4 декабря 2023 4.12.23 3 1376

Ивана Татарникова и «Лихо Одноглазое»

+23

Ивана Татарникова, арт-директор студии Morteshka, на втором дне Fan Fest’а провела презентацию игры «Лихо одноглазое». Более того, днём раньше, в первый день фестиваля она участвовала в панели «Нет игр — нет жизни», посвящённой российской игровой индустрии.

Так что мнение Иваны по многим вопросам я узнал без всяких интервью. Например, как человек довольно много проработавший на мобильном рынке, она очень ценит независимый статус Мортёшки, где работая над игрой можно вложить душу в проект и не бояться что какие-то экспериментальные порывы встретят отказ из отдела монетизации или PR.

Собственно, «Лихо одноглазое» — это её первый проект в Мортёшке. Ивана не занималась ни «Человеколосем», ни «Чёрной книгой». В студию её наняли именно для разработки небольшого проекта в жанре бродилка/хоррор, который должен был служить своего рода передышкой после Black Book, достаточно масштабной игры для инди-студии.

Для тех, кто не знает, история студии Morteshka началась в 2015 году, когда Владимир Белецкий и Михаил Шевченко решили для очередного геймджема сделать игру на основе пермской мифологии. Так что изначально Мортёшка состояла из двух человек (Владимир отвечал за геймдизайн и программирование, Михаил — писал музыку).

А первой игрой студии и был «Человеколось», тот самый проект с геймджема. Однако на геймджеме было сделано только начало игры, поэтому разработчики ещё два года доводили историю до логического завершения. Попутно даже проведя небольшое исследование, ведь пермская мифология известна лишь по достаточно обрывочным сведениям. В основном по археологическим реликвиям, выполненым в так называемом «Пермском зверином стиле». Фактически история Человеколося является одной из всего двух(!) художественных реконструкций пермских мифов.

«Человеколось» вышел в Steam в 2017-м, а годом позже на консолях и мобильных платформах. И обрадованные успехом (игра получила в целом положительные отзывы) разработчики взялись за «Чёрную книгу». Новая игра была гораздо масштабнее, включала больше механик (карточные битвы, головоломки, нелинейный сюжет), так что для нового проекта студия разрослась до четырёх человек.

И наконец, после выхода (и успеха) Black Book в 2021 разработчики из Мортёшки решились на разработку третьего проекта. Масштаб тут уже сократили, однако полностью сменили жанр — теперь это была трёхмерная «бродилка» с упором на повествование и хоррор, с небольшим вкраплением головоломок. Игра получила название «Лихо одноглазое» и была основана на сказке, как кузнец пошёл Лиха искать. Так что как и первые две игры «Лихо» продолжило традицию студии черпать идеи из русского (и в первую очередь пермского) фольклора.

Поскольку новая игра должна была быть полностью трёхмерной, иметь более детальную графику, разработчики стали искать в команду арт-директора, который бы разработал им трёхмерное окружение, начиная с концепт-артов и заканчивая собственно детализированными моделями. Этим арт-директором и стала Ивана Татарникова, у которой был за плечами опыт работы, как в трёхмерной анимации (в частности она рисовала концепты для «Приключений Алёнушки и Ерёмы», одного из первых полнометражных мультфильмов с компьютерной графикой в России), так и в мобильных играх (она поработала и в Nival и в GameInsight).

Инди-разработка оказалась во многом новым опытом для Иваны. Например, она даже не предполагала, как сильно (а вдобавок ещё и быстро) могут меняться механики и дизайн игры.

Так, в определённый момент «Лихо одноглазое» имело механику с переходом между различными «реальностями». По аналогии с Сумраком из «Ночного дозора». В обычном мире герой видел обычную избу, но прикрыв один глаз начинал видеть вместо избы внутренности тела, а печь из метафорического «сердца русского жилища» превращалось в реальное пульсирующее сердце.

Но потом от «перехода в Сумрак» отказались. Зато модель печи с трещинами и прожилками, которые должны были напоминать о сердечных сосудах так и осталась в избе, куда главный герой приходит искать Лихо.

Кстати, незадолго до Fan Fest’а демо-версия игры была доступна в Steam. В ней игроки могли увидеть и прочувствовать атмосферу, оценить окружение, даже опробовать несколько головоломок, которые включают сжигание предметов спичками (герой находит коробок, когда попадает в избу) — основную игровую механику (впрочем, не единственную).

Кстати, о деталях. В избе надо будет найти три части ключа, чтобы
 открыть путь к Лиху. Так вот эти части выполнены в «пермском зверином 
стиле», но если присмотреться они также рассказывают историю об Одиссее и
 циклопе. И да, эти три картинки о том как Одиссей обманул циклопа имеют
 отношение к сказке про Лихо.
Кстати, о деталях. В избе надо будет найти три части ключа, чтобы открыть путь к Лиху. Так вот эти части выполнены в «пермском зверином стиле», но если присмотреться они также рассказывают историю об Одиссее и циклопе. И да, эти три картинки о том как Одиссей обманул циклопа имеют отношение к сказке про Лихо.

В общем, когда дело дошло собственно до вопросов к Иване, их у меня осталось немного. В частности, я спросил о том в какие игры она играет. Играла ли она в «Чёрную книгу»?

Ивана призналась, что в играх её больше всего интересует атмосфера и стиль. В том числе и с профессиональной точки зрения. Поэтому она в основном «проходит игры на YouTube», где не приходится постоянно решать головоломки и отбиваться от врагов. И с «Чёрной книгой» она также познакомилась через видео-прохождение.

В «Лихе одноглазом» Ивана постаралась придерживаться того же стиля, что был в Black Book и Mooseman. Вроде бы в игре даже есть ассеты из «Чёрной книги», хотя лично я ничего такого не заметил, да и в любом случае я не вижу в этом проблемы — скорее преемственность. Также Ивана объяснила что, поскольку окружение в «Лихо» более детализировано (3D от первого лица всё-таки) чем в «Чёрной книге», то команда всё равно бы не смогла бы перенести большую часть моделей в новую игру.

Ну, в общем да - графика довольно минималистична и стилизована.
Ну, в общем да - графика довольно минималистична и стилизована.

Интересно, что несмотря на атмосферу хоррора, Ивана не считает «Лихо одноглазое» излишне мрачной игрой. Ведь герой всё-таки борется со злым роком и в целом концовка (во всяком случае если она близка к первоисточнику) настраивает на преодоление трудностей, а не безысходность.

Что касается геймплея, то по словам Иваны в «Лихе» разработчики будут скорее поощрять игрока исследовать и экспериментировать. Там не будет опасности сжечь себя, если бросишь спичку куст где стоишь, например.

В демо-версии «Лиха» было довольно много «заглушек». В частности некоторые фразы кузнеца звучали как невнятное бурчание, смысл которого надо было читать в субтитрах. Но Ивана говорит, что в финальной версии будет озвучено всё.

Выпуск «Лиха одноглазого» намечен на следующий год. Точнее Ивана сказать не решается — учитывая и текущую геополитическую ситуацию и недавние перипетии с Unity (в Morteshka работают именно на нём) и в целом непростые условия инди-разработки, слишком многое сегодня меняется так неожиданно, что не имеет смысла загадывать наперёд.

Пермский "Звериный стиль"
Пермский "Звериный стиль"

Тем не менее, если релиз пройдёт хорошо, в Мортёшке планируют взяться за новую игру. На этот раз уже в масштабе «Чёрной книги». Может даже это будет «Чёрная книга 2», во всяком случае новый проект планируется в том же духе и стиле пермских мифов, как и предыдущие. Есть вроде даже какие-то планы по выпуску мерча по играм, возможно каких-то фигурок в «пермском зверином стиле». Но это уже опять-таки из области далёких планов, которые могут несколько раз поменяться.


The Mooseman

Платформы
PC | Mac | PS4 | XONE | NSW | iOS | Android
Жанр
Дата выхода
17 февраля 2017
200
3.7
106 оценок
Моя оценка

Black Book

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS
Жанры
Дата выхода
10 августа 2021
1.4K
4.2
553 оценки
Моя оценка

Лихо одноглазое

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
без даты
50

Лучшие комментарии

Это Последний из трёх блогов, сделанных по впечатлением от фестивалей Игропром и Fan Fest, на Которые я ходил в октябре.

Очень информативно и легко читается. Спасибо за труды)

Спасибо за текст, очень интересно, слежу за игрой)

Читай также