18 июня 2022 18.06.22 19 2238

Самые колоритные сюжеты японских RPG. Часть 2.

+7

В прошлый раз мы обсуждали странные и забавные сюжетные повторы японских RPG. На арене были мило-наивная Lunar и искушенная жизнью, библейско-фрейдистская Xenogears с её чудесными песнями. Сегодня нас ждут мимимишно-библейский Mass Effect (Xeonosaga), красивая и странная Final Fantasy X и неукротимая Tales of Berseria.

Xenogears пришлось закачивать в авральном порядке, и концовка игры была сильно скомкана. Впрочем, трудолюбивые японцы сумели выдоить из оставшихся без ответа вопросов целую трилогию приквеловкультовую в 2000-е серию Xeonosaga.

Этот образцово-показательный анимешный Mass Effect начинается с того, что японские ученые находят местный Ретранслятор (для удобства спрятанный на дне озера где-то в Африке). Выйдя в космос, и немного пообжившись, человечество понимает, что ему не рады: на людей толпами нападает злобная раса гнозис (философские аналогии здесь не менее толстые, чем у Зака Снайдера).

Почему-то очевидная идея натравить на захватчиков японских школьниц никому в голову не пришла и вместо них японские ученые решили применить робота. Одного и даже не гигантского.

Главный масскот серии – непобедимая Кос-Мос (KOS-MOS), видимо, разработанная сразу с учетом будущей мирной конверсии в сферу эскорт-услуг.
Главный масскот серии – непобедимая Кос-Мос (KOS-MOS), видимо, разработанная сразу с учетом будущей мирной конверсии в сферу эскорт-услуг.

Было бы понятно, если бы эту красотку создал старый японский дед-конструктор. Но нет – создательница KOS-MOS сама чуть ли не моложе её!

Неужели в школе на уроках труда собрала?  
Неужели в школе на уроках труда собрала?  

Девочка–гений Сион (или Шион) нежно привязана к своему творению, что не мешает её при каждой возможности посылать бедную KOS-MOS на убой.

Не буду погружаться в сложные сюжетные перипетии трех игр серии, полные боев, предательств, зловещих тайных обществ, темных клонов Космос и грустных песенок. Если кто-то отважный наберется сил и создаст на stopgame полный пересказ сюжета трех Xenosag, первым поставлю ему лайк.
Лучше посмотрите концовку первой части и оцените, каким был бы Mass Effect, сделай его японцы. (Особенно рекомендую местного Шепарда-детсадовца, а вот пилот Джокер получился почти один в один).

 

Впрочем, Xeonosaga вышла за 4 года до первой Mass Effect. Интересно, отслеживали ли в то время сотрудники Bioware японские игры?

Следующая игра, которая нас ждет - десятая из Последних фантазий (Final Fantasy X) – грустная сказка о силе воображения.

Лого игры.
Лого игры.

События начинаются с того, что громадный, но застенчивый Годзила местного разлива по имени Син разрушает великий город Занарканд. Впрочем, с точки зрения горожан, гибель Занарканда лишь второе по важности событие – ведь на стадионе идет аквариумный футбол!

Главный герой – жизнерадостный футболист Тидиус, спасается с помощью таинственного безрукого мужика и оказывается на руинах стадиона тысячу лет спустя.  Оказывается, после гибели Занарканда Син окончательно обнаглел и ходит по миру туда-сюда, топочет и разносит всё на пути. Местные насылают на него девиц-жриц, которых Син неизменно убивает. Но местные упорны и очередной «убийцей (т. е. жертвой) Сина» выбрали прекрасную Юну.

Тидиус тут же влюбляется и начинает в меру сил помогать Юне. Сина они мочили долго и изобретательно: обстреливали гарпунами, молниями, лупили в походовом режиме отдельные части тела, гонялись за ним в воздухе, а в промежутках показывали местным класс по аквариумному футболу и усердно спасали Юну от замужества со злобным однорогим мужиком. От надоедливых попыток убить себя Син зверел и разрушал все даже больше обычного.

 

Красивый ролик, в котором Юна работает по специальности – провожает души убитых Сином на тот свет.  

Наконец, до Юны дошло – Син – это плод коллективного воображения Занаркандян, обретший плоть благодаря вере и страхам людей. Значит, решила она, надо взять и разрушить в мире все воображаемые сущности!

Сказано – сделано. Юна торжественно сотворила обряд… и начал исчезать Тидиус! Оказывается, он тоже был плодом фантазий занаркандян – практически, воображаемым другом персонажей!

Юна, которая явно рассчитывала на хэпи-энд, была ОЧЕНЬ недовольна. Еще более недоволен был Тидиус.

Но не волнуйтесь за них, в следующей части (Final Fantasy X-2) влюбленные соединяться, если выполнить все суб-квесты и если вы переживете попытки Юны стать модным айдолом. Но концентрация девчачества в Final Fantasy X-2 такая, что к концу игры у вас вполне может отрасти розовый бантик. Эту часть FF поклонники серии не слишком любят.

Три  отважных подружки из Final Fantasy X-2: айдолки и мироспасалки.
Три  отважных подружки из Final Fantasy X-2: айдолки и мироспасалки.

А на очереди самая брутальная из сегодняшних игр – Tales за Berseria.

Одновременно она, пожалуй, игра с самой неодетой героиней из всех игр Tales – а это немалое достижение для серии японских RPG, существующей с 1995 года.

Сами посмотрите:

Впрочем, не подумайте плохого, жалкие остатки одежды
Вельвет – зримое отражение её разорванной пламенем мести души и испытаний,
которые ей пришлось преодолеть на пути мщения
Впрочем, не подумайте плохого, жалкие остатки одежды Вельвет – зримое отражение её разорванной пламенем мести души и испытаний, которые ей пришлось преодолеть на пути мщения

Вот, кстати, и открывающий ролик игры под песню Burn – то есть «Пламя» или даже «Ожег».

 

Любопытно, что в следующей части Tales от подобной манеры изображения героини отошли – вот аристократичная беглянка Шион из Tales of Arise.

Что называется, почувствуйте разницу. Хотя, если приглядеться, видно, что мотив лохмотьев, как отражения тяжелого жизненного пути героини сохранился.
Что называется, почувствуйте разницу. Хотя, если приглядеться, видно, что мотив лохмотьев, как отражения тяжелого жизненного пути героини сохранился.

Среди довольно благостных и в хорошем смысле сказочных сюжетов серии, Tales of Berseria выделается, словно покрытая кровью скала на зеленом лугу – это грозная история жестокой мести,  напомнившая мне по ощущениям скандинавские саги или даже древнегреческую трагедию. И там и там персонаж бросает вызов непобедимому и идет по пути, который неизбежно закончится его смертью.

Юная Вельвет живет в мире, только что пережившем Апокалипсис – из-за демонической порчи около половины жителей обратились в неуязвимых демонов, одержимых жаждой крови и пожирающих все живое. Уцелевшие люди оказались отброшены в города под защиту высоких стен и немногих экзорцистов, способных одолеть чудовищ. Да и те едва держат оборону. Единственный шанс на спасение человечества – Пастырь Арториус, величайший среди экзорцистов, однорукий воин, муж сестры Вельвет – и тот, кого она страстно мечтает убить.

Ведь Вельвет – единственная, кто знает, какой ценой далась ему сила побеждать демонов.

Но серия Tales – это серия Tales и здешний апокалипсис, пожалуй, самый жизнерадостный, какой я видел.  
Но серия Tales – это серия Tales и здешний апокалипсис, пожалуй, самый жизнерадостный, какой я видел.  

У игры стильное начало. Девушка в жалких лохмотьях сидит в глубоком каменном мешке на самом нижнем ярусе огромной крепости. Открывается решетка над её головой и в яму сбрасывают громадного, косматого демона-волколака. Девушка поднимается, идет к нему, её забинтованная рука оживает, превращаясь в громадную алую лапу... и мы понимаем: чудовище сбросили сюда, не чтобы убить пленницу, а чтобы её накормить.

Первое явление мстительницы.
Первое явление мстительницы.

Впоследствии игрок узнает – вся эта громадная островная тюрьма, полная демонов предназначена, чтобы обеспечивать Вельвет едой – после её бегства тюрьму просто оставили обезумевшим заключенным. Вельвет чем-то очень важна для своего врага – но чем, нам только предстоит узнать.

Игра начинается со вступления в пару часов – мы видим совсем юную Вельвет, живущую накануне катаклизма в небольшой, сочной мирной деревне с любимым наставником – будущим Пастырем Арториусом – и маленьким братиком.

Юная Вельвет добывает на обед кабанчика.
Юная Вельвет добывает на обед кабанчика.

Малыш Лафисет тяжело болен – и никто точно не знает, чем. Шестнадцатилетняя Вельвет охотится в лесах на милых кабанчиков, чтобы заработать ему на лекарства и втихомолку мечтает купить себе новый гребень. Мы видим её день рождения, посиделки с братом на берегу моря около древних руин – милую сельскую жизнь. Но однажды, проснувшись, Вельвет обнаруживает в небе налившуюся алым светом луну и понимает, что все жители деревни превратились в демонов.

Она бежит под защиту Арториуса и видит, как он, в свете кровавой луны, приносит её брата в жертву древнему Безымянному богу, заключенному в руинах.

Милая такая сказочка!    
Милая такая сказочка!    

Взамен Арториус получает силу подчинять высшие сущности, а Вельвет, бросившись в колодец, куда Арториус сбросил малыша Лафи – свою демоническую лапу. В ярости она кидается на Арториуса, с легкостью истребляет окруживших их демонов и видит, как после смерти те превращаются в жителей её деревни.

Сломленную Вельвет вяжут слуги Арториуса.

Два года спустя она, в истлевшей одежде, с истерзанной гневом душой, сидит в каменном мешке, не ведая, что вот-вот Судьба даст ей шанс начать долгий путь мести и искупления.

Не так часто нам удается сыграть в JRPG за злодея, да и из тех немногих злыдней большинство – самозваные князья ада лет 12 и злодействуют они не больше Гадкого Грю. Вельвет же – яркая героиня, умно и жестко идущая к своей цели, не обращая внимания на других – во всяком случае, поначалу.

Да, и ещё она толпами пожирает демонов (и не только) своей алой лапой.
Да, и ещё она толпами пожирает демонов (и не только) своей алой лапой.

Идя по пути мести, Вельвет уничтожает всех, кто был ей дорог, разрушает себя, становится в глазах людей воплощением зла, почти уничтожает мир… но все же находит силы вернуться к человеческим чувствам и найти в душе ту толику света, которая там осталась.

У неё интересная, психологически правдоподобная линия развития, за которой следить даже любопытнее, чем за раскрытием тайн мира. А тайн немало: кто такой Безымянный бог, которому скормили малыша Лафи; и куда делись остальные боги; почему Вельвет так сильно отличается от прочих демонов, и из-за чего экзорцисты настолько её берегут. (Тут дам спойлер – убитые ею демоны идет на подкормку ручного бога Арториуса. И, вырвавшись из тюрьмы и толпами уничтожая демонов, Вельвет раскормила Безымянного бога просто до неприличия). И наконец – с какой стати мир предыдущей части серии: Tales of Zestiria, которая существует в том же сеттинге, и всего-то тысячу лет спустя, совершенно не похож на мир Вельвет?

Концовка Tales of Berseria дарует игроку очистительный катарсис, в то время, как большинство JRPG ограничиваются лиричность грустью (а то и ощущением: а что, это, черт возьми, вообще было-то?).

Кадр из финального ролика.
Кадр из финального ролика.

Ощущения, конечно, у каждого индивидуальные, но среди всех сыгранных JRPG именно Tales of Berseria показалась мне игрой с лучшей историей – простой, но эмоциональной, именно такой, которую ждут от хорошей книги и хорошей JRPG.

Следующий блог будет посвящен подробному рассказу о героях и мире последней на данный момент части серии Tales - Tales of Arise. Вражда двух планет ждет!

Не стесняйтесь комментировать статью!

Позитиваторы.

И, напоследок, брутальный спутник Вельвет, притягивающий злой рок пират Айзен.
И, напоследок, брутальный спутник Вельвет, притягивающий злой рок пират Айзен.


Лучшие комментарии

Было бы ещё интересно написать про серию Valkiria Chronicles. Я считаю.

Девочка–гений Сион (или Шион) нежно привязана к своему творению, что не мешает её при каждой возможности посылать бедную KOS-MOS на убой.

Помню из-за неё бросил эту игру. Космос убивает одного из людей, и девочка такая: убивать не хорошо, понятненько? И я прифигел от этого. у вас тут война идет, а космос оружие. Может стоило думать сначала, а потому уже делать.

В боевке Берсерии главное уметь готовить)

Следующий блог будет посвящен подробному рассказу о героях и мире последней на данный момент части серии Tales — Tales of Arise

Самая худшая, самая лайтовая, самая бездарная и самая унылая часть Tales. О чем вообще говорить в ней? По истории, мрачности и серьезности проигрывает даже весперии. Единственная нормальная часть игры это город революционеров и то из за злодейки этого города

Скорее всего.Вон наготовил 45 порций жратвы, они и едят сами после боя.)))Пока на сложности «хард» проблем не было ни с боссами ни с красными монстрами.

Вот в FF X на самом деле сюжет — полная фигня (про мерзкий кусок X-2 вообще молчу; даже в FF XII сюжет интереснее). Именно с X части FF начала скатываться на дно, что явило миру мерзости в виде XIII/XIII-2/LR и слепленную из кусков, недоделанную FF XV. Чем не устраивают сюжеты FF VI — IX? В каждой из них сюжет на несколько порядков выше X части, «золотой век» FF, когда сюжет каждой из частей помнишь через много лет.

Не знаю, кого могла утомить Berseria, одна из лучших частей (наравне с Arise, Abyss, Vesperia, Symphonia, Xillia), проходится на одном дыхании. Каждая часть Tales хороша по своему, все достойны получить современные ремейки...

Эх, аж переиграть захотелось :3

Мне кажется, что многие FF какие-то слишком подростковые: причем и дизайн персонажей и полный сюжетный бассейн романтических слюней. Такая вот прям РОМАНТИКА и слезодавилка!!! Подростком мне они вполне даже заходили, а сейчас — многие сюжетности кажутся либо очень стремными, либо вообще ни о чем.

Ксати да, это относится к FF с X-ки. Раньше оно как-то более взвешенно было

Tales (На мой опять же, взгляд) сюжетно ровнее. Их сюжеты (удачные, конечно) интересны как в 10 лет, так и в 30. :-)

Вот тоже самое, типичный же сенен, ну достаточно было в игре начать говорить(а не показывать) как куча обзорщиков увидели мрачность и серьезный сюжет. Зачем прописывать мир, если можно просто говорить, то что мир прописан и куча обзорщиков сразу заклеймят игру лучшей рпг за 2020(или 2019?)

на новоприбывших толпами нападает злобная раса гнозис

Новоприбывших? Там же от обнаружения Зохара до начала основного сюжета игры несколько тысяч лет проходит.

Главный герой – жизнерадостный футболист Тидиус

Тидиус?

И вообще как-то странно, что Финалку с Зеносагой так мало написано, а про Берсерию такое полотно с полным пересказом.

И это не в одной этой игре такой ход используется. Всё время сам ему поражался.

Я решил, что нельзя объять необъятное :-)
Berseria вполне укладывается в абзац про месть, если отрезать пару боковых линий со сбором душ, пробуждением богов и Восьмиглавым зверем.
А Зеносагу так не пересскажешь. Тем более для меня в ней были интереснее всего отношения Космос и её конструктора.
Кому может стать интересно закопаться в лор и сюжет глубже — есть ролики на ютубе, а кому станет совсем интересно — так на то есть игровые википедии.

Спасибо за ваш труд! Было очень интересно!

Да что то им там готовлю и что то едят.Только пользы от этого не замечаю.

Всегда пожалуйста!
В выходные размещу путеводитель по миру Tales of Arise.

В Tales of Arise как я говорил однажды в одном тематическом обсуждении наверное самый невпечатляющий сюжет. Всё Максимально стандартно, повороты видны за километр, персонажи шаблонные. Японским играм хоть это и присуще, но здесь это прям очень неприятно. Мне например гораздо больше понравилась Валькирия хрониклс, хоть там есть такие же персонажи и ходы.

Ну и что-то в фф10 сюжет скорее просто безумный какой-то если судить по статье.

В остальных ещё вроде бы куда ни шло, но демоны, МСТЯ, меня никогда особо не привлекают.

Ты неправильно играешь в этот кулираный симулятор)

Tales of Berseria уже четвертый месяц прохожу.Утомляет быстро.Кол-вом текста, диалогов, схваток.Главную канву сюжета уловил а на остальное забил.Кстати игра позволяет одеть Велветт в такое шмотья что если бы она могла то вылезла бы и убила меня той лапой.)))Ну и боевка… Вникал-вникал, вникал-вникал, плюнул, выставил в настройках «Автоматически» и тоже забил.

Читай также