5 февраля 5 февр. 5 2273

Архитектура в Atomic Heart

+38

В этой статье я расскажу вам об интересных зданиях, скульптурах и сооружениях из загадочной вселенной альтернативного СССР и их референсах из мира реального.

Atomic Heart полна отсылок на советскую и постсоветскую культуру. Как только начинается пролог мы попадаем на родную улицу, видим знакомые здания, машины, ларьки, таксофоны, скамейки, из динамиков доносится знакомая песня, которую сразу хочется подпевать (и не ври, что ты этого не делал). И не важно сколько игроку лет — осколки того времени можно легко найти и сейчас, и не только в более мелких и отдаленных городах.

Я не буду вдаваться в сложные термины и отягощать повествование большим количеством информации. Я хочу провести для вас лёгкую экскурсию.

Штаб-квартира Предприятия 3826

Начнём нашу экскурсию с самого монументального и центрального здания в игре. Здесь находится рабочий кабинет одного из ключевых персонажей — директора Предприятия 3826 Дмитрия Сеченова. Находится объект в самом центре города будущего «Челомей», расположенного на летающей платформе «Икар», в котором проживает более 2500 самых светлых умов со всех концов СССР.

Фасад

Первой ассоциацией при виде этого здания является Главный корпус МГУ имени М. В. Ломоносова, сданного в эксплуатацию в 1953 году. Однако, это не единственное такое строение в Москве. «Сталинских высоток» было запланировано восемь (по некоторым источникам — девять), но построено лишь семь. Назначения у всех оказались разными, помимо уже названного, два сооружения является гостиницами, два — жилыми, одно административно-жилым, а ещё одно передано Министерству иностранных дел.

Главный корпус МГУ на Воробьёвых горах до 2006 года был самым высоким зданием в Москве. Высота сооружения 240 метров, в центральном объеме 36 этажей, где размещены факультеты, библиотека, музей и администрация. В боковых флигелях создана жилая зона с общежитиями. «Сталинские высотки» отличались замкнутой инфраструктурой, создавая организованную среду для профильной деятельности, и покидать их нужно было, условно, для прогулки или личных дел. Первоначальный проект не имел шпиля, а на его месте должен был быть установлен памятник Ломоносову. Хотел бы попасть в него, но не было времени, да и вряд ли это возможно в варианте «а давай-ка вот прямо сейчас заглянем».

Кабинет Сеченова

Его трудно не найти. Кабинет занимает последние 5-6 этажей главного здания Челомея, и видно его из любой части города. Данное помещение служит также и переговорной, там Дмитрий принимал журналистов перед запуском «Коллектива 2.0», так и не вырвавшись из их внимания на встречу с агентом П-3. На сайте креативного арт-директора игры Артема Галеева можно найти данный проект, ставший кабинетом Сеченова. Вывеска «Сечин» на крыше здания — прежний вариант фамилии персонажа.

Кабинет Сеченова полон символизма. Главной достопримечательностью (помимо «близняшек») являются «утопленные» в полу современные авиалайнеры — символ неограниченных возможностей науки и достигнутого Предприятием 3826 технического прогресса. Стены кабинета украшает мозаичное панно, подчеркивающее устремление Дмитрия Сеченова открыть людям дорогу к звездам.

Мозаику сложно заприметить. Вот она на стене справа.
Мозаику сложно заприметить. Вот она на стене справа.

Аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ украшает 4 мозаики, но полностью сохранилось только панно «Космос», созданное в 1983 году. Остальные работы частично утрачены при реконструкции. Трагическое событие вскрылось после того, как автор этих работ Джейран Уланов приехал сфотографировать их для персональной выставки в честь 70-летия архитектора по приглашению Третьяковской галереи. Таким образом, разработчики решили сохранить память об этой работе. Возможно кто-то из них родился или жил в Бурятии.

Фото автора Джейрана Уланова
Фото автора Джейрана Уланова

Главный вход

Заметил в последний момент: над лифтом знак с руками и атомом — отсылка на герб СНГ.
Заметил в последний момент: над лифтом знак с руками и атомом — отсылка на герб СНГ.

Внутреннее убранство главного зала отсылает нас к заброшенному монументу Бузлуджа — дому-памятнику Болгарской коммунистической партии. Это величественное футуристическое здание было построено в 1981 году на горе Хаджи-Димитр, в нем проходили все большие празднества. В 1989 году в Болгарии власть перешла от коммунизма к демократии, и памятник оставлен на растерзание горной природе и туристам. Недолгим был его век.

«Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» — гласит надпись на болгарском вокруг серпа и молота на потолке. В игре от этой надписи отказались. Перед финальной сценой в этом зале, видимо, провели ремонт и мы наблюдаем красные символы, олицетворяющие единство рабочих и крестьян, а не серые, как в начале.

Игровая геометрия здания

С кабинетом есть интересный ляп. При первом посещении кабинета, после того как близняшки отдадут ключ активации «Турбины», если посмотреть налево, вы увидите стену в кабинете. Пролетая по сюжету мимо штаб-квартиры отчетливо видно, что остекление имеют три стороны здания, и проглядываются насквозь.

Также есть неочевидный момент с лифтом и геометрией офиса Сеченова. Как оказалась лифта в здании два, но есть нюанс — игрока телепортирует между двумя кабинами, чтобы мы поднялись не сразу в кабинет, а перед входом в него слева. Этим активно пользуются спидраннеры, ведь если сделать правильную последовательность действий можно покинуть лифт и выйти в out of bounds, то есть в затекстурье. Видео «Tenor» загрузить не дал.

История создания

4 года назад пользователь Пикабу под ником AlexisLevinski опубликовал свои работы по проекту «Семь сестёр», над которыми трудился на протяжении года. Вполне вероятно пост просто бы ушел в историю интернета, но внезапно в комментариях спустя полгода появился Артем Галеев, создатель мира Atomic Heart, предложивший «порабкать». Автор явно не ожидал такого предложения, и заметил его только спустя пару месяцев, и полагал что оно не актуально.

Можно было бы предположить, что это та самая работа, но как выяснилось, на официальном Disсord-сервере Atomic Heart выкладывалось опровержение об использовании модели с Пикабу.

Один неравнодушный гражданин даже уточнил этот момент лично, и предоставил этот ответ мне.
Один неравнодушный гражданин даже уточнил этот момент лично, и предоставил этот ответ мне.

Призыв родины

Конечно же это «Родина-мать зовёт», перепутать её невозможно ни с чем. Во вселенной Atomic Heart происходили события Второй Мировой войны, хоть и альтернативные. Поэтому появление статуи олицетворяющей Родину, зовущую своих сыновей на битву с врагом, не удивительно.

Монумент появился в 1967 году на Мамаевом кургане в Волгограде и сразу стал высочайшей статуей в России — 87 метров. Памятник без постамента, высотой 2 метра, считался самым высоким в мире до 1989 года.

На карте по неизвестной причине стоит именно Родина-мать, а не Призыв родины, как гласит сцена из пролога, а динамический атом таинственно исчез. Вполне вероятно, что статуя планировалась в оригинальном образе, но потом произошли изменения, а на карте не заметили, так как это не игровая зона и попасть туда нельзя. Уменьшенная копия монумента стоит на центральной площади Челомея.

ВДНХ

После боя с ЕЖХ-7 нам открываются ворота для прохода в комплекс ВДНХ. За фейерверками сложно найти какие-либо сходства с действительно существующей выставкой. В многих статьях и вовсе писали, что общего ничего кроме названия нет, да и оно оказалось анахронизмом, так как до 1959 года выставочный комплекс в Москве назывался Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) и был переименован в ВДНХ только после объединения сельскохозяйственной, промышленной и строительной экспозиций в единую структуру.

Как оказалось, что вход в комплекс отсылает к арке северного входа Выставки достижений народного хозяйства, выполнявшей роль главного портала на неё до 1954 года. Первый вариант этих сводов был построен в 1937 году и спустя год демонтирован по причине недостаточно торжественного архитектурного облика. В 1939 году открыли ныне существующую арку высотой 21,5 метр за авторством архитектора Леонида Полякова. Вход на выставку оформлен в стиле ар-деко, а колонны украшены барельефами на сельскохозяйственную и индустриальную тематику.

Комплекс «Коллектив»

Вышеупомянутый крупный и заметный объект является второстепенным, в центральном зале которого размещена доска почёта с аватарами и никнеймами игроков, купивших Atomic Heart Founder Edition. Здание украшает «Рабочий и Колхозница», однако вместо серпа и молота они держат «свечу» или «фаренгейт» — энергетический шар на основе полимеров, используемый для механизмов аварийного открытия дверей или изменения температурного режима в бойлерах.

Изначально скульптурная композиция предназначалась для украшения павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 году в Париже. После её окончания была вывезена в Москву и в 1939 году установлена на постаменте перед аркой северного входа ВСХВ. После реставрации в 2009 году скульптура была перенесена на павильон, в общих чертах повторяющий оригинальный проект 1937 года, находящийся у центрального входа ВДНХ.

Однако в игре название «Рабочий и колхозница» носит именно данная стела. Находится она за солнечными фермами «Подсолнух», за ограждением, рядом с плотиной. По моему мнению, отсылает к стеле уже упомянутого монумента Бузлуджа. Но это только догадки.

Ограждения

Дизайн ограждений отсылается к ряду равномерно расставленных колонн по периметру казарм в сериале «Остаться в живых». Отличием служит то, что в сериале они непрерывно испускают высокочастотные звуковые волны, а в игре заграждения лазерные.

Ограждения из «Остаться в живых»
Ограждения из «Остаться в живых»

Остановка у научного центра Сеченова

Бродил я в поисках архитектурно интересных остановок, и все они не представляли особой ценности. И лишь по невероятной случайности обратил внимание на эту. За несколько прохождений и свободных пробегов открытого мира у меня твердо устоялось мнение, что это просто стела перед предприятием. Однако, я ошибся.

Остановка у научного центра Сеченова

Эта необычная остановка появилась в Старом Осколе на улице Ватутина в 1985 году по проекту художника Василия Колесникова, работником того самого завода АвтоТракторного Электрооборудования. В основе образа остановки легла «Искра» — нагрудный знак для сотрудников и имя одного из цехов на предприятии.

Данный объект несколько лет назад отмечен канадским путешественником и фотографом Кристофером Хервига, который включил её в число самых необычных остановок советского времени.

Местные жители и гости города теперь фотографируются на фоне остановки с игрушечным оружием.

Арка у театра имени Майи Плесецкой

Да, в основании лежит миниатюрная Звезда смерти. Файлы игры это подтверждают.

Сам по себе подземный комплекс не имеет существующий прообраз, в то время как арка перед ним примечательная и является отсылкой на макет единой театральной установки («Лисистрата» Аристофана) художника театра и кино И. М. Рабиновича.

Мы не знаем что это такое, если бы мы знали что это такое…

Из интервью одной женщины из Тульской области

Маяк Анива

Сие сооружение было построено японцами в 1939 году на южном Сахалине на скале Сивучья у труднодоступного скалистого мыса Анива и перешло под контроль СССР после Второй мировой войны. Позднее силами Предприятия 3826, с помощью робототехники и без демонтажа, маяк был перенесен в степи Казахской ССР, где стал не только украшением озера Лазурь, но и входом в засекреченную Академию Последствий.

Во многих публикациях этот морской ориентир называли «атомным маяком», так как с 1990 года маяк работал на изотопных установках. Весьма символично, не правда ли? Правда, его судьба отличается, тем что сооружение не функционирует с 2006 года, и после снятия оборудования было окончательно заброшено и разграблено мародёрами.

Стела «СССР — оплот мира»

«Пчёлы» не дают спокойно снять стелу

Герб «СССР — оплот мира» был установлен на пересечении Ленинского проспекта и улицы Кравченко в Москве в 1960-х и в первое время никакой надписи под ним не было. В конце 70-х герб «переехал» на стелу и появилась надпись «Москва — столица СССР», в конце 80-х надпись гласила «СССР — оплот мира». В начале 1990-х годов герб и надпись были перевезены в Парк искусств МУЗЕОН, а стела превратилась в рекламный стенд. Сейчас на этом месте уже ничего не напоминает о данной композиции.

Помню в сквере стенд стоял:
СССР оплот мира!
Радушные проходили мимо,
Никто вниманья не обращал…

Марина Бойцова

Автофабрики

Автоматические фабрики в игре служат для сборки роботов и сортировки комплектующих для нужд предприятия. Изначально заводы планировались как игровые зоны, к одной из них в открытом мире даже есть указатель «Электроник». Видимо, в процессе разработки от идеи отказались не найдя идей для её применения. Можно было бы реализовать что-то на подобии аванпостов, как в играх Ubisoft, дополнительные точки интереса не помешали бы.

Прообразом автофабрик мог стать дом-мастерская архитектора Мельникова. Одноквартирный жилой особняк, являющийся памятником архитектуры советского авангарда, был построен в 1929 году в самом центре Москвы. Сложно представить как здание могло появится в то время и в таком месте. Я специально оставлю только одну фотографию, чтобы продолжать им интриговать. Очень захотелось его посетить, но билеты попадают в продажу дважды в месяц на две недели вперед, а с 1 октября вовсе закрыт на реконструкцию.

Окрестности станции «Лесная»

В финале нашей экскурсии мы окунёмся во что-то более приземлённое — благоустройство дворов. Нет, не бездушных цветных пластиковых детских площадок, коих сейчас полно, а в романтику старого жилого фонда. Крашенные автомобильные шины, паутинки, качели, лесенки и прочие «лазилки» тех времён видел каждый. Но на одном из моих стримов по Atomic Heart зрителями был опознан вот такой вот hidden gem. Я таких качелей никогда не видел, и поэтому ошибочно записал их в фантазию разработчиков.

Как оказалось, это легендарные «лодочки» — качели, которые были установлены в каждом большом парке культуры и отдыха по всей территории СССР и собирали огромные очереди, чтобы на них прокатиться. Сдвинуть их с места было не так просто, но высота на которую они могли подняться и эмоции от спуска всё компенсировали.

Заключение и благодарности

Конечно же, это далеко не все постройки из Atomic Heart. Некоторые не представляют особого интереса, например, как памятники Ленину или Марксу, так как они ничем не отличаются от их прообразов и легко узнаваемы. Для некоторых архитектурных решений не хватило информации, еще часть оказалась полностью мной не опознана, но крайне интересна.

Хочу сказать спасибо каждому, кто прочитал эту статью до конца. Надеюсь, вам было также интересно, как и мне, и это достойно вашего лайка. Кто знает, может я найду силы и информацию для второй части, что-то может появиться с выходом новых DLC, а что-то вы подскажите или исправите в комментариях.


Atomic Heart

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
21 февраля 2023
3.8K
4.1
1 853 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

У нас что, сегодня, день миграции с DTF?)

Раз ты спрашивал про гифки. 

Я подумал, что это ты написал)

Не, мой на один раньше

Раз уж тут упомянуты ограждения из LOST, то автор забыл про самую главную и самую пососную отсылку к городу «Восторг» из биошока.

У нас в Ростове-на-Дону тоже стояли такие качели-лодочки. Классные были качели, очень удобные. Жалко было, когда их таки снесли из-за их старости и уже реальной опасности для катающихся.

Читай также