Предисловие.
В один прекрасный февральский день 2020-го года мне в голову пришла мысль — зайти на мой аккаунт в Origin. Я уже лет эдак 5 играю только на консоли, поэтому мои учетные записи Steam, Origin и GOG давно покрылись пылью, которую иногда сдувает пролетающее мимо перекати-поле. С большим трудом вспомнив пароль от сервиса Electronic Arts, я преодолел барьер авторизации и обнаружил в своей библиотеке много интересного — Alice: Madness Returns, трилогия Dead Space, Jade Empire и много чего еще, но это неважно, потому что взгляд мой вцепился в три игры от компании BioWare, со словосочетанием Mass Effect в названии. И тут я осознал нечто странное — я ни одну из них ни разу не запускал. Я столько слышал про Mass Effect и даже хотел приобщиться к этой вселенной, но так и не сделал этого. Что ж, самое время наверстать — сказал я себе и отправился примерять на себя роль коммандера Джона Шепарда. И в тот момент я даже не подозревал, насколько, черт побери, это будет правильное решение! Ну а с помощью данного текста мне просто хочется поделиться своими впечатлениями, коих накопилось немало за 3 игры. Как знать, возможно читатель сего захочет и сам попробовать себя в роли коммандера Шепарда, если, как и я, пропустил в свое время.
Когда твою трилогию начали проходить только в 2020-ом.
Mass Effect. Хорошее космическое приключение.
Перед тем как погрузить меня в звездные скандалы, интриги и расследования, игра потребовала, чтобы я создал персонажа. Мне было лень занимается настройкой внешности и всего вот этого, поэтому я выбрал готовый вариант от разработчиков. В последующем я просто переносил персонажа в сиквел и триквел.
Да, вот этот вариант.
И вот уже после этого игра начинает вводить в курс дела. В 2149-ом году, в ходе освоения космоса, человечество обнаруживает такие устройства, как ретрансляторы массы. Эти устройства позволяют быстро и удобно перемещаться между разными участками галактики Млечного Пути. Только вот люди не знали, что другие разумные расы галактики уже давно этой технологией пользуются и даже придумали закон, согласно которому нельзя активировать эти ретрансляторы налево и направо. Незнание человеков спровоцировало войну Первого Контакта с расой турианцев, а также недоверие к людям со стороны остальных рас. Однако со временем ситуация становится более спокойной. Человечество начинает все больше вливаться в общегалактические дела, ну а коммандер Шепард должен стать первым Спектром от человеческой расы. Спектры — это спец агенты, которые подчиняются только верховному галактическому совету и выполняют самые невыполнимые и самые засекреченные миссии. И тут начинаются проблемы. Спектр Сарен Артериус предает совет, берет под свое командование синтетическую расу гетов, устраивает бойню на планете Иден Прайм и начинает искать остатки технологий вымершей расы протеан. Считается, что именно протеане создали ретрансляторы массы, но это явно не все их творения. В ходе стычки на Иден Прайм, Шепард вступает в телепатический контакт с маяком, оставленным протеанами. Этот самый контакт являет Шепарду странные видения, которые довольно сложно понять, но они явно не сулят ничего хорошего. И вот теперь Шепард, получив лицензию Спектра и корабль под названием Нормандия, должен остановить Сарена и его армию.
Я бы на месте Шепарда тоже ничего из этого не понял.
А теперь давай к геймплею, я пока все это писал сам чуть не забыл, что у нас тут все таки игра. Помимо ролевой составляющей, а именно разветвленных диалогов и системы морали, Mass Effect предлагает игроку довольно примитивный и топорный шутер от третьего лица с укрытиями и различными элементами прокачки. Улучшать можно характеристики самого персонажа, своих напарников, а так же есть возможность ставить модули с различными эффектами на используемое оружие. Помимо вышеперечисленного, для Шепарда и его команды нужно подбирать толковый шмот. Он тут имеет не такое важное значение, как в какой-нибудь современной лутовальне, но в устаревших портках лучше не задерживаться, если есть возможность заменить их на нечто более эффективное. Я проходил игру на ветеране, это была максимальная сложность из доступных на первое прохождение. И, честно говоря, серьезной проблемой для меня стала только Матриарх Бенезия, но и то только потому что я к ней пришел слишком рано и со слабой снарягой. В остальном, все было довольно легко, особенно ближе к финалу.
Этот жест Бенезии мне потом в кошмарах снился. Настолько долго я с ней возился.
Ах да, не стрельбой единой вражины побеждаются. У каждого персонажа, включая самого Шепарда, есть свои особые умения. Кто-то является биотиком и способен вытворять гравитационные вихри, защитные барьеры, или же просто может кинуть сгусток энергии врагу в лицо. Кто-то использует свои таланты техника. Ну а кто-то просто чертовски хорош в военном ремесле, как мой Шепард, например.
Разумеется, все спецспособности напарников находятся в распоряжении коммандера.
Ну а теперь ненадолго вернемся к сюжету. Используя все вышеперечисленное, Шепард становится серьезной угрозой для Сарена, который, как оказалось, подчиняется Властелину — представителю древней синтетической расы Жнецов. Именно они когда-то истребили протеан и теперь хотят повторить с нынешним населением галактики. Жнецы представляют собой огромные «живые» космические корабли, которые способны одурманивать разум, а также видоизменять и подчинять захваченных существ. Сарен намерен провести Властелина, на огромную космическую станцию Цитадель, на которой сосредоточено галактическое правительство, чтобы с помощью ее энергии тот смог призвать остальных Жнецов и начать новый цикл жатвы населения галактики. Я сейчас все несколько упростил, на деле там и ситуация сложнее, и событий ощутимо больше.
Черный Властелин по версии Mass Effect.
Шепард успевает спасти положение и убивает Сарена. Затем убивает вселившегося в его тело Властелина, и все счастливы, кроме галактического совета, которым я пожертвовал. И теперь мы можем подвести итоги касательно первой части, а также вспомнить вещи, которые я не упомянул ранее. В моем приключении выжили почти все члены команды. Романсить мне никого не захотелось, хотя вариантов было достаточно. Мораль была полностью вкачана на парагон. Большая часть сайд квестов была выполнена, хоть и не все. Кстати, о морали, все 3 части Mass Effect предлагают систему парагон\ренегат, которая настраивается в зависимости от принятых игроком решений, она же влияет на концовку. Штука очень интересная, но в первой части она не так крута, как в последующих.
На данном скрине Шепард явно обеспокоен возможной неправильной прокачкой.
Что касается общих впечатлений. Мне очень понравилась вселенная и приключение, которое мне довелось пережить. Ничего сверхкрутого я не увидел, да и шутерная механика со странной стрельбой и оружием, которое не расходует патроны, а перегревается, меня не особо возбуждала. Но у всего этого был дух увлекательного приключения. Я легко ассоциировал себя с Шепардом, чему способствовала диалоговая система с богатым набором реплик. А какой потрясающий тут саундтрек! Джек Волл и Сэм Халик создали нечто волшебное! Композиторы, как мне кажется, вдохновлялись работами Вангелиса для Бегущего по лезвию, хотя это только мои догадки. Мне даже понравилось исследовать различные планеты на вездеходе Мако, хотя его управляемость, это что-то страшное.
Ляпота.
Однако коммандер Шепард прекрасно понимал, что победа над Сареном и Властелином, это только начало. Жнецы так просто не остановятся, а соответственно не должен останавливаться и он. А это значит, что пора переходить к сиквелу.
Mass Effect 2. Потрясающее, захватывающее, невероятное, сексуальное, брутальное, мрачное космическое приключение.
Сиквел Mass Effect начинается с того, что главный герой внезапно УМИРАЕТ. Наш корабль Нормандия уничтожен неизвестным судном. Часть команды успевает спастись, а Шепард остается болтаться без кислорода в открытом космосе, едва успев спасти Джокера. Это псевдоним пилота, Бэтмен тут не при чем. Я не упоминал его в рассказе о первой части, ибо сколько-нибудь важной роли он там не играл. Так вот, Шепард мертв. Что же делать? Кто теперь будет предотвращать новое вторжение Жнецов? На эти вопросы есть ответ у Призрака, главы организации Цербер, с которой у Шепарда было несколько стычек в первой части. И несмотря на эти самые стычки, Призрак уверен, что Шепард нужен галактике как никогда, поэтому запускает проект Лазарь, цель которого оживить коммандера с помощью кибер имплантов. Короче, из Шепарда хотят сделать нечто вроде Адама Дженсена и ведь делают.
На самом деле, заданий будет больше.
Шепард приходит в себя спустя 2 года после своей смерти на одной из баз Цербера и понимает, что базу в данный момент атакуют. Всю серьезность ситуации подтверждает по радиосвязи Миранда Лоусон, руководитель проекта Лазарь. Шепард быстро находит оружие и теперь ему, как и игроку, предстоит познакомиться с обновленной боевой системой. Теперь мы имеем шутер с укрытиями здорового человека, а у оружия появились патроны, хоть и универсальные, но уже круто. В оружие больше не нужно вставлять модули, чтобы делать выстрелы с особым видом урона. Теперь для этого есть отдельные режимы стрельбы, которые можно переключать в любой момент и прокачивать наравне с другими навыками. И это чертовски удобно, теперь не нужно тратить время на копание в инвентаре. Ты просто берешь нужные стволы и стреляешь из них так, как считаешь нужным. Среди разновидностей оружия появились особые спец пушки, для которых требуются спец патроны. Для них нельзя применить режимы стрельбы, но это и не страшно, потому что спец пушки и без того наносят весьма недурственный урон. Сиквел, в принципе, больше концентрируется на перестрелках и их постановке, но и про свою ролевую основу он также не забывает, но о ней чуть позже.
О да, так намного лучше.
Шепард выбирается с базы Цербера в компании Джейкоба Тейлора и вышеупомянутой Миранды Лоусон. Коммандер не в восторге, что теперь ему приходится дружить со своими старыми врагами, но выбора у него нет. Добравшись до другой базы, Шепард связывается с Призраком, чтобы познакомиться и понять, зачем ему вытаскивать из могилы коммандера. Призрак же говорит, что видит в Шепарде инструмент и символ, который идеально подходит на роль спасителя галактики. Шепард уже смог победить одного Жнеца, кому же еще можно доверить миссию по предотвращению вторжения остальных? Помимо этого Призрак сообщает, что в людских колониях в разных уголках галактики происходят странные вещи. Эти самые колонии просто исчезают. Военный Альянс, в котором раньше служил Шепард, не предпринимает никаких решительных действий, поэтому Цербер берет инициативу в свои руки. Цербер, на самом деле, и был создан, чтобы отстаивать интересы человеческой расы в галактике. Правда, порой он это делает слишком радикально, применяя силу в отношении других рас, а порой и в отношении людей. Призрак считает, что небольшие потери допустимы для великих целей. Шепард с ним не согласен, но теперь им, так или иначе, необходимо объединиться. Помогать коммандеру будут его новые знакомые Джейкоб и Миранда. И вот последняя представляет особый интерес.
Косплееры сразу поняли, что с этим делать.
Именно Миранда вытащила Шепарда с того света. Однако она воспринимает его, как и многих других, лишь в роли функции. В случае с Шепардом, очень дорогой функции. Поначалу этот персонаж производит впечатление стервочки, которая прочитала много мотивирующей литературы с общим посылом — ты богиня, а мужики плебеи. Однако, если не оставлять попыток ее разговорить, то можно узнать, что она стала такой из-за влияния ее отца, который ну вот совсем не тянет на образцового папашу. Он растил свою дочь, как инструмент, беспокоясь, что она будет функционировать не так, как ему нужно, а не о ее благополучии. Поэтому неудивительно, что Миранда в итоге относится к людям также пренебрежительно. Кстати, о диалогах с ней, камера в разговорных сценах толсто намекает, что с Мирандой можно будет не только поговорить, если постараться.
Ок, я вас понял ...
Общение со своей командой в Mass Effect 2 — это важное условие получения хорошей концовки. Ну и это просто интересно. В первой части разговоры с экипажем Нормандии тоже были занятными, но от них зависело ощутимо меньше, чем во второй. Кстати, о команде, Шепард довольно быстро выясняет, что за исчезновением множества колоний стоит раса Коллекционеров, и именно они уничтожили первую Нормандию. Теперь ему нужно собрать новую команду, которая поможет ему разгромить Коллекционеров. Почему я сказал именно ПЕРВУЮ Нормандию? Потому что Призрак делает Шепарду мощный подгон в виде обновленной Нормандии, катсцена с презентацией которой способна вызвать эстетический оргазм. Призрак даже нанимает Джокера, чтобы новым кораблем управлял уже знакомый пилот. Ну и просто, чтобы Шепарду было комфортнее со старым другом под боком. И это вся завязка сюжета, нужно просто собрать команду и прокачать корабль для финальной схватки с Коллекционерами. Звучит довольно просто, правда? Только вот каждый новый член команды имеет за плечами свою историю, в которую игроку предстоит погрузиться, если он хочет получить достойную концовку. У сопартийца, есть своя так называемая миссия на верность. В ходе нее Шепард помогает своему тиммейту решить некую личную проблему. Как правило, на этих заданиях нужно просто поучаствовать в ряде крутых перестрелок, но бывают и исключения. Например, миссия на верность Тейна Криоса подразумевает слежку за целью и эффективное ведение переговоров с обновленной системой парагон\ренегат. Теперь в некоторых сценах запускается QTE на пару секунд из буквально одной кнопки с возможностью выполнить действие либо парагона, либо ренегата. И это весьма серьезное нововведение, ведь теперь не так уж выгодно отыгрывать строго парагона или ренегата, как в первой части. Одна из сторон, конечно, все равно будет существенно превалировать, но теперь, отыгрывая хорошего парня, не стоит полностью игнорировать действия ренегата и наоборот.
Нажми на кнопку — получишь результат.
Более того, от выбора темной или светлой стороны теперь зависит и внешность Шепарда. Если быть хорошим, то постоперационные шрамы коммандера затянутся, и он будет выглядеть совсем как в первой части. А если быть плохишом, то получится обратный эффект, и Шепард станет похож на терминатора.
Ему нужны твоя одежда, обувь и мотоцикл.
Возвращаясь к миссиям на верность, их будет много, ведь и команду предстоит собрать не маленькую. В ней будут, преимущественно, новые лица, но для старичков Гаруса и Тали тоже нашлось место. Мне больше всего запомнились вышеупомянутая миссия с допросом и миссия для Миранды, где необходимо спасти ее сестру, у этого задания довольно трогательный финал. Не все они одинаково хороши, миссия для Гранта, например, мне вообще не понравилась. И все же, лучше выполнить все эти задания, это существенно повысит шансы на выживание твоих соратников.
Фулл хаус.
В итоге мой Шепард победил Коллекционеров, потеряв из отряда только одного бойца. Определенно, его можно было спасти, видимо я накосячил с распределением обязанностей в одном из сегментов финальной Суицидной Миссии. С Мирандой я построил бэд ромменс. Почему бэд, расскажу в разделе про третью часть. Финальный босс же был побежден без особых проблем, несмотря на максимальную сложность. Да, в отличие от первой части, здесь можно уже на первом прохождении поставить сложность Безумие, так намного веселее.
Финальный босс. Симпотяга, правда?
Вторая часть стала намного динамичнее, мрачнее и брутальнее. Шепард больше не спец агент, которого все везде рады видеть. Теперь он сотрудничает с радикалами и вынужден взаимодействовать с самыми разными личностями, некоторые из которых особого доверия не вызывают. Многие вещи были урезаны и упрощены. Кастомизация брони стала чуть детальней. Ее можно как угодно красить и менять отдельные элементы, от которых зависят получаемые боевые бонусы. Про боевку уже было сказано выше, но ничего не было сказано про локации, на которых проходят стычки и простые прогулки. Они стали заметно уже и превратились, по сути, в коридоры. Как ни странно, но это пошло Mass Effect только на пользу, потому что в первой части локации были просторнее и на них было много лишней ходьбы, а порой и вовсе возникал вопрос из 90-ых — куда мне вообще идти?! Ну и визуальный дизайн локаций мне куда больше нравится именно в сиквеле. Из минусов, пожалуй, только некоторые сайд квесты, которые активируются в один момент, а становятся возможными для выполнения в совершенно другой. Да и описания у этих квестов порой просто бомбические — найдите кого-нибудь на Цитадели, кому нужен поддельный пропуск. Я несколько раз обошел всю Цитадель, но никого не нашел. Ходить незнамо куда в принципе не очень-то весело, а потом еще и выяснилось, что сейчас квест вообще невыполним, потому что нужный NPC появится в Цитадели после выполнения определенной сюжетной миссии. И об этом мне сообщила не сама игра, а фанатская Wiki. Ну это такое себе, знаете ли. Но закончить со второй частью я хотел бы на приятной ноте. Mass Effect 2 подарила миру не только интересную историю, крутой экшн и мощный саундтрек от Джека Волла. Mass Effect 2 подарила миру такие крутые мемы, как разговоры про калибровку и ASSUMING DIRECT CONTROL.
Но даже это еще не все. Mass Effect 2 — единственная игра из тех, что я знаю, в которой можно рекламировать магазины. Рекламировать! Магазины!
Mass Effect 3. Последнее космическое приключение.
Рассказ о триквеле будет несколько короче, потому что изменений в ней не так уж много. Да и о сюжете много не скажешь. Боевка стала чуть динамичнее за счет добавления перекатов Шепарду и гранат врагам. В ближний бой добавился усиленный удар. Регенерирует теперь только щит, здоровье восполнятся строго аптечками. Почти как в первой части, там можно было дождаться регенерации всего, но с аптечкой быстрее получалось.
Утро началось не с кофе.
Вот забавно, но начав Mass Effect 3, я не мог избавиться от ощущения, что разработчики словно стыдятся второй части. В финале Mass Effect 2 Шепард, под эпичнейшую музыку, готовился разносить уже самих Жнецов. Я, в невероятном предвкушении, сразу после титров запускаю третью часть, и что я вижу — Шепард наслаждается пенсией на Земле, Альянс конфисковал Нормандию, вся команда разбежалась, даже Миранда непонятно где, а ведь я им с Шепардом любовь-морковь намутил. Такое ощущение, что между второй и третьей частью должна была быть отдельная игра. У меня вагон вопросов ко всему этому. Почему Шепард вернулся в Альянс и позволил конфисковать корабль? Я всю вторую часть отыгрывал парня, который не любит Альянс, что за бред? Я для чего сохранения переносил? Ок, часть команды договаривалась с Шепардом только на битву с Коллекционерами, но это только часть, что с остальными? Почему Шепард и Миранда не вместе? Что вообще происходит? Очевидно, ответ на все эти вопросы один — у сценариста был строго определенный план, и он его придерживался. И все же Шепарду не дают кайфовать на пенсии, потому что Жнецы решили больше не полагаться на помощь всяких Саренов и Коллекционеров, поэтому начали захватывать галактику своими силами. Помимо этого чрезмерную враждебность начинает проявлять Цербер. Со всем этим нужно разобраться Шепарду, кому же еще. Отступив с Земли, которую захватывают Жнецы, Шепард встречается на Марсе с Лиарой Т'Сони. Она обнаружила чертежи оружия против Жнецов, которое протеане не успели закончить. Задача Шепарда в следующем — объединить галактику, собрать максимум военных и научных ресурсов для работы над этим оружием, а также остановить Призрака, который решил, что способен найти способ контролировать Жнецов.
Короче, нужно заполнить эту полоску хотя бы серым цветом, но лучше зеленым, концовка будет лучше.
Исходя из написанного выше, у тебя могло создаться впечатление, будто я глубоко разочарован триквелом. Нет, только его завязкой и отсутствием возможности добавить в свой отряд персов именно из второй части. Гарус и Тали не в счет, они и в первой были. Хотя про персонажей Mass Effect 2 никто не забыл. В третьей части они все получают шикарные завершения своих сюжетных арок. Особенно хорошо удалось прощание с Мордином и Тейном, очень трогательные сцены. Даже Миранда даст о себе знать, но там уже полнейшее динамо. Боевка, опять же, стала намного круче. В оружие теперь снова можно вставлять улучшающие модули, но теперь достаточно единожды поставить нужные модули, в дальнейшем они сами будут обновляться, что довольно удобно. Касательно боевки расстроило только то, что вместо хоть какого-нибудь финального босса, мне всунули нудную перестрелку с мобами.
Биг Бэн — это, конечно, хорошо, но Биг Босс был бы лучше.
А теперь я хотел бы развеять давний миф о том, что без PvE мультиплеера, который в третьей части существует по одной из величайших ошибок человечества, невозможно получить лучшую концовку. Так вот, как было сказано в подписи к картинке с прогресс баром, нужно заполнить полоску зеленым цветом. Для этого можно, как вариант, использовать мультиплеер, но лучше не заниматься копрофилией, а просто выполнять побочки и исследовать галактические сектора. На некоторых форумах пишут, что для этого платные DLC потребуются. Так вот нет, не потребуются. Еще до выполнения всех побочек, зеленая полоска у меня уже была заполнена. Так что выбить наилучшую концовку не так сложно, как может показаться. И, кстати, о самих концовках. Я не понимаю, зачем было выливать в 2012-ом году на BioWare ведро с помоями и требовать от них переделанного финала. Я после титров посмотрел остальные концовки и там даже без дополнения Extended Cut все вполне адекватно и понятно. Лично мне очень понравилась идея о том, что все наилучшие варианты финала не подразумевают выживание Шепарда. Это весьма оригинальный подход.
Choose your destiny.
Пришло время итогов. Я в восторге от этой трилогии, редко получается так сильно вовлечься в игровое приключение, как это получилось с Mass Effect. Я давно слышу разговоры о том, что BioWare уже совсем не те, но только сейчас я понимаю, как же сильно изменилась эта студия. И если им не провести серьезные изменения в кадрах и приоритетах. Боюсь, что такие шедевральные вещи, как приключения Шепарда мы увидим еще очень не скоро. Впрочем, эту замечательную трилогию у нас никто не отбирает. Она всегда будет в нашей памяти и наших сердцах. А еще я хочу обратиться к тебе, читатель. Спасибо большое за твое время. Stay strong, stay together!
P.S. Ну а если материал тебе понравился, то, возможно, ты захочешь посетить и мой Твитч, где мы также сможем подискутировать на те или иные темы.
Лучшие комментарии
Я придерживаюсь мнения, что заканчивать вот так историю, частью которой ты был с 2007 года — это просто плевок в лицо. Излечение генофага и перемирие гетов с кварианцами — ключевые моменты истории мира, наравне с войной с рахни. Хотя бы за кадром рассказать об этом было нужно. Да и последствия последнего выбора Шепарда стоило осветить в больших подробностях, а не просто показать RGB-взрыв.
В целом, такой концовочный огрызок наглядно показывает отношение BioWare к игре. Печально, что для восстановления целостности концовки потребовался общественный резонанс.
п.с. это прозвучит дико, но, при правильных раскладах и правильных сохранениях из МЭ2, в МЭ3 даже Самара романсится (!) как говорится, «как тебе такое, Илюзив Мэн?»
Сцена с ней короткая, но вполне себе однозначная.
P. S. Присутствие Легиона на миссиях Тали порождает много лулзов (можешь на ютубе глянуть).
Подход ни разу не оригинальный, свидетельством тому страничка «Heroic Sacrifice» на TVTropes. ME в списке тоже есть, кстати.
Зачем я исцелял генофаг/оставлял всё как есть? Зачем я мирил кварианцев и гетов/обрекал одну из рас на гибель? Зачем я спасал королеву рахни/топил её в кислоте? Зачем я жизнью пожертвовал, в конце концов? Список можно продолжать.
Как все перечисленные выборы повлияли на мир? Что с ним дальше будет? А с моими напарниками? В оригинальной концовке ничего об этом не рассказывалось, так что можно было представить себе самый мрачный сценарий — большинство выживших заперты на орбите Земли, без топлива, еды и возможности вернуться домой. Начинается междоусобная война за ресурсы, в которой все оставшиеся и умирают. В Extended Cut дали хоть что-то, что описывало последствия моих решений, а не халтурный открытый финал.