28 декабря 2023 28.12.23 3 2006

Философия и геймификация – возможно ли? Вливаемся в стоицизм через серию игр Yakuza

+20

Сыграем в стоицизм?

В современном мире понятие «Геймификация» приобретает все большую популярность в различных сферах жизни. Глядя на само слово, не трудно догадаться, что это процесс вовлечения в обучение/практику какой-либо деятельности через такие техники и подходы, которые используются в компьютерных играх. Это используется, например, в приложениях для фитнеса, где за определенное количество шагов или сделанных упражнений вы получаете «ачивку», а из сферы образования можно отметить известную многим Duolingo и навязчивую зеленую сову оттуда, которая всегда готова похвалить за активное изучение языка или же напомнить о себе, если пользователь не особо-то и заходит в приложение. Также в ней присутствует распределение по зонам и сложностям, и система очков с уровнями, и даже серии успешно сделанных уроков, которые направлены на те же участки мозга, которые радуются, выделяя дофамин, от серий побед в любимой игре. Вы можете и сами легко вспомнить несколько примеров геймификации в различных отраслях и убедиться, что она универсальна в своем применении. Здесь же предлагаю разобрать: возможна ли геймификация философии?

Поможет нам в этом вопросе неожиданное сочетание — философское учение античных времён и серия игр японской компания SEGA. Не переживайте, разбора персонажей Соника по Фрейду устраивать не будем. Лучше обратим внимание на серию Yakuza, которая недавно получила ребрендинг в Like a Dragon, и школу стоицизма, которая на протяжении многих веков ни в каких ребрендингах не нуждается, ведь многие её идеи актуальны и на сегодняшний день.

Очевидно, что через игры вы можете познакомиться с жизненной философией разных персонажей, но как насчет освоения практической философии? Можно ли постичь ее с помощью игры? Некоторые называют философию не иначе как "наука о душе"- такое определение вызывает непомерный интерес, ведь поиграть в свою душу, причем без шуточек о серии Dark souls, звучит как что-то не особо реализуемое, но вызывающее интерес хотя бы попробовать.

Внимание! Как вы могли догадаться, здесь будет присутствовать множество спойлеров к серии игр Yakuza, но истинных стоиков это отпугнуть не должно!

Для начала стоит познакомиться с виновниками того, почему вы сейчас читаете данную статью, а именно с объектами анализа. Начнем со стоицизма, но не будем сильно концентрироваться на его истории, так как эта школа существует уже несколько тысячелетий, и пересказ того, что с ней произошло за это время, потянет на отдельную статью, поэтому заострим наше внимание на сути данного учения.

Стоит сказать, что ни одну философию невозможно передать через какую-либо краткую формулировку — чтобы понять это учение, нужно как минимум прочитать несколько книг по теме. Здесь же будут рассмотрены те аспекты стоицизма, которые необходимы для этой статьи. Просто держите в голове, что автор отдельные нюансы не разбирает, чтобы быстрее перейти к вопросу, заданному в заголовке.

Стоицизм представляет из себя не только интересную теорию, но и не менее интересную практику, потому что это, по сути, культура развития личности, в которой можно выделить следующие принципы:

Осознание, что мы живем в таком мире, каков он есть — наши мысли по типу «а вот бы было так» или «а вот бы что-то изменилось» никак нам не помогают. Нужно четкое осознание, что у нас есть определённая жизнь, определённые возможности и определенные условия, причем у всех разные.

Оказавшись в тяжелой ситуации, нужно всегда разделять вещи, на которые мы можем повлиять, и вещи, которые происходят независимо от нас (а таких в мире очень много, и винить себя за каждую — это бесполезная трата наших нервных клеток и эмоциональных ресурсов), и реагировать на них соответствующе. Если ваши действия могут повлиять на улучшение ситуации — действуйте, и вам станет гораздо спокойнее, поскольку осознание того, что вы постарались улучшить своё положение, уже несёт за собой позитивные изменения. Если же вы не можете повлиять на ситуацию — то вспомните, что у вас нет другого мира с другими правилами — только наш, текущий, поэтому как минимум нужно не изводить себя мыслями "а почему все так несправедливо?" или "а мне хотелось бы вот так!" Если какие-то не зависящие от вас обстоятельства помешали вашим планам, то лучшее, что вы можете сделать — принять их достойно. Поскольку вы отнеслись к ним с холодной головой и не стали усугублять происходящее из-за наплыва эмоций, то и последствия для вас гарантированно улучшатся.

«Не столь многое мучит нас, сколь многое пугает, и воображение доставляет нам больше страданий, чем действительность».- Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XIII.  Кадзума Кирью делает подозрительно похожие выводы.
«Не столь многое мучит нас, сколь многое пугает, и воображение доставляет нам больше страданий, чем действительность».- Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо XIII.  Кадзума Кирью делает подозрительно похожие выводы.

Важно воспитать в себе человека, который будет следовать нравственным и этическим принципам в любых условиях. Думаю, у каждого есть неприятные воспоминания о моментах, когда он повел себя не лучшим образом, нарушив свои нравственные или этические принципы. Да и вообще, какое может быть развитие личности, если вы самого себя не можете назвать человеком с большой буквы? Благо, стоицизм подсказывает, на что стоит обратить внимание, чтобы стать достойным человеком, и выделяет 4 главных добродетели:

1) Мужество — подразумевает как привычную нам смелость, так и готовность брать ответственность за свои поступки. Мир вокруг полон жестокости и других страшных вещей, и всё, что мы можем сделать, это не бояться с ними столкнуться и повести себя достойно.

"Напоминай себе каждое утро, что сегодня тебе придется столкнуться с людьми навязчивыми, неблагодарными, заносчивыми, коварными, завистливыми, неуживчивыми". — Марк Аврелий. Размышления

2) Мудрость — в сложных ситуациях обращаться к голосу разума, а не поддаваться эмоциям. Также это подразумевает умение и желание делиться этой мудростью с другими людьми. В конфликтах не поддаваться на провокации, а перевести своим спокойствием диалог в более дипломатичное русло. Мудрый человек всегда тянется к новым знаниям, чтобы как подготовиться к трудностям, так и развить в себе новые полезные качества.

Обращаться к мудрости, после неприятных ситуаций - лучшее решение !
Обращаться к мудрости, после неприятных ситуаций - лучшее решение !

"Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни кроме возраста." — Сенека. Афоризмы

3) Справедливость — подразумевает справедливое отношение ко всем. Если есть человек, который вам не нравится, стоит проанализировать причины его неугодного поведения. Скорее всего, узнав их, вы смените гнев на сочувствие.

"Помни, что такое человек, и будешь равнодушен ко всему происходящему" –Эпиктет. От раба до Императора.

4) Умеренность — никогда нельзя забывать о последствиях своих желаний. Если они сбудутся, навредит ли это другим людям? Что касается материальных благ, зачастую происходит так, что с их ростом у человека растут и потребности, отчего он остаётся недоволен своим текущим финансовым положением, даже если это положение улучшается. Обрести счастье в таких условиях не представляется возможным и жизнь становится похожей на постоянную погоню за своими "хотелками". Для того и нужна умеренность, чтобы не поддаваться не самым достойным импульсам.

"Люди бережливы в отношении своего имущества; но как только дело доходит до растраты времени, они больше всего расточают то единственное, в чем справедливо быть скупыми" — Сенека. Афоризмы

А теперь, прочитав всю эту информацию, пусть и по меркам погружения в стоицизм она довольна поверхностная, для вопроса, возможно ли геймифицировать философию, этого вполне достаточно. В размышлениях над этой идеей неожиданным открытием для меня стала серия игр, посвященная японской мафии, под ёмким названием Yakuza, где, благодаря её основному персонажу и игровым механикам, мы можем найти источник вдохновения для кардинального улучшения своей жизни в реальном мире.

Серия Yakuza не так остро нуждается в представлении, как античная философия. Многие, даже ни разу не запускавшие игры серии, знают, что это какая-то мемная японщина с очень сильным контрастом между серьёзным сюжетом о японской мафии и несерьёзными дополнительными заданиями — от пения по десятому кругу хита «Bakamitai» до сражений с гигантскими роботами-пылесосами. Играбельных протагонистов в серии наберется с лихвой, но наибольшего внимания по данной теме заслуживает Кадзума Кирью (которого вы и видели на скриншотах). Рассматривать его жизненный путь мы будем по наиболее значимым для формирования характера и взглядов персонажа моментам, которые мы также проанализируем с точки зрения стоицизма. Скорее всего, у вас уже возник вопрос: как человек, являющийся частью криминального мира, способен соблюдать добродетели стоиков? Давайте разбираться!

В Yakuza 0 Кирью юн и неопытен, ему еще предстоит набраться мудрости, но даже в возрасте 20 лет в нём уже наблюдаются задатки стоика. В самом начале своего пути Кирью, обвиненный в убийстве, которого он не совершал, принимает решение бросить мечту продвинуться по карьерной лестнице и уйти из своего клана. Это выглядит как побег от проблем, но таковым не является — напротив, выйдя из семьи, он снимает ответственность не с себя, а со своего клана. Ведь гражданский больше не должен соблюдать кодекс якудза и нести ответственность за его несоблюдение. Правда, все проходит не так гладко, и Кирью приходится столкнуться с последствием этого выбора - ответственность внутри клана ложится на человека, который как раз и привел несостоявшегося якудза в клан. Этот человек является приёмным отцом Кирью, всегда вдохновлявшим его на правильные (насколько это возможно в криминальном мире) поступки, и перед протагонистом встает новая задача — помимо оправдания себя, нужно ещё и спасти одного из самых близких людей в его жизни. В процессе решения этой задачи персонаж начнёт укреплять в себе стоический характер.

Ну да, HESOYAM-то здесь не работает....
Ну да, HESOYAM-то здесь не работает....

Дальнейший сюжет Yakuza 0 показывает нам как развивается Кирью, переживает взлёты и падения, учится на своих ошибках и приходит к тому, что нужно следовать собственному пути, а не слепо идти по стопам своего наставника, и этот путь становления стоиком продолжается в следующих частях.

Стоицизм - философия, которую нужно практиковать на протяжении всей жизни.

Начало первой Yakuza, как по мне, является важнейшим моментом в судьбе Кирью. Ещё в 0 части у него был лучший друг — Акира Нишикияма, близкий герою по идеалам и жизненному пути человек, но жизнь решила провести очень суровую проверку для них обоих. На эти события также повлияла девушка Юми, в каком-то смысле "роковая женщина" , ведь в неё были влюблены как Кирью, так и Нишикияма, выросшие вместе с ней в одном приюте. Нишикияма довольно активно участвовал и в событиях прошлой части, а вот Юми там просто упоминалась, так как на тот момент еще ходила в школу, и общение с якудза вряд ли бы положительно повлияло на результаты местного ЕГЭ, поэтому сыграть свою роль ей предстоит только сейчас. В один момент Нишикияма совершает очень серьезное преступление — в попытке защитить Юми он убил самого главу их клана, что влечет за собой неизбежное наказание, как и говорил Михаил Фёдорович. Видя это, Кирью понимает, что убийство было совершено ради достижения благой цели, а его лучший друг вместе с любимой девушкой окажутся в большой опасности, если придать огласке официальную версию. Поскольку Нишикияма и так не пользовался уважением в клане, в отличие от Кирью, то собственная казнь стала бы только вопросом времени, поэтому Кирью берет всю вину на себя и садится в тюрьму на 10 лет.

Этот нелегкий поступок демонстрирует укрепление стоических идеалов Кирью с прошлой части серии - не каждый сможет променять спокойную жизнь на 10 лет тюрьмы, пусть и ради важных для него людей. Произошла как раз та ситуация, которая никак от него не зависела. Попробуем встать на место Кирью — вбегая в комнату и видя эту жестокую сцену, что он мог бы сделать? Убийство в любом случае уже произошло, поэтому поддаваться панике вместе с друзьями не было смысла, а вот хладнокровно обдумать, что он может сделать для того, чтобы улучшить ситуацию — выбор настоящего стоика.

Какой Freeze? Я стоик, хладнокровия и так мне не занимать.
Какой Freeze? Я стоик, хладнокровия и так мне не занимать.

Этот момент является очень важным не только для биографии Кирью, но и для нашего разбора, ведь в этом поступке четко прослеживаются добродетели стоицизма. Мужество и умеренность — в готовности взять удар на себя и отказаться от свободы ради помощи близким людям. Справедливость и мудрость — в холодной оценке ситуации и поиске разумного решения.

Жизнь в тюрьме оказалась для Кирью чуть ли не санаторием для отдыха в сравнении с тем, что ждало его впереди — в ходе сюжета он постепенно потеряет вообще всех близких ему людей. Только представьте: человек лишился свободы на 10 лет, так ещё и после долгожданного освобождения его жизнь стала только сложнее. Так, после приезда в родной город на Кирью нападает одноглазый коллега, который решил, что за прошедшие годы в тюрьме наш стоик «размяк», и теперь игрок будет подвергаться неожиданным нападениям, чтобы вернуть  боевые навыки Кирью на должный уровень.

Мы не можем влиять на мысли других людей, поэтому, если за каждым углом кто-то ждет возможности напасть на тебя, вразумить его получится не всегда. Но стоит ли тревожиться об этом? Кирью, как истинный стоик, увидел в этой ситуации возможность стать лучше, поэтому спокойно отражает любые нападения, концентрируясь на них только в тот момент, когда они происходят.

Стоики всегда рады помочь людям измениться в хорошую сторону.
Стоики всегда рады помочь людям измениться в хорошую сторону.

Пока Кирью сидел в тюрьме, многое изменилось. Например, Нишикияма всё-таки поднялся по иерархии якудза аж до главы собственного клана. Тут можно было бы радоваться за друга, да вот только без Кирью жизнь в клане для Нишикиямы ощутимо поменялась, и он не справился со всеми её трудностями, став жестоким, алчным, жадным до власти и готовым пойти на любые злодеяния ради укрепления позиции в клане. А Юми так вообще пропала при загадочных обстоятельствах — возможно, её и в живых уже нет. 

Любой бы стал проклинать судьбу и предаваться отчаянию после этого, но не Кирью — он давал себе отчёт в том, что за время нахождения в тюрьме он никак не мог влиять на события вне её стен, но теперь он на свободе и считает своим долгом разобраться в сложившейся ситуации. Далее по сюжету ему встречается маленькая девочка по имени Харука, которая как-то связана с пропажей Юми, да и повышенный интерес клана Нишикиямы к ней намекает на то, что она является ключом к разгадке пропавшей девушки.

Харука, кого-то ты мне напоминаешь...
Харука, кого-то ты мне напоминаешь...

По ходу развития сюжета игрок наблюдает противопоставление взглядов Кирью и Нишикиямы. Последний променял все возможные добродетели на место в клане, от чего его скорее боялись, чем уважали, в то время как Кирью, выйдя из тюрьмы, даже с «клеймом» убийцы главы своего клана продолжал добиваться уважения именно за счет достойных поступков.

Когда Юми наконец нашлась и трио друзей детства вновь собралось вместе, Нишики начинает жаловаться, как сурово с ним обошлась жизнь, что он был вынужден пойти на убийства, предательства и другие недостойные поступки для продвижения в иерархии клана. По его мнению, без достижений и должности он ничего не значит, а это означает, что Юми скорее будет с Кирью, а не с ним. Юми же интересуется, доволен ли он собой и помог ли такой подход к жизни помочь ему с его многочисленными комплексами. Нишики приходит в ярость и обвиняет Юми в том, что она не обращает внимание на его достижения, после чего Юми начинает плакать от отчаяния, ведь достучаться до Нишикиямы совсем не получается. Поэтому достучаться, причем буквальным способом, придётся Кирью и, соответственно, игроку.

После этого Кирью говорит, что прошлого не изменить, и нет смысла обвинять прошлое в случившемся, а также напоминает, что, несмотря ни на что, Юми и Нишики — самые важные люди в его жизни, и этого не изменить. Игрок здесь не может не согласиться с действиями Кирью и его стоическим подходом. Подкрепляется это тем, что Нишикияма здесь как раз нарушает все 4 добродетели разом. Мудрости не проявлялось вообще, все его действия шли от собственных эмоций и комплексов. Умеренности не было никакой — даже получив власть и богатство, но не получив одобрения Юми, он начал лезть в драку. Мужество он, может, иногда и проявлял, «профессия» уж такая, но как минимум ему не хватило мужества признать свою неправоту и то, что его действия не только не принесли ему душевного покоя, но еще и навредили множеству людей. Справедливость же у него давно искажена: ему кажется, что жизнь работает против него, а друзья не хотят помочь и лишь заставляют свернуть с «правильного» пути для собственной выгоды.

Духовные и материальные ценности часто сражаются внутри людей. Когда осознаешь, что в этой игре нам нужно отстоять духовные ценности в столкновении с тем, кто променял их на материальные, то появляется готовность отстаивать их и в реальной жизни. Геймификация работает!
Духовные и материальные ценности часто сражаются внутри людей. Когда осознаешь, что в этой игре нам нужно отстоять духовные ценности в столкновении с тем, кто променял их на материальные, то появляется готовность отстаивать их и в реальной жизни. Геймификация работает!

Начинается финальная драка, где стоик желает поделиться мудростью, в данном случае - довольно радикальными методами, но происходит это довольно эпично, и игрок, вовлеченный в конфликт, тоже желает переубедить Нишикияму. В итоге стоицизм побеждает детские комплексы неполноценности, но жизнь якудза не сахар, да и поступки Нишикиямы не могли не привести к негативным последствиям — в комнату врывается еще один якудза, смертельно ранит Юми, а Кирью получает выстрел в ногу.

Здесь Нишики, придя в сознание и увидев произошедшее, засомневался в своих ценностях, ведь из-за его действий была убита Юми, поэтому он хватает нападавшего, закрывается с ним в хранилище с кучей денег и подрывает себя. В один миг Кирью потерял любимую девушку и, пусть и очень запутавшегося в себе, но лучшего друга. Опять же, после такого можно впасть в отчаяние на всю оставшуюся жизнь, но Кирью понимает, что не только он здесь все потерял — девочка Харука, оказавшаяся дочерью Юми, только что лишилась матери, поэтому лучшим решением будет начать заботиться о ней, найдя новый смысл жизни в отцовстве.

Тут вы спросите, а в чем смысл продолжать быть стоиком? Кирью ждут только новые потери, как бы он ни относился к жизни. Тут, опять же, как посмотреть. Нишики осознал: что бы он ни делал, это не приносит ему удовлетворения от жизни, а осознание того, как низко он пал ради своих достижений, не давало жить спокойной жизнью. Тогда как Кирью, невзирая на потери, всегда обретал что-то новое.

На протяжении остальных игр нам всегда показывают, как люди тянулись к Кирью и уважали его за проявления добродетели. Персонаж прошел свою арку развития и понимает, что главное — не давать себя сломить никаким обстоятельствам, твердо понимать, на какие события ты можешь влиять и каким образом можно принести добродетель для людей вокруг. Понимает это и игрок.

В дальнейших играх серии перечислять события уже не так важно, первые две перечислены так подробно, потому что важно донести историю становления персонажа, который стал воплощением стоицизма, а в дальнейших играх просто продолжается демонстрация его характера и жизненных ценностей. Подведём итоги того, как Кирью соблюдает 4 добродетели стоицизма.

Мудрость: данное качество проявляется не только в общих поступках, но и в том, как персонаж ей делится, ведь мудрый наставник всегда, подобно стоикам, найдет себе достойных последователей, которые не должны повторить судьбу Нишикиямы.

Но это не мешает некоторым говорить тем же голосом, что и Нишики ( у него с новичком справа буквально один актер озвучки.)
Но это не мешает некоторым говорить тем же голосом, что и Нишики ( у него с новичком справа буквально один актер озвучки.)

Справедливость: Как уже было отмечено ранее, помимо внутреннего чувства справедливости, оно должно означать и справедливое отношение к каждому, будь это человек, который уже нападал на тебя, или же новый главный герой серии, которому Кирью готов смиренно передать эстафету, видя его добрые мотивы, но не готов поддерживать его в тех моментах, что сочтёт непозволительными для хорошего человека.

Мужество: Это качество демонстрируется вообще на постоянной основе — после событий 1 части, Кирью неоднократно пытался вернуться к мирной жизни, но, если клан в нём остро нуждался, он всегда готов был взять на себя ответственность и помочь своим «коллегам», особенно если благодаря этому он сможет и дальше защищать своих близких.

В 3 части Кирью вообще берет на себя много ответственности, став многодетным отцом. Без стоических наставлений, конечно же, не обошлось.
В 3 части Кирью вообще берет на себя много ответственности, став многодетным отцом. Без стоических наставлений, конечно же, не обошлось.

Умеренность: Наш бывший якудза никогда не стремился к материальным благам или высоким званиям, ведь для него куда важнее счастье близких для него людей. Например, в более поздних играх серии он работает обычным таксистом, да еще и сменившим имя, чтобы скрыть факт того, что у Харуки есть какая-либо связь с якудза, ведь это может навлечь на нее серьезные неприятности. Сюжет Like a Dragon: Gaiden также очень наглядно показывает умеренность протагониста, который готов отказаться даже от своего имени и прошлого ради пользы для других людей.

Платно? У меня есть деньги - я заплачу !
Платно? У меня есть деньги - я заплачу !

«Вот это и есть приучить себя к тому, к чему следует приучать себя: сделать стремление и избегание неподвластным помехам и не терпящим неудач. Я должен умереть. Если уже настало это время, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю, поскольку сейчас время завтрака, а время умирать будет потом.» — Эпиктет «Беседы»

Геймификация неплохо дополняет эту картину. Можно задаться вопросом, а к чему тут она? Если нужно смотреть просто на историю персонажа, то почему бы не ознакомиться с пересказом сюжета, разве этого не будет достаточно? Безусловно, нет — это может дать общее представление о персонаже и его убеждениях, но так вы не усвоите принципы стоицизма. Банально, когда играешь за какого-то персонажа, то его действия невольно проецируешь на себя, ведь как-никак ты им управляешь и берешь дополнительные задания, решая, кому помочь, а чему не уделять времени. Хоть тут и не РПГ, и мы в любом случае будет отыгрывать Кадзуму Кирью, но это нам и нужно, ведь на любые просьбы Кирью бы явно откликнулся: ребёнку поможем, девушку защитим, хулиганов поставим на место.

Последнее часто сопровождается ёмким комментарием от Кирью, который, вмешиваясь в их попытки совершить преступления над мирными людьми, всегда скажет что-то вроде «И вы называете себя мужчинами, толпой приставая к людям? Может и с соперником посерьезнее сможете в таком тоне говорить?». То есть первое, что он обычно делает, пусть и с серьёзной провокацией, но взывает к мужеству и чувству справедливости своих потенциальных противников. Да, стоицизм не учит лезть в драку, но тут у нас видеоигра, где без такого геймплей вряд ли бы затянул игрока.

Помимо этого, сами игровые механики помогают вникнуть в стоицизм. Например, события нулевой части происходят в Японии конца 80-х — период бурного роста японского фондового рынка и сопутствующей высокой инфляции. В игре пачки денег буквально валятся из побежденных врагов, но Кирью имеет особый взгляд на деньги, как и другие материальные блага. В один момент протагонист построит успешный бизнес под управлением игрока, но основное применение денег в игре — прокачка навыков Кирью.

Не случайно в начале игры нас учат прокачке следующей фразой: “ Попробуй начать инвестировать в себя". В реальном мире ты, конечно, не откроешь своё окно с прокачкой, где увидишь, что за 20 тысяч условных рублей можешь повысить себе силу удара. Или откроешь? Сильно ли отличается покупка абонемента в спортзал в реальном мире от такого окна прокачки? Только в плане затрат времени. Но в целом это и показывает нам, что деньги лишь средство достижения цели или развития личности, не более того. Поэтому с помощи Yakuza 0 уже можно не только усвоить азы стоицизма через геймификацию, но ещё и подумать над собственным отношением к деньгам. Возникает вопрос: являются ли деньги конечной целью, или же это всего лишь один из инструментов достижения цели?

А я думал, что подобный навык есть у каждого бесплатно...
А я думал, что подобный навык есть у каждого бесплатно...

7 часть выступает контрастом к 0 в очень многих моментах, но нам интересен тот факт, что Кирью тут появляется в качестве наставника, который даже возьмет на себя роль одного из боссов. По сюжету он проверяет, достойный ли наследник роли главного героя серии ему попался в лице Ичибана Касуги. Пока по сюжету Ичибан доказывает, что он достоин быть новым «подобным дракону», игрок проходит те же испытания уже геймплейно, ведь мудрый и мужественный наставник, способен не только вправлять мозги Ичибану, но и вдохновить игрока через геймплейно-нарративную составляющую.

Для начала наш старый протагонист предстает в качестве босса-испытания, который хочет проверить, достоин ли Ичибан идти по схожему с ним пути. Бывалый в серии игрок будет максимально вовлечён в происходящее, ведь это возможность пройти испытания от Кадзумы Кирью и для нас самих. Мувсет Кирью в этом бою отсылает как раз к нулевой и первой части — вернулись его четыре изначальных стиля боя (в дальнейших частях он их скомбинировал в один ультимативный). Поэтому игрок может как вспомнить былые деньки, так и прочувствовать, как Кирью пытается соответствовать себе из прошлого, чтобы оценить Ичибана.

Но это не единственное испытание, которое предоставляет дракон Додзимы. Самое сложное ждёт впереди, а именно высокоуровневый данж, который позволяет нам пройти истинную проверку на стоика. Придётся очень долго прокачивать навыки персонажей и добывать лучшее снаряжение, чтобы его пройти и встретиться с самым сложным боссом в игре, так знакомым по прошлым частям. После этого тяжелейшего испытания нам показывают диалог, где Кирью признаёт в Касуге своего наследника, при этом отмечая, что у него свой путь. То есть мы с сюжетной стороны посмотрели, как можно делиться мудростью или подталкивать на проявление мужества достойных на наш взгляд людей, а геймплейно мы усваиваем эту мудрость, проходя через кучу гринда и фарма опыта. А что тут поделать? Игра-то Японская РПГ, а они все такие, это от игрока уже мало зависит. Вот и остаётся либо пройти это испытание, либо проявить умеренность и не тратить столько времени на внутриигровые достижения.

Стоицизм — это философия, требующая постоянной практики, а серия Yakuza дает нам не только возможность насладиться интересным сюжетом и отлично прописанными персонажами, но и регулярно подкидывает повод поразмыслить над реальной жизнью, заставляя постоянно работать над улучшением нашей личности. Мало того, в некоторых частях или моментах игры можно и геймплейно прочувствовать, что такое инвестировать в себя и почему важно проявлять умеренность.

Стоит отметить, что подобные наставления часто демонстрируются и в других способах авторского самовыражения, будь то фильмы или игры. Много, где нас учат быть добрее, терпимее, справедливее или мужественнее, но, как по мне, здесь очень важен ведущий персонаж. Даже если сравнивать наших протагонистов, то Ичибан Касуга, скорее, человек с синдромом спасателя, который хочет быть героем и делать множество подвигов, когда характер Кадзумы Кирью является воплощением стоических добродетелей. Наблюдая за ним, можно получить наиболее правильное представление о том, как должен вести себя стоик, как реагировать на жизненные трудности и какие решения принимать. Однако сама философия не озвучивается в игре напрямую, поэтому для лучшего освоения стоицизма и начала развития себя как личности рекомендую параллельно прохождению игры читать книгу Массимо Пильюччи «Как быть стоиком» или же «Завтрак с Сенекой» за авторством Дэвида Фиделера.

Подводя итоги, автор рекомендует к прочтению книги выше, а в перерывах между чтением — прохождение серии Yakuza.Так вы познаете азы стоицизма, но дальше вам предстоит пройти долгий путь, учась применять стоицизм на практике.

Зато в итоге вы будете чувствовать себя «на одной волне» с миром, в котором мы живем. Скорее всего, пройдете определенную жизненную арку по переоценке ценностей, восприятию жизненных трудностей или радостей, а также будете удивлены, насколько ваша реакция на раздражители, стала более спокойной. Даже достойным человеком себя можно считать увереннее - автор проверял.

Принятие себя как стоика ощущается именно так.
Принятие себя как стоика ощущается именно так.

26 января 2024 года выходит 8 полноценная часть серии Yakuza (которая теперь Like a Dragon) с подзаголовком Infinite wealth. Что же авторы подразумевают под этим названием? Пока рано судить, но есть уверенность в том, что речь тут не о материальных благах. Поэтому с нетерпением ждем 26 января 2024 года и познаём новые сюжетные повороты Японского стиля. (Ну и стоицизм Кадзумы Кирью оценить не забудем)


Yakuza 0

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
12 марта 2015
1K
4.6
530 оценок
Моя оценка

Yakuza: Kiwami

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
21 января 2016
595
4.2
353 оценки
Моя оценка

Yakuza: Like a Dragon

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
16 января 2020
840
4.4
376 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Очень классный блог о философии в играх. Я и сам проникся образами Кирью и Ичибана. Мне бы очень хотелось увидеть блог на похожую тематику с такой же подачей, но уже с другими сериями игр. Хочу отметить, что очень много философии имеется в такой серии игр как Metal gear.

Читай также