Какую самую яркую и бунтарскую субкультуру вы можете вспомнить? Для меня первыми в голову приходят панки. Те самые вечно пьяные, весёлые ребята, орущие по ночам под окнами «мама анархия», звенящие цепями и цепляющееся зелёным ирокезом за потолок. Примерно по этим критериям мой мозг и развешивал ярлыки, на разных персонажей, будь то кино, аниме или игры.
Изначально у меня была мысль затронуть тему ярких, выпуклых персонажей, эдаких дерзких, смелых, ловких, умелых, тех, кого ещё называют рок-звёздами, как, например Данте. Он, собственно, и привёл меня к этой теме.
И вот я начала задаваться вопросом, а панки — это вообще кто? Почему они так выглядят? Зачем они себя так ведут? В этом вообще есть смысл? И если есть, то какой? Просто бунт ради бунта? Или в этом есть что-то ещё?
Так панки захватили блог целиком, и здесь мы точно поговорим про Данте, но совсем не того, с которого всё начиналось, да и не только про него.
И начнём с базы.
В блоге будут спойлеры!
История панков
Великобритания, паршивая еда, дерьмовая погода, отличное место для зарождения таких субкультур, как Тедди-бои Моды, Скинхеды и, конечно же, Панки.
В середине 1970-х годов Великобритания переживала период высокой инфляции, нестабильной валюты и снижения уровня жизни, что особенно сильно ударило по рабочему классу. Молодёжь наблюдала, как их родители теряли работу, а нищета становилась всё заметнее. В это время в Великобритании был зафиксирован самый высокий показатель молодёжной безработицы. В обществе царила депрессивная атмосфера социальной безысходности. Уровень доверия к власти стремительно падал. А миролюбивая идеология хиппи не давала выхода накопившейся агрессии. Да и постепенно переходивший в музыкальный мейнстрим рок уже не мог удовлетворить потребности в демонстрации протеста и бунтарских настроений. Поэтому вполне логичным стало возникновение новой субкультуры.
Панки – молодёжная субкультура, основными особенностями которой был мировоззренческий нигилизм, нонконформизм, отрицание общественных устоев, критическое отношение к власти, протест против материальных ценностей и карьерного роста, эпатажная манера поведения, вызывающий стиль в одежде. Панк-культура зародилась в 1960-х в США, а в 1970-х её центром стала Великобритания.
Так мы и получили панков. Чья культура является как бы способом бросить вызов статусу-кво. Возможностью выразить протест правящей элите. Ядро философии которых основывалась на отрицании навязанных ценностей и анархии. А стиль намерено шокирующим.
Улицы начали пестрить представителями сообщества, категорически отвергающих массовую культуру и людей, которые ей следуют. Всякий раз, когда элементы их стиля начинают восприниматься как модные, панки немедленно меняют свой внешний вид, чтобы дистанцироваться от мейнстрима. Не исключены ситуации, когда панки буквально живут вне системы, в сквотах или за счет неформальной занятости, что также усиливает их отстранённость от общества.
И такое бескомпромиссное разделение на «своих» и «чужих» помогает панкам очерчивать грани субкультуры, внутри которой они пытались создать честное пространство без традиций и правил. Ну а кто предаёт их идеалы, кто лишь использует атрибутику и внешние проявления субкультуры, но не исповедуют её философию — тот именуется «позёром» и идёт в долгое пешее в ту самую сторону, становясь презираемым в сообществе.
Как мне видится, каждый из этих штрихов вырисовывает образ Данте из перезапуска ДМС.
Не говоря уж о том, что студия-разработчик игры, Ninja Theory, располагается в Великобритании, и вполне возможно её сотрудники знают о философии панков как никто.
Но если гиперболизировать и заменить элиту на демонов. Тогда история про мальчика сироту, выживавшего в разного рода приютах и исправительных учреждениях, подвергающегося пыткам и насилию со стороны управляющих демонов. Уже неплохо ложится на мрачную реальность детей рабочего класса Великобритании 70-х годов.
Не буду вдаваться в подробности всей серии и в разницу между перезапуском и остальными играми франшизы. Сейчас нас интересует только холодный и злой Данте, скребущий грязными риффами по ушам и бьющий в глаза гротескными формами.
Как и молодёжь тех лет оказалась выброшена на обочину жизни, так и наш герой оказался зажат между двумя мирами, и выброшен на периферию общества. И так же, как представители панк субкультуры боролись с навязанными правящей элитой правилами, так и Данте оголтело сопротивляется правилам авторитарной фигуры Мундуса.
Ведь в качестве основного принципа этой субкультуры можно взять установку: быть панком — значит быть непокорным, контркультурным, антиэлитарным.
Раздираемый изнутри сомнениями и противоречиями, в вопросе собственной принадлежности, для себя Данте однозначно очерчивает границы зла и несвободы, против которых выбрал идти до конца. Нарочито разрушая навязанные рамки и игнорируя устоявшиеся нормы, то срываясь на дно клубного дыма, теряясь в темноте пороков, то бездумно бросаясь с кулаками на тех, кто оказался у него на пути.
Демонстративно равнодушно или даже апатично принимающий факт, что в этом мире и у него нет будущего, ведь он изгой, по пятам которого каждую минуту следуют демоны, желая сломить, подчинить, убить.
А фразу «No Future» — по праву можно считать лозунгом всего панк сообщества.
И помимо каких-то базовых черт панк-философии в поведении Данте можно наблюдать и категоричное разделение на «свой»/«чужой», в жёсткой разнице между «чужими» — демонами и подчинёнными им, и «своими» — близким кругом, в который он пускает кого бы то ни было с большой неохотой. Но при этом готов ради них рисковать всем.
Здесь же можно провести параллели между Данте, как истинным представителем панк сообщества и его конфликтом с Вергилием, где последний однозначно удостоился бы звания «позёра», предав их идеалы и решивший взять власть в свои руки. И так же резко и ревностно, как панки защищали свои принципы, так и Данте не заставил ждать с реакцией на такое предательство.
И, пожалуй, проще всего определить Данте как панка — анархичного нонконформиста, с дикой музыкой, сексом и стилем.
Мода
А если говорить про стиль, то нельзя не упомянуть такую яркую звезду, как Вивьен Вествуд. Женщину, буквально создавшую панк-моду и по праву носящую титул «королева панка».
Педагог по образованию Вествуд родилась в семье рабочих в одной из деревень графства Дербишир. Там же она и научилась шить, что было для неё скорее необходимостью, чем интересным хобби.
И это сейчас панк-мода для нас — это эдакий яркий элемент стиля. Но в 70-х это был прежде всего манифест. Способ выразить свою позицию, ярко и заметно заявить о том, что думаешь. Непосредственно этим и занималась Вивьен Вествуд: она пыталась бросить вызов правящим кругам, изменить мир, провозгласить свободу от правил и устоев, раскрепостить и вдохновить.
Она придумала футболки с провокационными надписями, рваную и перешитую одежду, куртки с шипами и почти всё, с чем мы ассоциируем эту субкультуру. И именно к её образам отсылает Круэлла(из фильма 2021) и этим же направлением вдохновлялись и дизайнеры из Sunset Оverdrive.
Разработчиков вдохновляли разные направления моды: наряды токийской молодёжи, одежда посетителей европейских и американских клубов и классических британских панков.
Разработчиков вдохновляли разные направления моды: наряды токийской молодёжи, одежда посетителей европейских и американских клубов и классических британских панков.
Ведь что если вычеркнуть весь надрыв и апатию из предыдущего уравнения и добавить ярких красок, нашивок и цветных волос? Мы получим ещё одно представление панка! Безумное, безрассудное, драйвовое! Да и порой происходящее выглядит настолько абсурдно, что начинает казаться, что всё это какая-то аллюзия на истерику.
Я ПРОВЕЛА МНОГО ВРЕМЕНИ ЗА ПРОРАБОТКОЙ ОБРАЗОВ ДЛЯ ИГРЫ, и мне очень нравилось то, что в голове надо было держать все эти поджанры и контркультуры.
И здесь на сцену выходит ценность подхода Sunset Оverdrive к костюмам. Ведь панки подчёркивают свою идентичность через хаос и разрушение: рваная одежда, разноцветные волосы, провокационные символы. Несмотря на внешний беспорядок, за этим стоит тщательно продуманная эстетика, которую называют «эстетикой уродства». И именно это проявление мы и видим в игре, которая помимо первоначальной Кастомизации буквально с первых же часов предлагает возможность постоянно меняться и создавать совершенно хаотичные сочетания.
МНЕ, КАК И НАШЕМУ ТВОРЧЕСКОМУ ДИРЕКТОРУ, очень интересен мир моды, поэтому во время разработки Sunset Overdrive мы уделяли ей много внимания. Мы решили, что через одежду можно показать дерзкий тон нашей игры, потому что главный герой всегда находится на экране. Чем дальше, тем большую роль в игре значила мода: во время тестирования мы убедились, что игрокам пришлась по душе разнообразная одежда.
Но не только одним безумным стилем Sunset заслужил своё место в моём сегодняшнем списке.
С самого начала история даёт нам те самые знакомые отправные точки. Мы за уборщика тщательно стараемся сохранить свою нелюбимую работу, чтобы как-то свести концы с концами в городе, подконтрольном корпорации FizzCo. Всё как по нотам. Молодёжь, представители элит, которым плевать на жизни рабочего класса, отсутствие возможности работать и как следствие выживать. Всё это уже довольно явно отсылает нас к истокам панк движения.
Помимо того, всё вступление старательно показывает нам, что наш персонаж — изгой из того самого мейнстримного большинства, для которого он отброс, выброшенный на обочину, и шансов что-то изменить у него не предвидится.
И во всей этой мрачной безысходности игра выворачивает сюжет на 180. Ведь что будет с таким человеком, если поместить его в условия постапокалипсиса? У него буквально начнётся новая жизнь! Во всяком случае, появляется шанс. (Было тут относительно недавно аниме по этой же теме).
Нам показывают эдакий идеализированный путь становления нашего героя, где нашлось место настоящему бунту и протесту. Где первое естественное желание сбежать сменяется на желание разрушить и появляются силы на то, чтобы менять этот мир. А главное, появляется цель избавиться от того, что навязало свои правила, чья монополия единолично управляла жизнями, не считаясь ни с чем, кроме собственной прибыли. И да, здесь мы буквально сражаемся с заводом FizzCo, но это условности.
В этот момент Sunset явно даёт понять, что его герой буквально создан, чтобы ломать рамки, устои, правила и даже четвёртую стену. А что это как не панк?
И, пожалуй, всю игру можно разложить как метафору на то, как человек из угнетённого состояния находит для себя отдушину и общину, ради которой готов отдать всего себя.
Как он раскрывается в идеях панк-субкультуры. Стремясь по максимуму проявить свою аутентичность. Теперь вся его загнанность переросла в сметающий всё на своём пути бунт. Все его решения теперь буквально кричат об отказе от ложных ценностей доминирующего большинства, что так присуще панковской идеологии. Да и вообще они уже все давно безмозглые зомби, так что кто вообще будет их слушать.
Весь Sunset, по сути — это игра про контркультуру, про анархию, про драйв, а ничто так не создаёт драйв как ритм, а ритм — это музыка. И так же, как и без музыки не существовало бы драйва, то и вполне вероятно, что панк был бы чем-то иным, если б не музыка.
Музыка
Ведь именно Музыка занимает центральное место в панк-культуре. Это не только способ самовыражения, но и инструмент для объединения участников субкультуры.
Например, песня Sex Pistols «God Save the Queen» отражающая идеи нигилизма и антиавторитаризма. Вызвала массовую критику и впоследствии была запрещена в Великобритании. Тем не менее стала символом панковского протеста.
Однако несмотря на то, что панк как субкультура зародился в Англии, панк как музыка появился в Америке, В 60-х под влиянием The Beatles и The Rolling Stones в именно там стали появляться «гаражные коллективы». Они отличались быстрым, сырым звучанием, непритязательной лирикой и частым использованием гитарного фузза. У таких групп не было грандиозных планов. Они просто играли то, что хотели, пели о локальных проблемах в рамках своего колледжа, района или города.
И только с начала 70-х годов благодаря таким группам, как New York Dolls, Ramones и Blondie панки начали привлекать к себе внимание, явно демонстрируя элементы субкультуры.
И уже на этой почве запустилась первая волна панк-рока, амбассадорами которой и стала британская группа Sex Pistols. А их гитарист — Сид Вишез, наркоман, который практически не умел играть на гитаре (на концертах его инструмент даже не подключался к усилителю), превратился в культового персонажа, создававшего канонический образ панка тех времён.
А раз уж мы говорим про музыку, то здесь я просто обязана сказать про Hi-Fi Rush.
Ироничную историю про очаровательного раздолбая. Который по сложившимся обстоятельствам оказался втянут в борьбу против корпорации, стремящейся подчинить сознание людей.
Здесь вновь мы находим и структуру, обладающую властью, угнетающую рабочие слои населения, да и не только их. И авторитарного лидера этой структуры, который стремится лишить свободы воли других людей.
И да, может быть Чай, так зовут нашего героя, и не является панком в том самом изначальном смысле.
Хотя в игре его именно панком и называют. Что можно не единожды услышать в репликах Рэкки — босса игры.
Правда, здесь возникает вопрос, а в каком смысле это слово употреблялось? Ведь само слово «панк», ещё до появления музыкального стиля и субкультуры использовалось в значении : «подонок», «негодяй», «шпана», «отбросы». А во времена Шекспира оно и вовсе использовалось в значении «проститутка». И только потом словом «панк», стали характеризовать «гаражный рок», в значении «гниль» и употреблялось оно как метафора по отношению к американским группам, которые пели песни непристойного содержания и вели себя вызывающе.
А возвращаясь к нашему герою. То пусть он в конечном итоге и избавляется от злодея, ведомого жаждой наживы, но всё же он так или иначе присоединяется к корпорации, и то, что она уже ставит перед собой благие цели, мало что меняет, с позиции панк философии.
И уж точно наш жизнерадостный и добродушный Чай не выдерживает сравнения с Вишезем, на эту роль уж больше подходит Данте или наш следующий персонаж. Да и внешне он не слишком-то на него похож.
И сколько бы коробок и роботов по ходу дела мы не разбили, готовый бросаться на амбразуру ради избавления от гнёта оголтелого корпората, Чай в своём мировоззрении всё ещё далеко от выражения той самой активной панковской позиции, как поколения, у которого нет будущего. Для которых задирать прохожих, устраивать забастовки, заниматься вандализмом и скверно ругаться — это был ещё один способ их борьбы с закостенелой системой.
А весь тот набор черт, что нам предоставляет герой Hi-Fi Rush крайне мало похож на бунт против материальных ценностей, корпоративной культуры и остальных нонконформистских убеждений.
Однако именно этот подход как нельзя лучше отражает историю панк музыки.
Ведь Чай по настроению — это тот самый представитель «гаражного рока». Он не слишком переживает о глобальных проблемах и не падает по этому поводу в объятия апатии, да и вопрос неравенства его не то чтобы интересует.
Именно этот образ мысли, так слабо отвечающий идеологии панк движения, наглядно демонстрирует разницу между Британским и Американским панком.
Ведь в конце 1970-х годов стало очевидно, что американский панк адаптируется под предпочтения массового потребителя. Например, поклонники группы The Clash в Америке приняли внешний вид панков, но не их идеалы. Это отчасти объясняется тем, что американские панки в основном происходили из семей среднего класса, и их отношение к движению было поверхностным, в отличие от английской рабочей молодёжи.
Так и наш герой не слишком-то заботился о несправедливости этого мира, да он готов ломать границы ради того, чтобы помочь друзьям и отличается какой-то непередаваемой бесшабашностью и хаотичностью в действиях, но его мечта — это…слава, ведь больше всего ему хочет стать рок-звездой, а не свергнуть правящий класс. И это не делает его хуже или лучше, однако настоящие британские панки назвали бы его «позёром».
Но благодаря именно таким панкам уже ко второй волне панк-рока в Америке появилось такое новое ответвление панка — хардкор. Возникшее как реакция на коммерциализацию панка и приобретшее более агрессивный и отчуждённый характер. Группы хардкора напоминали оригинальный английский панк, так же поющий про политическую и социальную несправедливость.
И примерно в то же время мы получили ещё одно направление, такое как постпанк, это в какой-то степени более усложнённая и экспериментальная форма панка. В отличие от резкого сухого звучания панк-рока, постпанк отличался большим разнообразием музыкального самовыражения. Как и хардкор, постпанк зародился в результате разочарования стилем и движением, и чувства, что панк упал в коммерческую формулу и самопародии.
Постпанки вышли за границы привычных требований к доступности и простоте исходного материала, они стремились порвать с музыкальной традицией, низвергнуть банальность и бросить вызов аудитории.
Постпанк это уже концептуальный панк в направлении панк-рока.
И вот тут Hi-Fi Rush уже точно есть что предложить, такими композициями как:
- The Perfect Drug — Nine Inch Nails — с их шумным Industrial rock вышедшему из постпанка.
- Lonely Boy — The Black Keys — представителю жанра Punk blues, эдакая смесь блюза с панк-роком, являющегося скорее представителем протопанка.
- Invaders Must Die — The Prodigy — с их невероятным Breakbeat hardcore выросшим из жанра электророка — в свою очередь, вышедшего из панк-рока.
- Whirring — The Joy Formidable — чистейший представитель постпанка.
- INAZAWA CHAINSAW — Number Girl — пионеры альтернативной рок-сцены Японии, с их агрессивным звучанием, сочетающим в себе элементы панка, нойза и постпанка.
Тем не менее основа панк-рока всё же остаётся за тем, чтобы быть музыкой для аутсайдеров, борющихся против системы, навязывающей правила и традиции.
Панк бросил вызов корпорациям, военно-промышленному комплексу и неравенству. И прежде всего он бросил вызов «истеблишменту» — давним и долгосрочным идеям, которые, как считалось, наносили вред жизням многих людей. Идея «ты не сможешь сделать то, что говоришь мне», а в некоторых случаях и анархизм, были включены в динамичную музыку, которую отстаивал панк.
И это настроение удел не только Англии и Америки, не стала исключением и Франция, и Германия, да и тогдашние СССР не стояли в стороне.
Панк-движение стало популяризироваться на территории страны уже в конце 70-х начале 80-х. Сначала были питерские панки (Автоматические удовлетворители, Народное ополчение). Но наибольшей популярности достигла Гражданская оборона во главе с Егором Летовым. Именно ГрОБ с его грязными записями в домашней студии и текстами, полными жёсткой критики, первым стал выкрикивать на своих концертах «хой» от английского «oi».
И я уже упоминала про аналогию Сида Вишеза и нашего следующего персонажа, а теперь давайте к Сиду ещё Летова добавим. И эта действительно безумная смесь настоящего сбивающего с ног идейного панка крепко ассоциируется у меня ни с кем иным, как с Джонни «мать его» Сильверхендом.
Нео-панк
Но прежде чем мы заговорим про ужасное будущее, ненадолго обратимся к тревожному настоящему.
Бытует мнение, что панк сегодня это уже совсем не тот панк, что был тогда, хоть и проблемы по сути своей никуда не исчезли.
«Истеблишмент», похоже, переключился туда, где у власти находятся левые группы, и, следовательно, панк-рок больше не борется с истеблишментом. Он его часть. Под властью я подразумеваю возможность публично влиять на общественный дискурс, корпоративные нормы и, в некоторых случаях, на закон.
Только вопрос о том, что вообще такое панк, где его граница и за что он борется, перебрался с улиц на Reddit.
И пусть о том, как бурлит движение в эту минуту можно говорить бесконечно. Однако какие-то выводы о современном панке сделать можно.
Ведь в последние годы панк-эстетика пережила возрождение в моде и дизайне, когда уже бренды начали перенимать элементы DIY-панк-рок культуры. Как примеры Supreme или Alexander McQueen. Мода, вдохновлённая панком, стала глобальным явлением, бросая вызов традиционным представлениям о красоте и стиле.
Хотя панк-культура когда-то, была отнесён к периферии общества, её влияние на мейнстримную культуру оспорить довольно сложно. От подиумов высокой моды до голливудских фильмов эстетика панка продолжает проникать в массовую культуру, символизируя бунтарство и индивидуализм, но не обязательно отражает глубокие философские убеждения.
В то время как некоторые могут рассматривать это поглощение как предательство антисистемных корней панка, другие видят в этом признак его непроходящей актуальности.
Ведь одной из причин долгоживущего влияния панк-культуры является её универсальность и отсутствие фиксированного послания. Многие современные панки продолжают следовать принципу «сделай сам» (DIY), создавая музыку, искусство и даже свои независимые лейблы.
Панк эволюционировал в стиль жизни, который сам по себе стал сообщением.
Панк как стиль жизни и выражения – это и есть его главное послание. Он демонстрирует единое моральное единство, хотя и дорого обходится своим участникам
Но если сейчас панк всё больше и больше проникает в масскульт, стирая границы между настоящим панком и обыкновенной фальшью. То каким же он может быть в мире неуклонно надвигающегося будущего?
Для этого заглянем в жанр, который уже в своём названии содержит бунтарское «punk» и да, речь про киберпанк.
И пусть мы до этого смотрели на вариант панка в мире имплантов и правящих корпораций в hifi Rush, однако настоящий Hi Tech Low Life в своей неприглядной и грязной форме нам гораздо лучше демонстрирует Cyberpunk 2077.
Эта игра среди блеска и нищеты наглядно показывает, как панк-атрибутика уже превратилась в современные тренды и какая пустота после этого остаётся от её изначальных идей.
Бесконечность неоновых вывесок и множество одинаково ярких, снующих под ними людей, наглядно демонстрирует, как мода в прошлом экстремальная, эпатажная, превратилась из высказывания, просто в элемент стиля, а стиль этот уже давно стал мейнстримом.
Но на этом далеко не всё.
Ведь истинный панк Cyberpunk 2077 сокрыт не в цветных волосах, цепях и бритых висках, а в злой, агрессивной и импульсивной, личности, засевшей в голове Ви вместе со злосчастной щепкой.
И здесь мне очень хочется сказать, что история становления Джонни Сильверхэнда в своём роде это образцовый панк. Травма, потеря. Оказавшись выброшенным обществом на обочину жизни, Джонни явно сделал для себя те самые выводы, которые и привели Британских панков к бунтам, а Егора Летова к карательной психиатрии.
С этого момента его жизнь — это борьба, это бесконечное сопротивление, нонконформизм и всё то «анти-» что мы так долго приписывали панковскому движению.
Он собирает группу вместе с Керри Евродином, так-то типичным представителем гаражного рока. И так через музыку он начинает свой путь мятежника и разоблачителя коррупции. Своими текстами, поведением, всячески пытаясь подточить ноги системы, стремясь разрушить принятые устои и изменить так рьяно старающийся сломать его мир, во главе с опостылевшей элитой, принимающей бесчеловечные решения.
Панк антиэлита. И не исключено мнение, что это означает понимание того, что в то время как элита имеет междоусобные политические конфликты, настоящая война — это война, которая ведётся против обычных людей. Через капитализм наблюдения, через подрыв демократического права, через ошеломляющее неравенство.
Радикальный, яркий и резкий, стирающий жалкие остатки социальных норм, очень быстро панк начал нести Джонни по дороге жизни, казалось бы, быстрее, чем сам он за ним поспевал. В чём-то он стал воплощением самого этого понятия — панк. И со временем оно проникало буквально во все потаённые уголки его жизни, что можно наблюдать, например, в его отношениях с женщинами. Измены, споры об идеалах, всё это оставляло Сильверхенда наедине со своими идеями
И хотя контракт с лейблом «Universal Recording», который «Самурай», группа Сильверхенда, подписали — даёт трещину на гладкой истории нонконформистской борьбы. Тем не менее тот антикорпоративный и антиправительственный посыл, который он пытался нести в массы, всё же выдаёт в Джони настоящего идейного панка. Он был готов пойти на всё, чтобы сделать для этих идей как можно больше.
Что это как не настоят философия тех самых панков, зародившаяся ещё в семидесятых.
А раз панк в киберпанке всё-таки жив, то и все его мотивы и идеалы тоже. Подтверждением того может служить благотворительный концерт в Джапан-тауне с целью привлечения внимания общественности к жестоким методам, которые полиция Найт-Сити использовала при подавлении восстаний бездомных. Ведь по сути панк всегда встаёт на сторону угнетённых.
Но если ненависть к корпорациям, всегда была драйвером Сильверхенда, то после похищения его девушки, все эти чувства превратились в кипящую одержимость, сжёгшую в итоге и самого Джонни. Это мораль? Или правило чем ярче горишь — тем быстрее сгораешь? Вопрос открыт...
Идеалы
Тем не менее если взглянуть с ракурса идеалов философии панка на сам мир киберпанка, то его можно назвать в какой-то степени гиперболой основных идей субкультуры. Корпорации, использующие людей как винтики и выбрасывающие их за ненадобностью, — полное обесчеловечивание с фальшивым индивидуализмом. Всё против чего так долго боролись панки Британии.
Отсюда можно вывести очень странную и не слишком сочетающуюся с некоторыми нашими героями мысль. Пусть её идеи и можно проследить даже в их история.
Киберпанк как жанр, да и панк как субкультура — про гуманизм.
Это движение говорит о стойкости перед лицом дегуманизирующего технологического прогресса. И рассказывает историю тех, кто борется с сильными мира сего, несмотря на то, что знает, что это битва, в которой невозможно победить. Их истории показывают нам тонкую полоску человечности — юмор, стойкость, самопожертвование, — которая борется за то, чтобы оставаться светящейся во тьме.
И да, киберпанк это фаталистичный, циничный мир, но примерно таким же он был и для панков семидесятых. И при всём при этом он всё равно говорит о страсти человека оставаться индивидуалистом, и неважно, насколько это мрачно, темно и сурово, в конце концов, это глубокая обеспокоенность состоянием человека.
Если панк был антиистеблишментом, антиавторитарным и контркультурным, то и киберпанк не так уж далеко ушёл от своих корней. Он возник в ответ на удушающее единообразие культурных и экономических времён. Таким образом, панк говорит с нами сейчас больше, чем когда-либо.
Однако, помимо этого есть ещё одна, я бы сказала основополагающая идея панка.
Как мы уже замечали на Данте, на Сильверхенде, да на всех них, панк — антитоталитарен.
А тоталитаризм подразумевает абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Панк же сопротивляется любой организованности, которая поддерживаться за счёт контроля поведения участников, будь-то корпорация, правительство или демоны. Их идиллия — это анархия с абсолютным отсутствием внешнего контроля. Можно даже сказать, что панки — это антиконтроль.
И вот тут я пришла к весьма неожиданному для меня выводу.
Persona 5 во главе с нашим протагонистом — это панк. Пусть до того, чтоб добраться до этого утверждения, вам потребуется часов 100.
И казалось бы, почему? Ведь Persona — игра про дружбу и вполне себе приличных школьников, ведущих свои обычные школьные дела и в общей своей массе не устраивающие дебош, который ожидаешь да от любого из вышеприведённых представителей. Ну разве что Рюдзи исключение.
И можно сказать — ну какие ж они обычные? Наш протагонист вон вообще в 16 лет уже на испытательном сроке, состоит в сомнительной организации, шатается по барам, вызывает «горничных» на дом, а вечерами так вообще оружием приторговывает. Но нет, все что происходит в реальности, по меркам игровой вселенной, это не панк, это так, шалости.
И даже то, что наши «Призрачные воры» оказались втянуты в грязные игры политика и то, что вся идея изменения сердец это уже само по себе бунт против власть имущих, будь то школьный учитель или представитель силовых структур. Что уже довольно ярко показывает весь мятежный дух наших героев. Это всё ещё не самая мякотка.
Но!
То, что является настоящей квинтэссенцией панка ждёт нас в канун Рождества.
Когда мы обнаруживаем, что все жители Токио позволяют заключить себя в клетку, ведь легче позволить себе поддаться большей силе, контролирующей их, чем принимать собственные решения в своей жизни.
А нашему герою дают выбор, либо позволить сущности контролировать человечество, а нам стать его помощником, восстанавливая мир в нормальное состояние, но не позволяя людям думать самостоятельно. Либо отказываться помогать.
И мы, конечно, можем согласиться на этот результат, и выбрать путь настоящего «позёра» и получить волны презрения в свой адрес. Но если все же мы решим проникнуться настоящим панком и отказаться помогать, то мы получаем именно тот самый концептуальный бой, каждого панка против системы, а именно бой наших протагонистов и самого падшего ангела против бога контроля, желающего подчинить волю людей.
Так получилось, что японские школьники одолели главного босса целого культурного движения, которому уже больше 50 лет.
Идеальнее было бы только если б после победы в мире воплотилось изменчивое государство из Shadowrun, город, созданный анархистами, вот тогда бы можно было сказать, что панки добились своей цели.
И наверно это самый лучший момент, чтобы перейти к выводу.
Вывод
На всякий случай оговорюсь: всё здесь написанное — это только моё видение, основанное на разных статьях, собранных по просторам интернета. Сама я к данной субкультуре не принадлежала, разве что «Короля и Шута« с Летовым держу в плейлисте. Так что, если вам есть добавить из первых рук, буду рада почитать в комментариях.
Вот такая разношёрстная, но однозначно горящая публика у меня подобралась. Впрочем, а как ещё могло быть с панками.
За всей внешней атрибутикой и за «стаканом портвейна», которых, как оказалось, стоит история разочарования, отчаяния, безысходности и веры в себя. Каждый из них решился на что-то безумное и готов был положить себя на алтарь своих идей, будь то справедливость или помощь своим друзьям. Да, они все делали ошибки, и кто-то совершал их фатально, но это делает этих персонажей только более человечными.
Ну а насчёт оправданности тех или иных решений принятых нашими героями, выводы делайте сами.
Что же до меня? То я далеко не во всём поддерживаю столь рьяный радикализм этого движения, но должна согласиться, что какое-то очарование в этом однозначно есть. А идеалы, которые они отстаивают, даже в чём-то возвращают веру в людей.
А какие персонажи ассоциируются с панками для вас и что вообще для вас такое панк?
Лучшие комментарии
Ну если Персона, тогда уж и Берсерия тоже панк. Похожие тропы и главный враг.
Да и не только, игровая японщина периодически забегает в тему борьбы против тотального контроля. Какой нибудь Fairy Fencer, даром что производная от Нептунии, вон вообще философствует на тему перебегания ГГ на ту сторону.
Напрашивается теория, что те, против кого панковское движение боролось, их так и пропагандировало
Один крикнет: «ПАНКИ!»
Тысячи в ответ закричат: «ХОЙ!»
Киберхой!
Классная тема!
Меня лично удивляет, что еще с 80-х закрепилось в массовой культуре ассоциация панковской эстетики с самой тупой и мерзкой уличной преступностью. Наверняка сами вспомните кучу примеров, когда в играх и кино рядовых мобов рисовали под панков.
Интересно, кто первый придумал изобразить модную творческую молодежь тупыми гопниками?
какую игру под это можно сделать?
Да, кстати, они любят порефлексировать и на эту тему. Это, интересно, продиктовано внутре-социальным запросом или, все же, расчет на внешний рынок
Вот чтоб идеально подходило — нет идей, но Papers please близка
Лего-игры )
А эти достаточно узкая прослойка на самом деле. Бывшие домашние мальчики, типа того же Свина из «Автоматических Удовлетворителей». Протестуют по большей части против мамки, грязным способом.
Дело дурное и мимолётное. Не будешь этим заниматься всю жизнь.
Тем более когда есть более приятные способы делать поперёк общественного. Вон тут могу прям в себя ткнуть пальцем, ибо на волне задолбанности от «новогодней атмосферы» вывалился тут на днях с ролевиками в мексиканский бар, куда было натащенно антруажного под картель-вечеринку. Несмотря на то что центр Мск и фиг объяснишь левоохранителям, если что.
По факту то же самое только говна пожрать не надо.
ХАРД-КОП!
пластмассовый мир?)
Как-то уж все очень чистенько выходит. Вот вам еще определение слова «панк». Не сайт «Культурология» конечно, но, как мне кажется, ближе к практике)
Возможно, оно уже есть. Чисто на ассоциативном мышлении мне в голову пришел Dishonored. Представил мир, когда Корво не смог выбраться из тюрьмы и антагонисты победили
Победил зараза