Я делаю игры для того, чтобы люди получали от них удовольствие, для их развлечения. В моем детстве игр не было, их роль выполняли фильмы и книги.
Хидео Кодзима по праву является одним из самых известных геймдизайнеров в мире, если даже не самым известным. Его игры продаются миллионными тиражами и пользуются огромной популярностью среди игроков по всему миру. Талант гения безграничен, и каждый его новый проект становится настоящим событием в игровой индустрии. Хидео Кодзима — один из самых смелых расказчиков в игровой индустрии, его истории заставляют поразмыслить над самыми главными проблемами нашего мира, начиная от войн, заканчивая определением собственного «я».
Но как же Хидео добился своего успеха и изменил игровую индустрию? Именно об этом я и расскажу в своей статье.
I.Детство
Хидео Кодзима родился 24 августа 1963 года в Токио. С самого детства он увлекался кинематографом и литературой. Он знал, что в будущем станет известным режиссером.
Важное место в жизни Хидео занимал его отец — Кинго Кодзима. Он прививал сыну любовь к искусству, показывая фильмы своей молодости, а со временем стал давать ему билеты на походы в кино. Также Кинго очень много рассказывал сыну о 2 мировой, о бомбардировках городов и использовании ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Отец Хидео ненавидел США за их преступления против человечества, но обожал их культуру. Именно кинематограф помог Кинго пересмотреть свои взгляды и Хидео извлек из этого важный урок. К сожалению, Кинго умер, когда Хидео было 13 лет. Это очень сильно ударило по мальчику.
После смерти отца, Хидео закрылся в себе и ушел в одиночество. Пока его мать работала не покладая рук, он открыл для себя мир телевидения, который приносил в его жизнь хоть какое-то движение и отвлекал от депрессии. И именно тогда он понял, что точно станет режиссером, во что бы то ни стало.
Однако Хидео начал свою карьеру не с создания игр, а с написания романов, которые он отправлял в различные издания. К сожалению, его работы никто не опубликовывал, из-за того, что они были очень большими, а Кодзима принципиально не хотел ничего сокращать. Потом Хидео решил попробовать себя в кинематографе, взял у друга камеру и снял свой первый фильм, который показал на школьном фестивале. Однако после школы все его одноклассники разъехались, а Хидео остался в Осаке, где и поступил в университет на экономиста. И как раз в этот момент в его жизни появляются видеоигры.
II.Начало карьеры
Famicom стала первой консолью будущего геймдизайнера. На ней он впервые поиграл в Super Mario Bros и Portopia Renzoku Satsujin Jiken. Обе игры поразили его и он захотел попробовать себя в создании игр. На 4 курсе он бросает учебу и решает абы кем, но начать работать в игровой индустрии. В этом решении его поддержала только мать, а однокурсники и преподаватели назвали сумасшедшим.
И вот наступил 1986 год, экономика Японии одна из самых сильных в мире, игровая индустрия развивается с каждым днем все сильнее и сильнее, а Хидео Кодзима, после нескольких отклоненных резюме, все-таки получает работу ассистента-продюсера в известной японской студии — Konami.
Сразу же он приступает к созданию сиквела Antarctic Adventure для MSX 2 и просто взрывается идеями. Каждый день работы над игрой он доводил себя до изнеможения и все время думал о ПИНГВИНАХ. Однако в середине разработки Хидео сняли с проекта.
Второй проект, который доверили Хидео, и в котором он уже выступал как продюсер назывался Lost Warld. Однако через пол года проект был отменен, а Хидео и его команда были подавлены, пока его попросили помочь с затянувшейся разработкой одного военного экшена. Кодзима, с радостью, согласился.
III. Metal Gear
Как только гений присоединился к разработке, он понял одну простую вещь: то, что получается у Konami уже похоже на другие игры в военном сеттинге. И ему пришло безумное решение — сделать главного героя слабым, заставить его избегать сражений с врагами и действовать тактически. Сначала к его идее отнеслись очень прохладно, т.к на его счету не было ни одного проекта, но потом ему удалось завоевать доверие команды. Вдохновившись фильмами Большой побег (1963) и Побег из Нью-Йорка (1981), Кодзима начал разработку.
Разработка шла безумно тяжело, Хидео даже размышлял об увольнении, но все же закончил её. 13 июля 1987 года вышла Metal Gear — первая игра Хидео Кодзимы. В ней игроку давали управление над Солидом Снейком, который пробирался на секретную военную базу «Outer Heaven»(Внешний рай) по поручению своего командира Биг Босса, чтобы спасти своего приятеля Грея Фокса и украсть данные о ядерном оружии. Сейчас сюжет игры звучит очень просто, но в конце 80-х это был самый прописанный и лучший сценарий в игровой индустрии. Поднимая темы войны, мести и солдат на войне, Хидео рассказывает историю простого новобранца, который не до конца понимает, в какую игру его втянули. Именно в этой игре начинается любимая тема гения — взаимоотношения детей и родителей. Она проходит тонкой нитью не только в серии Metal Gear, но и в Death Stranding.
Геймплейно игра тоже отличалась от игр тех лет. Большой упор Кодзима сделал на проработку деталей. Например, в игре есть комнаты с невидимыми лазерами, но если игрок использует сигареты, то сигаретный дым поможет герою увидеть ловушки и обойти их. Далее, можно вспомнить, что у оружия в игре есть глушитель, но если его не найти, то стрельба будет привлекать охранников. Я понимаю, что сейчас это звучит как обычное явление, но в 1987 году это было РЕВОЛЮЦИЕЙ.
В конечном итоге первый Metal Gear стал легендарной игрой, которая поменяла представление о сюжетах в играх, изменила стелс и основала новый жанр — стелс-экшен. Однако после выхода игры Хидео даже не планировал возвращаться к серии и пошел работать над следующим своим проектом.
IV. Побег от Metal Gear’а
Кодзима никак не хотел возвращаться к стелс-экшенам и играм про войну, именно поэтому следующим его проектом стал квест Snatcher вышедший в 1988 году. Вдохновившись фильмом Бегущий по лезвию (1982) и аниме Акира (1988) Хидео создал один из первых проектов в жанре киберпанк в игровой индустрии. Snatcher хоть и получила хорошие оценки от прессы и игроков, все же осталась в тени серии Metal Gear, так же как и её наследница Policenauts, которая вышла в 1994 году и развивала идеи прошлой игры. Но как бы Кодзима не бегал от Metal Gear’а, он всегда к нему возвращался.
V. Два Metal Gear 2
Пока Хидео разрабатывал Snatcher в Konami посмотрели на успех Metal Gear и поняли, что им нужен сиквел. Его разработку доверили американской студии Ultra Games, которая издавала первую часть на западе и как раз на этой части света планировали выпустить игру. Snake’s Revenge — именно так назывался сиквел, к которому Кодзима не имел отношения. На западе сиквел встретили хорошо, но студия забыла про стелс и дала игрокам обычный экшен боевик. Сюжет был банален и не поднимал какие-либо серьезные темы.
Кодзима вообще узнал о проекте случайно, когда сел на один поезд с командой, которая работала над игрой. Тогда-то они ему все и рассказали. Однако Хидео отнесся к этой новости безразлично, так как не хотел больше возвращаться к играм подобного формата, однако потом понял, что хочет разработать свою версию сиквела Metal Gear и начал думать, как ему это сделать.
Кодзима пришел в Konami с идеей сиквела и, к его удивлению, идею одобрили. Первое, что он сделал — выкинул все события Snake’s Revenge, и посчитал её неканоничной. Разработка сиквела продвигалась успешно и уже в летом 1990 года мир увидел Metal Gear 2: Solid Snake.
Кодзима не стал снова придумывать велосипед, а зациклился на доработке аспектов оригинала. Сюжет стал ещё взрослее и интереснее. В этот раз Снейк отправился в вымышленную африканскую страну Занзибарлэнд, чтобы разобраться с выжившим Биг Боссом. Хидео смог поместить в игру нечто похожее на серую мораль, ведь в игре нет однозначного зла, все одновременно не правы, как мировое правительство, так и Биг Босс.
В геймплейном плане Кодзима решил доработать то, что было в первой части. В сикеле он расширил поле зрения противников, которые теперь не просто ходячие груши для битья, а полноценные участники сцены, которые даже научились перемещаться между локациями. Также расширились способности Снейка, теперь он может ползать, использовать роботов для отвлечения врагов и даже простудиться, находясь долгое время в холодной воде.
Сиквел тепло встретили в Японии, но до западного игрока он добрался лишь через 15 лет. А пока существовало две части Metal Gear 2, так же как и два Кодзимы. Один хотел делать новые проекты, а второй новый Metal Gear. По началу в этой битве победил первый и Хидео отправился разрабатывать Policenauts, параллельно раздумывая над новой частью похождений Солида Снейка.
VI. Metal Gear Solid
Первоначально Metal Gear 3(именно так Хидео хотел назвать новую часть) должна была выйти на 3DO, но из-за непопулярности приставки игру решили выпустить на другой платформе. В это же время Кодзима начал интересоваться американским рынком и захотел, чтобы игра вышла и за пределами Японии. Однако про Metal Gear 2 на западе никто не знал, у них была только Snake’s Revenge, поэтому было принято решение назвать игру Metal Gear Solid, в честь позывного главного героя. Объединившись со своим новым другом арт-директором Едзи Синкавой, Хидео начал разрабатывать идеи для нового хита.
Наброски Синкавы вызывали у Кодзимы бурю эмоций, особенно его поразил рисунок новый версии Metal Gear’а серии REX. Едзи обладал уникальным стилем рисования — суми-ё, который заключается в использовании туши. Едзи занимался не только проработкой дизайна персонажей, но и рисовал интерфейс с обложкой игры.
Пока Синкава работал над концептами, Кодзима определился с платформой для своей игры. Ей стала недавно вышедшая консоль от Sony под названием PlayStation. Разработка официально началась в середине 1995 года. Хидео дали новый офис, чтобы он мог отдавать все свое время игре, что он и сделал. Кодзима сразу поставил перед командой задачу сделать самую прорывную, реалистичную и кинематографическую игру в мире. Во время разработки Хидео часто ссорился с командой. Он очень сильно придирался к мелочам и хотел, чтобы все бразды правления были в его руках.
Параллельно конфликтам с командой, он начал писать сюжет будущего хита. В этот раз Солида Снейка, ушедшего на пенсию после событий в Занзибарленде, в буквальном смысле выдергивают и отправляют на остров Shadow Moses, чтобы он спас заложников и обезвредил террористов. Однако со временем, игрок понимал, что его впутали в очередные политические игры, а кульминацией этого стала встреча с его братом-близнецом — Ликвид Снейком. На этом сложном пути герой встретится со многими интересными и харизматичными персонажами: Револьвер Оцелот — старый друг Биг Босса, отряд Fox Hound состоящий из детей войны, которых Биг Босс когда-то взял под свое крыло.
Также герой не избежит встречи со своим бывшим другом Греем Фоксом, которого убил в прошлой части. Однако в конце героям приходится объединится для борьбы с общим врагом. К сожалению, в этой схватке Фокс погибает, говоря другу самые важные слова, которые потом ни раз всплывут в серии:
Снейк, мы не инструменты правительства, или кого-то ещё! Сражение было единственной вещью, единственной вещью, которую я делал хорошо… Но, по крайней мере, я всегда сражался за то, во что верил.
История Metal Gear Solid полна заговоров, философских рассуждений и интриг, которые игрок распутывает сам. Игра рассказывает о борьбе с своими генами на примере двух братьев. Ликвид хочет возродить наследие отца, а Солид пытается ему помешать в этом. Они оба являются проектами программы «Les Enfants Terribles» по клонированию Биг Босса. Именно на этом и строится главный конфликт сюжета. До сих пор этот сюжет считается одним из лучших в игровой индустрии, а приемы использованные Кодзимой повторяют все кому не лень.
Ещё одним нововведением стало наличие в игре озвучки, над которой трудились настоящие актеры. Они прекрасно передали эмоции своих персонажей, чего только стоит голос Наоми (Дженнифер Хейл), Мэрил (Деби Мэй Уэст) и Отакона (Кристофер Рэндольф). Но не стоит забывать главную звезду — Девида Хейтера. Его исполнение Солида Снейка очень сильно понравился игрокам своей брутальностью и непоколебимостью.
В геймплейном плане игра также претерпела изменения. Переход в трехмерное пространство помог Кодзиме уйти в реализм на полную катушку. Если игрок наступает в лужу, у него остаются отпечатки на подошве, которые могут привлечь противника. Искусственный интеллект тоже улучшили, теперь враги ищут вас по вентиляциям и ведут себя более агрессивно. Также важным нововведением стал «Кодек» — рация. Это устройство помогает Снейку связываться с персонажами поддержки, которые могут дать ему полезные советы или просто поддержать в его миссии.
С кодеком связана много интересных вещей. В одном эпизоде главный герой просит у президента ArmsTech частоту сигнала Мэрил, а последний советует поискать её на… коробке с игрой. Также во время боссфайтов с Писхо Мантис, босс начнет считывать вашу карту памяти, а позже попросит сменить вход контроллера. Такие приемы постмодернизма веселили игроков и дарили им незабываемые эмоции. Это сближало творца и его игроков.
Metal Gear Solid вышла 3 сентября 1998 года и сразу стала хитом. Она улучшила идеи своих предшественников, показала как должен выглядеть взрослый сценарий и представила игрокам революционные идеи, которых не было в других играх. Более чем 6 миллионов копий было продано по всему миру, причем в эти цифры не входит порты на Windows — Metal Gear Solid: Integral и GameCube — Metal Gear Solid: The Twin Snakes. К концу производства MGS Кодзима понимал, что сиквел неизбежен. Он хотел, чтобы следующая глава саги была настоящим блокбастером.
VII. Постмодернистский обман
После выхода Metal Gear Solid студия Кодзимы сразу начала разработку сиквела, уже для PS2. Первоначальное название игры было Metal Gear Solid III. Оно символизировало башни Мирового торгового центра, но позже от этого названия отказались. Также Хидео часто менял сюжет, первоначально он должен был происходить в Ираке. Не определившись до конца, Кодзима начал разработку проекта в 1999 году. Над проектом в сумме работало около 70 человек, а Едзи Синкава опять занял место арт-директора.
Команда начала с самой первой главы — «Танкер», которая должна была продемонстрировать мощности новой консоли от Sony и показать идеи Кодзимы. Впервые игра была анонсирована на E3 2000. Кодзима с командой продемонстрировали красивый кинематографический трейлер с фрагментами геймплея.
Трейлер был очень успешен, на E3 люди стояли очередями, чтобы его посмотреть. Ажиотаж был настолько сильный, что Konami выпустили трейлер даже на DVD. А уже в 2001 году демоверсия игры была выпущена вместе с другим проектом Komami — Zone of the Enders.
В следующий раз игру показал на E3 2001, и снова успех. Люди были в нетерпении, когда же игра наконец-то выйдет. Интриговал их сюжет трейлера, который начинался со слов: «Solid Snake did die», а заканчивался надписью: «winter 2001». Игроки затаились в ожидании.
Однако произошло то, чего никто не мог ожидать. 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке 2 самолета врезались в башни-близнецы. Эта трагедия поразила весь мир, в том числе и Кодзиму. Когда команда узнала о катастрофе, на их мониторах был запущен MGS 2, в котором огромный Matal Gear RAY уничтожал Нью-Йорк, именно такой финал был у игры. Тогда Кодзима понял, что игру придётся отменить. Однако его уговорили этого не делать, и команда приняла последствия своих решений. Через 2 месяца Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty вышла.
В сюжетном плане игра продолжала события первой части. Тот же Снейк, тот же Отакон. Все по старому. Игра начиналась с главы «Танкер», в которой Солид Снейк пробирался на корабль в поисках нового Metal Gaer’а и встречал Ликвида Оцелота. После смерти Ликвида в конце прошлой части, Оцелот приделал себе его руку и их сознания смешались. А в конце главы Солид Снйек умирал. Однако потом игроков ждал сюрприз, ведь после прохождения первой главы игроку дали играть за — РАЙДЕНА. Стоп, кого? Именно этим вопросом задались миллионы геймеров по всему миру. Во всех промо-материалах игра показывала, что именно Солид Снейк — главный герой. Получается, что Кодзима обманул? Да.
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty — это постмодернистское высказывание по поводу различных аспектов цифровой культуры, главной темой которого является обман. Хидео заставляет игрока подумать о собственном «я» и выборе в жизни, через Райдена. Райден — это игрок, который любит Снейка и является его поклонником. Райдена и игрока обманывают, первого — патриоты, которые заставили его сделать всю грязную работу, а второго Кодзима, который обещал новые приключения любимого Снейка. В итоге игроки были в бешенстве, а чувство ненависти к Райдену было на пределе.
Также в игре раскрывается вечная Кодзимовская тема — тема отцов и детей. В середине игры мы встречаем отца Райдена — Солидуса Снека, который является братом Солида Снейка. Его задача — уничтожить патриотов — секретную организацию, контролирующую США. Их миссия — фильтрация информации в СМИ и интернете. Фильтруя контент они хотят создать «контекст», который, по их мнению, стимулирует эволюцию. Райдена патриоты выбрали по той причине, что он больше всех верил в правду, которую ему навязывают. Райдена ставят перед выбором: либо он убивает своего отца, либо умирает ребенок Ольги и Роуз. У героя не остается выбора и он убивает своего отца.
Однако в конце игры, когда Снейк и Райден встречаются. Райден спрашивает кто во что ему верить, ведь вся его жизнь была ложью, а Солид отвечает, что ему нужно верить в то, что он сам для себя решит. А кульминацией этого момента становится то, как Райден выкидывает жетон, созданный игроком в начале игры с собственным именем и фамилией, и говорит, что выберет новую жизнь и найдет то, что можно передать потомкам. Сюжет Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty сложный и многогранный, он раскрывает современное общество со всех его сторон. Смотря на него спустя более 20 лет после выхода игры можно сказать одно — сюжет MGS 2 опередил свое время.
От сюжета перейдем к геймплею. Благодаря переходу на PS 2 Кодзима смог опять уйти в мелочи. Например, если вас обнаружит враг, то сначала он попытается позвать помощь по рации, но если в неё выстрелить, то он будет в замешательстве. К тому же в игре сильно расширили арсенал оружия и гаджетов, например, добавили меч. Сильно изменилось окружение, теперь каждый объект на локации можно деформировать.
Подводя итог, можно сказать, что Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty — это постмодерн в самом прямом его понимании. В этой игре каждый найдет что-то для себя. Однако также, это одна из самых сложных историй в игровой индустрии, которая заставляет задумываться игроков и по сей день. Игра получила хвалебные отзывы, не смотря на все сюжетные запутанности и была продана 7 миллиона копий по всему миру. Это был успех.
Однако Кодзима не хотел продолжать серию, так как специально сделал концовку открытой, чтобы игроки искали новые смыслы в других произведениях. Но планы поменялись и Хидео начал думать, как ему продолжить Metal Gear.
VIII. Патриотизм во лжи
Кодзима сразу понял, что он не будет делать новую игру про Солида Снека и сиквел 2 части. Нужно было предложить игроку что-нибудь другое. И тут он вспомнил про Биг Босса — отца Солида, Ликвида и Солидуса. Биг Босс был антагонистом первых частей Metal Gear, а его наследие играло важную роль в последующих. Хидео решил, что следующая часть будет рассказывать о становлении Биг Босса. Также, он планировал выпустить игру на PS 3, но планы поменялись и игра осталась на той же PS 2. Поставив перед собой цели, команда начала разработку.
В первую очередь Кодзима хотел, чтобы игра происходила не на военных базах, как это уже было в прошлых частях, а в джунглях. Однако джунгли были не простые, а… СОВЕТСКИЕ? Да, главные герой внедрялся в джунгли рядом с городом Целиноярск, который находится в Таджикистане. Смена обстановки привнесла в геймплей новые механники. Например в игре появилось очень много от выживачей: стамина, потребность в еде и возможность охотится на животвотных.
В сюжетном плане все было ещё интереснее. Главным конфликтом игры является противостояние ЦРУ и КГБ, в которое втягивают нашего главного героя — Джона, с позывным Нейкид Снейк. Снейку нужно спасти из СССР известного ученного — Николая Соколова, который разрабатывает ядерные ракеты для Союза. Важную роль в сюжете играет наставница Джона, по имени Босс. Она является отцовской фигурой для него, так как научила его всему, что он знает. Однако Босс предает США и становится на сторону СССР, что очень сильно ранит Снейка. В этот момент мы и знакомимся с главной миссией Джона. Ему нужно уничтожить «Шагоход» — транспорт способный запускать ядерные ракеты и убить свою наставницу — Босс.
За свое путешествие Снейк познакомится со множеством интересных персонажей, которые имеют свой уникальных характер. Например, Ева, которая является ещё одним агентом под прикрытием. Она влюбляется в Джона и всячески ему помогает. Ещё стоит вспомнить Оцелота, советского оперативника, который преследует Снейка всю игру, однако в конце оказывается тройным агентом. Также важную роль в сюжете занимает отряд «Кобра» — герои 2 мировой войны, имена которых отражают ту эмоцию, которую они несут на поле боя. В отряд входят: Боль, Страх, Ярость, Скорбь, Конец и Радость, которой является Босс.
Однако главным антагонистом является я не Босс, а Евгений Волгин — советский генерал, чей отец украл микрочип со средствами секретной организации. Эта организация называется «Философы», они являлись тайным мировым правительством, которое было сформировано после 1 мировой войны. Их задачей являлось сохранение мира и предотвращение конфликтов, однако члены философов начинали умирать, а им на смену приходили другие, которых интересовало собственное богатство. Именно за этими средствами охотится Союз и США.
Волгин предстает перед нами безумно жестоким тираном, которому плевать на жизни других людей. В этом мы можем убедится в самом начале игры, когда Босс передает ему американскую ядерную ракету, а Волгин стреляет в исследовательский центр, тем самым убивает множество людей.
Сюжет игры был вдохновлен боевиками про Джеймса Бонда и другими фильмами про шпионов. Однако у Metal Gear Solid 3: Snake Eater была одна отличительная особенность — игра говорила о смене времен, и о том, как это смена влияет на отношения к событиям прошлого. Это происходит не только на примере Биг Босса, который в первых играх серии представал в образе типичного злодея, а в этой части ещё не сильно опытный военный. Также это происходит и на примере Босс, в чем мы можем убедится в самом конце игры. Ева рассказывает Джону, что Босс — не предатель. Её миссией было войти в доверие к Волгину, уничтожить «Шагоход» и украсть микрочип со средствами Философов. Но после того как Волгин взорвал исследовательский центр, СССР заподозрила в этом США, и чтобы загладить вину правительство Америки сказало, что разберется с Босс и другими партнерами Волгина.
Финальная миссия Босс — самопожертвование. Она знала, что умрет от рук своего ученика, а он нет. До конца Снейк верил в то, что он делает все правильно. В то, что Босс предатель. Однако после, он сталкивается с жестокой правдой и обманом. Мало того, что Ева оказывается агентом Китайских Философов, а её задачей вообще было убить Снейка, так ещё и убийство Босс — это не проявление патриотизма, как он думал, а показатель обмана правительства.
В своем финальном монологе, Ева говорит, что Босс — единственная, кто смог её вычислить. Она не убила Снейка не потому что не смогла, а потому что она хотела, чтобы он узнал правду. По её словам, Босс войдет в учебники истории как военный преступник, который пытался развязать 3 мировую войну. И никто так и не узнает, какой была её последняя миссия. Босс хотела, чтобы её дело жило в памяти Снейка. Она всегда хотела, чтобы в мире не было границ, государства не ссорились, а люди не умирали. История Босс останется только в сердце Снейка. Она всегда действовала в интересах своей страны, не смотря ни на что. Ради совой страны она даже убила своего возлюбленного Скорбь. Она пожертвовала своей жизнью и честью ради родины. «Она была настоящим героем. Она была настоящим патриотом» — именно этими словами заканчивается Metal Gear Solid 3: Snake Eater.
В этой истории прослеживаются глубокая рефлексия на тему патриотизма, предательства, манипуляций и долга. Кодзима спрашивает игроков, какие жертвы они готовы принести ради верности своей стране или идеалам, и предлагает возможность задуматься о реальных моральных дилеммах в контексте сюжета игры. Сюжет Metal Gear Solid 3: Snake Eater один из самых интересных и грустных сценариев в игровой индустрии. Он начинается как боевик, а заканчивается как драма.
В геймплейном плане MGS 3 далеко ушла от предшественницы, благодаря появлению элементов выживания. Важной частью геймплея стала охота, так как благодаря её Снейк восстанавливал здоровье и выносливость. Также важной геймплейной особенностью стало внедрение разнообразных камуфляжей, которые помогали игроку во время стелса. Ещё стоит вспомнить, что в игре появиласть новая система рукопашного боя «CQC» или же «Close-Quarters Combat». Она помогала быстро обезвреживать врагов без использования оружия. К тому же в игре была особая система повреждения главного героя. Снейка могла отправить змея (иронично), из-за этого отравления он начинал чаще терять здоровье и выносливость. Но каждое такое повреждение, можно было вылечить либо едой, либо медикаментами. Кодек также является важной частью игры. С его помощью мы связываемся с нашей командой поддержки во главе которой стоит Зеро — друг Биг Босса, который и организовал эту операцию.
Также Кодзима решил потроллить своих фанатов. В начале игры вам дают выбор, чтобы узнать новичок вы в серии или нет. Всего есть 3 варианта ответа: мне нравится MGS 1, мне нравится MGS 2, мне нравится MGS 3. Если выбрать последний вариант, то игра запустится в обычном режиме. Если выбрать первый, то у Снейка будет больше выносливости. Однако если выбрать второй вариант, то Снейк, после приземления в лесу, снимет маску, и под неё окажется… РАЙДЕН. Однако, он сразу же её снимает. Также не стоит забывать о таком персонаже как Иван Райденович Райков. Он являлся любовников Волгина и майором ГРУ, а его внешность была полностью списана с Райдена. Ещё стоит вспомнить, что после битвы с Оцелотом, у игрока есть возможность его добить, но если это сделать, то на экране появится надпись «Временной парадокс»
В конечном итоге Metal Gear Solid 3: Snake Eater — это самая грустная глава серии Metal Gear, которая говорит на темы патриотизма и обмана, в сеттинге Советских джунглей. Кодзима ещё раз доказал, что он мастер сложных и многогранных сценариев. Также не стоит забывать про геймплей, который вышел на невероятный уровень благодаря элементам выживания. Все это обеспечило игре огромных успех, более 4-х миллионов копий по всему миру и всеобщая любовь. Именно в этой точке хотел закончить Хидео, но руководство опять не дало ему это сделать. И он преступил к написанию своего магнум опуса — Metal Gear Solid 4.
IX. Финальный аккорд
В 2005 году началась разработка следующей части Metal Gear. Konami выделили Хидео целую отдельную студию, назвав её Kojima Productions. В это же время было принято решение, что игра станет эксклюзивом новой консоли Sony — PS 3. Кодзима начал с того, что поставил перед командой одну задачу — сделать финал, финал истории всей серии. Впервые игра была анонсирована в юмористическом ролике, который был показан на Tokyo Game Show в 2005 году. В нем Биг Босс пытается сесть на стул с табличкой «Main Character», расстреливает несколько солдат и сев на него снимает маску, под которой оказывается Райден. Однако в этот же момент он перемещается в темную комнату с этим же стулом, и вступает в бой с Солидом Снейком. Райден проигрывает бой, а Солид садится на стул. Это значит одну простую вещь — Солид Снейк снова главный герой.
Действия Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots происходят в 2014 году, спустя 5 лет после событий Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty. За это время мир перешел на военную экономику, которую контролирует «СП» — «Сыны Патриотов». Изменился не только мир, но и Солид Снейк. Он сильно постарел из-за вируса Fox Die, который вколола ему Наоми Хантер в Metal Gear Solid. Теперь он не Солид Снейк, а Олд Снейк, у которого лишь одна мотивация — убить Ликвида Оцелота. На этом пути ему помогают его старые знакомые: Мэрил, Наоми, Отакон и Райден.
У Ликвида на начало MGS 4 есть своя личная ЧВК, с помощью которой он пытается найти тело Биг Босса. У Солида же есть только надежда на то, что нано машины, которые он вколол, чтобы прожить ещё хоть чуть-чуть, не перестанут работать. Важным моментом в игре является появление Биг Мамы, она же Ева из MGS 3. Она рассказывает своему сыну о том, что все это время Патриотами управлял Зеро, старый друг Биг Босса. Именно его решения привели мир к военной экономике, а ключом к системе СП стало тело Биг Босса. Именно поэтому за ним охотится Ликвид. Но к моменту встречи Евы и Солида было уже слишком поздно. Ликвид захватывает военную часть СП и скидывает тело Биг Босса в огонь. За телом бросается Ева, получает ожоги и умирает на руках своего сына.
После смерти матери Снейк и Отакон отправляются туда, где все началось на остров «Shadow Moses». Им нужно достать Metal Gear Rex, чтобы оказать хоть какое-то сопротивление Ликвиду. Но к сожалению Ликвид уничтожает Metal Gear Rexи пытается раздавить Снейка при помощи своего коробля, но на помощь приходит Райден и Мэй Лин, которые заставляют его уплыть.
Ликвид спрятался на своей новой базе с символичным названием «Outer Heaven». Именно так называлось место, куда проникал Солид Снейк в самой первой игре серии. Идя по пустым коридорам Снейк начинает терять уверенность в себе и падает без сил. К его телу начинают медленно подходить солдаты Ликвида, но ему на помощь приходит Райден, говоря, что займётся ими. Снейк проходит через микроволновое поле и почти потеряв силы входит в комнату с белыми цветами и могилами. В этот момент Отакон загружает вирус в систему «СП» и… все заканчивается. Система Патриотов отключена, больше никто не контролирует солдат и они выходят из строя. Больше никакого контроля.
Придя в себя Солид видит перед собой Ликвида и они начинают драться. Это ностальгическая битва проходит через всю серию, братья вспоминают прошлые обиды, а на фоне играет музыка сначала из первой часть, потом из второй, а потом из третей. В итоге Солид побеждает. Ликвид падает, а его маска спадает. Со Снейком начинает говорить Оцелот, он называет его «достойным соперником» и умирает.
В конце мы видим, как Солид приходит на могилу своего друга — Грея Фокса. Он понимает, что ему нужно умереть, чтобы Fox Die не убил его и не распространился на других людей. Снейк курит последнюю сигарету, заряжает один патрон в обойму, засовывает пистолет в рот и стреляет…
Однако в эпилоге мы видим, что Солид выжил, а в кадре появляется Биг Босс. Отец подходит к сыну, разбирает его пистолет и говорит, что пора начать жить. Снейк отводит его к могиле Босс. Биг Босс отдает честь в последний раз и падает замертво. Последнее, что он говорит:
Ты больше не инструмент в чужих руках и не чья-то игрушка. Ты больше не пленник судьбы… и не предвестник войны… Твое тело… и твой разум… свободны. Живи для себя.
Задача сюжета Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots — достойно закончить историю серии. Получилось ли это у Кодзимы? Да, безусловно. Сюжет MGS 4 вызывает бурю не просто эмоций, а бурю ностальгических эмоций у игрока. Мы провели с этими персонажами слишком много времени. Но этой частью Хидео хотел сказать, чтобы мы отстали от серии Metal Gear и жили дальше. Последние слова Биг Босса арестовывались не Снейку, а игроку. Кодзима хотел закончить серию на высокой ноте, и у него получилось.
В геймплейном плане игра очень разнообразна. За 5 лет с момента MGS 2 правила сильно поменялись. Теперь каждое оружие контролируется Патриотами, это значит, что Снейк не может просто взять пушку врага и начать стрелять. Для разблокировки оружия был введен персонаж Дребин, которой разблокирует Снеку оружие за определенную цену. Из-за старости у Солида появилась шкала уверенности. Если она будет слишком низкая, то он будет хуже стрелять. Ещё у Снейка появилось очень много новых гаджетов, начиная от костюма подстраиваемого под поверхность, к которой прикасается герой, заканчивая iPod’ом с песнями. А ещё стоит отметить, что впервые в серии нам дают под управление Metal Gear.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots вышла 12 июня 2008. Она хоть и является самой противоречивой игрой серии, все же ей удалось закончить серию на высокой ноте. Финальный аккорд серии Metal Gear — именно четвертая часть. Это понимают как и фанаты, так и Хидео. Закончив работу над ней Кодзима пошел разрабатывать другие игры, но в душе понимал, что когда-нибудь вернется к серии.
X. Спин-оффы, портативные эксперименты и PT
Рассматривая биографию Кодзимы нельзя не вспомнить то, что он всегда пытался экспериментировать с серией Metal Gear. После выхода PSP в 2004 году Хидео сразу же предложил Konami сделать игру для этой консоли. Однако первыми портативными частями серии занимался не он, а другой разработчик. Именно поэтому Metal Gear Acid и Metal Gear Acid 2 не были включены в официальный канон серии. Являясь пошаговыми стратегиями игры быстро забыли, а их оценки и продажи были низкими.
Следующим портативным проектом серии была Metal Gear Solid: Portable Ops. Игра была спродюсирована Кодзимой, и рассказывала о том, что случилось с Биг Боссом после событий MGS 3. В ней мы проникали на различные объекты и выполняли задания, чтобы накопить денег и прокачать солдат. Запомните эту систему, в будущем она себя проявит. В итоге MGS PO получилась интересной игрой. Её тепло приняли, а студия решила продолжать делать спин-оффы подобного типа.
В 2010 году на свет появился Metal Gear Solid: Peace Walker. Она является довольно важной частью серии, к тому же ей занимался полностью Кодзима. Геймплейно проект схож с Portable Ops, но все же у них много различий. Во-первых в игре появилась прокачка не только солдат, но и целой базы. Во-вторых, чтобы вербовать новых солдат появилась система «Fulton Skyhook», которая на большом воздушном шаре похищала людей и доставляла на вашу базу. В-третьих в игре появились мультиплеерные миссии.
Игра рассказывала о событиях после Metal Gear Solid: Portable Ops. Биг Босс со своей армией приходит в Коста-Рику, чтобы разобраться с вторжением. Боссу выделяют базу в Карибском море и игра начинается. Во время сюжета игроку придётся встретится со многими призраками пошлого, в том числе и с Босс. Именно её интеллект загрузят в машину под название Peace Walker, и именно она предотвратит ядерный армагеддон, утопив установку с ядерным оружием. Сюжет Metal Gear Solid: Peace Walker является очень важной частью серии. Он показывает становление Нейкида Снейка в Биг Босса и продолжает его историю. А кульминацией игры становятся слова Биг Босса:
Мы солдаты без границ… Если потребует время, мы будем революционерами, преступниками, террористами. И, да, всем нам уже уготовано местечко в аду. Но есть ли более подходящее для нас место? Это наш единственный дом. Наш «Рай» и наш «Ад». И это «Аутэр Хэвен».
Первоначально Metal Gear Rising: Revengeance должна была стать недостающим звеном между второй и четвертой частями. Впервые игру показали на E3 2010 под название Metal Gear Solid: Rising. Однако во время разработки у команды возникло много конфликтов. Одни хотели добавить много стелс элементов, другие хотели быстрого и динамичного экшена. В итоге Konami отдала разрабатывать игру Platinum Games. И в 2013 году проект увидел свет.
Metal Gear Rising: Revengeance представляет из себя слешер, действие которого происходит спустя 4 года после событий MGS 4. Райден работает наёмником. На одном из заданий его сильно ранит другой ниндзя-киборг, а человека, которого Райден защищал похищают. В итоге главный герой приходит в форму, и начинает искать своих убийц. Поиски приводят его к Сенатору Армстронгу, в теле которого большое количество нано машин, однако Райдену удается его победить. Эта история, хоть и намного проще, чем обычные истории из серии Metal Gear, она все же имеет много моментов, над которыми надо поразмыслить. А ещё, эта игра подарила нам много мемов)
В 2014 году на Gamescome был представлен тизер игры под названием P.T. Её разрабатывала неизвестная никому студия 7780s Studio. В этот же день демоверсию игры выпустили в Playstation Store. В ней главный герой пытался выбраться из временной петли, встречая на своем пути разные паранормальные активности. После прохождения демоверсии на экране появляются следующие надписи: «Hideo Kojima», «Guillermo Del Toro», «Norman Reedus» и «Silent Hills». Таким образом Хидео креативно анонсировал свою следующую игру. Она должна была выйти где-то после 2015 года. Однако в конце 2015 года её отменили. О причинах отмены расскажу дальше.
XI. Фантомная боль
В 2011 году Кодзима в одном из интервью сказал, что в будущем ему придется создать ещё одну часть Metal Gear. А уже в 2012 была анонсирована Metal Gear Solid V: Ground Zeroes. Хидео заявил, что эта игра станет прологом к настоящей MGS 5.
Через несколько месяцев на мероприятии VGA в декабре 2012 года была анонсирована игра под названием The Phantom Pain. Игра разрабатывалась никому не известной студией Moby Dick Studio. В трейлере показали, как главный герой, подозрительно похожий на Снейка, ползет по коридорам больницы, которую захватили террористы.
Позже было выпущено интервью с главой студии Его звали Joakim Mogren. Однако фанаты заметили, что имя Joakim является аннограммой от Kojima, а фамилия Mogren происходит от слова Ogre. Именно такое название носила следующая игра Кодзимы. После всех теорий и слухов, на сцену GDC 2013 вышел Хидео Кодзима и анонсировал Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Игра должна была выйти на PS 3 и 4, Xbox 360 и One и на PC в 2015 году.
Первой вышла Ground Zeroes. Её действия происходили после событий Peace Walker. Биг Босс узнает, что Паз Ортега, после событий прошлой части, выжила и находится в плену у организации «XOF». Её пытался спасти мальчик Чико, но и его тоже взяли в плен. Задача Снейка проникнуть на базу XOF и попытаться спасти заключённых.
GZ является не только прологом к настоящей MGS 5, но и, в некотором смысле, технодемкой. Игра показывает работу нового движка Кодзимы под названием Fox Engine. Движок позволил команде полностью погрузиться в детали, и проработать каждую мелочь. У Снейка с самого начала игры доступно много гаджетов, которые помогают ему справиться с врагами.
В итоге Снейк спасает Чико и Паз и они вместе улетают на вертолете. В этот же момент герои узнают, что в теле Паз застряла бомба, и в довольно кровавой сцене, вытаскивают её. Подлетая к базе, они видят, как её штурмуют и пытаются уничтожить солдаты XOF. Снейк спасает Миллера, и они улетают на вертолете. Миллер начинает во всем винить Паз, а они лишь говорит. что в её теле ещё одна бомба. и прыгает в океан. Бомба взрывается, а вертолет с героями врезается в другой вертолет. Последнее, что помнит Снейк, это то, как медик прикрыл его от огня. Игра заканчивается. В 2014 году эта концовка стала огромным клиффхэнгером для фанатов. Они затаились в ожидании настоящей MGS 5. Ждать им пришлось не долго. 1 сентября 2015 года вышла Metal Gear Solid V: The Phantom Pain.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain начинается с того, что Снейк просыпается на больничной койке, спустя 9 лет после событий произошедших в GZ. Он сразу же обращает внимание на то, что потерял левую руку. В этот же момент на госпиталь нападают солдаты XOF, а Снейка от гибели спасает неизвестный мужчина. Мужчина говорит, что его зовут Измаил., а нашего главного героя — Ахав. Герои выбираются из больницы, но разбиваются на машине. Ахав просыпается в недоумении, так как рядом не находит Измаила, однако поблизости оказывается наш старый знакомый — Оцелот. Он говорит, что нам нужно отправиться в Афганистан и спасти Миллера из советского плена. С этого момента игра начинается.
Phantom Pain продолжает развивать идеи Peace Walker. В ней нам также надо прокачивать свою базу и солдат. Вербуем их мы также при помощи «Fulton Skyhook». Спасая Миллера, мы начинаем развивать свою организацию — Diamond Dogs, к которой позже начинают присоединятся много бойцов и важных для сюжета персонажей. Главный антагонист игры — Череп, неизвестный мужчина, который распространяет паразитов убивающих носителей какого-либо языка. Но Снейку с командой удается победить Черепа, а Хьюи Эммерих, отец Отакона, добивает его. На этом заканчивайся первая глава.
Вторая глава начинается с обычных миссий, однако после 43 миссии, где нам придётся уничтожить большую часть наших солдат, из-за эпидемии на базе, нам станет доступна 46 миссия. Эта миссия — пролог игры, но с другим концом, после аварии Измаил выбирается из неё, а Ахав остается внутри. Измаил выходит из машины, переодевается и это оказывается… БИГ БОСС. В следующей сцене нам показывают Снейка. Он стоит у зеркала и начинает слушать кассету. Благодаря её, мы понимаем что тот, за кого мы играли — врач, спавший Биг Босса в конце GZ. Также Биг Босс говорит, что у ненастоящей его версии осталась последняя миссия. Он должен встретится с Солидом Снейком, и проиграть ему в битве. На этом сюжет игры обрывается.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain получила высочайшие оценки от игроков и прессы. Игру хвалили за все, что только можно. А на TGA 2015 игра получила награду за лучший экшен. Но награду вышел получать не Кодзима, а Кифер Сазерленд. Именно он заменил Дэйвида Хейтера в роли Снейка. По слухам, это связано с тем, что Хидео никогда не нравился голос Дэвида, хоть большинство фанатов с ним не согласно. Но правды мы так и не узнаем. В любом случае, остается вопрос: «Почему Кодзима не вышел получать награду?». А все очень просто.
15 декабря 2015 года Кодзиму уволили из Konami из-за протяженного конфликта с руководством. В этот же день была расформирована Kojima Productions и отменена Silent Hills. Причины увольнения называются разные. Одни говорят, что Хидео тратил много денег на реализацию своих идей и часто переносил игры. Другие, что демоверсия P.T. была разработана в тайне от Konami. Именно она стала последней каплей. В любом случае, Кодзима был безработным недолго. Уже 16 декабря он и Sony заявили, что возрождают Kojima Productions. А следующая игра студии будет финансироваться Sony и станет временным эксклюзивом PS 4.
XII. Выход смерти
Следующая игра Хидео Кодзимы была анонсирована на E3 2016. В 3-х минутном трейлере герой Нормана Ридуса прижимает к себе ребенка. Однако ребенок исчезает из рук героя. Норман встает на ноги и смотрит на стоящие в небе фигуры, чем-то напоминающие людей. В этот момент на экране появляется надпись — Death Stranding.
Сразу стоит сказать, что проект вызывал вопросы у многих игроков не только из-за странных вещей, происходящих на экране, но и из-за не понимая того, что делать в игре. Однако Кодзима не раскрывал все карты. Игру ещё много раз показывали на всяких презентациях. К тому времени в актёрский состав игры входили такие личности, как: Норма Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Маргарет Куэлли, Гильермо дель Торо и Трой Бэйкер. Также к концу 2016 Хидео определился с движком для своей игры. Им стал Decima, движок разработанный студией Guerrilla Games. И наконец, спустя 3 года разработки разработки Death Stranding вышла в свет.
История в игре рассказывает о мире, в котором произошел «Выход смерти». Большинство людей погибло, на планете начали проявляться разные аномалии, а люди стали разрозненны. Организация UCA пытается соединить всех людей в Америке воедино, и отправляет на эту миссию Амелию Стренд. Она со своей командой попадает в плен к террористам и просит прислать кого-нибудь ей на помощь. UCA просят главного героя игры — Сэма Потрера Бриджеса, разыскать Амелию, которая является его сестрой, и параллельно соединить всех разрозненных людей.
Весь геймплей игры строится вокруг одного действия — доставки грузов. Игрок должен отнести определенные вещи из пункта A в пункт B. Но на этом пути ему будут мешать очень много факторов: ландшафт местности, плохая погода, террористы и т. д. Также важно следить за состояние груза и не допускать перевеса. В игре также есть некоторые элементы стелса, противостояния со многими врагами можно избежать, проходя мимо них через кусты и не используя в этот момент какие-либо гаджеты. Важной частью геймплея и истории является «BB„(Bridge Baby). Этот ребенок позволяет игроку видеть тварей — души мертвых людей, попавшие в наш мир после выхода смерти. За состояние BB нужно внимательно следить, он может начать плакать из-за сильно падения или словить интоксикацию от потери крови.
С ББ связаны одни из самых важных моментов сюжета. Каждый раз после выхода из убежища нам будет проигрываться кат-сцена, в которой с капсулой ББ контактирует персонаж Мадса Миккельсена — Клифф Унгер. Сначала Сэм подумает, что это всего лишь воспоминания ББ. Но в конце игры оказывается, что это были воспоминания самого Сэма. Именно он был ББ при рождении, но потом погиб, а его воскресила Амелия.
Все это время главным злодеем истории была Амелия, которая воскресив Сэма вызвала «Выход смерти». И сейчас она пытается повторить это снова. Сэм убеждает её дать человечеству шанс и обнимает сестру. Она отправляет его обратно в реальный мир и все заканчивается. Однако Сэму поручают последнее задание, ему нужно кремировать ББ. За время игры он сильно привязался к ребенку и даже дал ей имя — Лу. Сэм доходит до крематория, но кладет в печь не Лу, а браслеты Bridges. Герой достает ребенка из капсулы, и тот начинает дышать. Сэм больше никому ничего не должен. И наконец-то он счастлив.
Death Stranding получила много положительных оценок, но не все игроки её поняли. Одних отпугнул медленный геймплей, других непонятный сюжет. Но в любом случае, Death Stranding — отличная игра, которая продолжает развивать темы отцов и детей заложенные ещё в самой первой игре Кодзимы. Игра говорит с игроком при помощи аллегорий и метафор, и пытается вызвать у геймера чувства.
XIII. Заключение и будущее
Подводя итог, могу сказать, что Кодзима действительно сильно изменил игровую индустрию и стелс. Он привнес много новых идей и популяризировал не просто сценарий в играх, а взрослый сценарий, который размышляет над вопросами мира, человечества и общества в целом. Его истории заставили миллионы людей прослезится, а его геймплейные инновации воровали все кому не лень.
В будущем нас ждет ещё больше проектов от него. В первую очередь в 2025 году состоится релиз Death Stranding 2: On The Beach. Также не стоит забывать о игре для Microsoft под названием OD. А вишенкой на торте является новый стелс-экшен PHYSINT, который он разрабатывает в сотрудничестве с Playstation.
История Кодзимы безумно интересна и тем, что многие его идеи и образы появлялись не из головы, а из личного опыта. Именно это важная часть в творчестве Хидео. Играя в его игры — мы переживаем тот же опыт, который пережил Кодзима в детстве. Играя в его игры — мы чувствуем себя детьми, ведь нас бросают в неизведанный мир, полный открытий и судьбоносных решений. Играя в его игры — мы становимся маленьким мальчиком, который увидел по телевизору «Большой побег» 1963 года. Играя в его игры — мы становимся Хидео Кодзимой.
Лучшие комментарии
Наверное, Кодзима -первый настоящий режиссер интерактивного искусства, известного нам под именем «видеоигра»