Все чаще в последнее время, наверно в силу возраста, стала накатывать на меня игровая ностальгия. Приятно бывает повспоминать, в какие игры играл и на каких платформах. А потом загуглить игровые релизы тех лет, удивиться тому сколько всего уже давно было позабыто и испытать удовольствие вновь это все вспомнив. Но «походы за старыми играми» в интернет носили сумбурный характер. Что-то в голову взбредет, зарываешься в интернет, поддавшись эмоциональному всплеску, поностальгируешь, отпускает. А потом, через какое-то время, все по новой. И захотелось мне попробовать вспомнить максимальное количество игр, в которые я играл на протяжении своей жизни и распределить их в хронологическом порядке. А чтобы их расположить в хронологическом порядке, надо их записать в хронлогическом порядке. А раз я это буду записывать, то почему бы не поделиться данной хронологией с остальными? Может кто поностальгирует вместе со мной.
Точка отсчета
Первое мое знакомство с видеоиграми случилось так давно, что точно не вспомнить. На вскидку можно предположить, что это были 1991–1992 годы. Был у нас дома советский аналог ZX Spectrum. Название его я, естественно, тоже сейчас не вспомню. Помню, что это был серый ящик с подключенной клавиатурой, а вместо монитора подключался наш домашний телевизор. Самое похожее на мои воспоминания, что я смог найти в интернете, это КОРВЕТ ПК-8010.
Раз это был аналог ZX Spectrum, то и игры на нем запускались соответствующие. Правда в силу возраста я не особо понимал, что в них нужно делать и играл больше не из интереса к игровому процессу, а из интереса к самому по себе компьютеру как таковому. Естественно, названия игр я не то что не помню, я их и не знал. Не способен был я в возрасте 3-4 лет читать не то что на английском, но и на русском. Да и не нужны мне были их названия. Это сейчас, по поисковому запросу «игры zx spectrum» узнал, что та игра про ниндзю, где нужно не отпускать кнопку бега при перемещении по натянутой между зданиями веревке, а то упадешь, называется Saboteur. А игра про Бабу Ягу, которая запускалась с аудиокассеты, это Cauldron. А еще подозрительно знакомо выглядят Samurai Warrior, Popeye и Batty.
Но, пожалуй, за точку отсчета это не сойдет. Во-первых, воспоминания достаточно смутные. Во-вторых, в игры эти я толком не играл. Но самое главное — это не было настоящим увлечением.
А точкой отсчета буду считать 1993 год. В тот год мой отец вместе с мамой моего лучшего друга Илюхи уехали в Алма-Ату (мы в то время жили в Казахстане) за покупками. И я, естественно, ждал, что батя привезет мне оттуда какую-нибудь крутую игрушку. И батя привез прикольную машину на батарейках, которая светила фарами, рандомно перемещалась по комнате, свистела-тарахтела. В обще очень крутая была машина. А когда я спросил, что купили моему другу, отец ответил, что какую-то фигню не интересную. А этой не интересной фигней оказалась Dendy! Когда я узнал об этом, я был просто потрясен тем, что мой папа решил, что машина (какая бы она не была крутая) лучше чем Dendy. Но больше меня потрясло то, какие крутые игры были на этой Dendy. И с этого момента мое сердце принадлежало видеоиграм. Своей Dendy у меня так и не было, я играл либо у друзей, либо у тех же друзей брал на время поиграть домой.
1. Эпоха DENDY (1993-1995)
В начале этого периода мне было 5 лет, и я ходил в детский сад.
Естественно на тот момент мы и не подозревали, что Dendy — это пиратский клон Famicom. А Famicom — это приставка аж третьего поколения, которое стартовало, вообще-то, аж в 80-х годах!. И естественно мы не знали, что игры имеют даты выхода, что выходили они постепенно. Для нас Dendy вместе со всем ее многообразием игр появилось одномоментно. Соответственно и в хронологическом порядке выстраивать игры, в которые мы тогда играли, нет смысла. Поэтому в данном разделе я просто перечислю все игры, которые остались в моей памяти в порядке их вспоминания.
(1) Super Mario Bros — Самый известный на постсоветском пространстве платформер.
Все, кто играл в Dendy играл и в Марио. Потому что эта игра всегда шла в комплекте с приставкой на картридже, где, как утверждалось, было 999 игр. На самом деле игр было 5-6 примерно, а остальное — их модификации, в которые мы не любили играть. А вот в оригиналы и особенно в Марио любили. Мне Марио так до конца и не дался, все заканчивалось на уровне, где появлялись черепахи кидающиеся молотками… или топорами, я уже не помню.
(2) Battle City — не знаю к какому жанру она относится и как ее описать. Но вы ведь и так поняли что это за игра?
Никакая это была не Battle City, эта игра называлась «Танчики»! Я думаю никто не будет с этим спорить. Интересно, кто-нибудь сообщил Namco как правильно называется их игра?
Это была одна из главных игр на двоих. И это была игра в которую я больше всего играл с отцом. Он у меня танкист, возможно поэтому она ему нравилась. Хотя вот World of Tanks его ни разу не привлекает. Конечно, куда World of Tanks до танчиков?
Рубились мощно и по долгу, но до конца ни разу не доходили. Если конец в этой игре вообще есть.
Остальные игры из стандартного картриджа особо не увлекали, особенно те, что для пистолета, вообще были для нас развлечением на один раз. Так что дальше речь про игры, которые продавались отдельно.
(3) Excitebike — мототриал, если я правильно понимаю.
Не знаю почему, но все мои друзья были абсолютно равнодушны к этой игре. А для меня она была одной из самых любимых. Можно прыгать на трамплинах, можно подрезать соперников. А как реалистично там падает персонаж с мотоцикла и потом к нему бежит? А механика с температурой двигателя? Куда еще лучше-то? Есть куда, можно еще построить собственную трассу и гонять по ней!
(4) Chip 'n Dale Rescue Rangers 2— легендарный платформер по легендарному мультсериалу
Была у нас с друзьями традиция: «Каждый раз, когда мы собирались у кого-то дома на день рождения, мы доходили до железного кота».
Основа гениального геймплея данной игры — ящики. Ими нужно кидаться во врагов, в них прячутся ништяки, ими можно защититься от противника. Эти ящики — это отдельный поджанр платформеров. Шикарная находка геймдизайнеров. Удивительно, что эта игровая особенность не породила полноценный поджанр, как сейчас это делает soulslike механика. Зато, возможно, стала участником создания самого главного игрового клише. В (5) Chip 'n Dale Rescue Rangers мы тоже играли, но она нам нравилась меньше.
(6) Battletoads & Double Dragon — The Ultimate Team — beat ’em up, который мы не воспринимали всерьез
Это сейчас, после выхода Battletoads 2020 я узнал, что Battletoads & Double Dragon, оказывается, супермегахит для NES. А в то время мы играли в (7) Battletoads и она нам нравилась. До конца мы ее ни разу так и не прошли, но очень старались. В (8) Double Dragon III мы тоже любили играть. И даже, но это не точно, проходили ее. А вот Battletoads & Double Dragon воспринималась нами как пародия на оригинальные игры. И в серьез мы к ней не относились. Ну как можно совместить в одной игре таких не совместимых персонажей? Шутка, не иначе.
Кстати, у Double Dragon III — The Sacred Stones в главном меню еще музыка шикарная была.
(9) RoboCop 3 — платформер в который я играл из-за музыки.
И раз уж я заговорил про музыку, то самый шедевральный саундтрек был в главном меню RoboCop 3. Он настолько крут, что и сейчас есть у меня в плейлисте. RoboCop 3 это единственная игра на Dendy, где не хотелось начинать игру. Я просто включал картридж и слушал музыку. Хотя сама игра тоже крутая, особенно хаб между уровнями, где нужно чиниться. Очень атмосферный.
(10) The Jungle Book — платформер про маугли, который почему-то надолго меня увлек.
Еще одна игра, которая на долго поглотила нас с отцом. Мы кучу времени потратили на изучение уровней, запоминая где какие бонусы лежат и в каком порядке оптимальнее уровни проходить. Но игру так и не прошли. И тут, кстати, хочется добавить одну деталь — большая часть игр на Dendy, а затем и на SEGA игралась на старых советских телевизорах, которые не умели показывать цветную картинку с приставок. В результате, большинство игр я играл в черно-белом цвете. И таким играм как The Jungle Book это даже шло. Потому что в цвете игра выглядит просто ужасно.
(11) Dr. Mario — три в ряд про лечение болезней.
И раз уж я заговорил о цветах в играх, то уместно будет вспомнить Dr. Mario, в котором цвета были основой геймплея. Там нужно было избавляться от микробов пилюльками того же цвета, что и сами микробы. Но как это сделать с черно-белой картинкой? Учиться отличать 50 оттенков серого еще до того, как это стало менйстримом. А еще там тоже была крутая музыка.
(12) Power Blade 2 — стильный платформер.
Эта игра привлекала своим стилем. Круто выглядящий главный герой. Что-то среднее между Терминатором и Дюком. Крутой байк главного героя, на котором он перемещается между уровнями игры. Крутые костюмы, которые нужно выбивать из мини боссов и надевать по желанию. Все это мне очень нравилось и застваляло раз за разом переигрывать первые уровни игры, потому что дальше я пройти не мог.
(13) Yie Ar Kung-Fu — первый файтинг в моей жизни.
В этой игре главное звуки. Вначале вступительная музыка перед боем: «Тынь-ды-ды-дынь ды-ды-дынь дынь-дынь, ты-ды-ды-ды-дынь-дынь-дынь». Дальше звуки ударов: «Кутюу, кутюу, кутюу». Потом звук падения поверженного противника: «Быдыщь». Пять или шесть противников, победив которых все начинается заново, только противники становятся злее. И так продолжается пока ты в очередной итерации не проиграешь.
(14) Street Fighter 2 — второй файтинг в моей жизни.
В отличии от Yie Ar Kung-Fu, где драться надо было с «компьютером», в Street Fighter 2 мы играли исключительно друг против друга. Даже не подозревали, что там какой-то сюжет был. Зато знали и видели одноименный фильм с Ван Даммом. И, естественно, думали, что это игра была сделана по фильму, а не фильм по игре. Потому что кто станет заниматься серьезными вещами, как съемка фильма, по такой не серьезной вещи, как игра на Dendy? И цифра «2» при этом в названии игры нас никак не смущала. И тут надо сказать, что Street Fighter 2 входит в список игр, которые нужно вынести в отдельную главу.
Посиделки у Сани
Саня — это мой друг детства, который жил в соседнем доме. Саня был счастливым ребенком, потому что у него в комнате был отдельный телевизор с подключенной к нему Dendy. А это значило, что Саня мог играть в Dendy сколько угодно и когда угодно. И естественно, мы частенько всей дружной компанией пацанов со двора пропадали у Сани играя в игры вместе. А еще у Сани был «видик» и кассета с фильмом «Mortal Kombat». На летних каникулах, когда родители Сани были на работе, мы пересматривали это фильм до бесконечности. Мы знали его в буквальном смысле наизусть, так он нам нравился. И, конечно же, не знали, что он тоже сделан по игре. И потом, когда на SEGA мы играли в Mortal Kombat, так же, как и про Street Fighter мы думали, что это игра сделана по фильму, а не наоборот.
Если продолжать тему файтингов в контексте посиделок у Сани, то к Street Fighter 2 можно еще добавить (15) Teenage Mutant Ninja Turtles — Tournament Fighters. Играли по известной схеме — победитель остается, место проигравшего занимает другой игрок. И так как комната, приставка, телевизор и игра были Санины, то опыта игры у него было больше и побеждал он чаще. Но не всегда. Иногда поражение так задевало Саню, что он мог начать злиться, из глаз его текли слезы и он выгонял нас из дома. Поэтому, играя в файтинги, мы не особо стремились Саню победить. Чтобы можно было подольше поиграть.
Кроме файтингов, в посиделках у Сани были еще две культовые для нас игры — (16) River City Ransom и (17) Bikkuri Nekketsu Shin Kiroku! Harukanaru Kin Medal.
River City Ransom (банька) — beat ’em up в котором у нас был свой финал.
Куда шли главные герои этой игры, каким силам противодействовали, и какая у них была мотивация, мы не знали. Не умели мы читать по иероглифам. Поэтому мы сами себе придумали историю. Где-то к середине игры появляется возможность помыться в общественной бане. И мы сами для себя решили, что эта баня находится в неблагополучном районе. А чтобы в нее попасть, нужно одолеть кучу гопников, которые попадаются у тебя на пути. А помыться в бане было главной для нас целью. Дальше играть мы не видели смысла. Потому и называли эту игру «Банька».
Bikkuri Nekketsu Shin Kiroku! Harukanaru Kin Medal была набором спортивных соривнований, где для достижения победы позволялось лупить соперника всем, что попадается под руку. Очень веселая игра на двоих.
(18) The Young Indiana Jones Chronicles и (19) Home Alone 2 — Lost in New York тоже игры, в которые я играл только у Сани, больше они мне нигде не попадались. Ничего особенного в них мы не находили, но они привлекали тем, что были сделаны по фильмам, которые нам нравились.
(20) Lunar Pool — биллиард для извращенцев.
Игра в которую так же любил играть мой отец. А это только добавляло интереса. Победить батю в игре — что может быть круче?
После первого стандартного биллиардного стола начинались различные вариации: стол стрелка; стол буквой Х; сдвоенный стол. И еще много всяких вариантов.
(21) Teenage Mutant Ninja Turtles, (22) Teenage Mutant Ninja Turtles II — The Arcade Game, (23) Teenage Mutant Ninja Turtles III — The Manhattan Project — просто черепашки ниндзя.
В отдельный блок можно вынести сразу все игры по черепашкам ниндзя. Не видели особой разницы между частями, разве что в первой можно было по городу перемещаться с видом сверху. Не важно, что на экране кино, мультик или игра. Если в кадре черепашки ниндзя, значит мне нравилось. Кстати, у меня любимой черепахой всегда был Рафаэль.
(24) Contra, (25) Contra Force — сложные стрелялки.
Экшен первых уровней привлекал. Заставлял возвращаться к этим играм снова и снова. Но сложность не позволяла далеко проходить. Поэтому для нас эти игры были однозначно привлекательными, но игровые сессии длились не долго.
(26) Hudson's Adventure Island, (27) Hudson's Adventure Island II — игры про толстого Марио, или Марио на драконах.
Мы действительно считали, что это игры про потолстевшего Марио. И то что в названии не было о нем упоминания, не могло ввести нас в заблуждение. Марио это был!
(28) Cliffhanger — платформер с шикарной атмосферой.
Я не знаю, то ли раньше действительно делали более качественные игры по фильмам, то ли этот маркетинговый прием хорошо действовал на мою детскую не окрепшую психику, но это очередная игра по фильму, которая мне нравилась. И нравилась она в первую очередь своей атмосферой. Классный саундтрек плюс снежные горные пейзажи завораживали. А в черно-белом варианте, так и вовсе артхаус полнейший. А еще она была загеймдизайнена не на скил, как большинство игр того времени в которые мы играли, а на вдумчивую игру. Потерпев неудачу на определенном уровне, можно было сделать выводы о совершенных ошибках и больше их не совершать. Такой подход к игре только добавлял интереса.
(29) Rambo — платформер — загадка.
Очередная игра, которая привлекала тем, что она сделана по фильму. Но кто геймдизайнер этого ада? Куда идти? Что делать? Я потратил сотни попыток, чтобы разобраться с этим, но так и не понял, что нужно делать. Я запускал игру раз за разом, бегал по кругу по локациям, думал-гадал, но все четно.
(30) Monster In My Pocket (Flash & Batman) — странная игра про Бэтмена.
Не то чтобы я сильно любил эту игру. Играл в нее больше из-за того, что это про Бэтмена. И вспоминаю я ее только потому, что один вопрос не давал мне покоя: «Почему Бэтмен и Флеш такие маленькие?». И только теперь я знаю на это ответ: «Потому что это игра не про бетмена». А как так получилось, что в игре не про Бэтмена появился Бэтмен, я до сих пор не знаю.
Осталось еще немного игр про которые хочется упомянуть, но особых воспоминаний о них не нет. Поэтому про каждую буквально по предложению.
(31) Bomberman — из-за нестандартной механики интересно было в нее играть, особенно на двоих, но из-за однообразия быстро надоедала и игровые сессии не затягивались.
(32) Lode Runner — хоррор моего детства — за тобой гоняться враги, а все что ты можешь сделать, это выкопать ямку.
(33) Mighty Final Fight — интересный beat ’em up с красивым дизайном.
(34) Castlevania — оказывается культовая игра, а мне она не нравилась.
(35) Galaxian — одна из игр, которая попадалась на картриджах, шедших в комплекте с приставкой, а потому играли в нее когда надоедали танчики и Марио.
(36) Terminator 2 — Judgment Day — очередная игра по фильму в которую я играл потому что это игра по фильму.
(37) Circus Charlie — забавная игра про цирк. Какая цель была в игре я не понимал, но было интересно.
(38) Ninja Gaiden — ниндзя крутой, игра красивая, но сложная.
(39) Batman Returns — я человек простой, если в кадре есть Бэтмен, то мне нравиться.
(40) Zen Intergalactic Ninja — еще одна крутая, красивая, но сложная игра про ниндзю.
(41) Alien 3 — тут как с Бэтменом, если про чужих, значит интересно. Но сложно.
(42) The Legend of Kage — красивая и атмосферная игра про китайских (если я правильно понимаю) летающих и скачущих по веткам бойцов.
(43) Hyper Sports — спортивный симулятор в который было интересно зарубиться друг против друга.
(44) The Punisher — мой первый шутан.
Чуть не забыл про The Punisher. Тоже игра оставившая неизгладимое впечатление. В первую очередь не стандартным геймплеем. Во вторую очередь интерактивностью окружения. И кстати, ни разу ни во что подобное я больше не играл. Видел подобные игры на PS1, но сам в них не играл. Странно, что таких игр было мало, игралось интересно. Moorhuhn не даст соврать.
Еще один момент по поводу Dendy, который нужно упомянуть — перегрев блока питания. Это был главный ограничитель времени игровых сессий. Я не знаю, как там было на NES или Famicom, их я в живую не видел до сих пор, а вот на Dendy блок питания грелся знатно. Если к нему уже невозможно было прикасаться, значит все, пора выключать, а то сгорит. Однажды, решив, что, перегрев блока питания, это просто страшилка от родителей, чтобы мы поменьше играли в приставку, мы не стали выключать игру, когда блок питания нагрелся. А он взял и действительно сгорел. Даже дым пошел.
В конце периода эпохи Dendy мне было 7 лет, и я пошел в 1 класс.
Итог
Конечно-же я вспомнил не все игры, в которые довелось поиграть на Dendy. Но и 44 игры за три года, тоже не мало. Как минимум иллюстрирует мой огромный интерес к видеоиграм.
Большинство игр того времени — это игра с видом с боку, где главный герой перемещается слева направо, реже справа налево, и сражается с противниками. Вот фундамент геймплея почти всех игр. Реже это драчки (файтинги), где никуда идти не надо. А все остальное воспринималось как исключения из правил. Ни о каких жанрах и поджанрах никто и не знал. Было два типа игр — интересные, потому что они нам нравились, и не интересные, потому что они нам не нравились.
Но тем не менее, определенная картина того, какими должны быть игры, в голове сформировалась. Верная или не верная, не важно, особенно в те времена, когда никто, кроме тех, с кем ты непосредственно общаешься, не могли тебе в этой картине что-то поправить. Или как-то оспорить твои взгляды. Мы все «варились» в одних условиях, и представления об интересных и не интересных играх у нас были одинаковые. Отсюда полное взаимопонимание в отношении игр и, как следствие, отсутствие споров и каких-то негативных моментов. А значит игры приносили только положительные эмоции, а разделяемые взгляды заставляли думать, что в играх ты разбираешься.
Лучшие комментарии
ОМГ… я играл во всё это. Какое чудесное было время, спасибо что затронул струны моей души)) разве что не хватает вложений с музыкой местами (раз уж она упоминается несколько раз по ходу текста), чтобы кликнуть сразу и прослезиться.
Вот про черного плаща забыл упомянуть. Там еще, по моему, между уровнями показывали глобальную карту, по которой Зигзаг Маккряк тебя на самолете возил?
Пару игр из этого списка я тоже в детстве играл, мне было тогда тоже 4 или 5 не помню точно. Помню Mario Bros, нервы терял только так от неё ????, Contra где я с другом спорил на то что кто пройдёт дальше тот может выпить всю бутылку лимонада, Excitebicke… Помню как представлял как будто я еду на мотоцикле в садик или в магазин, работу… Детская фантазия что сказать. Потом я помню я так психанул из за Mario что приставка умерла, потом в 2009 году когда мне было 9 лет у меня появилась Playstation 2 но это уже другая история.
Мы с фиолетовой бородой всеми фибрами души одобряем подобные бложики про игровые воспоминания. Ведь блог, как нам кажется, нечто личное, чем автор решил поделиться с общественностью. И это здорово.
Однако, чисто субъективное пожелание, лучше всё же идти не на количество, а на качество. Просто нам было намного интересней узнать о двух-трёх играх, полных фееричными впечатлениями, чем ознакомиться со слегка расширенными списком игр. Вот))
Как я в начале блога и сказал, целью является посчитать игры, в которые поиграл. Поэтому игр много, а толку не очень =) Но, это так будет по началу. Дальше времени на игры становилось меньше и формат будет примерно такой, какой вы с фиолетовой бородой и хотите.
Про баньку хорошо было.
Что-то я про добавление музыки не додумался. В следующий раз учту=)
А вот не могу сказать точно. Возможно, что попадались обе версии. Так как и набор героев со скриншота помню, но и меню Contra Force тоже помню хорошо.
А моими первыми играми были детские квесты про трёх богатырей, «ну, погоди» и всяким другим мультяшкам) До сих пор диск остался, и даже с коробкой! Помню ещё играл в какой-то платформер про Тигрулю из американского «Винни-пуха», и про Тарзана вроде тоже что-то такое было) Но самое крутое было смотреть как батёк рубиться в первую колду, а потом, через какое-то время и самому в неё поиграть. Любимый уровень у меня был про корабль. Казался жутко кинематографичным))
Эпоху денди я не застал, тогда меня ещё не существовало) Но классе в седьмом с другом заинтересовались ретро-тематикой и купили себе по приставке) Тоже ходили друг к другу, играли. И картриджами менялись) Устроили себе свои собственные игровые девяностые) До сих пор иногда поигрываю на эмуляторе в «Керо керо кероппи 2», очень уж игра приятная. То же и с трёхглазым пареньком)
Прикольно, что вы играли в ретро-приставки в седьмом классе. Яркий показатель о вашей увлеченности. А что была за приставка? Dendy, или другой китайский клон? Или оригинал какой-нибудь?
Эх, ностальгия...
У меня заезжены до дыр были диснеевские игроизации. Помимо Чипа и Дейла, Чорный плащ, чудеса на виражах, русалочка, утиные истории 2.
Еще принц персии, подбор кодов к которому обучал основам хакинга))
Родители же просиживали за упомянутым Dr. mario, бильярд, но не упоротый Lunar pool, а модный Side pocket и одна из вариаций тетриса magic jewelry.
А в 97-м в семье появился комп. И началась немного другая история)
Про Excitebike забавно =)
Это ведь сколько частей таких можно сделать, аж 15 штук
В Робокопе система повреждений была лучше, чем во многих нынешних НФС'ках =)
Возможно даже больше
Был. Только не факт что в оригинальной. Был же еще TANK N 1990, TANK-II 1991, и все в этом духе
Во-первых, действительно писать получается не быстро так что могут дополнительные пару лет пройти =)
Во-вторых, так как в начальные периоды воспоминания весьма смутные, то я беру сразу несколько лет. Но дальше, возможно, одна чать, это будет один год. Особенно если этот год был жирный на релизы.
Китайская Денди) Расцветка бело-красная, как у фамикома, спереди оранжевая наклейка с белыми буквами «Junior») Были мысли купить японский оригинал, он и стоил не шибко дороже, но там RF выход, и формат сигнала NTSC, а наши телеки только под пал/секам работают(( Всякие AV моды не хотелось, только если Twin Famicom или что-то подобное — а это уже большие деньги)
Совершенно верно. Вообще, карта с выбором уровня была много где.
Это было бы замечательно, если честно)) А Вы действительно играли в Contra Force, а не в Contra 6? Просто Форс, на нашей практике, была достаточно редким явлением. Все обычно играли в её хак, который отличался по сути экраном выбора бойцов, да типо секретной комбинацией на жизни.