На днях нам на глаза попалась старая новость о появлении мода, добавляющего поддержку анальной пробки в кооперативный ужастик Lethal Company. Подключённая по вluetooth секс-игрушка вибрирует каждый раз, когда геймер получает урон, взаимодействует с предметами, сканирует и продаёт лут. Идея, конечно, кхм, своеобразная, однако отнюдь не новая.
Всем пламенный привет, на связи Cheezzy фиолетовая борода. Сегодня мы расскажем об аркадном автомате, связавшем виртуальность с реальностью. Поведаем об игре, которая в наше время является частым гостем выставок и БДСМ-вечеринок. Да ненадолго погрузимся в историю создание PlayStati… ой, ой, PainStation. В общем, включайте вluetooth, запускайте пробку, если она есть, и дружно повибрировали.
Случилось так, что в начале нулевых под сводами Академии медиаискусств, расположенной в Кёльне, встретились некие Фолькер Мораве из Бремена и Тильман Райфф из Мюнхена. Двое молодых людей, окажись в польском фэнтези пошли бы, скорей всего, истреблять чудищ, однако в нашей безмонстровой реальности они пожелали грызть гранит науки.
Новоиспечённые студенты на фоне общих интересов настолько крепко сдружились, что стали снимать жилплощадь вместе. Естественно, на этом сотрудничество не закончилась. Ведомые непомерными амбициями, молодые люди решают запилить не просто университетский проект, а необычный интерактивный арт-объект, который бы смог покорить сердца ценителей искусств.
Первоначальной идеей, можно сказать, даже протоидеей, стало некое непонимание творцов. Тильман Райфф любил провести часок-другой в видеоиграх, в то время как Фолькер Мораве, не разделяя такого хобби, отдавал предпочтение футболу. Он считал геймерство глупым, ибо виртуальная забава не давала никакой обратной связи, никакого физического контакта в отличие от того же спорта, к примеру. Подобная мысль в дальнейшем пройдёт красной линией по всем проектам напарников. Поиск и нахождение новых возможностей взаимодействия компьютера с человеком станет лейтмотивом их экстраординарных инсталляций. Но об этом чуточку позже.
Пока же студенты крепко призадумались о сути своего будущего арт-объекта. Каким образом объединить виртуальность с реальностью? Хм, задачка не из простых, конечно. Тем не менее ответ всё же нашёлся, и разгадкой стала карточная игра «Fingerkloppe».
Здесь стоит понимать, что правила карточной игры в данном контексте абсолютно неважны. Серьёзно. Ибо на идею с созданием аркадного автомата боли подтолкнуло практикуемое среди германской молодёжи наказание. Разгорячённые победители, дико гогоча от смеха, лупцевали проигравшего по пальцам оставшимися у того картами.
И, положа руку на сердце, не сказать, что подобная расплата за неудачную игру является чем-то сверхъестественным. Неординарным. В начале нулевых у нас тоже было нечто подобное. Вспомнить хотя бы дворовой футбол или «набивалы», когда в наказание проигравший вставал лицом к стенке, как вариант. А победители пытались с небольшого расстояния попасть мячом по его неприкрытой филейке.
Именно угроза жестокого обращения приводит все ваше тело в состояние боевой готовности и делает это переживание таким интенсивным.
Мысль «поражение = боль» привела творцов к идее воплощения видеоигры, которая бы имела возможность взаимодействовать с геймером физически. Хотя, скорей всего, немного некорректно будет сказать, что студенты прямо разработали виртуальную забаву. Нет. Они, можно сказать, модифицировали чужой продукт.
В основе, в материальном ядре инсталляции лежал компьютер семейства Macintosh, известный как iMac G3. Виртуальную же составляющую представляла популярная аркадная игра Pong. Да, юный читатель, та древняя забава из палеозоя с двумя бегающими по экрану белыми палочками-ракетками и отскакивающим квадратиком-мячом.
Всё остальное – это, как выразились сами творцы, ламповый монитор и хлам, в избытке валявшийся в их квартире да подвале. Для понимания, корпус арт-объекта состоял из металлических полочных досок, дерева и пластика, а один из механизмов функционировал благодаря контейнеру для йогуртов. В общем, я его слепила из того, что было.
Суть аркадного автомата боли проста, как две немецкие марки. Правую руку игрок кладёт на paddle-контроллер, дабы управлять ракеткой, а левую – на сенсорное поле (Pain Execution Unit или сокращенно − PEU). Цель матча, как и в оригинальной виртуальной забаве, не позволить проворному мячу попасть в твои ворота. Не сумел, не успел? Маленький белый квадратик прошмыгнул мимо ракетки? Что ж, в таком случае получай неминуемое наказание.
Лежащую на сенсорном поле руку провинившегося бездушный автомат сразу шандарахает током, поджаривает или бьёт хлыстом. Вид расплаты зависит от зоны, в которую угодил провороненный мяч. К слову, некоторые источники пишут, что первые версии были оборудованы только электрошоком. Впрочем, это не такое уж и сильное расхождение.
Проигравшим же в столь болезненном противоборстве считался тот, кто первым убирал руку с поля для наказаний. Что, в принципе-то, логично.
Это весело, потому что вы играете против своего противника и видите, как он страдает, а в следующий раз будете страдать вы, и боль не так уж сильная…
Создание первой версии функционального арт-объекта завершилось нанесением на его корпус, собранный из хлама и палок, официального названия – PainStation. Разумеется, в логотипе явно читалась отсылка к популярной консоли PlayStation от компании Sony. Но этого студентам показалось мало, поэтому, недолго думая, они передрали у японских разработчиков ещё и тему шрифта. Теперь заложенную пасхалку заметит точно каждый.
Разумеется, собранная вручную игровая инсталляция казалась студентам пиком полёта творческой незамутнённой мысли. Только стоило подать заявку на участие в предстоящей выставке, как пыл начал постепенно угасать. И даже согласие организаторов мероприятия уверенности не прибавило.
Ведь пьянящий кураж разработки растворился, исчез, выветрился, а сомнения относительно одобрения людьми PainStation закрадывались. Но отступать было уже поздно.
Во время конференции некоторые люди выходили из зала, чтобы поиграть в PainStation, и было слышно, как они кричат и вопят в коридоре. Для нас это стало хорошим подтверждением концепции.
PainStation хоть и не вызвала эффект разорвавшейся бомбы, тем не менее стала одной из самых хитовых, востребованных инсталляций выставки. Светящиеся от радости лица посетителей да их окровавленные с синяками руки издали выдавали новорожденных фанатов игрового творчества двух студентов.
Когда ты играешь на публике против друга, а люди подбадривают тебя, очень трудно сдаться, не оказав хорошей борьбы. Я видел, как люди вставали из-за стола с окровавленными руками и совершенно ободранной кожей, потому что они не хотели отступать перед аудиторией.
Показавшая себя на выставке с наилучшей стороны PainStation отправилась в долгое путешествие по последующим мероприятиям. Кочуя от одного павильона к другому, аркадный автомат боли набирал популярность. Фанатская база росла, а газеты наперебой сообщали о странном арт-объекте, чуть ли не калечащим людей.
Двое студентов же, опьянённые успехом, задумались о второй, более совершенной, модифицированной версии игры. К тому же начали появляться мысли о её массовом производстве. В связи с чем творцы позвали к себе на помощь нескольких знакомых.
Вот здесь, примерно в один промежуток времени происходит два очень важных события, как для самих творцов, так и для их электронного детища. Во-первых, Фолькер Мораве и Тильман Райфф, решившие улучшить да пустить на поток PainStation, внезапно осознали, что не являются бизнесменами. Они – люди искусства, люди творчества, поэтому на создании пяти аркадных автоматов разных цветов напарники остановились.
Во-вторых, до дядечек из Sony Corporation дошла новость о немецком дуэте, использующем логотип, больно похожий на название их игровой консоли. Как понимаете, японским джентльменам такой ход вещей совсем не понравился, о чём тут же изобретатели были уведомлены.
Сами Фолькер Мораве и Тильман Райфф особо не распространяются о случившимся недопонимании с мегакорпорацией, предпочитая тезисное «нам удалось договориться». Только вот СМИ, просто обожающие всякие непроверенные фактики да информацию от анонимных инсайдеров, кое-что рассказали.
Мол в ответном письме Sony творцы простодушно пояснили, что действовали согласно рекламному лозунгу самой японской компании «Go create» («Иди и твори»). Как восприняли такую явную отговорку забугорные бизнесмены сказать сложно. Впрочем, студентам и вправду удалось договориться, однако одним из обязательных условий соглашения стало изменение шрифта в названии аркадного автомата боли. Но, опять же, всё это согласно заявлениям СМИ, не более того.
Как бы то ни было, модифицированная версия PainStation вышла в свет. Улучшенный аркадный автомат боли тут же принялся колесить по миру, заглядывая временами даже на телеканалы. Оу, и в какие только ситуации не попадали молодые светила искусства.
На одной из конференций в Сан-Франциско, к примеру, рядом с PainStation аки привязанный стоял адвокат. Под пристальным присмотром работника права посетители, пожелавшие поиграть, вначале подписывали официальные документы, освобождавшие организаторов от ответственности за полученные травмы во время предстоящего матча. В противном случае, при отказе, человек попросту не подпускался к арт-объекту.
А вот выставка в Японии заставила творцов хорошенько поломать голову. Дело в том, что весь пол площадки устилал белый пенопласт. И как бы концептуально, забавно, свежо, только вот беда. Посетители, обязательно передвигавшиеся без обуви, накапливали электростатический заряд, который неизбежно искрой бил в PainStation. В частности, в блоки управления из нержавеющей стали, что очень скоро привело к перегоранию транзистора.
Пришлось экстренно чинить аркадный автомат, да изобретать защиту. Весь пенопласт вокруг инсталляции был отброшен в сторону, а на его место положена металлическая сетка, подсоединённая к водопроводной трубе в ванной. Подобный финт ушами, по словам напарников, в дальнейшем уберёг от электростатических ударов.
Со временем, с развитием технологий, усовершенствовалась и PainStation. Ламповый монитор вместе с компьютером iMac G3 отправлены на свалку истории. На их место пришла современная техника. Сам дизайн аркадного автомата боли, кстати, поменялся. В некоторых моделях, например, имеются кожаные подлокотники.
Появился монетоприемник. Функция регулировки боли, а также возможность во время матча создавать точечно блики на экране, усложняя тем самым оппоненту игру. И многое-многое другое.
Более двадцати лет назад Фолькер Мораве и Тильман Райфф, объединившись, изобрели в подвале съёмного жилья странный аркадный автомат боли. PainStation быстро набрала фанатскую базу. Причём сей арт-объект, как бы не звучало удивительно, до сих пор является частым гостем на выставках. Впрочем, если верить той же Википедии, в клубах, а также на БДСМ-вечеринках инсталляция тоже не остаётся без внимания.
После успеха PainStation немецкий дуэт, избрав себе творческий псевдоним //////////fur////, продолжил удивлять ценителей искусств. В частности, ярые фанаты PlayStation и футбола смогли опробовать на себе контроллер LegShocker. Эта внушительных размеров накладка на голень, предназначенная для игр про ногомяч, каждый раз причиняла боль геймеру, когда виртуальный спортсмен получал какой-либо ушиб. Из-за чего во время матчей с таким вот устройством соперники зачастую стремились не забить противнику гол, а как можно больше покалечить его футболистов.
Фолькер Мораве да Тильман Райфф за эти двадцать лет придумали много чего ещё. От мышеловки с кнопкой до просторной игровой площадки для юного космонавта. Впрочем, последующие сумасбродные изобретения немецкого дуэта достойны отдельного упоминания. Но о них точно не сейчас. А с вами был, вещал и испытывал боль Cheezzy фиолетовая борода. Обязательно увидимся на необъятных просторах Интернета.
Бзз-бззз-бззз... Так, а это что за ерунда?
Эм... StopGame, ты серьёзно?
1) Википедия:
− PainStation: https://en.wikipedia.org/wiki/PainStation
2) Сайты:
− Destructoid Interview: the diabolical Tilman Reiff, co-creator of PainStation: https://www.destructoid.com/destructoid-interview-the-diabolical-tilman-reiff-co-creator-of-painstation/
− Официальный сайт творческого дуэта: https://fursr.com/
− "PainStation" is an art game by //////////fur//// (Volker Morawe and Tilman Reiff). It was shown during DEAF03: https://www.v2.nl/works/painstation/
− From an Artist's Pespective: https://artificial.dk/articles/fromanartist.htm
− //////////FUR////: NO PAIN NO GAME: https://mgml.si/en/match-gallery/exhibitions/376/fur-no-pain-no-game/
− Musée du Jeu Vidéo Berlin : le très sympa Computerspielemuseum !: https://bons-plans-berlin.com/musee-du-jeu-video-berlin-computerspielemuseum/
3) Сайты, открытые через бесплатный онлайн-архив Wayback Machine:
− No Pain, No Game: https://web.archive.org/web/20030207171752/http://www.wired.com/news/games/0,2101,50875,00.html
− They Like Pain(Station): https://web.archive.org/web/20110622073302/http://www.onthemedia.org/yore/transcripts/transcripts_062703_painstation.html
− Старый блог творческого дуэта: https://web.archive.org/web/20150910154409/http://blog.fursr.com/?pg=2
− Старый сайт PainStation: https://web.archive.org/web/20030202233017/http://www.painstation.de/
4) Ютуб:
− LetsPlay − Let's Play - The PainStation: https://www.youtube.com/watch?v=6bm7fLcj5UI
− TEDx Talks − Spiele, Kunst und Testosteron: //////////fur//// Tilman Reiff + Volker Morawe at TEDxKoeln: https://www.youtube.com/watch?v=v-lpDfJYInQ
− Rizzlefitz − 3 minutes Painstation at 28c3: https://www.youtube.com/watch?v=UNvNiNI-ioA
− MediaArtTube − Volker Morawe - Tilman Reiff : Painstation 2001: https://www.youtube.com/watch?v=qMie0he1H7s
Лучшие комментарии
Я вижу потенциал для фильма ужасов.
Хах, классно, только на днях был в Берлине в музее видеоигр и там стоял этот автомат в который можно было поиграть. Мы еще с товарищами думали что за психи в это играют и зачем лол
И все пошли проверять...
тоже не понравилось. ну какой блютуз? 2024 год на дворе! по радиоканалу нужно!
Так?))
Ыыыы)))
И как, проверил? Или неужели эту фишку с вluetooth только нам с бородой любимый StopGame прикрутил?))))
Хорошо, что любимый StopGame ещё ИК-порт не прикрутил. Вот была бы забава))
Давно слыхал об этом приборе. Помню, как мне о нём поведал батя, сопровождая это словами, вроде «вот же делать нехрен людям». Я тогда это воспринял как какую-то байку, а тут вдруг на те. Оказывается, реально существующий аппарат)
В Берлине в Computerspielemuseum стоит Painstation. Мы однажды пошли туда компанией человек из восьми и проторчали у неё несколько часов. Ни один другой экспонат даже близко не вызывал такого интереса.
Не прикрутил, а вставил, закопал поглубже в Бороду (только цвет поменять).
Последний подарок Кунгурова :3
Фиолетовая борода с синим зубом)
Кто здесь?))
PainStation. Название в рассказе не фигурировало, но по описанию очень уж походит)
Ну, там вполне душевно и интересно, думаю не пожалеете)
Посмотрел, сорян, конкретно его не сфоткал, но нашел видео из этого музея где именно в него играли (правда 10 лет назад хах), это в общем тот же автомат что судя по всему видели и мы
Очень интересная задумка, прекрасная концепция с интересным подходом. Мне понравилась реализация, захотелось купить для посиделок с друзьями. Думаю, было бы здорово сделать нашу встречу ещё более комфортной и непринужденной. Такой игровой процесс точно бы улучшил качество нашего геймплея. Думаю, запустив на подобной консоли Dark Souls, меня точно не назовут казуалом!
В таком случае к концу первого прохождения Dark Souls тебе может грозить обугливание рук, как минимум)