В этот раз я решил попробовать сделать видеоверсию. Так что, если вы готовы терпеть мою дефектную речь и ужасные шутки, то прошу в спойлер.
Текстовый аналог
С января 2022 года в игровое и экономическое инфополе постоянно попадают новости о сделке Microsoft по поводу приобретения Activision Blizzard за 68,7 млрд. $.
Сделка длится уже 14 месяцев. Причиной столь больших задержек стала компания Sony, которая стала заинтересована в том, чтобы сделка сорвалась и сохранить доминирующие позиции на рынке игровых консолей, в частности, и видеоигр, в целом.
Большинство людей, следящих за ходом этих событий уже сформировали своё мнение по данной сделке. На данный момент этого мнения всего два и они полностью противоположны.
Эта сделка необходима для Microsoft! Если они её закроют, то поставят Sony на место с её политикой эксклюзивов и создадут настоящую конкуренцию! К тому же, давно пора было Котика выгонять с поста директора! Из-за него в Activision Blizzard творится текущих ад!
Фил Спенсер ничего не сделал для гейм-индустрии! Он не спонсировал разработки игр, не создавал условия для качественной работы! Он просто скупал малые и средние студии. Этого индивида давно пора выгнать из Microsoft, а всё подразделение Xbox расформировать!
Лично я стараюсь придерживаться мнения первого лагеря. Доля игрового рынка у Microsoft не столь высока. Это объясняется поздним приходом в данный сектор и первичную заинтересованность лишь в американском рынке. Но я также не могу не упрекать Фила Спенсера в том, что он занимается простой скупкой игр, которые становятся эксклюзивами на финальной стадии. И всё же у данной сделки больше положительных моментов, чем отрицательных. Но это всё политика.
Надо также понимать, что каждая подобная коммерческая сделка должна нести в себе какую-либо выгоду для сторон-участниц. И в данной сделке не выигрывает никто…
Вру. От этой сделки кое-как выигрывают акционеры, но эту победу можно назвать пирровой…
Сегодня я постараюсь вам объяснить почему данная сделка невыгодна для Microsoft и почему опасения конкурентов — накрученный бред паникёров, который не несёт в себе реальной доказательной базы.
Тезис № 1. Сделка не окупится
Покупка студии Activision Blizzard уже стала крупнейшей сделкой в истории игровой индустрии. Сумма выручки от всех продаж игровой индустрии за 2022 год превышают данное число более чем в 2,5 раза, что говорит о том как сильно Microsoft хочет вцепиться в данную отрасль!
Стоит понимать, что сумма сделки — это не оцениваемая сумма компании, а сумма приобретения компании у собственника! А собственниками компании являются сами акционеры. Сама покупка компании реализуется путём выкупа акций по стоимости 95$ за штуку. Также стоит отметить, стоимость компании не имеет единой формулы расчёта. Кто-то формирует стоимость компании через её капитализацию, кто-то проводит оценку путём сравнения компаний одной отрасли. Лично я воспользовался формулой оценки путём «двойной валюты баланса». И, к счастью, Activision Blizzard публикует данные о своих активах и пассивах!
К сожалению, сейчас есть данные лишь за 2021 год. Данные по 2022 году они должны опубликовать в апреле этого года. Ссылочка на отчёты ActiBlizz.
Согласно отчёту за 2021 год стоимость компании оценивалась в 50,1 млрд $. А если верить различным экономическим агентствам и изданиям, то её цена в 2022 году превышает 60 млрд. $.
Данные цифры можно считать близкими к правде, ведь в прошлом году вышли сразу два AAA-проекта с огромным ассортиментом доната: Overwatch 2 и Diablo Immortal. Также не стоит забывать про MW2022. За 1 год компания вполне могла набрать ещё 10 млрд. $ к стоимости. Также, в сумме сделки присутствует наценка в размере около 10 млрд $, которая является прибылью для акционеров с продажи их акций.
К чему я всё это веду?
Данную покупку можно сравнить с прокладкой какого-нибудь трубопроводов: Очень дорого и вряд ли окупит себя в ближайшие 5-10 лет.
Activision Blizzard стабильно генерирует большую чистую прибыль по 2,1 млрд. $, в среднем. И тут надо понимать, что смена исполнительного директора и реализация сделки не поспособствуют росту прибыли компании. Эти факторы лишь покажут то, что прибыль теперь будет идти своей материнской компании, то есть в Microsoft.
А теперь пора взять в руки калькуляторы и посчитать за сколько лет Microsoft отобьёт свои потраченные деньги!
За похожий период начинают окупать себя всё те же трубопроводы. Хоть данная сделка и несёт долгоиграющую роль, но Microsoft вряд ли устроит тот факт, что сделка окупится за 30 лет.
Тезис № 2. Рост количества не всегда хорошо…
Чтобы объяснить суть тезиса, я сразу же приведу пример другой крупнейшей медиа-корпорации, которая занималась приобретением других студий и их франшиз, Disney Studios.
За последние 15 лет Disney сумела захватить почти половину Голливуда! Захватническая политика Боба Айгера привела компанию к тому, что Disney завладела целой кучей студий и действительно интересных франшиз. К тому же, она стала едва ли не монополистом в сфере анимационной мультипликации! И вот эта политика сделала качество продукции за последние годы по данным франшизам настолько паршивым, что кассу они собрать смогли, но рейтинг студии резко упал. А ещё Айгер забыл учесть тот факт, что расходы на содержание купленных студий берёт на себя всё та же Disney.
В 2020 году акционерам не понравилось, что экспансия Айгера не даёт больших прибылей, которые он обещал. Поэтому они его уволили на его место поставили другого Боба, который Чапек.
Вот только перестановка руководящих кадров не спасла студию от убытков. Чапек ориентировал политику компании в сторону онлайн-сервисов и в ноябре 2022 года он публикует финансовую отчётность компании, где он спрогнозировал чистую убыль на 2023 и 2024 гг. Сразу после такого заявления, акционеры попросили Айгера вернуться на пост ген. директора, что он и сделал. А Чапек получил выходное пособие в 20.4 млн $.
Всю эту историю я рассказал по той причине, что она может повториться и с Xbox Game Studios. Microsoft скупает кучу игровых компаний, но почему-то не получает должной прибыли… К тому же, жить за счёт выручки Microsoft Office и Windows для игровой компании выглядит совсем не уважаемо…
Если Xbox не будет отбивать затраченные средства, то такое подразделение могут ждать структурные перестановки.
Тезис № 3. Невыгодная, но важная перестановка приоритетов
На данный момент под контролем Microsoft находится более 20 компаний. Как крохотных арт-хаусных студий, создающих игры для узкой аудитории, так и студии, за плечами которых находятся невероятные бренды.
Стоит напомнить, что предыдущим приобретением Microsoft была компания ZeniMax, владеющая студиями Bethesda, Id Software рядом других студий. Сумма сделки составила 7,5 млрд. $. При этом, с закрытием данной сделки прошло уже 2,5 года! За это время данные студии выпустили лишь две игры: одна провальная и одна гига-успешная и обе от одной студии. Из-за этого появляются подозрения, что Microsoft купила эти студии лишь ради «галочки» и «количества студий под контролем Microsoft», но не их развития и не для того, чтобы заставить их работать…
Но несмотря на подобную халатность в отношении к своим подчинённым студиям, есть подозрение, что после покупки Activision Blizzard, всё внимание уйдёт именно к ней. Это можно понять по тому, что студия заинтересована в том, чтобы купленный актив отработал потраченные деньги. А учитывая тот факт, что данная сделка превышает сумму предыдущей в 9 раз, то это внимание обоснованно.
С другой стороны, у Microsoft всё ещё остаются возможности для умелого и оперативного контроля над своими дочерними студиями. И если ими грамотно воспользоваться, то все студии будут выполнять свои задачи на должном уровне, но такой контроль требует больших затрат.
Тезис № 4. Условия сделки проведены крайне невыгодным образом
В данном пункте речь пойдёт об активах и франшизах Activision Blizzard. Давайте разберём их поближе, какие у Microsoft есть планы и какой потенциал кроется в играх ActiBlizz.
Компания Activision Blizzard состоит из трёх студий:
- Activision — студия-издатель, владеющая множеством других студий-разработчиков. Является руководящим предприятием в данном объединении;
- Blizzard Entertainment — крупная студия-разработчик, автор таких известных франшиз, как Warcraft, Starcraft, Diablo и Overwatch;
- King Games — разработчик мобильных игр Candy Crush (это 3-в-ряд, если что)… Если верить новостным сводкам, Activision купила эту студию за 5,9 млрд. $…
Разберем все эти игры чуть позже. Пока что скажу лишь одно: Sony догадалась зачем Microsoft собралась покупать данную компанию. Microsoft заинтересована в приобретении Call of Duty.
Call of Duty является одним из крупнейших брендов в жанре шутеров. Зрелищность, доступность её механик, вкупе с ориентацией на массовую аудиторию притягивает игроков со всего света. Например, тот же Snoop Dogg, в 10-е годы периодически стримил свои матчи в Call of Duty (веселящие вещества при нём, конечно же, были).
Помимо большой фан-базы, готовой покупать новую Call of Duty каждый год, Activision смогла наладить этот самый конвейер, чтобы игры выходили по срокам в тот самый оговоренный год.
Эта франшиза — единственный рабочий экземпляр, который может нормально функционировать на Xbox и приносить огромную прибыль. И если её сделать эксклюзивом для Xbox и Windows, то тогда рынок консолей может очень солидно пошатнуться в сторону Microsoft. Не так сильно, как говорит Sony, но 5-10% она точно сможет переманить.
Но последние новости в мире игровой индустрии говорят нам, что эта эксклюзивность Филу Спенсеру не нужна. Ему нужна лишь прибыль с продаж популярной игры. И ради неё он готов выпускать игры чуть ли не на все возможные платформы.
Так что про те самые условия сделки?
К сожалению, отчётность компании не даёт полного объяснения того, сколько стоит каждая интеллектуальная собственность.
Стоимость Call of Duty едва ли достигает 50% от всей суммы! Остальную сумму занимают:
- Стратегии, которые невозможно портировать на Xbox и переживают печальный период забвения и нишевости на рынке;
- World of Warcraft — главная кормушка Blizzard, которую фанаты всё хотят видеть на консолях, но непонятно как она должна там выглядеть! Является одним из ценнейших активов Blizzard. К сожалению, сравнить прибыльность WoW и CoD не представляется возможным;
Кстати, удивительно, что никто не думал о том, что приобретение Activision Blizzard крайне сильно увеличит долю рынка Microsoft в жанре RPG и MMORPG. У неё уже есть TES: O и Minecraft. А если они получат WoW, то тогда они смогут поравняться с рынком корейских MMO и китайских гридилок.
- Candy Crush — второй, по прибыльности в компании, и последний, по увлекательности геймплея, проект, который никому не нужен на Xbox. Можно было бы сделать данную франшизу эксклюзивом для Windows Phone, но они уже давным давно никому не нужны;
- Overwatch, которая есть на Xbox, но не имеет столь большой аудитории, в сравнении с PC-версией по причине не самой интересной и искусственно раздутой киберспортивной ареныи поломанного соревновательного элемента…
Данная ситуация с играми снова доказывает предыдущий тезис. Эти игры приносят прибыль, но Blizzard и King Games, возможно, будут преданы сами себе и, возможно, они смогут забивать на качество своей продукции, ведь всё внимание уйдёт на Call of Duty.
К тому же, смена руководства может означать и смену политики бюджетирования проектов. Из-за этого, те же студии могут оказаться в ситуации, когда им придётся делать крупнобюджетную игру без каких-либо выделенных средств.
Activision Blizzard поступила крайне грамотно, заставив Microsoft купить права на Call of Duty только в комплекте со всеми студиями и их франшизами. И из-за этого я чувствую огромный стыд за Фила Спенсера, который будет должен придумать как развивать ВСЕ купленные серии, а не только одну!
Моё личное мнение, надо было добиваться приобретения прав на Call of Duty и не более. Это вышло бы намного дешевле и, возможно, вызвало бы меньше шумихи в прессе.
А если кто-то заявит, что вся сделка была нужна лишь ради мобилок, то я скажу вам, что выкуп мобильного подразделения всё равно было бы дешевле, чем вся студия…
Тезис № 5. Репутационные издержки
Самый незначительный пункт из всех вышеперечисленных и, скорее, является собирательным тезисом из предыдущих кейсов.
За последний год Microsoft взяла на себя целую прорву обещаний и обязательств, которые они должны как-то выполнять. Держите немного новостей с обязательствами, обещаниями, обвинениями и прочими заявлениями:
Отдельно стоит упомянуть то, как Microsoft и Sony пытаются обвинить друг друга во всех грехах и показать себя ущемлёнными в правах…
Но самым забавным витком событий стал выпад Sony с обвинениями Microsoft в том, что они будут намеренно занижать качество оптимизации на PlayStation и делать баги для данной версии, чтобы играть на данной консоли было невозможно и все переходили на ПК или Xbox…
Microsoft заявляла, что ничего портить не станет. И это правильно! Злонамеренная порча своей игры для сторонней консоли повлечёт за собой репутационные издержки в виде бойкота всей игры и новых судебных тяжб, из-за нарушения антимонопольных соглашений, которые они так яростно заключают.
Кстати, забавно наблюдать, как Sony наотрез отказывается заключать какие-либо долгосрочные соглашения с Microsoft о портировании игр на PlayStation.
Вообще, вся эта сделка за последний год так затянулась, что американский антимонопольный регулятор подал в суд на Microsoft, а еврокомиссия и британская комиссия по борьбе с монополиями и вовсе изначально заявляли запрет сделки. Но, вроде бы, все начинают менять своё мнение…
А пока я писал данный текст, уже появились новости с мнением по сделке от Британских регуляторов и отклонении иска геймеров.
Как видите, обычная сделка о покупке игровой компании на сумму в 70 млрд.$ превратилась в реалити-шоу, где каждый пытается выставить себя жертвой и показать правомерность своих действий… А ведь все эти судебные тяжбы тоже требуют денег! И кто знает сколько Microsoft уже потратила на то, чтобы её спикеры сделали всё, чтобы сделка прошла успешно…
Итоги
Сделка с Activision Blizzard принесла покупателям немало хлопот! Этот период точно войдёт в историю как самая большая и скандальная сделка в истории игровой индустрии.
Но то, что она такая большая, не значит, что она принесёт прибыль… Годовая чистая прибыль самих франшиз едва ли достигает 3% от всей суммы сделки. Да, эта сделка расчитана на долгосрочные перспективы. Но прогнозирование чего-либо на 25-40 лет вперёд является бессмысленным занятием и чуть-ли не моветоном, ибо финансовый прогноз на 2-3 года уже является не самым точным и может ориентироваться лишь на текущих данных, что не даёт каких-либо достоверных финансовых результатов…
И Activision Blizzard должна стать последней покупкой Microsoft. Если Фил будет и дальше скупать студии, то через 3-5 лет, возможно, он разорит материнскую компанию. А если он внезапно позарится на какую-нибудь ещё крупную студию с финансовыми проблемами, то подразделение Xbox вряд ли сможет выкрутиться, как она это делает сейчас, и антимонопольные регуляторы, в следующий раз, встанут на сторону Sony. А если и получится, то руководству и акционерам вряд ли понравится тот факт, что корпорация должна кормить ещё одну студию с тысячами голодных ртов…
Будем следить и дальше за событиями…
Лучшие комментарии
Не касаясь статьи в целом, глаза зацепились за ВоВ в контексте «жанр которой невозможно портировать на Xbox!». Как человек, прошедший весь актуальный контент ФФ14 на PS5 и игравший в ВоВ во времена Легиона (приписка для обозначения того, что я знаком с местным управлением), я считаю это слишком поспешным заявлением. Это вполне себе реализуемая задача, притом в ту же Финалку с геймпада мне было даже «азартнее» что ли играть. Другой вопрос в том, что это потребует много дополнительных ресурсов помимо той же суммы сделки и не факт, что потенциальный прирост игроков с бокса окупит эти ресурсы.
Странный тезис о том, что сделка должна отбиваться n-цать лет — а откуда вообще есть уверенность в том, что она обязана отбиться? Может, эти 70 лярдов были доступны как раз для «трат без обязательств» и финансисты Xbox и MS совместно посчитали уместным такие траты на медиа-гиганта?
Цивилизация и АоЕ 2 хихикают от такого заявления (а в будущем ещё и АоЕ4 заглянет на Бокс, да и дилогию Хало Варс не забываем в уме, а углубившись в анналы можно достать Старкрафт для Н64, Дюна 2 для Мега Драйва)
А как на консолях живут ТЕСО и ФФ14??? Чего? Учитывая, что датамайнеры находили наработки интерфейса для геймпада в ВОВ, то это тоже какой-то сомнительный тезис.
Так Кэнди Краш имеет популярность на мобилках и (отчасти) на ПК — оттуда деньги и пойдут потоком. Тут вы зачем-то решили опустить эти платформы, хотя Xbox — это ныне не только про консоли...
Ну и отдельно права на КоД не дали бы продать, иначе всего этого цирка с Сонями и FTC не происходило бы.
Предлагаю вам не стесняться и смело высКазывать своё мнение. :)
Ну значит ты чуть перегнул про «невозможно портировать». Стратегии все-таки есть боксе и в них даже играют и ни в чем они не урезаны. Отлично играется на геймпаде, а 14 финалка, которая по геймплейным механикам очень близка к вову очень элегантно решила задачу с назначаемыми клавишами для скилов. У тебя вместо кнопок от 1 до = скилы раскладываются на крестовину, LT + крестовина, RT + крестовина. В остальном для ммо даже такого типа как wow нужно не так уж и много клавиш. А такие вещи как окно крафта/гильдий/инвентаря и т.д. можно и вовсе вывести на быстрое меню, вызываемое одной кнопкой.
Если вот твои сомнения по поводу ртс я могу понять, то ммо игры с геймпадом на которых ещё и удобно играть уже, как бы, существуют.
Разница есть, но в данном выражении правильным будет именно «будет». Чекаем новость и смотрим:
«Начнёт» и «будет» здесь контекстные синонимы. «Может» выражает возможность сделать что-либо. Ухудшать качество ActiBlizz «может» уже сейчас. Занижать качество портирования «могут» абсолютно все, даже Sony и её дочерние конторы!
Раз уж вы предложили мне заткнуться, то я предлагаю вам покинуть данный блог и найти тот контент, который вы действительно считаете качественным. Если считаете, что мой «анализ» яйца выеденного не стоит, то советую не тратить своё драгоценное время и нервные клетки. (хотя я подозреваю, что вам в кайф выливать токсичность в комментариях)
МногА букАв ниАчом.
В самом начале статьи задаётся некоторый, явно ошибочный, тезис, который затем доказывается, безуспешно и совершенно неубедительно.
Проблема в том, что если сделка невыгодна, её не заключают. Simple as that. И наоборот, если сделку заключают — значит выгода есть. Особенно если за сделку заплатит одна компания, а выгоду получит другая, дочерняя.
Тот факт, что аффтар этой выгоды не видит, лишь подчёркивает общую инфантильность данного многобуквенного «анализа»...
Учитывая многолетнюю практику Фила выкупать конторы, действительно есть ощущение, что ему дано право получать деньги без обязательств. Осталось только понять где находится предел этих дотаций...
Сколько смотрел геймплей портированных стратегий, всё никак не понимаю как в это вообще можно играть… А RTS на консоли — это вообще какой-то ужас!
Я понятия не имею как они вообще живут! TES:O, похожая на Скайрим, механически, действительно поддаётся логике. С FF14 не знаком, возможно они реально состряпали из механик прошлых номерных частей что-то, что поддаётся порту. Но WoW на консолях я представить не могу. Возможно, они просто сделают альтернативную версию для консолей и мобилок, но это уже будет другая игра...
Кстати, инфа по поводу порта WoW появляется 1 раз в году, но, насколько я помню, кроме датамайнов, которые всплыли 1 раз, ничего больше не было. При этом, где-то в конце ноября были заявления, что особых планов на порт игры нет.
Когда я упомянул «вторая по прибыльности», я имел в виду независимо от платформ.
А про CoD согласен. Выкуп чего-то конкретного — дело сложное и, обычно, реализуется только тогда, когда компания находится на грани банкротства (привет Interplay). Но можно было просто попробовать.
Вот щас кекнул, если честно. Доля выручки от х-ящика в МС колеблется в районе 10%.
Доля выручки с продажи шинды уже давно скатывается к 20 и всё меньше интересует саму m$ и существует, в основном, за счёт корпоративных продаж и продаж лицух вендорам.
Офис всё ещё держится из-за огороженности форматов и невозможности создать полноценный аналог.
А основным и самым прибыльным направлением майки уже несколько лет как выбрали облака и вот это вот всё. Ибо IoT-направление они полностью просрали, а так, хоть попытаются успеть на уходящий паровозик хайпа в сфере облачных услуг, со своей азурой. Ну и да, на данный момент это самая прибыльная статья доходов у них.
Тут дело может быть не только в выгодно/не выгодно. В таких компаниях деньги не должны лежать без дела, поэтому их вкладывают в различные отрасли, возможно на тот момент им показалось, что это удачное вложение, но Сони подложила свинью.
TESO* отлично играется*
Настоятельно рекомендую перечитать второй тезис. Если многомиллиардной корпорации вдруг вбрело в голову купить какую-нибудь студию, то не факт, что именно она им нужна. Дисней уже попробовала закупиться студиями. В итоге сейчас страдает от жуткого количества активов, которые надо содержать. Да и не одна она, дочки тоже теперь огребают от жутких требований Disney.
Мне уже ИксперДы уже намекнули, что такая сумма Microsoft означает, что они собираются основательно осесть в гейм-индустрии (надеюсь они перестанут цитировать Макаренкова) Вот только ActiBlizz — не только дверь в гейм-индустрию, но ещё геморрой. И если «майки» думают, что можно просто выкупать студии и, тем самым, набивать свою долю на рынке и никаких доп. издержек это не понесёт, то экономисты Microsoft явно ударились головой.
Выгода от сделки придёт, минимум, через 20 лет. Только через 20 лет мы все умрём… а может и нет… а может из Blizzard массово будут убегать люди… а может Калифорнию вообще затопит из-за глобального потепления… Можете ещё раз перечитать тезис №1.
Можно даже предположить, что Филу было плевать на ActiBlizz до тех пор, пока их акции не подешевели… Про выигрыш для акционеров я вообще говорить не стану т.к. биржевые торги — это то ещё казино. Сегодня выиграл, а завтра набутылили. Выиграли сегодня лишь те, кто вкладывался в акции по 60-65$/шт.
Очень жаль, что я вас НиУбИдИл. Но отмечу, что и ваш аргумент я слышу регулярно и, обычно, он исходит как оправдание дороговизны. Так что не надо упрекать кого-то в «инфантилизме», если сами не стараетесь.
И не надо писать, что вы не обязаны кого-то убеждать.
«Критикуешь? Предлагай! Think about it!»
То, что деньги не должны лежать без дела, не означает, что их можно просто выкинуть. Удачное вложение = выгода; если выгоды нет, значит вложение неудачное...
Поддерживаю
Мой единственый аргумент заключается в том, что «экономисты Microsoft» явно лучше разбираются в том, что они делают, нежели мамкин доморощенный «ИксперД».
Предложить могу заткнуться и не лезть в вопросы, о которых имеешь самое общее представление. Весь этот многобуквенный «анализ» яйца выеденного не стоит...
Отдельно следует отметить откровенное враньё, недопустимое в «аналитической» статье.
Есть определённая разница между «будут», и «могут», как написано в статье по ссылке...