Средневековье The Witcher 3: романтизация, повседневность, хозяйство, мифы.
Введение
Средневековье — важный этап в жизни человечества. Данный отрезок истории принес в жизнь людей тяжелый плуг для обработки сельскохозяйственных угодий, приливные мельницы для помола зерна, заточки или ковки, песочные часы, перегонный аппарат, очки, карантин, печатный станок и многое другое. Средневековьем считается не абстрактный отрезок времени, а довольно конкретные эпизоды истории с конца 5 до 16 веков и подразделяются на 3 периода: Ранее, Высокое и Позднее.
И самое интересное в том, что, чаще всего нам показывают средневековье исключительно как Европу, но данный период присущ всем странам мира, просто выглядит он везде по-разному. В Китае, к примеру, начало средневековья знаменовалось падением в 220 г. империи Хань, когда мощное народное восстание слилось с движением «сильных домов». При этом крушения цивилизации, как было, например, в Западной Европе, на территории Западной Римской империи, не произошло.
Часто данный период романтизируют в массовой культуре: фильмах, сериалах, книгах, играх. Сегодня постараемся разобраться: насколько точно игры смогли передать период средневековья на примере Ведьмака 3, какие имеются неточности во всем этом, в чем именно состоит романтизация периода средних веков и развеем несколько интересных мифов.
Как глубоко копали авторы?
Чтобы создать незабываемый опыт реализма у игрока, разработчики изучили немало литературы тех лет и соединили их с творениями Сапковского.
Мы всегда говорим, что нам не нужна сцена для наших историй. Мы хотим реальный мир. Чтобы игрок мог полностью в него окунуться, этот мир должен ощущаться как настоящий. Дам такой пример. В «Дикой Охоте» вы бродите по городу Новиграду, который фанаты книг уже знают и любят. Нам пришлось перелопатить немало литературы. Наши художники по окружению работали над видом города, чтобы тот был не просто средневековым, но и живым городом
В действительности так и оказалось, передвигаясь по Новиграду ты ощущаешь, что город не просто наполнен неписями. У каждого найдется слово для ведьмака, а у кого-то даже и работенка подобьется.
В прошлом материале по Ведьмаку я говорил о взаимосвязях полей и мельниц в Белом саду. Пшеницу вырастили и отправили на мельницу. Солому собрали в тюки, либо подготовили к залатыванию крыш. Так вот, данная логическая цепь простирается не только на одной локации. Тот же Филипп Вебер говорит:
А еще надо думать о том, как люди добывают пропитание. Конечно, у них есть порт. Вопрос в том, что они едят? Базовый вопрос при создании мира. Не бывает так, что вот город, там лес, кишащий монстрами. Нет, это большой средневековый город, вокруг которого находятся разные поля, на которых растет разная трава
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что авторы достаточно глубоко затронули литературу и логическое выстраивание игрового мира.
Повседневность
Теперь перейдем непосредственно к сравнению миров.
Исследуя игровые локации, мне удалось заметить некоторую закономерность построек, жилье крестьян имеет классификацию на локах Новиграда: самые бедные крестьяне, полы в домах которых либо ветхие, либо вовсе отсутствуют, из-за чего дома больше напоминают землянки, кровати являют собой деревянные скамейки и шкуры животных на них. Из пищи у них зачастую рыба да сухари.
Крестьяне более богатые — это те крестьяне, которые живут в более богатых деревнях, либо же те, кому не хватило на дом в Новиграде, но хватило на дом возле его стен. Эти дома отличаются некоторой отделкой снаружи, славянскими узорами, внутри дома плотный деревянный пол, а у печи и вовсе каменка, из пищи уже можно увидеть на печи что-то похожее на супы или что-то подобное.
Третьим типом являются дома действительно статных людей, которые смогли себе позволить приобрести недвижимость в Новиграде. Внутри мы сможем заметить отделку из темной древесины, камин, исключительные продукты: сухофрукты, шоколад и подобное. Однако все такие дома практически не отличаются друг от друга.
Кстати, данное распределение цен, довольно реалистично. Хочешь жить под защитой — плати максимальную цену, и мы сможем защитить тебя и твою семью. Не хватает денег, чтобы поселиться в стенах? Не страшно, вот тебе предложение поселиться рядом, но тоже не за бесценок. Но вот если денег совсем нет, о комфорте можно и забыть.
В реальном средневековье все примерно так и было: у бедных крестьян глиняная и деревянная посуда,
однообразный рацион, который чаще складывался от сезона: фрукты в сезон, как и большинство овощей. Но, хотя в Ведьмаке и показано, что все крестьяне поголовно смердящие и грязные приблуды, в реальности все было не совсем так. Люди уже знали про гигиену, имели понятие о том, что от грязи и приходит большое количество болезней. В многих домах в Ведьмаке можно увидеть рацион работяг, который в 90% случаев составит рыба, хлеб и сыр. Это близко к истине, поскольку рыбу поймать всегда было проще, нежели вырастить скот, а для хлеба на карте Новиграда существует несколько мельниц, добавляющих логики к миру игры.
В домах побогаче же можно встретить и серебряные приборы, и некое разнообразие еды, что ясно дает понять разницу социальных слоев.
Ведьмак
Ну, что ж, остановимся пока с анализом крестьянской жизни. Перейдем к Геральту. Ведьмак. Кто это?
Слово, действительно существующее в русском языке, и показывает нам мужскую интерпретацию ведьмы. И в действительности такие люди существовали, вот только не могу быть уверен в истинности их способностей. Но из фольклора мы знаем, что они обладали магическими силами, способны подселить нечисть в дом и выселить ее оттуда, навести морок на людей, лечить.
В общем, все то, что сейчас можно увидеть в шоу «Экстрасенсы».
И, естественно, меча такой деревенский колдун не носил, а тем более два. Дело в том, что они ему были: а) не по карману, б) не имели надобности, поскольку навыков фехтования, а тем более приближенных к лучшему фехтовальщику Севера и речи быть не может.
Кстати, про оружие. В средние века не так часто можно было удостоиться чести работать мечом, поскольку это было не такое дешевое удовольствие, тем более для обычного крестьянина. Чаще всего в работу шли копья и топоры.
И это довольно хорошо отображено в игре, но не очень точно в других произведениях о средневековье, как, например, в Игре Престолов, в которой любой рандомный чел обладает клинком.
И да, рыцарство в своем большинстве — романтизация, поскольку это были чуваки с войны, кодекс для которых требовался, чтобы они просто напросто не убивали мирное население за какой-нибудь косой взгляд.
Вообще, довольно много подобных моментов в любом современном фильме, сериале или игре, поскольку все сделано в угоду экшена и интереса зрителя. В реальности бои не были моментальными и нередко они заканчивались не горами трупов, а толпами пленников.
Фехтовальщиков в бою крестьянин мог встретить нечасто, поэтому must have какой-нибудь шлем и щит для блокирования атак.
Хозяйство
Итак,
в большинстве своем сельское хозяйство не сильно отличается от реального в мире
Ведьмака на первый взгляд, поскольку: «Ну, поле и поле. Растет и растет»,
однако несколько интересных выводов сделать все-таки можно. Если рассматривать
Новиград и Велен, то становится ясно, что эти локации максимально приблизили к
средней Европе и климат там довольно-таки средний. Культуры, которые
возделывают в Ведьмаке:
Подсолнечник, пшеница, ячмень, виноград, яблоки. Травники выращивают у себя в
небольших огородах лечебные и полезные растения. Так же есть обезличенные поля,
на которых крестьяне самостоятельно мотыгами работают.
И вот что интересно: подсолнечник, пшеница и ячмень — культуры, которые без вопросов приживаются к различным условиям. Но виноград, да и с такими большими площадями — большой вопрос.
Да, он созреет, но вкус будет другим из-за количества поступаемого света. Ведь в этих локациях очень часто дожди, грозы и пасмурное небо. Вероятнее всего, вино из Туссента не по карману большинству крестьян, и они делают алкоголь для народа.
Идем дальше. Многие поедают сыр, однако коров можно встретить только в Белом саду, что довольно странно. Не думаю, что свины дают молоко.
В целом из животных можно встретить гусей, коров и свиней, что близко к истине, осталось только добавить куриц.
Хозяйственная часть в мире игры довольно реалистично передает истину, как по мне.
Пара мифов из средних веков
И в завершение разберем несколько мифов о средневековье, которые имеют не много общего с истиной.
Соломенные крыши не были настолько хлипкими, но и не были в действительности лучшим материалом для защиты крыш. Достаточно взглянуть на то, как они выглядели, чтобы понять.
Средняя продолжительность жизни была невысокой, но это не значит, что все люди поголовно умирали в 30. Стоит помнить, что рождаемость была высокой, а смертность при родах — не такая редкость, при чем как матери, так и ребенка. Совершеннолетия достигали в приблизительно 14 лет, до которого удавалось дожить не всем, из-за болезней и неопытной, так скажем, медицины. Множество младенцев умирали, а если выводить среднее число по периоду, то мы и получим приблизительно среднее, лет эдак 30.
Охота на ведьм началась только в 16-17 веках и к миру Ведьмака она не отнеслась бы.
Но все-таки стоит помнить о том, что это собирательные образы и художественный вымысел в угоду контента.
Лучшие комментарии
Очень понравился анализ домов и хозяйства, хотелось бы услышать и про первую часть игры — окружение там выполнено на высоком уровне. Предместья, Вызима с чумой Катрионы, кварталы от слива всех помоев до Верхнего квартала с сливками общества, работящая, но спокойная деревня вдали от политики и мора.
Спасибо, ваш блог понравился, успехов!
Хех, а потом эти грабли некому продать потому что у всех торговцев деньги кончились, было дело… :D
Если какой-нибудь «историк» будет вам доказывать, что все было не так, а вот он знает как – не верьте ему) До изобретения машины времени наверняка мы не знаем почти ничего, и даже самые железобетонные факты можно и нужно критиковать и подвергать сомнению.
А у состоятельных — с подогревом))P)
Согласен.
В первой части кормчие, бандиты и торговцы иногда были так похожи друг на друга, что можно было бы их путать — подсветка имён была обязательна.
😂
Спасибо!
Как говорится, Средние века выли очень средними.
Спасибо за блог! Мне, как студентке истфака, отрадно видеть разработку исторической тематики на SG) Не то, чтобы я была супер-славистом или просто чеховедом, но не могу дождаться выхода второй kcd, чтобы кайфануть от уровня проработки там.
Нигде, ни в одной игре больше нет настолько достоверного Ганди
Геральт вообще какой-то расхититель крестьянских вареников. Помню приду в какую-нибудь «нижние срачки» и выполню там заказ на утопца за 100 монет, а потом еще на 2 тысячи сломанных грабель, трлченого жемчуга и вареников по сусекам крестьянок наскребу.
Игра классная, но честное слово, когда играл последний раз, почему-то очень бросилось в глаза, что на всю игру 20 лиц и то у тебя важный персонаж с таким лицо, а потом купец из деревни и рыбак 1 в 1. Чудно, вот тут бы рандомная генерация была в тему для всяких левых нпц.
И вот туссент был волшебных (хотя каменные сердца как длц сильнее), но вот велин, скеллига, ну красиво, но так уныло там бегать, слишком много, а вот новиград напротив, действительно приятно. Не знаю как люди там играют по 300 часов за прохождение, но кроме как спокойно все читать и пройти каждый вопросик в игре делать нечего, там ни особо глубокая прокачка или куча загадок в мире (все помечено) и просто колобродить там довольно скучно. Разве что из вот такого, созерцательного интереса.
Лично я играю и сейчас, убил часов 100 и с запоем читаю бестиарий (думаю по контенту сообразить что-нибудь) но в целом ты прав, много однообразного)
Я просто для себя понял, что и кп77, и ведьмак 3 просто шикарные игры. Блокбастеры не глупые в хорошем смысле этого слова. Но текста, по сравнению с каким-нибудь дискомлизиум, там все так коротко, лишь бы не напугать игроков. Повторенные лица тут скорее вопрос денег и количества работы, в 2015 может и норм решение.
В остальном, вот есть ее самая моя любимая зельда ботва, но там открытый мир еще пустее, при этом я спокойно там бегал, ее открывая карту ЧАСАМИ, просто бродил. В ведьмак 3 открытый мир не такой, он классный, но я все равно всегда там бегал от вопроса до вопроса, от квеста до квеста. В кп77 также.
Мечтаю какую-то РПГ с балансов, не как Морровинд, где постановки нет, ни как ведьмак, где особо изучать бродить не хочется, и чтобы текст, не боялись нормальных диалогов на 10 вариантов)). Но тут наверное такие бюджеты у больших игр, что надо метить в большинство, а потом 2-3 ответа уже хорошо, пара реплик в диалоге тоже норм, чтобы не задушить и квесты в которых к каждому заданию будет маркер.
Одинаковые лица — это уже как некая фишка серии, хотя иногда оставляет неприятное ощущение.
Может быть, но мне казалось что это как брать кадр выше пояса — из-за желания сэкономить деньги и силы.
Неприятно это когда встречаешь прям друг за другом. У меня так было с Тейлором вроде (ведьмак который ушел на покой и убил друга Ламберта) и с помощником Дийкстры в банях, с лысым евнухом, я буквально через 10 минут встретил его в виде купца (или кузнеца, уже не помню точно)
Больше всего запомнилось, что в квесте «Witcher Wannabe» Геральт встречает лжеведьмака с лицом Ламберта. (-‸ლ)
Спасибо за такой теплый комм)
Думал, чувачки, разбирающиеся в истории, скажут, что все максимально неправильно 😂
Короче, достовернее Цивилизации мы исторической игры уже никогда не получим.