Старые японские ролёвки куда многограннее, чем может показаться на первый взгляд! Может быть, в них даже есть геймплей?
Знаете, в жизни каждого взрослого и самостоятельного мужчины за 30 однажды вдруг может настать такой день, когда никто не компостирует мозг. Друзья забыли про тебя, жена не пилит, а срочных дел по дому пока не накопилось — идеальный момент для того, чтобы сделать что-то действительно полезное! Например, выйти на охоту за дешёвым дофамином и загубить свою душу какой-нибудь заплесневелой игрушкой из списка запланированного.
И тут давайте проведём такой эксперимент. Допустим, я собираюсь нырнуть в приключение на добрые десятки часов, на протяжении которых спинной мозг годится только в качестве подставки для головы. В общем, сегодня я стану адвокатом старых ролевух и попытаюсь каким-то образом убедить вас в том, что они заслуживают внимания куда больше, чем о них принято думать. И уж точно они станут для вас наилучшим и наиболее уверенным кандидатом слить впустую время и забыться в объятьях блаженного эскапизма.
Трудность ориентирования в море jRPG в том, что это квазижанр, надстроенный поверх другого жанра и получивший региональное «клеймо». Ну знаете, как в случае с еврошмапами и польскими шутерами, только без настолько же негативной коннотации. История jRPG проговаривалась уже тысячи раз, так что максимально вкратце: сначала был Dragon Quest от Chunsoft и Enix, а до них был Black Onyx от японских гайдзинов Bullet-Proof Software, а ещё раньше свои эксперименты творила Falcom, которая, будучи импортёром техники Apple, по роду деятельности сталкивалась с самыми новомодными штучками западного игростроя, в том числе и с Wizardry и Ultima.
То, что берётся районный отпрыск, шедший своей тропинкой и непонятно куда пришедший, не делает работу проще. В лобовом противостоянии любой другой более ходовой жанр задавит не качеством, так количеством (особенно если учесть, что процесс создания и последующей локализации одной jRPG в эпоху технологического бума мог занять до трети жизненного цикла консоли), потому попробуем разобрать на составляющие типичные хотелки человека, который в свободный день не смог придумать ничего лучше, кроме как в игрушечки играть.
Челлендж
Ну, тут охота пошутить той самой картинкой про «Yoo this gameplay is fire!» Но, во-первых! Любой, кто застал чуть более ранние японские ролевые игры относительно распространённых (хотя бы конца 80-х и начала 90-х), знает, что случайные сражения могут вызывать не только скуку, но и парализующее чувство страха. В той же Final Fantasy II достаточно бывало зайти не туда, и тебе таких лещей отвешивали, что ожидание каждого следующего боя проверяло психику на прочность.
Да и просто проползти по сюжету тоже не всегда получалось без потерь для нервных клеток, поскольку в любой момент разматывать начать могли даже рядовые болванчики. В такие моменты не всегда становилось очевидно: «а хватит ли мне вообще расходников для того, чтобы пережить этот данж?» И если вдруг не хватало, приходилось откатываться к предыдущему сохранению, которое могло быть сделано чëрт-те когда.
Во-вторых, в поисках спинномозговых приключений необязательно лезть в доисторическую дичь с тамошней кривой и несбалансированной сложностью. Благо жанр не стоит… Не стоял на месте и периодически вворачивал в известные механики элементы из других жанров. Обычно это какие-то QTE-секции, когда в момент атаки или перед ней надо вовремя что-то нажать. Такие дополнения бодрят и не дают заскучать посреди однотипных сражений.
Но что может быть лучше jRPG c элементами экшн-игр? Action jRPG! Конечно, иногда от ролевых игр в них остаётся одно лишь название (как будто в jRPG от RPG не одно название!), но и среди них можно найти достойную разминку для пальцев, не забывающую о своих корнях.
Чилл
Для желающих просто расслабиться в цифровом пространстве за каким-нибудь необязательным досугом, где «важна не цель, важен путь», сгодится почти любая jRPG из категории «ещё не совсем окаменелость», благо за пределами сражений в них происходит очень мало геймплейной активности. Знай себе броди по городам и сёлам: однотипным или живописным, в зависимости от игры, — болтай с неписями и всячески погружайся в созданный авторами мир со всеми его условностями и бюджетными ограничениями.
И хотя любой симулятор жизни сейчас с лёгкостью уделает jRPG в плане наполненности расслабляющим досугом, а какие-нибудь крупные песочницы даже проходить не надо, чтобы в них жить, но влияние жанра за последние годы распространилось так далеко, что порой встречаются крайне примечательные гибриды.
Известный спин-офф Harvest Moon под названием Rune Factory как раз избрала такой путь, совместив концепцию симулятора жизни с RPG-элементами. Но это развлечение для тех, кому нравится не играть, а жить в играх, что, к сожалению, проходит совершенно мимо меня.
Да и не все жанры могут похвастаться таким же «тактильным» взаимодействием с миром, потому что не всегда видят в нём надобность. Больше всего этим отличаются 2D-сайдскроллеры и прочие пиксельные солслайки. Как ни расширяй границы их выразительности, они всё равно так или иначе будут состоять из двух слоёв: передний слой геймплея и фоновая декорация. В jRPG хотя бы иллюзию этой жизни получаешь через диалоги (в 99% случаев монологи) с местными жителями.
Разнообразие игровых ситуаций
Ну тут я даже не знаю. Геймплейное разнообразие — кладбище множества сломанных копий дискуссий на тему того, какие игры топчик, а какие — так себе. Кому-то лучше, когда игра не парит сюжетом и даёт расслабиться. Кому-то нафиг не упёрлось это ваше дедушкино расслабление — ему хардкор подавай. Но если поражение в экшн-играх до поры до времени бодрит и подстёгивает стараться лучше, то в jRPG «гейм овер» зачастую приводит к крайне мучительному откату прогресса, нередко вынуждающему ещё и пересматривать уже просмотренные заставки или диалоги. Хотя, последним в какой-то момент многие жанры грешить начали…
Впрочем, разработчики всë-таки иногда старались сгладить эту стартовую однообразность. Не получается что-то? Попробуй поиграть другим персонажем, попробуй другое оружие. Экспериментируй. А что у японских ролевух с их махровой линейностью? Тут квазижанру определённо недостаёт стартовой вариативности бати CRPG, даже если эта вариативность была чисто номинальной или, ещё хуже, могла завести в тупик. Начать заново платформер, который от края до края проходится за час, — это одно, но осознать, что ты всрал прокачку персонажа и сделал свою цифровую жизнь невыносимой, и теперь надо начинать ВСЁ приключение заново — совсем другой сорт боли.
Но и без бати отдельно стоящие jRPG способны предложить впечатляющих масштабов разнообразие. Да взять тех же, прости Господи, покемонов — их сейчас уже столько напридумывали, что за всю жизнь не испробуешь в бою каждую конфигурацию подопечных. В этот же котëл падают и партийные jRPG с одуревшим количеством персонажей, вроде Chrono Cross или Suikoden. С кем пойдëте мировое зло бить — зависит исключительно от вас. И если зло вдруг почему-то не бьëтся, то повод задуматься над оптимизацией отряда.
Некоторую стартовую вариативность способна предложить Live a Live — в ней вообще даётся выбор из семи бессвязных историй. Какую хотите — в ту и погружайтесь! Особо бесстрашным могу посоветовать нырнуть в жанр роуглайков… Но не тех, которые выходят сейчас под этой биркой, а настоящих роуглайков вроде консольного Torneko the Last Hope.
К тому же интересные новые механики обнаруживаются и по ходу основного прохождения тех или иных jRPG. К слову о «рогаликах». В Lufia II: Rise of Sinistrals, например, разработчики Neverland реализовали целое роуглайк-подземелье на сто этажей, куда братва спускается без экипировки, без прокачки и вынуждена выгрызать из каждой вражины опыт и штаны насильно. Серия Final Fantasy уже давно прочно ассоциируется с карточными играми. И неспроста! Не зря же восьмую часть можно пройти без прокачки, просто занимаясь коллекционированием и переплавкой карт.
Тактические jRPG вообще порой превращаются в настоящий конструктор возможностей. Да, Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre известны даже мёртвым, но можно ведь вспомнить и менее именитые сокровища! Например, Dark Wizard с четырьмя полноценными кампаниями, захватом городов, наймом войск, призывом существ и возможностью сходить в бар и бахнуть вискаря для храбрости. Игра настолько комплексная, что не одна попытка уйдёт на то, чтобы притереться к этому чудовищу.
Ну и раз мы почти коснулись пересечения jRPG и стратегии, занырнём туда по полной с игрой Dragon Force. Восемь кампаний на выбор и невероятная по тогдашним меркам оживлённость мира — задел на многочасовой заплыв с редкими перерывами на сон.
Разнообразие внутри жанра
Тоже, казалось бы, очевидный провал jRPG. Они же все друг на друга похожи: меняются декорации, спрайты и сюжетные замуты, а суть всегда одна. Прошел штук пять самых известных представителей жанра, убил в конце каждой по богу — и знаешь о жанре всё… Так же думал и я, пока не начал рыть вглубь. Конечно, одному региональному отростку бессмысленно тягаться со всем историческим бекграундом целых жанров и их производных, но и даже без помощи CRPG-бати японские ролёвки способны предложить впечатляющее разнообразие идей и жанровых гибридов.
Вот много ли вы слышали об исконно компьютерных jRPG? Серии Lunatic Dawn, например. А это ведь тоже очень оригинальное представление о том, куда жанр мог бы развиваться в будущем. В 90-е у всех вообще как будто бошки посносило, и начались совсем уж дикие эксперименты с тем, как бы так разбавить закостеневшие механики жанра, чтобы развитие jRPG поспевало за тогдашним технологическим бумом, а в некоторых особо исключительных случаях его обгоняло.
Одна только Square умудрилась придумать: кооперативную Action RPG Secret of Mana, гибрид jRPG и гонки Racing Lagoon, jRPG с механикой рисования собственных заклинаний Treasures of Rudra (я не шучу — в ней буквально можно магически обматерить всё локальное зло!), сборник короткометражных jRPG а-ля «Любовь смерть и роботы» под названием Live a Live. Уже упомянутая компания Neverland после своего jRPG-дебюта Lufia and The Fortress of Doom тоже поняла, что на прямом копировании механик Dragon Quest далеко не уедешь, и в приквеле соединила идеи jRPG и игр-головоломок.
Но на этом Neverland не остановилась и под самый закат 16-битной эры выдала ещё две экспериментальных jRPG: Energy Breaker и Chaos Seed. И если первая смешивала элементы jRPG и тактических RPG в изометрии, то Chaos Seed пошёл ещё дальше и смешал Action RPG, роуглайки, стратегии и экономические симуляторы. Надоело фентези? Есть много «городских» jRPG: хоть Персоны, хоть трилогия Earthbound. Даже SEGA понимала, что закостеневшие шаблоны жанра надо ломать, и выдала городскую jRPG-пародию Rent-a-Hero, получившую впоследствии ремейк на Dreamcast. Но это так, особо радикальные случаи.
jRPG проникли даже в двумерные платформеры. Казалось бы, как можно уравнять два столь непохожих друг на друга жанра? Ведь в одном ты преодолеваешь козни левелдизайна и линейно тащишь своего протеже от этапа к этапу, а в другом — прокачиваешь персонажа или целую группу доброхотов, собираешь экипировку и ищешь триггеры продвижения по сюжету, сокрытые за тоннами сценарного балабольства. И тут — хоба! — на помощь приходят метроидвании, сумевшие объединить необъединимое и поместить в одну оболочку как платформенные механики с преодолением препятствий, так и прокачку из RPG на пару с менеджментом карманов своего подопечного.
И хотя родоначальником метроидваний принято называть Symphony of Night, эксперименты по скрещиванию двумерной прыгучести и RPG-механик проводились и раньше. Например, уже известной нам Falcom, которая сначала попробовала перенести в 2D свою флагманскую серию Ys, а после создала потрясающе очаровательную Popful Mail про охочую до всех сокровищ этого мира эльфийку. Но это так, лирическое отступление, благо сейчас этих самых метроидваний расплодилось столько, что подобрать что-то под свои предпочтения проблем вообще не составит.
Но пора уже подводить итоги. Убедить в том, что винтажные jRPG действительно могут представлять интерес для самой широкой прослойки геймеров, у меня не получилось даже самого себя, но, надеюсь, мне удалось хоть немного развеять миф о том, что в жанре нет никакого разнообразия. Даже будучи региональным отпрыском куда большего жанра, японские ролевые игры за 40 с небольшим лет своего существования активно развивались, успели недолго побыть в авангарде игровой индустрии и пережить продолжительный застой. Сейчас наследие жанра особенно активно воодушевляет разработчиков со всего света делать подражателей, которые иной раз оказываются не хуже своих вдохновителей. Как минимум, с потребностью с эскапизме jRPG справляются всё ещё достаточно хорошо.
Лучшие комментарии
У тебя настолько поверхностное представление и суждение, что ты даже на сантиметр вглубь не продвинулся в своем понимании JRPG, когда до самой сути еще 5000 км. Это то же самое, что сказать, «ну, епрст, Classic RPG как были про выбор строчек диалога и дроч подземелий в 1993, так и остались».
Просто выражаю мнение по поводу, поскольку разворачивать и объяснять в тысячный раз суть многообразия поджанров и механик после таких «выпадов» мне уже очень лень.
После финалок я бы тоже сблеванул, мне они не нравтся совершенно, за одним исклчюением в виде FF7Remake (первого) =)
А насчет Tales of — в какие хоть ты играл?
Да и брать по ним срез по жанру — это то же самое, что судить об RPG по Diablo 2. Или судить по комедиям, не знаю, по «Очень страшному кино». Попса же.
Достаточно времени надо тратить на хорошие JRPG, а не хватать по верхам. И сразу забудь про опостылевший «реализм». Тут реальность гнется свободно, как этого хочет автор. Нужно уметь скидывать с себя рамки шаблонов мышления и уметь погружаться в другие миры, с другими законами, которые совершенно будут не похожи на европейское фентези или какое еще американское милитари.
Если ты нормально не играл в Xenoblade 1-3, Xenogears, всю серию The Legend of Heroes, Scarlet Nexus, Tales of Berseria|Arise|Xillia|Abyss (или хотя бы Vesperia), WitchSpring R и 3, Astral Chain, Trials of Mana, Granblue Fantasy ReLink, поздние Atelier, Mary Skelter \ Labyrinth of, Neptunia, обе Nier, Death end Re;quest (опционально), YS 7-8-9-10-celceta, и еще херову гору игр, которые я не вспомнил перед сном, то ты даже близко не можешь заявлять, что «потратил достаточон времени».
Даже вон, банально, погоняй в поздние Yakuza. Там тебе геймплейным разнообразием так помажут, что никаким CD Projekt не снилось.
Есть куча классики — Lunar, Valkyrie, Shin Megami Tensei, Etrian Oddyesy, Chrono Trigger и еще куча других. Есть попытки в имитацию классики вроде Octopath Traveler и Bravely Default 1 & 2 с Radiant Historia. Есть дохера тактики — Triangle Strategy, Tactics Ogre remake, Unicorn Overlord, Fire Emblem 3 Houses.
Есть монументальные и сложные труды типа Kingdom Hearts, которые выглядят как странный микс мультяшного японского и западного, а на деле — крайне хитровымудренный сюжетный и увлекательный ком, до которого я все никак не добереусь.
Есть тонна социалок и фермовзращивалок — от классики в виде Rune Factory 3 до модерновой Harvestella, где за посадкой грядок скрывается трагичный сюжет о попытках человечества в спасение себя от внешних неизвестных факторов с жертвами миллионами жизней, о которых ты узнешь из настоящего, спустя века, с риском повторить то же самое, только хуже, с необходимостью выбора какой половиной человечества пожертвовать. Нормально для «фермы»?
Я могу с таким же успехом, как и ты, поиграть в какую-нибудь Call of Duty: Ghosts и сказать про весь жанр, мол да ну ваши шутеры нахрен, такая же скучная и нудная фигня без веселья и мяса.
Извиняй, но меня очень огорчает, когда на жанр смотрят узко и свысока. И поверь, писать все это, вспоминать после 16 часов плотной работы очень тяжело. Но блэт, я постарался. Постарайся и ты.
пошаговая боевка — старые финалки, хронотриггеры
реал тайм боевка — тейлзы, ys
буквально слешер — ФФ7 Ремейк, ФФ16, Нир
Бит-эм-Ап — Якудза 0-6
реал тайм боевка с куллдайнами на скиллы — Зеноблейды
найс однообразие
жРПГ это про структуру сюжета и персонажей чем про геймплей. гейплей в этом жанре может быть самый разный, как и в обычных РПГ: Масс Эффект это шутан от 3 лица, Ведьмак — слешер, Балдурка — пошаговая тактика. но это все РПГ
Видео, как оказалось, я потерял. Только из стрима вырезать если. Но какой-либо ценности в нём я не вижу.
Я не поленился и заставил себя написать пост буквально над твоим) Было тяжело после 16 часов работы нон-стоп из-а отсиженных нахрен жопы, спины, шеи и убитого в сопли мозга.
Люблю старые JRPG. Сама не знаю почему? От внешнего вида Dragon Quest VII пришла в восторг, но ужасаюсь его хронометражём.
В текст с рассуждениями о жанре приземляется мой плюс ( ̄ω ̄)
Не люблю формат таких вот дурацких эссе, но концепт трендовый наравне с пересказами сюжетов игр, хотя бы попробовать стоило. Так что ознаКомляю к Предложению!
Машина!
Jrpg очень хорошо работает, когда надо убить время с помощью смартфона, достаточно поставить эмулятор. Те же самые chrono trigger и shining force геймплейно обходят большинство игр для смартфона, особенно если приперло поиграть где-нибудь в поезде и нет опции игры в онлайне.
Только что добил прохождение Brave battle saga.
Интересно… Я несколько раз пытался вкатиться в жанр jrpg, но получилось только в этом году с выходом пиксельных ремастеров первых финалок. Уже прошёл части 1-4 и трёхмерный спин-офф четвёрки.
Хорошее начало! По крайней мере, не такое неровное, как было у меня в своё время.
Я только по Chrono trigger и Chrono cross угороел, а остальное мимо вообще.
Всегда боевая система в них мне не нравилась, что в первой на релизе, что во второй на релизе, что в третьей на релизе. И да, я во всех них играл на релизе, в третью даже заводил спустя десятки патчей. Мнение не изменилось. Очень нетактильная боевая система, на мой вкус. И кривая до одури.
Ну а насчет сюжета и персонажей — это ты просто в знаковые игры жанра не играл и сравниваешь с народно любимой, но очень на любителя «попсой» в виде FF и Tales of без уточнений о частях.
А что в целом по тексту с продвижением в понимании? Есть какие-нибудь рекомендации по изучению в жанре?
Я их проходил когда они были ещё мэйнстримом, тогда был расцвет jrpg первую на SNES вторую на PS1 проходил. Мне они понравились из за того что там нет ужасной механики случайных боев.
Несколько раз пытался ворваться в сеговские Phantasy Star 2-3 и Shining Force 2, но всегда разбивался о пошаговые бои во время случайных встреч. Ходить по миру достаточно интересно, драться — надоедает. Тем более, что бьют довольно-таки больно.
Спасибо. =) Странное рассуждение вышло, правда.
Я уважаю жанр, но ни одну игру так и не прошел. Мешает еще и то, что JRPG почти не переводят на русский.
Пойду дальше учить английский(
Хех, в финалки невозможно играть ни в какие, я даже не могу толком сформулировать почему, а Tales of в топе.
Star Ocean из популярных ты не вспомнил, последний классный.
Кстати, он, если подумать, реализует достаточно уникальную для jPRG в целом механику, акшон с возможностью играть за множество классов сразу, с уникальными абилками каждого класса. Бывает, я часто пол-игры бегаю за хила. Таких «западных» по сути механик в западных сингл играх я не помню, только в пошаговых или тактике, а это не то.
Точно, я ж про него блог писал.
Мне всегда «сериал» Star Ocean казался сводным братом Tales of, но со своими фичами =)
Такое обычно было в западных MMO или прям при активном отыгрыше в CRPG. А в JRPG хилером, нередко, бегать очень даже весело. Я вон, помню, в предпоследних Star Ocean, невзирая на их кривизну (на мой вкус), вполне носился хилером и вытаскивал ИИ из лап костлявой.