3 июля 2022 3.07.22 83 71K

Почему Империя — это не так плохо, как принято думать

+102
Лучший блог недели
2000 ₽
«Карфаген должен быть разрушен»
Марк Порций Катон Старший

Классическая трилогия «Звездных войн» — это во многом сказка, написанная в космических декорациях. Тут есть типичные сказочные тропы: герой попадает в беду, которая, как это часто бывает в сказках, является завязкой истории (уничтожение фермы, где рос Люк Скайуокер), герой встречает мудрого наставника — Бена Кеноби. Мудрый наставник тоже предельно сказочный — это загадочный старик-«волшебник», который делится с героем знанием, опытом, дает ему цель и при этом оказывается персонажем-дарителем, поскольку вручает «меч-кладенец». И кстати слово «волшебник» тут можно было писать без кавычек, поскольку до трилогии приквелов с ее мидихлорианами Сила фактически была магией — непостижимой и загадочной штукой, которая дает герою необыкновенные способности.

Дальше — больше. Герой спасает принцессу (в буквальном смысле принцессу), сражается с Кощеем Бессмертным (Дарт Вейдер) и даже спасается от гигантского змея, пытающегося его сожрать.

Это вообще мотив, который есть во множестве сказок мира и который имеет прямое отношение к обрядам инициации. Углубляться в это не буду, кому интересно, тыкайте в спойлер.

«Полная картина боя в русской сказке включает два основных момента, два стержня.

Один —это самый бой, другой — погоня змеихи и попытка проглотить героя, убийцу ее мужа или сына. Змеиха в этих случаях является для слушателя совершенно неожиданно, ее появление в ходе действия не нужно, не мотивировано, легко может отпасть и действительно часто отсутствует без всякого ущерба для хода действия.

Выше высказано предположение, что мотив змееборства возник не как новый, а как выросший из каких-то других, бывших до него мотивов. Материалы показывают, что мотив змееборства возник из мотива поглощения и наслоился на него. Это заставляет нас рассмотреть прежде всего наиболее архаическую форму змея, а именно змея-поглотителя.

Мы уже знаем, что ключ к сказке кроется не в ней самой. Где же помимо сказки встречается проглатывание и извергание человека? Уже выше указывалось, что подобный обряд входил в систему инициации. Там на это только указывалось, здесь этим надо заняться несколько подробнее, так как иначе мотив змееборства останется непонятным. Нам необходимо установить, как этот обряд фактически производился. Здесь, конечно, не может быть речи об исследовании этого обряда, здесь может быть дана только характеристика его».

Владимир Пропп. «Исторические корни волшебной сказки».

Я все это веду к тому, что сказка имеет предельно простые моральные координаты. Есть добро, есть зло. Добрые джедаи, злые ситхи. Хорошие повстанцы, плохие имперцы. Никаких полутонов, никакой серой морали. Неким намеком на серую мораль можно считать поступок Хана Соло, который стреляет первым. Но это допустимо для «хорошего плохиша».

Соло стреляет первым. Точка.
Соло стреляет первым. Точка.

И кстати именно за это его фанаты и любят. Поэтому они обрушились на Лукаса с праведным христианским гневом, когда тот попытался обелить Соло и выпустил отретконенную версию, где он уже убивает Гридо в целях самозащиты, а не потому что он бэдэс.

Как бы то ни было, суть вы уловили. Империя изначально подается зрителю как что-то однозначно плохое. Эдакий космический вариант толкиеновского Мордора с орками, облаченными совершенно неуместные в сеттинге «потертого космоса», но от того еще более сексуальные белые доспехи.

Итак, Империя — это диктат, насилие, расизм (в классической трилогии среди имперских офицеров — только люди) и вообще фу-фу-фу такими быть. Но, несмотря на это, многие фанаты искренне любят Империю.

С одной стороны, нам показывают, что Галактическая Империя — это дикая военизированная диктатура. Сенат — чисто номинальный, все ключевые решения все равно принимает император. Для подавления инакомыслия создан жесткий репрессивный аппарат. Высокопоставленные офицеры, совершившие ошибку, не просто лишаются должности, а их буквально убивают на месте.

Что и говорить, если имперцы могут уничтожить целую планету просто чтобы преподать урок принцессе Лее, а заодно затестить «Звезду смерти».

С другой же стороны, люди, знакомые с книгами и комиксами, знают, что Империя действительно навела порядок и привела центральные системы к процветанию. Это, кстати, можно заметить в новом сериале «Кеноби». Там показывают Дайю — богатую и высокотехнологичнаю планету, чем-то напоминающую республиканский Корусант.

Сценарист сериала Джоби Харольд сравнивает Дайю с Гонконгом. Кстати, сам Корусант тоже никуда не делся, он стал Имперским сектором.

Многие привыкли ассоциировать империю с захолустьем Татуина. Богатому и процветающему центру Лукас противопоставил бедную периферию, где царит натуральный Дикий Запад. Народ там выживает за счет фермерского хозяйства (Оуэн Ларс), торговли (джавы) и контрабанды (Хан Соло), а балом правят преступные организации, вроде клана Хаттов и синдиката пайков.

Но неужели во времена старой Республики было лучше? Татуин был точно таким же -  бесконечно далеким от понятия «цивилизация» захолустьем, где точно так же царил Дикий Запад. Только там еще и вполне легальное рабство было.

Государственное управление

«Без власти человек погибает»
Сейт Пестаж

Здесь и далее у читателя могут возникать некие ассоциации с реальными государствами, но я заранее хочу всех предупредить, что не намерен ударяться в политоту и проводить какие-либо параллели. Так что, как говорят в кино и играх, «все совпадения случайны», а выводы делайте сами.

Итак, в плане системы управления Империя была, пожалуй, более совершенной, чем Республика. На смену чудовищной, неповоротливой бюрократии пришла жесткая и эффективная вертикаль власти.

Во главе государства стоял император, который опирался на своих ближайших соратников: Сейта Пестажа — советника и великого визиря (что-то вроде главы правительства) и Дарта Вейдера — верховного главнокомандующего Имперским флотом. Оба были правой рукой для императора.

Ниже в этой иерархии были мофы (губернатор космического сектора), гранд-моффы (губернатор приоритетных секторов — особых административных единиц, куда входили важные объекты, вроде Корусанта и Звезды смерти), Комиссия по охране Нового порядка (КОМПОНП, он же — КОМПОТ, извините, не могу воспринимать эту дикую аббревиатуру всерьез). Еще ниже — имперские чиновники и правители планет. Отдельно идет силовой блок — армия, разведка и Инквизиторий.

Эта структура с одной стороны позволяет единолично управлять всей галактикой и быстро принимать решения, а с другой — остается довольно децентрализованной за счет системы мофов.

Республика же имела невероятно раздувшийся чиновничий аппарат, а также погрязший в коррупции и бюрократии Сенат, который неделями мог принимать важное решение и так в итоге ничего и не решить. Во времена Республики окраинные системы, как уже говорилось выше, влачили нищенское существование и находились под властью пиратов и криминальных синдикатов. Кроме того, Республику постоянно раздирали внутренние противоречия, что выливалось в непрекращающиеся войны. Это и Тионская война (24000 ДБЯ), и Альсаканские конфликты (17000 ДБЯ — 3017 ДБЯ), и Мандалорские войны (3976 ДБЯ — 3960 ДБЯ), и Войны клонов (22 ДБЯ—19 ДБЯ), и много чего еще.

Во времена Палпатина конфликты тоже были, но в политическом плане Империя  -  более устойчивая система, чем Республика. Об этом говорит и то, что большинство систем были рады присоединиться к Империи.

Многие сравнивают Империю с нацистской Германией, но если проводить исторические параллели, то я бы сравнил Республику и Империю с Римом времен сенатского и императорского правления соответственно. Рим точно так же начинал с демократии и парламентского строя, а затем перешел к автократии, где Сенат хоть и был, но уже играл номинальную роль. Как и Римская империя, Галактическая империя представляла собой мощную военную машину, которая живет за счет завоеваний и расширения своего влияния. И тут мы подходим ко второму подкупающему многих фанатов моменту.

Вооруженные силы Империи

Армия

Республиканская армия до Войны клонов представляла собой довольно жалкое зрелище. Она сочетала немногочисленные элитные части со слабенькими силами самообороны планет. Лишь к концу существования старой Республики вооруженные силы оформились в нечто боеспособное.

У Республики были две сильные стороны — армия клонов и орден джедаев. Клоны хороши тем, что практически все они — идеальные солдаты. Они не только были копией крутейшего охотника за головами Джанго Фетта, но и обучались мандалорцами, для которых война — это часть их культуры. То есть клоны, как и мандалорцы, это такие космические спартанцы — каста воинов, которые обучаются военному ремеслу с самого детства и для которых война — смысл жизни.

С джедаями все не так однозначно. Да, это могучие воины, однако на них возложили роль военачальников. Многие джедаи, имевшие ранг мастера и рыцаря, были генералами. Решение сделать джедаев генералами весьма сомнительное.

Джедаи — не военные, их никто не обучал стратегии, тактике, маневрам (хотя Оби-Ван и Энакин действительно демонстрировали талант хороших полководцев в сериале Войны клонов). Об этом прямо говорил мастер Йода: «Джедаев слишком мало для защиты Республики. Мы хранители мира, а не солдаты». Кроме того, война ломает неподготовленных людей. Ярчайший пример — это предательство генерала Понга Крела, который перешел на темную сторону, посчитав, что «в галактику пришла новая сила».

С другой стороны, если вспомнить, что вовлечение джедаев в Войну клонов было планом Палпатина и конечная цель этой многоходовочки — приказ 66, то все встает на свои места.

Джедаи стояли не только на страже Республики, но и на страже полочки Royal Cheese
Джедаи стояли не только на страже Республики, но и на страже полочки Royal Cheese

В противовес Республике, которая лишь на закате получила отличную армию, Вооруженные силы Империи с самого начала были крутыми. На первых порах костяком этой военной машины были все те же клоны, а потом на полную катушку заработали собственные институты подготовки кадров. Например, начала функционировать знаменитая имперская академия, где успел побывать даже Хан Соло, который мечтал стать пилотом.

Имперские силы были представлены армией, флотом, штурмовым корпусом, разведкорпусом, военной полицией, спецназом (сюда кстати входит тот самый «Отряд Инферно», который засветился в игре Battlefront 2), а также военными учеными из разных департаментов, которые занимались созданием нового оружия.

Структура в имперской армии плюс-минус соответствовала реальной армейской структуре с поправкой на то, что речь идёт о галактических масштабах: отряд, который возглавляет сержант, взвод (лейтенант), рота (капитан), батальон (майор), полк (подполковник), боевая группа (старший подполковник), корпус (генерал-майор), армия (генерал), армия системы (верховный генерал), армия звездного сектора (маршал — обычно это звание носил местный мофф или гранд-мофф).

Штурмовики

"Имя мне - Легион"
Одна очень-очень старая книга

Однако «лицом» имперской армии стали штурмовики. И тут надо сказать пару слов про огромного космического слона в звездновоинской комнате — почему штурмовики были таким днищем.

По лору, штурмтрупперы — это элита имперских войск. Это те самые солдаты-клоны, созданные на Камино, которые при этом беспрекословно преданы императору и прекрасно обучены. То, что они ходят в белоснежной броне и, подобно мандалорцам, никогда не снимают шлем, должно вселять ужас в сердца врагов Империи.

Однако все мы знаем об «эффекте штурмовика». Обладая прекрасной огневой подготовкой и лучшим оружием, эти элитные войска не могут попасть в героев с пяти метров. Возможно, это просто еще одна сказочная условность, с помощью которой Лукас хотел спасти героев от верной смерти, но имидж имперского штурмовика из-за этого оказался сильно подмочен. Впоследствии штурмовики в кино и играх и вовсе превратились в пушечное мясо. Апогеем унижения штурмтрупперов стала битва на спутнике Эндора, когда кучка мимимишных медведей с деревянными копьями смогла одолеть элитные войска Империи. Я понимаю, что Лукасу надо было продавать игрушки, но не такой же ценой! В общем к эвокам я отношусь примерно так же как к Джа-Джа Бинксу. В одном случае у нас плюшевые медведи разбирают палками AT-ST. В другом — безмозглый компьютерный Гуффи вручает верховному канцлеру чрезвычайные полномочия и убивает тем самым Республику. Чума на оба ваших дома.

Есть и другая версия, которая лучше объясняет, почему штурмовики такие косые. Считается, что во время становления Империи в штурмовики действительно брали клонов, однако потом командование сменило концепцию и стало вербовать в «ведроголовые» всех подряд с минимальной подготовкой. То есть идея была в том, чтобы брать количеством, а не качеством. В пользу этой версии говорит то, что в диснеевской трилогии штурмовиком оказался Финн — просто левый чувак, не имеющей никакой военной квалификации и сбежавший, как только представилась такая возможность. Хотя, можете что угодно говорить, но лично я тот цирк с конями, который нам показывают в диснеевской трилогии, каноном не считаю. Для меня Финн-штурмовик и Люк, демонстративно выбрасывающий световой меч, — это просто какая-то параллельная вселенная, которая выглядит как «Звездные войны», но ими не является.

Наземная техника

С имперской техникой все более однозначно. Это лютый вин. Объектом всенародного обожания стали два бронированных шагохода — четырехногий AT-AT, который стал главной звездой битвы на Хоте, и двуногий AT-ST — показавший себя на спутнике Эндора. В детстве, когда я смотрел классическую трилогию, я безумно боялся AT-ST. Потому что AT-AT — всего лишь гигантская и неповоротливая бронированная черепашка, а AT-ST — это блин металлический ТиРекс, стреляющий лазером. Быстрый и маневренный.

AT-ST можно увидеть в дилогии Star Wars: The Force Unleashed и в недавней Star Wars Jedi: Fallen Order, где шагоход выступает в качестве мини-босса. AT-AT также можно увидеть в Star Wars Jedi: Fallen Order — эта вундервафля предстает уже в качестве уровня для платформинга.

Вообще с точки зрения военной науки любая шагающая бронетехника — это довольно сомнительная затея. Во-первых, она шагает, а значит — падает, что и было наглядно продемонстрировано на планете Хот. Колесная или гусеничная техника все-таки куда надежнее. Поэтому люди в нашей с вами реальности и не воюют на мехах (жаль, конечно, но что поделать). Жукообразные шагоходы Республики и паукообразный транспорт Конфедерации (то есть сепаратистов) были куда более устойчивыми, но у них не было той танковой харизмы и жути, что была у имперской техники. 

Во-вторых, имперские шагоходы очень высокие, а значит, это прекрасная мишень для гранатометчиков, артиллерии и авиации. И это не говоря о том, что ничто не мешает вражескому гранатометчику подлезть под «пузо» AT-AT и выстрелить ему в днище, которое, по идее, самая незащищенная часть шагохода.

Посмотрите на реально существующую бронетанковую технику. Если не брать в расчет довольно высокий (и довольно бестолковый) американский танк «Шерман», которого отчаянно пиарили в «Ярости», большинство танков — приземистые. Это сделано специально, чтобы их было сложнее заметить и сложнее попасть.

В нем, конечно, есть выпуклое фалаутовское обаяние, но с конструкторской точки зрения это фейл
В нем, конечно, есть выпуклое фалаутовское обаяние, но с конструкторской точки зрения это фейл

Справедливости ради, почти каждая страна в тот или иной период пыталась создать своего стального гиганта, но успеха эти чудовища не имели из-за своей неповоротливости, топливной прожорливости, дороговизны и уязвимости.

У немцев был танк с ироничным названием «Мышь», который был в высоту почти 4 метра и весил 189 тонн. Всего таких машин было выпущено две штуки.
У немцев был танк с ироничным названием «Мышь», который был в высоту почти 4 метра и весил 189 тонн. Всего таких машин было выпущено две штуки.
У французов был Char 2C — высота 4 метра, вес — 75 тонн.
У французов был Char 2C — высота 4 метра, вес — 75 тонн.
У британцев — «Черепашка» (А-30 Tortoise) — высота 3 метра, вес 79 тонн.
У британцев — «Черепашка» (А-30 Tortoise) — высота 3 метра, вес 79 тонн.

Ну а Расея-матушка подарила сразу двух стальных монстров. Это прототип колесной боевой машины Царь-танк, созданный в 1914-1915 инженером Николаем Лебеденко, и Объект 279, разработанный в 1957 году ленинградским конструкторским бюро. Царь-танк был в высоту аж 9 метров и весил 60 тонн. Объект 279 был в высоту 2,4 метра, в ширину 3,4 метра, весил 59,2 тонны.

Но при этом все эти образцы чуда инженерной мысли или вообще не выпускались, или выпускались ограниченной серией, или ставились на поток, но быстро снимались с производства.

Но! Ничто не отменяет двух фактов. Первый — шагоходы, как и мехи, это круто!  Второй — они ГИГАНТСКИЕ! Я испытываю слабость к гигантизму. Поэтому динозавры, Кинг-Конг, Годзилла, кайдзю и мехи из «Тихоокеанского рубежа» — все это заставляет мое сердечко трепетать. А поэтому у меня нет никаких претензий к имперским шагоходам и они не вызывают у меня ничего, кроме восхищения. Как, думаю, и у многих других фанатов ЗВ. Вот почему имперская техника рулит.

Кстати, у огромных размеров шагоходов есть еще одно оправдание — это оказываемый на противника психологический эффект. Представьте, если на вас медленно идет такая махина. Каков шанс, что вы останетесь на боевом посту, а не бросите свой бластер и не прибегните к тактическому удиранию? Я вот это сделал бы, не думая ни минуты, если бы увидел на поле боя AT-ST, а это значит, имперские инженеры все сделали правильно.

Корабли

Отдельного упоминания заслуживают корабли Имперского флота. Тут, конечно, нельзя не вспомнить Tie Interceptor и Tie Fighter — чрезвычайно шустрые и юркие истребители, запоминающиеся как своим агрессивным дизайном с преобладанием черных тонов, так и характерным звуком. «Перехватчик» имел лазерные пушки, обшивку, усиленную титаниумом, и мог разгоняться до 110 MGLT (мегасвет в час) в космосе и до 1250 км в атмосфере. Tie Fighter имел те же характеристики, но чуть похуже. Лазерные пушки 2 SFS L-s1 вместо 4 SFS L-s9.3 и скорость — 100 MGLT или 1200 км/ч в атмосфере.

Тут стоит сделать одну оговорку. В массовом сознании Tie Fighter выступает главным «врагом» основного истребителя повстанцев X-Wing.

В плане вооружения имперский Сид-истребитель уступает «Крестокрылу». Повстанческая техника снабжена не только лазерными пушками 4 Taim & Bak KX9, но также имеет установки по запуску протонных торпед 2 Krupx MG7, что сыграло решающую роль в войне, так как именно торпедой Люк Скайуокер уничтожил первую Звезду смерти. Кроме того, X-Wing оборудован генератором защитного поля, а значит, он более защищен, чем Tie Fighter. А еще «Крестокрыл» имеет отсек для астродроида на внешней обшивке. Как вы помните, R2D2 мог ликвидировать некоторые поломки прямо во время боя.

В то же время он больше (12,5 метра против 6,3 метра) и развивает меньшую скорость — 80 MGLT или 1050 км/ч в атмосфере.

А еще в имперском флоте были самые настоящие бомбардировщики Tie Bomber. Вот уже они были оборудованы по самое не балуйся — 2 SFS L-s1 лазерные пушки, 2 SFS M-s3 ракетные установки, 2 SFS T-s5 установки по запуску протонных торпед, протонные бомбы, термальные детонаторы и орбитальные мины.

Бомбы они сбрасывали из бомболюка, как самолеты Второй мировой, которыми и вдохновлялся Лукас. Правда, бомбардировки они все же проводили в атмосфере, где есть гравитация, а не в открытом космосе. Поэтому даже наличие бомбардировщиков в лоре «Звездных войн» не оправдывает ту дичь, которую мы видели в «Последних джедаях».

Ну и рок-звездой имперского флота стали "Звездные разрушители" — гигантские махины длиной 1-2 км, которые выполняют роль наших крейсеров, линейных кораблей и авианосцев. Существовало несколько типов стардестроеров: «Победа», «Император», «Палач», «Венатор».

«Победа» (перешел к Империи от Республики) — имел 900 метров в длину. Численность экипажа — 5200 человек. Мог перевозить тяжелую наземную технику — до 10 AT-AT и до 15 AT-ST, а также легкую звездную технику — 24 истребителя, 4 челнока и 6 десантных кораблей. На вооружении стояли лазерные пушки, турболазерные пушки, ракеты и притягивающий луч.

«Император» был в два раза больше «Победы». Экипаж — 37 тыс. человек. Перевозил 20 AT-AT, 30 AT-ST, 48 Сид-истребителей, 12 Сид-перехватчиков, 15 штурмовых кораблей, 12 десантных кораблей и 12 челноков. Из вооружения: турели с турболазерами, турели с  ионными пушками, отдельные лазерные и ионные пушки, а также притягивающий луч. «Император» использовался как для орбитальных бомбардировок, так и для точечных ударов.

Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но, насколько я могу судить, такую громадину нельзя было построить на планете, поэтому звездные разрушители собирались прямо на орбите.

Как и «Звезда смерти» — колоссальная космическая станция размером с Луну, которая способна одним выстрелом уничтожать целые планеты. Что и произошло с Альдерааном — родной планетой принцессы Леи и сенатора Бейла Органы, которая была уничтожена по приказу гранд-моффа Таркина. «Звезда смерти», как и стардестроеры, стала визитной карточкой Империи, символом ее безграничной мощи. Мне даже страшно представить, сколько ресурсов было привлечено для строительства одной такой станции. И если бы инженер Гален Эрсо не создал незащищенную тепловыводящую шахту, которая ведет напрямую к реактору, то «Звезда смерти» была бы неуязвимым оружием.

Инквизиторий

Если Республика имела в распоряжении Орден джедаев, который пусть и не подчинялся напрямую Сенату, но все же защищал мир в галактике, то у Империи был Инквизиторий. Его можно назвать Орденом ситхов. Это была организация, где работали преданные Темной стороне агенты Империи. Главной задачей Инквизитория была охота на уцелевших после чистки джедаев и на всех существ, чувствительных к Силе. Управлялась организация гранд-инквизитором, который подчинялся лично Дарту Вейдеру. Чтобы максимально обезличить агентов, инквизиторам вместо имен давали позывные — с определенным числом и приставкой брат/сестра, что делало Орден похожим на секту. Я могу ошибаться, но, как я понял, число, присваиваемое агенту, соответствует его статусу в организации, как это было в манге и аниме «Клеймор». Чем меньше номер, тем круче считается ситх. К примеру в Star Wars Jedi: Fallen Order мы встречаем сразу двух инквизиторов — Девятую сестру и Вторую сестру. И давайте честно признаем: Девятая сестра и в подметки не годится Второй. Впрочем, если считать каноном недавно вышедший сериал «Кеноби», то стать гранд-инквизитором можно даже будучи не самым главным номером. К примеру, Вейдер присвоил этот титул Третьей сестре, которая явно уступала по способностям действующему главе ордена, но при этом была намного хитрее.

Как и у джедаев, основным оружием инквизиторов был световой меч, бластеров они не признавали. Выглядел он как доработанная версия двухклинкового меча Дарта Мола — рукоятка, встроенная в кольцо с подвижным механизмом. Данный механизм мог раскручивать кольцо, превращая двухклинковый меч в пропеллер. Надо полагать, что эту технику инквизиторы подсмотрели у генерала Гривуса.

Вероятно, что кольцо также выполняет роль гарды, хотя на вид оно больше сковывает движения, чем защищает руку. Ну и чтобы гарда действительно защищала, она должна быть из бескара, в противном случае ее просто отрубят вместе с рукой инквизитора.

Выглядит инквизиторский меч круто, но к его конструкции у меня масса вопросов. Главный из которых — как он может раскручивать кольцо и не прекращать при этом поток энергии. По идее, кристалл и весь остальной механизм, генерирующий поток энергии, должен размещаться в рукояти. Только там достаточно для этого места. В этом случае кольцо, имеющее два отверстия для выхода клинка, при вращении должно постоянно прерывать поток энергии.

Вероятно, когда кольцо крутится, рукоятка не подает энергию. Это значит, что рукоятка генерирует энергию и передает ее на кольцо, после чего перестает работать. А кольцо каким-то образом фиксирует энергетический клинок на точках его вывода.

Ну а то, что инквизиторы летают на мечах, словно на вертолете, извините, но это полный бред, который никак оправдать нельзя. Назвать это крутым язык не поворачивается, это нелепо. Еще один камень в огород крайне сомнительных «Повстанцев».

И да, дизайн световых мечей в «Повстанцах» ужасен. Я знаю, что это ранний концепт мечей Лукаса, но воспринимать всерьез эти зубочистки я не могу.

Инквизиторов в этом блоге я упоминаю главным образом потому, что они невероятно крутые перцы. Это ситхи, но без дурацкого правила двух и работающих на единую организацию с конкретными целями.  Дизайн инквизиторов тоже классный, все они выглядят как Вейдер на минималках, но так и должно быть, учитывая, что именно Вейдер курирует данную организацию.

Культ страха

Отдельное место в идеологии Империи занимает культ страха. Именно страх является главным оружием и инструментом подчинения Империи, отсюда весь этот гигантизм. Вот почему штурмовики не снимали касок. Один вид их доспехов должен был внушать врагу ужас. Главная идея доктрины Таркина состояла в том, чтобы «править не силой, а страхом перед использованием силы». В принципе, если присмотреться, то становится понятно, что и дизайн шагоходов, и дизайн истребителей преследует цель напугать противника одним своим видом. Про облачение Вейдера я молчу.

Что в итоге?

А в итоге складывается странная ситуация. С одной стороны, Лукас в классической трилогии явно пытается дать нам понять, что «Империя это плохо, пнятненько?». С другой стороны, не так страшен черт как его малюют. То есть да, жесткая автократия, преследование инакомыслия и оголтелый милитаризм это плохо, но при этом Империя остается процветающим и безопасным галактическим государством. Единственную угрозу для жителей Империи представляют как раз повстанцы, которые устраивают стычки и с имперцами, подставляя мирных жителей под удар.

Империя настолько мощная в военном плане, что никто даже не подумает на нее нападать извне. Разве это плохо? По сути, это отражение Рима или империи Александра Македонского. Огромное военизированное государство, которое захватило полмира. И тем, и другим сегодня историки восхищаются. И нет ничего плохого в том, чтобы восхищаться сильным и богатым государством.

Ну и надо все же отдать Диснею должное. При всей моей нелюбви к Мышиному дому, он начал постепенно отходить от сказочной черно-белой концепции Лукаса. У Лукаса повстанцы борются за все хорошее против всего плохого. Особенно забавно видеть, как во времена Империи повстанцы - это априори хорошие ребята, а во времена Республики те же повстанцы (сепаратисты) - априори плохие. Двойные стандарты как они есть.

Однако уже «Изгой-один» (пожалуй лучшая лента, которую успел снять Дисней по ЗВ) показывает повстанцев людьми, которые временами ведут себя как полные отморозки. Например, сцена, где Кассиан Андор убивает своего информатора из соображений секретности. Или где поехавший лидер повстанцев Со Геррера начинает заниматься откровенным терроризмом.

Тут стоит упомянуть и жалкую, но все же попытку DICE дать игрокам взглянуть на события Восстания с точки зрения Империи в игре Battlefront 2. И концепцию серых джедаев, появившуюся уже после лукосовских трилогий, которая предполагает, что нет абсолютного добра и абсолютного зла. Есть живые люди, в которых присутствует и свет, и тьма.

Признаюсь честно, мне эпоха старой Республики нравится гораздо больше. Там очень много интересных событий, а Война клонов показана куда масштабнее, чем Восстание. Однако я не могу не признавать, что Империя со всей ее жестью и перегибами все равно невероятно крута.

На этом все. Пишите, нравится ли вам Империя или все же старая Республика была лучше? И да пребудет с вами Сила.


Лучшие комментарии

Это все, конечно, интересно, но есть проблема, которую поверхностно упомянул автор: Империя — это разрозненный концепт. То есть в 4-6 эпизодах Империя одно, в приквелах накидывают больше контекста и неоднозначности и вот Империя это что-то другое, в книгах третье (причем для каждого автора это что-то своё), ну и в нынешней интерпретации Диснея уже четвертое, поэтому подвести это всё к какому-то одному знаменателю уже некорректно.

По поводу процветающей Империи и повстанцев, которые все испортили на самом деле иронично, ведь в современном сознании принято считать, что диктатура и тирания — это не просто морально плохо, но и неэффективно, а демократия же наоборот хорошо и ведет к экономическому росту. Уж не знаю можно ли сравнивать Галактическую Империю с Римской Империей, все же, на мой взгляд, она больше похоже именно что на фашистский режим по вышеописанным критериям, но, наверное, при желании можно сравнить с чем угодно. Ну и то, что политика Империи была основана на подавлении и устрашении внутри себя, а так же, что не смотря на это сформировалась солидная революционная ячейка, которая смогла дать Империи серьезный отпор и в итоге победить, уже говорит о том, что Империя была внутренне нестабильным государством и ее крах был неизбежен.

но в политическом плане Империя — более устойчивая система, чем Республика.

Именно поэтому республика существовала тысячи лет, а империя развалилась почти сразу же после смерти императора?

Но так быстро? Империя и века не просуществовала, а республика существовала тысячелетия.

«Не так уж и страшна империя», всего то устроила тотальный геноцид на паре планет, подавила волю остальных, держала в страхе своих же, зато никто не нападает извне, ну-ну. Отличное место для жизни, ну только если тебе повезло жить на планете, которую не выбрали уничтожить для устрашения остальных. Классные инквизиторы наши братюни, которые могут устраивать волюнтаристские децимации на Татуине, просто убивать рандомных фермеров, чтобы найти джедая, закон писан только для избранных, зато имперские юани как никогда стабильны.

У империи в SW есть один крупный недостаток — она ЗЛАЯ!

Это все время подчеркивается и, во-первых, вызывает вполне понятное противодействие — ну не может же никто быть злым настолько тупо и настолько себе в убыток! (Думаем мы).
А во-вторых сценаристы и авторы книг по SW вынуждены раз за разом это доказывать (иногда это прям совсем глупо выходит), а не показывать то, как работала бы империя такого масштаба на самом деле. И это очень жаль!
К примеру у фантаста Золотого века Пола Андерсена (не режиссера :-) есть чудесный цикл о галактической Терранской империи, где она показана изнутри — цикл о космическом Бонде Доминике Фландри. «Агент земной империи» и ещё несколько книг. П. Андерсен, во-первых не поленился разобраться в том, как на самом деле работают большие и успешные империи, а во вторых сочно и полнокровно это изобразил.
Его империя охватывает сотню тысяч звездных систем — и это гораздо больше, чем она может контролировать на самом деле.
Потому у Терранской импери вечный цейтнот, вечная нехватка денег, войск, и информации о происходящем даже внутри собственных границ.

А персонажам обычно приходится выкручиваться сразу двух фронтах — против соседской империи ящеров-мерсийцев — и против родного начальства.
Очень рекомендую книгу тем, кого интересуют проработанные Галактические империи:-)

Да если на Кеноби посмотреть — так империя вообще максимальные котики, единственная жесть что там происходит исходит от инквизиторши которая

Вот так сюрприз, вообще положительный персонаж оказывается лол

Потешно что ее ещё по головке гладят да систематическое невыполнение приказов

Если не брать в расчет довольно высокий (и довольно бестолковый) американский танк «Шерман», которого отчаянно пиарили в «Ярости», большинство танков — приземистые. Это сделано специально, чтобы их было сложнее заметить и сложнее попасть.

Ну вообще это достаточно голословное утверждение. Несмотря на то, что в условиях Нормандии 1944 года Шерманы с 75мм орудием оказались крайне неэффективны в сражениях против Тигров и Пантер, на всё тех же Северо-Африканском и Тихоокеанском театрах они были незаменимы. Несмотря на малую огневую мощь и не самое удачное бронирование, Шерманы выделялись просторным боевым отделением, надежностью, простотой ремонта, хорошим обзором и нормальной радиосвязью, чего фатально не хватало, например, тем же советским танкам первой воловины войны. А когда в войска массово стали поставлять длинноствольные шерманы — ситуация в корне изменилась.

Поэтому, опять же, если брать Шерман после высадки в Нормандии, то да, можно говорить о том, что он устарел, по крайней мере до появления моделей с длинноствольным орудием. Однако до Нормандии Шерманы показывали себя очень даже хорошо в условиях боёв с итальянскими и немецкими танками в Северной Африке и японскими на Тихом океане.

Бестолковый, на мой взгляд, здесь очень неуместное слово

А вообще весь остальной блог — очень качественный и приятный в чтении. Только к этому почему-то захотелось придраться

«Ну и то, что политика Империи была основана на подавлении и устрашении внутри себя, а так же, что не смотря на это сформировалась солидная революционная ячейка, которая смогла дать Империи серьезный отпор и в итоге победить, уже говорит о том, что Империя была внутренне нестабильным государством и ее крах был неизбежен».

Может все дело в том, как показано сопротивление в старой трилогии и в приквелах, но повстанцы мне видятся просто разрозненной кучкой мятежников. А сепаратисты — это ни много ни мало альянс систем. То есть это несопоставимо более крупное и сильное сопротивление. Так что мне кажется, что все же Империя была более устойчивой, чем Республика.

С другой стороны, я совершенно согласен с тем, что крах империи был неизбежен. Во-первых, все империи разваливаются со временем, так уж исторически сложилось. Во-вторых, страхом можно подчинить галактику, но надолго ли.

Это, кстати, можно заметить в новом сериале «Кеноби». Там показывают Дайю — богатую и высокотехнологичнаю планету, чем-то напоминающую республиканский Корусант.

Не знаю, не стал бы я опираться на «Кеноби», учитывая что делался он под патронажем Кеннеди, как и Сиквел-Трилогия. И также как Сиквел-Трилогия имеет множество сюжетных дыр и нестыковок.

А вот в «Повстанцах» (к которым у меня в разы больше уважения чем к «Кеноби», учитывая что и у авторов в разы больше уважения к лору ЗВ) как раз показывают что простой народ Империи страдает от произвола властей, а пропагандируемый Империей порядок- не такой уж порядочный. Да и в реальной жизни «жёсткая вертикаль власти» всегда приводит к злоупотреблениям этой самой властью и как следствие коррупции в долгосрочной перспективе.

Оправдание империи на уровне ребенка, сказочно тупая статья

«Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но, насколько я могу судить, такую громадину нельзя было построить на планете, поэтому звездные разрушители собирались прямо на орбите.»
Если читать оригинальную трилогию Тимоти Зана Наследник Империи ( первый додиснеевский вариант про адмирала Трауна) то там как раз описывается летающий в космосе завод по производству таких корабликов

Согласно расширенной вселенной, у Империи был весьма обширный парк техники — танков, артиллерии и атмосферной авиации. Серия же АТ (All Terran) была разработана Виирсом для действий на сложной местности, по сути являясь специальной, а никак не основной ударной силой.

Как говорил один мудрый человек — «Поразительно… каждое слово, которое ты сейчас сказал — все неверно». Господи, сколько минут жизни потрачено на эту бессмыслицу.

Ну, давайте вспомним, что Люк на момент действия возвращения Джедая уже пережил одно событие, которое чуть ли не стоило ему жизни и тоже могло нанести и скорее всего нанесло психологическую травму, а именно дуэль на Беспине. И что? Люк не справился с последствиями? Тот же Люк увидел свет в Вейдера после того как тот отрезал ему руку?

Да и не только там. Например, верфи Куата, где собирали Разрушители, были в книжной трилогии про Бобу Фетта.

Может все дело в том, как показано сопротивление в старой трилогии и в приквелах, но повстанцы мне видятся просто разрозненной кучкой мятежников.

Ну отчасти это правда, так как в оригинальной триологии все довольно утрированно, а из новых произведений есть Изгой Один, где команда по добыче чертежей Звезды смерти это просто группа разношерстных отщепенцев. С другой стороны сопротивление все таки оснащено, у них есть своя флотилия (хотя, конечно, не чета имперской), у них куча баз на разных планетах, они совершают диверсии, шпионаж, вербовку, они пользуются поддержкой как простого населения так и более влиятельных особ. Так что все же нельзя сказать, что это какая-то кучка тупых мятежников.

А сепаратисты — это ни много ни мало альянс систем. То есть это несопоставимо более крупное и сильное сопротивление. Так что мне кажется, что все же Империя была более устойчивой, чем Республика.

Так в этом то и весь смех! Вся такая слабая, коррумпированная и стагнирующая республика в итоге смогла победить в войне с сепаратистами (да, это во многом была многоходовочка Палпатина, но все же), а казалось бы более жесткая, дисциплинированная, крупная и продвинутая империя пала перед абы как снаряженными повстанцами и буквально маленькими миленькими медвежатами с камнями и палками.

Да, жители империи настолько «в безопасности», что империя не погнушилась ради демонстрации боевой мощи звезды смерти взорвать планету в начале 4го эпизода. это при том, что никаких повстанцев на планете не было. Безопасность, такая безопасность. И Ах ну да, в опасности они оказались из-за того что их принцесса с повстанцами связана… Это не империя зло, которое готово планету взорвать «чтоб не повадно было», это Лея виновата была! Империя в классической трилогии — это безоговорочное зло.

Империя действительно навела порядок и привела центральные системы к процветанию

В целом, могу согласиться, потому что Республика цеплялась по сути за то, от чего мы в реальности воем, то есть за лицемерное казнокрадство и прочее, но… Как объяснить, что весь суровый, но справедливый порядок шёл от системы, в центре которой бесконечно тщеславный, алчный маньяк?

Энакин-Вейдер по сути пришёл к Тёмной стороне не ради власти как таковой, а ради сурового, но справедливого порядка. Именно по этой причине, кстати, если бы не его физическая и моральная усталость в конце шестого эпизода он мог бы и императора, и сына умножить на ноль. Императора за то, что все годы лгал и хотел лишь власти ради власти, ради чего и использовал Вейдера, а сына за то, что идеалистичный джедай со своим разношёрстным тылом точно не поддержит «ежовые рукавицы» Вейдера.

Но то Вейдер, а Сидиус, который всем правил чхать хотел на суровую справедливость. И как же тогда империя умудрилась стать такой, какой её видит автор?

И да, на Финна плевать. Может он быть в войсках или не может быть — откровенно всё равно. А вот образ Люка из сиквелов столь же дорог, как и выволочка того хероического пилота, которому лично Лея выговаривала за то, что импульсивный героизм не всегда благо, а наоборот риск в т.ч. для других.
До того ведь вся борьба была в т.ч. на том самом сказочной импульсивности одного, другого, третьего рубахи-парня, которому пришла в голову чумачечая идея и он всех одолел. А в восьмом эпизоде, бац, такого приземлили и это прекрасно!

Что до Люка, то я советую попытаться войти в образ Люка под молниями Сидиуса. Он отдал себя на заклание. И хоть он чувствовал добро в Вейдере он не знал каким будет окончательный выбор бывшего джедая. Он рискнул. Поставил на кон всё. Либо пан, либо пропал. И вот он на грани. Вейдер колеблется, а Люк умирает. Ещё секунда. Ещё. И вот сейчас Вейдер может снова уйти во тьму. И всё напрасно. Вероятность. Только лишь вероятность. Но на краю гибели она ужасает. Вейдер останется ситхом и всё напрасно. А Люк бессилен.

По моему, после такого любой герой получит ПТСР. И тут он видит ту же и даже, кажется, ещё более мощную силу в импульсивном, норовистом племяннике. А Люк уже не тот. Былой ужас возвращается. И что ему делать? Учить и вразумлять до конца? Оби Ван НЕ смог вразумить Энакина! А сможет ли Люк? А имеет ли он вообще право смотреть, как зреет зло? Возможно, он обязан попытаться убить зло в зародыше? Или даже одна мысль об этом — это уже зло?

По моему, Люк разочаровался не в Силе, а в себе. Призраки прошлого подкосили его, он допустил ошибку, поэтому и ушёл. А в чём ошибка? По моему, в сомнениях, метаниях. Лично для меня мораль серии во вроде как рыцарского принципе из реальной истории. Делай что должно и будь что будет. Иначе говоря, сомневайся, но прими решения и отбрось сомнения. Он принял решение. Лучшее или худшее. Но засомневался в самый последний момент. И этим как раз всё испортил. А мог бы либо вообще меча не поднимать, либо уж рубануть. Но именно это делает его для меня человеком, а картонным шаблоном космической сказки.

Тоже удивил этот момент. Называть один из самых удачных и массовых танков той войны бестолковым, довольно странно.

Читай также