Навигация
Введение
Серия игр Mother или более известная как Earthbound на международном рынке, это воистину уникальная серия игр, как для индустрий, так и для создателей. Ни одна игра в серии не получила большого финансового успеха, но каждая стала культовой в своих кругах.
Этот блог станет началом историй, планируется еще две, где в отдельности будет рассказано о каждой игре и после будет отдельный блог с наследием, которая оставила после себя эта серия игр.
Разработка
Предыстория.
Перед тем как начать говорить о самой игре, стоит познакомиться с ее создателем. Знакомтесь, Сигесато Итои. Человек многих талантов, к своим семидесяти пяти годам он успел побывать: Рыбаком, Копирайтером, танцором и Т. Д. Даже поработал с Хаяо Миядзаки. В контексте этой статьи, он интересен как Геймдизайнер и Геймдиректор, создатель серии «Mother»
Все началось с идеи. Идея о JRPG в современном сеттинге появилась у Сигесато, после того как он поиграл в Dragon quest 3, у Сигесато Итои проскачила следующая мысль
Ролевые игры в средневековом европейском сеттинге, безусловно, процветают в наши дни. Но я ничего не знаю о средневековой Европе.
Так и появилась идея для игры Mothership. JRPG в современном сеттинге, в которой дети могли ассоцировать себя с главным героем.
Путь к Nintendo. Питчинг игры Сигэру Миямото.
У Итои была идея, но была маленькая загвоздка. Он не мог ее никому представить. К сорока одному году у него было много связей, в разных сферах. Но не было никого кто был бы связан с Nintendo или Видеоигровой индустрией.
Два полных года, у Итои созревала идея собственной игры. Он даже сделал несколько геймдизайн Документов. Удача улыбнулась Сигесато Итои и он получил шанс встретиться с представителями Нинтендо в ходе визита в Киото по другим деловым причинам.
По словам самого Итои, эта деловая встреча не была настолько важной, потому должна была быстро закончится. Потому он продолжал думать о том как будет представлять игру своей мечты. Говоря напередь, питчинг прошел для Сигесато не без казусов.
«когда же я покажу им свои планы, когда же я покажу им свои планы…». (Смеется) Когда я им показал, они удивились. Мы поговорили и Миямото согласился встретиться со мной. Но поскольку я был любителем и не очень понимал, что делаю, то Сигэру Миямото не был впечатлен моими набросками. Лишь иногда, он подмечал некоторые элеметы и говорил «Вот эта часть крутая». Честно говоря, я был обескуражен. (Смеется)
Как бы то ни было, Сигесато Итои удалось запитчить свою идею Nintendo. Главный совет который дал ему Миямото, как говорил Итои, был в том, чтобы начать все с начала и сделать все попроще и поменьше. Сигесато прислушался к этому совету начал сбор команды для разработки.
Сбор команды. Разработка игры. Релиз в Японий.
В марте 1989 года, Nintendo основывает компанию разработчика APE inc. В качестве CEO был поставлен Сигеста Итои. В компанию также были наняты Цунекадзу Исихара, Асура Бенимару и многие другие будущие таланты. В том числе композиторы Хирокадзу Танака и Кейити Судзуки.
APE inc приложили руку к серии Покемон. Ведь самые первые концепты игры, Сатоси Тадзири, в последствий геймдиректор и геймдизайнер Pokemon red, принес именно в эту студию.
Однако разработка игры началась до основания Основной студий. Студия Pax Softnica была нанята Nintendo, чтобы помочь разработке игры Сигесато Итои. В следствий этого, ему пришлось почти каждый день ездить в офис студий, чтобы контролировать процесс разработки.
Сам Сигесато Итои говорить о разработке игры следующее.
Я действительно серьезно относился к этой игре, от начала и до конца. Если это означало, что нужно будет тянуть всю ночь, как это делают разработчики игр, я был не против. Я намеревался научиться всему, что нужно, но, если серьезно, я был настолько увлечен, что был готов делать самую низкоуровневую работу.
В Mother я сильно сосредоточился на сюжете. То же самое с диалогами… В игре более 300 NPC, и почти никто не произносит одинаковых фраз. Может быть, три npc в общей сложности говорят одно и то же. Это огромное расширение по сравнению с другими RPG, даже учитывая одни только диалоги. Я думаю, что люди могут получить удовольствие только от этого аспекта игры.
Даже сейчас я думаю, что восприятие проекта было таким: «Итои думает, что может просто прийти сюда и быстро заработать на игре, эх…». Поскольку тогда я еще не доказал свою состоятельность, я не мог сказать им «Это неправильно». Но, к счастью, теперь я могу.
Mother, была выпущена 27 июля 1989 года в Японий, эксклюзивно для консоли Famicom. Игра получила теплый прием как у критиков, так и у игроков. Ее хвалили за схожесть с Dragon quest и пародирование жанровых тропов. За все время игра продалась тиражом в 400000 копий.
Релиз в остальном мире. Перевыпуски.
Mother была локализована, для американского рынка и должна была выйти под именем Earth Bound, но релиз был отменен так как его посчитали Коммерческий невыгодным. Позже фанаты сумели найти законченный прототип игры, после чего залили игру в сеть, назвав ее Earthbound Zero.
Позже, 20 июня 2003 года, игры была перевыпущена эксклюзивно в Японий, для консоли Game boy Advance, в рамках сборника Mother 1+2. Сделано это было в предверий скорого релиза Mother 3, на той же консоли.
Однако до американского рынка, игра все-таки добралась, спустя двадцать шесть лет после релиза в японий, в июне 2015. Сделано это было в честь двадцатилетия релиза Earthbound в Северной америке. Обе игры были выпущены в сервисе Virtual Console, для Wii U. Позже, в Феврале 2022, они были перевыпущены в сервисе Nintendo Switch Online, для Nintendo Switch.
Геймплей
Геймплейно игра не даст вам никаких откровений. Она является типичной JRPG. Которая вынуждена была мириться с ограничениями железа Famicom/NES. Как и все JRPG того времени, геймплейно игра делиться на две части. Исследование мира и бой.
В части исследования мира, игрок в виде протагониста и его отряда, может перемещаться по условно открытому миру. Игрок может взаимодействовать с NPC или некоторыми функциональными объектами по типу телефона или банкомата. Первый используется для сохранений и чтобы узнать, сколько денег заработал игрок. Второй используется для снятия заработанных денег. В ходе путешествия по миру, на нас случайным образом могут напасть враждебные существа.
Бой проходять в пошаговом режиме, в течение своего хода игрок может решить что ему делать. Ударить основным оружием, ударить Психической атакой, защищатся, использовать предмет или попытать убежать. Помимо них, есть кнопка автобоя и кнопка осмотра, чтобы узнать дополнительную информацию о сопернике.
Что такое Психическая атака? Она здесь вместо магий. Способности называются соответственно — PSI fire, PSI shield и т. д. У каждой способности есть разные уровни, они обозначаются буквами латыни. Альфа, Бета, Гамма и т. д.
В Mother есть «PSI», она же психоэнергетика или ESP. Это не просто некое обозначение «магии», в игровом мире это известно как ESP… психокинез, телепортация и тому подобные вещи. Существует около 50 различных способностей, если учитывать разные уровни силы. И, конечно, есть бесполезные способности.
В качестве награды за бой, иногда может выпасть какой-либо предмет, однако чаще всего, это просто деньги. Их нам высылает наш отец. В игре мы его ни разу не видим, но он постоянно на телефонной связи. Он может сохранить нашу игру и присылает нам деньги. Присланные деньги сохраняются на карте. Чтобы потратить их, нам нужно предварительно снять их в банкомате. Банкомат есть в любом универмаге, любого крупного города. При смерти игрок теряет где-то 30-40% своих наличных денег, деньги, хранящиеся на карте не теряются.
Сюжет и персонажи.
Здесь не будет всех секретов, которые есть в игре, лишь самые основные. Полное прохождение можно найти в Интернете.
Перед тем, как начать знакомится с сюжетом, стоит познакомится с его основным протагонистом.
Нинтен живет вместе с матерью, сестрами и собакой в доме на северной окраине Поданка. Его имя образуется из первых шести букв компаний Nintendo. Основной тип оружия — Бейсбольные биты, ситуационно — Рогатка или Бумеранг. Он является единственным персонажем в серии, который обладает ПСИ-способностями, но при этом не владеет ни одной атакующей. Его ПСИ-способности направлены на баффах для союзников. Также он является астматиком, это важно, ведь в пылу боя у Нинтена может случиться приступ и тогда, если у вас нет Астма-спрея, он будет недееспособен до конца боя.
Главного героя Mother можно считать американцем или японцем, это не имеет значения. Поскольку в Mother играют японские дети, я полагаю, что они будут воспринимать его как японца. В начале игры вы также можете назвать всю свою команду в Mother, и в конечном итоге вы столкнетесь с ними по сюжету. Вместо того чтобы позволить игроку свободно переключаться между персонажами в любой момент, сюжет был написан так, чтобы смена персонажей происходила естественно. Расставание и соединение членов партии само по себе создает большую часть драмы.
История начинается с того, как на Нинтена в его же комнате, нападает собственная лампа. Одолев ее, Нинтен заходит в комнаты к сестрам. На старшую сестру, тоже нападает лампа, одолев и ее Нинтен заходить к младшей. На нее уже нападает ее игрушечная кукла. После победы над ней, сестра Просит осмотреть Куклу, если мы так и сделаем, то услышим странную мелодию.
После этого мы спускаемся на первый этаж. Около двери стоит Мама, когда мы поговорим с ней, она тоже не понимает что происходить. Затем она попросить взять телефону. По телефону говорим с нашим отцом. Он говорить что мы можем позвонить ему с любого телефона и он сохранит наш прогресс, также получаем совет, обыскать подвал, который заперт. После этого мы наконец, можем выйти из дома и приступить к исследованию мира.
Чтобы найти ключи от подвала, нужно поговорить с псом. После разговора нужно его осмотреть и вы получите ключи. В подвале, на вас могут напасть крысы, будьте к этому готовы.
По выходу из дома, по пути мы встретим женщину в розовом, рядом с еще одним домом. Она говорит что ее дочь, Пеппи, пропала и просит нас отыскать ее и вернуть домой. По дороге идем на юг, мы попадем в город Поданк. Идем в Мэрию города, где получаем от Мэра направление в кладбище, к югу от Поданка, где и пропала Пеппи.
Дойдя до кладбища, ищем там люк и через него заходим в крипту, в одном из гробов будет Пеппи. Возвращаемся в Поданк, к Мэру. Он вознаградить нас словесной похвалой, 100$ и еще одним заданием. Он поручает нам проверить зоопарк Поданка. Берем ключ у помощника Мэра и идем в Универмаг, там идем на самый верх, в отдел питомцев, там соглашаемся купить канарейку, но когда услышим цену отказываемся, нам отдадут ее бесплатно.
Берем птенца и идем на северо-восток от Поданка. Там мы попадем в деревню Канареек. Находим серебряную статую. За ней будет тайный проход, пройдя по нему говорим с птицей, она поблагодарит нас и споет нам вторую мелодию.
Далее, идем на север, по верхнему мосту, мы сразу же попадем в местный зоопарк. У ворот нас будет ждать обезьяна, когда мы подойдем к ней, она украдет наши ключи и убежит внутрь зоопарка. Идем за ней, до самого офиса Зоопарка. На протяжений всей локаций, будет играть странная музыка, а на самом верхнем уровне офиса нас будет ждать странная капсула, при осмотре, она откроется и против нас выйдет первый босс игры, Стармэн младший.
После победы над ним, странная музыка исчезает, а зоопарк возвращается в норму. Идем обратно и ищем вольер с обезьяной. Она споет нам третью мелодию.
Далее мы можем не возвращаться к Мэру, а сразу идти на север, по тропинке. У моста нас встретят два офицера полиций, до того как мы не решим проблему с зоопарком, они нас не пропустят. Проходим мимо них и идем в пещеру, осматриваем обелиск и применяем на нем Телепатию. После этого мы переместимся в особое место, Магикант.
Попав в магикант, направляемся к замку, который расположен к северу от деревни. Для решения загадки от привратника, используйте Телепатию. После этого мы попадем внутрь замка. Внутри мы рано или поздно найдем Королеву Марию. Она говорить что раньше пела прекрасную песню, состоящую из восьми мелодий и просить нас отыскать эти восемь мелодий. Три из них уже найдены.
Единственный способ снять деньги в Магиканте, это фонтан к северо-западу от деревни. Подойдя к фонтану, нужно использовать Телепатию, тогда появится NPC позволяющий снять наличные. Положить наличные в Магиканте, нельзя.
Получив задание, на поиск восьми мелодий, идем обратно в наш мир. Для этого направляемся на восток от деревни. После того как перейдем мост, идем на юг. В один из множества колодцев можно будет зайти, при правильной комбинаций мы найдем путь в данж. Пройдя этот данж, мы возвращаемся в реальный мир, но оказываемся, уже в другой пещере.
В данже будет Дракон, он хранить одну из мелодий и после победы над ним, споет нам эту мелодию. Но он спит и не будет с нами сражаться. Чтобы вызвать его на бой Нинтен должен получить двадцать пятый Уровень. Так что к тому моменту советую нагриндить этот уровень.
В Данже также можно отыскать ониксовый гарпун, для этого пройдите в люк, неподалеку от дракона, одолейте мини-босса и откройте подарок. Там будет ониксовый гарпун, он позволить вернутся в Магикант в любой момент.
Выбравшись из пещеры идем на север. Там будет здание школы, заходим внутрь и ищем уборщика. Найдя его, заговариваем ему зубы. После разговора, он проведет нас на крышу. На крыше осматриваем мусорный бак. Оттуда с нами будет говорить наш первый член отряда. Ллойд.
Ллойд Шнайдер, второй герой игры. Он доступен под управление в бою, но исследовать мир за него, мы можем, только при смерти Нинтена. Это относится ко всем персонажам. Он изображен как типичный гик, вот только вместо комиксов, игр и фильмов, Ллойд любить пиротехнику и различную технику. Он живет в Меррисвилле и ходить в начальную школу Твинкл. Ллойд не обладает ПСИ-способностями зато в качестве оружия использует различный огнестрел, а также он единственный в игре кто способен пользоваться бомбами и ракетами.
После того как мы поговорим с Ллойдом, он попросит нас зайти в Фабрику "Sweet Little's" и принести оттуда взрывчатку. Ведь там, по его словам, есть много классной взрывчатки. Для этого идем до конца на Юг, там будет большое здание, заходим внутри и обыскиваем ее, в одном мусорном баке будет петарда-ракета, забираем ее и относим к Ллойду. Тот обрадуется этому и предлагает пойти в лабораторию, чтобы усилить ее. По пути мы общаемся и узнаем немного о нем.
После присоединения Ллойда, идем к северу от Меррисвиля. Добравшись до валунов, преградивших дорогу, идем на запад, до реки. Потом на север, так мы доберемся до Фабрики Дункана. По пути берем пропуск, он оказывается просроченным и сторожевой пес на нас все равно нападёт. Одолев его, мы проникаем внутрь фабрики. Там нам нужно будет отыскать пусковую установку с ракетой и позволить Ллойду запустить ее. Она попадает по валунам и откроет нам дорогу.
Это откроет нам доступ к первому методу быстрого перемещения - поездам. Они платные, так что возьмите с собой наличку. Сперва мы должны заскочить в городок Рейндир. В вокзале Рейндире, мы встретим пожилую женщину, она отдаст нам шляпу девочки, которая живет в городке Сноумэн. После получения шляпы, покупаем билеты до Сноумена и отправляемся туда.
Добравшись до города, идем сразу на восток от него, так мы доберемся до церкви, где живеть еще один важный персонаж. Анна.
Анна - третий персонаж доступный для игрока. Ее описывают как добрую и отзывчивую особу, жители Сноумэна считают ее гордостью городка. Она физический слаба, из-за чего у нее самый низкий показатель здоровья, среди всех персонажей. Зато невероятно сильна ментально. Она обладает самыми сильными ПСИ-способностями в игре. В качестве оружия использует сковородки.
После того как к нам присоединится Анна, мы идем дальше, в городок Спукейн. Там, если мы поговорим с местными жителями, они расскажут нам о Поместии Розмари. Одна девочка даст нам ключи от нее. Забираем ключи и идем в поместье. В поместье пробравшись через лабиринт и толпы монстров, добираем до пианино, осмотрев которую получаем еще одну мелодию.
Получив мелодию, мы возвращаемся на станцию Меррисвиля. Оттуда пешком идем на северо-восток. Так мы доберемся до пустыни Юкка. Ближе к центру пустыни, расположен оазис, рядом с ним есть пилот, за деньги он покатает нас на самолете. Берем первый маршрут. Во время него он несколько раз облетит кактус. Потом пешком подойдем к этому кактусу и используем на нем телепатию. Кактус споет нам пятую мелодию.
Собрав десять билетов мы можем обменять их на один прокат на танке. Заполучив танк, идем на восток, к развалинам. Там нас будет ждать босс Робот. С помощью танка, мы сможем его одолеть, но и танк будет разбит. После победы над ним, идем вниз через люк.
Пройдя весь данж, мы находим еще один люк. Зайдя в него мы оказываемся в пещере, которая опять ведеть в Магикант. Еще раз выходим из Магиканта, в этот раз мы выйдем из совершенно другой пещеры. Идем вдоль рельс, найдя еще один вокзал идем на Юг. Мы оказываемся в городе Янгтаун. Все жители города - Дети. Они утверждают что их родители украли пришельцы с горы, в городе Илай.
Зайдя в дом Гаррисонов, используйте телепатию на младенце, он поделится с нами секретом навыка телепортация.
Чтобы использовать ее, нам нужно длинное поле где мы можем взять разгон. Если по дороге будет препятствие, навык не сработает. Так мы можем телепортироваться в посещенные нами, крупные города.
Добравшись до города, мы узнаем, что город терроризируется Бла-бла бандой, во главе которой стоит некто Тедди. Членов бла-бла банды можно узнать по яркой, синей одежде. Чтобы добраться до него, мы должны купить билет в магазине, и заплатить пилоту, которые перегородил вход в концертный зал. Раскошелившись мы таки заходим в концертный зал "live House"
Зайдя внутрь, подходим и говорим мужчиной слева от сцены. Соглашаемся выступить и нас ждёт выступление героев под трек All That I Needed(Was You).
Это не единственная песня игры. У Mother есть собственный альбом.
После выступление, к нам подойдёт Тедди и вызовет нас на бой. После пары раундов и признает нашу силу. Он соглашается помочь нам выступить против пришельцев. Так к нам присоединяется Тедди. В отряде не может быть больше трех персонажей, поэтому Тедди заменяеть собой Ллойда.
Тедди - Главарь бла-бла банды. Он живет в городе Илай и до прихода Нинтена терроризирует местных жителей. Если поговорить с одним из NPC в концертном зале "live House", то мы узнаем, что он не всегда был таким. Раньше он был милым и добрым ребенком. Все изменилось когда его родителей убили пришельцы с горы. Так что, увидев что Нинтен твердо намерен добраться до горы, Тедди и решает помочь нашим героям. Тедди не обладает ПСИ-способностями, но зато невероятно силен физический. В качестве оружия он использует различные клинки.
После присоединения Тедди, мы можем уже пойти против дракона. Тедди достаточно силен и мы сможем его одолеть. После боя с Драконом, поговорите с ним, он споет нам шестую мелодию. После победы возвращаемся в город Илай.
Вернувшись в город Илай, идем на восток, к горе Итои. Нам придется пройти через толпы монстров и запутанные лабиринты внутри пещер. Где-то в середине, около плато, мы сможем остановиться для отдыха в одиноком домике целителя. Там, впервые за игру, Нинтен и Анна смогут поговорить на едине.
После этого, мы выходим наружу, чтобы найти источник шума. Им оказывается еще один робот, вот только у нас нет еще одного танка, чтобы одолеть его и он быстро и легко побеждает весь наш отряд. К нам, на помощь приходить Ллойд, на танке. Он успевает нас спасти, после того как нас чуть не убил робот. Очнемся мы, в том же домике целителя, Тедди будет сильно ранен и останется у лекаря, вместо него, в наш отряд вернется Ллойд.
Вновь забравшись на гору, мы дойдем до озера. В восточной части озера, есть причал с лодкой. Ллойд сможет ее починить и мы доберемся до середины озера, воронко засосет нас внутрь тайной лабораторий.
Внутри Герои находят робота, Нинтен при осмотре случайно активирует его. Он представляется именем ЕВА(EVE), и говорить что был создан Джорджем. Который является прадедушкой Нинтена и был похищен в предысторий. Главная цель ЕВА, это защита Нинтена. Весь дальнейший путь до вершины, ЕВА будет защищать нас от монстров.
Продвигаемся дальше по горе. Когда мы добираемся, почти до самой вершины, на нас нападает еще один робот. ЕВА отчаянно защищаеть отряд героев и в результате боя, оба робота превращается в груду металла. Осматриваем обломки ЕВЫ и она на последок проигрывает нам седьмую мелодию.
Добравшись до самой вершины, осматриваем на ней одинокую могилу. Из нее вылетить кристалл и поприветсвовав Нинтена, она сыграет нам восьмую, финальную мелодию. После этого мы возвращаемся в Магикант и говорим с королевой Марией.
Когда королева слышит эту песню, ей возвращаются все воспоминания связанные с ней. Она вспоминает о Гийгасе, который был ей как сын. Она пела эту песню ему, словно колыбельную. Она вспоминает что была Марией, той самой из предысторий. Женой Джорджа и прабабушкой Нинтена. Она вспоминает о Джордже и понимает, что ее время на этом свете, истекло. Вместе с ней, исчезает и ее физическое проявление, Магикант.
Нас возвращает на вершину горы, и теперь пещера впереди, которая ранее была закрыта валунами, открыта. Внутри мы обнаруживаем кучу колб, внутри которых видны похищенные люди. Пройдя дальше, мы столкнемся с главным боссом игры - Гийгасом.
Тактика боя с Гийгасом проста, обычные атаки не наносят ему урон, потому единственный способ его одолеть, это петь песню из восьми мелодий. Для этого появиться отдельная опция в меню боя. Так что герои должны стараться выжить и петь ему. После победы над ним, Гийгас улетит на своем корабле. После этого, нас ждёт эпилог и титры.
MOTHER Encore
Я планировал рассказать о фанатском творчестве по мотивам серий в отдельном блоге, но конкретно для этой игры, я сделал исключение.
Несмотря на все плюсы, первая игра в серии считается и является довольно архаичной, откровенно устаревшей игрой. Это было известно и в среде фанатов серии.
Для того чтобы это исправить группа фанатов собралась в небольшую студию Team Encore и начала работу над ремейком игры. Они анонсировали свой проект, названный Mother Encore, на Mother Direct 2020. После этого они выпустили Демо версию, в 2023. Недавно, после Mother Direct 2024 они ее обновили. Во многом, ремейк опирается на стиль Mother 3. Каждый может узнать о проекте, на их официальном сайте. Оттуда же, можно и скачать демо версию игры.
Заключение
В заключении, хочу сказать что я не желаю о прохождений этой игры. Из всех трех именно она меньше всего мне запомнилась. Но даже так, игра мне все равно полюбилась. Я прошел всю трилогию за раз и считаю что Mother/Earthbound beginnings была хорошим стартом, для отличной серии игр.
Советую ли я вам в нее сыграть? Нет, как я и говорил, игра слишком архаична, все из-за ограничений тогдашнего железа Famicom. А вот в фанатский ремейк Mother encore, если он когда-то выйдет, сыграть стоит. Если конечно, вы хотите ознакомиться с серией.
На этом все, спасибо за то, что читали данный блог. О сроках второй части блога говорить не могу, первая часть заняла у меня больше месяца, но когда-нибудь она выйдет. Вот теперь точно все, прощайте! Еще увидимся.
https://shmuplations.com/mother/
https://earthbound.fandom.com/wiki/Mother_(series)
https://yomuka.wordpress.com/2011/02/06/shigesato-itoi-the-copywriter-a-comprehensive-look/
https://news.denfaminicogamer.jp/english/180109
https://en.wikipedia.org/wiki/Mother_(video_game)
https://wikibound.info/wiki/Ninten
https://wikibound.info/wiki/Lloyd
Лучшие комментарии
Это мы читаем и ознакомляемся
Огонь!
Когда-нибудь сам допишу историю серии, но явно не в этом году (лишь бы в этой жизни...)
Вот он, исток многих шедевров, созданных на RPG Maker.
Ничего не имею против фэнтезийных японских РПГ. Только проекты в урбанистическом антураже («Mother» к ним относится) мне больше по душе.
Автору спасибо! Прочесть о становлении замечательной серии было интересно.
Ооо, нашёлся на этом сайте такой же фанат этой серии как я! Для новичков в серии это реально хороший текст-знакомство. Для меня 1 часть тоже на последнем месте из любимых. Но для меня данная серия это чуть-ли не единственный пример франшизы которая с каждой новой частью только эволюционировала и поэтому для мен остаётся любимой именно 3 часть.
Спасибо. Серию ещё можно пройти на эмуляторе GBA (сборник Mother 1+2 с фанатским английским переводом, Mother 3 и так выходила на GBA, об этом указано в статье), с виду графика в них получше, чем в версиях NES/SNES. Earthbound Zero с фанатским переводом есть на SNES. Только планирую приобщиться.