Привет!
Если ты читаешь этот текст благодаря кликбейтному названию, то мне нужно объясниться. Я не работаю на SG, никак не сотрудничаю с командой сайта или с другими игровыми сайтами (второе, поверьте, тоже важно). И если быть честным, то по итогам длинного путешествия из 4-х частей, вы так и не увидите готовое приложение StopGame, которое можно будет скачать и использовать. Однако, мы с вами посмотрим на работу игрового сайта немного с другой стороны, углубимся в исследование пользовательского опыта и пофантазируем на тему того, как бы вы хотели, чтобы выглядело мобильное приложение SG. Этот пост (как и все последующие) не согласовывался с редакцией, но я верю в полезность процесса, который я задумал, и с удовольствием передам сайту все результаты исследований, которые проведу.
Кто я вообще такой
Для начала представлюсь. Меня зовут Юра, и на SG я был известен ровно 5 минут, когда во время второго стрима по StopGate я зарегистрировался на сайте, оставил единственный комментарий и выиграл конкурс на лучший слоган для игры. Но с сайтом я знаком все-таки дольше. Так вышло, что с самого начала пандемии я большой поклонник всего, что производят авторы и коммьюнити.
Вообще я дизайнер из солнечного Петербурга и занимаюсь в основном оформлением трансляций в интернете. Бродкаст, моушн-дизайн и видеомонтаж — это то, что я делаю по основному месту работы. Если вы программист или тестировщик, посещаете онлайн-конференции типа Joker, Heisenbug или HolyJS, то все, что вы видите в рамках трансляций — моих рук дело. А UX/UI, исследования пользовательского опыта и приложения для мобилок — скорее хобби, которое благодаря призу за лучший слоган для StopGate вновь стало актуальным.
Почему у Stopgame нет приложения
Идея того, что SG не хватает своего приложения мне пришла случайно. В какой-то момент я понял, что это единственный сайт, который я посещаю ежедневно, но только через браузер на ноутбуке. Честно говоря, я никогда ранее даже не открывал мобильную версию. И мне стало интересно, а почему другие новостные сайты представлены в App Store и Google Play, а StopGame — нет.
Первый и самый очевидный ответ — это дорого. По правде говоря, это очень дорого. На разработку и поддержку приложения нужны миллионы рублей. И тут не стоит верить ресурсам, типа FL.ru или Авито, где можно найти студента третьего курса, который все сделает за 10 000 и баскет из KFC.
Попробую описать весь геморрой в нескольких предложениях. У нас две актуальные платформы: iOS и Android. Соответственно — две команды разработчиков, если писать нативные (сделанные под конкретную платформу) приложения. У SG уже устоявшаяся архитектура (наверняка древняя и тяжелая) с базами данных, которым много лет, в которую помимо сайта нужно будет как-то встроить и приложения. А просто запустить приложения и забыть — не получится, потому что его постоянно придется фиксить. А если что-то нужно фиксить, значит нужна служба поддержки, которая будет собирать баги от пользователей. Короче двух чемоданов (Battlefield и Valorant), очевидно, будет недостаточно, а четвертая Мафия выйдет еще не скоро.
Наверное, уже можно заканчивать этот блог, но есть один нюанс.
Зумеры и где они обитают
В интернете можно прочитать миллион статей, какое поколение Z активное, целеустремленное и, как говорят за границей, open-minded. Кажется, тут спорить особо не о чем. Гораздо интереснее то, что молодые люди, которым сейчас плюс-минус 20 лет, не представляют своей жизни не просто без интернета, а даже без мобильного интернета. Плюс к этому, молодое поколение проявляет себя как очень требовательный клиент, который может легко отказаться от сервиса после небольшого бага в первые 5 минут использования. Именно поэтому финтех, а конкретно банки, грызут друг другу глотки за качественных программистов и дизайнеров и вкладывают деньги в собственные лаборатории изучения поведения людей. Логика простая: если не делать эти вложения сейчас, то подрастающее поколение, которое уже пользуется услугами банков, можно безвозвратно потерять среди конкурентов.
Пока трудно понять, причем тут StopGame. Но ответьте на вопрос: а где будет удобнее читать новости и статьи пользователю, который большую часть свободного времени сидит с мобилки в инстаграме* и тиктоке? Это тот самый пользователь, который обрабатывает фотографии не в фотошопе на компьютере, а в приложении на телефоне. Это тот самый пользователь, который на виртуальной клавиатуре набирает быстрее, чем на обычной.
Приведу небольшую цитату из статьи (https://adindex.ru/news/researches/2020/10/22/286256.phtml).
В большинстве стран аудитория мобильных приложений прирастает в основном за счет поколения Z. Эксперты подсчитали, насколько увеличилась MAU (месячная активная аудитория) у 25 самых популярных Android-приложений в третьем квартале. Например, в Индонезии аудитория младше 25 выросла на 40%, тогда как аудитория 25+ — на 35%. В Бразилии разница между двумя группами составляет 3,2 п. п., в Мексике — 4,9 п. п., во Франции — 5 п. п., в США — 5,3 п. п.
Именно поэтому все труднее найти сервисы, которые представлены исключительно в вебе. Наличие собственного мобильного приложения позволяет компаниям расширять аудиторию и предлагать более разнообразные способы интеграции для рекламодателей.
Кажущееся справедливым замечание, что StopGame — игровой сайт, а те, кто играют в игры, в основном это делают на компьютерах, разбивается об графики прироста мобильных геймеров из той же статьи. А ведь еще люди, у которых нет собственного ПК, но они играют в игры на приставках. Например, я.
Stopgame — это не сайт
«Кто ты без своего костюма?» — «Эмм… гений, миллиардер, плейбой, филантроп»
Что-то похожее можно сказать и про StopGame. Главное в SG — это не оболочка, а коммьюнити. Более узкая ее часть что-то творит, а более широкая — поглощает и обогащает. И если оставить за скобками бизнес, то совсем не важно на какой площадке это будет происходить. Перемести всю редакцию на сервис типа Игры.Почта.рф, в плане качества материалов ничего не поменяется. А зрители без проблем переподпишутся на новые аккаунты в соцсетях. Но конкретно сейчас SG существует на нескольких площадках, которые выполняют разные функции.
В контексте разговора о мобильном приложении очень интересна правая часть диаграммы. Мы совершенно точно можем сказать, что приложение никак не заменит YouTube и Twitch как платформы для доставки пользователям видео и стримов. Просто ничего удобнее уже не придумать. Ну и огромные цифры подписчиков в контейнер не выбросишь. Возможно, приложение может стать удобным инструментов для прослушивания подкастов, как например это реализовано у Медузы. Но Медуза делает 5 подкастов в неделю, а Ян Грибович — 0,15 подкаста в неделю (никаких претензий, жду следующий выпуск). Поэтому единственным применением гипотетического приложения остается зеркало сайта stopgame.ru. Как говорится, те же яйца, только приложение.
В таком случае давайте достанем виртуальный скальпель и немного препарируем сайт, чтобы разобраться, а насколько им удобно пользоваться с компьютера и телефона.
Карты, кнопки, два скрина
Самым популярным (и запарным) методом исследования сервиса или сайта является Customer Journey Map (или Карта пользовательского пути). Дальше будем называть просто CJM. Этот инструмент позволяет оценить, насколько комфортно пользователю на его пути от первого свидания с сервисом до достижения какого-то результата от взаимодействия с ним. Попутно на разных этапах выявляя сильные стороны и боли. Все это позволяет находить инсайты, которыми можно пользоваться для развития сервиса: улучшать юзабилити или решать бизнес-задачи. CJM — прекрасный инструмент для анализа сервисов, куда пользователь приходит с конкретной целью, например купить билет на Авиасейлс. В таком случае мы можем проследить весь его путь от случайно увиденной интеграции на Ютубе, до посадки в самолет.
Со StopGame все немного сложнее, потому что цели пользователей на сайте у всех разные. Кто-то заходит похоливарить под новостью о Last of Us 2, кто-то пытается посмотреть расписание стримов (RIP 404), а кто-то почитать текстовый обзор новой игры. Поэтому я попробовал рассмотреть сайт с разных сторон, не углубляясь в редкие пользовательские сценарии, чтобы не упарываться.
Скрин выше скорее не для того, чтобы на нем что-то разобрать, а для общего представления, как выглядит исследование. Если заметили, справа есть столбец, который не заполнен. Это стадия размещения публикации в блогах, которую я заполню, когда нажму «Опубликовать» под этим постом в редакторе блогов.
Если давать небольшое резюме, то сайтом удобно пользоваться как на декстопе, так и на мобилке. Я сначала даже планировал разобрать отдельно браузерную и мобильную версии, но они работают абсолютно одинаково со всеми фичами и багами. В таком анализе важно отметить, что сайт достойно адаптируется под ширину экрана с некоторыми нюансами, которые описаны в исследовании. Я не буду сюда постить полное исследование, а словами опишу некоторые проблемы, которые меня немного удивили.
Во-первых, это поиск. Тут впереди много работы, ничего нового не скажу. Качественная сортировка — маст хэв.
Во-вторых, карточка игры. Здесь за меня все скажет скрин ниже.
Не буду долго останавливаться на этом исследовании. По нему у меня два вывода:
- Десктопная и мобильная версии работают одинаково неплохо;
- Работы на сайте еще предостаточно, прежде чем задумываться о мобильном приложении.
Игромания в топе
И тут я не соврал, потому что приложение Игромании в Топ-1 среди приложений от игровых сайтов России. Но не все так просто, ведь кроме них приложений ни у кого и нет. К тому же приложение Игромании забросили, не выдержав и 2-х месяцев поддержки. Прямо сейчас там в топе новости времен начала пандемии и гордая надпись «0.1 Dev», обозначающая версию приложения в описании.
Опять же эта ситуация заставляет задуматься, а так ли нужно приложение для игрового сайта. Как минимум к разработке стоит подойти с более тщательным анализом, чем это делали коллеги с другого сайта.
Есть и положительные примеры, но уже из-за границы. Например у крупного портала IGN есть приложение, которое прекрасно работает и предоставляет такой же экспириенс, как и декстопный сайт.
Что будет дальше?
Во-первых, хочу сказать вам спасибо, что дочитали до этого момента. Я намеренно не делаю выводов по поводу нужности или ненужности отдельного приложения, потому что я не внутри компании. А если бы и был, то это внутренняя кухня. Я лишь хочу, чтобы мы с вами посмотрели на сайт немного под другим углом и вместе подумали: «А что если…»
В следующей части будет меньше теорий и размышлений, и мы начнем придумывать, как будет работать приложение StopGame. Это будет интересно, потому что любое приложение, помимо прочего, еще и открывает много новых возможностей, которых нет на сайте. Например, в мобильных телефонах по-другому работают юзер-инпуты, есть камера и микрофон, которые можно как-то задействовать во взаимодействии с приложением.
А пока я попрошу вас ответить на 5 простых закрытых вопросов из опросника. https://ru.surveymonkey.com/r/FKNZFKW
Мне очень интересно, какая доля читателей этого поста пользовалась бы мобильным приложением. Заполнение опросника займет не больше минуты, а сайт не собирает ваши персональные данные. Заранее благодарю вас за отзывчивость.
Ну и конечно интересно посмотреть, что вы думаете обо всем, что было написано выше, поэтому жду ваших комментариев.
Веселых майских праздников!
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Дратути, я человек, которого специально посадили и платят зарплату, чтобы ему было не всё-равно на сайт. Если есть сомнения, можно просто пробежаться по моим блогам и заметить, что за полгода на сайте произошло много изменений. И в планах ещё больше более крупных изменений.
Раньше прокатывало)
Так легко отмёл главного конкурента!
То есть, предпринимать по этому поводу ничего не надо, надо просто сидеть и ныть. Так?
Вряд ли есть какие-то претензии именно к тебе. Ты улучшаешь функционал сайта, но при этом появляются всякие дискорд серверы СГ, которые ещё больше уводят пользователей с сайта, не говоря уже о VK, youtube, twitch и т.д. Если изначально люди приходили именно на сайт СГ, то сейчас многие вообще не знают о его существовании. И я сомневаюсь, что это можно изменить путём редизайна сайта или добавлением удобного функционала.
Так а разве сам сайт сейчас не сделан под мобильники и планшеты? То есть я не вижу нигде «десктопной» версии. Все эти огромные плитки, кнопки — они же явно сделаны не для мышки и не для монитора. Причём что парадоксально: если лет 15-20 назад диагональ среднестатистического монитора была 15-17", то сейчас же это скорее 22-27". 15-17" — это уже территория ноутбуков, а не «десктоп». То есть размер мониторов вырос, при этом информации на экране после каждого редизайна помещается всё меньше. Получается, что весь SG и так переделали под мобильники, а надо ещё и мобильное приложение? В идеале тогда надо вернуть нормальный «десктопный» вид сайту.
И это как бы намекает, что всем остальным вобщем-то…
Напрягает, в первую очередь, отсутствие диалога с аудиторией. Непонятно откуда берутся те или иные решения и как обычные пользователи вообще могут на них повлиять. Ты разговариваешь с аудиторией, к тебе нет никаких претензий, но помимо тебя есть еще «высшие инстанции», «партия», Кунгур, Ринат и прочие (судя по твоим же словам). Взаимодействовать с ними напрямую нельзя (не считая перегруженной лички Кунгура), игнорировать их вмешательство тоже нельзя, сами они проводить какие-то интерактивы не хотят, как и полностью передавать ответственность исполнителю или прямо сказать что на сайт и его пользователей всем глубоко… В таких условиях проще (и адекватнее) точно так же забить, чем пытаться что-то предпринимать, вопреки основной тенденции.
Ну а у «внутряков» довольно ограниченные ресурсы. Да и рассчитаны они на людей, которым изначально не все равно.
Решение редакции (а точнее единственного человека, способного на это как-то повлиять, то есть меня) по этому вопросу принято уже давно. Приложение будет, но тогда, когда я решу, что сайт «готов». А до этого пока достаточно далеко.
По части «разрекламировать»: автор поста «продаёт» себя как аналитика, а не как разработчика. Когда аналитика будет готова (а пока готов только первый, маленький шажок), я с удовольствием на неё взгляну, т.к. вижу качество проделанной работы.
Желания «продать себя подороже» я тут не вижу. Да и в целом не вижу желания себя продать. Думаю, автор статьи, как и я, прелестно понимает, что такая аналитика и аудит — разовая работа. И так же прелестно понимает, что делает он её на голом энтузиазме в рамках «хобби».
P.S.: Данный комментарий содержит лично мой взгляд на вопрос и не выражает мнение всей редакции и администрации StopGame.Ru.
Страшная тайна: адаптивное приложение в браузере можно без запар в одно лицо за две недели превратить в приложение на телефоне (уже проворачивал такой финт на предыдущем месте работы).
Самый главный пэйн-поинт в этом процессе — Apple и её максиамльная закрытость для всего.
Хочешь разрабатывать приложение на iOS? Плати деньги. А, и нигде, кроме как на маках, ты его разрабатывать не можешь, так что плати ещё деньги, если ты не маковод (я не маковод и вообще Apple не люблю как раз за этот их модный алюминиевый легковесный занавес).
Так вот, отвлёкся: сейчас приоритет разработки — UX сайта. Как только будет понимание, что мобильная версия достаточно хороша, чтобы стать приложением — первым делом упаковываем её как приложение для Android, потом возимся с Apple.
Хороший пример, и возможно его стоило упомянуть. Но ДТФ для меня скорее обо всем, как например kanobu или vc, а я рассматривал сайты, которые более узко про игры, типа Игромании, ag, PG и другие.
А это нормально. Если присмотреться, то сейчас уже почти не осталось мобильных версий сайтов в классическом понимании, когда они еще размещались на сабдоменах типа m.* или mobile.* и полностью отличались от «большого» сайта. При этом сайты стали резиновыми, они адаптивно тянутся во все стороны. И поэтому вполне логично, что при подготовке UI отталкиваются от узких экранов, рисуя элементы интерфейса, в которые легко попасть пальцем.
Наработки однозначно будут использованы, это я могу гарантировать. Уже увидел в аналитике несколько рациональных зёрен и пэйн-поинтов, которые сам не замечал (потому что смотрю на сайт изнутри и пользуюсь им совсем уж нетипично). С нетерпением жду «полную версию» :)
Бросать всё и писать фронтенд с нуля я точно не стану. Особенно учитывая, что 90% фронтенда генерируется на сервере. Переносить всё это в клиент и превращать в полноценное приложениие — ту мач.
Конечному пользователю плевать на то, каким инструментом достигнута задача, а бизнесу нужно, чтобы задача была достигнута быстро и дёшево. Так что вариант «обернуть браузер нативной прослойкой» — самый простой, дешёвый и адекватный в данном случае.
Информационно-развлекательному ресурсу отдельное приложение надо как пятое колесо) По моему мнению, адаптивная версия сайта под мобильные устройства во всём лучше отдельной программы: пользователю ничего скачивать / устанавливать не надо, а доступ есть с любого чайника с интернетом.
Сразу видно профессионала. Обычный человек бы сказал нечто вроде «приложение для Стопгейма нужно», остальные бы закивали и ответили «ну да, почему бы и нет». И только настоящий про в этом деле грамотно разрекламирует себя, попытается доказать, что без приложения гроб, гроб, кладбище, ад и Израиль, что стоит это денег и как бы намекнуть на свою кандидатуру, нигде прямо об этом не заявляя. :D
Весь опросник сделан ради последнего пункта, где спрашивают хочешь ли приложение. Не надо быть Вангой, чтобы понять, что большинство выберет ДА и я подозреваю, что создан он отнюдь не ради того, чтобы узнать мнение, а ради ещё одного способа повлиять на решение редакции.
Да, сейчас браузер – главная программа на любом устройстве)
Я понимаю, почему так происходит, но это не делает сайты удобными при использовании на обычном ПК с мышкой. То есть это нормально для разработчика, а не для пользователя. Для пользователя нормально — это когда для каждого вида устройств была бы версия, специально «заточенная» под них. Адаптивно растягивать UI в любом случае надо, потому что разрешение экрана может быть разным, а вот смешивание мышки с пальцем — это не очень приятно. Дискриминация мышей получается. PETA не одобрит. :D
Это как раз решается существованием отдельных версий для ПК и для мобильных устройств. На ПК же можно открыть мобильную версию, которая как раз и будет с большими кнопками. Плюс никто не отменял масштабирование в браузере и в ОС.
Принято.
Окей, но если аналитика и работа с пользователями будет потом, то может не стоит сразу делать категоричные заявления: «Х точно не будет. Если он вам нравился — валите на другой сайт. Партия так решила. Объяснений не будет, обратного хода нет.»?