25 октября 2024 25.10.24 27 12K

Ты не злой, ты не злой! Ты не злой? Или как меняется геймплей в Baldur's Gate III при прохождении за злодея

+36
Внимание! Присутствуют спойлеры.

Предисловие

Вот уже почти как два месяца назад отгремел крупный сентябрьский патч, поставивший точку в активной поддержке нашумевшего детища Larian. Помимо множества мелких улучшений и небольших изменений\добавлений, игроки по всему миру получили возможность получить новый игровой опыт через добавление модов на любой вкус. Но как же старый проверенный способ освежить впечатления от понравившейся RPG? Конечно, отыграть самого отпетого злодея!

Как известно, большинство игр даже если и предлагают вариант «злого» прохождения, то по сюжету и наполнению контентом все же созданы именно для всеобщей нарутотерапии.

Ты не злой, ты не злой, ты не злой. Ты такой же, как и я. А я очень добрый.
Ты не злой, ты не злой, ты не злой. Ты такой же, как и я. А я очень добрый.

Как же не спасти всех и вся, помочь каждой попавшей в беду живой (и неживой) душе? Но что если все-таки отказаться от привычного амплуа избранного\героя\последней надежды всего сущего? Что в таком случае может предложить  Baldur’s Gate III, а точнее, чего может лишить?

Темный соблазн

Еще на этапе создания персонажа игра недвусмысленно предлагает вам заранее заготовленного персонажа с не очень дружелюбным видом и интригующим именем «Темный соблазн», или же по-пендосски Dark Urge. Несмотря на обложку, сразу оговорюсь, что описывание особенностей игры за данного персонажа не является целью данного блога. Информация на этот счет наличествует в избытке, но мы опустим этот вариант отыгрыша еще по одной причине — абсолютно ничто не мешает вам быть по сути своей Темным соблазном, жестоким убийцей всего и вся, при этом создав кастомного персонажа.

Наш милый бааленыш.
Наш милый бааленыш.
Далее возможны некоторые сюжетные спойлеры. Во избежание их можно сразу перейти к выводам.

I акт

Жить тифлингам или не жить, вот в чем вопрос! На самом деле, уничтожение рощи друидов приводит не только истреблению хвостато-рогатых, но и геймплейного разнообразия. Игрок безоговорочно лишается как минимум трех спутников (Уилл, Карлах, Хальсин), а возможно еще и Гейла, если не пытаться его переубедить. Взамен мы получаем лишь злобную дроу Минтару. Казалось бы, то что нужно! Но есть одно «но». Оставляя за скобками то, что мы размениваем минимум трех персонажей на одного, этот самый персонаж еще и вполовину меньше прописан и проработан. Минтара не имеет четко выраженного личного квеста (за исключением цели отомстить Орин, которую мы в любом случае должны убить). Стоит ли игра свеч? Конечно, все субъективно, но выглядит не совсем справедливо.

Легендарный наряд суровой лиловой дамочки.
Легендарный наряд суровой лиловой дамочки.

В завершение данного пассажа упомяну еще одну деталь, которая встретилась мне в одном из моих прохождений. В лагере I\II актов и в сельской местности III акта у каждого спутника есть свой шатер, который так или иначе выражает его индивидуальность. Недавно им еще и дополнительных фоновых действий добавили. Так вот, если сменить палаточный лагерь на уютный второй этаж «Эльфийской песни», то теперь (так было не всегда) персонажи и так обставляют окружение вокруг своей кровати по своему вкусу (да как минимум заправляют ее постельным бельем). Баг это или простой недосмотр разработчиков (что маловероятно, конечно), но Минтара (при законном ее получении в отряд без абюьзов несмертельным уроном и т. д.) никак не меняет обстановку у своей кровати. Все это странно еще и потому, что раньше-то свой шатер у нее был.

Бедная родственница.
Бедная родственница.

За скобками оставим такие «промежуточные» локации, как Ясли гитьянки (и их окрестности) и все Подземье с Гримфорджем. Упомянем лишь возможность помочь гномам-рабам или же поддержать Нере, но тут, как и все в этой в игре, злодеяние приведет только к потерям целых пластов контента.

II акт

В первом акте невосполнимые потери не заканчиваются. Отыгрывая настоящего злодея, в расход идет потенциальный спутник Джахейра, важный сюжетный персонаж Изобель, а вдогонку и Эйлин. «Последний свет» без тех же несчастных тифлингов выглядит сиро и пусто (если мы еще и Флоррик не спасли в I акте, то так вообще печально). И если относительно невозможности снять проклятие без того же Хальсина выглядит логично, мол «живите дальше в проклятом мире, который сами и создали», то что игра предлагает взамен на принесенную в жертву Изобель? Ни-че-го. Огромное нечеловеческое спасибо верному служителю Абсолют. В Лунные башни, предварительно выкинув несложные кубики, может спокойно попасть персонаж с любым мировоззрением. Ах да, помимо условных 100 зол. мы получаем значительное усложнение финальных файтов с Кетериком. Фоном же мы продолжаем терять интересных персонажей и их квестовые линии в III акте.

Без комментариев.
Без комментариев.

Если договориться с вполне злобным на вид некромантом Бальтазаром в «Вызове Шар», то мы можем потерять и Шэдоухарт.

Милашка. Как такому не довериться?
Милашка. Как такому не довериться?

III акт

«Now hope is gone, or so it seems. But game’s not over yet…»

На самом деле, конец все-таки весьма близок. Вследствие смерти Джахейры не выйдет завербовать в отряд последнего спутника, легендарного Минска. Сказываются ли наши предыдущие злодейства на III акте как-то иначе (не считая потерь кусков контента)? Отнюдь. Персонаж приходит в город сродни чистому листу, так сказать, никто ничего не видел и не слышал — значит не было. Для культистов (Стальной стражи и Огненных кулаков, в частности) вы все равно враг номер один. Позлодейничать в III акте в промышленных масштабах, как-то было в предыдущих локациях, особо негде. Конечно, можно всюду притеснять слабых и совершать гнусные поступки ради денег, но все это мелочи. Для уверенных в себе злодеев игра приготовила «увлекательнейший» квест про впечатление грозного Трибунала убийств. Надо убить всего лишь двух (!) беззащитных персонажей, после чего мы получим довольно пафосную ачивку о том, что мы «залили улицы Врат Балдура кровью, став нечестивым убийцей во имя Баала». Ура. После убийства Орин в случае союза с Горташем последнего для прохождения игры и убивать не придется. Как-то слабо сравнимо с горами трупов первых двух актов, не находите?

О да, теперь все встает на свои места…
О да, теперь все встает на свои места…

Сложность

Как же игра «наказывает» игрока за совершенные преступления против морали и совести? Сразу оговорюсь, что это переменная субъективная, для каждого разная, я буду исходить из наивно-простого больше\меньше врагов или же союзников в основных сюжетных сражениях. В первом акте перебить тифлингов с поддержкой гоблинов и Минтары выглядит проще, чем методично несколько часов зачищать гоблинский лагерь (да, можно убить только предводителей). Если в первом акте мы действительно выбираем сторону конфликта, то во втором как ни старайся во имя злодейского зла, драться с Кетериком придется. Вопрос лишь в том, в каком виде: с поддержкой выше упомянутых селуниток и одной друидки, или же без нее. Врагов у нас только прибавится — Маркус, Бальтазар, папина дочка Изобель.

Да пофиг мне
Да пофиг мне

Упорное уничтожение ряда важных игровых персонажей значительно сокращает возможности призыва союзников на помощь в финальной битве, но без них, надо отметить, она не становится непроходимой.

Если оставить за скобками «огромное количество вариаций» финала, великолепного злодея Рафаила и рассматривать только два основных пути — спасти всех или стать Абсолют, то злая концовка и вовсе разочаровывает. Можно всю игру быть самым добрым созданием на свете, а в итоге ни с того ни с сего взять и стать новым злодеем этого несчастного города или наоборот.

No more deals, it’s over!
No more deals, it’s over!

Злые спутники

Baldur`s Gate III — игра все-таки добрая. Из 10 потенциальных спутников мировоззренческий расклад (разбивка сугубо по моему впечатлению) примерно таков: на 6 добрых персонажей (законопослушных\хаотичных) мы имеем двух условных нейтралов (Лаэзель и Шэдоухарт) и всего двух однозначных злюк — Астариона и Минтару. Впрочем, заслужить их одобрение несложно и за доброго персонажа — всего-то надо оставлять их в лагере в определенный момент. Если Минтара присоединяется к отряду как итог злодейства в первом акте, то Астарион в этом плане довольно безобидный. Более того, в ходе личного квеста его даже можно наставить на путь истинный. Итого в сухом остатке зла у нас остается, по моему ощущению, довольно картонная и малоинтересная Минтара.

Me and the boys watching how Tav will handle another tadpole removal attempt
Me and the boys watching how Tav will handle another tadpole removal attempt

Выводы

Сколько веревочке не виться, а конец будет. Время итожить говореное. Отыгрывать негодяя (за Темного соблазна, если хочется более «уместных» злодейств по отношению к окружающим, или за кастомного персонажа) имеет смысл, если:

  • вам понравилась игра и вы готовы пройти то же самое с минимальными изменениями;
  • вы хотите немного больше вызова (за исключением 1 акта) от относительно несложной игры. Логично будет при этом повысить и уровень сложности;
  • вы хотите посмотреть, «а что будет, если…» в ключевых сюжетных моментах (спойлер: ничего особенно не изменится);
  • вы хотите посмотреть на игровые события с немного другого угла, лучше узнать персонажей, с которыми вы ранее были на разных полюсах мировоззрения.

Но: для первого ознакомительного прохождения путь злодея я бы крайне не советовала. Игра выглядит куце, появляется ощущение недосказанности. Велика вероятность получить неудачное представление об игре в целом и более к ней не возвращаться. Контента становится на порядок меньше, а равноценное его возмещение фактически отсутствует.

Описанные выше мысли не претендуют на правоту, полноту и совершенную точность фактов. Буду рада вашим мыслям на тему\поправкам.

Спасибо за внимание!


6.2K
4.7
3 368 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень понравился блог, тема реально многими игнорируемая.
По сути все верно, квесты которые у тебя забирает игра за счет твоих злых выборов, должны возмещаться другими квестами, чего по сути не происходит, по итогу ты действительно играешь в урезанную версию игры.
Проходил много раз, от себя добавлю, что злой рут игры помимо просто урезанности еще и мрачно забагован, у меня просто все прохождение происходил какой-то цирк, то персонажи посреди второго акта внезапно и с удивлением осознавали что с ними маньяк в пати, несмотря на то что до этого, полтора акта я просто все и всех убивал, чертил круги из крови и говорил всем прямо, что я ем детей на завтрак, то избитая Джайхейра (после сожжения таверны) которая обещала меня убить — через пять минут внезапно появлялась в Лунных башнях и выдавала что то вроде «Ну что, идем спасать мир?», про несчастную Минтару вообще молчу, оказалось что через 10000 лет после релиза, разрабы внезапно вспомнили что из-за бага у нее не было 1.5 тысяч!!! реплик.
И что самое забавное — она, по факту, единсвенный плюс отыгрыша злого персонажа и то, добрым игрокам дали способ ее завербовать не убивая тифлингов, в чем теперь вообще профит играть злым героем не ясно абсолютно, потому что злые концовки от твоих выборов до финала вообще не зависят.

Это мы сохраняем в закладках и читаем после прохождения игры (когда-нибудь).

Добрые дроу это вообще оксюморон в рамках днд, приятянутый за уши только чтобы дать возможность поиграть за красивеньких эльфов, не будучи злюкой. Дриззт это просто Дриззт, если что.

На мой взгляд, также большая проблема злого прохождения — это творить зло ради зла. Игра не даёт никакой мотивации быть злым.

Это не самый злой злодей, злодейский злодей делает больно иначе, убивая Минска с Джахейрой, отправляя Изобель на помощь Эйлин, убивая Изобель на её глазах и продавая Эйлин магу.

Я проходил, я знаю.

Помню где-то натыкался на хорошее сравнение, что, мол, рпг, как правило, имеют структуру перевернутого треугольника — линейное начало, сменяется расширяющимся количеством выборов и возможностей по ходу сюжета и довершается апофеозом в виде кучи разных концовок. А вот у ларианов треугольник обычный, что немного обманывает ожидания. У них начало/пролог как правило самые проработанные и нелинейные, а дальше уже всё это сжимается и идёт на спад. Дос 2 тоже такой была, из форта радость можно сбежать десятком сбособов (хоть это ни на что толком не влияет), но дальше такой вариативности уже нет нигде в игре.

Эх, сколько раз не прохожу любимые игры всегда +- одно и тоже выбираю, даже спутников в компанию к себе. Тяжело заставить себя делать «не свой» выбор даже ради нового контента.

Пожалуй самого злодея отыграть и хорошо бы, но сколько игр не встречал, чаще всего это тебе аукается упущенным контентом или банально упущенной выгодой

.

Спасибо за дополнение) Я отметила в конце блога, что на полноту информации не претендую, тут по сути описан исключительно мой игровой опыт. Но справедливости ради, как показывает пример гоблинши Саззы и других маленьких зеленых служителей Абсолют, убить парочку-другую (каких успел бы до своей смерти увидеть глазик) младших культистов Верным ничего не мешает)

Я проходил бг3 где-то 6 или 7 раз, каждый раз меняя решения в разных ситуациях.

Исходя из данного опыта могу сказать, что последнее прохождение за темный соблазн было самым интересным.

Если поддаться желанию узнать наше прошлое мы потеряем большинство сюжета своих спутников, но зато получим интересную собственную историю.

И темная концовка за соблазн куда круче, чем плохая концовка за любого другого персонажа.

На самом деле у меня сложилось ощущение, что разработчик негатив показывает гораздо круче. Кто не играл за соблазн тому однозначно советую, но после хотя бы одного прохождения за другого персонажа.

Все зависит от того, что человек ищет от злодейского пути. Если ему интересно посмотреть какими еще изощрёнными путями можно уничтожать персонажей, которые могут дать еще контент, то в этом плане BG3 полна открытий. Но если рассматривать в рамках полного, «нормального» прохождения, а не подгружать сейвы в отдельных моментах, то тут уже есть вопросики как по мне. Злодейский путь ничем не вознаграждается, даже для «злой» концовки ничего перепроходить не надо. В этом можно увидеть некую философию, но я вижу в этом скорее однобокость сюжета\квестов\геймдизайна.

Ну и как я указала в конце блога, это всего лишь мои мысли, которые явно не претендуют на полноту картины)

Хаотично злые персонажи это обычно безумцы-маньяки. По крайней мере это типичный пример. Астарион, кмк, скорее нейтрально злой.

Лариан рекомендовали не играть за ТС, если это первый раз, как раз-таки потому что в связи с этим теряется контент. Ну а вообще, тема «злодейского» контента уже давно проблемная. А нынче с трендами на «магию дружбы», с которой любой дарк фэнтези мир превращается в обиталище поняш-добряш, рассчитывать на проработанность в этом плане вообще не приходится (

Злодейский злодей становится избранным Баала, убив Орин и когда Минск и Джахейра начинают возмущаться, использует силу личинки, чтобы взять под контроль Минска и заставить его самого убить Джахейру

Блог интересный, читается убедительно. Но вот я почитал эту ветку и мне сразу захотелось открыть сейв с палладином, скораптиться и натворить злодеяний.

Может все не так уж плохо в путях злодейских и стоит рассмотреть картину более полно?

В данном случае я подразумеваю в рамках злого рута и убийство Эйлин, вследствие которого помирает вся таверна. А вообще злодейский злодей (имхо) перебил бы всю таверну и до Вызова Шар, не став отпираться от убийства\похищения Изобель.

В данном случае я применяю к персонажам систему мировоззрения из D&D. Если бы мы встретили Астариона и Минтару в первой или второй части BG, то у первого в карточке персонажа значилось бы (по моему мнению) «Злой Хаотичный», а у второй «Злой Законопослушный». Один злодейничает по ситуации и просто потому что ему так нравится, а вторая придерживается каких-то собственных убеждений. Вот вам выдержка из вики: «Законопослушные злые (англ. Lawful Evil, LE) персонажи методично получают то, что они желают, действуя в рамках собственного морального кодекса или в рамках законов, не обращая внимания на страдания окружающих. Целью может быть как личная выгода, так и благополучие общества в таком виде, в каком его понимает конкретный персонаж». Как по мне, вполне подходит под описание Минтары. Но это, опять-таки, мое субъективное мнение и вы имеете полное право с ним не согласиться.

Ну и согласитесь, дроу (особенно дроу Ллос) сами по себе не то чтобы добрые и пушистые. Не даром их весь Фаэрун боится.

Увы и ах. Как говорится, добро это вам не зло.

возможности пройти игру совершенно разными (сюжетно) путями

Честно говоря, если прям так ставить вопрос, то мне на ум только The Age of Decadence приходит. Но я играл в неё прям очень давно, поэтому мог запомнить её гораздо более вариативной, чем она есть.

Читай также