23 июня 2020 23.06.20 37 7822

«Да будет жизнь долгой, да будет смерть быстрой» – основа The Last of Us Part II

+12

Текст будет со спойлерами. Всё, как я люблю, потому что читать общие слова без конкретики и подкрепления – это как разглядывать лягушек сквозь болото: что-то виднеется, но не движется, потому что… ах, да, это камень, а не лягушка.

Если что, автор етого текста, то бишь я, не считает свою точку зрения единственно верной (тут её чёткой толком и нет) и будет рад послушать мнение других.

К выходу The Last of Us Part II я подготовилась: разгребла все свои дела, купила свою собственную PS4 Pro, запаслась кофе, отпросилась с работы, поставила камеру, чтобы потом пересмотреть нужные моменты для текста, и в ночь с четверга на пятницу села марафонить, прерываясь на двухчасовой сон и на поесть. Забавный опыт, учитывая, что я не так много играю в принципе, а подолгу не играю вовсе. Мешки под глазами, красные капилляры, нарушенная мелкая моторика, за которой было забавно наблюдать в перерывах за игрой на гитаре: с каждым перерывом по струнам  попадать было всё тяжелее. Что и говорить, с этой напряжённой игрой булки не расслабишь, не то что руки.

Также я ограничила себя до выхода игры ото всего кроме официальных трейлеров. Так уж устроен человек, что любая точка зрения, даже ненавязчивая или неавторитетная сказывается на дальнейшем восприятии, чего я не хотела. Так что ни до прохождения, ни после (дабы написать этот текст только на своих ощущениях) я ничего не читала и не смотрела. Это было очень сложно, учитывая рекомендации на YouTube с кликабельными заголовками, умную ленту во «ВКонтакте» с первыми же новостями от StopGame и прочие страницы, что вечно вылазили в браузере, – хоть в бункер забирайся, чесслово (ну-с, опубликую и сорвусь).

БОльшую часть игры я проходила на среднем уровне, но, что радует, в любой момент можно было переключиться на любой другой уровень сложности. Правда, бой начинался заново, но это не мешало. Поэтому я попробовала все варианты.
Игру прошла без малого за 30 часов.

Забавно, но я часто уже во вступлении пишу свою точку зрения касаемо игры, но сейчас я её сформулировать не могу, как бы ни пыталась, будто её и нет вовсе. Моя чаша души и опустошена, и переполнена одновременно.
Так что всё, что мне остаётся делать: писать и параллельно разбираться, а что я, собственно, чувствую и думаю.
Не обессудьте (ну разве что чутка :))

Геймплей

Неожиданно? Так сразу.
Я всегда начинаю с сюжета, но сейчас тот случай, когда его надо оставить на потом. Всё, что я скажу именно здесь, это сумбурное (ещё раз предупреждаю о спойлерах; кто не перестал читать вовремя, я не виноват): Элли узнаёт правду о том, что Джоэл не дал ей умереть под ножом врачей Цикад, злится на него, хотя со временем и успокаивается. Дочь хирурга, Эбби, находит Джоэла и жестоко убивает его на глазах у Элли за то, что тот убил её отца, спасая Элли. А дальше наша прекрасная героиня отправляется мстить убийце своего друга, преодолевая нелёгкий путь, как и всегда.

Итак, бывает, что геймплей является как бы самоцелью игры: когда мы получаем удовольствие именно от процесса взаимодействия с игрой. А бывает, что геймплей – это не больше, чем инструмент: когда разработчики сводят его к минимуму, чтобы мы просто могли исследовать мир и двигаться по сюжету.

В данном случае чувствуется некая сбалансированность с лёгким уклоном на второй вариант. Разработчики нащупали золотую середину и удачно построили на этом игру.

  1. Во-первых, нам дают возможность поиграть за трёх персонажей: Элли, Эбби и Джоэла. Правда, за последнего совсем чуть-чуть, поэтому и возможности персонажей отличаются. Элли и Эбби могут больше за счёт того, что они молодые и прыткие. Не зря же Элли так часто называет Джоэла старым :D Хотя здесь мне непонятно, почему возможности Элли и Эбби не отличаются между собой, всё-таки это девушки, как минимум, разных комплекций. Ну… оке.
    Теперь можно чертить пузом по земле, прячась в траве или пробираясь под деревьями, можно протискиваться сквозь узкие трещины в стенах и между камнями, скакать через обрывы или допрыгивать до каких-нибудь лестниц, лазать по верёвке,  а ещё уворачиваться от ударов врагов. По факту это всего лишь + пять механик (некоторые кстати пришли из Uncharted 4: A Thief’s End), однако они открывают огромнейший простор для продумывания тактики боя и по изучению мира. БОльшую часть игры мы сражаемся с противниками и собираем лут, чтобы выжить, и геймплей отлично заточен под эти нужды.

    Хочешь тихо пробраться мимо врагов – пожалуйста, хочешь поубивать всех к чёртовой бабушке – за милую душу. Всё для тебя, вот только хватит ли у тебя на первое терпения и концентрации, а на второе – реакции и внимательности – вопрос.
    Дело в том, что, каким бы способом ты не пробирался через дебри опасного мира, нужно быть максимально сосредоточенным. Весь геймплей строится на политике: одна ошибка может стоить жизни. И это можно сказать не только о боях, но и о тех же ништяках, которые легко упустить, не заметить, не взять, а потом в ближайшие несколько часов тебе нужный предмет попросту не повстречается. Например, в моём случае это было вечное отсутствие ножниц, из-за чего я не всегда могла втихую убивать щелкунов. Пару раз я подкрадывалась к ним, а оказывалось, что у меня нет заточки и в ближайших двух домах нет ножниц для крафта этого оружия. Всё, что оставалось, это: «Отступааааееееем!»
  2. Во-вторых, прокачка героя. Но чтобы стать круче, надо ещё поискать справочники с обучением тем или иным способностям. Каждый раз, находя обучающую книгу, мы открываем новую ветку развития скиллов, а потом уже собираем припасы в форме таблеток, чтобы качать себя по разным направлениям. По классике – чем больше ты исследуешь локаций, тем больше найдёшь предметов и тем сильнее станешь.
  3. В-третьих, прокачка оружия. Интересный приём, хотя, возможно, здесь тоже отчасти не помешали бы справочники. Если пораскинуть мозгами (не в прямом смысле, этого итак навалом), всё оружие разное, к его улучшению ведь нет одного единственного рецепта. В любом случае для прокачки оружия тоже нужно собирать составляющие, они помечались то ли гвоздиками, то ли болтиками. И улучшение хорошо ощущалось. Хотя если говорить об огнестрельном оружии, то я толком не прочувствовала: патронов было так мало, что я оставляла их на чёрный день. Как оказалось впоследствии, почти вся игра – сплошной чёрный день и можно было даже не пытаться экономить. Как бы я ни пыталась, однажды я нарвалась на бой будучи с красной полоской жизни, кирпичом и двумя стрелами (и это богхато, я считаю) в то время, как вокруг нихрена не было)))))))))
  4. В-четвёртых, крафт разных вещиц: аптечка, стрелы, бомбы, гранаты, коктейль Молотова, заточки и подобное – самое главное, ради чего весь сыр-бор с предметами. Но сложность в том, что никогда не знаешь, что лучше создать. Составляющие для разных вещиц пересекаются, в связи с чем непонятно: организовать себе лишнюю заточку или улучшить холодное оружие, поэтому я до последнего тянула с решением и, попав уже непосредственно в опасную локацию, пилила то, что будет актуальнее. Единственное что, аптечка – must-have для меня, вот и всё.

    Но проблема с этим выбором, как правило, возникала лишь на среднем уровне. На низком попадалось много припасов, бери не хочу, а на максимальном разработчики благородно избавили игрока от сомнений и принятия решений – там просто редко снисходило благословение в виде ништяков, да и вообще… редко снисходило благословение)
  5. В-пятых, никуда не делись и даже добавились условные головоломки. Двигать мусорные баки, таскать лестницы, кидать верёвки, подключать электричество, открывать сейфы. Что круто, это не надоедает, так как довольно редко сталкиваешься с этими действиями. Ту же верёвку я юзала, может быть, раз пять, баки двигала раза четыре, с тасканием лестницы вообще всего раз или два столкнулась. Хотя с верёвками пришлось попотеть немного, иной раз я в душе не чаяла, куда её кинуть. В каком-то моменте так и не разобралась кстати. Может быть, во втором прохождении докумекаю.

Как бы там ни было, геймплей хорош и приятен, не перегружен и понятен. 

Мир

Мир опасный и жестокий – аксиома The Last of Us Part II.
Но в зависимости от того, на каком уровне сложности проходишь, взаимодействие с миром ощущается по-разному. Также это зависит ещё и от индивидуальных настроек, так как можно выбрать общий уровень, а можно ещё и проработать некоторые основные критерии отдельно: опасность врагов, частотность ресурсов, помощь союзников, живучесть героя, способность скрываться.

На низких уровнях сложности всё не критично, по большей мере он для тех, кто хочет ознакомиться с сюжетом и не хочет, чтобы у него горела жопа от опасности и напряга (всё равно будет гореть, уверена, – в этом случае и одного сюжета хватит), или же просто не хватает скилла. Такие уровни сложности меня позабавили немного, потому что те же недощелкуны (сталкеры) не нападали, а сидели за углом и смотрели на тебя. Это было очень смешно даже в рамках какого-нибудь тёмного подвала. А сколько лута встречается – хоть купайся в нём.

Средний уровень это моё всё, как правило. Мне нравится сбалансированность горящей жопы и душевного равновесия, насколько это возможно во время прохождения эдакой игры на выживание. Враги человеческого происхождения дают шанс очухаться, тоже ошибаются, где-то медлят, как и реальные люди. Предметов частенько не хватает, но не смертельно. То есть всё нормально.

Высокие же уровни сложности нещадно нагибают тебя и опускают, как щенка последнего. И если я проходила чаще по стелсу всё, даже на среднем уровне, то на высоком выбора просто и не было. Начинаешь ценить тишину, терпение и лишний раз не высовываешься. И мне трудно представить, какой скилл должен быть у человека, чтобы он смог пройти через этот лютый трэш не втихую. Ну и надо быть готовым к тому, что проблем будет дохера, а предметов нихера. В один момент Эбби сказала: «Сегодня никто не умрёт», так вот эта фраза явно была адресована не тем, кто играет на хардкоре. Умирать придётся много и больно.

В любом случае уровень сложности – это дело каждого. Некоторые считают, что множество уровней это тупо, а низкие в игре на выживание – верх идиотизма. Ну, тут спорить можно бесконечно. В игре на выживание необязательно играть на уровне «выживание». Это же не реальность, а игра, причём имеющая свои условности. Работая на шумном заводе, человек не приходит домой и не врубает дрель, микроволновку и стиралку, чтобы было тоже шумно. Это ведь просто издержки профессии. Смерти в игре на выживание – это необходимая составляющая (по типу издержек, грубо говоря), и не всегда надо усложнять себе жизнь повышением уровня, это дело вкуса. Помимо всего прочего надо делать поправку на ветер, а именно на то, что некоторым трудно играть ввиду отсутствия хорошей реакции или сильного страха.

Мир можно назвать условно открытым, так как всё же некая свобода в изучении локаций чувствуется. Чтобы добраться до какого-то пункта, можно пройти разными тропами; чтобы залезть в дом, не всегда надо выломать окно, можно и через щель протиснуться. Дома все одинаковые, обычные многоэтажки, вот только разломаны по-разному. Да, в основном, продвигаешься по коридорному миру, но это не напрягает. А иногда я и вовсе не понимала, куда мне идти. Бывает, идёшь и видишь: вон тот забор, через который мне надо, чтобы двигаться дальше по сюжету (но всё равно топаешь в противоположную сторону в поисках припасов, дабы не сдохнуть за этим самым забором :D). А иной раз блукаешь, как метель в степи, потому что нужная дорога неочевидна.

Есть много локаций, которые не задействованы по сюжету, но ради собственного интереса или же по необходимости посещаешь их. И здесь на самом деле такой неоднозначный момент есть: с одной стороны, людям, которым только сюжет и интересен и кто не хочет нарываться на неприятности, будет любопытно посетить как можно больше мест, потому что там спрятаны какие-то незначительные, но интересные моменты, диалоги; с другой стороны, эти люди не хотят же лишний раз сталкиваться с очередным топляком (а в дополнительных локациях зомбари частенько поджидают вашу тушку), но ради чего-то такого атмосферного идти придётся, не отвертишься.

Разработчики сделали всё, чтобы мы изучали мир как можно больше. И правда, не зря же они так старательно всё продумывали и создавали, чтобы потом какой-нибудь зевака прошёл мимо богом забытого закоулка, красиво отрисованного и наполненного полезной всячиной. Обидно же будет. Разработчики постарались, и ты постарайся, нечего халтурить.

Графика

За один этот аспект можно низко кланяться создателям и превозносить игру на пьедестал почёта. В общем-то, ничего нового. Визуальная составляющая у Naughty Dog всегда была на высшем уровне, выжимать максимум из консоли у них в крови. Не мудрено, к этому делу специалисты подходят самым щепетильным образом. Чтобы прорисовать пейзажи как можно натуральнее, они ездили в реальные места и фотографировали местность. Чтобы анимация тех же животных выглядела естественно, они приводили их прямо в студию. По-моему, это сильный подход профессионалов и труд полностью себя окупает.

Я всегда говорю, что истина в деталях. Мне, действительно, важны мелочи, поэтому я бесконечно восхищаюсь проработанностью графики. Я ни на секунду не переставала любоваться, даже когда меня съедали щелкуны: я благополучно жамкала SHARE, чтобы запечатлеть этот момент, не отрываясь от экрана, дабы рассмотреть, как отрисованы зомбари. И что ещё приметно, смерти героев отрисованы по-разному, то есть этакая импровизация. Нет одинакового выворачивания кишков или вырывания артерий из шеи, как например, в Resident Evil 2 Remake. Процесс смерти выглядит индивидуально в зависимости от ситуации, это восхищает.
А как отрисован каждый листочек у папоротников, как анимированы деревья, огонь, волны, снег падает с веток так непринуждённо – ах. Эмоции у людей будут поестественнее, чем в жизни :D (Учитывая, что все мы надеваем маски в обществе). Лицо краснеет, вены раздуваются, каждая морщинка, каждая царапинка, пот, поры на коже – прекрасно всё.

Когда я пишу про игры с классной графикой, мне всегда становится не по себе от того, что я пишу об этом очень мало, ведь я в таком восхищении. И мне становится стыдно отчасти, но я понимаю, что об идеальном просто больше и нечего сказать, ведь оно не вызывает противоречий или раздумий, оно просто прекрасно и всё тут. Как природа в реальности. Иногда я боюсь и подозреваю, что я, как и другие люди, принимают шедевральную графику как должное, мол, мы все избалованы в этом плане. Хочется верить, что для нас не станет это обыденностью, и хотя бы молча/немногословно, но будем всё также восхищаться прекрасным визуалом. Аминь, хд.

Основные действия происходят в дождливом Сиэтле. И этот город задаёт тон всей игре. Полуразрушенные здания выглядят очень реалистично, а настроение подкрепляется бесконечным дождём, сыростью, туманом. Основной цвет – серый, символизирующий мрачность. А мрачное в этой игре практически всё. В том числе и...

Музыка

Важная составляющая любой игры, ведь она не просто сопровождает происходящие события, но и самостоятельно задаёт настроение.
В первой части я восхищалась каждой мелодией и до сих пор слушаю все саундтреки. Они нравятся мне своей волнительностью, динамичностью. Навевают не то светлую грусть, не то непроглядную тоску, вызывают улыбку на лице, а вместе с тем и слёзы.

Во второй части музыка под стать настроению игры – ненависть, жестокость, злость (а, может, и не совсем – об этом дальше) – одним словом, мрачность. В принципе такая музыка мне нравится не меньше, но почему-то здесь мне не очень зашли саундтреки. В игру они вписались неплохо, хотя я была так напряжена, что пару раз пропускала музыку мимо ушей. Но она показалась мне одинаковой што ли… Темп, ритм, настроение – всё одно. Уж насколько неоднозначна игра по сюжету, музыка же показалась однотипной. Сейчас пишу текст, переслушиваю мелодии в третий раз и понимаю, что не показалось.
Да, она гармонично вписана и при том только под неё получается катать сий текст, но на этом всё.

Атмосфера

В целом, весь настрой игры, враги, персонажи, звуки, локации – всё очень мрачно и жёстко. Я не помню, чтобы хоть в какой-то момент я смогла немного расслабиться, даже когда вроде бы всё ок, когда ничего не должно случиться, я всё равно была как на углях. Даже шла постоянно в полуприседе и прислушиваясь.

Игра довольно сильно извела меня, потрепала нервы и выбила дух. Одни звуки щелкунов чего стоят, а фраза: «Я её нашла!» заставляла напрягаться ещё сильнее, хотя, казалось бы, куда.
А недомарафон (недо, так как я всё же делала перерывы на короткий сон) сказался ещё сильнее на восприятии. У меня уже чуть ли не паранойя началась, когда я выходила на кухню, выглядывала в окно и видела там человека в кустах, который просто стоял на месте. Или крики детей на улице (а вы, уверена, подозреваете, как они умеют истошно орать, ничуть не хуже бегунков) активизировали мозг в разы сильнее.

В одном из своих блогов я написала:

После прохождения той же The Last of Us, пары фильмов и сериалов про зомбаков мне стал интересен зомби-апокалипсис (своя романтика), я всё думала о том: «А что, если он настанет, пора готовить рюкзак на такой случай и т. д.» После RE: «О, нет, увольте, я так не хочу». Я гораздо больше прониклась этой страшной атмосферной, всё очень приближено к реализму и даёт отнюдь не романтичное представление о подобном событии, и это пугает. Без шуток.

Беру свои слова обратно, потому что теперь вселенная TLoU не кажется мне такой романтичной, ну вот совсем.

Игра дала мне знатно просраться (как грубо, но зачем ущемлять эмоции, если так и есть) и до сих пор не отпускает ни на йоту своим настроением.

Сюжет

Моё любимое (уже не точно).
Хотела бы я сохранить в себе то чувство, что осталось после первой части, но, увы, не могу. Вторая часть сильно сказалась на восприятии всей истории целиком. Как прежде уже ничего не будет. И для меня это отчасти трагедия, потому что какая-то часть меня умерла вместе с Джоэлом.
А теперь подробнее.

Немного сумбурной фабулы, дабы вспомнить, как всё было:

  • Путь Элли
    Из вставок с воспоминаниями мы узнаём, что Элли всё-таки узнала правду о своём спасении, и после того не желает близко общаться с Джоэлом, хотя и пытается простить его. Элли живёт в Джексоне, пишет музыку и мечтает об отношениях с Диной. Обычная жизнь, но в один ужасный момент Джоэла убивают на её глазах. Тогда Элли собирается мстить за смерть друга, но её опережает Томми, брат Джоэла, и уходит раньше. Элли отправляется в так называемое путешествие вместе со своей уже девушкой Диной, что приятно, потому что наш персонаж не одинок. Вместе они справляются с проблемами, всё идёт хорошо (хотя местами бывало и плохо), но потом Дине становится тяжело идти дальше ввиду беременности от бывшего парня, Джесси, и Элли снова приходится двигаться одной. Неожиданно и скоро приходит на подмогу Джесси. Они находят Томми и вроде бы все в сборе, но… Эбби находит их всех раньше, убивает Джесси, якобы убивает Томми (якобы, так как показали, что Эбби попала Томми в голову, поэтому я до последнего верила, что она реально убила его), а потом ещё и чуть не убивает Элли с Диной, но отпускает их. Дальше нам показывают, спокойную жизнь на ферме, где Элли и Дина живут с малышом Джей-Джеем. Вроде всё хорошо, но Элли мучат кошмары и чувство незавершённой мести, так что она, жертвуя благополучной семейной жизнью и дорогими ей отношениями, снова отправляется в поисках Эбби. И вот полумёртвая она добирается до точно такого же полумёртвого врага, попавшего в плен, спасает его и устраивает бойню просто потому, что хочет собственноручно закрыть этот больной вопрос с местью. Но не закрывает, хотя могла бы. Остаётся только гадать, почему же она не прикончила Эбби: поняла, что Джоэл от этого не вернётся или что они обе уже итак в достатке натерпелись, поняла, что она не настолько жестокая и безжалостная или что… Что? Я не знаю, предположений может быть слишком много. Но факт в том, что Элли оставила Эбби жить и вернулась на пустую ферму, а дальше куда-то ушла; наверное, за Диной и дитём в Джексон, исправляться и посвящать себя семье. А может, и нет.
  • Путь Эбби
    Благодаря вставкам с воспоминания мы немного узнаём о прошлом Эбби, самое главное: Джоэл убил её отца, и от слепой ненависти к убийце или же глубокой любви к отцу (как вам угодно) она губит перспективные отношения с любимым человеком, дабы направить все силы на прокачку себя и ненарочное развитие внутренней злости. В итоге Эбби находит Джоэла и убивает его, несмотря на то, что тот благополучно спасает её от наплыва зомбаков и одно время они буквально плечом к плечу отбиваются от врагов. Дальше она возвращается на свою базу, в ВОФ, решать междуусобицы и личные конфликты. Ввиду всех этих проблем она попадает в логово верующих фанатиков, Серафитов, заводит дружбу с двумя детьми-изгоями (Лев и Яра), которые по случайности спасают её, а она впоследствии – их. Потом она становится врагом среди своих, так как не слушается предводителя организации, дабы спасти и своего любимого человека, и этих самых детей-изгоев. А по итогу попадает в пекло войны между Шрамами и Псами, когда пытается спасти Льва. Яра погибает, и Эбби со Львом (или с Левом, как они перевели там) остаются одни. По возвращении к друзьям Эбби они находят лишь их трупы и идут карать смертью виновных, а именно Элли и её друзей. Здесь-то пути героинь пересекаются, Эбби почти убивает Элли, но всё же оставляет её в живых. Спустя некоторое время Эбби и Лев отправляются в Санта-Барбару, но попадаются в лапы группировки, которая никак вроде и не называется. Они вешают Эбби за попытку побега на столб, где остаётся только умирать. Но появляется Элли, организовывается бой, в ходе которого Эбби чуть не погибает, но Элли отпускает её. И вместе со Львом героиня уплывает в туман. Как сложилась дальше судьба – неизвестно.

Итак, если с геймплеем, графикой и прочими делами всё понятно (потому я с них и начала), то сюжет – это тот самый критерий оценки, который разделит игроков на несколько лагерей, преимущественно, на два: игра топ и игра не топ.

Я придерживаюсь обеих никакой.
Если говорить о второй, то это мнение меня как эгоиста (чего уж скрывать, каждый из нас тот ещё эгоист). Для меня The Last of Us – это прежде всего история Джоэла и Элли. Не история Джоэла и история Элли. А история Джоэла и Элли. Поэтому в самом начале игры, когда Джоэла убили, во мне убили всё желание продолжать жизнь в этом мире. Я почувствовала себя наркоманом на стадии отрицания. И, как мне кажется, у заядлых поклонников истории наших любимых героев эта стадия может быть такой сильной, что дальше проходить просто не захочется. Лично я смотрела в пустоту сквозь рыдания минут 20 и нервно высунулась в окно покурить, хотя человек я некурящий, но мне будто ничего не оставалось больше кроме жалкой попытки заполнить внутреннюю пустоту хотя бы дымом. И вот сейчас я пишу этот текст, вспоминаю свои чувства и снова выхожу покурить (полный, но временный отстой).

Но я до последнего не верила; пока мне не показали могилу, я не поверила в смерть Джоэла. Да и потом я тоже надеялась, что вот-вот он появится, ну, появится же, живой и невредимый. Ещё этот подлый момент в трейлере, когда Элли зажимают рот, она оборачивается и спрашивает: «А ты что тут делаешь?» и нам показывают Джоэла, хотя в игре там будет Джесси.
И каждый раз, когда Элли вспоминала Джоэла, мою душу выворачивало наизнанку, я плакала уже отсутствующими слезами, потому что я просто не привыкла к таким потопам из глаз, у меня запаса такого не имеется, чёрт возьми.
Так что да, классическая история этой игры для меня умерла, и те тёплые чувства от первой части, что так долго грели мою душу, просто сгорели синим пламенем.

Если говорить о первой точке зрения, то игра хороша не на шутку. То, как нам преподнесли историю, как её вывернули, чтобы рассказать нам, просто божественно. И если после первой части я, как и многие другие, говорила, что концовка неоднозначная, то пора признаться, как я ошибалась. Первая часть со своими моральными вопросами, в частности с главным – смерть одного человека во имя спасения многих (но так-то не со стопроцентной вероятностью), просто и рядом не стояла со второй. Нам не то что дают повод задуматься и сделать какие-то выводы для себя, нам просто показывают жизнь, как она есть, а дальше живи с этим, как хочешь.

Продолжение первой части вполне себе логично. Не может же Джоэл просто взять и бесследно загубить жизни других ради спасения близкого человека. Месть вполне себе очевидна. Но здесь важна именно подача ситуации. Разработчики используют опять же банальный, но мощнейший приём – показывают историю глазами обеих сторон.
Как бы не секрет: если смотреть на ситуацию с противоположных сторон, возникает когнитивный диссонанс. И в итоге склониться к какой-то одной точке зрения становится трудно, а со временем внутренний конфликт разгорается ещё сильнее.

Здесь также, только мы не просто смотрим со стороны, мы принимаем непосредственное участие во всём этом процессе. Нам дают в руки геймпад со словами: «На-ка, почувствуй, каково это, когда у дорогого тебе героя убивают близкого друга, который тоже тебе кстати важен», а потом дают в руки тот же геймпад со словами: «На-ка, почувствуй, каково это, когда твоего отца убивает… близкий друг твоего любимого героя (как и твой, собственно)». Мне кажется, я здесь где-то запуталась, но мысль ясна – нас заставляют проникаться двумя врагами. Мы играем сами против себя.
«Штооооо?» – это главный вопрос, который был у меня на всём протяжении игры. Я поняла, что хотели сделать разработчики, мне надо было просто принять всё, как есть, но я долго отвергала это, и под конец смирилась. Просто так надо было.

И вот в течение всей игры нас кидают между сюжетными линиями Элли и Эбби, а потом они пересекаются. За Джоэла нам дали поиграть ностальгии ради и сюжетных состыковок для, так что я на этом сильно внимание не акцентирую. Хотя, возможно, и стоило бы: всё-таки надо заметить, что нам дают играть за дорогого сердцу персонажа, погружают нас в тёплые воспоминания, а потом просто кромсают все чувства в клочья так же, как Эбби раскромсала голову Джоэла клюшкой. Больно, Naughty Dog, больно.

Так вот, по началу я сомневалась: «А, действительно, ли эта игра построена на ненависти, как говорили разработчики? Всё же обе героини любили своих близких, и именно из-за этой любви они решили мстить. Не из ненависти же, а из любви». В итоге я так и не определилась для себя: путь ненависти или путь любви. Но одна деталь всё же склоняет меня к первому: Джесси говорит Элли, что надо спасать Томми, а Элли отвечает ему, что надо убить Эбби (акцент? ярко выраженный, как по мне). И плюс моё любимое – все люди эгоисты, поэтому возникает много мнений: так за что же мстят героини – за смерть близких или за свои раненые чувства.

Тема жестокости довольно часто поднимается среди персонажей. Например, Элли и Дина очень аккуратно затрагивали тему пыток, когда обсуждали прошлое Джоэла и Томми. Они говорили так, словно им было страшно обсуждать этот жуткий вопрос. Интонация, аккуратные медленные реплики, неуверенность в голосе – всё выдавало страх и дискомфорт.
А когда Элли вернулась в театр к Дине и рассказывала, что пытала Нору, она была сама не своя. Испытать такое – это точка невозврата. Кажется, будто пытки – это самое страшное, что может быть, по мнению многих героев.

Какую концовку хотела бы я, даже не знаю. Более того, вплоть до последней секунды игры я так и не смогла принять решение. Может, оно и не надо, ведь ничего не изменится, зря голову ломаю, но этот вопрос не оставляет меня и по сей день, так что немного размышлений выскажу. Я люблю Элли, люблю Джоэла, и любой, кто обидит их, должен понести наказание – твердит мой внутренний эгоист. Я не люблю Эбби той самой тёплой любовью, однако я быстро прониклась её историей. Поступок Джоэла сделал её такой жестокой, ведь она потеряла отца. И под конец игры я всё больше склонялась к варианту: «А давайте-ка, дамы, вы разойдётесь по своим углам; вы обе потеряли близких людей, честный обмен; не думаете ли вы, что месть просто бессмысленна здесь?» Но вместе с тем я понимала и то, что у Элли незакрытый гештальт, который не даст ей спокойно жить. Если Эбби как раз отомстила и может относительно спокойно дышать, то Элли нет. А ещё Джоэл был убит жестоким образом, чего явно не заслужил (хотя был и не самым хорошим человеком, вспомним его прошлые грешки), да ещё и на глазах у близкого человека – но получил за дело. Отец Эбби же был убит не так жестоко – но по несправедливости. Так что если немного взвесить все за и против, поглядеть на цифры и исход, то Элли тяжелее, так как у неё остаётся чувство незавершённости. Её мотивы ясны и логичны.

Что хочу сказать по итогу о сюжете: он режет меня без ножа (не порезал, а режет, до сих пор). Я не знаю, как можно было так всё провернуть, как это сделали разработчики, но удар сильный и отдающий болью как будто в бесконечность. Не вижу света в себе, не вижу чёткой позиции, ничего не понимаю.
Нужно ли продолжение дальше и будет ли оно? Не знаю. Может быть, я и глянула бы. Но одно могу сказать точно: если продолжение и будет, то не ради «глянуть», а ради очередной глобальной игры с прекрасным всем (почти).

Население, персонажи

Сначала я хотела бы рассказать о нескольких мирках людей, с которыми мы знакомимся. Причём бОльшую часть можно приписать к противникам, но, пожалуй, этого нет смысла делать, так как все для нас и враги, и друзья в зависимости от ситуации.

Джексон – небольшое селение, в котором живут Элли и Джоэл. Здесь свой уклад жизни, каждый вносит свою лепту. Кто-то занимается огородом, кто-то ходит на вылазки истреблять зомби и т. д. Маленький городок, где все друг друга знают и обсуждают, что показывает нам история поцелуя Элли и Дины. Пока Элли шла до ворот, все обменивались слухами.
Люди там живут спокойные, строят отношения, никого не трогают, не воюют, лишь охраняют границы и чистят территории от зомбарей.

ВОФ – Вашингтонский освободительный фронт, или Псы (в оригинале WLF)  – организация, зародившаяся в противостоянии американским войскам в лице организации ФЕДРА. Эти ребята создали свою, довольно большую группу людей с хорошо отлаженной системой жизни, которая очень кстати в такое неспокойное время. И здесь готовят по большей части бойцов. Их девиз/слоган отражает проблему того времени на все сто: «Да будет жизнь долгой, да будет смерть быстрой». Приметно, что в качестве оружия они используют собак, которые очень опасны, выслеживают игрока по запаху и резко нападают, спалиться как дважды два.
Организация находится в конфликте с культистами, о которых пойдёт речь дальше.

Серафиты, или Шрамы (в связи с тем, что во время обрядов режут себе лицо) – скажем так, община, исповедующая одну и ту же веру. Они поклоняются Ей. И, к сожалению, это даёт не сильно много информации. Вера практически не раскрыта. Мы узнаём лишь немного от Льва о том, что в основе их веры лежат вполне себе мирные взгляды, но после Её смерти люди извратили многие принципы, перевернули всё вверх дном, а сами превратились чуть ли не в каннибалов. В общем-то, классическая вера; не хочу сильно затрагивать эту спорную тему, но такая тенденция наблюдается и в реальности. Некоторые представители клана вообще звери – огромные и живучие, мини-боссы.
Но и у этого жестокого сообщества есть свои плюсы, ведь они искусно строят различные конструкции, мосты, дома, вырезают из дерева интересные композиции. В общем, будь они подобрее, и от них было бы много толка.

Непонятная группировка – те самые люди, которые взяли в плен Эбби и Льва в Санта-Барбаре. Про них вообще ничего неизвестно. На доли секунды я даже подумала, что это озлобленные остатки Цикад. Но так-то информации никакой нет. Ясно только, что они жестоки и извращённы, сажают зомбарей на цепи и скармливают им людей, пленных подвешивают на столбы, дабы их трупы потом склевали птицы.
Цель введения этой группировки в сюжет я не сильно поняла, так как предыстории никакой не дали. Видать, чтобы просто сдвинуть сюжет. Ну, и заодно показать, что в мире много обществ, которые живут по своим законам, подчас самим жестоким. 

Теперь к героям:

Джоэл – он нисколько не изменился с первой части. Он всё также прекрасен в своей любви и заботе к Элли, а с других сторон нам в принципе его и не раскрывают (кроме мутных вбросов про криминальное прошлое). Его смерть заставила меня буквально задыхаться. И не думала я, что можно так любить вымышленного героя. Он слишком живой. И в моём сердце он так и останется добрейшим стариком, который однажды поступил, как поступил бы любой другой человек, – спас близкого друга, жертвуя множеством чужих жизней.

Элли – только я стала верить, что некогда маленькое дитё, пережившее много страха и опасности, получило шанс зажить спокойно, как разработчики такие: «Эээ, нет, солнышко, её сложный путь только начинается». Боль этого героя – целиком моя боль, но могу ли я разделить с ней чувство ненависти, не уверена. Мне кажется, это будет зависеть от каждого человека индивидуально.
У меня не возникло вопросов к тому, какая Элли стала во второй части. Это духовно и физически сильный человек с тонкой душевной организацией, о чём говорят её песни и записи в дневнике. Так и должно быть, потому что у всех есть слабости. Но сильные люди на то и сильные, что умеют скрывать свои переживания. Элли в их числе.

Что меня и смутило, и нет, так это отсутствие как такового развития персонажа. С одной стороны, она статична в своих чувствах и поведении, внутренне она мечется между ненавистью, любовь, местью, заботой – и так всю игру, поэтому сдвигов как таковых нет, она просто топчется на перекрёстке. С другой стороны, а ведь и правда, о каком развитии может идти речь, если Элли буквально ослеплена то ли ненавистью, то ли любовью. Лишь в финале она принимает решение – только вот мы не знаем какое. Поверхностно – что она не будет мстить, а если копнуть глубже – без понятия. Но я бесконечно рада уже тому, что она просто что-то для себя решила. Это тот момент, когда мне даже и не хочется лезть в голову персонажа. Я просто молча порадуюсь в закоулках своей души и всё.

Эбби – один из самых сильных и выдающихся представителей Псин (не без слабости в лице акрофобии – боязни высоты) и второй главный герой. Если брать в рамках сюжета, то этот персонаж вызывает неоднозначные чувства, потому что мы всё-таки неимоверно любим двух, выше названных героев, а Эбби причиняет им зло. Если же закрыть глаза на сюжет и проанализировать персонажа так, то, безусловно, Эбби привлекательный герой. Я спокойно вжилась в её историю, посочувствовала и порадовалась, где надо.
Одно то, как она посвятила всю себя мести за отца, восхищает. Всё-таки у неё были предпосылки к спокойной семейной жизни, но она отказалась от этого, хотя потом и страдала от принятого решения, ведь любовь к тому самому парню не прошла. Она потеряла и подругу, Мел, не сумевшую смириться с жестокостью Эбби.

Что приятно, Эбби не тот человек, который будет пытаться выдавать себя за другого человека. Она что делает, то и хочет (не оговорка опечатка). Хочет мстить – будет, хочет спасти условных врагов – спасёт. Чего бы ей это ни стоило. И никому отчитываться не станет.
Не сказать, что здесь наблюдается прям развитие персонажа, но видно, что у героя есть свои моральные принципы, против которых она не пойдёт – и это притягивает.

Дина – девушка Элли. Сначала она показалась мне немного легкомысленной, но со временем я поняла, что она открытая и простая, не более. Она способна давать волю чувствам на максималках, при всём том к проблемам она подходит со всей серьёзностью. Она не бросит и не оставит, даже если ей будет тяжело. Просто от одного того, что она рядом с Элли до последнего, мне тепло на душе.

В конце, когда Элли решает снова отправиться на поиски Эбби, Дина честно и прямо говорит о том, что Элли не думает о семье. Звучит эгоистично, но Дина этого и не скрывает, что ещё раз подчёркивает её положительность. Не разыгрывается никакой драмы, никаких соплей, всё как на духу. Дина понимает тяжёлую ношу на душе Элли, но и на чувства, ответственность за семейную жизнь она забить не может, потому что семья в приоритете.

Томми – в воспоминаниях нам раскрывают Томми, как хорошего брата, ведь он не осуждает Джоэла, когда тот признаётся в спасении Элли от смерти посредством множества жизней (ну разве что на секунду). С Элли Томми тоже неплохо общается и даже старается помочь ей наладить отношения с Джоэлом. А когда Джоэла убивают, верный брат, хотя и не без сомнений, идёт против воли своей жены Мари и отправляется на поиски убийцы.
И всё хорошо, понятно, но в конце меня дико смущает момент, когда он приезжает на ферму к Элли и осуждает её за то, что та больше не может сражаться и решает отказаться от очередной вылазки в поисках убийцы. Мол, серьёзно? Мужик, это же и без того натерпевшаяся горя девушка, у которой есть шанс жить благополучно. Это ты решил расстаться со своей женой, у тебя полжизни за плечами и тебе нечего терять. Не сравнивай!
Этого хода разработчиков я не поняла, признаться. Зачем его героя вот так… испортили што ли… Чтобы подтолкнуть Элли к действиям, разве что. Тем более что по итогу Томми так нигде и не появляется потом. Вроде собирался мстить, но где-то затерялся. Этот персонаж остался для меня открытым.

Оуэн – некогда парень Эбби, хотя лишь в перспективе, так как героиня так и не дала ему шанса ввиду своей единственной цели – отомстить за смерть отца. Тихая семейная жизнь никак не вязалась с жестокой целью, увы. Оуэн – приятный молодой человек, нежный и способный любить. Он не смог сжиться с Эбби, потому нашёл себе более спокойного партнёра в лице Мел.
Также он тот самый герой, который смекнул, что в построенной системе их организации что-то не так и надо бежать. А ещё он кажется мечтателем, так как хочет попасть в Санта-Барбару, существование которой было вообще под вопросом. Но он оказался прав.
Героя раскрывают совсем немного, увы.

Хочется отметить друзей главных героинь, таких, как Джесси и Мэнни (который кстати очень похоже на Нила Дракманна), а также Нора. Что-что, а для раскрытия дружбы здесь много не надо. Друзья просто рядом. Джесси догоняет Элли, несмотря на опасность, и помогает ей в трудную минуту, как может. Мэнни даже не спрашивает Эбби, зачем ей нужна лодка, хотя и понимает, что Эбби что-то мутит неладное. Нора проводит Эбби в подвал за лекарствами, куда нельзя заходить. В общем, они просто рядом и просто готовы помочь. Жаль, но также быстро и неожиданно их убивают. Героини теряют своих друзей и у них даже нет времени на осознать. Всё быстро и жёстко.

Хотелось бы припомнить здесь и Марлин, которая в конце первой части кажется нам той ещё сволочью, а на деле оказалось, что она до последнего пыталась отстоять жизнь Элли и очень переживала на этот счёт впоследствии, ну, пока её не пристрелил Джоэл. В любом случае мнение о ней у меня немного изменилось в положительную сторону. Чисто посмертно.

Разочаровалась я от того, что не раскрыли Айзека. Это явно колоритный персонаж, но ему отвели парочку реплик и яркое выражение лица с пущей строгостью и авторитетностью.
Не раскрыли и так называемую предводительницу Серафитов, в которую они свято верят и которой поклоняются. Тоже было бы интересно узнать подробности.

Я понимаю, что героев много. И про них любопытно узнать больше, но чтобы раскрыть всех, потребовалось бы много времени, так что довольствуемся малым, господа.

Враги

Сюда я решила написать только лишь о зомби, так как они безоговорочные противники на протяжении всей игры.

Видов заражённых стало ещё больше. Родимые бегунки, щелкуны и топляки остались. Добавились сталкеры и шаркуны.
Сталкеры – это тот вид, что взбесил меня больше всего. Они обладают звериным инстинктом, быстро передвигаются, и их местоположение толком не определяется с помощью слуха. Чаще всего эти грибные ублюдки выскакивают тогда, когда меньше всего ждёшь, и оттуда, откуда не ждёшь совсем. Так что я знатно натерпелась. Разве что на низких уровнях они позабавили, так как просто наблюдали из-за угла и убегали от меня.

Шаркуны – создания, идущие после топляков. Они так разрослись, что сгенерировались в ходячие бомбы. Их опасность в том, что существа буквально подпрыгивают вплотную к герою и распыляют кислоту в воздух, от которой ты получаешь урон и умираешь. Благо, они довольно медленные. Убежать не проблема.

На самом деле встретился по сюжету и ещё один вид, но есть ли у него название, я не поняла. В общем, вот оно, на картинке ниже. По сути это шаркун, только разросшийся в раза 3 больше обычного и быстро бегающий. Реально, несмотря на габариты, эта бандурина передвигается довольно быстро, а уж убить её с первого раза невозможно.
Честно говоря, я подумала, что Naughty Dog одолжили той самой волшебной травы у Capcom специально для создания этой неведомой дичи.

А так все зомбари стали опаснее и устрашающее. Как я говорила в первой части, что для меня заражённые страшнее людей, так оно и осталось. Чисто психологически это тяжело. Одни звуки щелкунов заставляли меня делать перерыв, дабы подготовиться морально к надвигающейся заднице.
Если люди вызывали больше жалость своими стонами и криками или просто заставляли сконцентрироваться сильнее, то посредством зомби разработчики у меня буквально развили фобию.

В этом плане мне нравится, когда есть напарник. Как правило, практического толка от них нет. Вспоминаю RDR2, где не всегда надо было стрелять самому, можно было дождаться, пока всё сделают за тебя (я так не делала, просто приятно, что есть помощь). Здесь же все напарники ждут, пока ты разберёшься. Из 6-7 врагов партнёр, хорошо если убьёт одного, а не будет шастать рядом, имитируя помощь. Сначала я возмущалась, а потом поняла: «Бж, да пусть курит себе бамбук на здоровьице, лишь бы рядом находился и ладно», потому что в психологическом аспекте напарник меня очень поддерживал, было не так стрёмно.

Детали

Моя любимая часть после сюжета, так как сюда я могу вкинуть всё, что не вписалось ранее, а также посредством читателей узнать, в каких деталях я ошиблась, что показалось или что отмечено неверно – не зря же это детали, легко понять/увидеть что-то не так.

  • Если герой отстаёт от своего напарника, тот возвращается и ждёт, пока мы двинемся дальше, а не стоит там, куда успел дойти, в ожидании нашего появления.
  • Не помню, было ли этой в первой части или в той же Uncharted 4, вроде нет, герой поворачивает голову в ту сторону, в которую вертится камера, что выглядит очень естественно.
  • Случайные реплики с прохожими. Пока мы шли по городу за Элли, она постоянно перебрасывалась приветствиями с окружающими. Также и Эбби у себя на базе. Да и вообще непринуждённые разговоры и шуточки между персонажами в играх Naughty Dog всегда есть, иногда они кажутся однотипными, но всё равно прикольно.
  • Куда же без различных отсылок к трудам самой студии, Sony и вообще различным играм, фильмам, вселенным, как, например, к Warhammer.
  • Любопытные локации, например, музей с динозаврами и океанариум.
  • Наличие дневника для записей Элли – прекрасно и душевно. Мне очень нравится это в Uncharted, и здесь вписано хорошо.
  • Игра на гитаре – здесь, наверное, и говорить нечего; кажется, многие в восторге. Даёт простор фантазии, да и вообще приятная фишка.
  • Момент, когда мне надо было дотянуть стропу до щитка, чтобы завести генератор: стропа зацепилась за какую-то преграду из-за того, что я её потянула, а намотать на руку не успела до конца. Вот не было бы этой детали, я бы и не подумала, что так можно вообще.
  • Ещё раз отмечу эмоции героев. Например, когда Эбби стоит у обрыва, у неё учащается дыхание и вырываются нарастающие крики. Морщины на лице Элли во время злости становятся видны отчётливей. И подобное.
  • Меняется цвет геймпада в зависимости от того, за кого играем – забавно. У Джоэла зелёный, у Элли синий, у Эбби жёлтый.
  • Нет разделения в плане силы и полов. Например, в Джексоне в патрули спокойно отправляют как двух девушек, так и двух мужиков, хотя силы совсем уже неравные и было бы логичней как-то более сбалансированно группировать людей. А ещё Мари говорит двум девушкам, мол, верните мне моего мужа. То есть ничью силу не ущемляют, назовём это так.
  • В прокачке оружия есть модификация – стрельба очередями (когда вместо одного патрона вылетает сразу три). Просто посмеялась, что на высоких уровнях сложности это можно сразу убирать :D Три патрона – непозволительная роскошь в принципе, не то что за раз.
  • Имена героинь – Элли и Эбби – забавно совпали в русской озвучке. В английской-то они так похоже не звучат. Но вообще, не знаю почему, мне прям трудно представить, что у героинь будут другие имена. Они будто идеально подходят под типажи.
  • Несколько раз я сталкивалась с тем, что какие-то фрагменты на экране не подгружались слегка, то есть были белые квадратики, но буквально доли секунды, так что это не мешало.
  • Не знаю, только лишь у меня возникли вопросики касаемо звуков. Сделано всё круто, натуралистично, но почему-то у меня вечно речь героя была достаточно громкой, а слова собеседника – тихими, не приглушёнными, а прям тихими. А ещё я никак не могла понять, к какой из настроек относится вопль зомбарей: к речи или к звуковым эффектам. Очень уж громко было. Как бы я ни пыталась отрегулировать, всё равно чувствовался сильный дисбаланс. И речь людей-противников неоправданно странная была по громкости. Иной раз звучали реплики как над ухом, а на самом деле поблизости не было никого из врагов. И реплика была спокойная, не крик. Так и не разобралась, в чём дело.
  • Печально, что перевод по классике пострадал. Я вообще люблю оригинальные озвучки и субтитры, но в играх это часто неудобно, когда тебе надо и за процессом следить, и играть (а ещё лучше выигрывать), и успевать делать скрины, а ещё и субтитры читать – тяжко (из-за чего в RDR2 я первое время страдала). Я боюсь пропускать детали, субтитры отвлекают, но русская озвучка не всегда удовлетворяет.
  • Тихие убийства тихие ровно настолько, что не услышит только глухой, хотя при том человек или зомби поблизости никак не реагировали на звуки.
  • Момент с вытаскиванием стрелы из плеча выглядит, конечно, эффектно, но почему тогда мы не вытаскиваем пули из себя каждый раз, непонятно. Сквозные что ли?) Игровая условность, эх.
  • Когда мы находим бумажки, то возможность перевернуть есть только тогда, когда на обратной стороне тоже что-то написано. Но откуда Элли знает, написано что-то на обратке или нет, не перевернув листок? Шкафы же мы открываем даже те, в которых пусто.
  • Напоминалка о том, что заражённые не видят фонарик, смешная до абсурда. Она подводит, потому что, как правило, помещение переполнено не только слепыми щелкунами, но и бегунками, а они как раз фонари видят. Весь набор же в этих подвалах, зачем людей обманывать?
  • В начале нам показывают, как зомби объели лося. Выглядит жёстко, но какого лешего герои периодически оставляют своих лошадей на улице без присмотра? Их же точно также могут съесть.
  • В конце Элли еле живая прётся мстить Эбби – ну такое… Что она в таком состоянии вообще сделать может? Серьёзно. Даже если учитывать, что и Эбби там при смерти уже.
  • Во время финального боя Эбби отгрызает два пальца Элли. Жесть, как же она будет играть на гитаре песню Through The Valley из трейлера? Я с пятью-то пальцами периодически лажаю, а здесь три. Ух.

Напоследок

Я даже не представляю, что здесь написать. Могу сказать лишь то, что я отметила малую часть своих размышлений, и передать всю гамму чувств невозможно. Игра невероятного объёма, и охватить её всю при обсуждении нереально.
Какие-то моменты я не затронула специально, какие-то – из-за бессмысленности обсуждения, некоторые точно упустила по невнимательности.

И мне приходит в голову, что на самом деле писать какой-то обзор на The Last of Us Part II – дело гиблое што ли… Ради повода поговорить разве что, обсудить какие-то моменты, поделиться впечатлениями, но глобальному обсуждению игра будто и не подлежит вовсе. Её надо перепроходить много-много раз, а ещё лучше – через несколько лет, когда можно будет взяться за неё с уже немножечко обновлёнными мозгами и восприятием. А потом ещё через несколько лет. И ещё. И каждый раз эта игра будет поднимать бурю в душе и мозгу, и каждый раз эта буря будет не похожа на прошлую.

В ближайшее время я перепройду The Last of Us Part II, прочитаю этот текст и пойму, что написала полную дичь. А ещё через десяток лет после очередного перепрохождения лирично захочу сжечь написанное, хотя по итогу прозаично ограничусь кнопкой «удалить».

По классике:
«Только в слабости ты обретёшь свою истинную силу»
© Лев

 Для сравнения (не пугайтесь):


The Last of Us: Part II

Платформы
PS4 | PS5
Жанры
Дата выхода
19 июня 2020
2.3K
3.9
2 344 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

что случилось с семьей Элли с Диной и ее ребенком (будь я Элли и будь у меня такая Дина я бы думал о них в первую очередь), учитывая обстоятельтсва их запросто мог сьесть щелкун переросток, и здесь уже вопрос неужелли Элли в следующей игре, если она будет, пойдёт мстить зараденным за свою семью, и игрокам дадут возможность сыграть за щелкуна чтобы проникнуться тяжкой судьбой чудовищ людоедов. что случилось с семьей Элли с Диной и ее ребенком (будь я Элли и будь у меня такая Дина я бы думал о них в первую очередь), учитывая обстоятельтсва их запросто мог сьесть щелкун переросток, и здесь уже вопрос неужелли Элли в следующей игре, если она будет, пойдёт мстить зараденным за свою семью, и игрокам дадут возможность сыграть за щелкуна чтобы проникнуться тяжкой судьбой чудовищ людоедов.


Врядли) Элли сделала выбор. Ей нужно было уйти, чтобы избавиться от мучивших ее мыслей, решить вопрос для себя. И она неизбежно потеряла все, вернувшись домой. Думаю, она даже не стала искать Дину с ребенком(у которых все хорошо, скорее всего они просто переехали к сестре). Теперь она делает выбор за себя сама и думаю в следующей игре, если таковая будет, она пойдет искать оставшихся «светлячков», чтобы постараться сделать вакцину от болезни. Но, опять же, это если будет третья часть, учитывая то, как полыхает у игроков от сюжета второй)
Как человек, прошедший Tlou2# сегодня на «выживании», хочу сказать, что зря ты недооцениваешь этот режим, потому как хоть и получается дольше, прочувствовать историю это помогает намного лучше, да и эмоций дарит больше) Хотя есть и обратная сторона монеты, перепроходить я уж точно не буду ее в ближайшее время, ибо впечатления слишком сильные, и их много, не все из них хорошие. Но зато вторую главную героиню принять получается лучше, и даже проникнуться ею, потому как времени банально больше)

А блог хороший) В одном блоге невозможно было бы описать все, да и не за чем это делать. Самое главное сказать именно то, что хочется, и я думаю именно это отлично сделать получилось)

А и да:

Не знаю, только лишь у меня возникли вопросики касаемо звуков. Сделано всё круто, натуралистично, но почему-то у меня вечно речь героя была достаточно громкой, а слова собеседника – тихими, не приглушёнными, а прям тихими. А ещё я никак не могла понять, к какой из настроек относится вопль зомбарей: к речи или к звуковым эффектам. Очень уж громко было. Как бы я ни пыталась отрегулировать, всё равно чувствовался сильный дисбаланс. И речь людей-противников неоправданно странная была по громкости. Иной раз звучали реплики как над ухом, а на самом деле поблизости не было никого из врагов. И реплика была спокойная, не крик. Так и не разобралась, в чём дело.Не знаю, только лишь у меня возникли вопросики касаемо звуков. Сделано всё круто, натуралистично, но почему-то у меня вечно речь героя была достаточно громкой, а слова собеседника – тихими, не приглушёнными, а прям тихими. А ещё я никак не могла понять, к какой из настроек относится вопль зомбарей: к речи или к звуковым эффектам. Очень уж громко было. Как бы я ни пыталась отрегулировать, всё равно чувствовался сильный дисбаланс. И речь людей-противников неоправданно странная была по громкости. Иной раз звучали реплики как над ухом, а на самом деле поблизости не было никого из врагов. И реплика была спокойная, не крик. Так и не разобралась, в чём дело.


Жутко бесит это. При чем когда это происходило, я отчаянно вертел камерой и пытался ближе подойти, но это едва ли всегда помогало, и очередная возможно, интересная реплика терялась в звуках окружения. Если буду перепроходить, надо будет оригинальную озвучку включить обязательно)
А и да:
Простила потому что простила


Чтобы кого-то простить, надо как минимум, чтобы другой попросил прощения. Ни Элли, ни тем более Эбби не прощают друг друга. Они именно что отпускают друг друга. Отпускают говенное прошлое в лице друг друга, чтобы попытаться жить, не оглядываясь назад. Эбби не режет горло Дине только потому, что ее новый спутник в новой жизни будет знать о том, что она сделала. Поэтому она и останавливается, глядя на Лева.

Элли же не убивает Эбби по тем же причинам, но переживая это больше в… себе. Потому что ровно в тот самый момент, когда дело почти сделано, перед глазами возникает не истерзанный Эбби Джоэл. А Джоэл, которому она пообещала простить то содеянное, что он сделал. Но не успевает простить. И отпуская его убийцу, она скорее отпускает это прошлое, чтобы жить дальше. Ведь то, за что и она его ненавидела, воздала ему Эбби. Тем самым Элли в этот момент и прощает Джоела, и отпускает все то прошлое, что и ей жить не дает, в лице Эбби.
разработчики думают: ничего не обязана, как захотим, так и будет))))


Я не знаю, какие по характеру люди создавали эту игру, но если бы столько негатива творилось вокруг того что я создал. А это прям перебор, наверное пожизненно стал таким как Том:



Но, мол, знаешь, когда-нибудь ты позволишь себе его покупку, переедешь куда-нибудь, где можно будет разойтись не на шутку, и будешь подкрепляться не водкой, а, например, кальвадосом :)


Чувствую это нужно устроить и без переездов. А учитывая мою ситуацию, какие там переезды. Так что будет соседям:



Ой, Марічко, чичері, чичері, чичері,
Розчеши ми кучері, кучері, кучері!
Yara, спасибо тебе, но лучше закончу. Только зря тебе ленту комментариев засорил, нужно было по игре написать и все.
Все равно в жестянке моей ничего лучше не станет, так как уважение и добро за деньги не купишь.
Не только ж об игрухах трындеть)
Мол, всё окей. Приятно пообщаться.
не нравится игра, не покупайте; показывает, будто он и не сильно-то переживает) либо это самозащита в какой-то мере


Похоже что точной правды мы не узнаем, но мне все равно обидно что мог бы получится хороший проэкт, но как это часто бывает, признак цивилизации не делает самих обитателей этой цивилизации цивилизованными. А как по мне уже наступило такое время, когда помешательство на расизме, гомофобии и прочем дерьме сделало из угнетаемых угнетателей, так как быдлизм наступает тогда когда гребут всех подрят, а судя по новой «охоте на ведьм», это сейчас и происходит.

я бы спросила про ситуацию, но думаю, это личное


Учитывая какой я балабол, весь СГ знает что и как у меня. Злопыхатели потерают ручки, гайка предлагает выпить горячительного, остальные кто меня знают с олимпийским спокойствием смотрят на это все, уже ничему не удивляясь.
Теперь я промахнулся с ответом =)
И упав в водоворот бури эмоций самой игры, с которого я охренел, еще больше охренел я с «обсуждений» её.
Да, вот также было примерно. Когда я проходила игру, да даже в самом начале, когда Джоэла убили, я уже поняла: уууу, что же это будет, игроки явно будут бунтовать, грустить, делиться на несколько лагерей, спорить и т. д. После прохождения только ещё больше укрепилось подозрение. Ну а потом, после написания обзора, упав в водоворот обсуждений, я уже нисколько не удивилась реакциям, но, признаться, удивилась тому, насколько громко эта игра просто прогремела в жизнях людей, очень большой шквал эмоций.

Ну ничего, думаю это будет хорошим опытом для тебя, потому что никогда не стоит спешить с таким большим обзором на такую большую игру, ибо этого, к сожалению, мало кто сможет оценить по достоинству.
Здесь ты прав) но на самом деле я изначально отдавала себе отчёт в том, что именно сейчас его никто не прочитает, слишком рано. Но из-за того, что мне хотелось накатать текст без опоры на всю вот эту шумиху вокруг плюс со свежими собственными эмоциями, я написала сразу. И выложила, чтобы потом не давать себе возможности редачить. Выложил и всё, душа спокойна. Я ведь понимаю, что кому будет интересно, потом просто поищет блоги по игре и откопает мой)
Я помню, написала по первой части блог спустя 3 года после выхода игры. Тогда только начала играть во что-то, и первая часть оставила след. И несмотря на то, что было уже 100500 текстов, блогов, новостей, в целом всё равно было много тех, кому мой текст понравился. Хотя, казалось бы, неактуально ж уже)
Поэтому я пишу тогда, когда хочется самой. Пишу больше для себя, для собственного удовлетворения, но знаю, что 2-3 человека обязательно оценят, и мне будет приятно, что я поделилась мыслями с ними.

немного другие чувства уже испытываю, потому как более трезвым взглядом оцениваю сюжет и окружении.
Это ты проходишь после недавнего прохождения, а представь, что будет через несколько лет, например, хд. Будут чувства ещё сильнее отличаться и мысли другие будут.
Когда я была маленькая, я заметила, что мой отец перечитывает некоторые книги из школьной программы. Тогда я не поняла зачем. Но со временем я поняла, что сильные произведения, будь то игры, книги, фильмы, надо оценивать спустя года. Восприятие другое, видишь иначе, понимаешь и открываешь что-то новое. Думаю, с TLoU ll также будет)

Классно, что в записках раскрывается образ Айзека, кем он был в стане военных, потом, что делал у псов…
Кстати про Айзека. Я вот в тексте не отметила, потому что только сейчас как-то осознала. Нам ведь его практически не показывают напрямую, это явно интересный и колоритный персонаж, но нам не дают возможность посмотреть на него своими глазами. Однако через призму восприятия других людей, его окружения, через упоминания он описан прекрасно. Этого вполне достаточно, чтобы сложить собственное впечатление, мнение о герое.

Но опять же, это мне нужно ее перепройти и в каждый угол залезть, да морщинку на лице считать)
Здесь соглы. Я вообще считаю, что истина в деталях. И все эти мелочи очень важны, потому и хочу перепройти игру. Досконально всё посмотреть, оценить, чтобы из комнаты доносилось: огоооо, офигеть, тут даже так можно, они даже такую мелочь проработали и т. д.

Но опять же понимаю, почему многим не надо заново на этот ад смотреть. А тем более переживать..)
Может, я ошибаюсь, но эта игра даже самого равнодушного человека повергнет в тяжёлое состояние. А людей, у которых есть предрасположенность к, назовём это так, загонам по разным поводам, и подавно. По поводу солнца, лета и пр. ты правильно заметил. Я точно выпала из жизни после прохождения, и общаться ни с кем не хотелось, и много мыслей, выводов в голову лезли. Будто и на жизнь по-другому начинаешь смотреть, и жить тоже сразу хочется по-другому, хочется учиться на том, что оставляет такое неизгладимое впечатление. После сильной игры прежним не останешься.
Текст будет со спойлерами.

Глазами пробежался, поставлю плюс, но полностью прочту после Прохождения.
Видно, что поработали над содержанием. Продолжайте в том же духе.
Без этого дерьма никуда, конечно же. Я тебя понимаю. Хотя жизынь преподносит нам ровно столько проблем, сколько мы можем вынести. А значит, ты со всем справишься.
И ныть вполне себе законно, если при этом что-то менять и стараться улучшить уровень жизни ^_°

Фотка настоящая? Ну в плане тобой сделана? '_'
Ой-ёй, только сейчас увидела комменты и всю вашу беседу выше(

Спасибо за фидбэк, приятно слышать!

По поводу «выживания». Я не то чтобы недооцениваю, просто мне кажется, что это дело вкуса и возможностей. Грубо говоря, бывает, что человек ограничен во времени, а ему интересно пройти игру, и вот он берёт средний или низкий уровень сложности, чтобы уложиться в отведённое себе время. Бывает, что не хватает скилла. Человеку, который редко берёт в руки геймпад, сразу приноровиться трудно. Конечно, сразу в огонь прыгать можно, даже быстрее научишься :D но тоже не для всех, у кого-то большие трудности могут только омрачить впечатление от игры.
Поэтому выбор уровня сложности зависит от многих критериев) и меня радует, что их много. Настройка игры мобильна, и этим приятно пользоваться. Всегда можно перепройти на нужном уровне или же гибко переключиться во время прохождения.

Кстати никогда не задумывалась о том, что на высоком уровне сложности сильнее проникаешься вторым главным героем, потому что ты с ним дольше. А ведь это годная мысль…

Я пару раз пыталась перепройти вторую часть. Запускала игру, но, знаешь, впадала в состояние непонятное) как будто сил не хватает. Кажется, я её просто до сих пор перевариваю.

По поводу оригинальной озвучки плюс)
Возможно будет продолжение, судя по новостям (если это правда), игра окупается с лихвой, ну даже те кто негативно оценивают сюжет все равно ее купили, знаю ибо в Девике с такими пересикаюсь.
Ой-ёй, только сейчас увидела комменты и всю вашу беседу выше(


Да понятно, под шквал критики со стороны всех причастных и непричастных к покупке и прохождению игры геймеров, к сожалению попал и твой чудесный блог, незаслуженно скрытый от глаз широкой публики так долго. Я, если честно, тоже с этого офигел, оградившись от спойлеров и обсуждений и просто проходя ее. И упав в водоворот бури эмоций самой игры, с которого я охренел, еще больше охренел я с «обсуждений» её.

Ну ничего, думаю это будет хорошим опытом для тебя, потому что никогда не стоит спешить с таким большим обзором на такую большую игру, ибо этого, к сожалению, мало кто сможет оценить по достоинству.

А по поводу сложности, мне просто так интереснее было, и да, не спорю, это дело вкуса. Сейчас на игре +, подхожу снова к больничке псов, где придется снова мучить Нору, и да, немного другие чувства уже испытываю, потому как более трезвым взглядом оцениваю сюжет и окружении. Классно, что в записках раскрывается образ Айзека, кем он был в стане военных, потом, что делал у псов… Такой жаждущий власти и подчинения себе мужик, что готов расстрелять девочку за порчу своего сранного плаката, а история Мести за нее Бориса эт вообще… Как он своих же соседей за бездействие закрыл с зараженными в гараже… Истории и окружении, более детальное исследование мира очень подстегивает перепроходить. Ну и… мелочи в разговорах героев тоже доставляют. Например у Эбби прям выражение лица меняется, когда она слышит имя Джоэла из уст Томми.

Но опять же, это мне нужно ее перепройти и в каждый угол залезть, да морщинку на лице считать) И я не сразу начал заново, тож переваривал неделю до, и таки решил, что мне надо. Но опять же понимаю, почему многим не надо заново на этот ад смотреть. А тем более переживать..)

Лето, солнце и более яркие и радостные впечатления тоже нужны, особенно когда за окном столь яркая может жизнь кипеть)
Если в плохую сторону, то это ещё больше наводит на тоску небось.
Прощение со всех сторон?) Вряд ли. Скорее разрушившая свою жизнь из-за того, что долго не могла простить и отпустить. Хорошо хоть под конец поняла, что ничего эта расплата ей не принесет. И на фоне того, что показано в игре, куда приводит насилие и упрямое желание идти до конца, дабы вырезать всех «чужих», финал очень хорош. Он намного лучше того, с чем мы остались после первой части.

Может и тебе нужно сделать первый шаг в сторону того, кого ты обидел, или кто зол на тебя за что-то? По крайней мере попытаться, если это тебе важно. А потом еще и еще пытаться, если в первый раз не получится. Глядишь и исправить что удастся.
признак цивилизации не делает самих обитателей этой цивилизации цивилизованными
как верно подмечено. да и в целом соглашусь

Учитывая какой я балабол, весь СГ знает что и как у меня.
ааа, я просто здесь не частый гость за неимением времени( вот и не в курсах, чё по чём
Читай также