17 апреля 2023 17.04.23 7 1958

Как игры оказывают влияние на жизнь и развитие человека

+14

Предисловие

С момента появления видеоигр быт человека начал приобретать новое значение, а в процессе развития игровой индустрии и вовсе жизнь начала кардинально меняться. Для кого-то игры стали «хлебом», для кого-то средством снятия стресса, а для некоторых и вовсе «спутником» по жизни. В данном блоге я бы хотел отразить собственное мнение о том, как игры могут изменить не только личность человека, но и его отношение к жизни и обществу в целом. А также, хотел бы узнать примеры других людей, насколько их жизнь поменялась после знакомства с играми.

P. S. Рассказанное в данном посту не является «истиной в последней инстанции». Содержание представляет собой исключительно мое мнение, которое основывается на собственном опыте и опыте близкого круга общения.
Заранее искренне благодарю тех, кто дочитал этот блог до конца.

Первое знакомство с играми

Мое первое знакомство началось в неосознанном юношестве — 5 лет. Казалось, мало кто помнит, чем занимался в 4 года, но мое воспоминание так ярко потому, что начал я с легендарной  Need for speed: Underground. Я думаю те, кто в свое время не прошел мимо этой легенды (полагаю таких крайне много), помнят то драйвовое начало, когда запускаешь игру и без особых предупреждений в тебя бросают заставку, где спорткар собирается на ходу, а потом выкидывает в меню, где тебя встречает хит, который играл практически из каждого утюга «Get Low». Еще не успев прийти в себя, ты нажимаешь «начать игру», и вот ты уже стоишь на старте, на фоне орет «Limp Bizkit», какая-то девушка поднимает руки вверх и резко опускает вниз. В этот момент я инстинктивно понял, что это команда «педаль в пол».

ОСТОРОЖНО! Изображение с ностальгическим звуком.
ОСТОРОЖНО! Изображение с ностальгическим звуком.

Тогда, в силу совсем юного возраста, я не мог осознать, что игры станут неотъемлемой частью моей жизни, ярко скрашивающей серые будничные рутины, но я точно понимал, что на одной игре не остановлюсь. Далее я начал пробовать не менее легендарную серию игр по одноименному фильму «Гарри Поттер». В силу своего возраста начинал я с детских игр (ну оно и понятно, ведь обложки коробочных изданий были очень яркие), однако родители мне не устанавливали ограничений по выбору игр. Я спокойно мог пробовать разные игры, которые имели высокий возрастной рейтинг. Однако не все игры того времени мой компьютер мог потянуть, но тем менее такие культовые игры как:  GTA: Vice city,  GTA: San Andreas,  GTA III,  Call of Duty, Half-Life 1,2 мной были успешно пройдены.
Во время прохождения этих игр я получал колоссальное количество положительных эмоций, которые произвели на меня сильное впечатление
и изменили мое хобби в тот период. После школы я не особо стремился бежать на улицу, хотя я достаточно проводил время, прогуливаясь с «друзьями», одноклассниками, но я очень хотел окунуться в этот виртуальный мир. Ведь чем занимается ребенок в период с 4 до 9 лет? Он использует свое воображение, расставляя солдатиков на полу в своей комнатке, представляя, что он генерал армии, который отправляет своих хорошо подготовленных им бойцов в бой, заранее зная, что победит в этой схватке. Строит замок из различных фигурок «Лего», пирамид, представляя себя королем замка и так далее. А виртуальный мир по настоящему позволяет погрузиться в воображаемый ребенком мир (прошу прощения за тавтологию).

Первое появление интернета в моей жизни и встреча с новыми людьми

Примерно в 2006 году родители подключили интернет. На тот период, от слова совсем, я не понимал для чего он нужен. Единственное, что я тогда понял со слов своих родителей, что я могу играть и общаться с другими людьми. Припоминаю, что я не совсем соображал как такое возможно, но когда мне отец установил Counter-Strike 1.6, зашел на сервер и дал мне поиграть, я не совсем поверил в то, что я играю с живыми людьми, мне казалось, что это обычные боты, NPC, но услышав в голосовом чате чьи-то ругательства из-за брошенной в своего тиммейта флешки, я убедился в обратном.

После этого я совсем перестал обращать внимание на одиночные игры. Я бы даже сказал, что мне они совсем перестали нравиться. Я большую часть своего свободного времени посвящал натачиванию скилла в CS. И чем больше я находился в этой игре, тем больше я начал встречать ровесников с общими интересами. Играя с друзьями, мы проводили большое количество времени
на различных серверах с модами «Зомби», «Сюрф» и так далее. С некоторыми даже посчастливилось увидеться, собраться в компьютерном клубе и потратить там впоследствии немалое количество времени. Таким образом мы незаметно подошли к одному из положительных моментов влияния игр на человека,
а именно развитие социального навыка — коммуникации. В принципе, многие скажут, что в юности это не составляет труда, многие дети, собираясь на детских площадках на разных дворах, совершенно не зная друг друга, собираются вместе, играют в прятки, догонялки и так далее, но посмотрев на часы или получив звонок от мамы, которая зовет домой, потому что «борщ стынет», ты 
и не вспомнишь тех, с кем бегал пару минут назад, вероятно вы не встретитесь снова, а повстречав кого-то в игре, с кем вы затем встретитесь вживую, вы сможете проговорить несколько часов о том, что вас подтолкнуло на встречу,
что объединяет ваши интересы. Вы обсуждаете, кто больше набил «киллов», как получили «админку» на сервере и так далее. Вероятно этот человек впоследствии даже может стать вашим другом по жизни, кто знает, жизнь непредсказуема.

Ограничение родителей в пользовании ребенком компьютера/приставкой

Стоит отметить, что ребенок как «губка», его личность формируется за счет воспитания родителей. Какие нормы морали и правила поведения они заложат в свое чадо. Являются ли родители хорошим примером для ребенка или нет? Какой образ жизни они ведут и так далее. Следовательно, родители — это фундамент, на котором строится личность ребенка. Необходимо отметить тот факт, что родители имеют непосредственное влияние на окружение своего ребенка. Например, если родители подают правильный, положительный пример для своего ребенка, применяют верные методы воспитания, проявляют необходимые заботу и внимание, то ребенок, интуитивно, подбирает окружение, в котором ему также комфортно, как и со своими родителями. Ребенок всегда стремится к получению положительных эмоций, то есть, там где он их получает, там он и остается. Соответственно, если затронута тема видеоигр, то необходимо рассмотреть вопрос об ограничении ребенка пользования компьютером. Так ли это эффективно? На своем собственном примере скажу, что данный метод необходим, так как ребенку нужно дать понять, что помимо виртуального мира есть и реальный, который не менее интересен и увлекателен. Постоянное погружение ребенка в виртуальный мир может негативно сказаться на развитии личности ребенка, а именно, ребенок начнет врать, что в юном возрасте не свойственно для него; любое свободное время будет проводить за компьютером/приставкой; относиться безответственно к выполнению просьб родителей; неверно расставлять приоритеты; станет агрессивнее и потеряет интерес к иным хобби и развлечениям, которые не относятся к видеоиграм. Помимо прочего, постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером/приставкой негативно скажется и на его здоровье: спина, зрение и т. д.
Родителям необходимо проявлять бдительность и осторожность при увлечении ребенком видеоиграми, но не стоит вовсе ограничивать от них, это окажет еще более негативное влияние не только на отношения между ребенком и родителем, но и ребенка к окружающим.

К любому увлечению ребенка (в рамках дозволенного) родителям необходимо проявлять внимание и заинтересованность, не забывая о поощрении. Таким образом можно поймать двух зайцев сразу: быть в курсе увлечений своего ребенка и при необходимости контролировать их, ставя разумные ограничение, направлять, подсказывать и так далее.
Применяя вышеизложенный довод на примере видеоигр, то стоит отметить, что родители, за успехи ребенка в школе, в развивающих кружках, при спортивных достижениях, могут поощрять покупкой новой игры, игровой приставки или сборкой компьютера, однако к данному методу стоит подходить крайне аккуратно, чтобы у ребенка не возникло исключительное понимание, что за «хорошие поступки» он получит награду. Родителю необходимо донести так, чтоб он осознавал успешность своих достижений, их пользу для него, а поощрение родителей воспринимал как приятный бонус, который скрасит его досуг.

Имеется ли польза или вред от видеоигр?

В наше время имеется огромное количество жанров игр, которые имеют свою индивидуальность, особенность, которые отличают один жанр от другого. Каждый из них может оказать уникальное, индивидуальное развитие
на человека, как положительное, так и отрицательное. Рассмотрим сперва положительные моменты на примере жанра FPS. Игры данного жанра исчисляются в десятках, сотнях. Но не хватит времени перечислять каждую игру. Воспользуюсь самой популярной и изъезженной серией игр «Call of duty». Достаточно давно эта серия из одиночного боевика превратилась
в киберспортивную дисциплину. В которой игроки со всего мира проверяют друг друга на скилл за денежное вознаграждение и авторитет среди фанатов серии. Профессионального игрока
от обычного игрока отличает скорость реакции, точность, тактическое мышление. Все эти навыки, полученные, казалось бы, в видеоигре, нередко пригождаются в быту, в работе. Реакция и точность может пригодится в спорте, тактическое мышление в определенной, специальной деятельности. И это лишь малая часть положительных аспектов. Отдельно стоит выделить развитие моторики пальцев, рук, развитие мышление, которое помогает в поиске нестандартного подхода к решению той или иной задачи, развивает память
(при изучении всех скрытых и необычных мест на карте, уровня), помимо прочего, у игрока развивается навык коммуникации, не говоря уже даже
об изучении иностранного языка, без помощи специально обученных педагогов.

Учитывая мою прошлую любовь к сетевым киберспортивным дисциплинам
(Call of Duty, Counter Strike), я приобрел вышеперечисленные навыки, от которых чувствую пользу по сей день при решении рабочих задач и бытовых вопросов.
И это лишь мы рассмотрели один из жанров. Не могу не затронуть и такой жанр как «Интерактивное кино». Вы спросите: «Интерактивное кино? Серьезно?», но важность этого жанра крайне высока. Когда мы играем в игры подобного жанра, что мы видим? Определенную историю, которую, отчасти, мы выбираем сами и разбираем последствия от сделанного нами выбора в той или иной игровой ситуации. Такой жанр предоставляет нам выбрать положительный, нейтральный и отрицательный варианты. Каждый из этих вариантов влияет не только на героев сюжета (их судьбу), но и на отношение к вам и итог, то есть концовку. Такие игры учат задумываться о том, что за каждое действие, какое-бы оно не было, положительное, нейтральное, отрицательное, будет последствие, а каким именно оно будет, зависит от сделанного вами выбора. Такие игры помогают человеку проецировать различные жизненные ситуации, а что если я сделаю так, то каков будет исход? А что если я поступлю не так? И так далее. Действия, выбор в восприятии человека начнет приобретать ценность, что приведет к тому, что человек начнет обдумывать каждый свой шаг, правильно организовывать себя, планировать. В конце концов времяпрепровождение в игре помогает расслабиться, «выдохнуть» после тяжелого будничного дня, сорвать накопившуюся злость на каком-нибудь NPC, что, в свою очередь, помогает собраться с силами, отвлечься от сложно-выполнимых задач, иными словами перезагрузиться, а какая-нибудь приятная победа, поднятие «птс», рейтинга, заряжает мотивацией и положительным настроем перед работой, учебой, предстоящими экзаменами и так далее.
Необходимо отметить, что подходя к такому увлечению с правильным подходом, то вышеперечисленные плюсы будут иметь свое отражение в быту человека, однако, если злоупотреблять таким досугом, то это может привести и к негативным последствиям. Например, некоторые решение своих проблем находят в употреблении алкоголя, что приводит не только к ухудшению здоровья человека, но и образу жизни. Та же самая ситуация работает и с видеоиграми. Используя этот же метод, он приведет к следующим негативным последствиям:
— отсутствие мотивации в саморазвитии;
— замена реальной жизни на виртуальную;
— десоциализация;
— ухудшение здоровья;
— развитие психологического заболевания «Игромания».

Иииии… помните! К данному увлечению необходимо подходить осторожно, так как помимо положительных сторон, игры могут оказать и существенное негативное влияние. Извлекайте пользу от каждой игры, в которую вы играете, не тратьте свои нервы и не портите свои девайсы из-за проигранного матча, ведь поражения тоже учат многому. Всем приятной игры!


Лучшие комментарии

В условиях вечной конкуренции индивидуалистов, виртуальных ценностей, давлении на чувство вины, культивации неудовлетворённостей и манипуляции ими, и т.д. разочароваться в обществе и его ценностях можно и без всяких игр. Игры скорее то куда уходит человек, а не почему.

Тут немного по другому, если алкоголизм, и прочие привыкания к внешним химическим воздействиям просто так не лечатся, то тот же недостаток дофамина просто исправляется когда человек начинает получать достаточно похвалы за свои действия. А если ближайшему окружению человека лишь бы наехать и обосрать, то там кто угодно замкнётся. Если, конечно, до него раньше не дойдёт поменять окружение.

А я хоть и старше но про интернет узнал только в 2011-ом году. В 2006-ом я поступил в вуз, и 5 лет жил только учëбой, никак не контактировал с внешним миром. В 2011-ом году когда закончил вуз, стал работать, жить взрослой жизнью, тогда я появился вконтакте — узнал про соц сети, тогда впервые увидел ютуб, и вообще полноценно узнал про интернет. День когда на ютуб наткнулся, я тогда весь день просидел за компом — смотрел ролики на ютубе, для меня тогда это открытие было! В школьные годы мне по пол года запрещали подходить к компьютеру, поэтому я пропустил многие игры, которые впоследствии стали культовыми и всемирно известными: такие как Diablo, Far Cry, NFS: Underground, The Elder Scrolls. Диски с этими играми, и сами игры были у меня дома — но я в них не мог поиграть. В компьютерном клубе я видел Counter-Strike, но сам в него мало играл — там надо было вводить разные коды, чтобы оружие было, для меня тогда это сложно было, мне тогда казалось что для этого надо быть очень прошаренным в компьютерах. Тогда был какой то интернет, который через модем подключался — но мне не рассказывали что это такое и для чего он нужен, и запрещали включать его.

Когда я поступал в вуз, в то время все ещё звонили друг другу на домашние телефоны, и смотрели фильмы на dvd дисках. После вуза я как будто в другом мире оказался — везде смартфоны, интернет, ютуб, соц сети, вся жизнь полностью изменилась! В моей жизни получилось как в фильме " Капитан Фантастик ", когда главные герои жили в лесу, что то изучали, чему то учились, читали книги, что то писали — потом выходили в большой мир, и не знали обычных бытовых вещей, не знали обычную жизнь, все их знания в обычной жизни и не нужны были

В негативных эффектах, за вычетом игромании, что имеет больше биохимическую природу, прям сплошной список негативных последствий контакта с современным обществом.

Не согласен, ведь я сослался и на негативные последствия для здоровья и индивидуально-личностных характеристик. Но список негативных последствий исчерпывающий, я отразил лишь самые основные.

Согласен полностью с твоим ответом. В частности, это один из вариантов, который я имел в виду в своем блоге :)

Так я в конце потому и подытожил, что если совсем уходить в игры, то человек может превратиться в алкоголика, который все свои проблемы находит на дне бутылки. Аналогично. Помимо этого я и выделил, что с правильным подходом к играм, они могут являться средством снятия стресса, расслабления.

Читай также