8 мая 8 мая 67 8371

Пять причин, почему «Смута» лучше чем вы думаете

+77
Лучший блог недели
2000 ₽

Вот все говорят, что «Смута» — плохая игра, дескать, геймплея нет, сюжет неинтересный, да и вообще больше на визуальную новеллу смахивает. На что у меня резонно возникает вопрос: а вы в «Смуту» вообще играли? Даже не так: вы «Смуту» хотя бы видели? Я вот видел, и она совсем не так плоха, как о ней говорят. Сейчас объясню почему.

Историчность

Как много вы знаете о Смутном времени? Давайте я предположу — почти ничего. Несколько страниц из учебника истории давно забыты, может, натыкались на какой-то документальный фильм или передачу, и, в общем-то, всё. Крутятся в голове имена: Минин, Пожарский, Лжедмитрий, Борис Годунов. Какая-то война, какие-то поляки, но в единую картину ничего не складывается.

И вот вам повод узнать больше, хотя бы лекции на ютубе посмотреть. Наконец-то познакомитесь с российской историей поподробнее, узнаете, что же там такое происходило. А ведь во времена Смуты творились такие страсти, что знаменитая «Игра престолов» покажется детской сказкой.

Невероятно сложная обстановка. Русь-матушка только отбилась от литовцев, а тут поляки на пороге, татары собирают по-новой сжечь Москву, южный фронтир ропщет и бунтует. Да ещё шведы притаились и ждут удачного момента.

А что там в Москве творится, мама не горюй. Старший сын Ивана Грозного Федор Иоаннович недолго правил, умер от болезни, младшего сына Дмитрия то ли зарезали, то ли он сам себе нанес 28 ударов, пока в ножички играл. Борис Годунов в цари пролез без очереди, за что его все невзлюбили. Даже до уличных боев в столице дошло. Это я еще про интриги бояр ничего не написал, а там такая канитель.

Вишенка на торте: реальная зима пришла, как в тех самых «Престолах». Бухнул супервулкан в Южной Америке, да так, что из-за этого 3 года на Руси есть нечего было.

И в такой обстановке появляется Лжедмитрий Первый, объявляет себя царем, и всё круче закрутилось…

Где Россия, а где вулкан, а все равно повлиял!
Где Россия, а где вулкан, а все равно повлиял!

Понимаете, о чем я говорю? Игра «Смута» дает людям шанс на самообразование, причём не скучное, а очень даже завораживающее, интересное — от которого невозможно оторваться.

Сюжет в лучших традициях

Как и подобает всем крутым играм, сюжет «Смуты» изложен в небольшом текстовом файле, где просто и понятно, а главное, кратко описано всё, что нужно знать игроку. Нет вот этих вот болезненно длинных вступительных роликов и катсцен, которые уже порядком достали. Хочется, иногда, знаете ли, просто включить и сразу же играть, а не слушать нудных рассказчиков, которые по большому счёту ничего интересного не говорят.

1941 год. Зима. Враг вплотную подошел к Москве. Советское командование искало любые возможности увеличить мощность армии и переломить ход войны. Любые предложения рассматриваются и принимаются к разработке. И в это время группа молодых советских ученых предложила Ставке новый проект по созданию специального оружия и специальных воинских частей. Использование этого нового вооружения позволило бы сказочно увеличить мощь армии, разбить захватчиков. Глубоко под землей, была создана сверхсекретная лаборатория. Современное оборудование, продукты, электроэнергия — все было в достатке. В глубокой тайне трудились сотни рабочих, десятки ученых и инженеров — на поверхности об этом знали всего несколько человек. Между тем ученые уже приближались к концу своих исследований, и новое русское сверхоружие вот-вот должно было быть создано…

Увы. В апреле 1942, фашистская бомба вызвала прорыв одного из подземных притоков Москва реки и многочисленные обвалы. Лаборатории оказались отрезаны от поверхности, перестали отвечать на телефонные и радиовызовы. В мае того же года, на дороге из Москвы в Пушкино немецкими диверсантами была уничтожена машина с командованием секретного проекта. Теперь о подземной лаборатории и оставшихся замурованными людях не знал уже никто. Из-под земли же не доносилось ни звука…

1996 год. На территории режимного объекта органами безопасности обнаружен в шоковом состоянии совершенно седой престарелый человек. Придя в себя, он рассказал, что был одним из реставраторов, пропавших здесь во время раскопок в 1968 году. По его словам, сложное оборудование созданной во время войны лаборатории не было затоплено, а продолжало свою таинственную работу в автоматическом режиме. А поскольку построена она была на месте подземного кладбища преступников времен Ивана Грозного, это привело к зловещим и неожиданным последствиям: духи злодеев и преступников, смогли материализоваться и уничтожить замурованных под землей людей, оставшись единственными обитателями подземелий.

Постепенно из глубин духи проникли ближе к поверхности, а затем появились и в метро. Это они похищали и убивали людей. Если их не остановить, то в скором времени они заполонят город, и «начнется страшная смута». Министерство внутренних дел послало в подземелья группу бойцов сил специального назначения с заданием отыскать спецлабораторию и, в случае обнаружения врага, уничтожить его. На следующий день отделение спецназа пошло в глубину.

…Показавшееся из пролома в стене помещение на лабораторию не было похоже. Лабиринт стен, какие-то странные старинные предметы на полу, неизвестно откуда взявшиеся громадные мухоморы… Единственное знакомое пятно — железные двери со знаком «Осторожно! Напряжение». И никого. Командир приказал рассредоточиться и проверить близлежащие помещения. Тут все и началось… Странные звуки, вой и скрипы доносились отовсюду… Где-то раздалась стрельба… Неожиданно появились какие-то люди в старинной одежде и кинулись на бойцов.

…Боец пришел в себя, и понял, что он остался один. А это значит, что остается ему одна-единственная задача — во что бы то ни стало выбраться на поверхность, рассказать людям, что творится под землей. Он еще вернется сюда — уничтожить это осиное гнездо. Но сначала надо выбраться…

В плане сюжета также хочется отметить диалоговую систему, а точнее, полное её отсутствие. Современные игроделы давно уже разучились писать разветвленные, а главное, качественные диалоги, заменяют их потоками воды и колесом с вариантами ответов, которые ни на что не влияют. Конечно и в «СМУТЕ» враги что-то могут крикнуть игроку, но это, по большому счету, просто одиночные фразы. Ну что может сказать зомби, пролежавший в гробнице сотни лет? Да он слова-то уже все забыл, только кричать да мычать способен. Поэтому «Смута» — глоток свежего воздуха в потоке ААА-содержащих продуктов, которые нам подсовывает индустрия.

Вот она «Смута»!
Вот она «Смута»!

А если нет диалогов, то знаете, чего еще нет? Тупых квестов подай-принеси, не надо бежать на один конец карты, говорить с болванчиком, который тебя отправит опять же на другой конец карты, и так повторить несколько раз. Как же это утомляет. Уровни в «Смуте» компактные, ты не устанешь, не бросишь, потому что ничто не мешает тебе наслаждаться игрой.

Геймплей

Проходить «Смуту» — одно удовольствие. Настоящий зубодробительный геймплей в лучших традициях: с морем кровищи, красная жидкость заливает весь экран. Поборники цензуры сразу идут лесом. А какая в «Смуте» вода, почти ни в одной современной игре нет такой симуляции жидкости.

А какая в «Смуте» вода!
А какая в «Смуте» вода!

Если говорить про геймплей подробнее, то это крайне удачное сочетание ближнего и дальнего боя. Для того чтобы рубить, у нашего протагониста есть секира, ну а что же еще, самое что ни на есть каноничное оружие времен Смутного времени. Им можно рубить врагов, а можно не рубить. Есть, конечно, и простой деревенский топор, но его еще нужно у разбойников отобрать, а секира — она родная всегда при игроке. Топор тоже хорош — просто кидаем его точно в голову, и враг повержен с одного удара. Где вы такое видели? Еще из исторического оружия главный герой может найти кремневое ружье — стреляет медленно, но внушительно. Как говорится, один выстрел — один труп. Правда, так как оружие древнее, прицелиться из него бывает очень сложно.

Какой шустрый.

Самая вишенка на торте — автомат Калашникова. Да, я понимаю ваше возмущение, немного не той эпохи, но персонаж-то у нас как раз с той, поэтому АК очень даже кстати, да еще и скорострельный, останавливает сразу толпы врагов, но патроны уж больно быстро улетают.

Как вы понимаете, на стелс просто не остается времени, всё очень динамично, нужно принимать решения моментально, поэтому вдумчивое подкрадывание, не издавая звука, — это не наш метод. Оставьте скрытность ворам и спецагентам, у нас тут боец, который прёт напролом.

Мухоморы так и манят.
Мухоморы так и манят.

Бестиарий также не подкачал. Тут у нас и обычные вояки, и стрельцы, и разбойники, даже зомби-бояре-чернокнижники. Самыми жесткими врагами я считаю ожившие черепа, которые очень кусачие и болючие, подпускать к себе их нельзя, буквально за секунды они сжирают всё здоровье. Но самые гениальные и сложные враги — мухоморы. Бьюсь об заклад, такого вы еще нигде не видели. Я даже не знаю, как это объяснить, эти враги не двигаются, не пытаются напасть, но ты каждый раз на них упарываешься и теряешь жизни. Нужно с осторожностью осматривать любой угол, вдруг там притаился мухомор, на который ты обязательно наступишь и поплатишься за невнимательность.

Оптимизация

В отличие от так разрекламированных АААА игр, которым нужны заоблачные системные требования, при этом стабильная работа не гарантирована, «Смуте» достаточно только Windows 95. Если у вас запускается эта винда, то и «Смута» запустится, а это значит, не придётся закупаться дорогими видеокартами и процессорами, достаточно первого «Пентиума» с барахолки по цене чебурека. Ну или найти на свалке. Можете еще на каком-нибудь складе списанного оборудования монитор пузатый отыскать.

Всё что вам нужно для игры в «Смуту» на одной картинке.
Всё что вам нужно для игры в «Смуту» на одной картинке.

Уважаю такой подход, сразу видно, что игра делалась для всех. Никто не требует купить новый компьютер и набивать карманы производителей железа, авторы понимают, что это путь в никуда. Только добравшись до всех потенциальных покупателей, игра обретает настоящую любовь геймеров. Конечно, в «Смуте» не самая передовая графика, но смотрится она стильно, со вкусом.

Голый энтузиазм

Все сокрушаются, зачем играм такие раздутые бюджеты. Неужели тот хлам, который нам выдают за игры, стоит столько денег? Особенно велико возмущение общественности, если на плохие игры выделяются государственные средства. Ведь их можно было бы потратить на что-то более стоящее, например на электросамокаты подросткам. Вот и авторы «Смуты», братья Разбаковы, думали так же. И как-то раз после работы они поспорили между собой, можно ли сделать хорошую игру, да еще отечественную, без денег? И после долгих дебатов оба в один голос провозгласили: «Можно!»

Наша ламповая, родная кровавая «Смута».

Все 2 программиста засели за свои ассемблеры и начали творить код. Сначала у них ничего не получалось, так как ассемблер никто не знает, поэтому весь бюджет, а я напомню, ничего, ушел на изучение древнего языка программирования, но зато потом всё пошло-поехало. Буквально за несколько месяцев была сделана «Смута» под ключ. Не демка, не забагованная альфа-версия, а настоящая игра. Этим авторы доказали, что большие бюджеты играм не нужны, нужны только желание и цель. Вот тогда всё получится, а деньги только развращают людей.

Надеюсь, этим текстом я доказал вам, что «Смута» не заслуживает столько хейта. Это прекрасная игра, созданная на голом энтузиазме, с увлекательным и не затянутым геймплеем, интересным сюжетом и непревзойденной оптимизацией, помогающая лучше разобраться в российской истории. Хейтеры, токсики и просто нехорошие люди не смогут ей навредить и захлебнутся своей желчью.


Смута

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
4 апреля 2024
417
1.3
430 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Просто настали Смутные времена!

А вот мои 5 причин, почему «Смута» — хорошая игра 

1. Игра запускается
2. В демке можно было начистить репу Клим Санычу
3. В игре можно приседать
4. В коей-то веке завезли русскую локализацию
5. В игре показано исторически достоверное поведение поляков, которые настолько преисполнены презрением к русскому народу, что даже не обращают внимания на стелсящего у них под носом князя. Подумаешь, князь! Эка невидаль!

Наконец-то «Смута» здорового человека!

Ждал великий опус от Раннера, но что-то он так его и не выкатил, и пришло спасение, откуда не ждали, моя благодарность автору

В REDME.TXT  написано секира, значит секира! И не спорь тут мне)

Цена и доступность

Устали от эксклюзивов цифровых магазинов EGS и VK Play? Не хотите тратить драгоценный трафик на скачивание игр через GOG или Steam? Не беда — «Смута» доступна практически на любом сборнике «100/250/500/1000 лучших игр», всё что вам нужно — работающий CD-привод.

Радует и цена: диск продаётся за 50 рублей, минимум на нём будет 100 игр, значит максимально возможная цена — 50 копеек. Вам точно не придётся откладывать часть зарплаты заранее для покупки игры.

Жаль Дим Юрыча нет.

— Здрав будь, барин
— Я вас категорически приветствую 

No Remorse, ты совершенно беспощаден! Безо всякого СМУщения. 

Ещё вторая часть есть, жду блог.)

Заодно можно и про вольный приквел рассказать, притом у «Подземелий Кремля» есть ремастер.)) 

Что блог, что комментарии всё восхитительно. =)

Как считаешь, цель блога достигнута? Ты стал больше «Смуту» любить?)

«Владислав!
Бейби, донт хёрт ми, дон хёрт ми, ноу мо!»
Читай также