИ слабоватый - это не отменяет того факта, что он может резко выдасть такое, к чему вы точно не будете готовы. Да, в игре нету свастики, лишь кресты на машинах, но учитывая, что разработчики из Германии, а там все по этому поводу жёстко, то я не думаю, что это минус. Даже несмотря на проблемы геймплея, а финал вообще превращается в шутер категории "В" - у игры есть какой-то шарм, который я не могу описать. Он лежит в атмосфере, саундтреке и цветокоре.
Уже от главного меню игры, у меня бегут мурашки и, по моему мнению, оно задаёт мрачный тон игры.
Стоит отметить работу композитора игры - Моны Мур (немецкая певица-композитор), музыка получилась очень мрачной (а иногда даже драйвовой), что сыграло свою роль для атмосферы игры. Здесь есть и красивые меланхоличные мотивы, есть и музыка, которая как будто из хоррор игр и многое другое. За саундтрек однозначно плюс.
Как я и сказал ранее, атмосфера в игре очень классная - нам показывают всю суть войны и ее ужасы (хоть и не сразу). Это не уровень World At War или Spec Ops The Line, но мне кажется, это тоже достойно.
Да и сама атмосфера одиночества и того, что вы один, у вас нет ни товарищей, ни других персонажей с кем Виолетта могла бы контактировать - только вы и разговоры немецких солдат (ну и французы из воспоминаний). Вы одни против не просто каких-то злодеев, а целой идеологии, страны, если можно сказать. Я даже думал, что Камм это скорее олицетворение идеологии нацистов - вы можете убить человека, но его идеи и последователи будут жить и продолжать то, что он начал (но это какой-то СПГС).
Ну и цветокор игры очень приятный, но это чисто мое мнение. Пейзажи в игре красивые, а если бы ещё ремастер вышел бы или ремэйк, то было бы классно.
Так, а что можно сказать? Velvet Assassin - это очень плохой стелс-экшен, который под конец игры игнорирует свои же правила, с очень кривыми игровыми механиками. Но при этом, эта игра с очень сильной атмосферой, сюжетными моментами, саундтреком и локациями.
Я не могу сказать, что вам надо пройти эту игру - казуалов она отсеит сразу, если вы не примете ее правила. Даже зная сюжет и концовку игры, пройдя ее самостоятельно, я остался под впечатлением, которое до сих пор свежо (хотя я поиграл в другие игры по ВМВ, но они не вызвали такого сильного отклика, как эта игра).
Если вы хотите пройти игру, то не ожидайте лёгкой прогулки. Но если доберетесь до финала, то вы останетесь под впечатлением.
Как-то так.
Спасибо, что прочитали этот блог до конца. Всего вам хорошего.
Лучшие комментарии
Она стоит как пачка сухариков
Эх, молодежь…
Ладно, поиграю
Предлагаю к ознакомлению!
Единственный раз слышал про эту игру, когда искал статьи про ассасинов на Википедии)
Вообще да, зашел в стим и купил. А потом на ZOG за русиком.
Вот этих:
Я ее прошел когда она только вышла и она мне сразу зашла, подробностей не помню, но был доволен. Тоже сейчас купил, 28 рублей не жалко ради этой игры
Понравилась обстоятельность и историческое сопровождение, не понравилась манера изложения и очевидные орфографические изъяны — будто бы рассказчик набивал текст в спешке.
С выводами я тоже не согласен — игра совсем не ужасна и первая её половина проходится достаточно уверенно, и регулярные проблемы я стал испытывать лишь с уровня в тюрьме. Стрельба тоже не показалась мне ужасной, а необходимость периодически к ней прибегать даже казалась оригинальной — хоть к концу игры это и превратилось во второразрядный шутер.
В остальном же, да — Velvet Assassin это незаконченная игра, если не сказать, что сломанная. Однако она заслуживает к себе внимания даже в таком виде, хотя бы с точки зрения визуальной эстетики и работы с сеттингом.
А ты весьма точен
Неназванная сестра ассасинов
Хороший настрой)
Смотря каких сухариков.
А я думал это игра из 90-х)
Ближе к Сплинтеру скорее. По крайней мере когда я ее нашел — искал что то похожее на Сплинтера
Пошел на рутрекер за игрой!