Пролог.
Скорее всего, советская мультипликация занимает в вашей памяти не самую дальнюю полку, если, конечно, вы родились в плюс-минус нулевые и раньше. Если же позже, то вы по-любому знаете про легендарный “Остров Сокровищ”, который относительно недавно пережил возрождение в виде мемов. Сама тема советских мультфильмов очень обширна, в те годы мультипликаторы не просто творили, а вытворяли, порой, выдавая такой пугающий поток сознания, что некоторые мультики до сих пор разбирают на скрытые смыслы и крипипасты.
В большинстве своём эти мультфильмы не длились больше часа или даже 20 минут, а на таком хронометраже сложно развернуть целую игру. Но те мультфильмы, которые получали хотя бы несколько серий, делали своих героев действительно популярными и знаменитым. А если персонаж известен в народе, то и до игры о нём недалеко.
Частично найдено. 2005-2006.
Не так давно я копался в lost media, где наткнулся на так и не увидевшую свет игру про Капитана Врунгеля, от которой остались только концепты, скриншоты и не до конца озвученные катсцены. Вся информация была получена буквально в середине прошлого года, неравнодушные искатели смогли связаться с разработчиками и добыть кое-какую информацию, в частности, стало известно, что после игры должен был выйти новый мультфильм. Вот что говорят об этом разработчики:
Да, так и было. Многим нравилась анимация с игры и я решил сделать отдельно модели под мультфильм. Потом познакомился с Д. Черкасским и с ним уже и его правами на героев реализовывал проект. Написал сценарий, хотели сделать новые приключения капитана.
Я, к сожалению, сейчас не знаю дальнейшую судьбу проекта. Мы в свое время сделали игру, еще был жив Черкасский. Передали в 1С и хз что дальше.
Не трудно догадаться, что игра не была каким-то долгостроем или проходным проектом, к разработке привлекли актёров озвучки и аниматора Давида Черкасского, которые работали над оригинальным мультсериалом “Приключения Капитана Врунгеля”. На SG даже есть новость о разработке игры за 2006 год, настолько давно это было.
Если включить внутреннего сыщика, то можно примерно предположить канву сюжета, исходя из скриншотов и известной информации. Герои снова принимали участие в кругосветной регате, и на этот раз судьба занесла бы их в древние храмы, на северные земли эскимосов и даже в пещеру, где обитает сам Кракен. Разумеется, никуда не делись и старые знакомые Бандито и Гангстерито, за которыми всё также (без)успешно охотится Агент 00Х, а капитан Чёрной Каракатицы и, так называемый мэр, продолжают строить козни главным героям.
После этого мне стало интересно и про другие игры по советским мультфильмам, само собой, я сразу же вспомнил, как играл в Братьев Пилотов, но понял, что никогда не придавал им значения, как игре по мультфильму. На этом моменте начали всплывать и другие воспоминания из детства, как я прошёл несколько игр про Кешу и Простоквашино, играл в “Падал прошлогодний снег” и, да простят меня высшие силы, “ Буратилло” (ох уж этот дух свободы 90х-00х). На меня даже накатила волна ностальгии, потому что именно эти игры привили мне любовь к жанру Point & Click или, если угодно, Квесты, хотя в те годы я чаще слышал “бродилки”.
Переместимся чуть назад в 2005 год, когда те же разработчики, совместно с Черкасским, сделали игру, продолжающую сюжет “Остров Сокровищ”, да-да, это именно продолжение, а не новые приключения. Проект получился, мягко говоря, проходным, осилить игру можно за плюс-минус пол часа, а то и меньше при должной сноровке. Геймплейно игру можно назвать платформером с элементами квеста, хотя боёвка больше тянет на битэмап, главным героем здесь выступает хороший мальчик Джим, который никогда не забывает делать зарядку и каждое утро избивает токсичное чучело за бананы, чтобы потом вспомнить свои тренировки и применить их на пиратах. В этой игре ему дали слишком много реплик, что быстро начинает раздражать и почти каждый элемент геймплея предварительно разжёвывается, будто игра для совсем уж не умных людей.
К чести авторов, здесь есть озвучка от основного актёрского состава, в частности, Ливси, которого просто не возможно представить без озвучки Евгения Паперного. Не забыли сохранить и оригинальную рисовку, полностью соответствующую мультяшной, так что, проект хоть и на троечку, но при первом прохождении скорее радует сохранённым духом оригинала, нежели огорчает посредственными геймплеем и сюжетом.
Советский хардкорный гейминг. 1980.
Если углубиться в историю, то можно наткнуться на такое чудо инженерной мысли, как “ТИА-МЦ-1”, который в своё время просто взорвал рынок интерактивных развлечений на просторах советов. Автоматы на его основе ставились в разных местах, и собирали вокруг себя толпы желающих, которые хотели осилить, наверное, самую хардкорную игру СССР - “Конёк-Горбунок”. Всего на автомат вышло 12 игр из которых, по разным источникам, сохранилось 4-6 игр, остальные числятся как “утраченные медиа”, но нас интересуют всего 2 из них: “Конёк-Горубнок” и “Снежная Королева”, вышедшие в 1986 году.
Обе игры, как и мультфильмы, основаны на книгах, хотя мультфильмы вышли раньше (1975 и 1957 соответственно) и могли бы выступать как референс, какие-то сходства прослеживаются, но большая часть явно идёт из первоисточников. В те годы ограниченность технологий просто не позволила бы воссоздать на экранах что-то даже близкое к персонажам из мультфильма, при наличии экрана 256х256 и спрайтами 16х16 особо не развернёшься.
Так почему же “Конёк-Горбунок” привлекал столько внимания? Он считался самой сложной игрой для автомата и, полагаю, причина была такая же, как и у тех, кто бил рекорды в Tetris или “Ну, погоди!” для Электроники. Потратить 15 копеек, за которые получаешь 3 попытки и 5 минут времени, а от игрока требовался серьёзный скилл, чтобы преодолеть 16 экранов, которые, к слову, были довольно разнообразными в плане геймплея, где-то был платформинг, где-то снаряды летели сверху, а где-то справа.
Одному из сотрудников музея понадобился месяц с лишним, чтобы пройти "Конек-Горбунок" полностью, играя в него почти каждый день около часа - возьмем для примера поменьше, 15-20 часов в месяц. Это, между прочим, примерно 100 рублей по самым скромным подсчетам, с учетом того, что игра стоила 15 копеек. Для справки, средняя зарплата лейтенанта в Советском Союзе - 120 рублей.
Но при близком рассмотрении становится понятно, что разработчики многое почерпнули из более известной и популярной игры про одного итальянца. Если рассматривать игру в отрыве от книг, то мы увидим те же концепции, где герою нужно пройти множество экранов слева направо, уничтожать врагов и обходить препятствия, чтобы в конце спасти принцессу, пока злой волшебник чинит препятствия.
А вот “Снежная Королева” уже больше походила на не менее знаменитых “Donkey Kong” и “Pac-Man” своим геймплеем, сюжет, как и полагается, следовал книге. Экранов и геймплея здесь значительно меньше, чем в выше упомянутом “Коньке-Горбунке”, что явно не способствовало популярности игры, да и хардкорной её не назовёшь. Сложность этих и других доступных игр вы можете проверить сами, скачав эмулятор MAME.
Следствие ведёт капитан Пронин. 1997.
Да, формально 1997 не был Советским Союзом, но мультсериал вышел в 92-м, что тоже, конечно, поздновато. Но! Производство мультсериала дело не быстрое, так что спишем год-другой за производственный процесс.
Свободные 90-е подарили нам множество, мягко говоря, странных игр разной степени шизы и пошлости, тот же “Буратилло”, которого я упомянул в начале, яркий тому пример, пусть и вышел уже в 00-х. Особенную популярность приобрели персонажи анекдотов: Петька и Чапаев, Штирлиц, Вовочка и это только те, кто сходу приходит на ум.
А вот кто точно не придёт на ум большинству, так это Капитан Пронин, внук майора Ивана Пронина - персонажа книг Льва Овалова, а в последствии и анекдотов. Советую читать голосами из сталкера.
Никто не может определить возраст египетской мумии. Ни американцы, ни французы. Вызывают майора Пронина, тот уединяется с мумией на полчаса. Слышны стуки и удары. Пронин выходит запыленный и устало говорит:
— Это Аменхотеп Десятый.
Народ в изумлении:
— Как вам удалось так быстро определить?
— Сам сказал.
А вот ещё один:
«Глупости всё это! Не верю…» — упрямо твердил Джеймс Бонд, нащупывая в трусах роскошной блондинки волосатые <шары> майора Пронина.
Да, майор был не промах, он и Джеймса Бонда в своё время арестовал, и в целом был неким собирательным образом идеального советского милиционера, живущего по принципу “враг не дремлет”. Внук же был задуман Михаилом Зайцевым как пародия на боевики, поэтому капитан Пронин получил внешность Шварценеггера, интеллект чайника и навыки Бэтмена, став машиной по борьбе с преступностью, гоблинами, инопланетянами и другой нечистью.
Персонажу посвятили не только мультсериал, ещё выходили книги и комиксы, вплоть до 2013 года. Как раз из комиксов и был позаимствован визуальный стиль игры “Капитан Пронин: Один против всех”. Простенькая, даже по меркам тех лет, игра предлагала игроку провести капитана через текстовое приключение, где каждый выбор влияет на ход событий, точнее, умрёт капитан или нет, чем-то похоже на "Dragon's Lair". Честно, я не понимаю почему по такому герою не сделали какой-то экшн, вроде "Max Payne", платформер или бит эм ап. В одном только мультсериале с лихвой набралось бы локаций и врагов, а герой идеально вписался бы в такой концепт. Но вышло что вышло, текстовый квест в итоге зарелизился на пк и PS1 в 97-м году. Так, стоп… Зарелизился на PS1?
Да, вы всё правильно поняли, но, как известно, всегда есть нюанс. На обложке игры для приставки Sony гордо красуется надпись “Первый русский квест для PSX”, а этот мультимедийный комбайн был выпущен уже после PS2, так как базировался на плате от PS2 Slim и вышел в 2003 году только для японского рынка. Здесь мы сталкиваемся с разницей в 6 лет между релизом и выходом консоли, поэтому ищем чуть дальше и находим, что PSX также было кодовым обозначением для PS1 ещё в 93-94 годах.
Так, допустим, по времени сошлись, но каким образом не лучший отечественный квест мог вообще попасть на японскую консоль? С этим вопросом я обратился напрямую к издателю и разработчику игры - “ИДДК” и вот что мне ответили:
Спросила у коллег про игру. Говорят, мы издавали только для ПК, не помнят, чтобы было на Playstation One. В любом случае это очень старое издание, давно снято с продажи, связь с разработчиками потеряна. К сожалению, ничем не могу вам помочь, и контактов даже никаких нет, чтобы вам подсказали. Сейчас мы занимаемся только аудио и электронными книгами.
Официальный издатель не помнит, чтобы игра выходила на первой плойке, но откуда-то же взялась обложка? И на это у меня есть ответ. Если зайти в архивы Way Back Machine, то можно найти страницу игры, где указано, что она выходила на консоль, как “homebrew”, то есть пиратский порт игры с ПК. Поэтому в издательстве нет никакой информации о выходе игра на консоль, возможно, в те годы они знали о порте, но прошло почти 30 лет, не удивительно, что сохранилось мало информации.
Дело закрыто.
Перенасыщение и однообразие. 2000-2010.
Вообще, многие игры по советским мультикам страдали от одной проблемы - их жанр ограничен “бродилкой”, реже платформером, если не считать смешения одного с другим. Оглядываясь назад, что графически, что геймплейно, эти игры всё равно выглядят и ощущаются довольно приятно, даже для своих лет. Некоторым удавалось выходить таким количеством частей, которому даже “Форсаж” позавидует. Вот взять одну из моих любимых серий “Попугай Кеша”, в детстве я прошёл, наверное, каждую “бродилку” из цикла, а некоторые и не один раз, мне было абсолютно плевать, что в одной игре Кеша всратое 3Д, в другой непойми как нарисован, а в третьей более-менее близко к мультсериалу, я продолжал проходить эти игры с удовольствием.
Подобное происходило с “Трое из Простоквашино”, несколько частей которой я тоже проходил в своё время. Дядя Фёдор и в оригинальном мультсериале из простого деревенского пацана превращался в какое-то подобие… очень прогрессивного молодого человека. Хотя, именно в играх это его обошло, даже не смотря на, любимый разработчиками, переход в трёхмерность, сохранилась стилистика персонажа, не считая смены жёлтой футболки на фиолетовый свитер после пары игр и зимнюю одежду в части про новый год.
Разумеется, игрофикация не могла пройти мимо “Ну, Погоди!”, не считая уже упомянутой игры на Электронике. Здесь разработчики из 1С развернулись, всего вышло 5 игр или “выпусков”, если угодно, и каждая игра выполнена в своём жанре. Само собой, есть платформер и квест, а из новинок раннер, бит эм ап и головоломка, правда, последняя состоит из одной мини-игры.
Ещё один знаменитый герой, который подвергся бессмысленному и беспощадному отечественному “отридешиванию” стал Чебурашка. Над играми серии трудились разные студии, но ни одна не собиралась щадить милую ушастую мордашку, просто от взгляда на некоторые скриншоты глаза просятся наружу. Чебурашка в целом оказался персонажем многострадальным, достаточно вспомнить кучу анекдотов, то легендарное видео про крокодила в ванной, мод на сталкер и… И это уже превращается в тему для отдельного разговора. С играми ему тоже не очень повезло, полагаю, убогий визуал и банальный геймплей не позволили играм про столь известного персонажа достичь хоть чего-то значимого, но получить целых 8 игр в линейке всё же удалось. Лично я даже не знал об этих играх, пока не начал работу над этим материалом, видимо, мне повезло.
Не знал я и о других играх, которые вышли по довольно известным мультсериалам, хотя, и не таким известным, как предыдущая четвёрка. Например, по “Тайна третьей планеты” вышло целых 2 игры, одноимённая и с подзаголовком “Алиса и лиловый шар”. И вы ни за что не поверите какие жанры выбрали разработчики в этот раз… Платформер и квест, да. Хотя, в данном случае эти жанры очень даже подходящие, Алиса и её отец вместе с Зелёным исследовали другие виды животных и планеты, что хорошо вписывается в оба жанра.
Самый дружелюбный кот в мире тоже получил несколько игр. Леопольд успел погонять мышей в “Догонялках” и слетать в отпуск, а Митя и Мотя (да, у мышей тоже есть имена) побывали в походе и на даче у кота. А кто-нибудь ещё помнит поросёнка Фунтика? Он тоже не остался без игр: “Новые приключения”, как и всегда, были в жанре P&C, а “Дорожные приключения” отошли от канонов и стали набором мини-игр
Не меньшим удивлением для меня стало наличие игры по “Как Казаки…”, где бравая троица искала шедевр Леонардо Да Винчи. Опять же, из игры сделали “бродилку”, хотя концепция позволяла сделать и что-то на подобии “ The Lost Vikings”, но имеем что имеем.
Не сложно заметить, что игры про любимых героев детства не отличались разнообразием, их просто засовывали в квесты, лишь иногда разбавляя серии другими жанрами. Но, эти игры продукт своего времени, в годы их выхода на отечественном рынке был рассвет жанра “русский квест”, да и сложно представить того же Дядю Фёдора, бегущего по Простоквашино сквозь толпы врагов.
Зато эти игры отлично выполняли одну из своих функций - расширяли мир мультсериала, по которому были сделаны. В том же Простоквашино, оказывается, живут не только главный герой со своими питомцами и Печкин, но и, например, профессор Семин, а ещё есть музей и трактор “Тр-Тр Митя”. Кеша успел отыскать сокровище Эльдорадо и познакомиться со сказочными героями, и это далеко не все его приключения. К тому же, эти игры не выпускались в рамках пиара новых серий или мультфильмов, что часто сильно ухудшает качество проектов из-за спешки.
Перезапуски. 2000-2023
Эпоха ремейков и ремастеров не обошла стороной советскую анимацию, но началась она намного раньше, чем в игровой индустрии. В 2000 году вышли “Новые Бременские”, продолжившие сюжет оригинальных “Бременских музыкантов”, события разворачиваются спустя 30 лет и главным героем теперь является сын Трубадура и Принцессы. Сеттинг мультсериала осовременили под стать времени, вместо средневековья нагрянули лихие 90-е, Атаманша открыла банк, а Король обеднел. Такое паразитирование на классике заслуженно получило низкие оценки, а ещё собственную одноимённую игру, где игроку под управление дают Сыщика с собачим нюхом и орлиными глазами, жанр можете угадать сами.
После долгого перерыва в 18 лет, Союзмультфильм решил вернутся к корням и заработать на ностальгии. Первым продолжением стало “Простоквашино”, где у Дяди Фёдора появились младшая сестра и модная стрижка, мультсериал получил довольно положительные отзывы в отличии от вышедшего следом “Ну, Погоди! Каникулы”. Новые приключения Волка и Зайца потерпели крах ещё на ранних этапах производства, люди не оценили обновлённую стилистику персонажей и визуала, что сделало “Каникулы” худшим из современных перезапусков советской классики.
В 2022 вышло ещё два переосмысления: “Чебурашка” и “Умка в кино”. Думаю, про Чебурашку вы знаете и без меня, а вот Умка вышел, на удивление, тихо, ему даже не хватает отзывов для оценки на КП, но на других сайтах люди оценивают его отлично. В 2023 стало известно, что “Союзмультфильм” решил откусить кусочек и от мобильного рынка, были анонсированы мобильные игры по вышеупомянутым и другим фильмам и мультсериалам, игры будут ориентированы на дошколят и помогут им в обучении.
Эпилог
Это даже, в какой-то степени, печально, что столь известные и любимые многими персонажи не получили должного развития в игровом направлении. Большая часть игр сделана по одним и тем же лекалам квеста, но, как я и говорил, они были продуктом своего времени, поэтому винить разработчиков не вижу смысла. Глядя на это даже “Остров Сокровищ” уже не кажется таким проходным просто потому, что его жанр выделяется на общем фоне, но здесь уже накладывается сеттинг. Дяде Фёдору не приходилось сражаться с пиратами, а Кеша никогда не сталкивался с инопланетными захватчиками, поэтому их довольно сложно даже представить в жанре отличном от квеста, разве что в рамках фанатского творчества, но к чему это приводит спросите у Чебурашки.
Однако, эти игры подарили мне, да и не только мне, несколько счастливых воспоминаний из детства и помогли больше узнать о персонажах. Всегда приятно вместе с героем пройти его новые приключения, а не просто смотреть на них в экран телевизора, пока его не “отобрали”, потому что взрослые хотят посмотреть советские фильмы. Кстати, о фильмах…
Лучшие комментарии
Оооооо! Милая сердцу тема «квестов». Когда-то собирал всю базу игр в жанре «Point'n'Click». Когда-нибудь (конечно же) удастся всё это пройти)
Добавлю немного проектов в контексте блога:
Карлик Нос (2004)
Незнайка и Баррабасс
Трилогия квестов о Масяне
Снежная королева (2008)
Серия квестов о богатырях от студии «Мельница»
Ну, это всё таки уже по российским мультикам, но эти игры я тоже обожаю. Особенно Масяню, я все игры раз по 10 проходил и не только квесты, Пляжные Заморочки тоже весёлые были.
База звучит слишком уж объемно, я бы глянул, если она где-то онлайн хранится.
Таблица собиралась в 2020 году. Насчитывает 390 наименований. Основные критерии отбора: возможность перемещать персонажа от третьего лица по локации и наличие инвентаря. Ну и субъективно, ограничился проектами от 2000-го года. Пусть это база не канет в небытие)
Половина названий вгоняет в ностальгию, а о другой половине я даже не знал. Сохраню себе, спасибо за труды)
Ну а по сабжу, с кайфом прочитал блог. Сам вырос на квестах, да и до сих пор один из любимых жанров. Видимо, адвенчуры — часть русского менталитета геймеров конца девяностых-нулевых) В детстве многократно перепроходил Богатырей, за ним Ивана Царевича (вышел уже позже), Трое в Простоквашино: Летние Каникулы (был лицензионный диск), помню легендарный холодильник из Братьев Пилотов, хотя сам мульт не смотрел, ну и игры по Масяне с алаваровского диска, конечно, тоже радовали меня в прошлом. До сих пор очень люблю Dracula: Origin от Фрогвейрс, у которых выходили лучшие игры по Шерлоку Холмсу (Тестамент и Краймсэнпанишмент в своё время очень понравились). Это, конечно, уже не относится к блогу, но всё же хотелось поделиться ностальгией) Хотя и Дракула — вообще не детская игра по многим параметрам. Но мелкому мне капец как вкатывал готический антураж. Беззаботное было время)
Играла однажды в Остров Сокровищ. Весёлая, хоть и немного кривая в анимации аркада.
Не хотел о них говорить, потому что и так часто их вспоминают
Даже не знаю, что в этом архаизме меня пугает больше: малоопытная попытка российских разработчиков в 3D или то, что пиктограммы мышей почему-то зажаты в верёвочные петли.
Отличная статья, автору больше спасибо!
А как же знаменитые Братья Пилоты? )
Квест по «12 стульев», тот что 2д — пожалуй мой любимый русский квест. Это к вопросу о «ту би континьюд».
А касаемо мультфильмов — про крошку енота еще была аркадка. Ну и конечно же он:
про часть этих игр даже незнал.
Ая-яй, без хлеба меня оставишь)
Про Крошку Енота я находил, да, но он там совсем не похож на мультяшного, такая же ситуация с Винни-Пухом, по нему тоже есть игра, но, как я понял, с мультом не связана
А вот Туманного Ежа вижу впервые, из того что я сейчас бегло посмотрел похоже на что-то вроде пародии а-ля тот же Буратилло, но с меньшей шизой, опять же, связи с мультом нет, но спасибо за пополнение копилки