Или поставим вопрос по-другому: что дарит прохождение всех доп. испытаний и «Новой игры+»?
Цель — найти второе дно в любимой игре и постараться избежать предвзятости. Ну и чтобы не казалось, что я делаю это исключительно умозрительно, вот два скриншота со статистикой:
Первое, что надо кратко уточнить — зачем вообще существует режим «Новая игра+» в играх. Обычно, ответов несколько: испытать себя на повышенной сложности, открыть дополнительный лор и сюжет игры, ну и выбить какой-нибудь «уникальный» костюмчик или другой коллектибл. А ну и самый странный вариант, с моей точки зрения — только ради ачивки. Но эта тема отдельного обсуждения. Из перечисленного малообразия Batman: Arkham City (короче — В: АС) игромеханически делает ставку только на первый вариант — сложность. Предупреждения об атаке над головами противников отключены, врагов больше и они пользуются оружием и щитами гораздо чаще, а урон герою наносится значительный. Зато нашему Летучему Грызуну доступен весь арсенал устройств с момента получения костюма.
Всё это преподносит увлекательные, но очень ожидаемые впечатления. Сложность самой игры не столь высока, чтобы заставлять скрипеть зубами или судорожно вытирать потные ладошки в трудный момент. Всё-таки В: АС — игра по комиксам, а Бэтс, даже на максимальной сложности, круче любого противника. Это очевидно и не требует особого рассасывания темы, поэтому хочу быстрее перейти к тому, ради чего мне захотелось написать статью — «второе дно» игры.
Второе дно — это та «вещь», что дарит новые впечатления от уже известных механик и сюжетных событий. На всякий случай уточню: пройти игру на 100% можно лишь с условием победы на три звезды во всех испытаниях за всех персонажей. Это 31 испытание, плюс составленные из этих испытаний 12 кампаний с модификаторами — 213 медалей на каждого из 4 персонажей. В списке героев сам Бэтмен, Женщина-кошка из основной игры и Робин с Найтвингом из дополнений. Разительно друг от друга отличаются только первые двое. Робин и Найтвинг поделили между собой приблуды своего папочки, добавив щепотку оригинальности в виде пуленепробиваемого щита для одного и усыпляющих дротиков для другого.
К чести разработчиков надо заметить, что передвигаются, управляются, увлекают и ощущаются все герои по разному. Можно и наоборот, к позору разрабов, пожаловаться, что различий в этом режиме ну слишком мало. Одни и те же карты, с одними и теми же противниками, но разными личными заданиями приводят к тому, что ты начинаешь машинально заучивать маршруты движения и паттерны поведения противников. И это не очень то и плохо. В той же серии Hitman подобная фишка очень важна для геймплея. Но там и карты больше, и способы прохождения более ветвистые. Но не буду дальше занудствовать по этому поводу. Для меня акцент в испытаниях режима «Месть Ридлера» стоит на двух важных пунктах: высокая сложность «экстремальных» миссий и нарабатываемый в процессе навык игры. Ты учишься мастерски применять весь арсенал устройств и все виды укрытий, все способы перемещения героев и лучше ориентироваться, а также предугадывать ответные действия противников. Полученное превосходство превращает Бэтса в паровой каток в борьбе с преступностью. Он крошит стены и кости, выбивает перегородки и суставы, разбрасывает бэтаранги и квёлых противников. Скорость устранения неприятелей увеличивается настолько, что паузы между атаками в режиме хищника занимают всего десяток секунд, а испуг бандитов воспринимается более живым и адекватным. Реплики ещё ни разу не успевают повториться, а в помещении уже все лежат и стонут от боли. Ну, кроме нашего боевого Мыша, конечно же.
Я веду к тому, что именно натренированность в первом прохождении и одоление всех испытаний «Мести Ридлера» делает Бэтмена под управлением игрока, собственно, Бэтменом. Неотвратимым, незаметным, жестоким, вездесущим мастером теней и ближнего боя. Поэтому повышенная сложность «Новой игры+» оказывается всё равно недостаточной для серьёзного вызова игроку. Зато получаешь какое-то новое удовольствие от основного сюжетного режима. Ты будто лучше чувствуешь персонажа и сообразнее вписываешь его действия в происходящее.
Ощущение потока усиливается ещё и тем, что не надо коллекционировать ридлеровские вопросики, только спасать людей по его руту. Мало кто не отметил факт перегруженности оригинальной кампании сбором зелёных вопросов. И хоть некоторые ловушки были весьма оригинальны и интересны, а сам процесс позволял немного передохнуть от сражений и сюжетных поворотов, всё же игра оказалась пресыщена однотипными головоломками. Без них цепочка заданий этого зёленого засранца воспринимается лучше, цельнее и разнообразнее, а наказание злодея — более соизмеримым потраченным усилиям. И так как ты уже знаешь все шулерские подвохи заданий и реплики злодея, то цепочка испытаний превращается в издевательство над Эдвардом Нигмой. От входа в дверь до спасения заложника проходит от силы 2-3 минуты, а жалобы, насмешки и обвинения в сторону Бэтса обрываются на полуслове. Загадочник только начал зубоскалить и вот уже теряется в недоумении. Таким образом создаётся ощущение насмешки над ЧСВ Загадочника и его потугами.
С другой стороны, без сбора вопросов, становится более явным косяк с другим второстепенным заданием — предотвращением издевательств над политзаключенными Arkham City. Это те самые «люди-не-при-чём», что изначально работали на Стрейнджа и перестраивали часть города под тюрьму, а в итоге сами же оказались заключенными в ней. По сути пострадавшие — простые работяги, выполнившие свою работу и способные знать изъяны системы. В Средние Века и Древнем Египте некоторые правители поступали ещё более жестоко со своими зодчими, строителями и архитекторами, лишь бы те не могли выдать секреты потайных ходов.
Но да ладно, о чём я — о политзаключенных Готэма. Помните таких и связанное с ними задание? Нет? Потому что, если вы и спасали бедолаг, то между делом. Вы врядли искали их специально, а сами акты насилия происходили как будто бы рандомно. И всегда рядом присутствовал один из многочисленных вопросов Нигмы. А вот без предметов поиска оказывается, что значительная часть улиц, тупиков и закоулков вообще не посещается. Вы даже мимо бы не пролетали. Разве что слегка заблудившись. И так получается, что своей репетативностью и тупостью задание «политзаключенных» в «новой игре+» заменяет собой гринд ловушек и секретов основной кампании. Оно даже звучит скучнее, хотя и требует меньше времени на поиск и выполнение. Местоположение вопросов, к тому же, можно было выбить из помощников Ридлера, а положение заключенных придётся лично выискивать в каждом уголке игровой карты. Это затянуло получение желанных 100% на дополнительные полчаса и совсем не доставило удовольствия. Что касается остальных доп. заданий — всё осталось на своих местах и вызывает примерно те же эмоции от прохождения и выполнения, что и при первом знакомстве с игрой.
Отдельно хочу рассказать о восприятии сюжета при перепрохождении.
История ожидаемо не раскрылась прямо вот с другой стороны, дополнительного материала или катсцен не добавили. Однако, сюжетка приятно порадовала «развешиванием ружей», что стрельнули в самом конце. То тут, то там замечаешь фразочки персонажей, явно указывающих на наличие второго Джокера. То Харли за кадром ошибётся Джокером, то начинаешь замечать, как мистер Джей отдаёт приказы своим подручным попеременно больным и здоровым голосами, или внезапно понимаешь, что клоун не мог стрелять в Кошку в здании суда, потому что был не в состоянии покинуть сталелитейный завод и т. д.
При первом прохождении этих несостыковок не замечаешь, списываешь на «сюжет уровня комиксов» и оправдываешь хаотичной личностью самого злодея. А во второй раз у меня получилось смаковать все намёки, что сценаристы оставили прямо перед самым носом. Ну и, конечно же, нельзя не отметить, что при быстром прохождении основного сюжета без перебивок на допы, «вкус» произведения получается более стойким и ярким.
Тут свою роль сыграли два момента: первое — аудиозаписи, которые открываются при сборе вопросов Нигмы в первом прохождении и помогают глубже и ярче раскрыть характеры и мотивы персонажей, а второе — не теряешь заготовленные шутки и «тонкие» моменты диалогов. Что касается первого, то для игрока раскрывается, например, ранимая часть нашей боевой и откровенно сексуальной Кисы. Мы узнаём о наличии близкой подруги, возможные причины недоверия Тёти Кошки к мужчинам и подавляемое влечение к Бэтмену. Она буквально запрещает себе доверять и любить, и, при этом, готова в любой момент броситься на выручку возлюбленного. С новыми знаниями лучше понимаешь возможное решение нашей героини скрепя сердцем оставить Бэтса погибать и покинуть город с чемоданами денег, либо бросить добычу и радостно помчаться спасать «высокого красавчика» как бы наперекор своим принципам, а не только по воле сюжета. Просто лучшая цундере западного игропрома!
Или, другая аудиозапись беседы Стрейнджа и Загадочника, в которой Нигма дразнит высоколобого психиатра своим знанием о тайном костюмчике в гардеробе доктора, в который тот любит нарядиться, посидеть и поплакать в тёмном одиночестве пустой комнаты. И это, если никто не понял, не форма фурри-горничной или ручного цветка Ядовитого Плюща, как у других нормальных сумасшедших. Стрейндж наряжается Бэтменом, мнит себя Тёмным Рыцарем и сомневается, что достоин костюма и самого символа. При этом ему плевать на Брюса Уейна. Миллиардер омерзителен злодею как человек. Стрейнджа волнует только Бэтс. Настолько, что фамилия врага становится паролем для активации Протокола 11, запускающего процесс самоуничтожения башни и, чисто номинально, является признанием капитуляции Стрейнджа перед Брюсом. Как же я люблю такие тонкие психологические моменты в сценариях.
Не стану расписывать все диалоги из аудиозаписей. Лишь отмечу, что все они состоят из бесед мозгоправа Стрейнджа с суперзлодейскими пациентами той самой лечебницы Аркхем из первой части трилогии. Озвучены прекрасно, сильно не влияют на сюжет, но придают оригинальные штрихи персонажам версии а-ля Rocksteady. Кстати, в стенах лечебницы можно было отыскать кабинет самого доктора, в котором могли проводиться эти беседы. Естественно, найти не случайно, а в поиске предмета-ответа на загадку Загадочника. Этот парень настолько вездесущ, что начинает утомлять даже в рамкам данной статьи.
А что касается «заготовленных» по сюжету шуток, у меня один конкретный пример: когда Кошка помогает Бэтсу выбраться из-под обломков потолка на сталелитейном заводе, герой, вместо «спасибо за помощь», выдаёт «да, кажется я ноготь сломал». Я пару раз проходил основную кампанию до недавнего сюжетного забега «новой игры+», и каждый раз ответ про поломанный ноготь вызывал недоумение. Как-то не по геройски, невпопад. Оказалось, что это тот же ответ, который выдаёт Женщина Кошка после спасения Бэтсом её попочки в самом начале игры. В том моменте, когда чертовка сексуально извивается над чаном с кислотой, а Двуликий машет стволом и поглаживает свою монетку.
Короче, теперь для меня тайна мироздания открылась. В течении долгих часов сбора зелёных загадок и выполнения других дополнительных миссий я напрочь забывал про подобные тонкости диалогов. Как например, забыл про оставленную на заводе женщину врача или брошенную к катакомбах подземного города медсестру. Так же как и Бэтмен, по-видимому. Получается, я тоже своего рода супергерой.
Получилось много букв, зато написал всё, что хотел. Итог: Batman: Arkham City — потрясающее и очень значимое произведение лично для меня. А освоение игры на 100% позволяет максимально прочувствовать личность и возможности героя. Как же классно, что игра 2011 года до сих пор способна по-настоящему увлечь, заинтересовать на полное прохождение и перепрохождение, открыть новые детали и нюансы. Конечно, она не лишена недостатков. Это объективно. Я просто рад, что она есть. Хотел рассказать и рассказал.
Спасибо, что дочитали! И приятной игры!
Лучшие комментарии
Шикарная статья про шикарную игру! Прочитал с огромным интересом и даже получил мотивацию в очередной раз перепройти игру.
Спасибо, за столь эмоциональное «спасибо» ))
Любимая часть серии, но проходить на 100% это боль. Слишком перестарались с загадками ридлера. В итоге в игру приходил как на работу.
Важная ремарка — клоун не мог знать о тайном наряде Стрейнджа, это был мистер Нигма.:) Именно он звонил начальнику тюрьмы и это не было обыденным допросом. Забавно, как всё его самодовольство слетело, когда профессор резко его осадил знанием имени Бэтмена.
Лучшая часть в трилогии!!! Раза 4 ее прошел!!!
О да, Я видел это… Здание Суда, Церковь, Музей, Башня, Завод, Полицейский Участок, Город Будущего, Готем ммм… Бэтмен, Джокер, Харли, Кошка, Пингвин, Фриз… бормотание Календарника, допрос мэра, клиника похитителя лиц, загадки загадки загадки… любимое комбо с прыжком, притягиванием крюком и добиванием кулаком или бэтарангом! Спасибо, Rockstedy!
Я специально переслушал аудиофайлы Джокера и Нигмы. Ты прав на 100%. Спасибо за замечание, поправлю текст.
Согласен с автором, во втором прохождение игра раскрывается по новой, с ещё более приятной стороны
Но я по своей же тупости не прошёл эту игру на 100%
учитывая что на выходе прошёл её 2 раза, когда было переиздание на пс4, я купил его незадумываясь, и почти прошёл на платину, но случайно удалил сейв (нажав удалить, а не запустить игру, сонный был)
И эта игра осталась единственной из серии аркхем которую я так и не прошёл на платину, просто по тому что не смог бы осилить её, как бы она не была хороша, ещё 2 раза
Я Игра+ всегда рассматривал с точки зрения устроить геноцид там где ты сдыхал при первом прохождении 15500 раз.)
Я очень редко запускаю НГ+ в играх, поэтому даже не предполагал такую цель перепрохождения ))
Автор, спасибо тебе за статью. Сколько лет прошло, до сих пор помню ее анонс, как она выходила, первое демо в школьные годы. Воспоминания с этой серией, особенно с этой частью очень ценны и значимы, как и сама игра. Batman arkham city без преувеличения игра, которая является ярким примером того как надо делать крутейшие кинокомиксы, которых не хватает сейчас, как и нормальных игр по данным вселенным. Очень обидно, что когда смотрю порой на коменты по этой серии игр, многих так до ванильности и нежности много чего не нравится в такой потрясающей серии, что в пору люди зажрались капитально. В свое время за ней бегал в магазин рядом с домом после школы счастливым с родственником, что до сих пор ценно. Это показатель того как разработчикам было не насрать дело упор на качество и придерживаться одного: «бесполезно делать игру, если не заставить игрока поверить в созданный тобою мир» и правила, когда сценарий должен быть на равне с механикой. В эту игру, как и во всю серию вернулся спустя 8 лет и ощущения, чувства какие испытывал к ней неописуемы, настолько что даже спустя много лет во всех частях каким-то чудом смог выбить все загадки Ридлера, на которого у меня был зуб во времена Arkham Knight. Сценарно и по сей день эта часть остается самой сильной и лучшей частью серии, Arkham Knight очень приблизился к ней, но чуток буквально не дотянул. Не буду греха таить, люблю обоих очень. Все здесь есть: неожиданные повороты, живые персонажи, атмосфера, потрясающая музыка. Хочется отдельно отметить музыку — какая же потрясающая и чудесная основная тема, как и весь саундтрек. Ребята выросли, оркестр и накал, все ощущалось до муражек, просто в восторге был. Кто-то скажет, да ты просто бездумно хвалишь, а я скажу: да потому что ругать не могу игру, которая рвет на части того же Insomniac Marvel Spider Man 2, который сценарно и по механике заметно просел по накалу. Arkham Knight прохожу даже еще раз и какой же потрясающий финал легенды вышел. До сих пор на моей памяти это лучший образ Бэтмена на равне с сериалом 90х, которые перенесли идеально канон. Отдельно хочу поблагодарить Кевина Конроя за детство и эту серию, бесспорно ни Бэйл, ни Аффлек, ни Паттисон не выдерживают перед ним. Лучшее что видел про Темного Рыцаря. Если не верите, можете попробовать смело начиная с Arkham Asylum самого, это реально настоящее приключение в мир и настоящее погружение в тот самый DC, который мы полюбили — мрачный, навеянный нуаром, живыми персонажами и запоминающимися злодеями с лучшими воплощениями недели в фильмах. По мне так это лучшее что было с произведениями о Бэтмене после дилогии Тима Бертона и вдохновлено каноном с ним. Попробуйте, не пожалеете. И по сей день это лучше халенного паучка 2 с повестками и прочим дерьмом, которым стараются где попало пихать даже в игры. Автор спасибо тебе еще раз за то, что заставил вспомнить одну из лучших игр)Если будут дальнейшие статьи по серии, будем ждать с нетерпением. Это все было не зря. Ведь ты делаешь и показываешь то, какой индустрия была раньше. Самое главное — удачи вам в будущем творчестве. И спасибо) Приятно вспомнить такое великолепное произведение, как Batman Arkham City.
Твой принцип достаточно справедлив. Понимаю твою позицию. В B:AC вопросы действительно душат, а финал ветки Загадочника можно и на Ютубе посмотреть. Вот правда в Arkham Knight разрабы сделали подлянку и закрыли финал под 100%. Загадки в третьей части, конечно, разнообразнее и не так плотно расположены, но это всё равно странное решение. Статья-разбор B:AK будет чуть позже. Следующей будет материал про противоречивость первой The Division от Ubisoft.
Как раз истинную концовку АК смотрел на ютубе.
При всей своей тяге «стопроцентить» любимые игры и наличии всех собранных вопросиков в Asylum принципиально игнорирую риддлеровские загадки в остальных Arkham-играх, притом закрывая все сайды и уэйнтековские челленджи.
В эту часть пока мало играл(нашел версию с русским голосовым переводом от нейросети-забавная вещь). А вот зимная Arkham origins мне прямо очень понравилась со своими локациями и духом Нового года, Рождества. Много часов в ней провел, Бэтса правда уставал прокачивать, очень приходилось много драк устраивать. В часть с псих. лечебницей немного поиграл, дошел до локации Оранжерея. В Arkham knight только собираюсь в будущем поиграть, как диск куплю. Кстати, кто знает, подскажите какую версию лучше брать, на Ps4 или X box One?
Ага.Особенно во франшизе РЕ где ты добыл Магнум или Ракетомет такими жертвами а потом....))))