В данном блоге подписки будут рассмотрены без учета стриминговых возможностей, только контент, который вы можете скачать и поиграть на консоли.
В чем главные особенности подписочной модели
Подписочная модель идеальна с точки зрения развития бизнеса – вы всегда получаете планируемый и стабильный поток прибыли. Именно поэтому такая схема уже давно распространилась на многие сферы нашей жизни (кино, музыка, ютуб, благотворительность, мобильная связь, интернет, продукты, техника и т. п.).
Людям нравится получать вещи, которые они хотят, без необходимости принимать решения. Потребители также плохо оценивают то, сколько они тратят на подписки.
В рамках одного опроса людей попросили сказать, сколько в месяц у них уходит на такие сервисы. Их первое предположение составляло лишь треть от общей суммы. Это связано с тем, что нам больше не нужно принимать прямое участие в покупке, каждый месяц с нашего аккаунта просто снимают деньги, и нам сложно за этим следить.
PS Plus и Live Gold имели максимально агрессивную модель распространения — без них нельзя играть в онлайн проекты.
На PS Now и Game Pass же нельзя заставить подписаться, поэтому тут уже компаниям приходится предлагать что-то интересное в плане сервиса и наполнения.
Принцип работы PS Now и Xbox Game Pass
Это консольные игровые подписки, в библиотеке которых по несколько сотен проектов, доступ к которым вы получаете за 10$ в месяц.
— в PS Now обычно игры не удаляются из подписки, и библиотека растет каждый месяц.
— в Game Pass идет постоянная ротация, каждый месяц добавляется около десяти проектов (обычно на один год), примерно столько же и удаляются.
Важные уточнения
— PS Now также подразумевает возможность стриминга на ПК и консоль (там также доступна пара сотен проектов с PS2 и PS3), но повторюсь еще раз, в рамках данного блога рассматриваться это не будет.
— PS Now официально доступна далеко не во всех странах, поэтому в России из-за региональных ограничений подписка запускается только через костыли. Отсюда вытекает отсутствие русского языка в некоторых играх, морока с иностранными аккаунтами и оплатой.
— У Microsoft также есть вариант Game Pass Ultimate за 15$ в месяц, в него входит Game Pass для ПК, Game Pass для консолей и Xbox Live Gold (аналог PS Plus), в сентябре также появится и Project xCloud.
— в Game Pass вы получаете 20% скидку на все проекты и dlc к ним внутри подписки.
Краткая история развития подписок от Sony и Xbox
Подписка от Sony была анонсирована еще в 2014 году и базировалась на вычислительных ресурсах Gaikai. Она изначально позиционировалась только как стриминговыйсервисдля возможности игры в главные хиты PS One, PS2 и PS3 для владельцев PS3 и PS4.
Официально сервис запустился 13 января 2015 года.
2016 — сервис появился на ПК.
2017 – в подписке появились игры с PlayStation 4 и Sony закрыла стриминговый сервис на большинстве платформ.
2018 — появилась возможность скачивать игры на консоль.
2019 — цена подписки была снижена с 20 до 10 долларов и добавлено несколько громких тайтлов.
В целом сейчас Sony пытается использовать опыт более успешного конкурента и ежемесячно добавлять только игры для текущей консоли, но отсутствие большого количества серверов и неразвитость облачных технологий не дают сервису выйти на новые рынки. Все еще не видно поддержки 1080p и смартфонов, хотя вроде уже давно пора.
Game Pass запустилась 1 июня 2017 года после недолгого бета теста и всегда обозначалась как игровая подписка, каких-то значимых изменений в самой структуре или её позиционировании не было.
2018 – в Xbox сообщили о том, что все их проекты от внутренних студий будут добавляться в подписку в день релиза.
2019 — ЗапускXbox Game Pass на ПК и Game Pass Ultimate.
2020 — облачный сервис Project xCloud войдет в Game Pass Ultimate без повышения цены.
Xbox видит в подписочной модели намного больший потенциал, нежели Sony. Game Pass активно развивается, занимает новые платформы, в этом году посетит и мобильные. Игры в подписке с момента релиза практически полностью сменились, в ней уже не найти древние игры с Xbox 360 или те, что уже раздавали по Live Gold.
Анализ наполнения
Оценим библиотеки подписок и их ежемесячное пополнение по трем основным пунктам:
— цена;
— возраст;
— рейтинг на метакритике;
Оценка была проведена по состоянию на конец июня 2020 года.
Весь список игр был переведен в таблицу и сооружена инфографика, учитывались только игры с текущего поколения консолей:
Сначала рассмотрим подписку в целом, потом отдельно по месяцам.
График — разбитие всех игр по возрасту
График — библиотеки подписок с разбитием по рейтингу
Качество игр в подписках в процентном соотношении
Зеленый — великолепные, отличные, хорошие и выше среднего (75-100 баллов)
Желтый — средние (65-74 балла)
Коричневый — хуже среднего и плохие (55-64 балла)
Красный — отвратительные и мусор (0-54 балла)
Из графиков видно, что в Game Pass преобладает довольно свежий и качественный контент (общая усредненная дата релиза — апрель 2018 года, усредненная цена с максимальной скидкой— 12,7$, средняя оценка — 76,4 балла).
А в PS Now же в основном игры 3-6 летней давности (средний возраст — май 2016, средняя цена — 5,68$, средняя оценка — 67,3 балла).
Тут уже явно видно одну из важнейших проблем подписки Sony — огромное количество очень старых проектов и отсутствие новых. Причем если начать детальный разбор, многие из них будут малоактуальными старыми японскими играми с оценкой ниже среднего, а крепкие середнячки и ААА тайтлы можно пересчитать по пальцам.
В PS Now всего лишь 4 проекта младше 1 года — это Control, F1 2019, Shadow of the Tomb Rider (на самом деле вышла в 2018, но в PS store есть только издание 2019) и NASCAR Heat 4.
2 проекта с оценкой 90+ — это Bloodborne и MGS V, проекты 5-летней давности, продаются на распродажах за 4-7$.
18 проектов с оценкой 85-90 — среди них Dirt 4, Dirt Rally, Dishonored 2, Doom, Fallout 4, Hollow Knight, Spider-Man, Pillars of Eternity, Rocket League, Wolfenstein 2, XCOM 2. Это опять же довольное старые проекты 3+ лет, продающиеся за 5-10$.
83 проекта с оценкой ниже 60 баллов.
Game Pass тоже не блещет Triple-A играми, но дают о себе знать внутренние эксклюзивы в день релиза. Также тут значительно больше хороших инди и Double-A проектов.
В Game Pass 62 проекта младше 1 года — это в основном хорошее инди и внутренние эксклюзивы: The Messenger, Blair Witch, Bleeding Edge, PES 2020, Frostpunk, Gears 5, Minecraft Dungeons, NBA 2K20, Ori and the Will of the Wisps, Remnant: From the Ashes, Streets of Rage 4, The Outer Worlds, The Surge 2, Two Point Hospital, Untitled Goose Game, Wolfenstein: Youngblood, Yakuza 0, Yakuza Kiwami, Мор и др.
13 проектов с оценкой 90+ — это Dead Cells, Forza Horizon 4, METAL GEAR SOLID V, Red Dead Redemption 2, What Remains of Edith Finch, Ведьмак 3: Дикая Охота, The Bard's Tale ARPG, The Messenger, Hollow Knight, MONSTER HUNTER: WORLD, NieR:Automata, Ori and the Will of the Wisps, Yakuza 0. Это как старые, так и новые проекты.
26 проектов с оценкой 85-90 — среди них KINGDOM HEARTS — HD 1.5+2.5 ReMIX, Кровная вражда: Ведьмак. Истории, Age of Wonders: Planetfall, Banner Saga 3, BATMAN™: Рыцарь Аркхема, Devil May Cry 5, DiRT 4, Dishonored 2, Halo: Коллекция Мастер Чифа, Hellblade: Senua's Sacrifice, Minecraft, Mortal Kombat X, Outer Wilds, Pillars of Eternity, Rocket League, The Outer Worlds. Тут опять же присутствуют как старые, так и новые проекты.
8 проектов с оценкой ниже 60 баллов.
Но тут многие резонно возразят
В PS Now ведь игры не удаляются с момента добавления в подписку – вот почему они такие старые
Поэтому проанализируем качество ежемесячно добавляемого контента.
График – количество добавленных за месяц игр
Sony сейчас ведет политику по добавлению трех игр в месяц (только с PS4), большинство из них обычно ААА и довольно высокого качества, но такого количества явно мало. Xbox же стабильно выдает 9-10 разномастных игр и пытается максимально покрыть все категории игроков.
График – средний возраст (в месяцах) добавленных игр
Графики – распределение добавленных игр по возрасту и количеству
Как видно из предыдущих графиков, Sony продолжает добавлять в подписку проекты 2-4 летней давности (в среднем 30,5 месяцев). Главные проблемы такого подхода – за такой большой промежуток времени игры теряют в актуальности и их уже можно найти на распродажах со скидкой под 80-90%. Мало кто будет продлевать подписку ради такого контента.
В Game Pass же средний возраст добавленных за месяц игр значительно ниже – 12,5 месяцев. Причем 39 из них были добавлены в день релиза на консоли, среди них можно встретить не только внутренние проекты, но и довольно интересные игры от сторонних студий: Blair Witch, My Friend Pedro, Мор, Untitled Goose Game, некоторые эпизоды Life is Strange 2, Yakuza 0, Yakuza Kiwami, Streets of Rage 4, West of Dead, Observation.
Теперь посмотрим разницу в цене контента внутри подписок.
Графики — общая и средняя стоимость добавленных за месяц игр
Графики — распределение добавленных игр по стоимости и их количество
Невооруженным глазом видно, что в PS Now добавляется не только меньше игр, но они еще и значительно дешевле, в среднем 12,8$ против 20,2$ у Game Pass. Общая стоимость, естественно, тоже ниже: за год в подписку от Sony было добавлено контента на 846$, у Xbox эта цифра — 2325$. Стоимость игр учитывалась с максимальной скидкой в официальном магазине.
Посмотрим, проекты с какой оценкой добавляются в подписки.
График — средняя оценка на метакритике
На этом графике все более менее ровно, нет ярко выраженного лидера.
Графики — распределение добавленных игр по оценке и их количество
Тут уже картина совершенно другая, видно что в Game Pass стабильно добавляется около 6 проектов с хорошей оценкой в месяц, а в PS Now всего лишь около 2х.
Обзор ежемесячного пополнения подписок
Рассмотрим какие именно проекты пополняют подписки каждый месяц.
Игры отсортированы по актуальности и значимости для подписки.
В списке присутствует оценка на метакритике, цена и возраст в месяцах на момент попадания в подписку.
Зеленым выделены хорошие значения, желтым средние и красным плохие.
Июль 2019
PS Now
Game Pass
Август 2019
PS Now
Game Pass
Сентябрь 2019
PS Now
Game Pass
Октябрь 2019
PS Now
Game Pass
Ноябрь 2019
PS Now
Game Pass
Декабрь 2019
PS Now
Game Pass
Январь 2020
PS Now
Game Pass
Февраль 2020
PS Now
Game Pass
Март 2020
PS Now
Game Pass
Апрель 2020
PS Now
Game Pass
Май 2020
PS Now
Game Pass
Июнь 2020
PS Now
Game Pass
Просмотрев список, выводы можете сделать сами. Но на мой взгляд сильнее у PS Now выглядит только октябрь 2019. В остальных случаях ежемесячное пополнение Game Pass значительно лучше.
Промежуточные итоги
PS Now
Sony называет свою услугу самой большой игровой библиотекой по подписке, и действительно, на первый взгляд 397 проектов (+400 проектов со старых консолей) для PS4 это очень много. Только вот половина из них – это старые игры 4-6 летней давности сомнительного качества, больше 50 игр уже раздавали по PS Plus, а среди остальных всего лишь 4 проекта младше 1 года.
Решение не удалять игры из выглядит максимально странно и не дает никаких плюсов кроме захламления подписки. Конечно, можно оставить хорошие старые проекты, но совершенно непонятно зачем держать остальные. Сильно сомневаюсь, что кто-то заметил бы утерю инди игры 2015 года с оценкой 37 на метакритике.
И это ведь доходит до абсурда, когда, например присутствуют несколько проектов из серии ежегодных симуляторов:
- F1 2015, F1 2016, F1 2017, F1 2019
- Farming Simulator 15, Farming Simulator 17, Farming Simulator 19
- NASCAR Heat 3, NASCAR Heat 4
- WWE 2K16, WWE 2K18
По сути, несколько сотен проектов держат в подписке только ради количества. Такая же система присутствует в ужасной EA Access, но там это обосновано очень маленьким количеством игр.
PS Now напоминает мне огромную кучу непонятно чего, в которую закинули и хорошие, и плохие продукты, и вам надо порыться, чтобы найти что-то интересное.
Текущая политика подписки делает только пол дела – на нее вроде как выгодно подписаться и пройти множество хороших, пусть и старых проектов. Но вот продлять ее странно – получать за 10$ в месяц три проекта 2-3 летней давности не кажется особо выгодной затеей.
Сложно назвать и добавление старых эксклюзивов на 4 месяца прямо «шикарным подгоном», тем более если их уже можно купить за 10-20$. Было бы интересно увидеть их в подписке хотя бы через 3-6 месяцев после релиза, а не спустя 1,5-3 года. Непонятно чем Sony будет пытаться завлекать игроков позже — новые эксклюзивы добавлять в подписку они не собираются, а старые уже закончились, а пускать их по второму кругу будет максимально глупо.
Также очень огорчает отсутствие свежих хороших инди – добавление их в подписку помогает маленьким компаниям развиваться, увеличивать продажи и узнаваемость. Плюс такие проекты обычно имеют в себе интересную идею или геймплей, от которого зачастую можно получить намного больше удовольствия, чем от очередного ААА экшена с видом от третьего лица.
Если игрок был подписан на PS Now год назад и решил вернуться он увидит все тот же список игр и вряд ли сможет заметить среди них пару десятков новых имен.
Также не могу не отметить как отвратительно реализован список игр на официальном сайте Sony.
Сначала идет стандартное представление недавно добавленных игр, ну как недавно – за последние 5 месяцев.
А вот все остальное представлено просто в виде вот такого текстового списка. Нет никакого разделения на платформы, на жанры, нет возможности перейти на страницу игры. Наверное, по их мнению, потенциальный покупатель должен гуглить каждое название по отдельности.
У Xbox же этот пункт реализован вполне адекватно, есть полноценный список игр с фильтрами, ссылками и постерами.
Что касается приложений на консолях, то они имеют примерно один и тот же функционал и отличаются лишь визуальным стилем.
Game Pass
Библиотека тут примерно в 2 раза меньше – около 200 проектов. Но как мы уже разобрались — они намного более дорогие, качественные и свежие.
Начнем с одного большого на мой взгляд минуса – хочется видеть больше крупных игр от внутренних студий, в этом году был, по сути, только один ААА проект – Gears 5.
Некоторые называют минусом удаление игр от сторонних студий из подписки. Но это в корне неправильно – при таком подходе сервис захламляется, становится труднее найти что-то интересное для вас, мелкие/средние проекты выходящие на старте перестают получать должное внимание. К тому же их добавляют обычно на один год – этого времени вполне достаточно, чтобы приобщиться к проекту.
Наверное, главная особенность Game Pass – это добавление всех игр от Xbox Game Studios в день релиза. Только за рассмотренный год, были добавлены — Gears 5, Minecraft Dungeons, Ori and the Will of the Wisps, Bleeding Edge, The Outer Worlds, The Bard's Tale Trilogy, The Bard's Tale IV: Director's Cut, Wasteland Remastered, The Bard's Tale ARPG: Remastered and Resnarkled. А в 2020-21 ожидается еще больше крупных проектов.
Также в день релиза было добавлено много высокооцененных инди, Blair Witch и 2 игры серии Якудза (в скобках указана оценка на метакритике): Blazing Chrome (82), Slay The Spire (85), Creature in the Well (78), Afterparty (75), Lonely Mountains: Downhill (79), My Friend Pedro (76), Untitled Goose Game (81), Two Point Hospital (84), Yakuza 0 (90), Deliver Us The Moon (76), Gato Roboto (80), Yakuza Kiwami (81), Levelhead (81), Streets of Rage 4 (82), The Messenger (90), West of Dead (75), Observation (86).
В целом мы имеем следующую картину – хорошую библиотеку из 200 довольно свежих проектов, в которой есть игры на любой вкус. Тут, конечно, есть и как в PS Now мусорные проекты, но их совсем уж мало. Каждое ежемесячное пополнение радует 9-10 новыми проектами, несколько из них обязательно ААА игры, еще часть — интересные инди в день релиза, также обычно есть небольшое количество крепких АА. А активная ротация позволяет за год сменить больше половины всей библиотеки.
Также хочу отметить официальный твиттер Game Pass – главный новостной источник, все анонсы интересно подаются и разлетаются по профильным форумам/новостным сайтам.
Выгода для издателей
Условно все пополняющие подписки игры можно разделить на 4 категории:
— старые проекты, которым +- больше года, не приносящие уже никакой значимой прибыли для издателя. Тут все просто – разработчик пытается выжать из игры последние соки за счет подписки. Практически все проекты в PS Now именно такие.
— свежие проекты 3-6 месячной давности, которые еще на слуху и продаются хорошо на распродажах. Тут уже издатель может взять побольше денег с владельца сервиса, плюс за счет большей аудитории продать новые DLC за полную цену. Яркий пример Control.
— живые онлайн игры и ежегодные симуляторы. Тут цель очень проста – увеличить аудиторию и продавать ей донатную валюту и dlc. Как пример: PUBG, NBAK20, Tom Clancy's Rainbow Six Siege, PES 2020.
— и последний, самый неоднозначный вариант – добавление проекта в подписку на релизе, его и рассмотрим поподробнее.
Если мы говорим об играх от внутренних студий Xbox, то естественно это сделано для популяризации подписки. С таким подходом мелкие и средние игры легко окупаются – это, наоборот, им идет только в плюс, так как о них узнает большее количество игроков и при этом приманивает новых подписчиков. Например Sea Of Thieves и State of Decay2 на старте были посредственными играми и после негативных отзывов их едва ли купило бы большое количество игроков, после этого их скорее всего бы забросили. Но благодаря подписке их много кто опробовал и сейчас они расцвели после большого количества дополнений и регулярно висят в топе популярных в подписке.
Пока непонятно окупятся ли в подобном формате чистое сюжетные ААА без dlc, так как Xbox таких и не делает. Например, Gears 5 и Forza Horizon 4 хоть и предоставляют полноценный одиночный экспириенс — это в основном игры нацеленные на онлайн, причем в первой есть донатная валюта и элементы ККИ, а во второй 2 крупных dlc и дополнения с автомобилями.
Естественно, глупо было бы ожидать появление ААА игр в день релиза от сторонних издательств, но мелкие и средние проекты выходят в Game Pass по такой схеме регулярно. И это очень хорошо как для самой подписки, так и для издателей. Такие проекты получают большой охват, по сути бесплатную рекламу и в целом его продажи вырастают, а не падают до нуля, как считают некоторые.
Так, например, по словам Майкла Роуза, директора издательства No More Robots (игра Descenders):
До того как наша была включена в подписку от Xbox, ее продажи на Xbox One и PC (Steam) шли примерно 1 к 1. Но после выхода Descenders по подписке, продажи проекта вдвое, а иногда и втрое на Xbox One превосходят Steam.
Вообще, парадоксальным образом продажи игр, размещенных в Xbox Game Pass (Forza Horizon 4, например), только растут. Причина, по словам Спенсера, в следующем: подписчики Game Pass превращаются в ходячую рекламу понравившихся им игр из библиотеки Game Pass. Благодаря им у других игроков, не имеющих подписки, возникает желание купить игру и попробовать ее самостоятельно.
Когда геймеры ищут, во что поиграть, они обычно смотрят, во что играют все остальные. Они смотрят, какая игра сейчас в топе Mixer или Twitch, во что играют друзья, что обсуждают на Discord. То же и с Game Pass: когда игра становится популярной на сервисе, то о ней узнают и за его пределами.
Заключение
В итоге мы имеем, что Game Pass на данный момент выглядит значительно лучше, покупка и дальнейшее продление подписки выглядит очень выгодным. PS Now же интересен только как единоразовая история или как альтернатива эмулятору проектов с прошлых консолей.
Поэтому мы и имеем около 2 миллионов подписчиков у PS Now и 10 миллионов у Game Pass, хотя потенциальная аудитория у Sony гораздо больше.
Каждый предприниматель в каждой индустрии хотя бы раз задумывался о том, будет ли подписка иметь смысл для его продуктов и сервисов. Когда-то мы увидим подписку на все.
Лучшие комментарии
Тогда лучше подскажите что делать с пропадающими пробелами между абзацами.
В целом, мне удобнее смотреть видосы Макаренкова с Фогейма для понимания этой темы, но Вам за работу спасибо и плюсик к бложику.
Александр ШумаковЗдесь дважды повторяется красный, но нет ни одного зелёного. И в графиках стоимости написано «сотимость».
Сделать анализ подписок — замечательная идея. Спасибо за этот пост, теперь я немного лучше понимаю, что из себя представляют подписки