8 мая 2023 8.05.23 52 3853

Как плохая концовка портит отличную историю

+51

Не так давно на StopGame.ru появилась отличная фича — пользовательские отзывы. Это ещё один шаг к превращению сайта в видеоигровой аналог letterbox или myshows. Теперь любой пользователь портала волен составлять свою библиотеку игр, задавать им статус — пройдена ли, заброшена или в желаемом, — а также комментировать: за что тот или иной проект заслужил от посетителя свою оценку (если она есть).

Без преувеличения — это великое наследие великого Кунгура. Таким он видел настоящее и будущее StopGame как сайта.

Всё было прекрасно, пока в один момент пользователь под ником BestPhilipEver не покусился на мою прелесть: на Mass Effect. Честно признаюсь, я пользователь под дурацким ником vkontaktesider, и я алкоголик фанат серии. Как, впрочем, и BestPhilipEver, судя по его профилю.

Казалось бы, нам бы подружиться, обняться и вместе пойти Жнецов месить в мультиплеере третей части, но… BestPhilipEver своим отзывом задел за живое и заставил в миллионный раз прогонять в голове все события трилогии.

При том отзыв его не сказать, чтоб мастерски насписан или хотя бы пытался задать какой-то философский вопрос. Вовсе нет. Его изречение, по правде говоря, абсолютно бессмысленный. А внимание к нему привлёк наверно самый пустой заголовок в галактике, которым, в целом, можно было и обойтись.

Он пишет:

Финал саги; три бублика в конце

Достойное продолжение трилогии, если мы не берём в расчёт концовку.

Сюжет двигается к эпичному финалу, ставки высоки как никогда. Шепарду предстоит объединить все разумные расы галактики и дать отпор могущественному врагу. Мы наконец-то узнаем, кто создал Жнецов и проведём незабываемый вечер в компании всех своих друзей, дабы набраться сил перед решающей битвой…

BestPhilipEver

А под спойлер добавляет:

… которая оказалось максимально пососная. Финал многих разочаровал. Три разноцветных бублика ждут вас в конце: объединение, подчинение и уничтожение. Был бесплатный патч, который добавляет один дополнительный вариант к финалу, но что с того? Четвёртый бублик. Очень жаль.

BestPhilipEver

Почему «бессмысленный» то? Да потому что автор ограничился простым копипастом описания с оборота диска и в конце добавил пару слов о концовке. Банальных до зубного скрежета. Всё бы ничего, но автор ещё и обманул ожидания, ведь в каждом отзыве (а он написал отзыв, кажется, на все игры Mass Effect и DLC к ним), он добавляет:

[на пыльной полке] — специальная рубрика, в которой я буду писать об играх, которые покупал себе в детстве (максимально эмоционально и субъективно).

Всё ещё BestPhilipEver

Собственно… А где эмоции? В чём субъективность? То, что финал трилогии никому не понравился — это самый объективный факт на Цитадели. Алло!

Но парадокс в том, что повторение этой вселенской истины и заставило меня задуматься.

Правда ли финал так плох? Готов ли я судить обо всей игре или даже трилогии только по последнему часу? И вы знаете, наверное, нет. Да и было бы интересно посмотреть на того человека, кто и вправду готов.

Ведь отзыв мистера BestPhilipEver плох не столько тем, что в нём написано, сколько тем, что не. В смысле, очевидно же, что автор нагло игнорирует объективные достоинства Mass Effect 3. И они не в том, что «сюжет двигается к эпичному финалу, а „ставки высоки как никогда“. Они в десятках мелочей, часах кат-сцен, сотне механик… в общем, отзыв вообще ни о чём и существует ради выпячивания единственного упомянутого недостатка. От заголовка, до почти половины скудного текста, очевидно Филипп говорит одно и то же: концовка плохая.

И даже соглашаясь с этим утверждением, я готов поставить его под сомнение. Потому что искренне считаю, что Mass Effect 3 — великая игра, достоинства которой нельзя перечеркнуть даже отстойной концовкой.

 

Было и такое

Начнём с того, что без преувеличения ВСЯ игра, от первого, до последнего кадра, и была тем финалом, который фанаты так ожидали. Сюжеты, взявшие начало ещё в оригинальной Mass Effect, находят здесь свой конец. Конфликт кварианцев и гетов. Судьба Кроганов. Природа азари. Место и роль человечества в галактической истории. Мы посещаем родные миры упомянутых рас нынешнего цикла, узнаём больше об их истории и культурах. А что важнее всего, мы самостоятельно принимаем решения, чем закончится эти сюжеты.

Достаточно ли мы близки с Тали, чтобы спасти её от трагического самоубийства? Ценнее ли нам орда машин, не знающих боли и страха перед лицом устрашающих Жнецов, чем кучка болезных скитальцев? Наконец, хватит ли нам упорства, чтобы противостоять разжигателям розни между двумя видами и найти компромис?

Ну ты и сволочь, если видел этот момент не только в трейлере
Ну ты и сволочь, если видел этот момент не только в трейлере

Тут же и кроганы. Все знают, как опасны эти воинственные существа для всей чёртовой галактики. Но… на наши плечи возлагают их судьбу. Дать ли им шанс оставить в прошлом воинственность и вечную борьбу за выживание из-за истребляющей расу хвори? Или оставить всё как есть в страхе, что после войны со Жнецами, сильнейшие воины галактики возьмутся за старое и подчинят себе ослабленное сообщество рас Цитадели? А может… обмануть их, переманить на свою сторону, но не дать панацеи, которая может обеспечить виду процветание?

Но, конечно, на всё это нам было бы плевать, не будь у нас связи с этими сюжетами через персонажей. Молодая кочевница Тали, блестящий инженер и находчивый техник в бою, может часами рассказывать о бедах всех кварианцев. На них можно, в целом, наплевать, — сами создали восставших роботов, и сами в своих проблемах виноваты. Но её личными переживаниями может не проникнуться только законченный, безэмпатичный психопат. И если ты, игрок, собираешься пожертвовать её видом, чтобы заручиться поддержкой гетов, ты лично предашь верного друга. А может даже любовницу.

Или же кроганы. Если ещё в первой части вам, игроку, хватило героизма и убеждения успокоить Рекса, добиться доверия между вами, то став в предводителем кроганов, он заверит вас, что излечив свой народ, направит его на созидание, а не разрушение. И напротив: после смерти Рекса-компаньона в первой части, его место в истории займёт лидер самого воинственного клана. А его мотивы и намерения только дураку не очевидны. Довериться ему может только беспечный дурак, закладывающий основу новой войне в будущем… если оно будет.

То есть, от выборов, сделанных ещё в оригинальной игре, от ваших отношений с боевыми соратниками, может поменяться вся перспектива в финале трилогии — в Mass Effect 3.

Это ли не абсолютное величие видеоигр как интерактивного медиа?

Нельзя проигнорировать и другие факты. Например, в Mass Effect 3 самая отточенная и слаженная боевая система. Множество навыков, изобилие разных типов врагов, требующих особого подхода — всё это уже не позволит пробежать локации Рэмбо-стайл, напрочь позабыв о паре болванов, плетущихся за Шепардом. Даже на среднем уровне сложности, ME3 требует использования их умений и талантов, в противном случае наказывая геймовером. Оружие, звуки, ближний бой — всё на таком запредельно качественном уровне, что при первом прохождении я буквально подпрыгивал со стула с криком «Верю!». Особенно вспоминая неказистую, если не сказать совершенно безобразную боевую систему первой части.

А постановка! Неожиданность встречи с моей главной видеоигровой любовью, доктором Лиарой Т’Сони на Марсе, вызывает мурашки каждый раз, показывая какой невероятный путь развития личности проделала моя милая за всю трилогию.

Если первая часть презентовала Лиару как неопытную молодую учёную, то в третьей части, она прошедшая огонь и воду, совершенно уверенная в себе и своих силах машина смерти. Попав в беду, она больше не позволит загнать себя в стазисное поле, в котором смиренно останется дожидаться кончины. Теперь она сама станет последней, кого увидит любой её недруг. Только рядом с Шепардом её приобретённая внешняя строгость и жёсткость характера опадают, как осенние листья. Её беззаветная любовь к нему, к ней — кому как, в общем, — всю трилогию вела её к тому, кем она стала. Вынуждала идти против семьи, сотрудничать с Цербером, и… Всегда быть рядом. Можно ли не ответить на такую преданность?

А как же переворот на Цитадели? Подводящий жирную черту под первым актом игры, этот эпизод заканчивает историю Тейна Криоса, с которым во второй части мы часами обсуждали философские вопросы бытия на кухне Нормандии. Его арка искупления заканчивается здесь. Трагично. Но эффектно.

 

Спойлеры здесь… да и везде в этом блоге.

Здесь же у многих обрывается и история выжившего на Вермайре. Достаточно ли вы были близки, честны и откровенны с одним из своих первых напарников, чтобы он встал на вашу сторону и помешал убийству политической верхушки галактики? В моём случае, да. Достаточно. Но каждый раз страшно, что где-то я недожал, слукавил и сейчас могу потерять близкого друга.

А самопожертвование Мордина? Искупляя свою вину за натуральный геноцид кроганов, доктор идёт к своей заведомой смерти с улыбкой!.. и песней.

А перевоплощение Джек? Лысая бунтарка, желавшая сжечь всю галактику…, но столь преданная идеалам, как зараза передавшимся от Шепарда, стала чертовски хорошим преподавателем. За своих студендов, она натурально разрывает на куски не только чумных оперативников Цербера, но и их мехов разбирает на винтики одним взмахом руки.

Ну и про всю хренову пробежку по Тессии — родному миру азари, — нельзя позабыть. Каждая арена, каждая сцена, каждая секунда пребывания здесь — шедевр экшена на кончиках пальцев. Ведь это финал всего второго акта, ведущий нас к моменту чрезвычайного эмоционального опустошения и, признаем, довольно невпечатляющего открытия о самих азари. По крайней мере то, что показано здесь, хоть очевидно и пытается повторить момент со Стражем на Айлосе из оригинала, но и близко не дотягивает ни атмосферой, ни подстановкой, ни силой потрясения от полученной информации. К этому моменту правда проихождения азари уже не переворачивает мировосприятие Mass Effect так, как это сделал чёртов багующий шарик.

 

Знакомьтесь — Чёртов багующий шарик

Десятки… десятки часов незабываемых приключений дарит и трилогия в целом, и последняя игра в частности. Но что мы видим в финале?

Х У Z
Х У Z

Повторюсь: финал откровенно плохой. С самого начала Bioware хотела закончить трилогию некой космической магией. Их планом было создать последнюю сцену такой, чтобы она стала последней загадкой Mass Effect. Такой же необъяснимой и непостежимой, какой казалась сама природа Жнецов в первой части.

И вообще-то, оригинальная концовка, практически ничего не объясняющая, и не разжёвывающая игроку, что именно произошло после выстрела по галактике звездой смерти из Горна, именно такой и была. Она предлагала плохие варианты будущего, но оставляла огромный простор для размышлений. Какие-то решения игрока она однозначно перечёркивала, да, но некоторые из них просто оставались без ответа. Честно говоря, это мне и нравилось.

Как и многие, я был разочарован целью Жнецов. А ещё больше разочарован их природой, о которой стало известно из DLC. Но мне нравилось вот что.

Любой из финалов, хоть контроль, хоть синтез, хоть уничтожение, настолько сильно менял основополагающие правила мироустройства Mass Effect, что при любом из них продолжение должно было бы продумывать эти правила заново.

В любом из финалов, того мира, который меня затянул на более чем сто часов прохождения трилогии, больше не было. Это была уже совсем другая галактика. Без Цитадели. Без ретрансляторов. А главное — без незримой силы рока, контролирующей развитие цивилизаций, их технологий и культур, какой были Жнецы.

И я был рад, что не имел ответа на вопрос: «А как же они справятся дальше?». Это была последняя загадка Mass Effect. Волнующая, интригующая, гнетущая…

Но затем был патч, который разжевал всё по пунктам и куча DLC, отвечающих в том числе и на основополагающий вопрос «откуда вылезли Жнецы». Даже если отбросить абсолютную неровность геймплея в дополнениях, оторванность их сценариев от основного действия и многое-многое другое… С ними остаётся лишь ещё больше вопросов.

Какого чёрта Левиафаны, имеющие невероятные способности по контролю разума низших существ даже не попробовали восстановиться и дать ещё один бой Жнецам? Ведь вполне однозначно проговаривалось, что весь народ одной расы в конце становится всего одним Жнецом. То есть, этих самых Жнецов, после первого же цикла, было не так и много! Какого чёрта эти Левиафаны… А, впрочем, оставим эту тему.

Суть в чём: некоторые вещи лучше оставить без ответа. Этому совету во многом следовали оригинальные финалы. Но вместе с фан-сервис-патчем в ответ на вопли на вопли недовольных «хочу хэппи-энд!», мне дали куда лучший финал, при котором как минимум одна сцена обретает невероятную глубину и смысл. А история заканчивается там, где началась. Тот самый четвёртый бублик, о котором говорил BestPhilipEver.

Ведь если меня всё равно не удовлетворяет ни один из финалов и каждый из них бесповоротно меняет полюбившийся мне мир, то какой вообще смысл что-то выбирать?

Тем более, что ближе к концу Mass Effect 3, к командору Шепарду приходит Лиара, и сообщает, что на случай самого ужасного из возможных исходов она разработала Маяк. Такой же, как тот, что отпечатал на разуме Шепарда предостережение о Жнецах в самом начале трилогии. И мы, в смысле, герой и игрок, можем оставить послание следующему циклу уничтожения.

И если Шепард, как и я, разочарован откровениями Звёздного Мальчика на Цитадели, от бессмысленности всего, что он делал больше ста часов прохождения, Шепард вполне может попытаться убить сраный ВИ. Но тогда Горн так и не выстрелит. Все, кого мы знали, любили и ценили однозначно погибнут. А наш опыт, наши знания и фигура Шепарда помогут одолеть Жнецов в следующем цикле. Кто, как и какими жертвами этого достигнет — это уже неизвестно.

Известно лишь то, что моя галактика всё равно гибнет в любом из финалов. А так хотя бы нагнетание во всей трилогии по поводу Жнецов и их неостановимой мощи не теряет всякий смысл. История возвращается к самому началу. И ей нужны новые герои.

Но хуже всего, что финал и весь эпизод на Земле разрабатывались в самом конце. Ничего не успевающая перед релизом Bioware делала его в спешке и из последних сил. Из-за чего сильно пострадало качество. Играть в это становится резко неприятно. В отличии от Mass Effect 2, в третьей нам не дают командовать своим отрядом. Мы лишь винтик, стремящийся в лучу света, ведущий в небеса.

Но что же, правда ли последний час, последний рывок во имя всего, за что мы боролись действительно так портит восприятие всего пережитого?

Нет.

 

Каждый раз, начиная Mass Effect заново, я знаю, что иду туда не ради спасения Галактики. Я иду туда ради историй, которые дарит именно этот мир. Преследование Сарена. Охота на Бенезию. Сраный Мако. Потом, сбор команды. их личные квесты. Очередные посиделки с Тейном на кухне. В очередной раз радость от встречи с Лиарой. Старые шутки Джокера, стрёмные комментарии СУЗИ. Они всё ещё здесь. В любой момент я могу их пережить снова, и любой из финалов может изменить лишь то, что будет после, но не то, что уже было.

Всё, за что я люблю Mass Effect умещается в сотне часов до финала. И это то путешествие, в которое регулярно хочется отправиться снова.

Когда Стивен Кинг дописал свой magnum opus Тёмная Башня, многие остались недовольны. Все семь книг герои шли к Тёмной Башне, переживая невероятные истории с путешествием между мирами, чтобы убить Алого Короля. Противника всего света и всего хорошего. Однако, в финале, главный герой, Стрелок, хоть и достигает своей цели, но обнаруживает себя ровно в той же пустыне, с которой началась самая первая книга. С небольшими отличиями. История сделала свой виток и теперь ему вновь предстоит пережить… те же приключения? Другие? Похожие? Кто знает! Даже Кинг не может ответить.

Да, Стивен прославился мастером ужасных концовок, но он же много раз повторял простую как мир истину: не так важен финал, как путь, ведущий к нему.

Mass Effect 3, к счатью или нет, как раз из таких произведений. Пусть бы концовка была миллион раз проклята, пусть бы во всём оказались виноваты пришельцы разумные фрикадельки… Да что угодно!.. Но ничто не изменит все эмоции, которые игра вызывает при первом, третьем, сотом прохождении.

Но, боюсь, сколько бы раз не прозвучали хорошие слова в её адрес, какие бы цитаты Кинга кто не приводил, в народе всё будет проще и верной скорее останется анекдот-поговорка про архитектора и овцу. Ну, знаете…

Старый шотландец жалуется близкому другу:

— Я, Джон МакМорран, построил два хороших крепких моста через реку. Вся деревня теперь ходит по этим мостам и радуется. Но никто, никто не называет меня «Джон Строитель Мостов»!

— Я, Джон МакМорран, когда на нашу деревню напали ночью подлые англичане, первым выскочил из дома и убил двенадцать врагов, получив при этом только две царапины. Но никто, никто не называет меня «Джон Храбрый Воин»!

— Я, Джон МакМорран, искусный кузнец. Я сковал столько мечей, что даже наши внуки не будут испытывать в них недостатка. Но никто, никто не называет меня «Джон Кователь Мечей».

— Но стоило мне ОДИН РАЗ трахнуть овцу…

Так и с Mass Effect 3. В ней прекрасное развитие персонажей, завершение всех конфликтов серии, отличный геймплей, но последний час — та самая овца.

PS. Время у нас такое, что без этой сноски никуда. Как обладатель плашки «Автор» на этом ресурсе, я не призываю Вас ни к чему, и этот блог написан ни упрёка ради, ни травли, ни оскорбления.

BestPhilipEver, если ты это читаешь, то знай, что я не хотел тебя задеть и с радостью обсужу Mass Effect здесь в комментариях или на нашем дискорд-сервере. Спасибо, что дал повод в очередной раз поговорить о любимой серии!

Я не призываю Вас не писать отзывы, писать как-то по особому или ещё что-то. Писать что угодно и как угодно — это ваше право, как и моё, — прокомментировать написанное другими. Так работает Интернет! Повзрослейте, блд!


Mass Effect 3

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U
Жанры
Дата выхода
6 марта 2012
5.8K
4.4
4 423 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Но я типо уже привык, что аудиторию в СНГ надо импрувать и импрувать.

Почему вы считаете, что это аудитория в СНГ плохая такая, не понимает задумок авторов и так далее? Разве весь мир, в том числе на западе, пришел к выводу о том, что МЭ3 должен быть с 'плохим' финалом, проводя аналогии со Стивеном Кингом?
Так вот, может уже перестать выделять именно людей из СНГ как какое-то быдло, которое не понимает истинных ценностей видеоигр.

А я бы даже и не сказал, что последний час игры так уж плох.

Когда я впервые проходил ME3, я не мог оторваться. Эпичные сцены боёв в космосе, последние прощания с командой, бои на улицах разрушенного Лондона, нырок в Цитадель. И когда я только прошёл, и выбрал самую хорошую концовку, у меня не было ощущения, что что-то так уж сильно не так. Это затем уже я зашёл в интернет, где все обсирали концовки, и тогда я уже узнал, что они, оказывается, такие вот плохие!

Да и перепроходя серию, я всё ещё не считаю, что они плохие. Да, для меня красная концовка — абсолютно нелогичная, и не понимаю, как люди её вообще выбирают; ведь ну уничтожил Шепард синтетиков, так рано или поздно, спустя тысячелетия, какие-нибудь уцелевшие расы построят новые машины, и всё начнётся снова. Но зелёная — это именно то, к чему Шепард и стремился многие годы — помирить синтетиков и органиков.

И, как ты и написал, в ME3 подходят к концу все крупнейшие арки серии, и странно видеть, как на это мало кто обращает внимание. Геты, кроганы, личные истории союзников и противников и так далее.

И боевая система в игре, действительно, классная. Я помню, как много мы зависали в мультиплеере, ещё даже до выхода игры, который целиком и полностью состоит из боевых стычек.

Единственные две вещи, что мне в ME3 не нравятся — это очевидная недоделанность и результаты работы в спешке и очень уж порезанная диалоговая система. С первым смириться можно, обычно эти косяки вылезают в спокойные моменты, ну и как бы хрен с ними. А вот второе — это причина, по которой сразу после ME2 мне тяжело играть первое время в ME3, и я беру паузу. В ME2 тебе дают возможность выбрать каждый чих, сказанный Шепардом. И есть как обычно вариант Парагона, Ренегата и серый вариант. В ME3 Шепард довольно много времени живёт своей жизнью. Как только запускаешь игру, ты сразу это ощущаешь — особенно в сцене после Марса, в разговоре с Лиарой, где целая катсценах прошла без моего участия, как игрока. Шепард общался сам. Да и ответы теперь сокращены до синего и красного. В общем, мне обычно требуется пауза после второй части, чтобы свыкнуться с диалоговой системой третьей части и самостоятельностью Шепарда.

Чорд, я так обрадовался, что авторы SG начали писать в блогах, но в процессе чуть не утонул. Это же просто сплошная вода. Я понимаю, когда Фен о чём-то рассуждает в его тейке есть развитие рассуждения, какие-то выводы, грамотные сравнения. Но здесь одно да потому: главное — история, а не концовка. И всё это вертится как на колесе обозрения по кругу на протяжении 10к символов.

Однозначно не выкинут. Но очень надеюсь, что злодеев они, всё-таки, придумают новых. Потому что Кетты — это несерьёзно. Отвратный дизайн кеттов, непонятная мотивация… У Жнецов мотивация тоже хромала, но угроза того, что тебя и всё, что ты знаешь просто сметут и уничтожат без всякой причины куда страшнее, чем раса, которая копирует чужие гены для собственного развития.

Да, а комментарии нужны, чтобы пояснить автору за его рассуждения и их качество.

У меня проблемы с последнем часом как раз потому, что их делали в последнюю очередь. Крутой антураж разрушенного Лондона, да. Щемящие прощания с друзьями (особенно с Лиарой!), тоже да. Но геймплейно это просто коридор до верху напичканный самыми сложными врагами, коих пачки. Вспомнить финал второй части и сравнение не в пользу великого завершения трилогии.

Ну а диалоговая система порезана, потому что да, не успевали явно и ставка была уже на отстутствие полутонов. В этом пылающем мире нет места нейтральности. Либо ты, либо тебя. Но понимаю твои проблемы. Тоже всегда было очень грустно наблюдать «лысое» колесо.

Да! Атмосфера — это, пожалуй, весомейший её плюс. Особенно классно в этом плане проработана Цитадель. Сперва ты видишь, как бюрократическая система коллапсирует от наплыва беженцев. Затем ты видишь, как беженцы организовывают алтари погибшим. А под конец там вообще мрак, отчаяние и смерть по всем коридорам. До мурашек.

Может быть, весь смысл был в опыте, который мы пережили по пути?

Конечно, сравню совершенно РАЗНЫЕ игры, но поэтому мне понравился Disco Elysium — неважно, что ты делал по пути, а концовка одна.

И я этому рад.

Вот так и с Mass Effect-ом, все самое важное было когда-то там, до этого, а к концу уставший Шепард просто делает то, что считает должным.

Ваш пост тоже отличный. Особенно вот это описание ощущения от самой игры. (переигрывала сама раз 5 всю трилогию и не надоедает никак)

По моему основная проблема была в качестве исполнения, падающем по мере приближения к концу игры. Тот самый Марадёр Щилдз и его друзья.

А там уже начали искать поводы придраться, и было к чему, начиная со смены парадигмы с экологии на расизм, заканчивая, выражусь немного по марсистки, выставлением конфликта правящей капиталистической верхушки со здравым смыслом за конфликт цивилизаций. Обойдёмся без аналогий, сегодня это вредно, но если хоть чуток подумать, то у космических цивилизаций то неразрешимых конфликтов не существует, вне зависимости шестерёнка в основе организма, хромосомы, кристаллы, а то и во все плазма.

Ну в зелёной концовке появляется новый тип жизни, синтетично-органичный :)

А то, что рано или поздно кто-то снова сделает синтетиков после уничтожения в красной концовке — это практически неизбежно. Через тысячу, миллион, миллиард, триллионы лет, рано или поздно кто-то это сделает. Есть, конечно, практически никащущий шанс, что не сделают, но он слишком мал, а учитывая почти бесконечное время и очень огромное пространство, вероятность того, что синтетиков всё же сделают — почти 100% :D

Да и как можно уничтожить гетов, СУЗИ? Ладно ещё подчинить, в синей концовке, ну допустим. Но уничтожать всех синтетиков?

А в теорию одурманивания лично я не особо верю.

А вот тут поспорю. Через всю трилогию чётко прокладывается идея свободного выбора как главного инструмента успехов Шепарда. Жнецы делают ставку на подчинение и переработку всего живого по своему образу и подобию. Те же Протеане были империей, где главенствтующая раса подчиняла себе все виды и позволяла себе грубо вмешиваться в развитие младших видов. И Левиафаны, которые были задолго до Протеан — тоже были захватнической империей, по примеру которой действуют и Жнецы. Всё так или иначе сводится к тому, что подчинение — простейший путь, по которому развивались все предшествующие циклы. Поэтому и Цитадель была ловушкой — уничтожая центр империи, Жнецы оставляли разрозненные колонии, мира и ячейки без командования, приказов и надежды справиться с врагом.

В нашем же цикле кое-что таки изменилось. Шепард волею сценаристов затыкает рот всем, кто ратует за унификацию и обособленность от остальных. Противостоит тиранам. И да, свобода выбора и индивидуальность в его/нашем цикле приводит как раз таки к тому, что даже малые группы могут действовать без приказов свыше, принимать решения на местах и достигать успехов. А победа в итоге достигается во второй и даже третьей части через использование сильных сторон самых разных представителей цикла, чего, очевидно не было у единообразных империй. Что в самоубийственной миссии с напарниками, что в сборе очков готовности и производстве Горна.

Претензия не в том, что он не накатал лонгрид, а в том, что не выделил ни одного достоинства даже тезисно. Что, в прочем, вполне себе делал в отзывах к прочим играм серии.

Да и смысл текста не в том, как этот отзыв надо было писать, а в том, правильно ли судить игру только по её концовке. Сильно ли та влияет на всё восприятие произведения в целом. Понимаешь разницу? Отзыв Филипа был отправной точкой.

Да, для меня красная концовка — абсолютно нелогичная, и не понимаю, как люди её вообще выбирают; ведь ну уничтожил Шепард синтетиков, так рано или поздно, спустя тысячелетия, какие-нибудь уцелевшие расы построят новые машины, и всё начнётся снова. Но зелёная — это именно то, к чему Шепард и стремился многие годы — помирить синтетиков и органиков.

О, тут с радостью поговорю. Касаемо красной концовки, простой вариант: нам говорят что циклы повторялись, и так будет и в этот раз. Но думаю находились игроки которые возражали — а почему? Вдруг в этот раз всё будет иначе. ИИ не создадут, он будет существовать в каком-нибудь безопасном, обрезанном виде, да мало ли вариантов. Считаю, предыдущий опыт не является достаточным доказательством чтобы отказываться в развитии от ИИ. И сложный вариант: существует теория, что все те видения Шепарда с ребёнком с Земли, могут быть свидетельством влияния Жнецов на Шепарда. И все те слова о том, что повторение циклов неизбежно, и вновь будет конфликт между органиками и синтетиками — это всё попытка Жнецов спастись. И исходя из этого, красная концовка самая логичная — таки образом Шепард всё же спасает органическую жизнь Галактики.

Ну а про зелёный конец всё просто — лично я не понимаю, что значит помирить синтетиков и органиков? Как это всё будет выглядеть? Во что выльется это слияние? В финале показали только что у всех теперь зелёные глаза.

Обидно было, что когда Катализатор затирает свою историю, Шепард, которые как бы достиг мира между органиками и синтетиками на примере гетов и кварианцев не может этому пацану сказать: «Я как бы уже помирил всех, лол, что ты мне тут рассказываешь»

И правильно не веришь. Как бы складно не пели фанаты на ютубе, её миллион раз опровергли.

Даже на среднем уровне сложности, ME3 требует использования их умений и талантов, в противном случае наказывая геймовером.

Неправдивая неправда. Использование сопартийцев требуется лишь на харде, и то это всегда снятие щита технарём и спам биотическим взрывом двумя адептами по кд ¯\_(ツ)_/¯

Но что же, правда ли последний час, последний рывок во имя всего, за что мы боролись действительно так портит восприятие всего пережитого?

Да. Личный шок от увиденного «финала» с эмоцией «Это что сейчас было? Это, типа, всё?!» слабее с годами не становится. Это хорошо, что весь торт был вкусный, но это слабое утешение, когда последний кусок оказался нифига не из шоколада...

Концовка — говно. Теория индоктринации — личный канон =3

Ну в зелёной концовке появляется новый тип жизни, синтетично-органичный :)

Вот, а что это значит, я не понимаю. Всем с рождения будут вживлять чипы в мозг? Органические клетки будут с микросхемами? Вместо нервов у органиков будут медная проводка? Никакого чёткого ответа не дают

По красной концовке ты сам написал самое главное — «почти». По сравнению с другими непонятными концовками, наличие хоть какого-то, пусть самого мизерного шанса, выглядит как единственный вариант)

Да и как можно уничтожить гетов, СУЗИ?

Наполовину соглашусь) Только уничтожение СУЗИ для меня выглядело неправильно в красной концовке. Несмотря на знакомство с историей гетов, мне на них было в принципе всё также всё равно, не смогли они меня зацепить)

А в теорию одурманивания лично я не особо верю.

Конечно, это всё вкусовщина, но как по мне — именно такой, общий и неожиданный ход как раз то, что Жнецы могли провернуть, чтобы продолжить выполнять свои циклы.

Читай также