13 января 13 янв. 5 1385

Наследник самурайских фильмов или набор фильтров? Киноэкскурсия по Trek to Yomi

+21

 Trek to Yomi — тихая игра, которая громко заявляет о своих первоисточниках. Не часто, (практически никогда), сейчас встретишь игры, которые вдохновлены классическими черно-белыми самурайскими фильмами. Последнее, что приходит мне на ум — это   Ghost of Tsushima и его графический мод «Куросава», который нацеплял на игру ч/б фильтр и зернистость. И даже без него Призрак Цусимы — отличная игра и замечательная дань памяти самурайскому кино. Об этом я рассказывал в одном из своих первых блогов.

Очень некорректно было бы сравнивать две эти игры, ведь у них совершенно разный масштаб. Призрак Цусимы — песочница, предлагающая массу возможностей, а Trek to Yomi — линейный забег на 4-5 часов с ограниченными ресурсами. Flying Wild Hog — того же мнения. Им приятно, что их сравнивают с такими громкими проектами, но из-за сравнений у игроков может возникнуть неверное ожидание от игры. Тем не менее разработчики не скупятся на смелые слова:

Одной из моих главных надежд и целей при создании Trek to Yomi было вдохновить людей на просмотр классических японских фильмов. Вся игра — это дань уважения Акире Куросаве. Я определенно рекомендую всем, кто еще не видел эти фильмы, попробовать. Это старая классика, но я думаю, что большинство из них стоит просмотра и сегодня.

Леонард Менкьяри Креативный директор, Flying Wild Hog

Так ли это? Можно ли назвать Trek to Yomi образцовым памятником старому кино? Справедливо ли говорить, что это дань уважения Акире Куросаве (Akira Kurosawa)? И все-таки зачем в игре секция в загробном мире? Разбираемся в сегодняшней киноэкскурсии.

 

Дисклеймер. В этой статье я в меньшей степи буду затрагивать геймплей Trek to Yomi. Я буду упоминать лишь те моменты, которые относятся непосредственно к эстетике или связаны с самурайскими фильмами. Но для общей картины обозначу:
Trek to Yomi — cайд-скроллер\beat ’em up, в котором предстоит играть за самурая и с помощью комбинаций уничтожать пачки врагов, прерываясь на коллекционирование предметов и редуцированные головоломки.
Для более комплексного понимая картины можете посмотреть геймплейный трейлер выше или ознакомиться с обзором от Stopgame. Приятного чтения

Не единым Куросавой живы

Акира Куросава — важное имя для мирового кинематографа. Без него не было бы ни Звездных войн, ни «Долларовой трилогии» спагетти-вестернов Серджио Леоне (Sergio Leone), ни массы других фильмов. Известный факт, что первый вестерн с Клинтом Иствудом (Clint Eastwood) был снят под влиянием «Телохранителя» Куросавы, и косвенно является его ремейком. Но нельзя забывать, что японский режиссер снимал не только кино о самураях. За свои 88 лет Акира Куросава снял 33 фильма. Из них всего 9 фильмов о самураях, а черно-белых и вовсе 6.

Акира Куросава
Акира Куросава

Да, он снял знаменитых «Семь самураев», «Трон в крови», двух «Телохранителей» и «Расемон», который совсем недавно был выпущен в повторный прокат в России. Но помимо этого он снимал и социальные драмы в духе «Жить», затрагивал тяжелые судьбы врачей в «Тихой дуэли» и «Красной бороде», рефлексировал на тему бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в «Августовской рапсодии» и даже получил орден Дружбы народов «за большой личный вклад в развитие культурных связей между Советским Союзом и Японией», после съемок «Дерсу Узала».

Поэтому грамотнее будет упомянуть, что Trek to Yomi отсылается к весьма конкретному периоду творчества японского режиссера, когда он снимал кино в жанре Тямбара (или чамбара), что переводится с японского как «бой на мечах». Именно в этом жанре выполнены самурайские картины Куросавы.

Он — самый известный режиссер японского кино для западного мира. Поэтому чаще всего когда люди говорят «кино про самураев» в голове возникает именно Акира Курасава. Но далеко не он один снимал тямбару. Его современник Кихати Окамото (Kihati Okamoto) снял не меньше фильмов про самураев. А Масаки Кобаяси (Masaki Kobayashi) для массовой аудитории незаслуженно остается в тени Куросавы. Хотя снял первоклассного «Восставшего» и умопомрачительный «Харакири», который стоит у меня на полке любимых фильмов.

Восставший (1967), реж Масаки Кобаяси
Восставший (1967), реж Масаки Кобаяси

Хидео Гоша (Hideo Gosha) и многие его фильмы помогли создать архетип самурая-разбойника. Фильмы Гоши не менее важны, чем фильмы Куросавы, с точки зрения их влияния, визуального стиля и содержания, однако они не так хорошо известны на Западе. Фильмы Гоши часто изображали борьбу между традиционной и модернистской мыслью и были решительно антифеодальными. В 1970-х годах он практически перестал снимать чамбару, переключившись на жанр якудза. Среди наиболее известных его фильмов — «Золото сёгуна», «Убийца», «Три самурая вне закона» и «Самураи-золотоискатели».

Да и до Куросавы снимали фильмы в таком же жанре даже в эпоху немого кино. Например «Змей» 1925 года тоже повествует о молодом и дерзком самурае. И в нем также есть все те составляющие, которые можно найти в самурайских фильмах.

Змей (1925), реж Бунтаро Футагава
Змей (1925), реж Бунтаро Футагава

Из чего состоит старое самурайское кино

Темы

Фильмы о самураях обычно фокусируются на воинах, следующих кодексу бусидо, который подразумевает честь, долг и верность своему повелителю. Самураи отличаются высокими навыками в военном деле и боевых искусствах, а их готовность умереть ради чести может привести к сэппуку — ритуальному самоубийству. В таких фильмах, как «Харакири», показаны самураи, которые мстят за несправедливость пострадавших от жестких правил и социальных норм. В Trek to Yomi главный герой Хироки в детстве был учеником самурая. В ходе нападения на замок бандитов учитель был убит, а на юного Хироки пало бремя защитника города и дочки учителя. После того как дети подросли и поженились, главный герой продолжал нести долг защитника. Но в результате обмана его невеста была убита, а весь город разрушен, что заставило самурая встать на путь мести.

Харакири (1962), реж Масаки Кобаяси
Харакири (1962), реж Масаки Кобаяси

Также важной темой в самурайских фильмах является конфликт между ниндзё (личными чувствами и моралью) и гири (долгом и обязательствами). Этот внутренний конфликт часто ставит самурая в ситуацию морального выбора между собственной совестью и социальными ожиданиями. Примером такого дилеммы может служить «Последний самурай», где главный герой сталкивается с необходимостью выбора между служением своему императору и собственными убеждениями. А в игре в выборе к личным чувствам и долгу прибавляется месть. Хироки несколько раз спрашивают, по какому пути он хочет идти: остаться с любимой, защищать граждан или встать на путь мести и убить главаря бандитов.

Самурайский меч также является важным символом, хотя идеализация самурая как неразлучной пары с мечом часто является скорее вымыслом, чем реальностью. Изменения в ведении войн и тактике боя также отражаются в кино, показывая развитие и преобразование самурайского образа и их боевых навыков. В игре у нас нет возможности пользоваться каким-либо оружием ближнего боя кроме меча, но предоставляют на выбор 3 оружия дальнего боя: метательные кунай, лук и ружье. Хотя тезис о том, что самурай должен уметь обращаться с любым оружием, доказывает учитель хироки: против бандитов он сражается яри — древковым оружием напоминающим копье.

Исторический контекст

Исторический контекст в таких фильмах помогает понять культуру и обычаи самураев в определенную эпоху, например, в беспокойный период Сэнгоку, мирный период Токугава, когда многие самураи стали ронинами, или период Мэйдзи с его вестернизацией и упадком самураев.

Разработчики стремились, чтобы игра была максимально аутентична не только кинематографическим отсылкам, но и периоду Эдо и японской самурайской культуре.

Особенно они гордятся, как был построен главный город. Додзё на вершине лестницы, с которой открывается вид на весь город, деревня внутри стен и окраины с полями вокруг главного замка — все это они хотели включить, чтобы создать очень хорошее ощущение географии и одновременно тонко показать, как работали сельские города в то время. Используя эту основу, они потратили несколько часов на создание кадров, которые не только выглядели бы круто, но и влияли на то, как игрок перемещается по миру, давая ему представление о том, каким был город до и после того, как демоны сожгли его дотла. Каждая точка входа и выхода была тщательно продумана, чтобы игрок, надеюсь, четко видел, где что находится.

Роль природы

О роли природы я говорил в блоге про Призрака Цусимы, но если кратко, то природа не только служит красивой декорацией к происходящему, но и является полноценным участником самурайских кинолент. Во-первых, мало кто умеет снимать природу, как это делали японцы. Они наделяли ее символизмом и по окружению можно было дополнительно раскрыть мотивацию или состояние действующих лиц. Во-вторых, если смотреть с философской точки зрения, то все проблемы, которые переживают герои, меркнут на фоне природы. Беря общие, зачастую отдаленные планы, режиссеры возвеличивают природу, показывая ничтожность людей. Благодаря строго выверенным кадрам и ракурсам в Trek to Yomi можно ни раз и не два стать свидетелем панорамных пейзажей, на которых теряются и враги и главный герой. А моментами, даже в ходе сражений, стихия перетягивает на себя все внимание.

Например в этой сцене внимание больше приковано к бурному потоку реки и сильному ливню, нежели к сражению
Например в этой сцене внимание больше приковано к бурному потоку реки и сильному ливню, нежели к сражению

Ну и коль мы заговорили о кадрах и приемах, глупо игнорировать слона в посудной лавке. Поговорим о том, из чего состоит эстетика самурайского кино, и что из этого использует Trek to Yomi.

Эстетика самурайского кино

Титры

Титры японского кино — отдельный вид прекрасного, и вряд ли вы увидете что-то похожее в западном кино. Титры часто оформлялись с использованием традиционной японской каллиграфии, что добавляло фильмам особый шарм и уважение к японской культуре. В Trek to Yomi под титры стилизована вступительная секция и надписи в главном меню.

Музыка

Титры обязательно должны сопровождаться традиционной музыкой национальных инструментов:

  • Сямисэн: Трехструнный японский музыкальный инструмент, часто используемый для создания меланхоличных или напряженных моментов.
  • Тайко: Японские барабаны, применяемые для подчеркивания драматических моментов, особенно в боевых сценах.
  • Флейта Шакухачи: Используется для создания лирических и медитативных моментов, добавляя глубину и эмоциональность сценам.

Музыка в самурайских фильмах часто играет роль эмоционального резонанса, усиливая чувства героев: будь то грусть, радость, тревога или решимость.

Со звуком и музыкой разработчики потрудились на славу. Учитывая тематическую направленность игры на самураев и эпоху Эдо, музыка включает элементы традиционных японских гамм и мелодий, отражая культурный и исторический контекст игры.

 

Картинка

Неоспоримый козырь игры — то, как она выглядит. Редко можно встретить настолько эстетичные игры. Мизансцена каждой локации выстроена, выверена настолько, на сколько это возможно. Панорамы городов, скал, лесов, изобретательные арены — как и в старшем брате — Призраке Цусимы — скриншоты хочется делать на каждой локации. Чтобы добиться эффекта старого кино, используется черно-белый фильтр с высокой зернистостью и контрастностью. Если цветные фильм использовали яркие акцентные цвета («Ран» Акиры Куросавы — невероятное красивые кино, доказывающее это), то черно-белые фильмы использовали контраст и светотень для создания глубины и атмосферы. Никто не знает, как бы выглядели локации игры с цветом, но зато все могут увидеть, как Trek to Yomi выжимает максимум из огня, тумана и тени.

А теперь давайте попробуем примерить операторскую работу на рельсы игры. Классическое самурайское кино использовало два типа сцен: длинные и непрерывные позволяли сохранить драматизм и натуральность действия; а резкие моменты, сопровождаемые частыми монтажными склейками, использовались для подчеркивания динамичных моментов, особенно в боевых сценах. В игре не так много постановочных моментов или кат-сцен (если быть точным, то их 3), зато 98% мы будем наблюдать беспрерывную ходьбу без явных монтажных склеек. В теории, это создает ощущение непрерывности и потока, но учитывая геймплейные особенности, на практике, вгоняет в скуку. Зато к кат-сценам вопросов нет. Соблюдены тайминги, паузы между нанесением ударов, акценты на мечах, все классно, но есть большой минус.

Одна из самых захватывающих вещей в самурайском кино — это сражения на мечах. Несмотря на некоторую несуразность, с которой могут смотреться эти сцены сейчас, они остаются краеугольным кадром фильмов. И если в Призраке Цусимы (извините за очередное сравнение) была первоклассная боевая хореография, то в Trek to Yomi такого нет. Какой-бы классной не была кат-сцена, нам покажут лишь замах мечом и финальный удар, но в промежутке игра выкинет вас в обязательный боевой фрагмент, а вот боевую систему в ней едва ли можно назвать захватывающей. Если поставить на паузы, то можно усмотреть похожий кадр на какой-нибудь фильм. Но все рушится как только в игру вмешивается динамика.

Лучшая кат-сцена в игре. И то потому что акцент не на главном герое. Она настолько неплохая, что можно усмотреть параллели с какой-нибудь дуэлью из классических самурайских фильмов. Пример внизу под спойлером.
 

Семь самураев (1954), реж. Акира Куросава

Но в паузах игра безоговорочно прекрасна. Она симметрична и строга — как и подобает произведению, следующему кодексу воина. В кадрах фильмов часто прослеживалась строгая геометрия, влияющая на визуальное восприятие сцены. А также не редкостью были и статические камеры для создания театральности, в то время как динамичные движения камеры применялись для передачи экшена и драматизма.

Меч судьбы (1965), реж Кихати Окамото
Меч судьбы (1965), реж Кихати Окамото

Давайте подведем промежуточный итог:

  • Trek to Yomi выглядит как старый самурайский фильм
  • Trek to Yomi звучит как старый самурайский фильм
  • Trek to Yomi поднимает схожие темы и использует те же приемы, что и старые самурайские фильм
  • Trek to Yomi пытается быть снятой как старые самурайские фильмы, но для этого в ней мало кат-сцен и не хватает кинематографичности, крупных планов и плавности.

И вроде бы, исключая кинематографичности и не трогая геймплей, можно назвать Trek to Yomi достойной наследницей старого кино, но есть одно «но», которое не вписывается в наше уравнение.

Секция с загробным миром портит ВСЁ

«Yomi» в названии игры — это загробный мир, куда примерно в середине попадает главный герой по причине своей смерти. После попадания в назовем его «ад», Хироки вынужден прорубить себе путь сквозь миллион призраков бандитов, победить парочку ёкай и вернуться в реальный мир, чтобы отомстить за свою любовь\честь\народ.

Если посмотреть на отзывы игроков, то примерно в этом моменте они бросали игру по причине — скука. Из игры пропадает самурайская романтика. Пейзажи городов и природы сменяются сюрреалистичными постройками и образами, и это все портит Trek to Yomi. Не буду затрагивать геймплейный аспект, просто скажу, что убивать аморфных призрачных болванчиков до одурения скучно.

Но секция с загробным миром рушит связь игры со старыми фильмами. Я ознакомился с несколькими десятками самурайских фильмов и знаете во скольких показан загробный мир? Ни во скольких. Все потому, что фильмы той эпохи старались придерживаться исторического реализма. Да они могли усиливать драматизм не совсем реалистичными сценами, но никак не заходили на тему загробного мира. Потусторонние в фильмах есть: иногда герои разговаривают о жизни после смерти, а в «Трон в крови» самураи даже натыкаются на призрака старухи в туманном лесу. И то, в случае с фильмом Куросавы — это обусловлено первоисточником, а не желанием режиссера.

Трон в крови (1957), реж Акира Куросава
Трон в крови (1957), реж Акира Куросава

И уж точно самураи в фильмах не сражаются с Ёкаями. (Есть Kibakichi 2004 года, в котором самурай сражается с монстрами, но он диаметрально противоположен сегодняшней игре.)

В мировом и в частности японском кинематографе есть примеры пересечения мистики и самураев. Например, замечательный и красочный «Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном», снятый Масаки Кобаяси, содержит в себе несколько новелл, в которых герои — самураи. Но, во-первых — это не историческое кино а, во-вторых — оно цветное. А в нашем случае логичнее будет опираться на ч/б фильмы. Да даже если не брать в расчет эту условность, Кайдан не изображает загробный мир.

Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном (1964), реж Масаки Кобаяси А вот если превратить кадры Кайдана в черно-белые, то уже больше похоже на игру
Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном (1964), реж Масаки Кобаяси
А вот если превратить кадры Кайдана в черно-белые, то уже больше похоже на игру

То, что творится в Trek to Yomi больше напоминает фантасмагоричный и сновидческий фильм «Сны Акиры Куросавы». Вот там, пожалуйста, целые миры, существующие по логике иных измерений. Или если вы знатный кино-эстет, можно обратиться к «Aд» 1960 года. В нем японцы изобразили собственно ад. Никаких самураев, зато изобилие образов подземного мира. Зрелище не для каждого. Но в нем можно увидеть чем-то схожие образы с загробным миром Trek to Yomi.

Если убрать сверхъестественную часть, то из Trek to Yomi вышел бы образцовый фильм о самурае — буйном воине и о его мести. Возможно, разработчикам стоило остановится именно на таком варианте, потому что секция в Йоми лишь утяжеляет игру, сбивает с толку и вгоняет в скуку.

Финальные титры

Trek to Yomi — можно назвать фильмом Куросавы (как настаивают разработчики), но с рядом оговорок, озвученных выше. Игра однозначно эстетична и создает атмосферу старого кино. Но она страдает от геймплейных решений и секции с загробным миром, так как они рушат погружение, отбивают интерес от игры. Есть ли в игре прямые отсылки к фильмам той эпохи? Лично я — не нашел. Но знакомые образы можно встретить то тут, то там: флаг как в «Семи Самураях», стрелы воткнуты в ворота как в «Троне в Крови», герои встали в позу как в «Харакири», а вот эпизод напоминает «Меч судьбы». Прогуляться по игре в поисках конкретных отсылок скорее всего не выйдет, но зато удастся погрузиться в эстетику старого японского кино. Если вы фанат оного, то можете попробовать ознакомиться с Trek to Yomi. А если вы неофит, то лучше начать с просмотра фильмов.

P.S.
На своем Boosty я собрал лист из годных старых самурайских фильмах с небольшим описанием к каждому. Подписка для просмотра не нужна, поэтому можете забрать, если хотите приобщиться к кино. А если контент вам понравится, то и поддержать рублем.


P.S.S.

А если вам нравятся мои работы, то можете подписать на мой канала в Telegram куда я публикую мини-обзоры на фильмы, игры и прочий медиаконтент.


Ghost of Tsushima

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
17 июля 2020
1.7K
4.4
822 оценки
Моя оценка

Trek to Yomi

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
5 мая 2022
256
3.2
137 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Cheezzy fioletovaya boroda, спешал фор ю

Наше глубокое почтение. Не ожидали, что так скоро сможем прочесть Ваш материал по Trek to Yomi, ознакомиться с темой сравнения игры с кинолентами. Было очень интересно. Ну и польщены, чего тут скрывать? Буквально, перед Новым годом обсуждали с Вами эту тему, мол, было бы здорово почитать… И тут раз. Получите и распишитесь за хорошую статью. Найс)

Если посмотреть на отзывы игроков, то примерно в этом моменте они бросали игру по причине — скука.

Когда мы играли, то Trek to Yomi нам, если честно, наскучила намного раньше. Когда вышли из посёлка, победили босса и начали подниматься в горы. Где-то там мы и забросили. Причём не сколько из-за однотипной боёвки даже, а сколько из-за живописных кадров. Чисто субъективно, мы очень быстро устали от того, что игра нам как бы говорила — смотри какой офигенный кадр, гляди, как круто расположена камера. Смотри, как похоже на фильм. А то что тебе не особо видно своего персонажа, не особо видно противника — нам плевать. Главное — смотри, как на кино-то похоже. От подобного пафоса и наплевательского отношения к геймеру, которому очень важно видеть во время боя своего персонажа и вражеского, как нам кажется, мы и устали.

По статье же. Замечательной статье, отмечу. Однако, всё же позвольте немного, пару штришков предложить. Во-первых, как нам кажется, некоторые слова было бы неплохо обвесить примечанием. Просто, возможно, не все знают смысл слова ронин или додзё. И второе, вроде как мы нашли две опечатки))

Есть Kibakichi 200и4 года,
Если вы фанат онного,

Вроде должно быть 2004 года и фанат оного))

И немного оффтопа, раз тема подходящая. Авось, сможете подсказать.

Мы с бородой просто обожаем мини-сериал Сёгун 1980 года. Чуть ли не каждый год пересматриваем его за день. Обожаем, как зрителя знакомят с культурой. Отметим два аспекта. Первый  — к концу киноленты зритель узнает элементарные японские слова, да сможет понимать диалоги на японском между главным героем и другими персонажами. Ибо внимательный зритель будет знакомиться с японским языком одновременно с протагонистом. Второе — демонстрация культуры Японии. Изначально нам показывают голландских цивилизованных матросов и диких варваров японцев. Однако, с ходом сюжета, с повествованием, зритель понимает, что именно матросы и не цивилизованны. А японцы со своей кажущейся на первый взгляд дикостью, на самом деле, очень рассудительны. Так вот. Есть ли киноленты похожие? Просто будучи под впечатлением от сериала мы находили Последнего самурая с Томом Крузом — но это совсем не то. Это не история в старой Японии, а представление американца о том, как жили в старой Японии. ))

Спасибо! Опечаточки исправлю, и в сносках подпишу.

Что-то похожее на Сёгуна, к сожалению, не подскажу, так как не смотрел, да и по описанию похожих картин не припомню. 

Единственное, знаю, что в конце февраля выходит сериал Сёгун, может ремейк) Авось заинтересует.

Специально зарегистрировался чтобы сказать: спасибо за статью. Мне было интересно. Игровые статьи должны вызывать интерес, а не рекламировать игру. Для меня это принципиально разные понятия, и эта статья делает именно то, что вызывает у меня интерес к этой вашей Trek to yomi.

Читай также