А помните старую Sony? Компанию, которая не совала повестку в каждый свой новый эксклюзив, не отключала Helldivers 2 в 200+ странах, где нет PSN, не продавала устройство для стриминга игр с домашней консоли за 200$. И, конечно, та Sony радовала нас интересными гаджетами. Попробуйте вспомнить какие-нибудь уникальные, но совершенно забытые, как корпорацией, так и игроками продукты PlayStation. Вам вряд-ли составит труда это сделать. За 30 лет с выхода первой консоли Playstation у нас были самые разнообразные устройства, от карты сохранения-портативки, до 3D телевизора. Но сегодня я снял с полки один совершенно забытый артефакт прошлого, настолько никому не нужный, что из четырёх игр, которые выходили для него, на стопгейме есть лишь две. Сегодня рассказ пойдет о PlayStation Wonderbook.
Историческая справка
В 2012 году, на закате поколения PS3 и XBOX360, одно из внутренних подразделений PlayStation Studios, а если быть точнее London Studio, захотела сделать к PS3 новую приблуду. В свое время лондонцы делали для PS2 EyeToy - камеру дополненной реальности, и множество игр для нее. Для PS3 обновленный EyeToy на тот момент уже был, он назывался PlayStation Eye, и использовался для считываний движений PS Move. Увидев камеру, London Studio захотелось новому поколению детишек тоже дополненную реальность показать.
Sony, внезапно, дала проекту зелёный свет, и на свет появилась Wonderbook - книга дополненной реальности, страницы которой содержали коды, которые PS Eye в зависимости от запущенной игры по разному интерпретировала, и выводила на экран картинку вебки, но с волшебством на самой книге, которая могла превратиться во что угодно. 13 ноября 2012 года Wonderbook вышла в магазины вместе с первой игрой для неё. Сейчас уже сложно сказать, почему Sony согласились за год до выхода новой PS4, которой были необходимы эксклюзивы, пустить силы на разработку технически непростого гаджета и игр для него. Однако о них действительно есть, что сказать.
Wonderbook: Книга Заклинаний
Пойдем по хронологическому порядку. Первой игрой для книги стала Книга Заклинаний по франшизе Гарри Поттера. Игра представляет, что Wonderbook - это учебник по заклинаниям и при помощи PS Move дает нам попробовать выучить самые различные заклятия из вселенной Роулинг, которая кстати принимала активное участие в разработке. Игру разработали сами London Studio, и для первой игры с новым устройством она на удивление хороша.
Визуал и музыкальное сопровождение действительно переносят тебя в тот самый магический мир, о котором тут рассказано множество интересных фактов, ранее не нигде не описанных. Геймплей представляет из себя разучивание заклинаний и увлекательные мини-игры, для прохождения которых нужно действительно помнить как махать палочкой для каста необходимого заклятья. У игры нет дуги сложности, изучая учебник дальше, тебе не придется столкнуться с какими-либо сложными сегментами, вся игра проходит в одном медитативном темпе, где ты машешь палочкой, слушаешь факты о вселенной, и проходишь уникальные мини-игры. Однако именно тот самый вайб магической вселенной доставит удовольствие любому, кто хоть раз смотрел фильмы или читал книги о Гарри Поттере. Всё для фанатов: и выбор волшебной палочки, и факультета, и знакомые по фильмам локации в интерактивных сегментах. В игре легко забываешь о ходе времени и пролетаешь её на одном дыхании, желая узнать больше подробностей о лоре любимого мира. Книга Заклинаний - отличная игра для Поттероманов на пару вечеров. Да, именно на пару. Игра состоит из 5 глав, каждую из которых я прошел плюс-минус за час. Однако этот огрех игре прощается за великолепную атмосферу и уникальный геймплей.
Но не прощается другой. Игра явно делает упор на детской аудитории, и это правильно, я не считаю, что концентрация на взрослых фанатах Поттера сыграла бы на руку при продажах книжки дополненной реальности. Но местный диктор... В игре нас всегда сопровождает закадровый голос, неизвестный учитель, позволивший взять нам учебник из Хогвартской библиотеки. И он адски назойливый. Он комментирует каждое твое действие. Как только ты убираешь руки с контроллера голос начинает обьяснять, на какую кнопку нажать, чтоб продолжить игру. А ведь у игры есть возрастное ограничение - 6+. Разработчики держат детей за невероятных дураков, которым и спустя минуту, и спустя час после обучения надо вновь и вновь повторять, какая кнопка за что отвечает. В 6 лет, я бы быстрее зашел в настройки и отключил болтолога, это сейчас мое терпение позволило мне оставить его только из интереса.
Wonderbook: Детектив Диггз
Следующая игра... Заставила себя долго ждать, выйдя лишь в мае 2013 года, спустя пол года после Книги Заклинаний. Разрабатывала её в этот раз сторонняя стадия, а London Studio помогали. Детектив Диггз происходит в совершенно новой вселенной, основанной на старых западных сказках, вроде Трех Поросят, Матушки Гусыни и Шалтае-Болтае. Все эти сказочные персонажи живут в современном мире, а история крутится возле детектива Диггза - червяка, расследующего таинственное убийство Шалтая. Сюжет игры 12-летней давности спойлерить я всё равно не буду, но скажу, что в отличие от всех остальных проектов для Wonderbook, он тут есть, и хоть прост, весьма интересен, особенно детям, которым в этот раз не нужно слушать комментарии к абсолютно всему. Геймплейно Детектив Диггз также не отстает от прошлой игры - теперь контроллером является не PS Move, хоть он также необходим для запуска игры, а сама книга. Её нееобходимо наклонять, вращать и даже трясти, причем почти никогда действия не повторяются 1 в 1.
Но не могло всё быть так идеально. В угоду сюжету и геймплею разработчикам пришлось пожертвовать длительностью игры. Спустя полгода после выхода Книги Заклинаний, люди, которые еще не продали Wonderbook, получили жалкий огрызок, не превосходящий по длительности технодемку. Игра проходится за 3 часа, и в отличие от предудущей, не имеет никаких коллектиблов, подразумевающих повторное или более тщательное прохождение.
Wonderbook: Прогулки с Динозаврами
Последние 2 игры вышли ещё через полгода, в ноябре 2013 (в день выхода PS4!). Первой стала "Прогулки с Динозаврами", игра по мотивам одноименного фильма от BBC, последние оплатили разработку, а делали интерактивный учебник, внезапно, Supermassive games. Прогулки с Динозаврами это действительно в меньшей степени игра, и в большей учебник истории. Заходит игра сразу с козырей, предлагая интересную мини-игру с археологическими раскопками. На протяжении первой главы тебе будут подкидывать все больше интересных ситуаций с разнообразным геймплеем, как вдруг - в следующей главе все повторяется. Глав в игре 5, и, конечно, под конец игры, все что хочется, это чтоб этот день сурка подошёл к концу. По длительности игра самая долгая из всей четвёрки, прошел я ее за 6 часов, но на пользу ей это вовсе не идёт.
Как учебник игра работает... Ну средне. Каждая глава - отдельный исторический период со своими динозаврами. Но чтоб ребятишкам не было скучно, в каждой главе развивается свой сюжет с хорошими и плохими персонажами. Ах, и да: Дикторов тут целых двое. Есть мужчина, который рассказывает только исторические факты, а есть женщина, которая по назойливости ничуть не отстаёт от диктора из Книги Заклинаний. В общем, Прогулки с Динозаврами может показаться отличной игрой, если проходить ее в качестве первой игры на Wonderbook, однако сравнений с остальными тайтлами она просто не выдерживает.
Wonderbook: Книга Зелий - Лебединая песня London Studio
Закончить историю Wonderbook London Studio решили так же, как и начали. Снова заколлабившись с Роулинг, они сделали Книгу Зелий, ещё один учебник из вселенной Гарри Поттера. Зная, что поддержка их детища играми подошла к концу, в финальном эксклюзиве команда разработчиков выложилась на полную. Геймплейно он самый интересный, но продолжительность так и не смогла пересечь отметку хотя бы в 6 часов. Теперь нам предлагают взять на себя роль зельевара, и изготавливать различные известные по фильмам и не только снадобья. Нам предстоит толочь, резать, нагревать и помешивать ингредиенты в котле для получения желаемой жижи. А главное, игра меньше нянчится с игроком, местный диктор раздражает далеко не так сильно. Но визуально, это все та же Книга Заклинаний, даже использует многие модели и текстуры из предыдущей игры London Studio. А потому мне почти нечего о ней рассказать. При прохождении этой "саги" игр в дополненной реальности, я бы посоветовал проходить Книгу Зелий последней, поскольку она доставит вам максимальное удовольствие, которое можно получить от Wonderbook.
Итоги
Вот так весьма бесславно началась и закончилась история "Книги воображения". Заслуженно ли? Ответ не будет однозначным (моё мнение вы узнали ещё из заголовка). С одной стороны, у нас есть 4 отличных игры, полностью раскрывающих потенциал устройства. Технически всё работает великолепно, у меня ни разу не возникло проблем со считыванием книги или контроллера PS Move. Так что, с этой точки зрения, можно сказать, что виноваты в провале разработчики, которые делали игры раз в пол года, и дата выхода, за год до релиза нового поколения консолей. С другой стороны, не верится, что эта трижды взрывающая мозг для своего времени технология могла выстрелить. Допустим, Sony пустили бы достаточно сил на игры, и на Wonderbook вышли бы свои части KillZone, Ratchet and Clank, Infamous и прочих эксклюзивных франшиз Playstation. Но даже так, далеко не всем захотелось бы пойти купить книгу, цена которой была 35$, чтоб вечерами наслаждаться дополненной реальностью. Даже популярная PS Move не получила новых игр на PS4 (контроллеры позже использовали для PSVR), а по Wonderbook в новом поколении так и подавно никто не скучал.
А стоит ли пробовать Wonderbook в 2024?
Допустим, вы счастливый обладатель Playstation 3 или собираетесь купить её ради множества непереизданных эксклюзивов. Тогда не забудьте про Wonderbook, ведь технология и четкость её работы поражают мозг до сих пор, а все четыре проекта полностью локализованы на русский язык. Дополненная реальность не устарела технологически, она вышла из моды, и сейчас никому не интересна. Но происходящее на экране в играх с Wonderbook кажется магией вне Хогвартса. Сейчас на Авито книга стоит уже далеко не 35 баксов, при должных усилиях за 1500 рублей можно приобрести как книжку, так и все тайтлы для неё. Да, придется покупать диски, в бесплатном магазине игр для прошитой третьей плойки PKGi нет ни одного из описанных мною проектов. Но тем не менее, Wonderbook полностью эмоционально окупается, да и физические копии игр после прохождения можно перепродать, а потому максимально советую к приобретению, особенно людям, которые прошли вдоль и поперек всю библиотеку PS3, а приставка всё никак не покидает их сердца.
И на этом я заканчиваю свое повествование, надеюсь вам было интересно, а даже если нет, я готов принять критику в комментариях. Желаю всем хорошего дня.
Лучшие комментарии
gonzalesЗачем покупать? Кроме pkgi можно с торента iso скачать, или те-же pkg, и через локальную сеть на пс3 перекинуть
привет сделай пост про роблокс
Схожая участь постигла и камеру для PSP. Там тоже были специальные карточки для игры с дополненной реальностью. Всего 2 игры вышло Карл!
Была ещё прикольная игра с коллекционными фигурками, которые надо бы сканить с помощью специальной подставки. Но идея так же быстро загнулась, как и Вандербук.
Это про амибо? Они загнулись?
Вот типо амибо чёт такое помню рекламировали. Там ещё игра под них была, на подобии Кингдом Хертс.
Помню такую приблуду, ждал на неё нормальные игры, а не детские. Не дождался.