5 августа 2023 5.08.23 3 1123

От настолок до «Baldur's Gate 3» — история развития жанра RPG

+2

Несколько дней назад вышла долгожданная полная версия Baldur’s Gate 3 на ПК.
В связи с этим знаменательным событием я решил написать статью о развитии RPG в целом. Начну с первых (настольных) ролёвок и расскажу про становление игр жанра до сегодняшних дней.

В конце статьи вас ждёт видео, в котором будет рассказано примерно тоже самое, что написано в статье (ну или чуть больше) — если лень читать, можете посмотреть ролик.
Так или иначе, всем приятного прочтения/просмотра!

Настольные игры

Настольные ролевые игры имеют долгую и интересную историю развития. Они играют ключевую роль в формировании жанра компьютерных RPG и имеют значительное влияние на них.

Настольные RPG начали своё развитие в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Одной из самых важных и влиятельных игр является Dungeons & Dragons (D&D), созданная Гэри Гайгаксом и Дэйвом Арнесоном в 1974 году. Игра позволяла вжиться в роли фэнтезийных персонажей и исследовать воображаемые миры. D&D стала основой компьютерных ролевых игр и большим шагом в жанре фэнтези в целом. Игроки воплощают себя в персонажей, которые отправляются в увлекательные приключения в мире фэнтези. Ключевым аспектом игры, как нетрудно догадаться, является отыгрыш той или иной роли — подбор характеристик и способностей персонажей, принятие решений от их имени, взаимодействие с персонажами и другими игроками.

Игра основана на системе бросков кубиков (многогранников). Игроки используют разные типы кубиков для определения результатов своих действий — например, бросая кубик для определения успешности атаки или прохождения проверки навыка. Броски придают игре элемент случайности, что создаёт некий азарт и волнение во время игры.

Сегодня D&D имеет огромную и преданную фанатскую базу по всему миру. Игра продолжает развиваться и в настоящее время находится на пятом издании (или на пятой редакции правил).

Первые компьютерные RPG

Считается, что первой компьютерной ролёвкой является The Dungeon (1975), которая позже стала известна как «pedit5». Игра была разработана для системы PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations) Расти Резерфордом. «The Dungeon» — это текстовая приключенческая игра, в которой нужно исследовать подземелья, сражаться с монстрами и находить сокровища. Dungeon стала первым шагом в развитии жанра RPG на компьютерах, от неё произошло множество последующих игр и серий, которые впоследствии обрели немалую популярность и заслужили любовь геймеров.

The Dungeon
The Dungeon

В 1977 году вышла «Akalabeth: World of Doom» от Ричарда Гарриота, которая считается одной из прародительниц жанра RPG на персональных компьютерах. Akalabeth выпускалась как самостоятельная игра, и свой порядковый номер в серии Ultima получила лишь через несколько лет, когда вышло несколько игр под наименованием Ultima.

Akalabeth: World of Doom
Akalabeth: World of Doom

Золотой век классических RPG

В 1980-е и 1990-е годы произошел взрывной рост компьютерных RPG. В 1981 году вышла игра «Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord», которая стала родоначальницей серии Wizardry. В том же году появилась на свет первая часть серии Ultima от уже известного по «Akalabeth: World of Doom» (Ultima 0) Ричарда Гарриота.

Другими известными играми того времени были «The Bard’s Tale» (1985), «Pool of Radiance» (1988), «Eye of the Beholder» (1990) и, конечно, «The Elder Scrolls: Arena» 1994 года выпуска, ставшая первой игрой моей любимой серии Древних Свитков. Кстати, в Steam можно получить Арену бесплатно и даже запустить её на своём ПК, однако не гарантирую, что вы сможете выбраться из стартовой локации.
Кен Ролстон, ведущий дизайнер Morrowind, сказал, что он запускал «Арену» как минимум 20 раз, и только однажды он сумел выбраться из начального подземелья.

Примерно в те же годы в Японии начали разрабатывать свои собственные компьютерные RPG. Одной из первых была игра «Dragon Quest» (1986), которая впоследствии стала первой частью довольно популярной серии.

Немаловажный вклад в индустрию внесла серия «Final Fantasy», пилотная часть которой вышла в 1987 году. На данный момент основная серия состоит из 15 номерных игр, но также существует большое количество спин-оффов.

С развитием технологий стали появляться ролевые игры с трёхмерной графикой, например «Diablo» (1996) — одна из самых влиятельных игр того времени, объединяющая элементы hack-and-slash и RPG.
Также стоит упомянуть «The Elder Scrolls II: Daggerfall» (1996), «Final Fantasy VII» (1997) и первую часть «Baldur’s Gate» (1998), которые имели огромный успех и продолжали развивать жанр.

Отдельно отмечу первые две части серии Fallout, вышедшие в 1997 и 1998 годы соответственно. Они внесли огромный вклад в популяризацию компьютерных RPG. Fallout предложил игрокам гибкость в выборе стиля игры и позволил принимать морально сложные решения, которые оказывали влияние на игровой мир и сюжет. Система умений и перков вносила глубину в развитие персонажа, позволяя игрокам создавать уникальные билды.
Успех первой части Fallout привёл к появлению множества продолжений, которые долгое время оставались востребованными среди фанатов ролёвок. Fallout считается одной из классических игр жанра RPG, которая повлияла на развитие игровой индустрии и установила стандарты для многих последующих ролевых проектов.
Я и сам люблю время от времени путешествовать по пустошам классических частей серии, пробуя разные перки и оружие.

Двухтысячные годы

В начале нулевых вышел ряд игр, которые стали по-настоящему культовыми. В пример можно привести такие известные игры как: «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn» (2000), «Gothic» (2001), «Neverwinter Nights» (2002) и мою наилюбимейшую «The Elder Scrolls III: Morrowind» (2002) — все эти игры признаны шедеврами жанра и, как мне кажется, вполне играбельны даже сегодня (хотя я до сих пор жду ремейк Морровинда. Ну или хотя бы Skywind от сообщества).

Не могу также не отметить KOTOR, The Elder Scrolls IV: Oblivion, легендарный Mass Effect, The Witcher, Fallout 3, Dragon Age: Origins, любимый многими The Elder Scrolls V: Skyrim, The Witcher 3: Wild Hunt и Cyberpunk 2077.
Есть ещё куча интересных ролевых проектов, которые точно заслуживают внимания геймеров, но я привёл лишь те, в которые играл сам.

Оказуаливание

Начиная примерно с нулевых годов, многие разработчики стараются создавать скорее ActionRPG, делая упор на динамичность боёв и упрощение многих механик.
Конечно, это сделано для привлечения новой аудитории, однако зачастую «олды» индустрии ругаются на подобное. Что уж говорить — я и сам нередко бранюсь на Skyrim (и отчасти на Oblivion) за его излишнюю казуальность. Достаточно наиграть несколько десятков часов, чтобы стать полубогом, «а вот в Морровинде…»

Навыки в трёх последних нумерных частях TES
Навыки в трёх последних нумерных частях TES

В своё время за оказуаливание геймеры журили разработчиков Fallout 3, Dark Souls 2, TES III: Morrowind и относительно недавнюю Elden Ring, которая вроде бы и позиционируется как Souls Like, однако и новичкам палки в колёса вроде не вставляет.

Впрочем, оказуаливание, как я уже написал выше, преследует индустрию довольно долго, да и не так уж это и плохо — чем больше геймеров, которых как раз привлекает эта казуальность, купят игру, тем больше у разработчиков и издателей будет денег, которые будут потрачены на улучшение существующих или будущих продуктов.

По-крайней мере, так должно быть в идеале, но сейчас мы имеем, что имеем.

Олды времён Даггерфолла ругаются на слишком казуальный Morrowind, 2002 год
Олды времён Даггерфолла ругаются на слишком казуальный Morrowind, 2002 год

Так или иначе, ActionRPG занимают достойное место в мире видеоигр - вспомнить того же Третьего Ведьмака. Кто бы что ни говорил, игра более чем заслужила свою популярность (и более 50 миллионов проданных копий). Да и не всем по душе продумывать каждое действие и читать тонну подсказок/гайдов и т. п. — хочется просто пойти напролом, время от времени используя перки или классовые способности.

Baldur’s Gate 3

Вот мы и добрались до проекта, который уже сейчас можно назвать самой перспективной и привлекательной ролёвкой за последние годы. Одним из главных аргументов клёвости игры является то, что это «тру RPG» (правильнее сказать, CRPG). К таковым можно отнести Pathfinder: Wrath of the Righteous (2021) или, например, Divinity: Original Sin 2 (2017) от тех же Larian Studios. Тем не менее, игра будет дружелюбна и к новичкам, для которых существует уровень сложности пониже.

На этом хотелось бы закончить. Конечно, я затронул ничтожно малую часть истории развития ролевых игр, но, надеюсь, вы узнали что-то новое или хотя бы приятно провели время, пока читали эту статью.

Кстати, вот обещанное видео, приятного просмотра!

 

P.S. Видео вышло до выхода игры

Знаю, что есть пробелы в повествовании - это задел на вторую часть. Если хотите - пишите в комментариях, с радостью сделаю и её :)

Всем спасибо за уделённое время и пока!


The Elder Scrolls III: Morrowind

Платформы
PC | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
1 мая 2002
2.4K
4.5
1 619 оценок
Моя оценка

Fallout: A Post Nuclear Role Playing Game

Платформы
PC | Mac | Linux | OnLive
Жанр
Дата выхода
30 сентября 1997
1.5K
4.4
1 002 оценки
Моя оценка

Baldur’s Gate III

Платформы
PC | Mac | PS5 | XBOXSX | Stadia
Жанры
Дата выхода
3 августа 2023
3.5K
4.7
1 809 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Тема интересная, можно на много текста растянуть, но на каждом разделе ожидает сверхскупая выдержка:

«Настольные игры» — ну ладно, допустим это просто завязка, хотя и тут есть уйма простора для вдумчивого анализа.

«Первые компьютерные RPG» — 2 абзаца не про зарождение жанра, а про ярких представителей.

«Золотой век классических RPG» — ну тут-то будет где разгуляться… что, нет? Просто перечисление старвх знакомых с упоминанием, что вот они, легенды и основоположники серии.

«Двухтысячные годы» — 2 плодотворных десятилетия за 2 абзаца. Это даже как-то обидно)

«Оказуаливание» — о да, больная тема… эмм с 2 раскрытыми картинками-примерами.

«Baldur’s Gate 3» — нет, итог был бы нормальный, если бы не фраза про уровень сложности. Чем у BG3 он настолько выигрышнее, чем P:WofR, что на этом надо акцентировать внимание в последнем абзаце?

Итого, за статью, конечно, плюс. Но можно и даже нужно углублять в практически каждый аспект)

Кратенько.

Хотя всё таки что-то упущено. Если быстренько вспоминать как было:
Копии настолок.
Эксперименты с dungeon crawl, ибо у того же Anvil Of Dawn просто так не найдёшь основу.

Потом пришёл Изя, принёс метрики, а подземка постепенно стала становиться инди.
Где-то там же появляется основа для ARPG.
Смеси жанров и формирование принципов гей(м)дизайна.

Триптих «игры Пираний», «игры Беседки»,«игры Биоваров», от которого постепенно отваливаются члены.

Возрождение и опять эксперименты.

Настольные RPG начали своё развитие в конце 1960-х и начале 1970-х годов.

Вот эту строку вообще лучше убрать. Во-первых, потому что уши всех компьютерных RPG по-любому растут из DnD, про которую и так сказано ниже.

А во-вторых, DnD произошла от настольных тактик, которые появились гораздо раньше чем 1960-е, плюс ещё в 30-х, 40-х были Jury Box и Cluedo, где тоже имел место отыгрыш. Врочем тут уже возникает вопрос про то, что именно считать RPG...

В общем, как я сказал, с темой настолок до DnD лучше не связываться и игры до неё не упоминать.

Читай также