18 сентября 2022 18.09.22 27 2377

Игра о Смутном времени: ожидания и реальность

+28

Доброго времени суток, дорогие читатели! В этом году в новостном пространстве отечественной игровой индустрии прогремела новость о том, что российский Институт развития интернета выделил грант размером в 260 миллионов рублей студии Cyberia Limited (которая вскоре превратилась в Cyberia Nova) на разработку продукта, посвящённого Смутному времени. Предполагается, что релиз продукта состоится уже в 2024 году.

Вспомним, что известно: основой для игры станет книга писателя XIX века Михаила Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году». В то время эта книга пользовалась большой популярностью у любителей литературы, многие положительно отзывались о романе «русского Вальтера Скотта». Однако бестселлер 1830-х годов вскоре оказался на задворках истории — он не прошёл проверку временем, оставшись лишь модным патриотическим чтивом. Главный герой книги: вымышленный боярин Юрий Милославский, участвовавший в событиях 1611–1612 года, в том числе и в знаменитом походе второго земского ополчения. Он, по сообщениям разработчиков, и станет также игровым протагонистом.

Обложка нидерландского издания книги. 1835 год
Обложка нидерландского издания книги. 1835 год

Для меня, как для историка, всегда приятно видеть, когда отечественные разработчики обращаются за вдохновением к прошлому, которое изобилует сюжетами и антуражем, достойными воплотиться в качестве виртуального развлечения. Однако в связи с проектом «Смута» возникают определённые вопросы, причём они касаются не только финансовой стороны. Сложно представить, чтобы разработчики, до этого создававшие лишь мобильные игры, смогут представить на суд публики достойный крупнобюджетный проект на историческую тематику. 

Поводов для оптимизма действительно мало. Их не добавляет даже оказавшийся весной на просторах Сети дизайн-документ, в котором кратко описывается суть проекта и демонстрируются арты. Скорее наоборот: визуальное оформление, стилистика и характеристика миссий, которые будут в игре, намекают на то, что компания не собирается далеко уходить от своего мобильного опыта. Ну, а появление в качестве одного из вдохновителей серии  Assassin’s Creed навевает грустные мысли. Хотя, на мой взгляд, если продукт окажется похожим по качеству на франшизу Ubisoft — это можно будет назвать крупным успехом.

Почему Смутное время - важный период в истории России?

Сегодня я поделюсь с вами своими мыслями о том, как может выглядеть идеальная игра, посвящённая русской Смуте. Но для начала следует сказать несколько слов о самом периоде — без глубокого погружения кратко охарактеризовать, что же именно происходило в Российском государстве в начале XVII века и почему эта эпоха чрезвычайно важна для истории страны.

Историки до сих пор спорят относительно точки отсчёта Смуты, однако в вопросе причин сомнений нет. К концу XVI века страна была ослаблена временем правления Ивана Грозного. Опричнина и Ливонская война, завершившаяся поражением России, ослабили внутренние силы страны. Царская власть и боярство боролась друг с другом за привилегии и влияние, а разразившийся в начале XVII века голод окончательно подорвал хрупкий баланс сил. На дорогах всё чаще появлялись шайки разбойников.

После смерти сына Ивана Грозного, Фёдора, пресеклась династия Рюриковичей. На трон взошёл Борис Годунов, пытавшийся спасти положение и вывести страну из кризиса, но его легитимность вызывала серьёзные вопросы. Конечно, ослаблением России стремились воспользоваться и соседние страны, прежде всего Польша, надеявшаяся возвести на трон либо лояльного себе правителя (которым временно был Лжедмитрий I), либо объединить оба государства под скипетром польского короля.

Самозванцы, бандиты, отряды казачьих атаманов и интервентов всех сортов и расцветок — такой ландшафт можно было наблюдать в России в ту эпоху. Бояре тоже раскололись: часть присягали на верность полякам или «чудесным образом спасённым» Дмитриям, часть пыталась сохранить верность присяге. Простой народ же выживал, как мог.

В таких тяжёлых условиях предпринимались попытки положить конец сложившемуся положению: именно с этой целью собирались народные ополчения, руководимые дворянами и казачьими лидерами. Первое из-за разногласий лидеров, закончилось поражением, но второе, которое возглавляли Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, смогли освободить Москву от поляков и обеспечить условия для созыва Земского собора и избрания на трон Михаила Романова, чья легитимность уже не вызывала сомнений. Примечательно, что инициатива о создании такого войска принадлежала не аристократии, и горожанам и отчасти духовенству — наверное, впервые в истории России именно «третье» сословие взяло на себя ответственность за будущее страны.

Поэтому этот период в историческом смысле чрезвычайно важен. И именно об этом стоит вспоминать, отмечая не совсем понятный для большинства населения страны День Народного Единства. К сожалению, нам не удосужились описать значение этого дня — в основном его рассматривают как замену 7 ноября.

Существуют ли игры, посвящённые Смуте?

Несмотря на огромный потенциал, Смута нечасто захаживает в игры. Навскидку я могу вспомнить лишь один продукт, так или иначе её касавшийся — это глобальная стратегия  Империя: Смутное время, вышедшая в 2009 году и разработанная отечественной студией Lesta Studio, которая в дальнейшем займётся  World of Warships. В целом игру оценили неплохо, однако на фоне той же Europa Universalis она выглядела недостаточно проработанной. Да и конкретно Смуте она не была посвящена — время действия ограничивалось 1350 и 1650 годами.

Скриншот из игры "Империя: Смутное время"
Скриншот из игры "Империя: Смутное время"

Близкие к Смутному времени эпохи использовали разработчики аддона к Mount and Blade  «Огнём и мечом». Первые  «Казаки» тоже касались Восточной Европы XVII века — но всё это касалось уже столкновению России и Польши в годы восстания Богдана Хмельницкого. Непосредственно же к Смуте никто не обращался.

Какие преспективы даёт сеттинг и что предлагает проект Cyberia Nova?

Итак, что мы имеем. Сеттинг о стране, погружённой в глубокий кризис. Многочисленные фракции, имеющие свои интересы и свою правду. Невероятная возможность в сложившихся обстоятельствах сделать себе имя и капитал — как известно, в смуту выживают наиболее приспособленные, такой социал-дарвинистский естественный отбор. Ну и война, которая никогда не меняется, куда же без неё. Кажется, идеальный набор для идеального сеттинга.

Выбор в данной ситуации довольно широк. Можно разработать RTS по самым значительным событиям Смуты, от восстания Ивана Болотникова до, скажем, похода королевича Владислава на Москву. Причём полевые сражения можно чередовать с осадами и штурмами — такими были оборона Смоленска и Троице-Сергиева монастыря. Различные фракции позволяют разнообразить игровой процесс: здесь и русские (причём несколько видов, от правительственных войск до шаек лжедмитриев и казаков), и поляки, и шведы. Да даже крымских татар при желании можно добавить. Одна проблема — как показал недавний релиз  Age of Empires IV, игры очень добротной и качественной, с RTS на рынке напряжёнка. Банально нет интереса у аудитории.

Оборона Троице-Сергиевой лавры
Оборона Троице-Сергиевой лавры

Другой подход — ролевая игра. До проекта Cyberia Nova таких не существовало. Разве что ещё в бородатые времена первой  Mount and Blade мододелы пытались реализовать проект под названием «Age of Turbulence», однако по многим, как объективным, так и субъективным причинам, он не был доведён до ума, хотя сейчас можно ознакомиться с модификацией.

Смута идеально подходит в качестве сеттинга для RPG. В принципе об этом говорят и в Cyberia Nova, приводя в качестве вдохновителей  третьего «Ведьмака» и серию  «Кредо убийцы». Оттуда, мол, и открытый мир возьмут, и эпичность, и разнообразные квесты. Однако, если к референсу к творению CD Project Red вопросов в принципе нет (ориентироваться на лучшее — это правильных подход), то, как я уже писал, Assassin’s Creed в этом плане вызывает вопросы. Немного субъективщины: для исторической ролевой игры оттуда можно взять внутриигровую энциклопедию и подход к появлению исторических персонажей. Ну и, конечно, совершенно поразительную способность французов реконструировать правдоподобные города.

Да, раз уж заговорили про отечественный проект. Дизайн-документ содержит арты, в том числе с изображением главных персонажей — и у меня одного возникли мысли о том, что разработчики в принципе не собираются отходить от своих мобильных корней? Они как будто зазывают меня задонатить на нужды нижегородского ополчения. Ну, а образ Марины Мнишек у меня не вызвал ничего, кроме лёгкого удивления и предложения «немного приоткрыть ворота».

Хотя может кто-то просто очень любит милф с пистолями
Хотя может кто-то просто очень любит милф с пистолями

Другая проблема — обозначение в качестве источника сюжета конкретного произведения. Это чрезвычайно ограничивает нелинейность (хотя тут стоит задаться вопросом, действительно ли разработчики её хотят). С другой стороны, в том же дизайн-документе можно встретить следующую фразу:

«У игроков появится возможность поучаствовать в альтернативных исторических событиях. Не произошедших в реальности, но логичных с точки зрения науки».

Разработчики игры "Смута"

Уже здесь заложено глубокое противоречие. То, как развивалась Смута и к чему пришла — итог самых разных событий и решений. Искусственное изменение одного из них приведёт как раз к нелогичному с точки зрения науки сценарию. Мне кажется, что это фраза была добавлена для задабривания заказчиков — иначе её следовало вообще убрать из документа. Ну, и как я писал в своём прошлом блоге, адекватно реконструировать прошлое невозможно, ни при каких обстоятельствах, такова грустная реальность.

Что делать?

Поэтому остаётся только мечтать об идеальной игре о Смутном времени. Перебирая в голове примеры ролевых игр с проработанным сюжетом и персонажами, я смог вспомнить лишь  Kingdom Come: Deliverance. В этой игре отлично реализован сценарий личной истории на фоне глобальных политических событий. Для предполагаемой игры о Смуте пример продукта чешского игропрома мог бы стать основополагающим — не только в плане сюжета с зачином «враги сожгли родную хату», но и подхода к реконструкции бытовых мелочей.

Хотел бы я увидеть такие пасторальные пейзажи, но о России XVII века
Хотел бы я увидеть такие пасторальные пейзажи, но о России XVII века

Конечно, для этого нужны довольно большие средства, которых в отечественной индустрии, за исключением мобильного гейминга, немного. Вряд ли кто-то сейчас, за исключением, возможно, государства и аффилированных с ним структур, будет выделять деньги на такой проект. Следующая проблема, связанная с этим — продажи. Даже выделив средства на продвижение не факт, что игра продастся в достаточном для покрытия расходов объёме. Cyberia Nova, по всей видимости, будет решать эту задачу путём включения внутриигровых транзакций: PVP-режим, анонсированный в проекте, явно на это указывает.

В общем, делать игры на историческую тему в нашей стране — дело крайне невыгодное. И вряд ли мы в ближайшее время увидим достойный высокобюджетный проект по этой теме. Надежда остаётся на инди, но и здесь есть особенности: независимые разработчики ориентируются, прежде всего, на зарубежные рынки, где могут просто «не зайти» проекты, основанные на истории России. Если это только не игра, посвящённая общим моментам, вроде Второй Мировой войны.

В любом случае, лично я буду следить за новостями о «Смуте» и держать кулачки за то, чтобы мои пессимистичные прогнозы не сбылись.

***

Спасибо за внимание! Жду ваших комментариев и мнений.


Смута

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
4 апреля 2024
412
1.2
424 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Все высказывают всего лишь своё мнение. Что и как делать решает разработчик. Насколько у него получится соответствовать требованиям заказчика и заинтересовать потребителя — на сегодня нет математической модели успешной игры. Кто знает, может они строго в рамках какой-нибудь исторической работы сделают игровой фильм, а он возьмёт и сработает. С моей стороны пожелания разработчику — чтобы у него получилось. А вот «сами себя поставили в определённые рамки» — это прямо в точку. Тоже сугубо личное мнение: по-моему, лучше заявлять не об историчности, представляя это как преимущество продукта, а о сеттинге такого-то периода: чтобы сосредоточиться на более важных для игры аспектах. Заинтересовать потребителя каким-нибудь реальным историческим эпизодом (как я понимаю, в этом интерес заказчика) можно не только создав документальное произведение, но и аллюзию на него. Например, поместив эти события в далёкое будущее, в космосе, или мир фэнтези. Причём сделать не всё явным и однозначным. Тогда будут реализованы сразу несколько функций игры развлекательная, развивающая (опыт не просто потребителя, а исследователя), познавательная (попутно с ней и образовательная, конечно же). Так в идеале и зависит всё от таланта создателей. Можно назвать это моей деформацией в отношении восприятия игр — такие приёмы у меня вызывают больший интерес к самим событиям и имеющейся информации. Развивающая функция игр в данном случае реализуется ещё и тем, что учит моделировать события, рассматривать с разных сторон, анализировать и формировать собственное понимание. Тоже сугубо личное мнение, так как никаких результатов научных исследований у меня нет. Всё-таки влияние игр на нас — это продолжающийся эксперимент. Но, опять-таки личное мнение, триггером запускающим остальные функции игр, является прежде всего развлекательная, то есть интерес.

В общем, делать игры на историческую тему в нашей стране — дело крайне невыгодное.

Можно и делать выгодное. Даже выбор есть.
Тут либо подстраиваться под аудиторию до уровня Космических Рейнджеров и Санитаров Подземелий.
Либо брать более широкую тематику. В случае со Смутой это малый ледниковый период. Изложить те события как хтонь, с точки зрения людей того времени, и на выходе будет эпическая фентезя, основанная на реальных событиях, которой заинтересуется больше народу, чем кучка патриотов и любителей России 17-го века. Возможно даже за рубежом.

Смутная игра какая-то). Вроде как разработчики недавно показывали пару персонажей и пару анимаций, значит игра пока в разработке.А кто будет в такую игру играть непонятно, ведь ради исторического игрового опыта у нас есть Kingdom Come и Mount and Blade, плюс в эту игру никто не верит.

Кстати я сегодня наткнулся на другую игру «Отряд его величества», в ноябре 2020 альфа версия вышла бесплатная, там 19 век и стоит на нее пристально посмотреть)

не зыбывайте что деньги дает государство, поэтому вариативность будет весьма условной, что-то я сомневаюсь что дадут возможность встать на сторону Лжедмирия и провести либеральные реформы

Ну, а появление в качестве одного из вдохновителей серии Assassin’s Creed навевает грустные мысли

А почему? Понятно, что историзма в ассасинах мало (особенно в последних), но крутость этой серии в ее способности интересно показать эпоху. Меня в свое время первая часть Креда заставила перелопатить кучу книг в поисках ответа на вопрос: кто же такие эти ассасины в действительности.

Настолько ли важно точное соответствие сюжета игры современным представлениям и трактовке событий? Вариативность, по-моему, будет плюсом игры, если её действительно получится реализовать. Главное, чтобы сохранялась внутренняя логика. В игру должно быть интересно играть и не один раз. Как мне кажется, в игре важнее развлекательная сторона, а познавательная реализуется как возникающий у игрока интерес найти информацию и больше узнать. Единственное к чему я отношусь отрицательно, когда реальным историческим лицам приписываются не соответствующие их образу действия. Но это отдельная тема.

Ваша правда. Были бы талантливые люди и возможности для реализации их планов

очередные «дети против волшебников» получатся, к гадалке не ходи

Очевидное отмывание бабок, особенно на политическом фоне. Понятно, что что-то они выкатят, но итог немного предсказуем

В любом случае у историков будет возможность сделать разбор с точки зрения историчности, так как игра позиционируется посвящённой (не просто в сеттинге) определённому эпизоду (весьма значительному). Такие разборы делаются на любые произведения, в данном случае это лишь означает, что разбор будет более строгий с точки зрения соответствия историческим событиям (опять вспоминаем, что "… сами поставили определённые рамки"). Но, в целом интереса к теме будет больше, если сама игра будет успешной. В этом мнении, полагаю, мы совпадаем, несмотря на разную оценку критериев, которым игра должна соответствовать. В конце концов, тот же интерес не противоречит историчности. Но (опять только личное мнение) строгая историчность сужает творческие возможности. Сильнейшая из сторон игр как искусства — потенциально неограниченная интерактивность. Но и здесь, в итоге, полагаю мы совпадаем в мнении, что всё зависит от таланта создателя.

Так же. Ассасины как явление историческое было для меня в тени именно до знакомства с этой игрой. А уж если кого игра сподвигла узнать больше о тамплиерах — можно предполагать, что человек минимум ознакомится с мировой историей. Про философские изыскания на которые не обязательно, но вполне может направить игра (и вообще игры с продуманным сюжетом) — разговор отдельный.

Скорее всего да. Но запретить иметь своё мнение об идеальной игре нельзя. Я бы с удовольствием поиграл за все стороны событий. Для меня было бы важно соблюдение внутренней логики и желательно — законов исторического развития. Но совсем не обязательно совпадение результатов игры с историческими. Это настолько обширная тема, а реализация игры как продукта ограничена возможностями, ресурсами, да плюс ещё и требованиями заказчика, как мы подозреваем. К тому же, как показывает опыт: завышенные ожидания отрицательно сказываются на восприятии конечного продукта. Остаётся рассчитывать на талант создателей игры. Как всегда.

Про игры можно будет целую книгу написать, какая и к чему вызвала интерес. Те же Ассасины, любимые Age of Mythology или Age of Empires. Если встречаются в игре имена исторических лиц или персонажей мифов — обязательно загляну хотя бы в Википедию узнать больше.

Полностью согласен со сказанным. Такие мультижанровые эксперименты всегда интересны, но в данном случае его, к сожалению, точно не будет. Да и какой-то культурной традиции (не знаю, как точнее это назвать) таких экспериментов не только в играх, но и в целом в произведениях искусства у нас нет. Даже китчей (но китч сейчас могут просто не понять в наши напыщенно серьёзные времена).
Ну и для таких экспериментов нужен нетривиальный подход и большой талант. Я надеюсь, что у нас есть такие авторы. Просто в данном случае, следуя пути историчности (как бы я не не любил это слово) можно достичь неплохих результатов. Но, опять же, цели и задачи у разработчика другие, да, они исходят из требований заказчика, который явно не думает над тем, какой след в мире компьютерных игр этот продукт оставит.

Моя любимая и единственная студия и моего любимого города — Новосибирск <3

Ну на фоне импортозамещения и официального признания игр, могут и надавить сделать качественный продукт, хотя бы попытаться и посадят кого нить. В итоге получил посредственный продукт, а государственное финансирование в будущем получить будет сложнее)

Если немного отвлечься от игр, но в тему историчности, развлекательности (подстраивания под зрителя) и познавательности — кинокомикс «300», снятый на основе комикса, который в свою очередь был вольной трактовкой. Мне больше понравился «300: Rise of an Empire» (за исключением сцены «свидания» Артемисии и Фемистокла, я бы по-другому изобразил, но это отдельная тема), большей приближенностью героев к простому человеку, так как в «300» зрителя буквально заливают тестостероном. Но всё-таки — это шедевр. Полагаю, что немалое количество посмотревших фильм обратились к имеющимся источникам о тех временах и не только в Греции. Хотя стоит сделать поправку, что Античность всегда в топе. Я один из тех, кто с удовольствием обновил и пусть немного, но расширил свои знания в этой области после просмотра.

А судьи кто? Для кабинетных чиновников продукт может и будет качественный, но я сомневаюсь в их компетенции.
Более реалистичным кажется вариант банального отмыва средств и «потёскинских деревень». Что-то сделают, отчитаются — и благополучно забудут.

Волшебная сила искусства, что тут сказать! Изначально было понятно, что «300» — не исторический фильм, а по мотивам, что называется. И оно прекрасно в своём жанре.
Кстати, из игровой индустрии у меня есть похожий пример — Battlefield 1. Ну полная ересь с точки зрения истории. Но продукт качественный. Думаю, многие заинтересовались периодом и что-то прочитали. Хотя по факту — боевичок, имеющий мало отношения к окопной войне.
Так что всё зависит от поставленных задач и таланта эту задачу реализовать.

Читай также