Предисловие
У меня, как, возможно, и у вас есть теплые воспоминания о вашей портативной консоли. В моем случае это PSP. Она была потрясающей железкой с огромной библиотекой игр, а взломав ее, можно было накатить эмуляторы консолей прошлых поколений. И я молчу уже про собственные эксклюзивы в виде самостоятельных игр или спин-офов серий с больших консолей и ПК.
Но потом PSP сломалась, чинить ее не стали, а я забил на консоли и перешел окончательно на ПК.
И вот приближается конец 2022 года, и я смело могу заявить, что с портативным геймингом все сложно... Или нет? Давайте выясним.
Немного личной статистики
Немного посидев, поизучав и посчитав получилось следующее:
На сегодняшний день известно о примерно 89 домашних консолей и только о 49 портативных. Среди домашних консолей у нас приблизительно 21% успешных железок, в то время как у портативок всего 14%.
Опирался на информацию с официальных источников и личное понимание истории консолей.
Откуда у портативок ноги растут?
Думаю, для понимания сегодняшней ситуации надо обратиться к истории. Ведь именно взглянув в прошлое, можно сказать, что с портативным геймингом всегда все было сложно.
Возможность играть в видеоигры в любое время и в любом месте была на заре индустрии чем-то невероятным и прибыльным. Поэтому многие компании и простые инженеры решили испытать свои силы, чтобы поместить в маленькую коробочку одну или несколько игр.
Прародителями портативок можно считать переносные диафильмы и стереоскопы. Cragstan's Periscope-Firing Range 1951 года - первое устройство напоминающее портативную консоль.
Игровой процесс максимально прост: запускаем устройство, смотрим в "глазок", благодаря звукам погружаемся в атмосферу игры, жмем кнопку "Огонь" и радуемся потопленным кораблям.
Позже, в 1972 году вышла портативная версия крестиков-ноликов на двух игроков от японской компании Waco. Именно ее считают прародителем портативных консолей.
Первой же портативной консолью принято считать провальную Microvision, выпущенную в 1979 году компанией Milton Bradley Company.
Для своего времени она имела довольно интересные идеи. Например, для каждой игры делалось свое количество кнопок и процессор. Но из-за отсутствия поддержки сторонних разработчиков и ряд технических проблем вынудили в 1981 году закончить производство. Эксперимент признан провальным, но не без интересным.
Однако, когда уходят одни, то на арену выходят другие. И я говорю о Nintendo. В 1980 году в Японии выходит первая версия Game and watch. Она стала прародителем одновременно Game boy и Dual screen.
Каждая портативка содержала в себе одну игру и незамысловатое управление. Заранее заготовленные рисунки просто загорались поочереди по нажатию кнопки, велся счет и время. Более поздние версии имели два экрана и являлись портативными версиями хитов большой N.
До 1989 года рынок портативных систем был по большей части мертв. Выпуск Game and watch прекратился в 1981-ом, а другие железки долго не жили из-за плохой поддержки разработчиков.
Тогда, все в том же году, Nintendo выпустила Game boy. Активная рекламная компания и ряд эксклюзивов от производителя вскружили голову детям, возможностью играть в их любимые игры когда угодно.
Хорошее железо, обширная рекламная компания и множество игр от различных разработчиков сделали Game boy одной из самых продаваемых в истории консолей как портативных, так и домашних. Позже, в 1996 вышла модель меньших размеров и версия с цветным экраном.
Однако, это Nintendo. Уже в то время они понимали рынок и знали как с ним работать. Что же было у конкурентов?
Вышедшая в том же 1989-ом Atari Lynx стала коммерческим провалом. Она словила сразу букет проблем: плохой маркетинг, успех Game boy, неправильное распределение сил внутри компании, слабая поддержка разработчиков и не самый удачный дизайн.
У SEGA были свои взлеты и падения. Game Gear 1990-го года имела определенный успех, из всех конкурентов она не смогла превзойти только Game boy.
Малое время автономной работы и скромная библиотека игр не позволило соревноваться на равных с Game boy.
Спустя пять лет SEGA окончательно решила утереть нос Nintendo в плане технологий выпуском портативки Nomad.
По сути, это была портативная Genesis, с функцией вывода картинки на экран телевизора. Только к тому моменту репутация Сеги была почти полностью уничтожена рядом идиотских решений. Добавьте к этому высокую цену и получите плохо продаваемую портативную игровую систему. Да, графика и технические возможности поражали, но зачем платить за это, если есть более надежная и проверенная временем домашняя консоль.
Вернемся к королю портативных систем. В 2001 году вышла преемница Game boy - Game boy Advance.
Advance имел полную обратную совместимость с прошлыми портативками и технологически их превосходил. Однако, не смотря на рекламную компанию и поддержку сторонних разработчиков, она не смогла добиться такого же успеха, как и предшественницы. Отмечу, что эта железка все еще остается отличной портативкой с обширной библиотекой игр.
2004 год столкнул лоб в лоб двух титанов видеоигрвого и консольного рынка. Sony и Nintendo. PSP против Dual Screen.
PSP была удобной портативкой с понятным интерфейсом, хорошим железом и большой поддержкой от сторонних разработчиков. Хорошая библиотека, обширная рекламная компания и репутация Sony позволили сделать достойного конкурента Nintendo.
Dual Screen была лишена мощности PSP, вместо этого она предложила инновации в области взаимодействия с игрой посредством двух сенсерных экранов и стилуса, что стало основной фишкой консоли. И по стандарту грамотная маркетинговая компания, эксклюзивы, поддержка сторонних разработчиков.
Победителем этой схватки оказалась в итоге Dual Screen с продажами в более чем 154 миллиона, став второй продаваемой консолью в истории. Продажи же PSP составили более 80 миллионов, что тоже нельзя назвать провалом, но ощущения проигрыша в сравнении с DS присутствуют.
Спустя семь лет произошел второй раунд битвы Sony и Nintendo. PS Vita против 3DS.
И тут ситуация неодназначная. С одной стороны 3DS вышла победителем схватки. С другой же стороны, она продалась хуже своей предшественницы.
Убийца портативных консолей
В 2007 году Apple представила оригинальный iPhone - первый в мире смартфон. И помимо сенсерного ввода с помощью пальцев, удобного интерфейса и хорошего железа, имел возможность играть в игры...
Успех Apple показал востребованность смартфонов на рынке, и уже к 2011 году у многих людей были телефоны нового поколения от различных производителей. Их доступность и многофункциональность смотрятся намного выгоднее, чем покупка отдельного устройства для игр. Казуальные, донатные, бесплатные игры и другие помойки захватили рынок видеоигр, который к началу 2020-ого стал одним мз самых крупных и прибыльных.
От себя хочется добавить другое наблюдение. Многие компании, даже домашних консолей, за исключением большой N, проваливались на рынке портативного гейминга. Это повело за собой нежелание вкладывать деньги в очень рискованный бизнес.
А когда в 2011 году даже такие короли рынка как Sony и Nintendo провалились по продажам, все поняли невостребованность портативных консолей.
Второе дыхание?
В 2017 году выходит Nintendo Switch и к 2022 году продается тиражем более чем в 100 миллионов. В этом году вышел Steam Deck с полной поддержкой библиотекой Steam, продажи которого тоже впечатляют.
Как это произошло? Я думаю, что все благодаря тому, что люди устали от однообразных мобильных игр, и что теперь портативная консоль может запустить игру с больших консолей, а значит новые релизы не пройдут мимо вас. Да и сами портативки уже не являются таковыми, а скорее гибридными консолями, которые можно как и подключить к вашему телевизору или монитору, так и взять с собой на работу, учебу, путешествие и т.д.
Все хорошо, что хорошо кончается?
Не могу говорить на все 100%, что ждет рынок завтра. На наших глазах постепенно меняется весь рынок видеоигр, появляются новые технологии и возможности. И кто знает, может однажды облачный гейминг уничтожит само понятия консолей. Технологии Geforce Now и Xcloud кажутся все менее фантастическими, и тогда люди смогут играть в игры где угодно и когда угодно в не зависимости от "железа".
А пока я рад, что рынок портативных консолей все еще жив.
Послесловие
Всем спасибо за внимание. Пишите, что думаете про портативный рынок консолей и портативный гейминг в целом. Имеете или хотели бы иметь портативку. Или рынок мобильных игр намного лучше и удобнее?
И по стандарту, пишите, обязательно пишите, что пропустил, что забыл и где допустил ошибки. Всем добра.
P.S. Кому не жалко докиньте деньги на покупку портативки T_T
Лучшие комментарии
PS Vita недооценена, особенно шитая. Я до сих пор раз в иногда достаю во что-то поиграть, особенно эмулятор PSP обожаю, когда ностальгия пробирает. Там не такой список ААА, конечно, как на свиче том же (оно и понятно, уже более 10 лет прошло), но можно и к PS4 подключить, если в наличии, хотя без курков играть тот ещё мазохизм (пытался в паучка играть, пока плойка дома была, а я с витой в универе).
Раньше не особо задумывался как это круто — портативноть. Но потом достал Свич со Скайримом башня отлетела)
Портативки дают ощущение игрушки, крутой стильной вещицы, которую приятно взять в руки. Тот же ноутбук такого эффекта не даёт, даже оч крутой. Сужу по себе.
Ну в конце мне не хватило абзаца про ренесанс ретрогейминга в лице китайских портативок. Да, сначала они были жутко неудобными и напоминали тетрисы из 90-х (бюджетный сегмент до сих пор такой), но сейчас есть целый ассортимент очень крутых и более дорогих решений, которые ничем не хуже официальных аналогов, а иметь ретроигровой музей в своём кармане, доступ к которому открывается по нажатию одной кнопки — приятная опция. Впрочем история эмуляции на различных портативных устройствах — это наверно материал для целой отдельной статьи.
Во-первых, сейчас спокойно можно купить геймпад для смартфона и играть с ним полноценно. Один только ретроарч дарит десятки тысяч годных игр. Минус один: инпутлаг. Но на самом деле чаще всего это случается из-за кривости настроек ОС: телефон продолжает дальше искать блютуз-устройства и нужно просто вручную это сканирование вырубать.
Но почему-то для большинства людей это все равно настоящее откровение, что к смартфону можно приделать геймпад.
Во-вторых, мощностей арма вполне хватает для игр на уровне х360. Если бы вальв запилили эмулятор х86 на арме, вот где была бы бомба.
В-третьих, портатив хорош лишь в теории. Дома есть ПК или ноутбук, на работе нужно работать, на ходу до метро или за рулем ты не поиграешь, а времени в метро хватает только если ты с конечной до конечной ездишь. Банально тупо некогда в них играть в дороге и мало кто может позволить себе путешествия, чтобы вопрос портативности гейминга был актуален.
В конце концов важна не платформа, а игры на ней. А сейчас проблема в перенасыщенности рынка. Раньше портатив был годным, как и свич сейчас, потому что на нем игр ровно столько, сколько нужно. Это не помойка и не свалка, как стим или гугл плей, игр мало, но все они достойные, и из-за их малочисленности у тебя нет перегруза в башке, что игр много и в итоге ты ничего не запускаешь.
Хорошая кратко-обзорная статья, спасибо) Ее можно много чем дополнить, как сказали ребята выше, но и в имеющемся виде однозначно приятно почитать.
Сам являюсь владельцем PS Vita, New Nintendo 2DS XL, Nintendo DS Lite, Nintendo Switch (один шитый + второй лицензия, OLED). Некогда была PSP, но я ее заменил шитой Витой, т.к. органы управления и экран для меня решили все.
И, могу сказать, что для вышеупомянутых Vita\DS\3DS вышло такое количество годноты, что за год не съесть. Vita жутко недооценена, на нее выпущено овердохрена годнейшей японщины. 3DS покупалась в лучах славы, и для нее вышла уйма Hidden Gems, что справедливо и для ее предка — DS.
Свитч у меня вообще является чуть ли не третьей основной игровой платформой после PS5 и XSX. Для них купил пачку аксессуаров и регулярно что-то беру в ешопе.
На смартфонах не играю в принципе — для меня это повседневный инструмент, на который не хочется вешать какие-то еще контроллеры и что-то из него выжимать дополнительно. Этой заразе бы до конца рабочего дня доживать.
Удобнее со свитчом: приходишь, например, на встречу или в кафе, ждешь кого-нибудь, достал консоль, поиграл 15-30 минут, пока человек не пришел — и прям идеально. И смартфон не севший. Или вовсе отдельное удовольствие — в выходной сесть в любимой забегаловке — поиграть в наушниках под свежую вкусную еду.