Я решил переписать старую статью, так как по мнению многих и моему личному взгляду она была не очень хорошо сделана. Старую пока удалить не даёт.
Начало
Первое с чем мы сталкиваемся в игре это состояние девушки на текущий момент 5 минут игры, которое как бы показывает, что человек — "летает" в своих мыслях, иначе говоря сильно погружен в себя.
Для себя, как наблюдатель, мы понимаем, что она не хочет видеть или слышать что происходит снаружи "её головы", как бы это не звучало, но такое называют отрешённостью от действительности в психологии. Пока сделаем пометку об этом, и двинемся дальше.
В таких состояниях может происходить дезориентация — частичная потеря в пространстве, а в её случае это ещё и разбавляется галлюцинациями, которые выражены в виде визуализации всего этого дела в виде “некой игры”, где она символически падает вниз набирая баллы.
По одной этой начально сцене как психоаналитику можно понять, что у героини несколько психологических проблем. Объясню, так как мы видим мир её глазами (чего кстати не хватает в практике реальной жизни), то мы можем от первого лица сталкиваться с тем, как мыслит, думает, действует и говорит персонаж из-за чего насмотренным взглядом можно сразу делать некоторые выводы.
Первая проблема — это бредовые состояния[1] из-за психоза[2], который сопровождаются как бы “геймификацией”[3] своего окружения в виду высокой восприимчивости[4].
Высказал много умных терминов, давайте разбираться.
1. Бредовые состояния (более подробно о них писал в блоге) это когда человек ввиду своего состояния не отличает реальное, от того что этим не является. В домашних условия его невозможно убедить в том, что то что он говорит как бы не существует или невозможно, я проводил аналогию со слежкой:
"вы чувствуете будто за вами следят потому что у вас, с ваших слов, экстрасенсорные способности? Вот тогда да, это бред."
Разные бредовые состояния, по разному проявляются и свойственны течениям разных болезней, имейте в виду.
2. Психоз — состояние, когда человек теряет контакт с реальностью. Во время психоза человек может видеть или слышать вещи, которых нет на самом деле, или понимать реальные события и людей искаженным образом.
3. Геймификация — условный термин процесса добавление в какое-то действие игровых элементов, например прокачку за достижение каких то целей.
4. Восприимчивость (сверхчувствительность) — комплексный термин в психологии обозначающий что на человека очень активно влияют внешние раздражители, которые в виду психосоматических свойств (условно: "надуманных проблем") усиливают тревогу и стресс.
То есть Индика испытывает чувство постоянного стресса, потому что вокруг неё одни монахи, которые не просто её не любят, а выказывают к ней — дикое пренебрежение.
Примечание: по игре монахи хотят избавиться от Индики сослав её из монастыря, а до этого её заставляли делать вещи лишь чтобы она ушла с глаз долой, после действий с колодцем, её труд обесценивают и выливают, хотя ничего плохого она не сделала, а лишь помогала.
Чтобы избавиться от этого чувства, в качестве самозащитой реакциина травматический стресс (вызванный пренебрежением) она создала бредовое состояние, в котором она играет внутри себя, чтобы расслабится.
Но из-за того, что в этом состоянии она постепенно теряет контроль над своим поведением и в виду "причудливого и неадекватного моторного поведения" (термин из психологии в описании такого бредового состояния поведения) и опрокидывает храмовый подсвечник за что её, в последующем, и выгоняют из молитвенной.
А как же другие проблемы?
Если копать дальше и видеть как себя ведёт персонаж по игре после начальной кат-сцены, то можно заметить ещё набор странностей, например она немного рассеяна, странно и неуверенно разговаривает, не может решать вроде бы логические задачи по постановке объектов друг на друга (речь про лестницу, которую она сначала опрокидывает, а потом не может поднять, а потом может в другой части игры буквально через 30 минут — прямо странно), но при этом стабильно может решать простые вещи, вроде покрутить колодец для добычи воды или вытащить объект из закупоренной печи, хотя и тут странно, она это будто делает с трудом и одновременно без него.
Кстати, всё что я описал выше, скорее всего, является следствием Аффективной тупости — это когда человек испытывает эмоции, но в очень слабой форме и развивается бедность речи.
Но после того как мы немного пройдёмся появляются голоса в голове и галлюцинации, тут ответ становиться очевидным — авторы хотели показать прогрессирующую шизофрению.
Чаще всего галлюцинации реальных пациентов и игровых персонажей отличаются, что уж говорить, многие пациенты в этих состояниях могут видеть разное, но я не о том, а о том что есть такой термин в гейм-дизайне — игромех (сокр. игровая механика)
Небольшой спойлер, у Индики отец является толи часовщиком, толи инженером и с детства учил её работать со сложными объектами инженерных механизмов (она росла в велосипедной лавке с её слов), чаще всего, если ребёнок увлечён таким с детства, у него может привиться инженерное мышление, который определяется — наличием способности решать обычные и необычные задачи в этой области.
Мы можем предположить что у неё всё таки оно развилось ведь она способна читать техническую документацию и действовать на более чем интуитивном уровне во время взаимодействий с "логическими задачами", которую мы видим по ходу игры.
Шизофрения или нет?
"Всё ещё не до конца понятно Шизофрения это или нет. Голос в голове и галлюцинации - есть, аффективная тупость - есть, высокая восприимчивость - есть, даже есть тот же “Голос в голове”, который тоже часть галлюцинаций. Так в чём же дело?"
И так, к чему я веду? А к тому, что при таком типе шизофрении инженерное мышление это практически нереальное свойство человека, далее объясню подробнее.
При Шизофрении у людей нарушается логическое мышление и возможность решение задач в следствии изменений структуры мозга. Нарушается работа доставки Дофамина (гормона счастья) и Глутамата (сенсорное восприятие тела)
Мы видим течение болезни при необходимости собрать лестницу, но не видим при частичной починке или использовании других механизмов по ходу игры, которые по факту устроены довольно сложно.
Но, возможно, что такое кардинальное отличие формируется из-за отступления на задний план окружения и создаваемых ими отрицательных ситуаций, то есть мы знаем уже что она любит механизмы и для неё они несут позитивные свойства, которые являются противопоставлениям стрессогенных ситуаций.
Это тоже требует объяснений, у людей склонных к такому расстройству обычно рецидивы случаются при действиях, по отношению к ним или от них, которые им — не нравятся.
В виду вызова у неё у неё стрессогенных ситуаций, она начинает бессознательно уходить от реальности в состояние “геймификации” или просто “прихода”, которые и формируют “приступы” шизофрении.
Заметьте, что всё когда она “сходит с ума” было так или иначе вызвано плохим прошлым или нежелательным настоящим, как например в случае с сценой изнасилования, в них она видит галлюцинации, потому что не хочет осознавать что с её телом происходит.
ИТОГ
Я всё таки считаю, что это шизофрения в форме недефицитарного подтипа, который простыми словами протекает как раз без негативных реакции и выражен скорее в постепенных недолгих приходах галлюцинаций (рецидивах), выраженный в попытках спастись от стресса, а затем уходящий в недолгую или долгую ремиссию.
Я не отрицаю что это может быть набор других заболеваний, но всё очень похоже именно на шизофрению.
Все перечисленные в статье описания и представления, были взяты из игры, моей головы, а также других источников, ссылки на которые я прикрепил в месте использования, поэтому вся информация может и не являются “точной” или “конечной”, в том числе и диагнозы, а быть только моим личным мнением, с которым вы вправе не согласиться.
Лучшие комментарии
Скопирую свой ответ с YouTube.
Да не шизофрения у неё. Я, когда мультсериал Аркейн смотрел, тоже думал у Паудер/Джинкс — шизофрения, потому что и голоса, и визуальные галлюцинации, и внезапные для окружающих вспышки агрессии. Ан нет. Пока прошёл половину игры, но история очень напоминает Аркейн, естественно, с поправкой на антураж и прочее.
Поэтому тут явно усиленно вбиваемый со стороны комплекс вины и неполноценности. Галлюцинации — это прямое следствие того, что психика защищается. Потому что тот, кто виноват, тот должен испытывать боль, дискомфорт, но у всего есть свои пределы. Такие люди могут покончить с собой или свернуть в другой крайность. Нет за ними вины или есть, если давление на психику переходит определённую грань, человек начинается сопротивляться, агрессивно сопротивляться, вплоть до безумного, неуправляемого фанатизма.
Особенно советую обратить внимание на геймплей, когда можно либо молиться и тогда мир становится нормальный, либо слушать глюки, но тогда вокруг ад. На самом деле, состояние молитвы для Индики — это пребывание в комплексе вины, галлюцинации, голос дьявола — это подавляемая часть я, которая (как это ни странно) защищает её, озвучивая всевозможные пороки и недостатки окружающих. Таким образом с нестерпимой боли комплекса вины снимается напряжение. Потому что, если тот, кто тебя упрекает, виновен намного больше, тебя, не надо так страдать. Окружающие того не стоят, им самим надо страдать! Таким образом агрессия отводиться из личности, которая и так уж исстрадалась, вовне.
Слуховые галлюцинации совмещаются с визуальными, потому что Индика вбили набожность. Но она устала, она страдает, рядом нет никого, кто мог быть поддержать, подсказать, помочь. Поэтому психика стремиться выйти из токсичного круга, но другая часть психика считает выход из комплекса вины — страшным грехом, за который её ждёт наказание, ещё больше боли и больше ужаса. Таким образом сочетание визуальных и слуховых галлюцинаций — это совмещение подавленного и страха, который должен отторгать желание освободиться от боли.
По сути, игра про человека, которого изуродовали извращёнными формами христианства. Человек увидел в религии только грязь, тупость, невежство, бессмысленную агрессию, которую тем не менее нужно почитать.
Для автора, для Индики Бог — это самовлюблённый маньяк, а Церковь Его — это безумные садисты и отчаянные лицемеры. При этом она умная девушка с талантами инженера, то есть, по факту выше, чем вся эта братия, которая её принижает.
В результате мы видим, что есть либо тупик слепой веры в земном аду, либо выход из него в науку, рациональность и тому подобное.
Игра прямо говорит про бессмысленность веры, в которой по мнению автора людей держат только гигантским комплексом вины и страхом перед адскими муками. Верующие и вера в глазах автора — это одержимые чем-то вроде стокгольмского синдрома. В куче жития по ходу игры описаны откровенные формы безумства. Игра как бы тыкает нас в кошмары и говорит о том, что как вообще можно верить в такую мерзость и сюр?
И да, если всё-таки объективно, игра — не критика христианства, а социальная драма с критикой того, как иные люди воплощают Библию и особенно Новый Завет на земле. Игра — это своего рода творчество жертвы тоталитарной секты.
Как мне кажется, автор сам приводит аргументы против шизофрении — вроде бы у ГГ нет нарушения логики, она справляется со сложными инженерными задачами и не страдает навязчивыми бредовыми идеями. И вообще довольно адекватна в депрессивной фазе.
Я бы сказал, это больше похоже на БАР. Ну и там ещё целый комплекс проблем, не ограниченный одним диагнозом, так что сказать конкретно сложно.
Также, не могу не упомянуть, что психоанализ персонажа произведения произвести невозможно. Очевидно, авторы индики хотели показать какое-либо расстройство, но могли ошибиться и создать нереальное заболевание с противоречивыми синдромами.
На мой взгляд, общее состояние героини можно считать депрессивной фазой — она испытывает вину/стыд за себя, а «запрещённые» мысли описывает как беса в голове. Хотя яркие визуальные галлюцинации тогда не должны быть (скорее визуальные галлюцинации можно списывать на художественное преувеличение).
А маниакальная фаза может проявляться редко, не явно или вообще отсутствовать.
Странно, что Беса не коснулся в блоге.
Он говорил, что галлюцинации, выраженной в конкретном образе — это серьёзный симптом, которого стоит коснуться.
Также, как в Аркейн галлюцинации Паудер/Джинкс важны, так как в них она видит как Майло, который её унижал, так и тех, кто погиб по её вине. Таким образом галлюцинации в сериале сразу превращаются в следствия комплекса неполноценности, комплекса вины и травмы отчуждения.
Травмы отчуждения в Индике вроде нет, но вот комплекс неполноценности во всю ширь, а про вину Индика сама говорит. Тут даже домысливать не надо.
Доброго дня, не до конца понимаю идею зачем вы отвечаете за другого человека и в том числе про то, почему вы считаете что это он и имел в виду?
Я о том, что то что он написал больше походит на критику в мой адрес, с которой я постоянно сталкиваюсь здесь (на СГ) и я до сих пор не привык и вчера был плохой день (делаю скидку что я человека вообще не понял), а не на фундаментальный вопрос про наличие у травмированного пациента некой формы абстракции в виде другой личности, которая может быть просто ходом течения разных расстройств.
Внутренний голос со своей псевдо личностью это необязательно такая страшная болезнь как шизофрения.
Визуализация образа относится больше к бреду, но при шизофрении она может быть тоже, в тексте я всё это упростил, чтобы банально никого не грузить, если @Sapies об этом.
Я о том, что вы зря восприняли тот коммент, как критику в свой адрес. А, если и воспринимать то, как критику, то конструктивную, без личного подтекста.
И да, раз психологией занялись, психоанализом, очень советую быть менее обидчивым. Почему? Потому что при ряде проблем условный клиент, пациент, анализант может и даже наверняка и точно будет не просто иногда обижать, а сознательно провоцировать в силу нарастания ряда факторов в психике.
Добрый, я не очень понял о каком ютуб канале речь, но в статье я чётко определил, что у неё есть набор расстройств, который в медицине описывает человека больного шизофренией.
Далее по тексту вы пишете что это защитная реакция и да — она и есть, но в той форме что у неё это называется «стрессогенная ситуация» выраженная шизофренией, вот выписка из текста (источник во вложении):
По ходу игры мы могли видеть когда ей становилось хуже, а когда лучше. В каждый из этих моментов чётко был понятен её стресс, в котором у неё проявлялись симптомы.
Аудиальные и Визуальные галлюцинации не вызванные наркотическими или алкогольными интоксикациями могут быть вызваны следующими болезнями:
1. Расстройство смешанного диссоциативного типа (выраженное аудиторным галлюцинозом) — но у неё нет чётких симптомов этого расстройства;
2. Шизофрения — как комбинация различных симптомов, включая галлюцинации (как аудиторные, так и визуальные), бредовые идеи, нарушения мышления и поведения.
По теме молитв (тот же источник):
И напоследок, момент с «что хотели показать авторы» — я уже писал ранее и выше в комментариях обозначил что:
Я проводил аналогии с медициной, а не с чем-то в вакууме.
Если вы ждёте конфликта, тогда любое или почти любое действие и слова могут быть признаками желания собеседника вступить в конфликт с вами.
И тут я хочу сказать, что НЕ являюсь профессиональным психологом, просто интересуюсь. И интересуюсь в том числе, потому что хочу разобраться в себе и в ближнем кругу.
Психология мне интересна, как логичный и рациональный инструмент распознать систему в том, что кажется хаосом.
Так вот, если у вас такая острая реакция на комментарии, возможно, стоит разобраться в себе? Если есть эмоции, надо искать к ним логическую подоплёку.
А зачем ты блог перезапустил?
А это неважно. Просто я посчитал нужным скопировать оттуда свой комментарий, чтобы не писать то же, но заново другими словами.
Ну… Я выразил своё мнение. В том числе, потому, что шизофрению вообще легко приписать по поводу и без повода, а признаки, которые инкриминируются шизофрении, могут сопутствовать и другим проблемам.
Я лично видел, что ей было лучше, когда появилась какая никакая связь с Ильёй. Почему? Потому что социальные предрассудки и невежество в монастыре вырвали молодую, здоровую, наверное, как минимум симпатичную девушку из самой обычной жизни.
И вот, когда влечение, даже не половое, а просто к близкому человеку рядом получает хоть шаткую, но опору, ей становится лучше. Там были сцены, когда Илья становился почти что другом и чуть было не стал любовником. Подавленные социальные стремления Индики освобождались и поэтому ей становилось лучше.
А вот игромехи-то тут причём?
Я переписал всё, в прошлой статье я много упоминал про Игромехи, но принял позицию что:
А если вы о прошлых частях по Биошоку, то четвёртая часть в четверг-пятницу её я не перезапускал
Даже тут...
Человек заметил, именно просто заметил, что вы упустили кое-что в процессе анализа. По моему, такие замечания нельзя считать критикой. Достаточно просто ответить почему вы опустили конкретный фактор из общего анализа личности. И вы, кстати, ответили. Смешав свой ответ с эмоциями, с личным.
Может, просто спокойнее надо реагировать? Тут интернет...
Плохо. Выздоравливайте. А мы учтём, что простуда может влиять на ваше восприятие собеседника.
Вот этот момент вам и надо анализировать в отношении самого себя. Копайте вглубь, возможно, в раннее детство.
Да, я тоже об этом писал но обобщая:
То есть когда стрессогенные уходят ей просто становится лучше, это прямо нормальное течение болезни (но не когда психосоматические реакции становятся — отрицательными, пациенты прям умирают ментально)
Тут нужен контекст, если коротко то многие вещи в игре, которые относятся к заболеванию слишком вплетены в игровые механики, из-за чего становится прямо не совсем объективным судить в их контексте про состояния, по этому мне просто пришлось много обобщать и упрощать, а также сильно абстрагироваться от того что это — Игра, а не реальная жизнь.
Если честно, это вообще не имеет значения, так как анализ любых вымышленных персонажей неизбежно сопряжён как минимум в толкованием или выведением за скобки разнообразных сценарных и драматических допущений.
Анализ вымышленных игровых персонажей рано или поздно упрётся с игровые механики, которых я бы лично либо не рассматривал вообще, либо исключительно в символическом виде общего повествования.
Скажем, пять раз набрать ведро и выплеснуть его в бочку. Голос в голове, то есть подавленная, рациональная часть Индики говорит, что ей дали бессмысленное задание. Вся игра говорит о том, что вера — это бессмыслица, которой безумцы подавляют настоящие таланты такие, как Индика.
В монастырях служении служит цели кротости и смирения в служении тем, кто нуждается в твоей помощи. А тут даже в эпиграф главы вынесено, что все очки веры, которые мы можем получить, бессмысленны и не имеют значения. Всё равно что воду в ступе толочь, потому что мучают тебя люди, а Бога-то нет!
Как всякий человек она хочет реализации и положительной реакции на свои действия, то есть социального одобрения, но реализации ей не дают, подавляют всеми возможными средствами, но даже в ответ на выполнение принудительной бессмыслицы общество отвечает только агрессией, отторжением. И тут фактор давления как раз и переходит черту, за которой агрессия Индики, которая чем дальше, тем больше набирает силу, так как она уходит за стены монастыря и общается уже не с монахами.
Поэтому пусть я сто раз не прав, но нет у неё шизофрении. Если бы с Ильёй сложилось бы как-то иначе, если бы нашёлся ещё кто другой опытный, мудрый, сильный, через год все бы глюки ушли. А, если бы и возвращались, то только в кризисных ситуациях, давивших на старые триггеры.
Возможно, вам стоит сменить место работы или взять отпуск?
Не было никакого давления. Если вы рациональны или хотите быть рациональны, давайте признаемся, что либо работа давит на вас слишком сильно, либо работа умножает некие детские триггеры давления со стороны близких или же в школе.
Этим стоит заняться, чтобы не реагировать так остро.
Тогда к чему был изначально вами задан вопрос про игромехи?
Да всё что вы дальше пишете относиться к стрессогенной ситуациям, которые относят к разным заболеваниям сами по себе, они могу быть выраженные, а могут и нет, всё индивидуально.
У Индики есть склонность к шизофрении и рецидивам от стресса, потом постепенно всё «сглаживается», такое называют ремиссией, к сожалению она временная и потом обязательно вернётся, но может растянуться на года при должном уходе за человеком.
По теме религии, как бы это сказать. Психолог может туда залезть, но только в том случае, чтобы показать человеку правильное направление к решению его проблемы, но лучше туда вообще не лезть никак, людям слишком трудно от этого, просто не стоит.
Хотел уточнить.
Так склонность или прям чётко, однозначно, клинический случай и без сомнений?
Возможно, проблема в том, что я вкладываю в понятие нечто другое, но называть ремиссией краткие промежутки облегчения от сближения с кем-то, кто давит и не отторгает её, я б не стал.
Если прям откровенно, психолог не имеет право туда влезать, потому что приверженность философии и религии — личное дело каждого.
Если вы демонстрируете яркую, острую реакцию на безобидные вопросы, возможно, вам стоит сменить работу, потому что дальше проблем будет больше. Дело, естественно, ваше, но…
Да, я уже который коммент про вас, потому что… Тема психологическая, а вы сами дали повод говорить и про Индику, и про… ваш внутренний мир)
Заметно.
Полностью с вами согласен и пришёл к такому же выводу на самом деле
А чем конкретно вы выделяете БАР? Сюда можно притянуть только «маниакальный психоз», но он не настолько ярко выражен у Индики и всё же больше к шизофрении коррелирует, да и конкретно форму «мании» я там не заметил