2 января 2021 2.01.21 35 40K

RPG/не RPG. Да что такое это ваша RPG?!

+22

Здравствуйте.

Встречали ли вы в интернете людей, которые спорили о том, к какому жанру причислить ту или иную игру? А может быть, вы сами становились участником подобной дискуссии? Ну, знаете, этот вечный спор «Ведьмак 3 не RPG - это экшен-адвенчура!», «Dark Souls не RPG - это слэшер!», «Zelda не просто экшен-адвенчура – это RPG!» и так далее. Каждый раз, когда происходит подобная дискуссия, я вспоминаю про Миллу Йовович …

Да. Есть такой фильм, называется «Пятый элемент». Смотрели? Или лучше сказать – да как вы могли его не увидеть, учитывая то, КАК ЧАСТО его раньше показывали по телевизору? Это можно сказать народное кино. А знали ли вы, что с момента выхода этого фильма существует дискуссия по поводу жанра этого фильма?

                                                             Пятый элемент - это киберпанк? 
                                                             Пятый элемент - это киберпанк? 

Вы сейчас, наверное, удивитесь, но люди спорят об этом с момента его выхода в кинотеатрах. Есть два мнения по этому поводу. Первое мнение – да, это фильм в жанре киберпанк. Смотрите сами.

Мир будущего с такими высокими технологиями как генетическая реконструкция, летающие машины и роботы-прислуги. Жесткий государственный контроль. У каждого гражданина есть досье. Автомобили правоохранительных органов оснащены программным обеспечением для распознавания лиц. На дверях жилых квартир есть специальные желтые точки, на которые нужно класть руки, когда приказывает власть (сцена в квартире Корбена). Ставим галочку.

Злая корпорация будущего в роли злодея в сюжете - корпоративный магнат Жан-Батист Эмануэль Зорг в исполнении британского актёра Гэри Олдмана, который использует всю свою власть, чтобы уничтожить главных героев. Ставим галочку.

Низкий уровень жизни. Главный герой Корбен Даллас живёт в маленькой квартире в многоэтажном футуристическом здании, где время от времени подвергается нападению преступников. Он работает в компании такси, которая принадлежит корпорации злодея фильма. Нью-Йорк будущего распростерся так высоко в небо, что мы можем только догадываться, что происходит на земле. В финале сцены, где Корбен и Лилу уходят от погони полиции, мы видим, что самые низкие уровни города покрывает густой туман и, судя по всему, эта часть города либо непригодна для проживания, либо предназначена для жителей с самым низким уровнем заработной платы. И ставим галочку!

Как видите, элементы жанра «киберпанк» в картине действительно присутствуют. С этим не поспоришь. Ну, только если вы упоротый, тогда я сдаюсь.

А второе мнение гласит следующее. Все вышеперечисленные элементы жанра киберпанка в этом фильме хоть и имеются в наличии, но отодвинуты на задний план, в то время как на переднем плане разыгрывается сказочная история о любви и борьбе добра и зла. Пятый элемент это не киберпанк. Если уж на то пошло, Пятый элемент - это поп-арт космоопера с элементами киберпанка.

«А разве наличие элементов того или иного жанра (да ещё и в таком количестве и по всем пунктикам) не означает, что его можно причислять к этому жанру?» - ответят сторонники первого мнения и тоже будут правы.

Вот такой вот можно сказать неразрешимый вопрос среди поклонников научной фантастики. Кстати, напишите в комментариях, к какому из двух мнений склоняетесь вы. Как бы то ни было кино отличное. «Лилу Даллас мультипаспорт навсегда!»

Это что касается кино, с  видеоиграми всё обстоит сложнее. Сами знаете. В них больше элементов, часть из которых может друг другу противоречить. Ну, например, сценарий сюжета может соответствовать структуре ролевой игры, в то время как геймплей будет строго коридорным линейным шутером. Да, Mass Effect 3 , я бросил на тебя косой взгляд. По каким критериям определять принадлежность к жанру ролевой игры?  Что в ролевой игре важнее всего?

Ваши аргументы абсурдны, господа! Неужели вы этого не видите?

Поскольку я нередко становился свидетелем подобных споров в комментариях среди обычных людей, мне запомнилось несколько особенно часто встречающихся мнений, какой элемент жанра RPG самый важный. Начну с моего самого любимого аргумента:

«В ролевой игре важнее всего РОЛЕВОЙ ОТЫГРЫШ»


Я видел один такой комментарий на портале StopGame и, да, отвечая на ещё не заданный вами вопрос, те два слова были написаны капсом. Я просто решил ничего не менять. Все же знают, что если ты пишешь капсом, то ты точно прав, шучу, - то ты точно ЧСВ.

Так вот если следовать этому тезису, то The Sims – это лучшая RPG на планете Земля. А вы не знали? В какой ещё ролевой игре вы сможете отыграть мамочку-маньяка, которая то ли случайно то ли нарочно утопила своего ребенка в бассейне, а после заперла папу семейства в спальне, забаррикадировав дверь мебелью, и тот потом умер от плохой гигиены  в собственных … ну вы поняли?  Такого ролевого отыгрыша нет ни в Fallout’е ни в Skyrim’е ни в одной из этих игр или похожих на них, даже вместе взятых! Так что же это получается, ребятки. The Sims непревзойденная никем RPG всех времен и народов?!

Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь. Знаете, как некоторые пишут «Ведьмак это больше адвенчура, чем ролевая игра». Возникает вопрос. Эм … а вы можете мне назвать RPG, которая не является адвенчурой? По-моему они все приключенческие. Жанр на то обязывает как бы! Если я ошибаюсь, поправьте меня.

Между прочим! Если верить поисковику Google «The Sims это RPG». Так что можно смело ставить игры этой серии в один ряд с мастодонтами жанра. Подвинься Fallout 2, снимай свою корону, в городе новый король.  Вот так вот каждый день узнаешь что-то новое …

Ролевые игры без ролевого отыгрыша не ролевые игры?

А если в игре нет ролевого отыгрыша «от слова совсем», но все остальные элементы жанра на месте, то, что это тогда? Ну, например, Final Fantasy 7 (ну или, наверное, вообще вся серия). Классическая игра, а не её ремейк. В неё я просто ещё не играл. Там выбор фраз в диалогах главным героем абсолютно ни на что не влияет. Вы как игрок никак не можете изменить ход событий или концовку сюжета. Главного героя FF7 зовут Cloud (Облако), но игрок волен обозвать его Фёдором. Но опять же существенным образом это ни на что не повлияет.

Тем не менее, в этой японской ролевой игре есть система квестов, обширная прокачка персонажей и исследование мира. Кроме того в  Final Fantasy 7, если я ничего не путаю, есть два опциональных игровых персонажа для вашей партии. Вы можете встретить их, если сойдете с рельс основного сюжета и начнете выполнять побочные задания. Я прошёл игру, не повстречавшись с ними, просто потому что не знал об их существовании.  Так что, наверное, можно сказать, что мой опыт прохождения и опыт тех игроков, которые заполучили этих героев к себе в команду - отличаются. Можно ли назвать такую маленькую разницу в игровом опыте ролевым отыгрышем? Мне кажется, что всё-таки нет.

Ролевой отыгрыш и его разновидности

Под одной из новостей на портале StopGame был такой комментарий:

«Persona 5 – это не RPG, потому что там выбор строчки в диалоговом окне почти ни на что не влияет»

Ну, во-первых, это не совсем правда. На свиданиях с персонажами герой игры может случайно обидеть своего собеседника, выбрав неправильные слова, тогда игроку придется дольше за этим персонажем «ухаживать», чтобы в дальнейшем заручиться его крепкой дружбой.

Во-вторых, другой вопрос – а что вы понимаете под ролевым отыгрышем? Есть же разные виды ролевого отыгрыша в RPG играх. Примеры.

В JRPG играх серии Persona ролевой отыгрыш – это тайм-менеджмент. Игра устроена таким образом, что вы не сможете завязать крепких дружеских отношений со всеми персонажами, которые есть в игре. Вам придется выбирать.  

Примечание. Это можно сделать только в режиме «Новая игра +» и даже там вам всё равно придётся выбирать, с кем больше общаться, а с кем поменьше, составляя распорядок дня своего героя.

Общаясь с фанатом и завязав с ним крепкую дружбу, наши герои будут гораздо быстрее прокачиваться. Ну, вы поняли, потому что он их фанат и морально их поддерживает.

А если заведете крепкую дружбу со своей учительницей (или роман хо-хо-хо), она будет делать вам массаж после тяжелого рабочего дня, и вы сможете больше дел сделать за день. Ну, вы поняли, потому что она milf … заботливая то есть!

Выбирать есть из чего. Все примеры вот так сразу и не перечислишь. От вашего выбора будет зависеть то, какие ваш герой получит способности, всевозможные бонусы, предметы, дополнительные сценки в сюжете и много чего ещё. Что самое главное – это,  так или иначе, влияет на ваш личный игровой опыт. Ну, так что, это разве не ролевой отыгрыш?

«Нет, ролевой отыгрыш – это когда ты выбираешь строчку из диалога, и дальнейший ход разговора персонажей меняется, а вместе с ним и сюжет. Никакой другой тип ролевого отыгрыша в играх существовать не может!!!»

(это тоже реальный комментарий, да)

Ах, ну да ну да, глупый я.

                                                                        Dark Souls - это RPG?
                                                                        Dark Souls - это RPG?

Однажды я был свидетелем такого диалога:

- А Dark Souls это ролевая игра?
- Тю! Это же слэшер как Bayonetta. Ты чего? Стыдно не знать …

Нет, конечно, я знаю, что Dark Souls официально значится как Action - RPG. Меня интересует другое. Достаточно ли элементов RPG в Dark Souls, чтобы свободно называть её ролевой игрой? Опять же возвращаясь к размышлению о том, что считать за «ролевой отыгрыш». Вернее, можно ли называть игру ролевой, если в ней нет диалогового окна с выбором строчки со словами героя?

Я скажу, банальную вещь, наверное, но я считаю, что Dark Souls это ролевая игра. Потому что игрок может персонализировать свой игровой опыт так, как он пожелает. Хочешь быть казуалом магом – пожалуйста! Хочешь быть хардкорщиком и выходить на врагов в одних трусах с дубиной – пожалуйста! Хочешь побеждать хитростью? Ну, например, скинуть босса с края платформы, как того здоровяка с длинным топором в Dark Souls 2? Пожалуйста!

И вот, казалось бы, более-менее разобрались, но не тут то было …

Трудности определения жанра

Я решил спросить у Google.

GTA – это RPG?

GTA V can be considered an RPG (пер. GTA V можно считать RPG)

Что-о-о-о?! То есть GTA V можно считать ролевой игрой? Не ну в каком-то смысле. Определенные ролевые элементы там есть, конечно. Различные характеристики персонажей, которые можно прокачивать. Внешний вид героев изменять. Машины усовершенствовать в автомастерских. Да нет, бред какой-то. Google нам не помощник в этом вопросе. Все же знают, что GTA – это файтинг … Глупый Google.

Просто так картинку вставил. СмЯшная. Мне нравится ^_^
Просто так картинку вставил. СмЯшная. Мне нравится ^_^

Но если серьезно. Вы можете дать ответ на вопрос:

Какие элементы ролевой игры делают игру на сто процентов точно и безоговорочно ролевой? Ехал Грека через реку, видит Грека в реке – рак! Простите за столь частые повторы. Сами понимаете, что тяжело без этого обходиться, обсуждая эту тему.

Всё познается в сравнении. Cyberpunk 2077 это ролевая игра. По крайней мере, на странице с игрой на этом сайте, написано, что да. Ну и в целом её причисляют к этому жанру. GTA V это не ролевая игра. Я никогда не слышал, чтобы кто-то её такой называл. Кроме Google, of course! В остальном обе игры как мне кажется, очень похожи. У них много общего. Так вот. Если сравнивать обе, каких элементов недостаёт GTA V, чтобы полноправно считаться ролевой игрой? Я насчитал два. Это обширная система прокачки и диалоговое окошко с выбором фраз. Если в следующей игре в серии GTA Rockstar добавят эти два элемента, она сразу станет RPG?

Это не риторический вопрос! Мне правда интересно знать, так это работает или нет.

Знали ли вы, что игры серии The Legend of Zelda – это Action-RPG? Многие рецензенты в своих статьях двадцатилетней - десятилетней давности описывали игру как ролевую. И вообще она всегда считалась как образцовая Action-RPG. Breath of the Wild тоже.

Не ну если «Ведьмак» это гибрид Action-RPG, то почему «Зельда» нет? Смотрите сами. Инвентарь – есть. Система зелий - есть. Разные виды одежды, брони, оружия – есть. Даже своя «Плотва» у Линка тоже есть! Ролевой отыгрыш в The Legend of Zelda: Breath of the Wild чем-то похож на Dark Souls. Вы также как и там, можете использовать различный подход, придумать свой стиль прохождения, наконец, самое главное в RPG – персонализировать свой опыт. Ну, подходит же, разве нет?

Но обычные игроки (судя по результатам голосования их большинство) категорически с этим не согласны. Я читал комментарии и мнения по этому вопросу, и выделил основную причину, почему им так кажется. В основном  они пишут о том, что у игр The Legend of Zelda нет двух самых важных элементов RPG - прокачки главного героя и выбор класса. Им кажется, что именно эти вещи играют большую роль для определения жанра и причисления к нему этой игрушки.

Ну и раз уж я тут пустился так сказать во все тяжкие, осталось выяснить, к какому жанру принадлежит Call of Duty. Хотя бы одна из них точно должна быть RPG!

Если верить статье автора (его имя не указано) на портале time24.news.com Black Ops Cold War это RPG, но в стиле Call of Duty. Отрывок его статьи звучит так:

«Игроки, успокойтесь. Call of Duty не стала Final Fantasy. Но когда «Cold War» преподносит ветки диалога и выбор между убийством или захватом в плен на первом этапе кампании, вы понимаете, что что-то изменилось.
Вскоре мои подозрения подтвердились, когда мне понадобилось составить "характеристику" главного героя в сюжете, выбрав ему имя, тон кожи и пол, как если бы это была какая-нибудь Fallout. Эта процедура даже включала выбор "биографии", как в случае с Шепардом в Mass Effect.»


На самом деле многие рецензенты отметили наличие RPG элементов в новой Call of Duty. По-моему, я просто уже забыл, в видеообзоре от StopGame об этом тоже говорилось. Причем что самое интересное, так это то, что выбор между ветками в диалогах и действиями игрока действительно влияют на игровой процесс и сюжет по ходу игры. И даже концовок в Black Ops Cold War несколько! Если ничего не путаю, их три? Вроде да.

Эти элементы добавлены не просто ради красоты. Они работают! Это центральная часть игровой механики. Удивительно, неправда ли?

Нет, я вовсе не хочу поставить перед вами вопрос - можно ли рассматривать Call of Duty Black Ops Cold War как RPG? Конечно, нет! Это же Call of Duty. Она больше про стрельбу, взрывы и пафос.

С другой стороны ну есть же у нас Mass Effect 3. Она ведь тоже больше про стрельбу, взрывы и пафос. Там выбор ветки в диалогах или действия по ходу игры вроде как на что-то влияет, но в конечном итоге вообще ни на что не влияет. Black Ops Cold War в этом смысле даже больше «ролевая игра», чем финал космооперы от BioWare. Да вот только попробуйте назвать Mass Effect 3 просто стрелялкой так вас сразу в комментариях кто-нибудь обидит.

Ладно-ладно, я просто так, размышлял вслух. Чувствую, мне за это достанется от вас в комментариях. Сам понимаю, что сравнение очень грубое. Но согласитесь, что в обоих случаях экшн составляющая этих игр с кинематографическими сценами на манер дорогостоящего боевика затмевает всё то, что есть в них от жанра RPG.

Заключение

 Где-то в интернете я наблюдал спор между людьми о том, какие игры можно отнести к ролевым, а какие нельзя и один человек написал с грустным смайликом – я уже и сам не знаю, что такое RPG. Мне это показалось смешным, потому что это то, что чувствую я порой. А может быть все мы немножко как он?  

Так что если вы зашли сюда, узнать является ли The Witcher 3: Wild Hunt RPG? Во-первых, спасибо, что заглянули. Во-вторых, мне придётся вас разочаровать. Я отвечу то, что вы и так знаете – это гибрид приключенческого боевика и ролевой игры. На мой скромный взгляд, очень хорошее сочетание двух этих жанров. Есть гибриды и намного хуже.

Что для меня самый важный элемент в RPG? Я думаю, что это персонализация игрового опыта. Это для меня важнее диалогового окошка и системы прокачки. То есть когда моё прохождение отличается от прохождения моего друга или Василия Гальперова или Джуби или конкретно вашего. Но даже когда этого нет, скажем как в JRPG (но они тоже бывают разными), например в Final Fantasy VII, это всё равно отличная запоминающаяся игра и увлекательный игровой опыт. Остальное вообще пофиг. 


Лучшие комментарии

Проблема заключается в том, что в The Sims нет системы квестов, прокачки персонажей и самое главное – приключения. Исследование мира там, поиск предметов или ещё чего-нибудь

Cамое смешное. Что всё это там есть. Пускай и в довольно примитивном виде. А если взять ответвление «Stories», то там ещё прописанный сюжет завезли, в который вплетены самые настоящие квесты, есть и исследования и далее по списку. )

Очень занимательная тема, интересная и дающая много пищи для размышлений.

Основная трудность как раз в том, что с развитием индустрии, чистых жанров уже и не осталось. Практически всегда (если не всегда) в произведениях медиа намешено элементов из кучи разнообразных жанров, и эта смесь жанров так раздула и абстрагировало жанровую принадлежность, что иногда лишний раз и не знаешь, действительно, к какому конкретно жанру относится то, или иное произведение.

Лично я всегда решаю для себя вот что, какой жанр в произведении наиболее лучше выражен, такого жагра это произведение и есть.

ИМХО: Что такое RPG?

RPG — это действительно отыгрыш, но не в том плане, в котором имели ввиду комментаторы которых встречал автор в интернете. Отыгрыш это не тот случай, когда тебя закидывают в игру и ты творишь там что хошь, позволяли бы только игровые механики, в сфере гейм-дева, подобные штуки называются песочницами, коей The Sims и является.

Отыгрыш — это когда разработчики тебя поставили в такую ситуацию, в которой тебе нужно принять определённое решение, которое определённым образом разрешит ситуацию, и помимо того что напрямую повлияет на сюжет игры, заодно повлияет на портрет твоего персонажа и на окружающий мир и его отношения к твоему персонажу.

В RPG ты создаёшь персонажа всю игру. Ты отыгрываешь определённую роль создавай типаж своего персонажа? Кто он, твой персонаж? Светоносный паладин? Трикстер — интригант? Злой варвар — берсерк, всегда грубый и прямолинейный? В RPG — это важный вопрос.

Есть разные виды RPG. Но я их для простоты всегда делю на три категории. Сюжетные RPG, Экшн-RPG тут упомянутые, и ММО RPG, тут не упомянутые.

1) Сюжетные RPG — это когда мы строим историю своего персонажа и он проходя по пути, которому мы ему прокладываем, приобретает свой характер, приобретает друзей, врагов, на судьбу которых он и сам повлиял и они повлияли на него.
Серия Dragon Age — хрестоматийный пример.
И разветвлённый сюжет с несколькими концовками и диалогами — вещь необходимая, в этом случае.

2) Экшн-RPG — это когда мы имеем множество возможностей для строительства боевых билдов, и наше прохождение будет меняться, от нашего боевого билда, вот есть экшн сегмент, маг его пройдёт одним образом, воин-паладин другим, вор с двумя кинжалами третьим, для кого-то одни враги будут проще других, кто-то сможет использовать локацию по своему, и прочая вариативность.
В таких играх есть варианты для манёвра, во время экшн-сегментов ну и очень широкое древо прокачки и разные виды врагов.
как пример: Киберпану вот.

3) Ну и ММО — это игры с социальной составляющей, где персонаж — это аватар игрока, игрок находит отыгрыш в социальном взаимодействии, соперничестве с другими игроками, или наоборот в сотрудничестве, вступает в альянсы, кланы, гильдии, присягает одной из фракций и так далее, ну и ломает лица враждебным альянсам и гильдиям, торгует, общается — это тоже большой ролевой отыгрыш.
Как пример: World of Warcraft

И ещё нельзя забывать про преобладание жанра. Игра может содержать ролевые элементы, но при этом RPG её назвать не поворачивается язык. Ну COD:BO CW как по мне тоже их таких, хоть я не играл, сужу чисто по тому что видел, если я ошибаюсь, меня поправят. Это скорее широко-вариативный Экшн-шутер с элементами RPG.

Такие дела. Плюс на статью я поставил, очень интересно было порассуждать.

P.S. Я бы не назвал Пятый Элемент Космо-оперой — ибо для космо-оперы там маловато космоса. Но и чистокровным киберпанком не назвал тоже, киберпанк там — скорее вопрос стилизации и эстетики. Та же история могла развернуться в мире гангестерских двадцатых и в фентезийном средневековье.
Пятый элемент для меня всегда был юмористическим-боевиком, в обёртке киберпанка.

Тут немного другой случай. Жанр RPG — это не столько то, какими признаками игра обладает, а то какое наследие в себе несёт. Изначально ролевые игры — это обычные настолки на системах вроде D&D. Когда появились компьютерные игры, то и ролёвки туда постарались перенести настолько хорошо, насколько это было возможно. И уже со временем разработчики начали фантазировать на тему и придумывать новые интересные фичи, чтобы разнообразить игровой процесс. Определение жанра зависит в первую очередь от того из чего родилась игра и на что в ней в первую очередь была сделана ставка. The Sims не может быть ролевой игрой, потому что цель была в том, чтобы симулировать общество и людей, а не в том, чтобы отыгрывать. Чтобы симсы стали ролевой игрой необходимы лор мира и нпс с прописанными характерами и поведением, чтобы игрок оказался в ситуации, где он может отыгрывать, в обратной ситуации он — лишь болванчик в городе болванчиков. Тут важно понять, что такое отыгрыш, он невозможен, если единственный проработанный перс — это ты.
Ситуации, когда игру называют ролевой, где нет отыгрыша, вроде jrpg — это нормально, потому что, как я писал в своём блоге про японские ролёвки, они являются частью наследия. Это длинная цепочка перерождения, когда механика D&D превратилась в то, что мы сейчас имеем. По аналогии могу привести пример: дворцами раньше назывались резиденции аристократии и королей, а теперь дворцы — это просто величественные общественные здания, в которых могли жить в прошлом важные люди или вообще они были построены буквально недавно.

Хорошая тема, но автора повело явно не туда в итоге получилась сплошная вода. Разбирать любое понятие так и не дав ему определение сомнительное занятие. Как и пояснение за РПГ разбором современных гибридов, а не уходом к чистокровным корням жанра.

Так скажем на одном трехбуквенном ресурсе кто-то в комментах отлично пояснил за киберпанк(как жанр). Так что можно смело сказать что «Пятый элемент» не киберпанк — во-первых проблематика не та(не подходит как жанр), во-вторых у нас там президент мира с реальной властью(не подходит как сеттинг). 

Симс это всего навсего навороченный тамагочи.
ГТА началось не с Сан Андреаса, в котором появилась «прокачка».
Первые Зелды эталонными Экшен-Адверчурами, а вот одна из первых компьютерных РПГ это Rogue. И вот тут можно понять, что что-то пошло не так, ведь не каких диалогах и отыгрыше в рогаликах даже намека нет. А значит надо обратиться к настолкам и разобрать почему определенные разговорные посиделки за столом стали называться ролевой игрой и что такое «ролевая система». =)

Думаю перечисленные игры не стоит воспринимать как отдельные жанры, лично я никогда не смотрю на жанр и сеттинг вовсе (лично я так делаю). Спасибо за блог! За косарь держу кулачки!

Отличная статья, вывод в том, что почти во всех играх используется смешение жанров, а жанровые рамки это что-то довольно размытое и обозначены они для более удобного поиска схожих проектов, просто сформировались со временем. С таким успехом я могу доказывать например что дискиплз 2 наполовину джрпг, естественно мне кто-то будет с пеной у рта доказывать что нет, что я вообще богохульник и несу ересь. 

Хочу добавить только одно, меня если заставить выбрать один основоположный компонент по которому я сразу скажу — Да, это РПГ же! Это явно будет прогресс в прохождении игры привязанный к накоплению статов, уверен это как-то называется правильно в геймдеве, но я назову это статоориентированностью. Когда тебе нужно 8 условных единиц ловкости, чтобы экипировать меч с 600 единиц урона, а при получении нового уровня твое здоровье увеличиться на 40 единиц, а если бафнуть себя или меч, то увеличишь шанс крита на 10% и будешь наносить им уже 900 единиц урона… Ну вы поняли, и да, это делает в моих глазах киберпанк РПГ, а ГТА нет. Как я понимаю это перешло в жанр из настольных и текстовых вариантов и собственно и является его отличительным фактором, по крайней мере трудно вспомнить РПГ без привязки к статам чего либо. Это есть и в паразит ив и в хэлгейт лондон, возможно это перенесено и в другие жанры, но все же мне кажется если это есть в игре, то каким бы не была смешением жанров эта игра, все равно основной кор это РПГ составляющая.

В детстве, когда смотрел «Пятый элемент», на волне наверное с такими фильмами, как «День независимости», «Звездный десант», «Звездные Войны» и прочее, все они для меня просто были обычной космической одиссеей. И именно «Пятый элемент» выбивался из общей картины всех космических новелл. Было что-то, что ты смотришь и думаешь: УАУ, как же круто, роботы, бластеры, разные расы пришельцев, у всех разная и непонятная одежда, костюмы, эти загаженные районы, мусор и т.д. И вот уже повзрослев, и пересмотрев снова «Пятый элемент», я действительно задумался, что вот он киберпанк будущего, космо-киберпанк. И честно сказать, как раз киберпанк никуда на задний план и не отходит. А больше показывает, как в загаженном мире космо-киберпанка люди пытаются выживать: тоже разделение социального слоя, люди побогаче ходят в самых лучших шмотках, лучше выглядят, имеют мейкап на лице, который обычные работяги не могут себе позволить, в тоже время как люди не особо богатые в лице главного героя, пытаются выжить хоть как-то и работая на тех же КОРПОВ, которые ходят задрав нос к верху не видят реальной проблемы, которая затронет и их жизни. Но все проблемы как всегда разруливает «дитя улиц» и потом все живут счастливо и мирно. Так что мое мнение, «Пятый элемент» вполне тянет на хороший такой киберпанк, да это не что-то из ряда «Бегущего по лезвию», где все так тленно и неоново.

За статью спасибо, очень понравилась.

персонализацию игрового опыта можно сделать в любой игре, объявить себя в колде жопоманьяком и убивать противников только выстрелами в жопу, сделав своё прохождение уникальным, но рпг игры из этого не получиться.
так же есть большая разница между игровым опытом в зельде и дарк соулсе, в первой вам всегда доступны все геймплейные варианты, а во втором всё решает прокачка, и мага и мечника в трусах нужно прокачать.

как итог есть два штуки которые сделают из игры рпг:
1. возможность определять характер своего персонажа(не влиять на развитие сюжета, не 15 концовок, нас интересует именно наш персонаж).
2. прокачка определяет геймплей.

должно быть хотя бы что-то одно, лучшие представители используют сразу два пункта.

как я писал в своём блоге про японские ролёвки, они являются частью наследия. Это длинная цепочка перерождения, когда механика D&D превратилась в то, что мы сейчас имеем.

Очень интересный комментарий, почитал бы твой блог...

Ох, 44 штуки. В каком-то конкретном было, или лучше прочитать все где есть JRPG?

Главная составляющая RPG — наличие ограничений. В диалогах, прокачке, квестах, выборе пути — неважно где. Чем меньше ограничений — тем меньше игра RPG, и тем больше — песочница. Из этого следует всё остальное.

Ибо когда можешь прокачать все или почти все навыки, как в Horizon Zero Dawn, Deus Ex Mankind Divided или Assassin's Creed Odyssey/Valhalla, например, то не отыгрываешь роль, не делаешь выбор, и при каждом прохождении получишь персонажа той же степени функциональности. В отличие от Киберпанка, где разве что две ветки можно развить до максимума, и надо выбирать, быть искусным хакером или превосходным стрелком. С диалогами то же самое: пропиши хоть десять вариантов ответа, но если у разных реакций не будет разных последствий, в этом не будет ролевого отыгрыша.

Но, по-хорошему, понятие RPG или Action/RPG в контексте компьютерных игр — уже анахронизм. Если пытаться в один жанр запихнуть такие разные игры как «Ведьмак 3», Dark Souls, Diablo 3, Fallout 4, то в этой классификации вообще нет смысла, и надо от неё либо отказываться, либо основательно дополнять и расширять.

Тоже, когда увидел споры о том, что Киберпанк — РПГ/ не РПГ захотел разобраться в том, что же такое «настоящая», «трушная» ролевая компьютерная игра, но окончательных критериев, говорящих о стопроцентности и трушности компьютерной РПГ, так и не нашёл. К сожалению (или к счастью), тут нельзя как в научной сфере собрать международную конвенцию, которая установила бы чёткие и однозначные формулировки и стандарты, с которыми пришлось бы считаться всему миру.

Думаю, что важно не само наличие/отсутствие жанровых особенностей (инвентарь, прокачка, квесты, диалоги и так далее), а то, как совокупность этих особенностей работает и воспринимается игроком, а ещё важнее как действия игрока воспринимает игровой мир и воспринимает ли он их вообще.
В том же самом Скайриме ты можешь геймплейно  отыгрывать множество ролей.
Но ты можешь  быть сколь угодно крутым главой самых могущественных гильдий провинции, можешь владеть недвижимостью во всех городах Скайрима, можешь убить сотни драконов, можешь ходить в мастерски заточенном и зачарованном даэдрическом сете. Как игрок ты уже начинаешь воспринимать своего персонажа как непобедимое полубожество внушающее страх и благоговение. Но игра хотела чхать на твоё раздутое богатствами, высоким уровнем и эпичной снарягой ЧСВ. НПС в городах будут относится к тебе так же, как относились изначально, лишь вскользь упоминая твои подвиги вне диалогов, а рандомные разбойники всё так же попытаются взять «плату за проход».  Понимаю, что раскатал губу и что такие игровые условности — это следствие масштабности игры. Но получается ситуация «Я отыгрываю Легендарного Довакина — игра так не думает.» Не чувствуется  в игре должной отдачи. Курицин ведь тоже может сколь угодно отыгрывать русского Шварца, но какой в этом смысл, если на него никто не реагирует как на Шварца?
Более камерная Fable, где дети облепляли доброго Курощупа и убегали от злого, где злой Курощуп спокойно проходил по лагерю разбойников, в то время как доброго начинали сразу же атаковать, где прокачивая Курощупа-Воина, я видел как он превращается в гору мускулов в этом плане для меня превосходит Скайрим. Просто потому что с помощью таких маленьких, но значимых штришков создаётся (пусть и обманчивое) ощущение того, что это ты не играешь в игру, а твой персонаж действительно живёт в игровом мире, влияет на него, а игровой мир на это адекватно реагирует.(Заранее уточню: Скайрим не хейчу).

В общем, главное — не стремиться навесить на игры ярлыки с надписью «РПГ», «Шутер», «Не игра, а кинцо-мыльцо» и так далее. Ведь главное — это приносят ли игры и их игровые механики вам удовольствие, не так ли? 

А ещё вспомнил, что на эту же тему рассуждал Максим Милязев в двух видеороликах «АНАТОМИЯ ЖАНРА РОЛЕВЫХ ИГР». Если вам интересна эта тема, то советую ознакомиться.

P.S. Автору спасибо. Ох, надеюсь здесь не начнётся холивара. Тема-то благодатная. :)

Простите за опечатки, немного спешил, из-за своих дел. Даа, стоило писать в более спокойной обстановке, но боялся потерять мысли и решил написать в спешке, но именно тот объём информации который хотел.

в первых дух частях дарк соулсов магия имба, практически никто из боссов не знает, что делать с противником который сам не подходит, а урона мы вносим килотонны

и что у нас является ключевой механикой в ведьмаке?

я проходил магом первую половину второго дарк соулса, дать сдачи не мог никто.
бомжей убивал клинком, сложных мобов и боссов магией. это безумно скучно.
кстати первую часть all bosses даже магом спидранят

Расскажите пожалуйста, как в DS2 стать магом-казуалом?


Пожалуйста. Вкачиваешь знания до 3-4 слотов, забиваешь их все обычными стрелами души, качаешь инту и посох. Если не тратить заклинания на совсем уж слабых мобов, то обычно стрел хватает с избытком до следующего костра. Да и на боссов тоже. А если еще и фантомов призывать, то можно вообще встать в сторонке и жать одну кнопку. Особенно во вторых душах, где почти на каждого босса есть свой призываемый непись, а то и два.

p.s. Чуть не забыл про хинт с прицеливанием через бинокль, который еще и позволяет отстреливать мобов с безопасного расстояния.

Хм, понятно. Думал там что-то более развёрнутое.

Но спасибо, надо будет как-нибудь почитать твои блоги.


Я когда блог публиковал, наивно надеялся, что сюда заглянет какой-нибудь супер-умный человек, эксперт в жанре и всем его различным представителям и объяснит мне что почём. Иван Лоев к примеру зайдет и скажет такой — «Дескать, смотри firefly 23412, сейчас я тебе поясню ...»

Так я специально посоветовал жаждущим конкретики ознакомиться с «Анатомией жанра ролевых игр» от Максима Милязева (Который, кстати, делал видеообзор по CRUSADER KINGS III). Как по мне, он вполне экспертно разобрал тему и «пояснил что по чём». Главный Вентру всея Стопгейма как бы заходит и говорит такой — «Дескать, смотри, firefly 23412, сейчас я тебе поясню...  Игровыми жанрами в наше время принято жонглировать, как цветными шариками на вечеринке в доме сумасшедших...»

Далее я позволю себе ретранслировать его основные тезисы: (всё же рекомендую посмотреть оба ролика полностью, но постараюсь процитировать дословно, без отсебятины, если вам лень смотреть вторую часть «анатомии» с 16:20 по 21:30).

«Ролевым традиционно играм свойственны три элемента, по которым мы их узнаём:
1.Игровая система — то есть, правила игры. (более подробно в первой части „анатомии“ с 8:00 по 12:40)
2.Игровой процесс, предполагающий некоторую вариативность при совмещении исследования мира, взаимодействия с персонажами и ведения боёв. (более подробно во второй части „анатомии“ с 1:00 по 7:05)
3.Ролевой отыгрыш — или творческий подход игрока к созданию и развитию персонажа.» (более подробно во второй части «анатомии» с 7:05 по 16:20)

«Игровой процесс, он же геймплей, здесь самый непостоянный из них (из элементов). Он отличается от игры к игре, его отдельные элементы могут появляться и пропадать даже в рамках одной серии.За примерами далеко ходить не надо. Это и удивительная судьба диалогов в The Elder Scrolls, и необязательные элементы крафта и строительства (Fallout 4), вошедшие в моду ещё в нулевых, и много чего ещё.Поэтому зачислять игру в ролевой жанр на основании одного только геймплея не выйдет. Ведь он работает исключительно в связке с другими элементами, а каждый его аспект встречается и в играх других жанров.»

«Игровая система — уже более интересный случай. Нередко она касается только боевой составляющей игры и не связана с отыгрышем роли, как в Ведьмаке и Готике, например. А то — и отсутствует как таковая, сводя игру к сочетанию геймплея и отыгрыша. „
“Наглядным примером такого подхода служат игры Telltalе и Quantic Dream, они же — интерактивное кино, традиционно к ролевому жанру не причисляемые. Ведь в них отсутствует персонаж — описанный через игровую систему аватар, которого игрок создаёт и изменяет по своему вкусу и усмотрению.»
«Поэтому возникает занятный казус: тот же Ведьмак и, скажем, The Wolf Among Us — игры, где присутствует отыгрыш — раскрытие изначально заданного персонажа через совершаемые выборы и учитывающий их последствия сюжет. Только в Ведьмаке мы имеем продуманную боевую систему, а Волке всё решается банальным QTE.»
«Значит ли это что Ведьмака делает ролевой игрой прокачка боевых навыков, открытый мир и побочные квесты? » — «Тоже нет, потому что в таком случае в жанр прийдётся включить Assassins Creed, Far Cry и GTA. Чему уже изо всех сил сопротивляется здравый смысл. Но разрешить это противоречие не так сложно, как это может показаться. Для чего в очередной раз обратимся к примеру.»
«Знаете какая игра включает в себя все элементы РПГ, но к жанру никогда не причисляется?» — «The Sims» 
«В ней есть система, мир, взаимодействие с НПС, прокачка и даже бои. Но каждый кирпичик этой конструкции работает не на развитие персонажа и его истории, а на вовлечение игрока в будничные хлопоты нерасторопных подопечных.Описывая игровой опыт мы говорим о построенных домах, забавных случаях и необычных ситуациях. Ролевой элемент тонет в бытовых заботах, как надоевшие супруги в бассейне. На первое место выходит симулятор, что и определяет жанровую принадлежность.»
Поэтому Ведьмак, дающий каждому возможность рассказать историю своего собственного Геральта в ролевой жанр зачисляют без лишних проволочек. А The Wolf Among Us, вооружившаяся приёмами кинематографа, обладает, разве что, ролевыми элементами."

«Но зачастую другой жанр не затмевает собой ролевую составляющую, а один из элементов, тем не менее, слабо выражен или вовсе отсутствует. Чтобы не придумывать новое слово на пустом месте в таких случаях обычно выделяют поджанры. Максимально коротко:»
«1.Если исход боя больше зависит от навыков игрока, нежели от характеристик персонажа. Игру относят к поджанру Action-RPG. 
2.При отсутствии отыгрыша остаётся только зачистка локаций от противников? То есть прародитель жанра  (Roguelike-RPG) — бродилка, Дьяблоид или dungeon-crawler. 
3. Оставив только бои, персонажей и устранив выбор — на выходе получим ролевую игру японской школы -JRPG.
4. В ММО отыгрыш направлен не на мир как таковой, а на других игроков. Хотя, почти никогда это не работает и все тупо фармят золото в одиночку.
5.Воюете с негодяями с командой единомышленников и не занимаетесь ничем иным кроме, разве что, прокачки. Вот вам тактическая ролевая игра (Tactical RPG). (Строку далее читать с иронией) Правда, там должны быть мечи — без мечей игра будет просто тактическая, как тот же Jagged Alliance»

«Длина списка поджанров зависит исключительно от испорченности того, кто их выделяет, поэтому классификация может быть весьма обширной. Считать ли такие игры ролевыми, но относящимися к поджанрам или же записывать их в дальние родственники RPG, схожие лишь отдельными элементами, по большому счёту, дело вкуса. Спор о терминах — самый глупый и бессмысленный во вселенной, ведь суть вещей их названия не затрагивают никак.»

«Я (Максим Милязев) лишь хочу обратить ваше внимание на название жанра — ролевые игры. И именно слово роль призвано отличать их от прочих видеоутех. Роль, которая не возможна без отыгрыша и раскрытие которой, как мы увидели, изменялось на протяжении всех лет существования жанра»

Читай также