В момент анонса Смуты я был в полном восторге. Все мысли о второсортности среднестатистических творений российского геймдева отошли в сторону, ведь главным, лично в моём случае, фактором был выбранный сеттинг игры.
Меня на протяжении многих лет попросту удручал тот факт, что у страны с богатейшей, более чем тысячелетней историей подавляющее большинство художественных произведений упирается только в Великую Отечественную войну. Не поймите меня неправильно — значимость этого события я ни в коем случае не оспариваю, просто становится обидно за то, что остальных исторических периодов будто бы и не существует для нашего же масскульта.
Особенно интересным, хоть и неимоверно сложным для изучения, мне всегда казался именно период Смутного времени, так как эта тёмная глава в истории России будто бы создана по лекалам голливудских блокбастеров: тут вам и подковёрные интриги, похлеще «Игры престолов», и неожиданные повороты, градус идиотии которых достигает уровня кинолент небезызвестного М. Найт Шьямалана, и, что безусловно важно в контексте создания пресловутого патриотически направленного контента, практически идеально выверенная драматургия макрополитических событий, проводящих страну через голод, разруху и предательства к героическому искуплению и шансу на светлое завтра.
И какого же было моё разочарование, когда я узнал, что игра студии Сyberia Nova сюжетно будет базироваться на романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Ни невнятное позиционирование проекта, пляшущее от Ghost of Tsushima а-ля рус до *ну у нас же AA-игра, чего вы хотите-то? *, ни люто кринжовая маркетинговая компания со слитыми альфа-версиями из секретных ноутбуков с Авито не смогли меня расстроить так, как это сделал выбор сюжетного базиса для игры.
Ведь сделать 1612 год стартовой точкой повествования в истории о Смуте — это всё равно, что начать смотреть «Сверхъестественное» с 13 сезона или читать «Войну и мир» — с четвёртого тома. Многие персонажи с их мотивацией останутся элементарно неясны геймеру. И да, я прекрасно понимаю, что среди потенциальных игроков найдётся уйма знатоков отечественной истории, но это никак не меняет того факта, что Сyberia Nova избрали весьма странный подход к повествованию.
Здесь будут изложены самые основные события Смуты в довольно сжатом варианте. Если хотите узнать полную и подробную информацию об этом периоде, то советую почитать, как вариант, работы Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского и других отечественных историков.
Причины и повод
При изучении любого исторического процесса необходимо чётко знать его приины и повод.
К причинам начала Смутного времени относятся:
- династический кризис;
- системная борьба царей с боярством;
- экономические трудности и демографическая яма российского общества, вызванные
Опрочниной и разорительными войнами.
Действительно, политика Опричнины, проводимая Иваном Грозным формально с 1565 по 1672 годы, а фактически до самой его смерти, представляла сюрреалистический фарс с разделением страны на два противоборствующих лагеря и противопоставлением царской власти — власти аристократической (боярской). Во время т. н. Опричнины происходит повальное ущемление родовой знати, формирование нового служилого слоя беспринципных карьеристов и заметное усиление царской власти. В это же время хозяйство и демография в стране катятся в глубочайшую и беспросветную яму, выбираться из которой предстоит не одно десятилетие.
Сопровождается всё это одним из крупнейших внешнеполитических провалов в истории России. Ям-Запольский мирный договор зафиксировал потерю стратегически важных земель в затяжной Ливонской войне.
Династический же кризис, возможно, не казался для современников столь очевидным, ведь Иван IV оставил после себя двух наследников: старшего сына Фёдора Иоановича и младшего, царевича Дмитрия.
Однако первый был блаженным и бездетным, а второй — погиб при загадочных обстоятельствах ещё в 1591 году. Версия о причастности действовавшего на тот момент регента, Бориса Годунова к этой смерти сразу разлетелась среди возмущённых народных масс и, стоит сказать, что весомых опровержений этой версии и по сей день нет. Правда, и прямых исчерпывающих доказательств «заказа» царевича Дмитрия история для нас не сохранила.
Пресечение династии никогда не несёт ничего положительного для государства, а в купе с уже упомянутой централизацией власти и иными существовавшими в стране проблемами, это стало натоящей катастрофой для России.
Поводом же к началу Смутного времени можно считать неурожай начала XVII века и последовавший за ним катастрофический голод. В чём будет видеть поголовно верующий и богобоязненный народ причины подобных катаклизмов? Конечно же в божественной каре за принятие на престоле цареубийцы! И тут уже никакие грамотные действия Бориса Годунова не могли оправдать его в глазах народа.
Основные этапы
Периодизация Смуты — вещь относительная, но для простоты и удобства условимся на том, что основные её события происходили с 1600 по 1613 годы, хотя, конечно, эти хронолгические рамки совершенно справедливо можно и расширить в обе стороны.
Выбранный хронологический отрывок можно разбить на несколько этапов:
- правление Бориса Годунова и его сына, Фёдора (1598–1605 гг);
- правление Лжедмитрия I (1605–1606 гг);
- правление Василия Шуйского (1606–1610 гг);
- период Семибоярщины (1610–1612 гг);
- Земский собор и воцарение династии Романовых (1613 г).
Первый этап важен, прежде всего тем, что это время правления новой династии. Да, очень короткой, но всё же. Каждый отечественный школьник знает, что в российской истории было 2 династии, но вот загвоздка в том, что чисто технически несколько месяцев правления Фёдора Борисовича дают основание называть Годуновых полноценной династией, на равне с Рюриковичами и Романовыми.
Так же, в ходе этого периода свои скрытые амбиции по захвату российского престола продемонстрировала Речь Посполитая путём отправки на русские земли самозванца, выдающего себя за «чудом спасшегося царевича Дмитрия», в пользу которого и был совершён боярский мятеж, приведший Фёдора Годунова к смерти.
Второй этап, он же самый короткий, связан с правлением беглого монаха Григория Отрепьева, более известного, как Лжедмитрий I. Проправив без малого год, своим пренебрежением к русским традициям и опорой на польских солдат выбесил всю боярскую и народную общественность, после чего пал жертвой нового мятежа.
А мятеж этот, равно как и изначальное призвание самозванца на престол, равно как и крайне странное расследование убийства настоящего царевича Дмитрия возглавлял боярин Василий Шуйский — одна из самых мерзотнейших личностей в отчесетвенной истории. Вы только вдумайтесь: человек расследовал убийство наследника престола и постановил, что тот сам себя смертельно ранил в приступе эпилепсии. Затем поднял мятеж против Годунова, который, по всей видимости, «заказал» ему подобное постановление, признал в Отрепьеве чудом спасшегося мёртвого царевича, а меньше, чем через год заявил, что это не он. В общем, мастер моментальных лицемерных переобувок.
Третий этап, как раз, и связан с его правлением, которое и правлением-то назвать трудно, т. к. население юго-западных земель страны, видимо прочуяв душок, исходящий от нутра Шуйского, его признавать не стала. В это же врем появляется новый самозванец, т. н. Тушинский вор, a.k.a. Лжедмитрий II. Действуя по уже проверенной схеме, он объявляет себя тем самым, уже дважды чудесно спасшимся, царевичем, наследует за предыдущим самозванцем его жену, польскую царевну Марину Мнишек и начинает участвовать в жёстких столкновениях с правительственными войсками. После нескольких крупномасштабных битв, обосновал свой лагерь к северу от столицы.
Для борьбы с ними Василий Шуйский арендовал войска у шведов и отдал их под руководство своего талантливого племянника Михаила Скопина-Шуйского. Михаил громит неприятелей, освобождая Троице-Сергиеву Лавру и триумфально въезжает в Москву. Но вы же помните, что Василий Шуйский — первосортная мразь? Вскоре при невыясненных обстоятельствах Михаил умирает. Вероятной причиной смерти называют отравление, которое вполне было на руку, как Василию Шуйскому (устранение популярнейшего в народе полководца), так и его родному брату Дмитрию (он мечтал взять на себя руководство основной частью царских войск).
Но беда, как известно, не приходит одна — поскольку Россия заключила договор со Швецией, с которой Речь Посполитая на тот момент находилась в состоянии открытого военного конфликта, польский король Сигизмунд III пользуется логикой «друг моего врага — мой враг» и объявляет войну правительству Шуйского.
Наконец-то у Сигизмунда были развязаны руки, и он мог действовать самостоятельно, а не через свою самозванческую агентуру, которая довольно скверно справлялась с задачей захвата российского престола. Лицо Лжедмитрия II в этот момент представили? В 1609 году войска Речи Посполитой вторгаются в Россию и берут в осаду Смоленск, который будет отчаянно держать оборону около двух лет.
Итого, к третьему году правления Шуйского ему не подчиняются многочисленные южные уезды, недовольство которых умело координировал сбежавший в Калугу Лжедмитрий II, а на западе орудуют войска интервентов.
Ну и для полного счастья Василий Шуйский обнаруживает нехилую такую дыру в госбюджете и заявляет шведским солдатам, что оплатить их услуги он не сможет.
Этим не примянул воспользоваться руководитель шведского корпуса Делагарди и, дождавшись очередного переворота, на сей раз со свержением Шуйского, решил отжать у России в уплату долга что-нибудь на севере. Под контролем шведов оказались Новгород и близлежащие земли.
Четвёртый этап, ознаменованный двухлетним правлением коллегиального боярского органа Семибоярщины, ознаменовался полным упадком всяческих надежд на спасение страны. Ведь осаждавшие Смоленск польские войска в 1611 году смогли таки его взять, а позже разбили и основные правительственные силы в битве под Клушино. Дойдя до Москвы они вступили в переговоры с Семибоярщиной и внезапно получили от них всё, о чём только могли мечтать. Знатные бояре, дорвавшись до власти, без боя впустили врага в столицу и признали Владислава, сына Сигизмунда законным русским королевичем.
В том же 1611 году было созвано Первое народное ополчение, действия которого, в силу разности интересов, преследуемых его участниками, оказались не слишком-то успешными. Зато именно там успел отличиться в боях и даже получить ранение князь Дмитрий Пожарский. А это, как всем известно, будущий руководитель Второго ополчения и самый настоящий герой Отечества. Равно как и его соратник, нижегородский купец Кузьма Минин.
И вот только тут стартуют события видеоигровой «Смуты». Понятное дело, в игре, наверняка, будет подробная предыстория всех событий или какой-нибудь расширенный справочник мира игры, но зачем рассказывать контекст событий, когда его гораздо логичнее было бы показать?
Как вы могли заметить, Смутное время будто бы написано самой судьбой для какой-нибудь широкомасштабной экранизации, и это при том, что я намернно упростил ряд событий и сократил всё, что можно было сократить, без потери основной сути повествования.
Итоги
После успешных действий Второго ополчения в 1612 году, проведения Земского собора и избрания Михаила Романова на престол в 1613 положение дел в стране постепенно начало выравниваться. Первые цари новой династии проводили реформы, направленные на укрепление центральной власти, усиление военной и хозяйственной мощи государства и поддержку отечественных производителей.
После череды войн со Швецией и Польшей были возвращены территории, утраченные в ходе военной интервенции начала XVII века.
К концу века Россия вступила в полосу самых масштабных реформ в своей истории и уже в начале XVIII века вступила в ряды мощнейших держав мира. Но это уже совсем другая история.
Вместо послесловия
Надеюсь, я не слишком сильно тут духоту развёл. Хотелось лишь объяснить, почему выбранный студией Cyberia Nova сеттинг — это, правда, отличное решение и, вместе с тем, объяснить, почему этот сеттинг может быть ими бездарно профукан.
Крайне странно наблюдать, как авторы берут готовый сюжет, написанный самой историей, и зачем-то ставят в его основу довольно сомнительное, на мой взгляд, художественное произведение. Всё-таки, как ни крути, Загоскин — это не Толстой, не Тургенев и даже не Булгаков. И да, последнее моё высказывание — чистейшей воды субъективщина, но такого уж моё мнение.
ОДНАКО!
Несмотря на весь негатив, выплеснутый тут на ещё не вышедшую игру, я искренне надеюсь, что уже в феврале я буду покруче Василия Шуйского искать возможности для переобувания и восхваления «Смуты». Да, шансов на это катастрофически мало, и если это случится, этот мой блог будет выглядеть глупо и убого, но я буду поистине счастлив! Ведь Смутное время — один из самых интересных и любимых мной периодов отечественной истории, к которому, увы, крайне редко обращаются в массовой культуре. И за одну только попытку популяризировать эту эпоху я готов верить в то, что проект выстрелит. Даже если вера эта живёт вопреки здравому смыслу.
Любите игры!
Лучшие комментарии
Понятно, что смутное время — лишь сеттинг, но мне кажется, автору больше хочется (как и мне), чтобы сеттинг стал главным звеном в развитии сюжета, ведь там так всё закручено, что и придумывать ничего не надо: покруче всяких Властелинов Колец будет. Причём сделать это можно даже не с точки зрения политики, а с точки зрения обычного человека того времени, как это было сделано в Kingdom Come, где хоть и не показываются в полной мере глобальные политические события и подковёрные игры, но хорошо показывается быт того времени и все предпосылки для зарождения гуситского движения и при этом именно «внешний» сюжет напрямую влияет на «личный» сюжет. То есть хочется увидеть не сюжет персонажа в декорациях смутного времени, а чтобы сами эти «декорации» логически влияли на ход сюжета, ведь бытие формирует сознание. И в этом контексте, конечно, хотелось бы увидеть игру, начинающуюся либо в начале смутного времени, либо незадолго до него. Хотя если игра зажжёт в людях интерес к этому периоду и они пойдут читать, то это тоже будет огромным достижением, ведь это невероятно важный и крайне интересный период истории.
Ну в своё время я по невнимательности перескакнул с первого тома ВиМ на третий и только страниц через 100 заподозрил, что как-то неанонсированно произошёл таймскип.
А во-вторых, ну «Смута» — это декорации же. Когда у тебя Bloodborne происходит в викторианстве — ты не ожидаешь, что сейчас начнётся лекция о том, откуда стиль пошёл, куда пришёл и что нафантазировали авторы. Когда у тебя обе чатси RDR происходят на пороге 1900-ых — тоже никто не читает лекции о том, как мы приехали в эту эпоху, что было до и т.д. Как и в «Мафии» никто не объясняет сложную логистику того, как сицилийские ребята вдруг заимели так много авторитету в Омэрике.
Ну т.е. стоит отделять «сеттинг» от «истории сеттинга» (вне зависимости от его реалистичности), ибо и то, и то — это декорации, в которых развивается история какого-то персонажа, и фокус — в герое должен быть, окружение просто задаёт набор средств для решения проблем: на коне скакать из одной станицы в другую или на джетпаке лететь, объяснять *необъяснимое* грудой рандомных научных терминов или магических. И для того, чтобы задеть все сложные вопросы временного периода «Смуты» и того, как мы туда приехали, герою надо будет оказать летописцем, который разгребает тонны записей в попытках установить правду.
Если что — я не против поста, не говорю, что он плох или что-то такое, я не говорю, что «Смута» будет хорошей игрой или типа того, мне просто странно: зачем ожидать от «игры в сеттинге» какого-то подробного раскрытия его истории, ковыряния в реальных перипетиях того времени и т.д.?
100% художественных фильмов про войну (по крайней мере из тех, которые я видел) концентрируются на людях на линии фронта, а не сложных политических перипетиях творившихся где-то за линией фронта, вопросах, на которые нет какого-то однозначного ответа и так далее. Это есть в книгах каких-нибудь историков, но на то книги — это книги, а фильмы — это фильмы.
Отличный пример, кстати!
В принципе, резонное замечание. Я и сам не очень люблю, когда историки пытаются «разнести в пух и прах» какого-нибудь «Гладиатора» или «Последнего самурая» на почве несоответствия исторической действительности.
Однако в случае «Смуты», если я ничего не путаю, игру разработчики позиционируют в т.ч. и как нечто исторически достоверное, поэтому и уделил внимание данному аспекту. Хотя, стоит признать, что можно, конечно, сделать достоверный контент без подробного контекста.
Другой момент в том, что (опять же, если я не ошибаюсь) авторы игры продвигают свой проект как некий патриотически-ориентированный продукт. А вот это уже вне контекста будет сделать гораздо сложнее, на мой взгляд.
Но посмотрим, что в итоге выйдет. Надеюсь на лучшее — амбиции у ребят явно есть, главное чтоб они оказались чем-то подкреплены.
Спасибо, что заглянули!
Хах, тоже верно.
С другой стороны, феодал от мерзавца недалеко ушёл)
Ни в коем случае. В истории нет места оценочным суждениям, только факты.
Ну я бы не стал их так открыто называть мерзавцами, обычные феодалы: в то время все служили не родине (а что такое родина в то время? Да нет никакой родины), а тому, кому выгодно. Так что было все в рамках нормы времени)
Хорошо написано, талантливо и с юмором. Вот бы школьные учебники все так составляли (включая фотки Шуйского), тогда, глядишь, уровень образования в стране и поднялся бы.
Хах, спасибо большое!
Это лучшая оценка моих стараний, которую я мог услышать:)
1612 год — идеальная дата для того, чтобы показать почти идеальный подвиг без всяких двусмысленных вещей. А то выяснится, что львиная доля казаков и дворян служила самозванцам, а Филарет был «тушинским патриархом», как-то не очень красиво выходит :)
Так-то оно так, но на контрасте с мерзавцами герои выглядят ещё более героично.
P.S.: А Филарет пленён был, так что, шоколад не виноват))
Соглы, звучит вполне разумно и интересно. Хотя есть ощущение, что составить такую историю — задача не из тривиальных.
Ну, мне прям захотелось увидеть игру уровня Assassins creed или RDR в сеттинге старой Руси после твоей статьи) К тому же, я прекрасно знаю, как автору важно услышать похвалу за хорошее повествование) По своему опыту в том числе ???? Поэтому всегда не премину оставить комплимент годной работе со словом) Кстати, неважно, в печатном виде, или видео, ведь даже видеообзоры игр это, в первую очередь, писательская работа) Продолжай в том же духе ????
Согласен, текст всегда во главе угла.
Спасибо, буду стараться)
Спасибо. Обязательно поправлю)
Да, не менее интересная и не менее сложная.
Думаю претензия автора в том, что выбран не самый интересный исторический промежуток. Но, КМК, тут выбор временного отрезка авторами Смуты обусловлен как размером игры, так и жанром.
Вот именно. Что-то сложно мне представить отечественную ролевую игру которая позволяет игроку поддержать Лжедмитрия Первого и прорубить окно в Европу на сто лет раньше пложенного