3 декабря 2022 3.12.22 28 13K

Разбор дизайна автомобилей в Cyberpunk 2077

+154
Лучший блог недели
2000 ₽

Привет, я очень большой фанат автомобилей и киберпанка как жанра научной фантастики. Этот блог я планировал написать больше года назад, но отложил на потом, и в итоге забыл. Тема, конечно, потеряла актуальность почти два года назад, но моя цель не набрать много плюсов и получить косарь (хотя было бы неплохо), а развить навык написания блогов.

Ремарка — я начну с достаточно длинного предисловия, в котором рассуждаю, какие задачи у вымышленного автодизайна, и какие есть способы его создать. Если для вас это не так важно — листайте вниз.

А зачем в  Киберпанке, собственно, нужен автомобильный дизайн, какая у него функция? Не все, но многие понимают, что автодизайн это не просто инструмент для маркетинга, а еще и искусство. И что важно для нашей темы, он отражает культуру конкретной эпохи и места. Имея представление о разных направлениях дизайна авто, можно определять страну и время выпуска машины, не зная ее марку и модель. И Найт Сити 2077 года — это вполне конкретное место и эпоха, поэтому важно, чтобы дизайн машин там был аутентичным, гармонизировал с визуалом всего остального, и создавал уникальный и узнаваемый образ.

Как работает вымышленный автодизайн в других играх? По своему игровому опыту скажу, что разработчики идут двумя путями — либо основываются на дизайне реальных машин, либо придумывают что-то свое.

Самый яркий пример первого случая — серия GTA. Мир этих игр — пародия на реальный мир, поэтому машины там — пародии на реальные. Разработчики пошли самым простым путем — взяли существующие автомобили и поменяли им несколько деталей. Иногда там сильно отличаются пропорции и есть элементы от разных машин, хотя референсы все еще очевидны (Pegassi Infernus, представляющий собой перекроенный Lamborghini Murcielago с задней частью а-ля Zonda). Иногда изменения — всего лишь один элемент от другой машины (Weeny Issi — Mini Cooper с фарами от Porsche 911)

Как по мне — это очень ленивый подход, который не представляет собой художественной ценности, потому что это на 90% плагиат чужих идей, а оставшиеся 10% нужны, чтобы автопроизводители не засудили. Еще и выглядит так себе. Не люблю такое.

Второй вариант — собственные идеи, когда если и есть реальный прототип, он неочевиден. Такое часто бывает в научной фантастике, например в Deus Ex. И проблема местного автодизайна уже не в оригинальности, а в том, что он невзрачный. Он выполняет необходимый минимум, машины выглядят как машины из 2029, но не пытаются быть чем-то большим, чем просто декорациями. Аутентично, но красивым или стильным я бы это не назвал.

Просто футуристичная коробка, которую можно облутать. Всё.
Просто футуристичная коробка, которую можно облутать. Всё.

Так каков же дизайн автомобилей в Cyberpunk 2077? И тут мы наконец доходим до Киберпанка 2077. Дизайн машин здесь как раз создан вторым способом, художник Paweł Breshke-Czyżewski разработал собственные дизайны, где разгулялся по полной. Приступим, наконец, к анализу.

ArtStation (кстати, там есть ранние и нереализованные концепты, полистайте если интересно)
ArtStation (кстати, там есть ранние и нереализованные концепты, полистайте если интересно)

По беглому взгляду уже можно увидеть общие элементы: по большей части там грубые формы и острые углы. И в целом дизайн — один большой референс к машинам 1970-1980-х годов. Потому что, открою Америку, внушительная часть Киберпанка 2077 — ретрофутуризм, хотя бы потому что он создан на основе настольной РПГ из конца 80-х. Многие машины откровенно уродливые, асимметричные и выглядят как кирпичи. Но это не мешает им быть максимально стильными, это отличная демонстрация сурового, безвкусного, но поражающего своей крутостью промышленного дизайна 2077 года.

Есть, конечно, исключения в виде Herrera Outlaw, Rayfield Caliburn и вообще всех машин стиля Неокитч, но о нем позже. Это изящные суперкары с плавными формами, которые выглядят как машины из недалекого будущего. Из нашего недалекого будущего, а не из ретрофутуристичного Найт Сити 2077 года. Почему они такие? Лорного объяснения не встретил. Похоже что рынок автомобилей для обычных смертных и для верхушек корпораций различается настолько сильно, что машины будто из разных вселенных. По крайней мере они выглядят все ещё круто.
Есть, конечно, исключения в виде Herrera Outlaw, Rayfield Caliburn и вообще всех машин стиля Неокитч, но о нем позже. Это изящные суперкары с плавными формами, которые выглядят как машины из недалекого будущего. Из нашего недалекого будущего, а не из ретрофутуристичного Найт Сити 2077 года. Почему они такие? Лорного объяснения не встретил. Похоже что рынок автомобилей для обычных смертных и для верхушек корпораций различается настолько сильно, что машины будто из разных вселенных. По крайней мере они выглядят все ещё круто.

Согласно промо-материалам, в Найт Сити существует 4 стиля: Энтропизм, Китч, Неомилитаризм и Неокитч. Дизайны машин этих стилей выполняют разные задачи.

Есть ли прототипы у машин из Киберпанка? Я решил сконцентрироваться только на Китче, потому что он больше остальных напоминает реальные машины, и там хотя бы иногда можно подобрать прототип из нашего мира. Начнем с самой яркой тачки, которая захватила все моё внимание еще в 2018.

Quadra Turbo R — суперкар дикого вида, без заднего бампера, с абсурдно большими задними колёсами, открытыми передними в версии 740, и торчащими сзади турбинами в версии V-Tech. Думаю, не стоит объяснять, что в нашей реальности нет и отдаленно похожего автомобиля. Но по-моему, тут проглядывается два референса, De Tomaso Pantera (1971) и Ferrari Testarossa (1984). У первой позаимствован общий «вайб» мускулистого спорткара (я понимаю насколько это субъективная и не конкретизированная характеристика, но я не знаю как лучше выразить эту мысль), клиновидный силуэт (хотя у Квадры он очень сильно гипертрофирован) и форма боковых стекол, у второй — идея задних фонарей, которые визуально объединены в блок полосок (хотя на Феррари они вообще по-другому светятся), скос на двери и воздухозаборники по бокам. Но это все очень условные референсы на грани конспирологии, потому что, повторюсь, это собственный концепт художника по транспорту.

Следующий автомобиль по показателю экстравагантности — Quadra Type-66. Настоящий американский маслкар. И знаете, я даже не берусь предположить, на чём основывается этот дизайн. Он выглядит как собирательный образ американских маслкаров конца 60-х, к которому прибавили собирательный образ современных маслкаров и натянули на вычурно-гипертрофированный образ машин Киберпанка 2077. Есть некие сходства с Ford Mustang 1969 — общий «вайб», кузов фастбек (плоскость заднего стекла переходит в багажник). А Dodge Challenger 2008 просто похож по силуэту. В защиту Мустанга — именно из него собрали промо-машину в стиле Type-66 для Rockstar Energy. Но не сказал бы, что вышло похоже.

Mustang Boss 302 1969 для Rockstar Energy
Mustang Boss 302 1969 для Rockstar Energy

Дальше — Mizutani Shion. Строгий, но броский японский спорткар. Своей стремительной формой он мне больше всего напоминает Toyota Supra A70 1986, других референсов не разглядел.

Archer Quartz выглядит как Toyota MR2 W10 1984. Кварц тоже лёгкий дешёвый среднемоторный спорткар, правда китайский, а не японский. Но сходство налицо, как мне кажется.

Ну, думаю, этих примеров будет достаточно, чтобы доказать, что автопарк по большей части отсылает к 80-м или раньше. Если не согласны с моими предположениями, или можете добавить, не стесняйтесь писать в комментариях.

Теперь пройдусь по особенностям, которые свойственны дизайну авто в целом.

  • Множество элементов не в цвет кузова, многоцветная окраска, заводские винилы (в нашей реальности такое закончилось в 90-х и большая часть машин имеет единственный цвет).
  • На кузовах расклеены маркировки неизвестного назначения (они встречаются не только на машинах, а вообще повсюду, такой вот атрибут вселенной).
  • На некоторых тачках есть конструктивные решения, которые в нашей реальности встречаются только в безумных тюнерских проектах (торчащий турбонаддув, расширители арок, открытые колёса, турбофаны на дисках).
  • Салоны это вообще сказка: они утыканы светящимися экранчиками и индикаторами, отображающими состояние машины и какие-то параметры, а руль круглой формы — действительно редкое явление в этой вселенной.
  • Фары светодиодные и без отражателей, поэтому очень узкие, занимают мало места. Если у реальных машин некоторые люди могут увидеть «взгляд» фар, то тут такого нет.
  • Зеркала заменены на камеры, вместо стекол бывают непрозрачные с внешней стороны панели.
  • Иногда встречается асимметричный дизайн, в основном в Энтропизме и Неомилитаризме.

Отдельного упоминания заслуживают машины кочевников: это глубоко модифицированные монстры, которые созданы для бездорожья, опасной езды, пылевых бурь и перестрелок. Форсированные двигатели, зубастые шины, высокая подвеска, броня и яркие наклейки. Это тюнинг, а не автодизайн, но показать их стоит.

Автопарк кочевников
Автопарк кочевников

Какой будет вывод? За дизайном всего визуала Cyberpunk 2077 стоит титаническая работа художников. Я нигде не видел настолько подробно проработанный автопарк. Paweł Breshke-Czyżewski (я не знаю как это читается) сделал концепты автомобилей целой вселенной, разных брендов, классов и ценовых категорий, и каждая тачка там выглядит настолько стильно, насколько это возможно. Дизайны ниоткуда не срисованы и совершенно не похожи на нашу реальность. Как по мне — грандиозная работа. Кстати, я искал примеры крутого дизайна машин в киберпанковых произведениях, но единственное интересное что нашел это «Призрак в доспехах» 2017, где, кстати, тоже референсы к 80-м. Если знаете ещё примеры, расскажите в комментариях.

Спасибо за прочтение.


Лучшие комментарии

Я забыл прояснить мысль, получается. В ГТА машины представляют собой на 90% реальные машины, и на 10% дизайнерский замысел. В киберпанке машины на 20% реальные и на 80% дизайнерский замысел. Иногда тачках из КП можно углядеть примерное сходство с настоящими авто по силуэту и концепции, а всё остальное фантазия дизайнера. А иногда машина оттуда вымышлена на все 100% и вообще ничего общего не имеет с реальностью.

Тема «разбор дизайна», и по ней я сказал все что хотел. Я же не назвал блог «подробный разбор каждого аспекта транспорта cyberpunk 2077», только его дизайн и не более

Авто из ДеусЭкс в сравнении с КП показательно как работа генерик-концептера в сравнении с результатами от разбирающихся в предмете.

Так я это и имел ввиду?

Про статью впервые слышу, потому что не интересовался материалами по разработке. У Павла Брешке-Чижевски на арте выложены концепты почти всего транспорта в игре, потому проще рассматривать именно это.

Темы, которые ты предложил, интересные, но я вряд ли смогу написать об этом что-то стоящее.

Спасибо за развернутый комментарий. А за «автор не очень фанат ни машин, ни киберпанка» обидно.

Автор — красава. Текст — хорош. Написано всё по факту. Актуальность, имхо, нисколько не потерялась, так как игра не просто существует, а продолжает обрастать фанатами и скоро обзаведётся новым DLC )

Мне очень нравятся автомобили в киберпанке, мне они кажутся не просто стильными, но и функциональными. Каждая деталь как будто для чего то нужна, выполняет какую то свою функцию. Я подметил, что у автомобилей кочевников двигатель, действительно, бронирован. Потому что листы металла, например, можно разглядеть за передними колёсами.

Но самое главное — мне эти автомобили нравятся эстетически. В моей стране у местного авто производителя долгое время была абсолютная монополия на продажу автомобилей, которая с чуть чуть подкошенной силой сохраняется по сей день. 90% трафика — это скучные одноцветные мыльницы. На заглавной странице вы увидите Onix или какой ни будь tracker/malibu — они ещё +- приятные, но таких автомобилей на дорогах меньшинство. Все остальные автомобили никакого эстетического наслаждения не приносят.

А вот автомобили киберпанка — это моё почтение, я бы хотел ездить на Villefort Cortes или на Chevillon Thrax 388 Jefferson. Если стиль авто киберпанка отсылает к 80тым, то значит в 80е умели делать красивые автомобили.

Ну, рыцарь дорог внешне это Pontiac Firebird, в котором ничего не поменяли толком, кроме красной светящейся полоски на переднем бампере. А салон — реально очень похож, наверно ты прав насчет источника вдохновения. Спасибо!

Чёй-то видимо автор не очень фанат ни машин, ни киберпанка.
Авто из ДеусЭкс в сравнении с КП показательно как работа генерик-концептера в сравнении с результатами от разбирающихся в предмете.
Два года назад всё уже было расписано в статье от первоисточников Designing the future: creating the cars of Cyberpunk 2077, проще было перевести.
Оттуда проясняется, что нет смысла искать рефы в целом облике машины, брали исключительно «прикольные» элементы отовсюду. В целом это вайбы эпохи * интерполяция во времени + сценарии футуристов * арт-дирекшен * вкрапления собственных идей.
Упомянутый Павел Брешке-Чижевски хоть и лид, но лишь один из 8 человек команды транспорта. На том же Артстейшене ещё можно посмотреть чумовые работы Филиппо Убертино. И все они вместе подписаны на Cardesignworld, например.
Ввиду невозможности поговорить с создателями (да и не актуально уже спустя 2 года) не советую, но рекомендую лучше развить мысль каких транспортов может быть не хватает; как бы выглядели шоу-румы производителей; какой внешний-внутренний тюнинг был бы актуальным для разных стилей. Ну и в целом поофигевать как арт-дирекшен, лор и сценарий вытянули казалось бы потонувший проект.

Очень интересно, но ничего не понятно :3
Все машины отсылают к 80-м, кроме придуманных дизайнером — всё что я понял -_-

Как ни парадоксально, но с геймплейной точки зрения машины кочевников самые удобные. Быстрые, крепкие, с хорошим управлением и отличной проходимостью. Что еще надо? Ну и да, выглядят они тоже достаточно круто.

Мотоциклы слишком требовательны в управлении, и на пересеченной местности никуда не годятся.

Как по мне, тема поднята хорошая, но не раскрыта от слова «совсем». Машины и мотоциклы в Киберпанк 2077 это целый мир. Вот катаюсь сейчас.

Ну, не все так хорошо шарят за тему как ты. Я просто решил поделиться мыслями, которые накопились за прохождение игры

В 80е действительно умели делать красивые автомобили)

Можешь пояснить про то, как нужно именно было раскрыть?

Сначала думал, что машина Ви из трейлера — это Делориан из назад в будущее. Но оказалось, что это не он.

Привет) со всем согласен кроме референса в виде мр2, имхо смотрели на фиат x1/9 ( силуэт явно к нему отсылает), а смешали его с клиновидным стилем вроде corabo от все того же Гандини, вперемешку с bravo (альфа и ламбо соответственно, всё концепты)

Большая часть отсылает к 80-м, и все они придуманы дизайнером, вот так

Как ни парадоксально, ...

Я правильно понимаю, что это сказано иронически?)

Автомобили кочевников как раз и тюнинговались для тех целей, которые стоят перед игроком и используемым им транспортом )

Читай также