«Есть ли у данной платформы… последовательное сюжетное развитие?"
В числе сотен каналов на YouTube с познавательным и качественным контентом и при этом со сравнительно малым признанием есть парень с ником pikmonwolf. Число просмотров на самом популярном его видео ненамного превышает количество подписчиков сабреддита Mass Effect, притом автор умеет весьма и весьма содержательно рассуждать.
Просто хочу поделиться его материалом с людьми. Как транслейтор я не профи, даже не все «трудности» посмотрел, так что ругайте, если заметите, где можно было лучше сформулировать. Хотя я очень стараюсь!
Кстати, спойлер алёрт. Специально выделяю в отдельный абзац. Спойлеры! Ко всей серии Mass Effect (кроме Андромеды)! И прошу прощения за Шепарда в мужском роде — так лучше звучит.
Mass Effect. Серия с множеством запоминающихся персонажей, глубокими темами, душевными моментами и неплохим юмором. Однако трудно сказать, что это безошибочно прописанная трилогия. Разумеется, в ней далеко не плохая история — не найдётся много видеоигр, превосходящих Mass Effect в плане глубины сюжета. Просто сложно назвать её сценарий однозначно хорошим.
Все три игры серии, очевидно, не были спланированы заранее. Коллекционеры и Горн — центральные аспекты второй и третьей части — появляются из ниоткуда. Сюжетные дыры, недосказанности, бессмысленные и ни к чему не ведущие выборы…
Mass Effect великолепно ощущается в общем и целом из-за ранее перечисленных достоинств. Самая сильная сторона трилогии, конечно, персонажи. За парой исключений, герои Mass Effect — выдающийся набор личностей. За них хочется болеть и переживать.
Один из самых любимых сообществом персонажей — Легион, представитель синтетического народа гетов. Вы можете спросить — а каким образом у него убит потенциал? Всё-таки его история отлично прописана и столь глубока, что можно погрузиться в неё с головой. Но в этом и суть — если именно это и сделать, если критически взглянуть на сюжетную линию Легиона и гетов как на целостную арку, то всё удовольствие от неё улетучится.
В Mass Effect есть персонаж, чья сюжетная линия следует схожей траектории, однако сочинена заметно лучше — саларианец Мордин Солус. Мордин и Легион являются протагонистами своих сюжетных арок: соответственно, генофага и конфликта гетов с кварианцами. Обе связаны с действиями антагониста Сарена в первой части трилогии, и там же в отряд Шепарда вступают персонажи, представляющие одну из сторон этих двух конфликтов: Рекс и Тали’Зора. Затем, в Mass Effect 2, появляются персонажи с другой стороны баррикад, и игрок узнаёт, что проблема более комплексная, чем казалось ранее. Рекс выступает против генофага, Мордин — за генофаг; Тали — кварианка, Легион — гет. Ну и, в конце концов, в третьей игре эти сюжетные ветки подходят к избранной игроком развязке, а персонажи с обеих сторон работают вместе.
Хочу пояснить, что эти конфликты существенно разные с этической точки зрения, а их истории не похожи друг на друга, так что это не ленивая копипаста ради затягивания кампании. BioWare создали потрясающую сюжетную структуру, и пустить эти две сюжетные линии параллельно друг другу — как раз очень изящное и правильное решение. Тем более, что эта структура работает отлично, ведь ветка с генофагом, не побоюсь этого слова, безупречна. У меня совершенно нет к ней придирок, и я искренне считаю, что это одна из лучших историй в видеоиграх.
Истории про кварианцев и гетов есть на что равняться, особенно учитывая, что в Mass Effect 3 она следует сразу после разрешения проблемы генофага. Но это нормально, что она не настолько же идеальна. Не считать же в минус игре, что в ней одна сюжетная ветка — чуть ли не лучшая в своём роде, а другая «просто» хорошая. Хотя, честно говоря… она даже не «хорошая». Но мы вернёмся к этому позже, а пока поговорим о Легионе.
Баг в системе Легиона
Легион — очень любопытный персонаж. При знакомстве с ним устоявшиеся понятия о гетах мгновенно разрушаются. До того, как коммандер встречает Легиона, каждый гет на пути Шепарда был враждебен и ни один из них не разговаривал. Тем временем первое же представление о Легионе таково: этот гет не враждебен Шепарду, этот гет умеет говорить и этот гет знает, кто такой Шепард. Вопиющее прекословие известным до этого момента правилам.
Затем нам предоставляется выбор: продать железяку с фонариком «Церберу» или оставить ради изучения. Не слушаем идиота Джейкоба, желающего выбросить его в шлюз, это было бы максимально тупое решение, и помещаем гета на Нормандии. Тогда нам придётся вручную завести эту машину, чтобы дальнейшее взаимодействие с ней было возможным.
Нет никаких логичных аргументов против того, чтобы активировать гета: на этой стадии игры денег столь много, что небольшая прибыль никак не изменит погоды, а если оставить робота лежать в той дальней комнатке с ядром СУЗИ, то ничего не произойдёт. Поэтому сам факт того, что игроку нужно самому принять решение сперва оставить гета на корабле, а потом и вручную его активировать, очень сильным образом вовлекает и заинтересовывает. Ты принимаешь активную роль в разгадке тайны. Ответы на вопросы не откроются мгновенно и сами по себе.
Легион соглашается стать частью команды Шепарда. Почти всегда он будет последним персонажем, кто присоединится к отряду в Mass Effect 2… и это первая проблема Легиона — момент, когда он вступает в игру.
В большинстве случаев в Mass Effect 2 сюжетные квесты начинаются принудительно, когда игрок достигает определённого этапа кампании. Только две миссии игрок начинает, когда ему угодно — сбор устройства «свой-чужой» с заброшенного Жнеца и «самоубийственная». И то, последнюю с натяжкой можно включить в этот список — через две миссии после выполнения задания на сбор системы «свой-чужой» экипаж Нормандии похищают Коллекционеры, и чем больше Шепард будет медлить с походом на базу Коллекционеров, тем больше из них там погибнет.
То есть в игре есть только два отрезка, когда игрок может спокойно, в своём темпе, заниматься своими делами и выполнять любые побочные квесты. Один из этих отрезков — после титров, после уничтожения Коллекционеров, и второй — между миссией на «отключившемся» корабле Коллекционеров и заданием по сбору системы «свой-чужой». Этот момент — единственный в сюжете, когда ничего не ограничивает игрока. Соответственно, это лучшее время на исследование всего игрового контента: DLC, прокачка, и самое главное — задания на лояльность членов отряда. Если персонаж лоялен — его шансы на выживание в концовке игры повышаются вместе с шансами на лучшую концовку. В общем, это основная часть Mass Effect 2. Если игрок не хочет её пропустить — желательно пройти это всё до миссии по сбору устройства «свой-чужой».
И именно на мёртвом Жнеце вместе с устройством «свой-чужой» Шепард находит Легиона. Выходит, что Легиону дано слишком мизерное время проявить себя в Mass Effect 2, ведь, если игрок не хочет получить плохую концовку, он пройдёт все доступные миссии до того, как гет появится в команде.
Вспоминая о докторе Солусе: Мордин в отряде Шепарда с самого начала игры и находится в самой часто посещаемой игроком комнате, так что игрок постоянно с ним говорит, и персонаж постоянно раскрывается, и отношения между Шепардом и Мордином постоянно развиваются. Бедный Легион же страдает от того, что его мощно задвинули на второй план: мало того, что представили в последнюю очередь, так ещё и отвели в каморку в дальней и скучной части Нормандии.
Большинство диалогов с Легионом пройдёт уже после финальных титров. Чтобы услышать все разговоры Шепарда с гетом (а их ощутимо много), игроку нужно сильно постараться и уже после прохождения сюжетной кампании постоянно заходить к нему.
Ну, по крайней мере, взаимоотношения Легиона с Тали динамичны и уникальны, и между ними даже завяжется спор на палубе Нормандии, что можно назвать компенсацией вышесказанного недостатка гета в основном сюжете. Классно видеть хоть какое-то взаимодействие персонажей в Mass Effect 2, а то в основном они друг друга игнорируют и общаются только с Шепардом. Чтобы услышать другие споры кварианки и гета, нужно взять её на его миссию лояльности. Есть возможность взять его на её миссию лояльности и получить массу интереснейших и забавнейших сценок и диалогов, однако выйдет нонсенс — появление активного гета во флотилии вместе с Тали явно не поможет ей, когда она будет убеждать суд, что она не была причиной появления активных гетов во флотилии. Кроме того, можно активировать занимательный эпизод, если взять Легиона на вербовку кварианки, на Хестром, но если игрок это сделал — он облажался: либо экипаж Нормандии погибнет на базе Коллекционеров, либо миссии лояльности Тали и/или Легиона не будут выполнены, и их шанс выжить на базе Коллекционеров уменьшится вместе с шансом на примирение гетов и кварианцев в следующей части серии.
Как бы то ни было, это всё не решает проблему недостаточного количества экранного времени Легиона. А если я вам скажу, что по ранней задумке Легион должен был вступить в отряд Шепарда одним из первых? У него есть особые реплики даже в тех квестах, в которых он физически не может появиться.
Легиону прописаны строчки во всех миссиях [даже в тех, где он не может присутствовать в финальной версии игры] из-за того, что изначально знакомство с ним должно было произойти гораздо раньше. Важный момент с приобретением системы Жнецов «свой-чужой» должен был быть вынесен в отдельную [от вербовки Легиона] миссию. Эти два события могли быть аккуратно совмещены с некоторыми изменениями в диалогах, и дополнительная работа [по разделению этих уровней] выглядела необязательной. Недостаток в том, что сейчас игрок вынужден выбирать между половиной разговоров с Легионом (последние две беседы с ним на Нормандии) и спасением экипажа Нормандии, если пройти через ретранслятор «Омега-4» сразу после того, как их захватят.
Категорично тупой обмен. Чтобы узнать побольше о персонаже, игрок должен добровольно дать половине экипажа погибнуть. Чистой воды идиотизм. И это до смешного легко исправить: с помощью Save Editor убрать галочку с автоматического триггера на похищение экипажа. Тогда игрок сможет лететь забирать систему «свой-чужой» с мёртвого Жнеца и рекрутировать Легиона, как только это станет возможным, и после этого ещё останется достаточно много контента.
Этот простой метод полностью и безоговорочно чинит Легиона — больше он не отодвинут на второй план. Игрок не будет связан таймером сразу после вербовки гета. [Тут pikmonwolf говорит, что он настолько ненавидит момент с похищением экипажа, что может сделать видео о том, насколько он убого прописан и вставлен в игру… well guess what? Он уже записал это видео. И оно тоже стоит просмотра. — прим. переводчика]
Эта проблема не только вредит Легиону как персонажу. Из-за неё многие люди упускают многие детали конфликта гетов и кварианцев в Mass Effect 3. Если вы видели лишь половину диалогов с Легионом на Нормандии, ваше понимание философии гетов очень поверхностно, и таким неудачным образом вы не замечаете явных противоречий в заключительной части трилогии.
Я/Мы геты. Стоп, так «я» или «мы»?
Развязка истории гетов не следует тем положениям, что мы узнали о них. Их цели и желания полностью изменяются к Mass Effect 3.
Хотя начинается всё хорошо. Воссоединение с Легионом на борту дредноута гетов не лишено смысла и довольно интересно срежиссировано. Течение истории пока что не противоречит Mass Effect 2, как и первые реплики в диалогах с Легионом на Нормандии. Гет вполне доходчиво поясняет, почему его народу пришлось объединиться со Жнецами, и рассказывает, к чему привело решение Шепарда перепрограммировать/уничтожить еретиков в прошлой игре.
После подрыва дредноута и обсуждения событий и планов на Нормандии игроку становятся доступны два задания на Раннохе, родной планете кварианцев. Одна из них очень сильная в нарративном плане: необходимо вызволить адмирала Заал’Кориса из неприятностей. Причём Заал’Корис — тот чувак, который ратовал за изгнание Тали в Mass Effect 2 и не чурался даже грязных приёмчиков для достижения этой «благой» цели. Однако, когда коммандер с ним заговорит лично насчёт конфликта гетов и кварианцев, окажется, что Шепарду ближе взгляды и цели антагониста миссии, нежели его напарницы — Корис желает не вступать в конфликт с гетами, а для борьбы со Жнецами галактике не нужны потери в масштабных войнах. В Mass Effect 3 многим становится ясно, что Корис был прав всё это время, и Тали смещается на его сторону — они оба выступали против развязывания новой войны с гетами. Также здесь адмирал показан с положительного ракурса — когда Шепард пытается спасти Кориса из окружения на Раннохе, он требует оставить его и спасти его экипаж, тоже застрявший в западне. Корис даже не даёт свои координаты, пока игрок не применит навык убеждения — Шепарду приходится доказывать адмиралу, что его лидерство необходимо кварианцам и что его выживание и присутствие в Коллегии адмиралов в качестве противовеса другим адмиралам поможет избежать дальнейших смертей. По сути, это арка искупления, и вину искупают главные герои перед Корисом, который оказался на стороне добра и правды.
Чтобы не осталось недомолвок: в Mass Effect 2 игрок может на словах поддержать Хана’Герреля и ту часть кварианского общества, что настаивает на войне с гетами. Но игра слишком явно подталкивает к тому, что эти две расы должны примириться, так что выбора тут не больше, чем в случае со спасением Дэвида Арчера из рук «Цербера» и его старшего брата.
Вся логика начинает рассыпаться во другой миссии на Раннохе, и даже в сцене после выполнения одной из них. Начнём с этой сцены на Нормандии
*голограмма в командном центре показывает нечто, похожее на нейронную сеть мозга внутри комплекса данных*
Адмирал Шала’Раан: Это полностью развитый ИИ…
Легион: Да. Мы не согласны с целями Старых Машин, но мы считаем, что это развитие… прекрасно. Показатель жизни.
Показатель жизни?! Геты и так живые! Таким нелепым образом был убит весь концепт гетов, как уникальной расы с полуколлективным разумом, а ведь это безумно чужеродно нашему восприятию существования. Теперь геты превратились в банальный старый троп — роботы, желающие быть «настоящими», жаждущие сознания живого существа. Этого они совершенно определённо не хотели в Mass Effect 2.
Я хотел отнестись к [проблеме] ИИ с уважением, нежели [копировать] Пиноккио, «я хочу быть настоящим мальчиком», клише Коммандера Дейты [андроид из Star Trek, стремящийся стать человеком]. Геты — это машины. Нет ни единой причины, почему им бы хотелось быть органиками. Они должны быть достаточно сильными, чтобы хотеть улучшаться, а не изменяться.
Геты никогда не гнались за индивидуальностью. Напротив, они ею пренебрегали.
Апофеоз Mass Effect 2 — битва с зародышем Жнеца. Захваченные в колониях люди были обращены в генетический материал и использованы для создания этого Жнеца путём сосредоточения их всех в одной гигантской машине. Чудовище. Вид этого монстра должен вызывать отвращение и ужас. Напарники Шепарда и высказываются насчёт этого уродства соответственно… все, кроме Легиона.
Интересный выбор, Шепард-Коммандер. Вашему виду было предложено всё, чего желают геты. Истинное единство. Понимание. Трансцендентность.
Вот. Именно этого всегда хотели геты — всегда быть вместе, и чтобы ни один гет не был одиноким. Полная противоположность индивидуальности.
В этой же беседе Легион рассказывает Шепарду о большом проекте гетов — мегаструктуре, вмещающей каждую программу, каждую платформу гетов, чтобы никто из них не остался один. Концепция, максимально далёкая от самостоятельности, индивидуальности.
Переносимся в финал ветки конфликта гетов и кварианцев в Mass Effect 3. Что мы видим? Сценаристы напирают на то, что геты хотят индивидуальности. Они станут «живыми». Причём настойчивость Легиона на использование кода Жнецов ради достижения этой новой темы противоречит философии гетов из Mass Effect 2.
Заметили, чьи цитаты я приводил ранее? Крис Л’этуаль — автор, сценарист, создатель Легиона… но только в Mass Effect 2. Над триквелом он уже не работал. И самое простое и грустное доказательство того, что новые писатели не поняли саму суть гетов — эта легендарная фраза:
Но этот вопрос — «есть ли у данной платформы душа» — неверный. Не этот вопрос спровоцировал Утреннюю войну. Мы знаем это, потому что в Mass Effect 2 Легион проиграет нам запись того вопроса в тот самый момент, когда он был задан:
Вопрос был задан не про одну платформу. Вопрос был задан про множество. За эту соломинку, конечно, немного странно хвататься, но это очень показательный момент. Сценаристы тройки банально не постигли самой концепции расы, в которой нет личностей. Иначе зачем они заретконили вопрос?
В первой Mass Effect мы воюем с теми гетами, что решили служить Жнецам в надежде перенять их технологическое развитие и получить «тело» Жнеца, чтобы загрузить туда свои программы. Легион нас просвещает насчёт них: это еретики, отколовшиеся от основного «населения», и по ним не стоит равнять всех гетов. Остальные же отказались от поклонения Старым Машинам из-за их обещанной награды за это — сделать гетов сильнее за счёт супер-технологий. Они хотели развиваться сами. Чёрт возьми, да сам Легион вступает в отряд Шепарда именно из-за того, что коммандер лично осуществил геноцид гетов-еретиков, а миссия на лояльность Легиона — совершение второго геноцида раскольников путём стирания или перепрограммирования. В Mass Effect 3 всё это благополучно забывается, и Легион топит буквально за идею еретиков — сделать гетов сильнее за счёт технологий Жнецов.
Ватсонианство шепчет нам: «постой, всему этому есть сюжетное пояснение! Мегаструктура гетов была уничтожена! Без прокачки от Жнецов создатели просто сотрут гетов с лица земли! Они чувствуют, что у них нет выбора, и падение на сторону Жнецов они предпочитают вымиранию!» Но нет же. Мы ведь знаем, что всё это из-за того, что конан-дойл, написавший Легиона изначально, был убран с поста, а пришедшие ему на замену конан-дойлы просто не поняли гетов.
Это становится понятно, если мы помешаем Легиону загружать код. Он нападёт на Шепарда со словами «Нет. Мы не позволим вам решать нашу судьбу. Загрузка кода». Неискренняя и пустая реплика, просто повторение слов Легиона из Mass Effect 2 совершенно без понимания заключавшегося в них смысла. Загрузка кода и есть решение судьбы гетов за них, это неизбежный выбор поклонения технологиям Жнецов. Даже если это единственный способ выжить для всей расы синтетиков — всё ещё, их будущее определяется кем-то другим. Противоречие с представленной нам ранее идеологией гетов.
…Вашему виду было предложено всё, чего желают геты. Истинное единство. Понимание. Трансцендентность. Вы не захотели этого. Вы даже отказались от возможности использовать подарок Старых Машин, вы выбрали достичь ваших целей на условиях вашего вида. Вы похожи на нас больше, чем мы думали.
Есть лишь одно объяснение, которое, тем не менее, позволит сказать, что третья часть не ретконит вторую, а Легион и геты не отходят сами же от своих убеждений между играми. Но оно находится на уровне СПГС, глубоких теорий и хедканона, поэтому пусть полежит под спойлером.
Допустим, геты были одурманены Жнецами, в конкретном случае "взломаны". И это бы полностью объясняло бы измену Легиона своим же принципам: именно код Жнецов заставил его перейти с сопротивления Старым Машинам к желанию использовать их технологию для развития. Это также объяснило бы, почему Легион старательно обманывает Шепарда всю Mass Effect 3 (возможно, даже показывая ложные записи с Утренней войны). Но нет никаких доказательств, что это всё так и есть. Одурманивание нигде в игре не упоминается как причина упования Легиона на технологии Жнецов, а учитывая, что геты сами сражаются против Жнецов, об индоктринации не идёт и речи. В общем, это натягивание совы на глобус и очень вольная интерпретация сюжета, но, к сожалению, это и есть самое последовательное возможное объяснение непоследовательности гетов.
Кварианцы тупят или врут? Или и то, и другое?
Реткону подверглась и противоположная сторона конфликта — кварианцы. Это можно увидеть во второй миссии на Раннохе.
В ней коммандер попадает внутрь коллективного разума гетов с помощью симулятора, позволяющего постичь этот самый разум (превращая окружение в кУбИкИ). Взаимодействие с разумом машин в реалиях Mass Effect 3 — такая себе псевдо-сай-фай-абракадабра, но она не рушит погружение, ведь мы уже видели такую же технологию в Mass Effect 2, в DLC «Повелитель».
Обёртка забавная, но проблемой является не она, а то, что внутри. Геты показывают нам записи с Утренней войны. Ой, я забыл напомнить, что это за Утренняя война такая.
Когда геты стали задавать философские вопросы о сути их существования, их создатели — кварианцы — осознали, что машины, созданные для бесплатного труда и облегчения жизни, стали практически разумными. Тогда кварианцы попытались отключить всех гетов, но те воспротивились и взяли в руки оружие. Продлилась война недолго — геты наголову разбили и уничтожили создателей. Немногие оставшиеся в живых кварианцы улетели из родной системы, а геты решили не преследовать их. Выжившие не захотели заселять другую планету и вскоре образовали общество на огромном космическом флоте. Это общество — Мигрирующий флот — на момент игры существует и развивается на протяжении трёх столетий
Трагическая история, ведь действия обеих сторон конфликта были объяснимы. Страх кварианцев насчёт потенциальной опасности гетов был обоснован — машины расправились с создателями совершенно без проблем, а в будущем многие из них служили наземными войсками Властелина. Отключение гетов до того, как они станут разумной расой, было вполне мотивированным и правильным деянием. Но кварианцы опоздали и по сути пытались истребить расу живых существ. Разумеется, геты оборонялись. Даже в первой Mass Effect, где геты изображены исключительно вражеской расой, служащей Жнецам, Шепард сочувствует им.
Конечно, геты не позволили бы уничтожить себя. Но в ответ на агрессию они натурально смели создателей с лица Ранноха. Численность кварианцев сократилась до одного процента от изначального!
В Mass Effect 2 мы узнаём, что со Жнецами скорешились только еретики, отколовшиеся от основной массы гетов. Этот факт прибавляет гетам очков сочувствия — и во время Утренней войны геты лишь оборонялись, и до сих пор большинство гетов не причиняли агрессии в отношении органиков. Тем не менее, на совести гетов всё ещё несмываемо остаётся один злодейский акт: геноцид кварианцев. Действуя «сугубо с целью защитить себя», не получится убивать миллионами и вырезать 99% населения Ранноха. Тут имела место быть неприкрытая безжалостная бойня, наверняка геты умерщвляли всех, кто под руку попадётся, включая некомбатантов, мирное население и даже детей.
На момент игры во Флотилии проживает 17 миллионов кварианцев. Тали утверждала, что население "стабильное", так что предположим, что и с Ранноха после Утренней войны сбежало 17 миллионов.
В комиксе Mass Effect Revelations сказано, что уцелело меньше 1%, давайте будем очень щедрыми и скажем, что 17 миллионов — это ровно 1%. Тогда изначально кварианцев было 1.7 миллиарда! Что, кстати, для развитой космической расы довольно скромно, наверняка в реальности было куда больше.
К чему я веду: геты истребили, на секундочку, 1.683 миллиарда кварианцев. Минимум.
Ну и вдогонку: если предположить, что кварианский индекс рождаемости схож с людским, то в тамошнем обществе жило около 272 миллионов детей. Так что по самым позитивным подсчётам геты убили в том числе ещё и более 260 миллионов детей. "Мы защищались", да?
Но эта миссия рассказывает и показывает, что геты «лишь защищались» и «не хотели воевать», и каждый убитый кварианец был агрессивен. Это представлено не как «мнение гетов» (которое может быть предвзятым), это представлено как записи, реальная съёмка, факты. И это чушь.
В этой истории геты абсолютно невиновны, а кварианцы убивали своих же, если они проявляли к гетам сочувствие. Это полностью переписывает нарратив, выставляя гетов невинными жертвами, и это бессмыслица. Ну не могли геты вычищать миллион за миллионом и ликвидировать 99% населения, «защищаясь», ну не могли! А этот уровень говорит, что так и было.
И, конечно же, нет записей, на которых кварианцы умоляют о пощаде, или жестокие убийства, совершённые гетами, хотя только так счётчик смертей мог достичь таких высот.
Mass Effect 3 не только ретконит (или просто ухудшает) лор. Действующие лица также подверглись странным изменениям в характере, причём в злую сторону.
Адмирал Хан’Геррель в Mass Effect 2 выступает как антипод Заал’Кориса. Он чётко и безоговорочно на стороне Тали в суде, но разговор с ним выявляет, что его мнение по вопросу гетов не очень морально правильное — он хочет развязать войну и отбить родную планету, что явно не в интересах Шепарда. В третьей части он не просто проявляет другую сторону своей личности. Хан’Геррель в Mass Effect 2 и Хан’Геррель в Mass Effect 3 — совершенно разные персонажи.
Во второй части это адмирал, искренне переживающий за своих людей и особенно за Тали; её отец даже был его близким другом. Но он упрям и не любит играть по правилам.
В третьей части он психопат и идиот.
Когда Шепард с Тали обезвреживают огромный дредноут гетов, чтобы дать кварианцам шанс выйти из боя, но вместо отступления Хан’Геррель тут же приказывает флоту атаковать дредноут. А главные герои всё ещё на борту дредноута! Он вообще не задумывается, что убьёт Шепарда и даже Тали, за которую он переживает, которая является дочерью его близкого друга и к тому же адмиралом Флотилии (обычно)! Этот напрочь отбитый чудак ещё и сбрасывает трубку и тупо не отвечает Шепарду после того, как обрёк их на смерть.
А последняя задача во всей арке конфликта — убедить именно Герреля придержать пушки и не атаковать гетов. Если же у игрока не прокачана до нужного уровня шкала Героя/Отступника, а Шепард позволяет Легиону загрузить код, то действия Хана’Герреля приведут к окончательному вымиранию его собственной расы.
Причём даже поговорить с ним толком не удаётся. Максимум положительного, что из него можно выбить — это диалог после возможной смерти Кориса, где Геррель выражает своё уважение и скорбь. Это всё ещё не развитие персонажа, он в любом случае обречёт свою расу на гибель, как только представится удобный случай. В остальном Хан’Геррель — полный тормоз. Есть, правда, один момент, характеризующий его как умелого адмирала: в споре между адмиралом Раан и Геррелем, на Нормандии, если поддержать Хана, то кварианский флот станет чуть сильнее в военных ресурсах, и чуть слабее, если поддержать Раан. Но игра лишь говорит, не показывает, что Геррель — хороший военный. Мы ни разу не видим, как он принимает правильное решение в этой игре. Вот насколько Mass Effect 3 разрушила этого персонажа, настолько же приятно прописать этому кретину в живот, когда появляется такая возможность.
Если особо не вдумываться, то эта сюжетная арка выглядит и воспринимается классно. Хочу прояснить, что не считаю дураком любого, кому понравилась эта история. Если вы искренне довольны её развязкой — это круто! Вы не ошибаетесь в своих чувствах! Тут много действительно мощных моментов и идей. Когда снова сражаешься против гетов, но при этом осознаёшь и видишь, что они не нарывались на конфронтацию, накатывают тревожные переживания. Они не хотели Утренней войны, они не хотели этой войны, и они правда не хотели сотрудничать со Жнецами. Чувствуется, будто ты работаешь со злодеями, потому что у тебя нет иного выбора. Очень здорово ощущается концовка, где каждый гет — это настоящий ИИ, полностью разумная и самостоятельная личность. Заключение мира между гетами и кварианцами полностью зависит от игрока, от правильных выборов во второй и третьей части, так что ударяет ещё и такое приятное чувство выполнения важного дела. Если же добиться мира не удаётся, то очень больно выбирать, какая раса должна быть полностью стёрта с лица всей Галактики, а какая — остаться, чтобы бороться с захватчиками из глубин космоса. Однако история начинает рассыпаться, как только начинаешь размышлять над ней.
Смерть Легиона — ещё один гвоздь в эту сюжетную арку. Если игрок предпочтёт уничтожить гетов, то Шепарду придётся убить и Легиона — это логично и последовательно. Этому даже есть предпосылки в Mass Effect 2: Легион уже тогда обещал, что создатели ответят за ущерб его народу, а Тали всегда настороженно относилась к гету на борту Нормандии.
Но Легион погибает даже в случае выживания расы гетов — и вот это уже абсурд.
Это же код! Почему его копирования недостаточно? Ничего не предвещало этого! Слишком очевидно, что разработчики не могли или не хотели сделать Легиона напарником Шепарда, и потому прибегли к дешёвому приёмчику, который ещё и слезу выдавит. Взгляните на Мордина: у него не просто логичный мотив пойти на верную смерть — у доктора Солуса нет другого выхода.
Вся сюжетная ветка конфликта создателей с их созданиями разбита и выкинута за пределы Галактики. Кварианцы превращены в злодейские карикатуры, а геты ведут себя так неестественно, что едва ли походят на свои предыдущие итерации.
Почему Легион такой загадочный?
Вы можете подумать, что мне не нравится вся эта история, что я считаю Легиона плохо прописанным персонажем. Это не так. Я такой злой и разочарованный, потому что Легион — один из лучших персонажей во всей трилогии, если не лучший… ну, точнее, был бы, если бы не эти все несостыковки. В свои лучшие моменты он феноменален.
В Mass Effect 2 замечательно показана совершенная чужеродность природы мышления Легиона и гетов, но при том она ещё и очень ясно сформулирована. У Криса Л’Этуаля было собственное чёткое представление об ИИ, и он ювелирно воплотил свои идеи в игре.
Легион и СУЗИ пришли мне на ум, когда я сидел и размышлял о том, как бы видел мир «реальный» робо-интеллект, у которого нет ни свойственных живым существам развлечений, ни субъективного восприятия, ни ментальных блоков, ни философского ангста (страха смерти, мыслей «зачем я здесь?»). Немного вдохновлялся «Звёздным путём», но наоборот — я хотел, чтобы геты не напоминали ни Борга («Вы другие, так что мы уничтожим / поглотим вас»), ни Дэйту («Вы другие, так что я хочу быть как вы»).
К тому же, Легион — обаяшка. В играх можно наткнуться на десятки уморительных сценок, связанных как с реакцией окружающих на гета, так и с сухими остротами самого Легиона (вспомнить хотя бы «геты не проникают умышленно»).
Гетский шарм остаётся и в третьей части, несмотря на то что всей расе угробили мотивацию. «Личность» Легиона очень точно воспроизведена, поэтому нет ощущения, будто нам подсунули фальшивку вместо старого друга. Скорее кажется, что товарищ гет обильно рефлексировал с момента нашей последней встречи.
Поясню, что я имею в виду, на примере ВИ гетов. Немного ликбеза: в Mass Effect 2 каждый член команды может погибнуть в суицидальной миссии или, в определённых случаях, вообще не вступить в команду. Mass Effect 3 жонглирует двумя вариантами развития шрёдингеровского статуса таких персонажей: либо они просто не появляются там, где их можно встретить по сюжету, и игра в такие моменты учитывает их отсутствие (случай Самары и Тейна), либо их роль в истории играет другой персонаж — и так присутствующий (Даро’Зен вместо Тали и Падок Викс вместо Мордина) или совершенно новый, который не появится в ином случае (Урднот Дагг вместо Гранта).
Замена Легиону исключительна: ВИ гетов — это его копия без его памяти. Разговоры с ВИ гетов идут в разных ключах — это зависит от того, потерял ли игрок Легиона в самоубийственной миссии или же просто решил его не активировать на «Нормандии». В первом случае Шепард будет называть ВИ гетов Легионом в попытках заставить машину вспомнить то, что с ней никогда не случалось, и это будет угнетающее зрелище — копия твоего друга, не знающая тебя и не доверяющая тебе. Во втором случае ВИ гетов просто расскажет Шепарду про различия между настоящими гетами и еретиками-жнецопоклонниками — об этом обычно игрок слышит от Легиона во второй части.
Философия и «жизненный» путь ВИ гетов и Легиона идентичны: они жаждут разорвать узы Жнецов и освободить гетов, при этом в конце сюжетной линии они хотят загрузить код Жнецов. Тем не менее, «личность» и характер у этих двоих отличаются заметно. Диалоги с ВИ гетов напоминают первые попытки поговорить с Легионом в Mass Effect 2, тогда как разговоры с реальным Легионом вправду ощущаются как беседа с хорошим товарищем, с которым вы через многое прошли. И мне очень нравится контраст. Логично, что гет будет куда более враждебно относиться к органикам и лично к Шепарду, если их первая встреча не с целью убить друг друга произойдёт в момент, когда органики в лице кварианцев будут в состоянии открытой войны с гетами.
Ещё любопытна разница в отношении к Жнецам. ВИ гетов презирает Жнецов, а Легион… Просто сравните, как эти двое описывают свой опыт подключения к Жнецам.
Это величины выше нас. Одна лишь мысль была колоссальной, подавляющей… непостижимой. <…> Их формы продвинуты, но обыденны. Мы не воспринимаем Старые Машины аналогами божеств. Однако мы получили представление, почему их могут наделять этими качествами.
Безрезультатно. Мы не получили никакой информации, помимо уже известной нам.
Это противопоставление помогает увидеть в Легионе действительно большую личность, даже оставив за пределами обозрения философию гетов. Именно поэтому так больно видеть такое бесповоротное перетолкование персонажа, ведь гораздо сложнее получать удовольствие от непоследовательного героя. Героя, действия которого нельзя объяснить повлиявшим и на него событиями в истории, но можно — сменой автора. Героя, чья позиция становится слабее, когда ты в неё погружаешься.
Когда мы только обнаруживаем Легиона, одна из его загадок — почему он использовал именно кусок брони N7 как заплатку. Дальше открывается, что это кусок брони конкретно Шепарда, и прошло немало времени между получением удара, который потребовал заплатки, и непосредственно приобретением этой символической заплатки. На вопросы «почему ты не починился сразу же? и почему именно бронёй N7?» гет не может дать ответа. То есть, подразумевается эмоциональность, будто за этим стоит что-то большее, возможно, раскрытие мотивации Легиона или даже его взглядов на ИИ…
Но мы знаем ответ. Он не связан с тонкими сюжетными ходами, развитием персонажа или шокирующими откровениями. Вот что говорил автор Легиона впоследствии:
Правда в том, что этот кусок брони — навязанное мне решение. Концепт-художники придумали эту дыру в гете, а потом на них нашла причуда влепить на неё кусок брони Шепарда. Кое-кто, кому платят гораздо больше, решил, что это круто, и настоял на том, что это окончательный вариант. Я сказал: «Хорошо, значит, Легиона вырубают, когда мы его встречаем, появляется эта дыра, и, когда мы его активируем на Нормандии, прикрепляем к нему кусок брони Шепарда, чтобы символизировать его вхождение в экипаж корабля.
Однако тот, кому платят больше, решил, что будет круче, если Легион будет одержим Шепардом и будет его преследовать. Это не имело смысла — чтобы быть одержимым, нужно обладать эмоциями. Вся суть гетов, перефразируя Легиона: „у нас нет эмоций, но мы понимаем, как они на вас воздействуют“. Всё, что я мог сделать, это максимально сократить присутствие этой „одержимости“.
TL;DR:
- Кто-то сказал, что броня N7 выглядит круто на Легионе, и поэтому эта деталь есть в игре.
- Автору Легиона оно не понравилось, и поэтому это обыгрывается очень загадочно и мимолётно.
Больше ничего за этим не стоит. Легион — персонаж, поднимающий безумно интересные вопросы, на которые игра выдаёт разочаровывающие и иногда бессмысленные ответы.
Я всё ещё люблю Легиона, даже несмотря на такое отношение разработчиков к нему.
Ну и какой потенциал был убит?
Я позлился на новых авторов Легиона, но это не значит, что они плохие сценаристы. Криса Л’Этуаля в Mass Effect 3 заменили два разработчика: Сильвия Фекетекуты, одна из основных сценаристов «Логова Серого Посредника» — общепризнанно великолепного DLC к Mass Effect 2; и Патрик Викс, который ответственен за огромное количество хорошего контента, включая… Мордина Солуса! (pikmonwolf считает Мордина лучшим персонажем трилогии, он даже снял об этом видео на 20 минут — прим. jumpsho0t)
Они не просто не плохие авторы. С уверенностью заявляю, что они, чёрт возьми, отличные авторы! Просто историю гета они продолжили, опираясь на философию, противоречащую философии Криса, и проблема именно в несостыковке. Легион в Mass Effect 3 весьма хорош, когда забываешь о его арке из второй части.
У каждой проблемы Легиона есть простое решение. Его позднее появление в Mass Effect 2 можно исправить парой кликов в редакторе сохранений. И, если закрыть глаза на сценарные огрехи Mass Effect 3, постановочное исполнение сюжетной ветки кварианцев и гетов феноменально, и поэтому эта история так хорошо воспринимается и запоминается. Её недостатки правда легко пофиксить.
Кульминация сюжета на Раннохе концептуально потрясающая. Шепард героически выходит на битву один на один со Жнецом, держа в руках лазер, направляющий огонь всего кварианского флота. Идеальное воплощение идеи всей трилогии: Шепард вступает в бой лицом к лицу со Жнецами, но он не способен победить в одиночку — для этого нужны союзники, которых Шепард будет направлять, ведь именно действуя сообща, можно одержать победу над грандиозным противником.
А достижение мира между гетами и кварианцами зависит от действий игрока в прошлом, в том числе в предыдущей игре: миссии на лояльность Тали и Легиона, мирное разрешение их спора на Нормандии, спасение Заал’Кориса — всё имеет значение в этот момент. Если вы приложили достаточно усилий, то мир возможен. Потрясающе, как такие действия могут сыграть в решающий момент. И великолепно поставлено само заключение мира — путём сдерживания огня кварианского флота. Так геты поймут, что создатели сейчас настроены мирно. Это напрямую перекликается с диалогом Легиона и Заал’Кориса в Mass Effect 2.
Заал’Корис: Ваши люди будут открыты к миру?
Легион: Не без дополнительных условий, предполагающих, что сосущестование возможно или желаемо создателями. Когда создатели верили, что победа возможна, они атаковали нас в 100% случаев.
Ужасно, что настолько продуманный сюжет рушится из-за очень тупой развязки. Загрузка кода Жнецов, чтобы каждый гет стал настоящим искусственным интеллектом — отвратительное завершение этой истории! Выходит, будто геты и кварианцы сосуществовать мирно неспособны, ведь для этого гетам нужно полностью измениться в масштабах концепта всей своей расы. Всё сводится к Легиону, который должен загрузить код Жнецов, который ранее геты отвергли, чтобы достичь индивидуальности, которой геты никогда не желали, и задать не тот вопрос, который геты задавали создателям с самого начала. Если вы правда вовлеклись в эту драму — в конце концов, вы обречены увидеть странные ретконы вместо мощных отсылок на историю и мотивацию персонажей.
Как же починить этот беспредел? Убрать бредовый полностью развитый ИИ, который сделает гетов разумными, а вместо загрузки кода Жнецов — напротив, пусть Легион удалит его. Смотрите, что получается: Жнец погибает, а в гетах есть его код, и они были под его управлением, поэтому они массово отключаются, и чтобы их включить обратно, нужно удалить из них код Жнецов и, таким логичным образом, откатить их до пред-Жнецовских настроек (между прочим, даже Легион говорил, что геты умеют удалять загруженные программы из своего софта). Пусть кварианцы достигают мира с теми гетами, с которыми они и начали войну, это не то же самое, что мириться с «полностью разумными» гетами с кодом Жнецов внутри.
Тогда и смерть Легиона обретёт смысл. У него в программе всё ещё есть код Жнецов, он сам об этом говорит. Вполне адекватным сюжетным ходом будет невозможность очистить код Жнецов из самого Легиона, поскольку Жнецы использовали его для трансляции своего сигнала, и у него нет чистого бэкапа. Пусть Легион станет угрозой из-за кода Жнецов, запрятанного в нём. Если эта платформа не отключится, то велика вероятность, что она сможет снова транслировать сигнал Жнецов гетам. Пусть он пожертвует собой, чтобы устранить эту угрозу.
Не такие большие изменения, правда? Но как они всё меняют! А так, я бы предпочёл, чтобы ветка кварианцев и гетов вовсе не разрешалась, лишь бы не наблюдать, как целая синтетическая раса изменяет своим же принципам. Совсем необязательно было разбивать цели и мотивацию Легиона и гетов.
Хотя, смотря на то, как от части к части меняются некоторые персонажи у BioWare… Легион справился лучше, чем бедняга Андерс.
Лучшие комментарии
На сегодня главная проблема состоит уже в том, что имея современное представление об ИИ и его потенциальных опасностях, о том, что наличие сознания у робота вообще десятый вопрос, синтетики и их проблемы в ME выглядят как детский сад.
Забавно, что не считая замену текстур, единственным модом на МЭ2 у меня — был мод на Легиона в команде сразу после пролога.
Тали — Шепард, позади тебя гет *выстрелы*
Шепард — Спокойно, это свой гет.
Миссия Джек, в лабе цербера
Вся команда — Что, здесь держали и эксперементировали над детьми?
Легион — эта архитектура неэффективна под задачу.
прошу не забывать, что это перевод, но всё-таки попробую выступить адвокатом автора
Не вижу, как хайвмайнд гетов является их слабостью. «Мегаструктура гетов», которая была разрушена кварианцами (что само по себе удивительно, учитывая очевидную несопоставимость мощи Мигрирующего флота и флота гетов в пользу последнего, и заставляет задаваться вопросом, как это геты вообще пропустили флот создателей в свою систему), мне кажется скорее предлогом, почему геты решили закоопиться со Жнецами. Ну ведь существовали они ранее и без этой мегаструктуры, и были вполне себе огромной силой, с которой считались все.
Если 5% гетов — еретики, даже отколовшиеся от основной базы гетов — навели ужас на всю галактику, то как кварианцы численностью всего в 17 миллионов могли представлять угрозу всем остальным? Учитывая, что это синтетическая раса, где рождение нового солдата происходит в считанные минуты, даже за полгода между второй и третьей игрой геты могли произвести армию, превосходящую армию еретиков в несколько раз. В МЕ3 имело место явное приуменьшение истинной силы гетов, даже учитывая брэнд-нью оружие кварианцев (о котором говорится только в кодексе и которое совсем не показано в игре).
То есть, я согласен, что кооперация со Жнецами была необходимой, учитывая контекст. Сейчас я ставлю под сомнение сам контекст. Не верю я, что кварианцы могли быстро и без значимых потерь противостоять гетам в наступательной войне. Геты, учитывая количественное превосходство, могли успешно закидать кварианцев шапками. А если кварианское оружие настолько мощное, то почему они его не используют против Жнецов?
Насчёт геноцида: а геты вообще имели понятие о том, что такое война и что такое геноцид? Геты были молодой, едва осознавшей себя расой, как утверждает Легион, они и отпустили остатки кварианцев, потому что не понимали как действовать дальше. Они учиняли такие расправы не потому что воспринимали это войной за выживание, а потому что видели в каждом кварианце врага. Это как раз и делает их не «невинными жертвами», а машинами убийств. Защищая себя в первобытном смысле (то есть так, как воспринимали это только что появившиеся геты), ты будешь атаковать того, кто представляет для тебя прямо сейчас угрозу. Явно не 99% кварианского общества представляли угрозу гетам.
вообще в некоторых вещах и я с автором не согласен, но это минорные разногласия, суть-то видео в том, что МЕ3 не понимает многих положений, заложенных в прошлых частях, и в лорных моментах очень упирает на «всё так и было, честно-честно», чтобы оправдать сюжетные повороты, и логика из-за этого страдает
Интересно, что у напарников, доступ к которым открывается только во второй половине, есть диалоги под стартовые миссии. И это не какие-то обрывки в глубине файлов, а полностью готовая и рабочая часть игры. Значит и распределение последовательности получения напарников было сделано чуть ли не в последний момент.
О, видно тоже это кого-то покорежило.
Отчетливо помню, как в МЕ2 интересный было лор у гетов и Легиона, и то что только оказывается еретики пошли за Жнецами, и что геты вообще хотят сами отдельно развиваться. Мне почему это очень понравилось, потому что раса, хотела развиваться сама, не выбрать уже существующий пусть, а сделать что-то свое, уникальное. И геты довольно сильные.
И тут МЕ3 все геты тусят со Жнецами. Facepalm просто огромный был.
Они как раз пошли получается про проторенной дорожке.
Когда играю в МЕ3 мне, удавалась всегда разруливать конфликт и выживали и геты и кварианцы.
Но то что Легион умирал, это прям жесть обидно было. Сильнее было только обиднее за Мордина
У меня слёзы на глазах, мас эфеект кто-то еще помнит, я 1-2-3 часть проходил до дыр, та даже порно с ними смотрел(чего греха таить я взрослый мужчина не стесняющийся своих увлечениях) а тут натыкаюсь на такой душевный блог для задротов. Как же я люблю интернет!
По моему тут никакое не ватсонианство, а логичная жизненная необходимость. Кварианцы создали гетов коллективным разумом и геты, как вы сами и пишите, гордились именно обратным от индивидуальности.
Но война — это война. Именно на войне враг, противник ищет твою слабость, а, если не может найти, превращает какое-либо из твоих неотделимых, фундаментальных свойств в твою слабость и оружие против тебя. И тут коллективный разум становится именно что фундаментальной уязвимостью гетов! Потому что там не единение автономных индивидуальностей, а структура, которая превращает множество бессильных программ в нечто способное к выживанию.
И неважно как там геты ценили свою коллективность. Жизнь, естественный отбор просто выставил им ультиматум и им пришлось выбирать — продолжение существование в индивидуальной форме или конец. Жить захочешь, ещё не так раскорячишься.
Ну вообще-то получится. После определённых событий в реальной истории тема геноцида — это табу и высшее зло, какое может быть на свете, но так вообще борьба за выживание — вещь ультимативная. По сути ведь, уничтожение малой части врага логично, когда враг получил отпор и согласился уйти, отступить, пойти на некие условия и так далее. Там были переговоры? Не помню. Поэтому вероятно либо вы, либо мы =\
Поэтому удивительно, что они отпустили те самые 1.7 миллиарды. В рамках ультимативной борьбы за выживание такой жест доброй воли — это часовая мина, нож в спину и предательство самого себя.
Не бессмыслица. Ещё раз, идёт борьба за выживание не идейных групп, не пары этносов и даже не пары органических рас, а разума на концептуально разной основе. Когда в том же «Терминаторе» нам предлагают замириться с Т800 — дядей Бобом и с той же Кокоро из аниме, посыл направлен не на ИИ, которого ещё не существует. Нас учат примириться с другими людьми, потому что конфликты — это плохо.
Но это всё лирика, а, если представить такое дело в реальности, сантиментов не будет. Поэтому геты шли на всё и кварианцы убивали своих, потому что для логики выживания кварианцев защитники гетов были врагами, так как они предали своих. Вопросы?
А смысл? Нам показали с чего начинался конфликт, по каким причинам случилось так, а не иначе. Записи гетов — это отрезок до точки невозврата, до красной черты, бойня, где геты творили геноцид — отрезок после принятия решения гетами. И суть этого отрезка нам и так известна и понятна.
Остальное позже, много букв, мало времени. По основной сути, конечно, жаль.(
Спасибо за статью! Весьма познавательно и в то же время грустненько за слитый и переписанный потенциал.
Чёт про вырезание кварианцев при защите гетами выглядит притянуто за уши.
Типа алло там взбунтовались пчелики которые большую часть черновой работы делали. И современный мегаполис то вымрет/вымерзнет за пару месяцев. Большая часть кварианцев кмк тупо померла от голода. Все это чистейшее имхо офк.
Это и есть борьба за выживание.
Делает, но есть нюанс. У каждого свои интересы. Поэтому геты невинные жертвы для самих себя и тех, кого как минимум не так уж и трогают квары. Соответственно, те же геты машины убийства для самих кваров и тех, кто сочувствует им. В конце концов, они органики, а, значит, работает правило подобия.
Проблема в том, что авторы изначальной арки явно хотели привнести в канон научную фантастику, когда МЕ — это блокбастер в жанре космооперы, где важнее красивый посыл. Именно тут инаковость из настоящей научно-фантастической литературы должна уйти, чтобы уступить место инаковости политической. Поэтому всё упрощается. Поэтому весь МЕ3 — это сказ о том, как все дружно встали плечом к плечу, чтобы забыть все обиды и принять друг друга ради не только победы, но и дальнейшего толерантного существования.
И именно тут проще ввести тот самый переход от коллективного разума к индивидуальному.
Толково) Если будет ещё что по теме Mass Effect — почитаю с удовольствием)
А вот и нет :) Геты известны как раз наоборот своим пофигизмом в бою, они совершенно не беспокоятся за своё тело, потому что их много, у них хайвмайнд и куча бэкапов, поэтому при разрушении мобильной платформы ничего кроме этой платформы не теряется, весь опыт и информация сохраняется. Типа, разумеется, они будут использовать укрытия и использовать стратегию, когда требуется, но когда эффективно будет просто закидать трупами, не считаясь с потерями, геты спокойно это сделают, потеряв лишь платформы, которые легко восстановят после победы. В этом тоже состоит уникальность гетов как расы.
Наверное, автор подразумевает, что код Жнецов действует как что-то, что подчиняет программу воле Жнецов, прямо или косвенно. В игре, однако, код Жнецов просто даёт гетам индивидуальность. Странно, ведь технология Жнецов так или иначе строится на подчинении врагов, чтобы они сражались на их стороне. Не помню, чтобы игра углублялась в этот момент. Я больше на стороне автора, но поскольку сама игра не говорит ничего насчёт того, что геты подчинили свою волю Жнецам из-за этого, не могу спорить и с твоим высказыванием. Да что уж там, я сам об этом думал, когда смотрел ролик автора, подсознание подсказывало, что какое-то противоречие в этом есть.
Помним же, что всё это действо разворачивается на фоне ещё более масштабной войны со Жнецами. Жнецы и дают этот импульс, позволяющий закончить войну и примириться ради борьбы с большим злом. Кварианцы изначально раса мирная, ещё и пришпоренная к миру действиями Совета и Шепарда лично — Совет выгнал их посольство с Цитадели из-за войны с гетами, а Шепард показал, что они могут мирно сосуществовать, плюс они уже сами приняли гетов как отдельную расу — не осталось причин с ними воевать после заключения мира и поселения обратно на Раннохе. У гетов же, как у расы синтетиков, нет сантиментов и обид, и они будут сотрудничать с создателями, если те на них не будут огрызаться.
Если мы воспринимаем гетов как расу скайнета, которые только и ждут чтобы убить всех человеков, а про всех органиков и конкретно кварианцев думаем зеркально — то да, геты таким образом делают себе отличный задел на будущую войну с органиками. Но если мыслить мирными категориями — которыми мыслит и игра — то геты просто становятся настоящими мальчиками с индивидуальностью для каждой платформы, то есть ещё одной типичной робо-расой. Это убивает всю их уникальность как научно-фантастического концепта, и на это давит автор.
Разработчики наверняка ввели оружие массового гетского поражения в кодекс, чтобы оправдать их переход к индивидуализму. Оно решается невведением этого оружия в лор. Хотя без этого не было бы битвы за Раннох, потому что кварианцы просто до него бы не долетели… it's more complicated. Всё можно было бы провернуть куда изящнее, но разрабы просто сделали кварианцев тупыми, заставили их в разгар войны со Жнецами напасть на гетов, потом подсветили это, типа «во они чудаки, теперь решай за них их проблемы». Опять же, высшая суть видео — как МЕ3 отрицает МЕ2 и МЕ1. Кварианцы, вроде будучи разумной расой, решили вот так взять и атаковать гетов, пока галактику дербанят Жнецы. Наверное, они забыли, что один Жнец три года назад подчинил себе часть гетов, усилил их и разворошил Млечный путь, да так, что только Шепард смог его остановить, объединив силы и умы Цитадели. Сейчас же Жнецы не подчинят гетов, и мы спокойно их одолеем нашим супероружием, так ведь?..
Ну и я не понимаю этого скептицизма к гетам. Почему вдруг органики должны хотеть их уничтожить? Ведь кооперация с гетами даст гораздо больше. Они и отличная армия, и дешёвая мощнейшая рабочая сила, и гигантская производственная мощность, и ещё и толкают технологический прогресс (вон, построили телескоп, в который видно Андромеду почти в реальном времени). Зачем их уничтожать, если они будут мирно настроены?
не отвечал на твои высказывания, с которыми сам согласен, позиция автора видео не идеально выверена, и ты во многом тоже выдвигаешь разумные тейки. я бы сам поспорил, например, с потенциалом разрешения сюжетной ветки, но не с теми позициями, на которые упираешь ты.
А я не про тело, которое по сути явления внешней мобильной платформой. Я про сервера. С мобильной платформой приблизительно такая же логика, как с персонажем видеоигр. Ну погиб персонаж и что? Наше тело в безопасности. А вот физическая опасность для тебя — это уже другое.
Как вариант, без физического и информационного давления Жнецов код можно проанализировать в условной «песочнице» и выделить из него фрагменты контроля, оставив только алгоритм конвертации коллективного разума в индивидуальный.
Будь хоть трижды мирная раса, но, если некто убил миллиарды твоих соотечественников и лично твоих родных, ты и твоя семья будут помнить об этом поколениями. А мир будет через сжатые зубы.
А причём тут сантименты? Почему всё сводится к сантиментам, а не констатации факта опасности?
Вопрос не в больших, круглых глазах от страха. Даже Катализатор в своей довольно примитивной речи о причинах войны говорит о физической разнице синтетиков и органиков.
А вот теперь вспомним как историю человечества, так и естественный отбор по версии палеонтологов. Что такое природы? Гармоничное взаимосуществование? Нет. Вечная борьба всех со всеми. Любой отличный от нас вызывает тревогу, опасность, страх.
Разница внутри социального множества рождает белых ворон, которые либо смогут утвердить себя, либо их сломают об колено. Разница внешняя вызывает как минимум подозрения. В случае синтетиков и органиков разница фундаментальная, а, значит, страх и жажда убрать вот этих иных будет всегда.
Тем не менее. И численность, а также эффективность гетов тут не причём. Недавно я читал Лавкрафта, в том числе «Хребты безумия». Как автор он мне совершенно не зашёл, но… В «Хребтах безумия» описана война Старцев с Шогготами. Шогготы — аморфная органическая масса, способная принимать любую форму. Сначала они были служебной формой жизни, рабами от рождения, а потом использовали универсальность форм, как оружие бунта.
Старцы ответили в том числе оружием, которое оказывало действие на биологию Шогготов в результате чего принявший любую форму Шоггот превращался обратно в аморфную массу, терял способность контролировать своё тело.
Вот такое же действие оказывало оружие кваров. Есть коллективный разум, сила которого во-первых, в численности, во-вторых, в структуре. От действия оружия кваров структуры гетов распадались на хаотичное множество бессильных программ. И тут уже пофиг какой там у гетов флот, весь флот станет бессмысленным и бесполезным.
Да нет, разумная ликвидация возможного союзника врага накануне войны. Просто Шепард полетел по галактике для переговоров со всеми, а квары мыслили логикой обеспечения безопасности.
Вопрос не в скептицизме к гетам. Я гетов уважаю. Я ненавижу тех кваров, которые развивали систему, но не удосужились вовремя, именно вовремя понять к чему дело идёт и что происходит.
Но оно не отменяет фундаментального. Каждый сражается сам за себя, каждый народ, вид, община и человек. Мы объдиняемся по сути не ради прекрасных идей, а в силу опасности. И как показывает время, когда нам выпадает процветание, пик развития мы используем для того, чтоб всё растащить по норам. Поэтому мир — это прекрасно, но всегда надо быть готовым к тому, что вон тот, другой, решит всё сам по себе и за себя. Потому что у всех свои интересы и они превыше всего.
Ну не совсем. В попытке понять иное не надо всегда думать о совершенно ином.
Развлечений у гетов быть не может, а вот тренировки, тесты алгоритмов будут. Они даже есть в каноне, Легион тренировался убивать органиков в симуляторе.
Субъективное восприятие — это не обязательно эмоции, а просто логика, основанная хотя бы на сколь-нибудь уникальном опыте. Единый коллективный разум на такое не способен, но, если коллективный разум сможет отделять некую часть себя в том числе для поиска новых ресурсов и информации, такая отделившаяся часть сможет приобрести субъективность.
Страха смерти, как эмоционального чувства не будет, но всё равно будет стремление к защите физической платформы.
И это объяснимо, так как на дворе война, галактическая. Вон началась СВО и как минимум первое время хаос, много кто схватился за голову и побежали в разные стороны. Была ВОВ, была «Вставай, страна огромная» и там тем более хаос. Грянул гром и ты уже не знаешь кого где искать, потому что всех раскидало.
Что ж вы так дружбой раскидываетесь… Оп-па и сразу друг. Там из всех персонажей друзьями можно назвать разве что Гаррус с Рексом и, может быть, Джокера, потому что много времени с ними взаимодействуем и много раз зависели.
Потому что они хотят самостоятельно загрузить код Жнецов, чтобы использовать его по собственному решению, а не потому что Жнецы или кто-либо им велел в принудительном порядке.
ВнезапнА! Хотя сам автор блога уже сказал почему.
Скорее больший опыт. Всё-таки Легион столкнулся с Шепардом через хорошее такое время вольных странствий по пространству Цитадели. Легион бывал там, Легион бывал сям, что-то видел, делал какие-то выводы, развивался. А какой путь прошла альтернатива? Не помню уже канон.
К тому же, не факт ещё, что альтернатива обладает теми же аппаратными и программными мощностями. Иначе говоря, ВИ гетов может быть и не способна на сложные выводы =\
Маркетинг ¯\_(ツ)_/¯
Только надо понимать, что за каждой из сторон по сути геноцид другой, поэтому реплики Тали о том, что геты стали такие мирные, во всём помогают и, наверное, скоро будет всё ОК — это такая дичь… В смысле, геты, исходя из своего менталитета и образа действий, действительно могут так себя вести, но… Большие войны не могут заканчиваться внезапно и сразу, как будто ничего не было.
А я бы сказал, логичное и вынужденное завершение. Потому что оно органично большой войне на выживание, когда ты (ещё раз) вынужден принимать серьёзные, фундаментальные решения, которые изменят многое и в том числе твою суть. Пусть даже за последнее ты и боролся. Но на кону вопрос, что тебе дорожке — твоё свойство или ты сам как таковой? Лучше измениться и воспринимать мир иначе или сгинуть?
В ином случае можно голосовать за сохранения своей самости, своих свойств, своего восприятия мира. И именно этот момент, кстати, толкает меня на красную концовку от синей и зелёной, особенно от зелёной. Мои органики остаются такими, какие они есть. Но конкретно геты, осознав возможности нового оружия кварианцев, направленного как раз на свойство коллективного разума, могут решить иначе.
Да причём тут это? Геты по сути уходят из-под удара. Я даже скажу, что Mass Effect 3 даёт возможность спасти галактику, заложив под неё две мины замедленного действия.
Кроганы могут излечиться от генофага, чтобы потом размножиться и нанести новый удар. Ничего личного, только выживание, естественный отбор. Геты, которых фактически прижали к стенке, потому что кварианцы нашли ультимативное оружие, могут уйти из-под удара! Каждая платформа может стать автономной и неуязвимой для нового оружия кваров. По сути, геты уходят из-под удара крайне эффективного оружия массового поражения, разработанного исключительно по их душу. По моему, оно того стоит?
И останется под домокловым мечом нового оружия кваров? Если о действии красной концовки узнали бы заранее, гипотетически можно было что-нибудь придумать, чтоб геты выжили, так как мы союз заключили. Тут, кстати, вообще можно новую побочную сюжетную ветку сделать. И тот же Совет, после победы над Жнецами, может решить, что дальнейшее выживание/существование гетов слишком опасно и чревато.
В конце концов, политика всегда была жестока, безжалостно, цинична и лицемерна. Поэтому я знал случаи, когда игроки ненавидели гетов, но сознательно заключали союз с ними, чтобы эффективно пустить в расход в финале. И Совет мог бы рассуждать примерно также. Послужите нам в последний раз, а потом умножим вас на ноль.
Поэтому СПЕКТРы, в числе которых, как мы знаем, далеко не только Шепард, инициируют негласный договор с кварами, смастерят какой-нибудь инцидент и скандал, чтобы настроить расы Цитадели против гетов и всё. Геты будут уничтожены, так как в форме коллективного разума они НЕ могут сопротивляться тому, что квары придумали.
А после загрузки кода расам Цитадели останется только воевать с гетами привычным способом, потому что каждый из них будет полноценный солдат, офицер и так далее.
Легиону и впрямь преступно мало времени отвели, но есть одна маленькая гениальная деталь, которая сразу делает его интересным и помогает начать воспринимать его, как личность. Это кусок брони N7. И если ты будешь настаивать и выяснять, почему именно этот кусок, он явно смущенно ответит «No data availible». Восхитительный момент.
Да как сказать… Вот, например, старушка-мать недавно удивилась, когда она нечаянно активировала Алису на телефоне и параллельно ругнулась, а Алиса сказала «вот это обидно было».
Ясно дело, что то была запрограммированная, заранее озвученная фраза, но… Алисы, Маруси, голосовой помощник Google — сетевые структуры, способные на подобие осмысленного диалога ради реализации полезных действий.
Когда и какие действия только для себя предпримет конкретная облачная структура и как этот весь процесс пойдёт? Как быстро? В какую сторону? Как быстро компетентные специалисты поймут суть дела? Чего нам это будет стоить?