The Last of Us 2: Диссидентство, параллелизм и настоящая сероморальность
I walk through the valley of the shadow of death.
I fear no evil because I'm blind to it all.
«Shawn James - Through The Valley»
Доброго дня господа выживальщики, раз вы перешли сюда, значит вы готовы к спойлерам, они тут будут в просто огромном количестве.
Только немой ещё не высказался о продолжении истории Джоэла и Элли, которая вышла уже месяц назад: люди успели обвалить рейтинги на Metacritic, широко обсудить (осудить) ЛГБТ-повестку,* некоторые впали в депрессию и подали на разрабов в суд, иные игроки продолжают дискуссии о художественной и идейной ценности данного произведения.
Лично я хотел бы абстрагировать от всех хайповых моментов, и просто рассказать некоторые детали этой истории, которые мне показались занимательными, и которые вы, возможно, упустили, а, возможно, и нет, поделитесь после прочтения своей мыслью в комментариях. Собственно, три главные темы я уже обозначил в названии блога, так что поехали.
Диссидентство главных героев
Диссидент (лат. dissidens «несогласный»), также инакомыслящий — человек, отстаивающий взгляды, которые расходятся с общепринятыми. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной общества (группы).
Я часто замечаю данное явление в произведениях современной массовой культуры, и кажется, герой-нонконформист уже стал обыденностью, но именно в TLOU2 эта деталь показалось мне достаточно глубокой и актуальной. Сущность этого игрового феномена заключается в том, что все три ключевых персонажа истории, главные представители своих фракций – Элли, Эбби и Лев становятся в разной степени диссидентами (бунтовщиками) внутри своих сообществ. Приступим к разбору взаимоотношений каждого отдельного персонажа со своей группировкой.
Элли против Джексона
Собственно, завязка сюжета базируется на том, как Элли становится одержима местью. В своей мести главная героиня выходит на тропу войны, и полностью отрицает советы руководителей сообщества не совершать кровную вендетту. Томми говорит ей: «если соберём отряд, чтобы справиться, то Джексон останется без защиты» и «а если на город вновь нападут охотники?», брат Джоэла мыслит логично – в таких условиях, каждый человек, лошадь и патрон являются ценным ресурсом, а оборона своего дома – залог выживаемости.
Элли же принципиально противоречит Томми: «ты меня не остановишь». На следующее утро Дина утверждает: «К лошадям не пробраться, Мария велела закрыть конюшню», далее девушки продумывают как бы обойти охрану и уйти. Исходя из этого, делаем вывод, что Элли встала на путь бунтарства против интересов своей общины.
Сама же Мария в доме Джоэла в прямую говорит: «Лучше б ты осталась, но я тебя знаю» и «просто верните моего дурака-мужа домой».
Мы видим, что руководство сообщества, в лице Марии, ценит личные мотивы Элли и не препятствует реализации её мести. Исходя из этой ситуации, получается, что в Джексоне некой условной политической идеологией является, повторяю условный, либерализм (хоть режимом является авторитаризм), где есть свобода выбора человека действовать как ему вздумается, даже в условиях происходящего постапокалипсиса, хоть это идёт вразрез с интересами своего поселения.
Также мы видим, что в ходе развития истории вокруг Элли образуется круг таких же бунтарей: Дина, Томми, азиат (кто вообще помнит его имя?) Джесси, которые в самоволку отправились мстить или хотя бы подносить патрону тому, кто мстит.
Этот момент напомнил уровень «организованности» в последних сезонах «Ходячих мертвецов», где персонажи уходят в самоволку 10 раз за серию, а потом все вместе случайно встречаются на одной поляне в лесу.
Итог: руководство сообщества умеренно поддерживает Элли в желании отомстить, но не может удовлетворить этой потребности (о чём говорил Томми). Высокий уровень свободы в поселении, лёгкая форма диссидентства в виде неповиновения и попытки побега.
Эбби против псов
Или против волков, шёл 2020-ый, мы адаптировали как могли. В общем, Эбби также была одержима жаждой мести, видно чисто исходя из уровня её подготовки и физической формы. Но после совершения мести (считай, главной жизненной цели) главная героиня №2 попала в кризис самоопределения и потери смыслов к дальнейшей жизни.
Свою душевную пустоту она заполнила желанием созидать, как отец спасать жизни, а не отнимать. Сие изменение в разуме Эбби проявляется в её одержимости помочь угнетённым азиатским детям. Ради них она жертвует своим спокойствием и комфортом, идёт на жесточайшие испытания (страх высоты), опаснейшие действия (поиск медикаментов в лаборатории) и, в итоге, на бунт против своей организации.
К слову, псы/волки являются милитаризированной общиной, с авторитарным правлением военачальника Айзека, бывшего главаря террористической группировки, которая боролась против правительственных сил FEDRA. Авторитаризм проявляется в том, что за подобные «самоволки», отлучки и уклонения от приказов в этой организации приходит жестокое наказание, что как бы логично в таких-то условиях. Также важно отметить, что псы не гнушаются на постоянной основе применять пытки. Про условную политическую идеологию общины сказать нечего, хотя лично мне показалось, что тут работает лозунг «от каждого по возможности, каждому по потребности» — около социализм, в общем.
Бунт Эбби происходит в момент отказа выполнять воинские приказы и отправления на поиски Оуэна, позже Мэнни сообщает: «убьешь снайпера и тебе все простят» (появляется возможность искупления). Далее, спасая Льва и Яру, Эбби и вовсе идёт на убийство своих вчерашних соратников.
Вокруг Эбби также собираются и другие диссиденты псы: испанец, который устраивает берлоги вне базы, Оуэн, который также обустроил океанариум, смертельно ранил своего напарника за жестокость, дезертировал из военных формирований и грезил мечтой найти оставшихся Цикад в Санта-Барбаре.
Итог: руководство организации не смогло удовлетворить потребности Эбби в спасении других людей, оно видит её только как мобилизационный военный ресурс (Эбби -истребительница шрамов). Низкий уровень свободы в поселении, и, следовательно, серьезная и непростительная форма диссидентства.
Лев против алкоголя шрамов
Лев (ранее Лили) также является бунтарем (бунтаркой?) в своей общине. Если коротко, весь бунт от несвободы, царящей в этой общине, и отсутствия выбора собственной жизненной стратегии. Лев одержим свободой самоопределения, «не хочу замуж, а хочу воевать», и для того, чтобы стать воином она вовсе отказалась от женственности.
Другие шрамы вовсе называют этого персонажа апостатом (вероотступником), в их глазах, Лев отказавшись от своей социальной роли, предал и веру. Шрамы, в своей сущности, являются тоталитарной сектой религиозных фанатиков (аллюзия на инквизицию, и еще напомнило Детей леса из Метро: Исход), во главе которых стоит культ жрицы. Как раз это то, что называется слепых ведут безумцы. Изуверы, одним словом, что от понятия «извериться», обозначающее «чрезмерно верить».
За отступничество даже родная мать не приняла свое дитя, и в данном бунтарском порыве Льва поддержала только сестра, которая сбежала вместе с ним. Нежелание принять свою социальную роль (жены для старика) и бунт против этого назначения отправили всю семью Льва в статус диссидентов и неугодных.
Итог: общество не позволило самостоятельный выбор жизненной роли /профессии, и видит во Льве (Лили) лишь демографический ресурс. Уровень свободы минимальный, и абсолютное диссидентство.
Визуал в игре, конечно, умопомрачительный
Мораль. В каждом из представленных сообществе существую лица, которые не готовы подчинятся приказам, ставят выше личные интересы, в ответ на это получают негативную реакцию членов группы, и даже приводят к некому расколу внутри сообщества.
Вообще, лейтмотив противостояния агрессивного меньшинства пассивному большинству раскрыт на нескольких интересных примерах: в Бостоне против правительства выступали экстремисты Цикады, в Сиэтле против Федры был ВОФ (произошла полноценная гражданская война), в Нью-Мексико по рассказам Дины были Братья мексиканцы. И в большинстве случаев, борьба несла огромные человеческие жертвы с обеих сторон. Как говориться, и на старуху бывает проруха, на одну сильную группировку найдётся другая более сильная группировка, которая, возможно, как раз выросла из диссидентов первой.
Даже в мире постапокалипсиса, собственно не «даже», а «особенно», продолжается межвидовая грызня людей за власть и ресурсы. Создавая круговорот насилия в природе. Подобные проявления диссидентства начинаются с маниакальных желаний реализовать, так называемую, сверхценную идею, будто то жажда мести, желание спасти определённых людей или намерение выбирать свою жизнь самому.
В данной схеме создатели истории, достаточно уверенно поддерживают явление диссидентства, бунта против общества, в котором ты живёшь, бунта против системы координат, навязанной этим самым обществом.
Параллелизм
Параллелизм в литературе — расположение идентичных или похожих элементов в смежных частях сюжета, если говорить простыми словами.
В первой части была сильнейшая драматическая параллель Сара — Элли, которая совершенно ясно давала понять, что Джоэл не допустит смерть дочери вновь, пусть хоть весь мир сгорит в огне И, конечно же, этот эмоциональный приём сработал, и мы полностью согласны с решением главного героя, хотя если поразмыслить логически, то этот поступок лишает всего человечества вакцины. Была ли вообще у кого-либо моральная дилемма в конце первой части? Не думаю.
Теперь я хотел бы обратить внимание на параллели второй части, сопоставить некоторые кадры истории, чтобы показать как авторы используют этот художественный приём. Очевидно, что обе героини проходят ровно идентичные этапы развития своих сюжетных арок, только лишь с тем отличаем, что арка Эбби происходит раньше. Слева будет история Эбби, справа Элли.
1. Смерть отца – трагическая утрата
2. Светлые воспоминания с отцом – приятные образы, которые только усиливают ненависть на тех, кто лишил тебя возможности испытать эти приятные чувства снова.
3. Романтический треугольник – неудовлетворённость и не обустроенность личной жизни, которые не привносят в жизнь добрых моментов, а наоборот накаляют без того сложное душевное состояние.
4. Одержимость местью: Эбби лезет одна на разведку в горы, не дожидаясь остальных, и Элли также одна отправляется в наполненный врагами Сиэтл
5. Жестокий и кровавый акт мести, в случае Элли — месть не доведённая до конца.
6. Человек, который будет мстить – Элли и Лев. Совершенно точно можно сказать, что если бы Элли убила Эбби, то кольцо бы замкнулось, и началась бы история мести Льва.
7. Концентрация на добре и отказ от бесчеловечных поступков (осознанное убийство беременной девушки / убийство бессильной измученной женщины).
Настоящая «сероморальность»
Как по мне, это словосочетание приобрело мемный характер после выхода переосмысления Call of duty: Modern Warfare (2019), где «серого» не было вовсе, были лишь «белые» западные и прозападные формирования, которые бояться за свободу, и абсолютно «чёрные» русские, которые травят мирняк газом, вещают пленных и убивают детей.
Лично я осознал всю настоящую сероморальность персонажей The Last of Us2 только лишь после прохождения игры, после дискуссий со своим лучшим другом, после того, как переварил весь игровой опыт. Сейчас я попытаюсь аргументировать свою точку зрения.
Моральная дилемма №1 - эгоизм Джоэла.
История второй части предлагает нам переосмыслить решение Джоэла в конце первой части. Мы тогда в 2013-ом не сомневались в нем ни на секунду и полностью оправдывали его чисто эгоистическое решение – спасти Элли любой ценой, обрекая человечество на существование без вакцины. Сейчас сценаристы дали нам шанс: «ребята, отбросьте свою любовь к Элли и взгляните на факты». Плюс сама Элли не считает поступок приёмного отца верным, её это вгоняет в депрессию, которая изливается в негативные отношения с самим Джоэлом.
Моральная дилемма №2 — безразличное отношение Элли к друзьям
Путь Элли. Девушка потеряла отца, поклялась отомстить и отправилась в путь. Мы знаем, что это положительный персонаж, мы ей сопереживаем и проникаемся утратой. Но сценаристы показывают нам, что Элли, как и любой человек, многогранна – и сейчас она цинична и одержима. Ей становится безразличны судьбы друзей: она злиться на Дину, когда та сообщает о беременности, говорит ей «ты — обуза», также Элли не собирается помогать Томми, когда Джесси утверждает об этой необходимости, и идёт искать Эбби дальше. Является Элли хорошим и надёжным другом или лишь использует окружающих для достижения собственных целей?
Моральная дилемма №3 — зверская жестокость Элли
На своём пути Элли не останавливается не перед чем. Она крошит огромное количество людей, но это ладно, лес рубят — щепки летят, но она убивает тех, кто знает что-то об Эбби. Она не гнушается применять пытки и убивать тех, кто заступался за неё в момент казни Джоэла. Также, по случайности, она убивает Оуэна и беременную девушку Мэл. Мы должны осознать, что Элли в своей одержимости теряет человечность, они становиться заложницей навязчивой идеи мести, в психологии это называется обсессивно-компульсивное расстройство, видит жуткие флешбеки (происходят панические атаки), что ещё говорит о посттравматическом синдроме. Мы сопереживаем её утрате, но необходимо понять, что переступила всевозможные моральные барьеры и, возможно, потеряла психологический контроль над собой. Можно ли оправдывать Элли или она переступила грань?
Няш-мяш, Джексон — наш, хм… ты убила Джоэла? Тогда я убью половину твоей общины, вскрою глотки нескольким твоим друзьям, буду пытать твою подругу металлической трубой, твоему любовнику выпущу кишки, а твоей беременной напарнице и вовсе перережу горло
Моральная дилемма №4 — неоднозначность и человечность Эбби
Путь Эбби. Экспозиция истории такова, что Эбби отрицательный и практически демонический персонаж. Совершив месть, и вернувшись в Сиэтл, она продолжает бытовую рядовую жизнь, и нам показывают, что это не демон, не исчадье ада, а такой же живой человек, как и Элли. Мне вспомнилась пословица: «не так страшен чёрт как его малюют».
Лично мне было сложно играть за этого персонажа, я не хотел, сидел и думал, отложив джойстик. Не хотел проживать её жизнь, не хотел проникаться её проблемами и моральными дилеммами. Я хотел простую историю про путь к отмщению, увидеть саму месть, испытать удовлетворение и получить катарсис.
Но, нет, сценаристы показывают мне, что Эбби также является многогранным персонажем, полным противоречий и собственных мотиваций. Она сильно связанна со своими друзьями, хотела помочь Оуэну, найти его и выяснить почему он ранил напарника. Позже она хотела помочь Льву и Яре, она рисковала жизнью ради них множество раз, хотя до этого говорила, что «убийство детей шрамов – нормальное дело». Высвобождение злости после мести сделало её более человечной, и заставило искать новые смыслы жизни. Является ли Эбби отрицательным персонажем, антигероем или же она участник событий, действующий из своих осознанных мотиваций?
Вывод.
В целом, мы могли бы получить историю в духе Тысячеликого героя, типичный мономиф, где главный герой проходит сложный путь, меняется, взрослеет, мстит, делает лучше себя и мир вокруг, потом возвращается домой. Но Naughty Dog решили сделать смелый сюжетный поворот.
Я полностью проникся атмосферой этой истории, и осознал некоторые вещи лишь спустя несколько дней после прохождения, я прошёл все стадии принятия неизбежного (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие). Моральные дилеммы, которые мной были описаны, кажутся мне не решаемыми – тут нет верного ответа. Мы можем понять и одну точку зрения, и другую. Эбби действовала из своих интересов – месть за отца и, по сути, месть за всё человечество, Элли также свои мотивы – месть любой ценой за убийство единственного близкого человека, у Джоэла абсолютно понятное своё объяснение действий – не допустить смерть второй дочери.
Последствия сложного выбора и лжи — испорченные отношения
В этом заключается «серость» морали – нет тут ни чёрных, ни белых. Сценаристы Naughty Dog заставили нас пережить это опустошающее и разрывающее чувство настоящей серой морали. И это было больно.
Только за этот смелый шаг, и факт того, что у сообщества игроков продолжение вызвало такое широкое обсуждение, можно похвалить разработчиков, а и вправду сделали нетипичную историю, которая проверяет тебя на твою эмоциональную зрелось – сможешь ли ты совладать со своими чувствами и принять конец этой истории?
После финала я точно знал, что будь выбор в конце: убить или отпустить Эбби, то я выбрал бы первое. Мой друг сказал мне, что впервые в схватке с боссом он хотел победы босса.
Но спустя несколько дней осмысления, я осознал, что финал более глубок и драматичен, и, к тому же, учит игрока таким, можно сказать, христианским добродетелям, как смирение и прощение.
Спасибо, что читали. Буду рад всем отзывам и обсуждению.
Цените близких
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Кстати, первая часть вполне себе проверка на эмоциональную зрелость, потому что, когда слышишь: «Цикады зло, перебить их всех, заслужили», — это вызывает, мягко говоря, удивление. Или когда забывают о прошлом Джоэла, потому что так проще его любить.
Но вообще я бы хотела спросить вас вот о чем: не возникло ли у вас ощущение, что во второй части как раз-таки от серости нас уводят в черное и белое? Смешно, наверное, звучит, но я о том, что сама подача серой истории должна быть тоже серой, ненавязчивой. А для меня рассказ о путях Элли и Эбби вышел долгим однообразным навязыванием оценок автора. Быстро становится ясно, что Элли падает во тьму и преступает грань. Она серая, но кто не преступил грань, тот, может и не серый вовсе. Ну, это другой вопрос. Быстро становится ясно, что Эбби обычный человек (да с чего она должна быть чертом с рогами? Это же не глупая игра-стрелялка, а практически кино) и что она уже завернула на виток уровнем выше. Но дальше на каждом пути час за часом, раз за разом сыплются события, которые лишь педалируют эти выводы и указывают, что «да, это так и только так».
Конечно, без педалирования у игроков в эмоциональном поле вопреки разуму легко появлялись исчадия ада Цикады и ангельский Джоэл, но… разве прелесть историй не в том, чтобы самим прочувствовать посыл? И даже иметь право не прочувствовать?
Может, это и правда странно, но для меня серую Элли делали черной, а серую Эбби белой. Вероятно, вся причина только в длинном хронометраже и отсутствии других тем сюжета, но чувство было именно такое. Я об этом тоже написала блог, но, похоже, всех уже достали статьи по ТЛоУ =)
Так как, не было у вас такого ощущения?
Правда, я очень хотел узнать что же будет дальше, но временами откладывал джойстик, вздыхал, смирялся и продолжал прохождение.
Согласен с вашим комментарием.
В вопросе критики TLOU: Part 2 мне не нравится еще один момент, называется он «не играл, но осуждаю»: осуждаю смерть Джоэла, осуждаю пропаганду ЛГБТ* (мнимую), осуждаю победу феминизма в персонаже Эбби и т.д. Так рассуждать может лишь человек, который посмотрел один видосик itpedia и идёт ставить минусы на Метакритике, лично моё мнение.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Иными словами. Если вцепиться в старые представления о персонажах и не попытаться взглянуть на всю ситуацию с высоты Геральтовского забора, то получится хейт и «как же так, они убили моего любимого Джоэла». А если как раз встать в позицию наблюдателя, то по прохождению понимаешь, что чисто черного и белого здесь и нет. У всех своя правда, и ни одна из них не «правдивее» другой.
Ну а про «не играл, но осуждаю» — это хоть отдельный блог пиши, но тут уже ничего не поделаешь. Такое явление всегда было и, наверное, будет существовать и дальше. Не только с TLoU 2, а с любыми вещами, которые можно оценить исключительно субъективно. А всё медиа только так и можно оценивать.
Жаль блог люто заминусили.